Формирование и устройство общества в Бразилии

Образование и развитие Бразильского государства

Колониальное управление

Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной Америки в 1500 г., первые поселения образовались в 1503 г. на земле «Санта-Крус» (Святого Креста). Официальная колонизация началась позднее – с января 1532 г., тогда же был впервые назначен наместник португальского короля в Бразилии – капитан-мора с правами собственной юрисдикции.

В отличие от централизаторских методов формирования испанской колониальной империи португальские владения в Бразилии основывались на системе независимых феодальных пожалований – донатарий. К 1549 г. образовалось 15 таких донатарий (наиболее крупными и развитыми стали Пернамбуку, Сан-Висенте, Байи). Владелец такой донатарий обладал вполне суверенными правами, включая удержание доходов в свою пользу и вторичной раздачи земель. Со временем за донатарием закрепились и права капитана в отношении собственной военной силы. Капитания представляла неотчуждаемое и неделимое владение, переходящее по наследству по принципу старшинства, однако могло быть и завещано в пользу родственников (при нарушении порядка – владение отбиралось).

Донатарий был губернатором-наместником и пользовался в своем владении полнотой гражданской и военной власти, считался собственником солеварен и мельниц, имел исключительные хозяйственные права и права на доходы от деревенской и ремесленной деятельности. Он назначал судью-овидора и ряд специальных судебных чиновников (кроме этого были и т. н. выборные населением судьи), пользовался правом создания новых церковных приходов. Вместе с овидором капитан-донатарий имел права высшей юрисдикции: в отношении простых подданных – вплоть до смертных приговоров, в отношении знатных – не выше 10 лет ссылки или штрафов.

Колонисты португальского происхождения получали наделы-сесмарии, с которых платили налоги и несли военную службу в ополчении.

В 1548 г. в Бразилии было учреждено генерал-губернаторство (при этом юрисдикция изъята из ведения капитанов). В 1573 – 1577 гг. в целях лучшего освоения севера губернаторство разделили на два, но затем объединили. Некоторое время, в силу династических перемен в Европе, бразильские земли находились под патронатом испанской короны и Голландии (1581 – 1654 гг.). После мира с Голландией португальский суверенитет был восстановлен, однако натиск голландских купцов и флота оставался долгое время значительным.

Генерал-губернатор обладал верховной властью в колониях, иногда он наделялся рангом вице-короля. Однако право его смещения вполне оставалось за центральным правительством. К XVIII в. постоянным органом при нем стал государственный совет – Генеральная жунта, – куда входили духовенство, высшие военные, чиновники казначейства и судьи. В крупных городах имущее население пользовалось правами самоуправления, иногда даже образовывая сенаты или палаты, игравшие роль местных правительств (до конца XVII в. такие городские палаты были, по сути, единственными институтами реальной администрации). Кроме этого существовала выборная должность представителя народа – местера, обладавшего правами исключительной и покровительственной юстиции.

В колониальной Бразилии сложилась разветвленная судебная система, которая и была главным носителем государственности. Решения капитана-донатария и его овидора можно было обжаловать в трибунале королевства. В 1652 – 1751 гг. существовал постоянный апелляционный суд при генерал-губернаторе, в начале XIX в. был учрежден дополнительно Кассационный суд. В городах-муниципиях были как назначенные судьи-чиновники, так и мировые, выборные населением.

Провозглашение независимости. Конституционная монархия

Предпосылки национального стремления к независимости в Бразилии к началу XIX в. были несравненно слабее, чем в испанских колониях. Недовольство финансовой политикой метрополии, особенно в отношении золотодобычи (на которой в конце XVIII в. вырос мощный новый класс богатейших промышленников), было едва ли не самым острым из проявлений нарастающего кризиса. В городской среде имели место и заговоры антиправительственной направленности, правда, неопределенного социально-политического содержания.

Государственно-политический кризис в отношениях Бразилии и метрополии был вызван преимущественно внешними событиями и практическим превращением Португалии в начале XIX в. в третьеразрядную державу.

Под натиском французского нашествия в 1808 г. королевская династия Португалии покинула страну и обосновалась в Бразилии, которая тем самым стала центром империи. В ее администрации были проведены серьезные преобразования: сформированы несколько министерств, совещательный Государственный совет. Главное управление полиции. Преобразования значительно централизовали страну, соподчинили отдельные провинции-капитанства в подобие общегосударственной структуры. По инициативе монархии Бразилия была провозглашена королевством (1815), для управления ею было установлено регентство. После военной революции 1820 г. в Португалии были сформированы представительные кортесы, провозглашена либерально-монархического содержания конституция. Король Жоао VI вынужденно вернулся в метрополию, спасая остатки монархии, признал провозглашенную Конституцию 1821 г.

С согласия бразильского регента принца Дон Педру (сына короля) было сформировано собственное бразильское правительство (январь 1822 г.). Законосовещательный Совет уполномоченных провинций довольно быстро преобразовался в Учредительное собрание. Негативная позиция португальской короны на политические события в Бразилии стимулировала самоопределение, изгнание португальских войск и флота. 1 августа 1822 г. регент опубликовал манифест о независимости, где одновременно провозглашались гарантии частной собственности в стране, ликвидация цензуры, свобода личности, отмена телесных наказаний. С согласия полупредставительного Государственного совета в итоге 7 сентября 1822 г. Дон Педру провозгласил независимость Бразилии, 12 октября он был признан ее императором.

