Монетаризм и кредитно-денежная политика

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служиттеория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели. Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

• «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США уровень инфляции снизился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяяучетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменениенорматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.

С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется наполитику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Выводы

1. Совокупный спрос на деньги определяется функциями денег как средства обращения и средства накопления и включает в себя: деловой спрос, величина которого зависит от реального объема производства уровня цен в стране и спрос на деньги как запасную стоимость, находящийся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Если спрос на деньги формируется всеми субъектами хозяйственных отношений, то предложение денег регулируется государством и абсолютно неэластично, т.е. не зависит от цены денег (процента). Равновесие на денежном рынке достигается при соответствии денежного спроса денежному предложению. При нарушении равновесия оно восстанавливается автоматически через колебания процентной ставки.

2. Изменения на денежном рынке влияют на рынки товаров. Отсюда у государства возникает возможность воздействовать на макроэкономические цели посредством регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило: количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП.

3. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение – это: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

4. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег». В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшатся и предложение денег. Государство проводит политику «дорогих денег». Недостатками монетарной политики являются: значительный временной лаг между принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 29. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость. Механизм этого воздействия, принципы и методы государственного регулирования денежного обращения – предмет изучения данной темы.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Механизм монетарной политики.
Вопрос 2. Виды и эффективность монетарной политики
.

Механизм монетарной политики

Денежно-кредитная, или монетарная, политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование количества денег в обращении (денежного предложения).
Современная монетарная политика базируется на основных положениях монетаризма – экономической школы, развивающей классическую количественную теорию денег и рассматривающей деньги как важнейший фактор экономического развития.
Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

  1. “деньги имеют значение”, они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;
  2. ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;
  3. поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;
  4. все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;
  5. денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина, не зависящая от состояния экономики;
  6. рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воздействием на количество денег в обращении. “Ни одно правительство не может быть мудрее рынка”; “чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей” – вот разделяемые монетаристами воззрения;
  7. фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;
  8. в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объём ВНП, в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объёма реального ВНП;
  9. рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому “денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП”.

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США (“рейганомика”) и Англии (“тэтчеризм”) в 80-х-начале 90-х годов ХХ века и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности, в США уровень инфляции сократился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.
Механизм воздействия монетарной политики на объём национального производства и занятость таков:

  1. исходя из задач, стоящих перед страной, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение, реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки;
  2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом, центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;
  3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объёме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как “кейнсианский передаточный механизм” (см. рис. 29.1).
При данном денежном спросе (Dm) и предложении денег (Sm) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1, объем ВНП равен Q1. Увеличение предложения до Sm1 снижает процентную ставку до i2, соответственно расширяя инвестиции до I2. Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2. Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.
Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке и изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.


GNPi /,
Рис. 29.1. Механизм воздействия денежного
предложения на национальный объем производства:
а) денежный рынок; б) рынок капиталов; в) производство
Операции на открытом рынке. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, соответственно, их доходность для покупателя возрастет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.
Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рын
ке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ед. сокращает объем денежной массы на большую величину, т.е. имеет место мультипликативный эффект.
Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.
Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то и другое вызовет снижение объема денежной массы.
Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к оттоку капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.
Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.
Изменение нормы резервных требований является самым сильным и “грубым” инструментом в руках центрального банка.
С помощью этих инструментов центральный банк имеет возможность оказывать эффективное воздействие на рыночную экономику.

  1. В чем суть денежно-кредитной (монетарной) политики государства?
  2. Рассмотрите основные положения современной монетарной теории.
  3. Каков механизм монетарной политики? Как изменение предложения денег отражается на объеме ВНП?
  4. Какими методами центральный банк может воздействовать на денежное предложение?
  5. Объясните, как центральный банк может увеличивать или сокращать предложение денег.
Читайте также:  Кембриджский вариант количественной теории денег

Виды и эффективность монетарной политики

В зависимости от стоящих общеэкономических задач центральный банк может проводить разную кредитно-денежную политику.
Жесткая денежно-кредитная политика (политика “дорогих денег”) предполагает поддержание неизменной массы денег в обращении и возможность колебания процентной ставки (рис. 29.2).


