Нефтяная промышленность Бахрейна

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

Бахрейн — счастливый билет в пост-нефтяную экономику?

Рано или поздно каждая страна с экономикой, основанной на добыче нефти и газа, встанет перед вопросом — как жить дальше? Что делать? Есть ли уже государства, успешно выбравшиеся из золотой нефтяной клетки?

Чаще всего примером страны, счастливо пережившей такую трансформацию и построившую успешную пост-нефтяную экономику, называют Бахрейн. Несмотря на то, что это небольшое государство продолжает добывать некоторое количество нефти, объемы добычи невелики, а резервов хватит всего лишь на 10–15 лет. При этом Бахрейн остается богатой страной, с высоким уровнем развития, где ВВП на душу населения примерно равен показателям Саудовской Аравии. В стране динамично развиваются финансовая и туристическая индустрия, построены довольно мощные перерабатывающие производства (нефтепереработка и алюминиевая промышленность). Применим ли опыт Бахрейна к другим регионам, могут ли остальные нефтедобывающие страны извлечь какие-то полезные уроки из «бахрейнского чуда»?

Сам Бахрейн — это маленькое островное государство, расположенное в Персидском заливе. Его площадь немного меньше, чем площадь Москвы в пределах МКАДа. Население тоже небольшое — 1,2 миллиона человек, из которых больше половины гастарбайтеры из Индии, Пакистана, Филиппин и других азиатских стран.

История Бахрейна довольно колоритна, как это часто бывает у островных государств, стратегически расположенных рядом с морскими торговыми путями. Геродот и Страбон считали, что Бахрейн (или, как он тогда назывался, Тилос) был прародиной финикийцев. Отличные моряки и одновременно свирепые разбойники, островитяне держали в страхе все окружающие земли, и дошли даже до того, что ограбили Мекку и увезли оттуда Черный камень Каабы, величайшую мусульманскую святыню. Бахрейнцы мечтали, чтобы вместо Мекки верующие приезжали к ним, оставляя дирхемы и, говоря современным языком, развивая индустрию паломнического туризма. Но даже ради Черного камня паломники не торопились воспользоваться их гостеприимством, и через несколько лет камень за выкуп был возвращен на старое место.

В конце концов, остров присоединила к себе Персия. Метрополия оказала сильное культурное влияние на Бахрейн, несмотря на большое расстояние от своих берегов и арабоязычность населения. Именно благодаря длительному пребыванию острова в составе Персии большинство населения (60-70%) до сих пор исповедует шиитский ислам. И сейчас около 10-15% граждан Бахрейна — этнические персы, которые у себя дома разговаривают на фарси.

Персия потеряла остров в конце XVII века, когда он был захвачен неким полуразбойничьим бедуинским племенем. Изгнанная властями с территории современного Ирака за грабеж караванов, эта шайка некоторое время кочевала по побережью Персидского залива, пока не вторглась в пределы современного Бахрейна, выгнала персидский гарнизон и окопалась на этом острове, присоединив заодно к своим владениям и Катар. По вероисповеданию эти арабы были суннитами. Им повезло — через несколько лет регион стала активно «осваивать» Британия, которая официально признала вождя этого племени «хакимом» Бахрейна (в переводе с арабского нечто вроде «начальник»). Через некоторое время Бахрейн официально вошел в состав Британской империи, где и пребывал до самого 1971 года. Семейство Аль-Халифа, так звали первого хакима, до сих пор правит островом. Менялся только титул монарха, повысившись сначала до эмира, а потом и до короля. Довольно длительное время семья Аль-Халифа правила так же и Катаром, пока англичане не отобрали у них этот полуостров и не поставили там другого царька.

Нефть в Бахрейне стали добывать в уже 1932 году — раньше всех других стран Персидского Залива. Главное месторождение Авали расположено прямо на основном острове и занимает примерно 80% его территории.

В глобальных масштабах добыча нефти в стране невелика — в лучшие годы она составляла 75 тыс. баррелей в день. По мере истощения месторождения производство падало и до 30 тыс. бар./день, но меры по интенсификации нефтеотдачи повысили добычу примерно до 40–45 тыс. баррелей в день. Для сравнения, соседний Катар, приблизительно с таким же количеством населения, добывает нефти примерно в десять-двенадцать раз больше.

Но все не так плохо. Согласно договору с Саудовской Аравией, Бахрейн получает также 50% от чистой прибыли от месторождения Абу-Сафа, которое производит примерно 300 тыс. баррелей в день. Так что, примерно три четверти от своих углеводородных доходов Бахрейн получает от нефти, добываемой другим государством. Интересно, что Абу-Сафа находится далеко от берегов Бахрейна (65 миль), и полностью входит в исключительную экономическую зону Саудовской Аравии, располагаясь всего в 30 милях от её берегов. Что же сделало саудовцев такими щедрыми? Ведь поступления от этого месторождения, получается, являются самым главным источником доходов для Бахрейна, превышая в несколько раз все другие доходы, как нефтяные, так и все прочие.

Ответ на это вопрос прост. Дело в том, что Бахрейн уже давно является де-факто колонией Саудовской Аравии.

Когда в 1971 разваливались остатки Британской империи на Ближнем Востоке, на Бахрейн достаточно упорно претендовал Иран. Понятно, что сейчас с иранцами даже разговаривать бы не стали, выставляя эту претензию как очередное доказательство «агрессивной сущности режима аятолл», но тогда Иран был близким союзником США, и к его мнению «мировое сообщество» прислушивалось. Конечно, Бахрейн Ирану не отдали, но хотя бы и не объединили с Катаром и не присоединили к ОАЭ согласно первоначальному плану, против которого так бурно протестовал шах.

Сделать Бахрейн отдельным государством, было, скорее всего, правильным решением, но социальная структура Бахрейна осталась прежней — суннитское меньшинство, железной рукой правящее бедным шиитским большинством. Парламент, конституцию и прочие игрушки, оставленные англичанами, быстро отменили. Но саудовцев все равно терзал страх, особенно усугубившийся после иранской исламской революции, что их извечные соперники иранцы смогут каким-то образом окопаться под самым их носом, рядом с важнейшими нефтяными месторождениями. Поэтому они взяли ситуацию в свои руки.