Окончательно новый государственно-политический строй Бразилии был закреплен Конституцией 1824 г. (принята в декабре 1823 г.). Согласно ей в стране устанавливался своеобразный уклад федеративной конституционной монархии: «Бразильская империя есть политическая ассоциация бразильских граждан особой нации» (ст. 1). Император обладал полнотой центральной правительственной власти, назначал военных и гражданских должностных лиц, руководил внешней политикой, пользовался правами издания декретов и законодательного вето на решения представительного органа. Он же назначал членов правительственного Государственного Совета. Представительным законодательным органом было Генеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Сената (26 чел.), пожизненно назначавшихся императором из кандидатов от провинций, и Палаты депутатов (36 чел.), избиравшейся населением путем двухстепенных выборов на основе мужского цензового избирательного права. Федеративные начала выразило существование провинциальных властей: законодательной – Генеральных советов, которые избирались населением, и исполнительной – президентов, назначавшихся императором. Провинциальные власти располагали значительными полномочиями и практически на этом уровне сосредоточивалась реальная государственная деятельность.

Борьба вокруг прав законодательных провинциальных ассамблей стала одной из составляющих политического кризиса в Бразилии, последовавшего за французскими событиями 1830 г. Нарастание либерально-конституционного движения привело к созданию института выборного регентства (при малолетнем Педру II), расширению прав ассамблей в отношении местных президентов (Дополнительный акт к Конституции 1834 г.). Несмотря на частичное восстановление полномочий монарха в 1840-е гг., общий ход политического процесса в Бразилии шел в направлении реформ. Реформы коснулись как государственной администрации, так и наиболее острых социально-правовых вопросов: был введен запрет на работорговлю (1850), проведены реформы самоуправления и суда, провозглашена свобода совести (1861), установлен гражданский брак (1884), опубликованы более либеральные по правовым началам Торговый и Уголовный кодексы. Наконец, кульминацией социальных преобразований стала полная отмена рабства (1888).

Установление республики. Конституция 1891 года

Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г. оформилась общебразильская Национально-республиканская партия. Большую роль в росте оппозиционных настроений военных сыграли длительные пограничные конфликты с Аргентиной, война за Уругвай. Правительство Педру II практически потеряло доверие общества и законодательных ассамблей провинций. Заговор военных и гражданских республиканцев вылился в итоге в военный путч (ноябрь 1889 г.). 15 – 16 ноября 1889 г. Временное правительство, которое возглавил маршал М. Д. де Фонсека провозгласило в Бразилии республику; император Педру II покинул страну. Первыми декретами республиканское правительство провозгласило образование федерации (провинции были преобразованы в штаты), церковь была отделена от государства (январь 1890 г.), отменены телесные наказания в армии, упразднен монархический Государственный Совет. 24 февраля 1891 г. Учредительное собрание приняло новую, республиканскую конституцию страны.

Конституция 1891 г. провозгласила образование федерации Соединенных штатов Бразилии. И в целом основные государственно-правовые вопросы в ней решались по образцу североамериканской Конституции 1787 г. Законодательная власть вручалась Национальному конгрессу из двух палат. Палата представителей образовалась населением прямыми выборами на основе цензового мужского избирательного права (двухстепенные выборы в парламент были упразднены еще в 1881 г.) на 3 года. Сенат составлялся из представителей отдельных штатов (по трое) на 9 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Для членства в палатах устанавливались повышенные возрастной ценз и требования к длительности гражданства.

Главой государства был выборный президент. Ему же поручалась и полнота исполнительной власти. Он обладал правом законодательного вето на решения Конгресса, назначения министров, гражданских и военных должностных лиц. Исключительному ведению президента подлежали вопросы внешней и военной политики, он мог единолично ввести в стране осадное положение, принять решение об использовании войск внутри страны.

Начала федерализма были закреплены значительными полномочиями властей штатов. Каждый штат (быв. провинция) располагал своей конституцией, законодательной и исполнительной властями, юстицией. В делах экономической политики, налогообложения промышленности, собственности, железных дорог, размещения займов решающим было слово правительства и законодателей штатов.

Конституция закрепила широкие гражданские права, основанные на общегражданском равенстве и отсутствии сословных привилегий: свободы слова, совести, печати, собраний, неприкосновенности частной собственности.

Первые выборы президента окончились победой Д. Фонсеки (1889). Однако заново оформившаяся военная оппозиция его правлению вновь привела страну к военному перевороту. Республиканский строй стабилизировался только с 1894 г. Конституция сохранялась неизменной до 1930 г., когда принятый вслед за очередным военным путчем т. н. «Органический закон Временного правительства» кардинально изменил соотношение конституционных властей и общий режим в государстве.

Становление новых государств в Латинской Америке на протяжении XIX в. прошло при определяющем влиянии конституционного опыта бывших метрополий (Испании и Португалии) и, главным образом, США. Преобладание североамериканского влияния предопределило установление в итоге во всех государствах республиканского строя, тогда даже, когда внутренняя социально-политическая ситуация создавала предпосылки для конституционно-монархического строя. Однако исторический отказ от монархии обусловил появление в государственно-политическом укладе стран Латинской Америки конституционной нестабильности и таких явлений как военная диктатура и каудилизм. Политические деформации конституционного строя, вызванные этими явлениями, значительно осложнили нормальную эволюцию латиноамериканских обществ вплоть до исхода XX в. Они постоянно провоцировали гражданские войны, мятежи и возрастание то скрытой, то явной внешнеполитической зависимости правительств от крупных западных держав, в первую очередь – от США, которые на основании т. н. «доктрины Монро» уже в XIX в. объявили Латинскую Америку зоной своих преимущественных интересов, а с начала XX в. повели провозглашенную президентом Тафтом политику «активного вмешательства» во внутриполитические дела новых государств.

Читайте также:  Цены в Бразилии и уровень жизни

Территориальное устройство Бразилии: что нужно знать о штатах и Союзе

Продолжая цикл публикаций о современной Бразилии, нельзя не рассказать о государственно-территориальном устройстве страны, а именно о федерации, ведь полное официальное название страны звучит как Федеративная Республика Бразилия.

Сам по себе термин «федерация» звучит знакомо и, пожалуй, понятно, но чтобы разобраться в том, каковы особенности именно бразильского варианта, сначала вспомним, каким вообще бывает государственное устройство и что это означает на практике.

Государственное устройство – это, в сущности, форма, логика и правила взаимодействия государства с его частями или территориальными единицами. В основе понятия «государственное устройство» лежит очень простая идея о том, что в силу исторических или иных причин разные государства совершенно по-разному взаимодействуют со своими частями, а части, соответственно, – между собой. Принято считать, что государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. При этом существуют и разного рода отклонения от общей классификации, к которым, например, относится Испания со своей формой «государства автономий», заимствующего признаки как у федерации, так и у унитарного варианта. Современная политическая наука также постулирует, что есть страны, чье государственное устройство находится в переходном состоянии, например от унитарного к федеративному или от конфедерации к федерации.

Часто можно услышать, что унитарное государство так называется, потому что не имеет деления, в отличие от федерации. В действительности это не так. Унитарные страны могут быть разделены на множество отдельных территорий, а главное отличие от федерации заключается в том, что при федеративном устройстве у территорий/провинций/штатов/автономий/др. имеются прописанные собственные полномочия в области внутренней (в некоторых случаях и внешней) политики. Проще говоря, в унитарных странах вся полнота власти находится в едином центре, в то время как в формате федерации власть распределяется между двумя уровнями – общефедеральным и региональным.

Унитарная форма очень популярна в мире, большинство стран-членов ООН избрало именно унитарный вариант: Франция, Китай, Япония, Дания, Республика Корея и многие другие.

Одновременно в мире существует и целый ряд федераций: помимо Бразилии и России, крупные федерации – США, Индия, Мексика и ФРГ.

Конституция Бразилии гласит, что политико-административное устройство страны включает в себя штаты, Федеральный округ, муниципалитеты и собственно Союз.

Бразилия сейчас состоит из 26 штатов и одного Федерального округа (относящегося к столице государства городу Бразилиа). По конституции размеры и состав штатов могут меняться, но для этого требуется прямое согласие населения, это правило также распространяется и на муниципальные территории. На сегодня крупнейшие по числу населения штаты – это штат Сан-Паулу, штат Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, Баия, Парана и Риу-Гранди-ду-Сул.

Бразильская конституция (раздел «Организация государства») довольно подробно описывает компетенции и полномочия как Союза, так и входящих в него штатов и Федерального округа, а также муниципалитетов. Как и во многих других государствах, федерация как единое целое ответственна за поддержание безопасности, взаимодействие с другими государствами, объявление войны и заключение мира, выпуск денежных знаков, формирование общенациональных систем транспорта и инфраструктуры. Кроме того, у Союза есть эксклюзивные полномочия в некоторых сферах законотворчества, например, в гражданском, уголовном, процессуальном и избирательном праве, регулировании деятельности портов и навигации, в вопросах кредитной политики и предоставления гражданства.

В сфере законодательства, однако, есть и отдельные направления, которые входят в полномочия как Союза, так и его составных частей. Это касается, в частности, налогового и финансового законодательства, социального обеспечения, городского планирования, охоты и рыболовства, охраны окружающей среды и сохранения культурного наследия. Это сделано для того, чтобы на региональном уровне могли учитываться особенности территории. Для реализации этих законодательных возможностей у каждого штата есть свой однопалатный парламент – Законодательная ассамблея. Кроме того, население штата выбирает собственного губернатора и вице-губернатора, ответственных за исполнительную власть региона.

В Конституции также подчеркивается, что Союз не может вмешиваться в дела штатов или Федерального округа за исключением отдельных случаев (угроза нарушения суверенитета со стороны других государств, предотвращение конфликта между территориальными единицами, необходимость прекращения масштабных нарушений правопорядка, финансовая несостоятельность территориальной единицы и др.).

Интересно также, что с целью мониторинга развития частей Бразилии государство разделено на пять макрорегионов, включающих в себя сразу по несколько штатов. Деление произведено по географическому принципу и фактически имеет значение только для Бразильского института географии и статистики (IBGE), ведущего сбор статистической информации о Бразилии. Такое деление немного напоминает российский опыт с федеральными округами, также образованными по географическому принципу и включающими в себя сразу по нескольку субъектов Федерации.