Весь Бахрейн практически был взят на содержание Саудовской Аравией. Вот почему страна получает такую щедрую «пенсию» в виде доходов от чужого месторождения. Кроме того, саудиты направляют на переработку на НПЗ в Бахрейне около 250 тыс. баррелей нефти в день, а продукты переработки потом с прибылью продаются бахрейнцами по всему миру. Между Бахрейном и Саудовской Аравией был построен 24-километровый мост, названный в честь саудовского короля, навеки связавший оба государства. На острове бурно развивается туризм с прицелом на саудовских клиентов, которые ездят в Бахрейн, что бы отдохнуть от строгостей ваххабитского ислама — попить пивка или заняться еще чем-нибудь, запрещенным у себя дома. Есть сведения, что такой туризм приносит Бахрейну чуть ли не десятую часть ВВП.

Тем не менее, ситуация в Бахрейне оставалась напряженной. Шииты, мягко говоря, были недовольны, что ими правит и их притесняет суннитское меньшинство. Духовные связи с Ираном оставались крепкими, так же росло и местное подполье. Кульминация противостояния произошла в 2011 году, когда под влиянием тунисской и египетской «арабской весны» в Бахрейне произошло восстание против монархии. Движение было массовым, и ситуация становилась критичной для правящей королевской семьи. На улицы вышли сотни тысяч человек, то есть чуть ли не половина населения этой небольшой страны. Но такая «прямая демократия» сильно не понравилась саудовцам, которые ввели в страну свои танки, с удобством используя упомянутый мост короля Фахда. Восстание было крайне жестоко подавлено, десятки протестующих убиты.

Войска Саудовской Аравии, идущие по мосту Короля Фахда в Бахрейн для подавления восстания шиитов. 14 марта 2011. REUTERS / Бахрейн государственное телевидение через Reuters TV.

Забавно, что американское правительство полностью поддержало такие жесткие методы, направленные на сохранение в стране средневекового образа правления. Давила демонстрантов американская техника, стреляли в них из американского оружия, на что американцы спокойно взирали со своей военно-морской базы, расположенной на Бахрейне. Видимо, именно для того, что бы загладить этот свой грех, американцы несколько лет спустя с крайним энтузиазмом поддержали антиправительственные демонстрации в Киеве.

Таким образом, надо признать честно, никакого «бахрейнского чуда» не существует. Все эти финансовые центры, туристические индустрии, убыточные алюминиевые комбинаты — это всего лишь побрякушки, вносящие сущие копейки в национальный бюджет Бахрейна, почти полностью формируемый Саудовской Аравией. Истинные ресурсы благосостояния Бахрейна — географическое положение и международная политическая ситуация, позволяющие правящей семье успешно пользоваться вспомоществованием от своих соседей. Так что, видимо, еще не пришло время для историй о странах, построивших успешную пост-нефтяную экономику.

Экономика Бахрейна

Экономика Мали

Экономика Мавритании

Экономика Южно-Африканской Республики

Хотя это был первый эмират, где Нефть была открыта (1932), Бахрейн, скорее всего, будет первым, кто исчерпает свои запасы. Следовательно, Бахрейн разработал одну из самых диверсифицированных экономик в регионе Персидского залива. Экономическая деятельность Бахрейна, как и других арабских государств в Персидском заливе, в основном сосредоточена на добыче сырой нефти и природного газа, а также на переработке нефтепродуктов, что делает страну чувствительной к колебаниям на мировом нефтяном рынке. Однако Бахрейн опирается на свою давнюю традицию судоходства и торговли и добился большего успеха, чем в некоторых других странах Персидского залива, в развитии производственных, коммерческих и финансовых услуг. Ненефтяной сектор включает нефтехимию, судоремонт, переработку алюминия и легкое производство. Принадлежащий государству Алюминий Бахрейн BSC (Alba), один из крупнейших в мире алюминиевых заводов, и Bapco была прибыльной, но это дало меньше стимулов для приватизации. Бахрейн остается самым важным торговым и финансовым центром в Персидском заливе, хотя он сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Объединенных Арабских Эмиратов .

Сельское хозяйство и рыболовство

Менее 3 процентов территории Бахрейна являются пахотными, а сельское хозяйство обеспечивает лишь незначительную долю валового национального продукта . Большая часть продовольствия Бахрейна импортируется, но сельскохозяйственное производство удовлетворяет некоторые местные потребности, включая большую часть овощей и молочных продуктов. Помидоры, финики, бананы, цитрусовые, манго, гранаты и люцерна (люцерна) являются одними из основных сельскохозяйственных культур. Правительство также поощряет скотоводство и птицеводство , а верблюдов и лошадей разводят для гонок. Все более загрязненные воды залива, в основном вызванные разливами из кувейтских нефтяных установок во время войны в Персидском заливе , привели к гибели экономически ценных морских обитателей (особенно креветок), которые были важны для рыбной промышленность . Рыболовство остается в значительной степени неиспользованным, несмотря на попытки правительства приватизировать и модернизировать отрасль.

Ресурсы и власть

Добыча нефти в Бахрейне всегда была небольшой по стандартам Ближнего Востока, а переработка сырой нефти, импортируемой из Саудовской Аравии, имела гораздо большее значение, поскольку на материке были открыты огромные нефтяные месторождения; В 1998 году Bapco начала крупный проект модернизации своего нефтеперерабатывающего завода. Единственное нефтяное месторождение Бахрейна, Аль-Багрейн (также известное как Авали), быстро истощается. Тем не менее, несколько нефтяных компаний получили правительственные права на разведку. Оффшорные поставки природного газа в стране несколько более существенны. Нефть и ресурсы и добыча природного газа национализированы, но в 1990-х годах правительство начало поощрять иностранные инвестиции в этот сектор.

производство

Традиционными отраслями промышленности Бахрейна были строительство доу (парусные суда с латентной оснасткой), рыболовство, ловля жемчуга и производство тростниковых циновок. Эти мероприятия в настоящее время осуществляются только в небольших масштабах.