Подводя небольшой итог, заметим, что бразильский вариант федерации обусловлен не только обширной территорией Бразилии, но и культурно-историческим наследием, которое принадлежит тому или иному штату. Бразильское законодательство в этом смысле было заточено на сохранение и преумножение этого наследия, и отчасти поставленные цели были достигнуты. Представляется, однако, что в перспективе частям Союза могут понадобиться более широкие полномочия по примеру того, как функционирует федеративная система в ряде других стран, например, в США.

Форма государственного правления и форма государственного устройства Бразилии

Форма правления в Бразилии, согласно ст. 2 переходных положений Конституции, была установлена как временная, так как в стране должен был пройти референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (парламентская или президентская). Данная норма понадобилась для того, чтобы после 20 лет военной диктатуры граждане адаптировались к демократическим отношениям и сознательно выразили свое мнение о монархических тенденциях, распространившихся в стране. Референдум прошел 21 апреля 1993 г.: большинство граждан высказались за президентскую республикуК

Президент и вице-президент избираются всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года с нравом переизбрания [1] [2] . Выборы проводятся за 90 дней до окончания полномочий президента, находящегося в должности. Победившим считается кандидат от политической партии, набравший абсолютное большинство голосов (ст. 77). Статья 14 устанавливает возрастной ценз для занятия должностей президента и вице-президента — 35 лет.

Президент является главой исполнительной власти (ст. 76), он единолично назначает и смещает федеральных министров, после получения одобрения Федерального сената назначает судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц (ст. 84). Президент Бразилии наделен правом введения состояния обороны и чрезвычайного положения, правом осуществлять федеральное вмешательство в дела субъектов федерации [3] , осуществляет помилование и является верховным главнокомандующим вооруженными силами Бразилии (ст. 84). Объем его полномочий и сфера их применения значительно более обширны, чем у президента США, поэтому часть экспертов характеризует форму правления в Бразилии как супер?президентскую республику.

Согласно ст. 89 Конституции Бразилии при президенте существует консультативный орган — Совет Республики. Его членами являются: вице- президент, председатель палаты депутатов; председатель Федерального сената; главы правительственного большинства и оппозиции в палате депутатов; главы правительственного большинства и оппозиции в Федеральном сенате; министр юстиции; шесть бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются президентом Республики, два — избираются Федеральным сенатом и два — палатой депутатов, — все на три года без нрава назначения на повторный срок. Данный консультативный орган имеет право высказываться по вопросу федерального вмешательства, введения состояния обороны и чрезвычайного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент Бразилии имеет право приглашать государственных министров участвовать в заседании Совета, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к их полномочиям (ст. 90 Конституции Бразилии).

Еще одним консультативным органом при президенте, регулирующим вопросы, связанные с национальным суверенитетом и обороной демократического государства, является Совет национальной обороны. Он вправе давать свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира, введения состояния обороны, чрезвычайного положения и состояния федерального вмешательства; предлагать критерии и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и давать свое заключение об их эффективном использовании, особенно в отношении приграничных зон и зон, которые связаны с сохранением и эксплуатацией естественных ресурсов любого характера; изучать, предлагать и контролировать развитие инициатив, необходимых для обеспечения гарантий национальной независимости и обороны демократического государства (ст. 91 Конституции Бразилии).

В области правотворчества президент обладает правом законодательной инициативы, издает подзаконные нормативные правовые акты — декреты и распоряжения, может наложить полное или частичное вето на законопроект.

Таким образом, институт президентства является ведущим в системе государственных органов власти Бразилии.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом,

который состоит из палаты депутатов и Федерального сената, избираемых на четыре года. Депутатом может быть лицо старше 21 года.

В соответствии со ст. 45 Конституции палата депутатов избирается по пропорциональной системе на всей территории страны, причем избиратели голосуют не за партии, а за кандидатов, предложенных партиями. Общее число депутатов пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем 70 депутатами. Каждая территория избирает двух депутатов. Таким образом, палата депутатов представляет собой орган общенационального представительства.

Федеральный сенат представляет субъекты федерации — штаты и Федеральный округ — и формируется на основе мажоритарной системы выборов. Каждый штат и Федеральный округ избирают трех сенаторов на восемь лет. Представительство каждого штата и Федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на 1/3 и на 2/3. Каждый сенатор избирается одновременно с двумя заместителями, возрастной ценз для сенаторов установлен в 35 лет.

Статья 48 Конституции Бразилии предусматривает следующие полномочия Национального конгресса: устанавливать налоги и распределять доходы; принимать годовой бюджет; устанавливать численность личного состава вооруженных сил; объединять и разделять территории или штаты после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями; предоставлять амнистию; регламентировать административную, судебную организацию, прокуратуру; организовывать телекоммуникации и радиовещание; регламентировать финансовые, вексельные и денежные вопросы, деятельность финансовых учреждений и их операции; заниматься денежным обращением, пределами эмиссии денег и размером федеральных долговых обязательств и др.