Ремонт судов производится в Минах-Салмане, недалеко от Манамы, и на большом дворе Остров Аль-Азль. Легкая промышленность включает производство строительных материалов, мебели, безалкогольных напитков, пластмасс и широкого ассортимента товаров народного потребления. Правительство имеет значительную финансовую долю во всех этих современных отраслях. В дополнение к алюминиевому заводу, эксплуатируемому Alba, в 1986 году был открыт алюминиевый прокатный стан, который производит такие изделия, как дверные и оконные рамы.

финансы

Правительство поощряет рост банковских, страховых и других финансовых услуг, и, следовательно, Бахрейн стал важным финансовым центром, особенно оффшорных банковских услуг. Эта деятельность все больше способствует платежному балансу страны . Бахрейн также смог извлечь выгоду из своей давней традиции коммерческого центра. Страны Центральный банк является Бахрейн валютного агентства, который также выпускает Бахрейнский динар, национальную валюту. Помимо оффшорных банковских подразделений, существуют местные и иностранные коммерческие банки, а также инвестиционные банки. Бахрейнская фондовая биржа открылась в 1989 году.

Сделка

Основным импортером Бахрейна является сырая нефть, поступающая по подводному трубопроводу из Саудовской Аравии для переработки. Другие основные виды импорта — машины, продукты питания и химикаты. Основными статьями экспорта являются очищенные нефтепродукты и алюминиевые товары. Саудовская Аравия является основным торговым партнером, и Соединенные Штаты и Япония также важны.

Сервисы

В службах, включая государственное управление , оборону и розничные продажи, занято около трех пятых рабочей силы Бахрейна, а также около трех пятых валового внутреннего продукта (ВВП). Сфера услуг, особенно туризм, является наиболее быстро растущей областью экономики.

Правительство активно продвигает туризм, и благодаря своему мягкому климату и живописному расположению страна является растущим туристическим направлением. Путешественники из других, более консервативных стран Персидского залива, которые составляют наибольшее количество посетителей, привлечены к более либеральному обществу Бахрейна. Посетители из-за пределов региона приезжают, чтобы узнать о климате страны и о ее уникальном культурном богатстве.

Труд и налогообложение

Большинство рабочей силы составляют мужчины, причем женщины составляют около одной пятой от общего числа. Женщины, однако, поощряются к работе со стороны правительства, особенно в качестве средства для увеличения занятости коренного населения . Начиная с 1970-х годов небахрейнцы составляли большую часть рабочей силы страны; к концу 20-го века две трети работающих были иностранцами. В Бахрейне нет профсоюзов, которые, хотя и законно, не поощряются правительством. Стандартная рабочая неделя — с субботы по среду.

В Бахрейне нет индивидуального подоходного налога , и его единственный корпоративный налог взимается с нефтяных, нефтяных и газовых компаний. Налоги составляют менее трети доходов страны.

Транспорт и связь

Остров Бахрейн имеет отличную систему дорог с твердым покрытием, а его дорожные связи с островами Аль-Мухаррак и Ситра и Саудовской Аравией облегчают поездки. Железных дорог нет, но основные города и деревни хорошо обслуживаются автобусами и такси; Большая часть жителей также владеет автомашинами. Международный аэропорт Бахрейна на острове Аль-Мугаррак является одним из самых загруженных аэропортов на Ближнем Востоке и обслуживается большинством крупных международных авиакомпаний. Манама является штаб-квартирой Gulf Air, принадлежащей правительствам Бахрейна, Омана , Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. Пароходы курсируют по расписанию из Бахрейна в другие порты залива, а также в Пакистан и Индию.

Телекоммуникационная компания Бахрейна (Batelco), основанная в 1981 году, обслуживает нужды страны в области телефонной связи, беспроводной телефонии, передачи данных и Интернета как напрямую, так и через свои дочерние компании. Через Batelco Бахрейн позиционирует себя как региональный телекоммуникационный центр, соединяющий страны региона Персидского залива с более широким миром. В 1998 году Batelco открыла подводную волоконно-оптическую кабельную сеть, связывающую Бахрейн, Кувейт , Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

В Бахрейне обнаружено крупнейшее почти за 90 лет месторождение нефти. Запасы нефти могут оказаться выше 136 млн т

Бахрейн – самая маленькая добывающая углеводороды страна в Совете сотрудничества стран Персидского залива (GCC), который также объединяет Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

Манама, 2 апр – ИА Neftegaz.RU. В Бахрейне обнаружено крупное месторождение нефти и газа.

Об этом стало известно 1 апреля 2018 г.

Верховный комитет по природным ресурсам и экономической безопасности Бахрейна продолжает реализацию своих планов по наращиванию запасов нефти и газа.

Совместные работы с национальными нефтяными компаниями росту в 2 раза объемов геологоразведочных работ (ГРР) привели к обнаружению крупнейших запасов нефти в истории королевства.

Работы проводились в течение 4 кв 2017 г.

Открытое месторождение находится у западного побережья королевства в бассейне Халидж Аль-Бахрейн (Khaleej Al Bahrain).

По оценке комитета, ожидается, что месторождение содержит значительный объем сланцевой нефти и газа.

Новое месторождение является крупнейшим, обнаруженным в Бахрейне с 1932 г, когда на территории королевства началась добыча нефти.

Подробностей о новом открытии пока мало.

Миннефти Бахрейна пообещало провести пресс-конференцию 4 апреля 2018 г, на которой предоставит дополнительную информацию.

Но предварительные оценки сделать уже можно.

Начальные промышленные ресурсы открытого в 1932 г нефтегазового месторождения Авали (Джебель ад-Духан), являющегося 1 из самых крупных в мире, оценивались в 136 млн т нефти и 530 млрд м 3 газа.

Открытое месторождение как минимум сопоставимо с месторождением Авали по запасом – это очень внушительно, даже несмотря на то, что его запасы относятся к категории трудноизвлекаемых (ТРИЗ).

Известно, что DeGolyer и MacNaughton (Demac) работали с властями Бахрейна для оценки месторождений в бассейне Халедж аль-Бахрейн и оценили нефтегазовый резервуар и данные испытаний как перспективные.

Для Бахрейна, бюджет которого на 80% зависит от нефти, это хорошая новость.

В отличие от своих ближайших соседей – Саудовской Аравии и Катара – Бахрейн не добывает много нефти, занимая 57 ю позицию в мире.

В настоящее время в Бахрейне добывается около 45 тыс барр/сутки нефти и более 28 млн м 3 /сутки природного газа.

Но Бахрейн получает еще 150 тыс барр/сутки нефти с морского месторождения Абу-Сафа, которые Бахрейн делит в равных долях с Саудовской Аравией.

Бахрейн – самая маленькая добывающая углеводороды страна в Совете сотрудничества стран Персидского залива (GCC), который также объединяет Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

Это при том, что месторождение Авали было 1 м , которое было обнаружено в Персидском заливе, а Бахрейн – 1 й страной в Заливе, которая начала добывать нефть.

Однако, проблема еще и в том, что запасы нефти и газа в королевстве в настоящее время близки к исчерпанию.

По некоторым данным, запасов действующих месторождений хватит только до 2025 г.

Бахрейн имеет запасы нефти в размере 124,6 млн барр и 92,03 млрд м 3 природного газа, согласно данным Госстат агентства США.

Для сравнения, у соседей-саудитов запасы нефти 266,5 млрд барр, в Катаре 24,3 трлн м 3 газа.

Вы будете смеяться, но экономика Бахрейна сидит на нефтяной игле.

Доход от продаж энергии составляет 87 % от общего дохода правительства за 2016 г

Доход от нефти и газа в стране упал на 43 % с 2013 по 2016 гг, согласно последним данным Минфина Бахрейна.

Причина – падение цен ан нефть на 77%.

Бахрейн сильно пытается диверсифицировать свою экономику и проводит заимствование средств для уменьшения давления на свои государственные финансы.

Это заставляет власти страны интенсифицировать поиск новых месторождений нефти.

К работе в Бахрейне большой интерес проявляла Росгеология.

В сентябре 2016 г Росгеология и Noga Holding заключили соглашение о сотрудничестве в сфере проведения на коммерческой основе геофизических исследований в Бахрейне.

Бахрейн – нефтяная экономика высокого передела

Интервью министра нефтяной промышленности королевства шейха Мухаммеда Бен Халифы Аль Халифы

Королевство Бахрейн не входит в число крупнейших производителей нефти. Пик добычи был достигнут в 1970-е годы, составив около 4 млн тонн в год. Однако благодаря развитию нефтеперерабатывающей промышленности страну называют одним из немногих успешных примеров построения постнефтяной экономики, точнее экономики, основанной на продукции высокого передела.

Что происходит в нефтяной промышленности Бахрейна, как развивается нефтепереработка и нефтехимия, какую роль играет нефть в современной жизни страны, специальному корреспонденту «НиК» рассказал министр нефтяной промышленности королевства шейх Мухаммед Бен Халифа Аль Халифа.

«НиК»: Сколько нефти было добыто Бахрейном в 2016 году? Ведется ли добыча газа?

– В 2016 году Бахрейном было добыто 17,760 млн баррелей (около 2,4 млн тонн – прим. «НиК»), что соответствует 48,5 тыс. баррелей (6,2 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Кроме того, еще около 150 тыс. баррелей (примерно 20,5 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки добывается на шельфовом месторождении Абу-Сафа, где объемы добычи составляют 300 тыс. баррелей (41,1 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки и поровну делятся между Бахрейном и Саудовской Аравией. Что касается природного газа, то объемы его добычи достигли 740 млрд кубических футов (почти 21 млрд м3 – прим. «НиК»).

«НиК»: Когда была начата добыча нефти в Бахрейне и достигнут максимальный уровень производства?

– Добыча нефти в королевстве началась в 1932 году, когда было открыто месторождение Джебель ад-Духан. После этого производство постоянно росло и достигло своего пика в 1970-х годах, когда объем добычи составил 77,7 тыс. баррелей (около 10,6 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки.

«НиК»: Когда Бахрейн начал развивать нефтепереработку?

– Первый танкер из Бахрейна отплыл в Японию в 1934 году. Затем некоторое время нефть отправлялась на нефтеперерабатывающие заводы, принадлежавшие компании Standard Oil Company of California (SOCAL) в США.

В 1935 году SOCAL серьезно задумалась над тем, чтобы построить в Бахрейне нефтеперерабатывающий завод. Первый этап работ завершился уже в 1936 году. Завод представлял собой нефтеперегонный блок мощностью 10 тыс. баррелей (1,4 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Кроме того, на нем было установлено оборудование для добавления свинца в бензин, оборудование по очистке нефтепродуктов от серы, электростанция.

В конце 1937 года был завершен второй этап реализации проекта, включавший в себя строительство второго нефтеперегонного блока мощностью 15 тыс. баррелей (2,1 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки, цеха по переработке и производству кислот, тепловому крекингу. К 1937 году производственные мощности достигли 31,5 тыс. баррелей (4,3 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. В 1944 году к уже существующим двум блокам добавился еще один, производственная мощность возросла до 63 тыс. баррелей (8,6 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. В 1946 году был построен четвертый нефтеперегонный блок, в результате чего производственная мощность увеличилась до 115 тыс. баррелей (15,6 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки.

В 1947 году производственная мощность третьего и четвертого блока была увеличена, общая производственная мощность достигла 146 тыс. баррелей (20 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Работы по наращиванию производственных мощностей продолжались, и в течение последующих лет общая производственная мощность превысила 260 тыс. баррелей (35,6 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Таким образом, нефтеперерабатывающий завод в Бахрейне являлся одним из наиболее крупных в регионе.

«НиК»: Как развивается нефтехимия в Бахрейне, какие основные компании работают в этом секторе?

– В рамках программы развития нефтеперерабатывающей промышленности в Арабском заливе Бахрейн, Саудовская Аравия и Кувейт решили создать специализированную нефтехимическую компанию. 5 декабря 1979 года была основана компания «Галф Петрокемикл Индастрис Компани» (ГПИК), которая отражала стремление стран ССАГЗ (Совет сотрудничества арабских государств Залива – прим. «НиК») к сотрудничеству. Предприятие производит удобрения и нефтепродукты из добываемого Бахрейном природного газа. Это совместный проект, которым владеет в равных долях правительство Бахрейна, Саудовская Аравия в лице Саудовской компании базовых производств (SABIC), а также Кувейт в лице Компании нефтехимического производства.