Статья 49 Конституции Бразилии регламентирует исключительную компетенцию Национального конгресса, к которой относятся такие полномочия, как:

  • – вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
  • – уполномочивание президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание; дача разрешения президенту и вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более 15 дней;
  • – принятие решения о введении состояния обороны и федерального вмешательства, уполномочивание на введение осадного положения или прекращение действия любой из этих мер;
  • – прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
  • – ежегодное вынесение решения об отчетах, представляемых президентом Республики, и дача оценки докладам об исполнении планов правительства;
  • – контроль за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
  • — дача согласия на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
  • — уполномочивание на проведение референдума и назначение плебисцита;
  • – разрешение на землях индейцев эксплуатации гидроресурсов, а также разведки и эксплуатации минеральных ресурсов;
  • — одобрение в предварительном порядке отчуждения или сдачи в концессию публичных земель площадью свыше 2500 га и др.
Читайте также:  Индейцы Бразилии

Статья 49 Конституции относит к исключительной компетенции палаты депутатов право начинать процесс в отношении президента, вице-президента и государственных министров; проверять данные в отношении отчетов президента, если они не были представлены в конгресс в 60-дневный срок после открытия законодательной сессии, и др.

Статья 52 Конституции Бразилии устанавливает исключительную компетенцию Федерального сената. Речь идет о проведении судебного процесса и осуждение президента и вице-президента Республики и государственных министров в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью; проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление, квалифицируемое как злоупотребление властью; предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора: магистратов, судей Счетного трибунала Союза, назначаемых президентом Республики; губернаторов территорий; председателя и директоров Центрального банка; генерального прокурора; уполномочие на проведение внешних операций финансового характера; установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций; прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда и др.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат Национального конгресса, президенту Республики, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам по предметам, предусмотренным Конституцией Бразилии. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционное™; у президента Бразилии есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-диевный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Статья 92 Конституции Бразилии устанавливает следующие органы судебной власти: Федеральный верховный суд; Высший трибунал правосудия; федеральные областные суды и федеральные судьи; трибуналы и судьи по трудовым делам; трибуналы и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; трибуналы и судьи в штатах, Федеральном округе и территориях.

Высшим судебным органом страны является Федеральный верховный суд, который в соответствии со ст. 101 Конституции Бразилии состоит из 11 судей, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Эти судьи назначаются президентом после одобрения их кандидатур абсолютным большинством членов Федерального сената. Статья 102 устанавливает основное полномочие Федерального верховного суда — конституционный контроль.

Как уже говорилось, Бразилия — федеративная республика. Субъектами являются 26 штатов и один Федеральный округ (столица г. Бразилиа). Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам Конституции Бразилии 1988 г. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на четыре года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной Америки в 1500 г., первые поселения образовались в 1503 г. на земле «Санта-Крус» (Святого Креста — официальное название земли с 1527 г. «Сайта- Крус ду Бразил» (поособой породе ценного дерева)). Официальная колонизация началась позднее — с января 1532 г., тогда же был впервые назначен наместник португальского короля в Бразилии — капитан-мора с правами собственной юрисдикции.

В отличие от централизаторских методов формирования испанской колониальной империи португальские владения в Бразилии основывались на системе независимых феодальных пожалований — донатарий. К 1549 г. образовалось 15 таких донатарий (наиболее крупными и развитыми стали Пернамбуку, Сан-Висенте, Байи). Владелец такой донатарий обладал вполне суверенными правами, включая удержание доходов в свою пользу и вторичной раздачи земель. Со временем за донатарием закрепились и права капитана в отношении собственной военной силы. Капитания представляла неотчуждаемое и неделимое владение, переходящее по наследству по принципу старшинства, однако могло быть и завещано в пользу родственников (при нарушении порядка — владение отбиралось).

Донатарий был губернатором-наместником и пользовался в своем владении полнотой гражданской и военной власти, считался собственником солеварен и мельниц, имел исключительные хозяйственные права и права на доходы от деревенской и ремесленной деятельности. Он назначал судью-о в и д о р а и ряд специальных судебных чиновников (кроме этого были и т. н. выборные населением судьи), пользовался правом создания новых церковных приходов. Вместе с овидором капитан-донатарий имел права высшей юрисдикции: в отношении простых подданных — вплоть до смертных приговоров, в отношении знатных — не выше 10 лет ссылки или штрафов.

Колонисты португальского происхождения получали наделы-сесмарии, с которых платили налоги и несли военную службу в ополчении.

В 1548 г. в Бразилии было учреждено генерал-губернаторство (при этом юрисдикция изъята из ведения капитанов). В 1573–1577 гг. в целях лучшего освоения севера губернаторство разделили на два, но затем объединили. Некоторое время, в силу династических перемен в Европе, бразильские земли находились под патронатом испанской короны и Голландии (1581–1654 гг.). После мира с Голландией португальский суверенитет был восстановлен, однако натиск голландских купцов и флота оставался долгое время значительным.