Первым проектом компании было строительство производственного нефтехимического комплекса на площади 60 гектаров на освоенных территориях восточного побережья Бахрейна. Вначале это были два завода по производству аммония и метанола с необходимой инфраструктурой. Производство было начато в мае 1985 года, мощность каждого завода составляла 1 тыс. тонн в сутки. В 1989 году их мощности возросли до 1,2 тыс. тонн в сутки.

Желая достичь успеха в производстве и сбыте продукции, а также максимально задействовать производство аммония, ГПИК приняла решение построить завод по производству мочевины, производственная мощность которого составила 1,7 тыс. тонн в сутки. Он был открыт в 1998 году. С тех пор и по настоящее время ГПИК ежегодно производит и экспортирует более 4,6 млн тонн высококачественной продукции.

«НиК»: Каковы источники сырья для нефтепереработки и нефтехимии? Где и в каких странах покупается нефть? Импортируется ли сырье или поставляется из собственных месторождений?

– Бахрейн импортирует из арабских государств легкие фракции нефти в количестве 220 тыс. баррелей (30,1 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Они поставляются по трубопроводу, построенному в 1945 году. Кроме того, на месторождениях Бахрейна добывается более 46 тыс. баррелей (6,3 тыс. тонн – прим. «НиК») нефти в сутки. Для производства аммония, метанола и мочевины используется природный газ.

«НиК»: В какие страны Бахрейн экспортирует нефтепродукты и продукцию нефтехимической промышленности?

– Бахрейн экспортирует свою долю сырья, добываемого на месторождении Абу-Сафа, в основном на рынки Дальнего Востока. В 2016 году в Японию, Южную Корею, а также Новую Зеландию было направлено около 50% всего экспорта сырой нефти. Около 33% было направлено в Юго-Восточную Азию (Малайзию, Сингапур, Тайвань, Таиланд), еще примерно 11% – в Индию, 3% – в Австралию, 2% – в Африку. На экспорт направляется 85-90% продукции Нефтяной компании Бахрейна (ВАРСО): сжиженный газ и нефть, лигроин, газолин, керосин, авиационное топливо, асфальт, базовые смазочные масла и сера. Нефтехимическая продукция поставляется в различные государства Азии и Африки, а также в США.

«НиК»: Какое значение для бюджета Бахрейна имеет нефтеперерабатывающий и нефтехимический сектор? Как руководство страны стимулирует развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий?

– Нефтяной сектор – локомотив национальной экономики, его доля составляет примерно 70%. В результате перепадов, происходящих на мировых нефтяных рынках, Королевство Бахрейн повысило внимание к стратегически важным проектам. В стране был инициирован новый этап развития нефтехимической промышленности, в результате чего она стала более конкурентоспособной, устойчивой, способной лучше обслуживать социальные и экономические интересы Бахрейна в долгосрочной перспективе даже при наименее благоприятных сценариях развития ситуации на мировых рынках.

Королевство постоянно стимулирует процессы обновления и модернизации нефтеперерабатывающих заводов, чтобы добиться устойчивого положения и повысить прибыль, развиваться с учетом изменений в области нефтепереработки, отвечать мировым требованиям, предъявляемым к нефтепродуктам, и соответствовать мировым стандартам защиты окружающей среды. За последние несколько лет были построены, в частности, блок по выделению водорода, блок базовых смазочных масел, блок обработки дизельного топлива водородом.

«НиК»: Насколько современны нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Бахрейна?

– BAPCO осуществляет программу модернизации производственных мощностей – самый крупный проект за всю историю компании. После его завершения нефтеперегонные мощности компании станут одними из самых современных в регионе. Производственная мощность вырастет с 267 тыс. баррелей до 380 тыс. баррелей (с 36,6 тыс. тонн до 52,1 тыс. тонн – прим. «НиК») в сутки. Кроме того, ведется работа по оптимизации расходов, защите окружающей среды, достижению максимального использования производственных мощностей. Получены предложения, связанные с инженерными работами, закупками и возведением необходимых сооружений, в настоящее время ведется их оценка, организуются переговоры. Мы намерены распределить контракты на проведение инженерных работ, закупки, строительства в течение последнего квартала 2017 года. А завершение и запуск проекта ожидается к 2021 году.

Мы прилагаем большие усилия для осуществления проекта создания комплекса нефтехимической промышленности в области парфюмерии. Это будет проект мирового уровня, связанный с переработкой недорогих продуктов лигроина в дорогостоящую продукцию. Этап инженерного проектирования уже завершен, в настоящий момент партнеры работают над разрешением отдельных вопросов, перед тем как объявить тендер по закупкам, строительству и проведению инженерных работ.

«НиК»: Какие страны и компании являются основными партнерами Бахрейна в нефтяном секторе (добыча, переработка, нефтехимия)?

– Что касается проекта по модернизации нефтеперегонных мощностей BAPCO, то он осуществляется самой компанией. Запущен он был самостоятельно, однако его финансирование осуществляется с помощью инвестиционной программы, задуманной как общемировой инвестиционный проект. Что же касается нефтехимического парфюмерного комплекса, то это совместный проект Нефтегазового холдинга Бахрейна и Нефтехимической компании Кувейта.

«НиК»: Каковы перспективы сотрудничества с российскими компаниями? Есть ли действующие проекты? Возможно, идут переговоры?

– В рамках подписанных протоколов о взаимопонимании проведен ряд переговоров с российскими компаниями, работающими в области геологоразведки и добычи нефти и газа. В настоящее время существует проект, касающийся проведения и анализа сейсмических исследований. В нем участвуют компании BAPCO и «Ларгео», принадлежащая «Росгео». Кроме того, BAPCO намерена сотрудничать с «Газпромом» в области геологоразведки.

«НиК»: Ваш прогноз мировых цен на нефть на три года, пять лет? Выгодны ли низкие цены на нефть Бахрейну? Что предпринимается в условиях падения цен на нефть?

– На мой взгляд, достаточно трудно прогнозировать цены на нефть на ближайшую перспективу (один год). И невозможно их прогнозировать на среднесрочную перспективу (три года).

Это происходит потому, что цена за баррель нефти определяется двумя видами факторов. Первым типом являются так называемые «экономические основы» (Economic Fundamentals), то есть факторы, непосредственно связанные с рынком (спрос и предложение). Их можно проследить, изучить и увидеть перспективу на фоне показателей наиболее крупных экономик мира, формирующих наибольший спрос на нефть. Кроме того, существуют и другие стандартные показатели, связанные прежде всего с реальной экономикой.

Что касается второй группы факторов, «технических» (Technical market aspects), они связаны со случайными происшествиями, которые могут происходить на объектах нефтяной промышленности: различного рода сбои в работе, природные катаклизмы, слухи, распускаемые конкурентами. Эти факторы не столько оказывают пагубное воздействие, сколько влияют на колебания рынка, когда цена странным образом либо растет, либо опускается. В любом случае, я полагаю, что трехлетняя перспектива цен на нефть вселяет некоторый оптимизм при продолжающейся нестабильности и существующих опасениях по поводу снижения цен в будущем.

Королевство уже приняло серьезные меры, направленные на проведение экономических реформ и конверсию с тем, чтобы компенсировать снижение поступлений от нефтяного сектора. Основное внимание уделяется тому, чтобы сделать источники доходов более разнообразными, добиваясь снижения зависимости от нефтяных доходов. Пожалуй, самым ярким примером может служить начатый проект модернизации нефтеперегонных мощностей BAPCO, одной из целей которого является укрепление положения компании среди крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий мира. BAPCO, добившись успеха в осуществлении подобных процессов, отличающихся высокой степенью надежности, и в разработке точных стратегий относительно эффективного расходования средств, смогла увеличить прибыль от маржи переработки, находящейся сейчас на подъеме, который обусловлен повышением потребления продуктов нефтепереработки, имеющих низкую стоимость, что помогло в течение трех последних лет получать высокую прибыль.

Подготовил Хусейн Аль-Джаман

Перевод Сергея Буркута и Екатерины Смирновой

Справочно: Королевство Бахрейн

Королевство Бахрейн – арабское островное государство площадью 760 км2, расположенное в средней части Арабского (Персидского) залива. Выгодное географическое положение Бахрейна, определяемое близостью к главным путям транспортировки ближневосточной нефти, оказало существенное влияние на его историческую судьбу и специфику развития.

Бахрейн – конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Во главе государства находится король Хамад бен Иса Аль-Халифа из династии Аль-Халифа, пришедшей к власти в конце XVIII века.

Бахрейн – самая малочисленная страна Залива, население которой составляет всего 1,379 млн человек (по данным на июль 2016 года), причем половина из них не являются подданными королевства. Государственная религия Бахрейна – ислам, правящее меньшинство принадлежит к мусульманам-суннитам, а основное население страны составляют шииты. Такая особенность является серьезным фактором социальной напряженности в Бахрейне, однако политическая и экономическая системы государства отличаются стабильностью.

Важнейшее место в экономике королевства принадлежит нефтегазовому сектору. В 1929 году компания Standard Oil Company of California (SOCAL), в настоящее время – Chevron, начала разведку и добычу нефти на архипелаге. В 1936 году SOCAL продала часть месторождений Техасской нефтяной компании (Texaco) и основала совместно с ней Нефтяную компанию Бахрейна (ВАРСО). Тогда же началось строительство крупнейшего в Заливе нефтеперерабатывающего завода. В марте 1975 года правительство Бахрейна приняло решение об установлении полного контроля над нефтяной промышленностью страны, в 1980 году стало единоличным владельцем BAPCO, а в 1997 году полностью выкупило нефтеперерабатывающий завод.

Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Главная / Западная Азия / Бахрейн / Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики — Далее

Бахрейн / Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Бахрейн является экономически преуспевающим государством.

По структуре национального хозяйства Бахрейн похож на другие нефтедобывающие страны Персидского залива — ведущая роль в нем принадлежит нефтегазовому сектору, который начал развиваться намного раньше других отраслей, а затем стал «локомотивом» местной экономики. Нефтедобыча и нефтепереработка обеспечивают до 20 % ВВП и до 60 % экспорта. В 1980–1990-е годы доля нефтяной промышленности в ВВП заметно снизилась (ранее — более 50 %). При этом увеличился удельный вес ненефтяных секторов экономики.

Особенности экономики Бахрейна — дешёвая энергия, значительные инвестиционные возможности и дефицит местных трудовых ресурсов — предопределили путь развития: энерго- и капиталоёмкий, но трудосберегающий. Эта стратегия проявляется в специализации страны на нефтепереработке и металлургии, ориентации на превращение в общеарабский центр банковских операций. Малые размеры государства и небольшая численность населения привели к развитию экспорториентированной экономики.

Стратегия развития Бахрейна базируется на принципах свободной рыночной экономики. В сентябре 2004 года Бахрейн первым из стран Залива подписал с США Соглашение о свободной торговле (FTA).

Трудовые ресурсы составляют 299 тысяч человек. Большая часть из них представлена иммигрантами (60 %). Уровень безработицы составляет 16,5 % (2001 год), причём Бахрейн первым из стран региона ввёл в действие институт страхования от безработицы.

Структура ВВП по занятости: в промышленности, коммерции и сфере услуг занято 79 % населения, в государственных структурах — 20 %, в сельском хозяйстве — 1 %.

До 60 % доходной части государственного бюджета традиционно составляют поступления от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки.

Основные статьи экспорта: продукция нефтегазового сектора (66,9 %), алюминий (15 %), продукция текстильной промышленности (7,6 %). Основные партнёры по экспорту: США — 23,8 %, Саудовская Аравия — 14,2 %, Тайвань — 9,8 %, Малайзия — 4,3 %, Индия — 4,2 %.

Страна импортирует: нефтепродукты (36,6 %), промышленное оборудование (11,8 %), стройматериалы, продовольствие, напитки, табачную продукцию (11,2 %). Основные партнёры по импорту: Австралия — 10,0 %, Саудовская Аравия — 9,0 %, Япония — 8,3 %, США — 7,8 %, Великобритания — 6,4 %, Германия — 6,0 %.