Генерал-губернатор обладал верховной властью в колониях, иногда он наделялся рангом вице-короля. Однако право его смещения вполне оставалось за центральным правительством. К XVIII в. постоянным органом при нем стал государственный совет — Генеральная жунта, — куда входили духовенство, высшие военные, чиновники казначейства и судьи. В крупных городах имущее население пользовалось правами самоуправления, иногда даже образовывая сенаты или палаты, игравшие роль местных правительств (до конца XVII в. такие городские палаты были, по сути, единственными институтами реальной администрации). Кроме этого существовала выборная должность представителя народа — местера, обладавшего правами исключительной и покровительственной юстиции.

В колониальной Бразилии сложилась разветвленная судебная система, которая и была главным носителем государственности. Решения капитана-донатария и его овидора можно было обжаловать в трибунале королевства. В 1652–1751 гг. существовал постоянный апелляционный суд при генерал-губернаторе, в начале XIX в. был учрежден дополнительно Кассационный суд. В городах-муниципиях были как назначенные судьи-чиновники, так и мировые, выборные населением.

Бразильский федерализм

Конституционные основы федерализма в Бразилии закреплены в специальном разделе Конституции. Бразильская федерация основывается на таких началах, как приоритет общенациональных интересов, нерушимость Союза, самостоятельность Союза, штатов, Федерального округа и муниципалитетов в устройстве органов власти соответствующего уровня. Принцип приоритета общенациональных интересов вытекает из положений первого раздела Конституции, закрепляющего перечень основных принципов устройства бразильского общества: суверенитет, народовластие, достоинство человеческой личности, политический плюрализм и некоторые иные (ст. 1—4 Конституции). Принцип нерушимости Союза закреплен в ст. 1 Конституции: «Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и Федерального округа, образует демократическое правовое государство. ». Принцип самостоятельности также закреплен непосредственно в Конституции (ст. 18, 25 и др.).

Бразильская федерация возникла в ходе проведения крупных социально-политических реформ, ликвидации монархии и преобразования единого государства в федеративное. В 1889 г. была провозглашена республика Соединенные Штаты Бразилии, переименованная в 1967 г. в Федеративную Республику Бразилию.

В состав бразильской федерации входят 26 штатов, являющихся субъектами Федерации, а также Федеральный округ, в котором расположена столица государства [1] , и три федеральные территории, находящиеся под юрисдикцией федеральной власти. В отличие от конституций многих других федеративных государств в бразильской Конституции не содержится перечень субъектов федерации.

В конституционно-правовой литературе отмечается, что федерация в Бразилии носит централистский характер. В то же время не без оснований отдельные исследователи отмечают своеобразие бразильской модели федерализма, состоящее в том, что она сочетает одновременно черты кооперативного федерализма с централизованной системой федеративных отношений. Кооперативность проявляется в

наличии трех сфер ведения (исключительное ведение Федерации, исключительное ведение субъектов и совместное ведение). Кроме того, сфера распределения компетенции охватывает не только федеральный центр и субъекты Федерации, но и Федеральный округ, федеральные территории и муниципии. Централизованность проявляется в жестком регулировании «сверху» федеративных отношений, четко выраженном остаточном принципе компетенции субъектов Федерации, а также в том, что федеральная Конституция детально регулирует ряд полномочий органов местного самоуправления 1 .

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации. Основы статуса субъектов Федерации определены в Конституции Бразилии. Каждый штат имеет свою конституцию, которая принимается им самостоятельно в соответствии с принципами, установленными в федеральной Конституции (ст. 25). В каждом штате создается система органов государственной власти на основе принципа разделения властей.

Законодательную власть в субъектах Федерации осуществляют однопалатные законодательные собрания штата, избираемые населением путем прямых выборов на четыре года (ст. 27). Главами исполнительной власти в штатах являются губернаторы и вице-губернаторы штатов, которые избираются населением на четыре года (ст. 28). Каждый штат имеет свою судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией (ст. 125).

Для всей системы федеративных отношений в Бразилии характерно то, что ряд важнейших положений, затрагивающих статус субъектов, определяются федеральными законами. В частности, федеральной Конституцией определены перечень объектов собственности штатов (ст. 26); количественный состав, срок полномочий и порядок избрания депутатов законодательных собраний штатов, губернаторов и вице-губернаторов (ст. 27, 28); статус служащих в органах власти федерального, регионального и муниципального уровней и ряд других положений.

Основные принципы разграничения полномочий между Федерацией и субъектами. Предметы ведения и полномочия между федеральной властью и властью субъектов Федерации разграничены непосредственно в Конституции. В основу такого разграничения положено выделение исключительной компетенции Союза (ст. 22), совместной компетенции Союза, штатов и муниципалитетов, а также Федераль-

Читайте также:  Семья и общество в Бразилии в 19 и 20 веках

ного округа (ст. 23) и конкурирующей компетенции Союза, штатов и Федерального округа (ст. 24).

В исключительном ведении Федерации находится гражданское, коммерческое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое и трудовое законодательство; управление федеральной собственностью; денежная система; валюта, кредиты и страхование; международная торговля и иные вопросы, закрепленные в ст. 22 Конституции. В совместном ведении находятся: исполнение Конституции и федерального законодательства; вопросы охраны памятников культуры от уничтожения или незаконного вывоза; охрана окружающей среды и др. (ст. 23). Конкурирующая компетенция касается вопросов налогов, бюджета, образования и культуры, социального обеспечения и др. (ст. 24).