В 1929 году «Standard Oil Company of California» (Socal), известная сейчас как «Шеврон», начала разведку и добычу нефти на архипелаге. К 1935 году были разведаны уже 16 нефтяных скважин, а в 1936 году Socal продал часть месторождений «Техасской Нефтяной Компании» (Texaco) и основал совместно с ней Нефтяную Компанию Бахрейна (ВАРСО). До 1971 года доходы Варсо составляли до 60 % государственного бюджета и являлись основным источником финансирования многих социальных программ. До 1975 года государство владело 60 % акций компании, а в 1980 году выкупило остаток пакета.

По сравнению с Кувейтом и Саудовской Аравией нефтяные запасы Бахрейна ограничены — в 2007 году доказанные запасы составили 118,6 миллионов баррелей (Саудовская Аравия — 264,3 миллиарда баррелей; Кувейт — 101,5 миллиарда баррелей). По оценочным данным, ежедневная добыча в 2007 году составляла 184,3 тысяч баррелей (Саудовская Аравия — 11 миллионов баррелей; Кувейт — 2,44 миллиона баррелей).

Страна также обладает запасами природного газа. В 1979 году правительство учредило Национальную Газовую Компанию Бахрейна (Banagas), запасы которой оценивались в 2006 году в 88,26 миллиарда кубических м. Весь добываемый газ (10,27 миллиарда кубических м в 2005 году) потребляется на внутреннем рынке.

Кроме добычи сырья в стране развивается производство алюминия и судостроение. Основанный в 1968 году завод Aluminium of Bahrain (Alba) — одно из крупнейших предприятий по производству алюминия в мире, его производственная мощность — 509 тысяч тонн в год. В 1980-х годах совместно с Alba в стране были построены ещё 2 алюминиевых комбината.

Судоремонтная промышленность страны представлена Арабской судостроительной и судоремонтной компанией (AS), которая была основана в 1977 году. Её совладельцами помимо Бахрейна являются ещё 6 стран-членов организации Арабских экспортёров нефти (ОАРЕС).

Одной из приоритетных задач экономической политики Бахрейна является диверсификация экономики в сторону отхода от тотальной нефтяной зависимости в условиях стремительного сокращения запасов нефти. Для решения этой задачи правительство делает ставку на развитие альтернативных областей промышленности, туризма, недвижимости и торговли, в том числе транзитной.

Имея хорошо развитые коммуникационные технологии и транспортную сеть, Бахрейн привлекает множество транснациональных компаний, готовых развивать свой бизнес в регионе Персидского залива.

Несмотря на скудность сельскохозяйственных ресурсов (лишь 14,2 % земель пригодны для земледелия), сельское хозяйство в течение долгих лет оставалось важным сектором экономики. До того как началось развитие нефтяной индустрии, в стране было широко распространено выращивание финиковых пальм, плоды которых составляли одну из основных статей экспорта. К 1993 году размер сельскохозяйственных угодий сократился до 1 500 га (по сравнению с 6 000 га до обретения независимости). Обрабатываемые земли включают около 10 000 участков, распределённых между более 800 собственниками (около 60 % из них принадлежит частным лицам, однако Король остаётся самым крупным землевладельцем).

С 1980 года политика государства направлена на стимулирование мелких хозяйств. В соответствии с действующей программой фермеров обеспечивают семенами и необходимым инвентарём, предоставляют выгодные кредиты. Такая политика приносит плоды: в стране значительно возросло производство зерна, яиц, молока, овощей и фруктов. Морские промыслы в Бахрейне развиты слабо в связи с загрязнением вод Персидского залива, ведётся жемчужный промысел.

На Бахрейне нет железных дорог. Общая протяжённость автомобильных дорог 3 583 км (2001 год), из них 80 % приходится на асфальтированные шоссе. В 1986 году автомагистраль связала Бахрейн с Саудовской Аравией, а с островами Мухаррак и Умм-Наасан Бахрейн соединён дамбами, по которым проложены автомобильные дороги. Автопарк страны в 2002 году включал в себя 176 тысяч легковых автомобилей, а также 36 231 единицу автобусов и грузового транспорта. Морской транспорт представлен 121 судном общим водоизмещением 338,091 тысяч тонн. Основной объём торговых экспортно-импортных операций осуществляется через крупные национальные порты — Сальман, Манаму и Ситра.

Получил широкое развитие трубопроводный транспорт. В середине 1990-х годов общая сеть нефте- и газопроводов составила более 100 км. Наиболее протяжённый — подводный нефтепровод Даммам (Саудовская Аравия) — остров Бахрейн — 55 км. Помимо него существует развитая сеть малых нефтепроводов, по которым нефть поступает на нефтеочистительные заводы ВАРСО и в нефтехранилища. Длина трубопроводов для перекачки природного газа — 32 км.

Бахрейн является важным узлом международных авиалиний. В стране действуют 4 современных аэропорта. Главный из них — международный аэропорт Бахрейна на острове Мухаррак, являющийся одним из крупнейших в районе Персидского залива.

Бахрейн является крупнейшим международным финансовым центром. Банковский сектор обеспечивает около 20 % ВВП. Официальной денежной единицей в стране является бахрейнский динар.

Центральное место в структуре банковско-кредитной системы занимает Валютно-финансовое агентство Бахрейна, находящееся под контролем государства. В качестве Центрального Банка агентство представляет собой государственную уполномоченную организацию, строго придерживающуюся в своей работе инструкций правительства. Капитал и резервы банка насчитывают 290,9 миллионов бахрейнских динар, а общая сумма депозитов в 2000 году составляла примерно 136 миллионов бахрейнских динар.

Помимо Валютно-финансового агентства, банковские структуры Бахрейна включают: 19 коммерческих банков, в числе которых 2 специализированных, 13 исламских банков, 33 инвестиционных банка, 5 брокерских агентств и др. В 2001 году их общий оборот составил 102,700 миллиардов долларов США, из них 3,883 миллиардов долларов США приходится на коммерческие банки, 4,034 миллиарда долларов США — на инвестиционные банки.

В 1975 году Бахрейнское валютное агентство учредило лицензии на офшорные банковские операции, что обеспечило обращение существенной части аравийских «нефтедолларов». Более 50 офшорных банков (на них приходится 88,370 миллиардов долларов США) стали новым компонентом финансовой системы страны, придающим эмирату реальный вес в мировой экономике.