Федеральный округ, на территории которого располагаются федеральные органы власти, обладает статусом субъекта Федерации (штата). Здесь избираются Законодательная палата, губернатор и вице-губернатор. Правовое положение и основы деятельности названных органов определяются органическим законом, который принимается Законодательной палатой в два тура с интервалом в 10 дней большинством в две трети голосов (ст. 32 Конституции).

Конституцией предусмотрено образование федеральных территорий, в которых функционируют органы, назначаемые федеральной властью: губернатор, суды, члены Генеральной прокуратуры и федеральные общественные защитники. Кроме того, если численность населения федеральной территории превышает 100 тыс. чел., то избирается Палата территории — представительный орган (ст. 33), наделенный консультативными функциями.

Институт федерального вмешательства. В Конституции Бразилии закреплены меры по обеспечению целостности Союза, важнейшей из которых является федеральное вмешательство. Следует отметить, что в Конституции этот институт закреплен достаточно полно. Ему посвящена отдельная глава (гл. VI разд. 111), которая называется «Об интервенции». В ст. 34 Конституции закреплен перечень оснований для применения этой важной меры. К числу таких оснований относятся: угроза сохранению целостности государства; иностранная интервенция или интервенция одного субъекта Федерации в другой; серьезные нарушения общественного порядка; необходимость обеспечения деятельности ветвей власти в субъектах Федерации; грубое посягательство на финансовые интересы Федерации; обеспечение действия федеральных законов или судебных решений на территории субъекта; обеспечение конституционных основ государственного строя.

Решение о федеральном вмешательстве принимается президентом Республики по просьбе законодательных или исполнительных органов субъектов Федерации или по требованию федерального Верховного суда, Высшего апелляционного суда или Высшего избирательного суда. Декрет президента о вмешательстве должен определять сферу, продолжительность и условия осуществления данной меры. Декрет о вмешательстве в течение 24 часов представляется в Национальный конгресс или Законодательное собрание штата, которые при необходимости созываются на внеочередную сессию (ст. 36 и 84 Конституции).

После прекращения оснований вмешательства предусмотренная Конституцией система управления восстанавливается, а отстраненные от должности лица приступают к исполнению своих функций, если иное не установлено законом (ст. 34 Конституции).

История Бразилии

Впервые люди на территории Бразилии появились в эпоху неолита. До XVI века население этих земель составляли племена индейцев. У них не было письменности, царили родоплеменные отношения и общинная организация хозяйства. Основными занятиями были охота, рыболовство, земледелие.

Приход португальцев (1500 ‒ 1530)

21 апреля 1500 г. португальский мореход Педро Альварес Кабрал, сбившись с курса по дороге в Индию, открыл земли, названные впоследствии Бразилией.

В 1501 ‒ 1504 годах для изучения новых владений было отправлено две экспедиции, но только в 1530 г. португальцы начали активное освоение Бразилии. Возникают первые поселения Сальвадор и Сан-Винсенте. В 1534 г. губернатор колонии Васко де Сузо создал административное устройство страны, поделив ее на 15 частей. Позднее Португалия установила централизованную власть под руководством генерал-губернатора.

Под властью Испании (1580 ‒ 1640)

В 1578 г. погиб бездетный король Португалии Себастьян I. Престол вместе с колониями перешел к испанскому королю Филиппу II.

Враги Испании ‒ Франция и Нидерланды делали неоднократные попытки завоевать часть территории Бразилии. Однако все они в итоге оказались безуспешными. К середине XVII века португальцы изгнали всех захватчиков.

В 1640 г. Португалия провозгласила свободу от Испании. Новый король Жуан IV Браганса отправил в Бразилию маркиза де Монталвана, назначив его вице-королем.

Тогда же началось освоение земель в долине Амазонки. В поисках золота и новых рабов португальцы существенно расширили границы колонии, уничтожая и обращая в рабство местные племена дикарей. За ними шли иезуиты, принимая индейцев в католичество.

Для работы на плантациях сахарного тростника португальцы завезли рабов ‒ негров из Африки. С рабами обращались очень жестоко. Жили они в ужасных условиях, работали на износ, за малейшую провинность подвергались пыткам и смерти.

Золотая лихорадка

В конце XVII века в Бразилии нашли золото, а в начале XVIII ‒ алмазы. В страну хлынули авантюристы со всего мира. Начался рост промышленности, в разы увеличилось количество завозимых рабов. Строились новые населенные пункты. К концу XVIII века золотая лихорадка пошла на убыль. Выгодней стало выращивать кофе.

Правление Жуана VI (1808 ‒ 1821)

В 1807 г. под угрозой наполеоновского вторжения королевская семья со свитой покинула Лиссабон и, с помощью англичан, уплыла в Бразилию. Обосновавшись в Рио-де-Жанейро, король Португалии Жуан VI сделал Бразилию центром государственной и культурной жизни. Через 8 лет король уравнял в правах метрополию с колониями, создав единое государство.

В 1821 г. Жуану VI пришлось уехать в Португалию. В Бразилии в качестве вице-короля остался его сын Педро. Представительный орган Португалии выступил за ликвидацию государственности Бразилии и потребовал возвращения Педро. Принц отказался уезжать и возглавил освободительное движение. Он объявил о независимости Бразилии 07 сентября 1822 г., а в октябре стал императором.