Руководство страны провозгласило курс на всемерное развитие индустрии туризма как альтернативного источника бюджетных поступлений. Доходы от туризма в 2002 году составили более 600 миллионов долларов Объявлено о поддержке этой перспективной для Бахрейна отрасли и начале реализации нескольких туристических проектов общей стоимостью свыше 500 миллионов долларов.

В классификации Всемирного Банка Бахрейн назван страной с экономикой «высокого дохода, не член ОЭСР» (2008 год). Статус страны как заёмщика в классификации Всемирного Банка не определён.

← Назад | Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики | Вперёд →

Бахрейн

Общие положения

Бахрейн находится в северо.-западной части Персидского залива, вблизи побережья Саудовской Аравии и Катара. Бахрейн расположен в Юго-Западной Азии, на одноименном архипелаге в водах Персидского залива. В состав архипелага входят 33 различных по величине острова (Бахрейн, Аль-Мухаррак, Умм-Наасан, Ситра, Джидда и Хавар, самый крупный — о. Бахрейн – достигает 50 км. в длину и 16 км. в ширину). Бахрейн соединен с Аравийским п-овом (Саудовская Аравия) мостом длиной около 25 км.

Бахрейн – самое малое Арабское государство. Королевство предоставляет свою территорию для размещения крупнейшей авиабазы США в Персидском заливе.

Территория – 0,69 тыс.кв.км. Население: 753 000 чел. (данные ООН, 2007). Столица – Манама. Валюта – бахрейнский динар. Средняя продолжительность жизни (муж./жен.): 72 года/76 лет (данные ООН).

Экономика Бахрейна

Преимущества: месторождения нефти и газа. Развитый оффшорный банковский сектор. Внутренние инвестиции. Туризм. Производство алюминия. Почти полное самообеспечение продовольствием.

Слабые стороны: исчерпанные нефтяные резервы, недостаточная переориентация на другие отрасли. Высокий уровень безработицы (15%) и государственных займов.

Основная отрасль промышленности — нефтегазовая, которая обеспечивает производство ок. 25% ВВП страны, 60% государственного бюджета и 60% валютных поступлений от внешнеторговых операций. В настоящее время отрасль полностью контролируется нефтегазовым госконцерном «Бахрейн Петролеум Ко» (БАПКО). Страна располагает незначительными запасами нефти, которые находятся на грани истощения. Помимо нефти, Бахрейн располагает большими запасами природного газа. Большая часть добываемого газа, как природного, так и попутного, (8 млрд м3 в год) реализуется на внутреннем рынке, где используется в качестве технологического сырья для нефтехимической промышленности, в качестве топлива для нефтеперерабатывающих заводов БАПКО, электростанций, алюминиевого завода (АЛБА). Среди других отраслей промышленности широкое развитие получили алюминиевая и судостроительная промышленности. Бахрейнский алюминиевый комбинат «АЛБА» — одно из крупнейших предприятий по производству алюминия в мире.

Бахрейн имеет высокие показатели экономического роста (в 2007г. 7,8%.). ВВП – 9,84 млрд. долл. (18,44 тыс. долл. на душу населения). Среднегодовой доход на душу населения: 14 370 долларов (данные Всемирного банка, 2006). Инфляция – 5%. Доходная часть бюджета (3,2 млрд. долл.) на 74% формировалась за счет поступлений от экспорта углеводородов и их производных. Дефицит бюджета – 550 млн. долл. Курс бахрейнского динара к доллару США составляет 0,376 бахр. динара за доллар. Государственный долг – 1,85 млрд. долл. (13,9% ВВП), золотовалютные резервы – 2,75 млрд. долл.

Структура ВВП выглядит следующим образом: сектор услуг – 56%, промышленность – 43%, сельское хозяйство 1%. В сфере услуг выделяются финансовый сектор (25% ВВП) и туризм (11%), в промышленности -нефтедобыча и нефтепереработка (26%), производство алюминия (8%).

Добыча нефти в связи с истощением месторождений уменьшилась на 11% до 68 млн. баррелей. Переработка углеводородного сырья составила 96 млн. баррелей – прирост на 2,8%. Добыто 12 млрд. куб. м природного газа. Производство алюминия после запуска пятой линии компании ALBA значительно возросло и составило 750 тыс. тонн (прирост на 29%).

Государственная энергосистема располагает общей установленной мощностью в 1850 МВт. Cреднегодовой уровень потребления электроэнергии составляет 1760 МВТ/ч и увеличивается на 7% в год, что в скором времени может ограничить потенциал экономического роста. Около 50% потребностей страны в пресной воде обеспечивается опреснительными станциями.

Консолидированные активы банковского сектора достигли 140 млрд. долл. (прирост 7,2%), в том числе оффшорных банков – 105 млрд., коммерческих – 16 млрд., инвестиционных – 11 млрд., исламских -7 млрд. Количество финансовых организаций возросло до 367.

Капитализация фондового рынка превышает 16 млрд. долл. На бирже котируются ценные бумаги 45 компаний, ведется торговля облигациями. С июля 2005 г. начался расчет индекса Доу-Джонс Бахрейн.

Важным источником поступлений в бюджет является туризм (более 1 млрд. долл.). Ежегодно страну посещает не менее 5 млн. туристов, главным образом из соседних государств Персидского залива.

Сельское хозяйство вследствие недостатка пригодных земель и нехватки воды развито слабо, общая площадь обрабатываемых земель – 4 тыс. гектаров. В сфере внешнеэкономической деятельности подписано и ратифицировано Соглашение о свободной торговле между США и Бахрейном. Тем не менее, для практического вступления ССТ в действие необходимо принятие в Королевстве ряда законов, прежде всего в сфере охраны интеллектуальной собственности. Манама поддерживает интеграционные процессы в рамках ССАГПЗ, в том числе стремление к введению единой валюты. Сальдо торгового баланса – 2,1 млрд. долл. (экспорт – 10 млрд., импорт 7,9 млрд.). Главные статьи экспорта: нефть и нефтепродукты (7,8 млрд.), алюминий (1,3 млрд.); импорта – нефтепродукты (из КСА), машины и электрооборудование. Главные торговые партнеры: Саудовская Аравия (4,1 млрд. долл.), США (803 млн.), Япония (665 млн.), Австралия (350 млн.), Германия (239 млн.).

Ссылка на основную публикацию