Правление Педро I (1822 ‒ 1831)

В августе 1825 г. метрополия и колония подписали договор о независимости последней. В 1826 г. умер король Жуан. Педро I отказался от престола Португалии в пользу своей малолетней дочери Марии.

На юге Бразилии в 1825 г. началось восстание, в результате которого образовалась республика Уругвай. Это событие подорвало авторитет Педро. К тому же местной знати не нравились его идеи об отмене рабства.

В 1831 г. начались беспорядки в Рио-де-Жанейро. 7 апреля император подписал отречение от престола Бразилии в пользу старшего сына.

Правление Педро II (1831 ‒ 1889)

На трон Бразильской империи Педро II взошел в возрасте 5 лет. Сначала за него управляли регенты из числа бразильской знати.

Единолично править Педро II стал в 1840 г. Император распустил Государственный совет, состоявший из португальцев. На местах в провинциях учреждались законодательные органы. Образовалось две политические партии ‒ Консервативная и Либеральная. При нем в Бразилии появилась относительная стабильность. В стране развивалось животноводство, экспортировались кофе, сахар, хлопок, табак.

В 1864 г. началась борьба Тройственного союза ‒ Бразилии, Аргентины и Уругвая ‒ против Парагвая. Война оказалась затяжной и длилась до 1870 г. Бразилия победила и смогла создать сильную армию, но заплатила за это людскими и денежными потерями.

В 1880 г. было отменено рабство. Это вызвало большое недовольство среди бразильской знати. В 1889 г. республиканцы совершили переворот, приведший к отречению Педро II.

Первая республика (1889 ‒ 1930)

После переворота было назначено Временное правительство и принята новая Конституция. В стране устанавливалась президентская республика с тремя независимыми ветвями власти.

Деодору да Фонсека стал первым Президентом Бразилии. Его правление вскоре приняло вид диктатуры. Однако ему пришлось уйти в отставку, оставив преемником вице-президента Флориану Пейшоту, который правил до 1894 г.

В дальнейшем посты президентов занимали представители олигархата. Против власти поднимались неоднократные бунты обнищавшего населения, но все они были подавлены.

Бразилия участвовала в I мировой войне, помогая Антанте продовольствием и оружием. После окончания войны в стране начался рост промышленности. Однако пришло время Великой депрессии. В мире упал спрос на кофе, многие жители остались без работы.

В 1930 г. президентом стал Жетулиу Варгас. В условиях кризиса Варгас пытался развивать промышленность и улучшить жизнь рабочих, впрочем, использовал он для этого идеи национализма. Во время II мировой войны Бразилия отправила своих солдат на борьбу с Гитлером.

Вторая республика (1946 ‒ 1964)

В 1945 г. Варгас был свергнут в результате государственного переворота, но вернулся к власти в 1950 г. Через 4 года, в результате нового переворота, Варгасу снова грозило отречение. Не дожидаясь своего падения, он застрелился.

В 1955 г. на выборах президента одержал победу Жуселину Кубичек, потомок чешских эмигрантов. При нем начала развиваться промышленность, в страну потек иностранный капитал. Он дал звание столицы новому городу Бразилиа.

В 1961 г. к власти пришел Жаниу Куадрус. Он симпатизировал социализму, что вызвало критику правых сил. Через 7 месяцев своего правления Куадрус подал в отставку. Его место занял вице-президент Жуан Гуларт. Однако его кандидатура не устраивала военных, которые путем переворота захватили власть в марте 1964 г.

Диктатура (1964 ‒ 1985)

За время авторитарного режима сменилось 5 президентов из числа военных. За это время ВВП Бразилии вырос на 14%. Но достигнуто это было ценой репрессий, низких зарплат, роста внутреннего и внешнего долга и ориентации на соблюдение интересов своих и зарубежных магнатов.

С середины 70-х годов начался курс на либерализацию. Вернули некоторые свободы. Стали приезжать в Бразилию политические эмигранты. Снова начали проводить прямые выборы губернаторов штатов.

В 1985 г. к власти пришел Жозе Сарней. Под его руководством была принята новая Конституция. Тем временем в стране росли инфляция и экономический кризис.

В 1989 г. на выборах победил Фернанду Коллор. Положение Бразилии становилось все хуже. Коллору пришлось пойти на заморозку зарплат в госсекторе и продажу государственных активов. Так же остро встал вопрос по защите лесов Амазонии, безжалостно уничтожавшихся с 1970-х годов. В 1992 г. Коллор был вынужден подать в отставку по обвинениям в коррупции.

Фернанду Кардозу управлял страной с 1995 по 2003 годы. Новый президент смог спасти страну от инфляции, обратившись за очередными кредитами к международным банкам и иностранным инвесторам.

В двухтысячные годы три президента Бразилии оказались замешанными в громких коррупционных скандалах. 28 октября 2018 г. президентом был избран Жаир Болсонару. Он должен вступить в должность с 01 января 2019 г.

История Бразилии была непростой и состояла из многих трагичных событий. Бразилия сегодня является одним из главных политических игроков в Южной Америке и на международной арене. Страна имеет большой потенциал для развития. Вопрос только в том, сможет ли она им воспользоваться.

Ссылка на основную публикацию