Рис. 29.2. Жесткая денежно-кредитная политика

Если целью монетарной политики является поддержание массы денег в обращении на неизменном уровне, то предложение денег будет представлено вертикальной линией Sm. В этом случае изменение спроса на деньги ведет к изменению процентной ставки при постоянстве предложения денег (эта ситуация и рассматривалась в теме, когда анализировался денежный рынок).
Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика (политика “дешевых денег”) предполагает неизменность процентной ставки при совершенно эластичном предложении денег (рис. 29.3).


Рис. 29.3. Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика

Если центральный банк проводит монетарную политику, цель которой – поддержание нормы процента на фиксированном уровне, то предложение денег будет представлено горизонтальной линией Sm. В этом случае при изменении спроса на деньги предложение будет меняться при постоянстве процентной ставки.
Центральный банк не может одновременно зафиксировать и массу денег, и процентную ставку, поэтому ему приходится, как правило, прибегать к промежуточным вариантам мягкой или жесткой денежно-кредитной политики, допуская большее или меньшее изменение одного из параметров денежного рынка (рис. 29.4).


Рис. 29.4. Относительно жесткая и относительно гибкая денежно-кредитная политика

На рис. 29.4, а представлена относительно жесткая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно неэластично: изменение предложения денег приводит к большему изменению процентной ставки, чем изменение массы денег.
На рис. 24.4, б представлена относительно мягкая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно эластично: ставка процента изменяется в меньшей степени, чем предложение денег.
Выбор той или иной политики зависит от поставленных целей. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк проводит политику “дешевых” денег: увеличивает предложение денег, что ведет к их удешевлению и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства.
Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику “дорогих” денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.
Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависит от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения и наоборот (рис. 29.5).


Рис. 29.5. Зависимость спроса на инвестиции от соотношения эластичности спроса на деньги и эластичности спроса на инвестиции

Увеличение предложения денег с Q1 до Q2 при относительно неэластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2, что при эластичном спросе на инвестиции увеличивает их с I1 до I2 (рис. 29.5, а).
Такое же увеличение предложения денег (с Qi до Q2) при относительно эластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2, что при неэластичном спросе на инвестиции увеличивает их с Ii до I2 (рис. 29.5, б).
Хотя денежно-кредитная политика является весьма действенным способом регулирования рыночной экономики, ей свойствен ряд недостатков, снижающих ее эффективность.
При оценке последствий проведения той или иной денежно-кредитной политики необходимо выделить ее воздействие на реальный и денежный секторы экономики. Предположим, что происходит повышение нормы обязательных резервов. Следствием является снижение избыточных резервов и повышение процентной ставки. Повышение процентной ставки по- разному отразится на товарном и денежном рынках.
Если реальные и финансовые активы взаимозаменяемы, то рост процентной ставки снизит инвестиционную активность и спрос на реальный капитал упадет. При отсутствии взаимозаменяемости реальных и финансовых активов рост процентной ставки вызовет снижение спроса на финансовые активы, а спрос на реальный капитал не изменится. В этом случае изменения касаются только денежного рынка, не затрагивая рынок товаров. Это так называемый эффект субституции (замены).
Денежно-кредитная политика может привести экономику к “ликвидной ловушке” – состоянию денежного рынка, при котором ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения. Увеличение денежного предложения в целях активизации инвестиционной деятельности, ведущее к снижению процентной ставки, имеет свой предел. Процентная ставка может снижаться только до некоторого минимального уровня (она не может равняться 0), и, если государство будет продолжать наращивать денежную массу, то это не приведет к соответствующему увеличению инвестиционного спроса и реального ВНП, а только породит инфляцию.
Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например, проводится политика “дорогих” денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег в обращении, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.
Далее, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процентной ставки вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику “дешевых” денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.
Наконец, эффект монетарной политики различен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Расширение или сужение денежного предложения оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономику в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде связь между предложением денег и процентной ставкой утрачивается, и монетарная политика оказывается недейственной. В долгосрочном периоде действует основное монетарное правило, согласно которому долгосрочный темп роста предложения денег должен равняться темпу роста реального ВНП.
Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, такие качества этой политики, как гибкость, возможность “тонкой настройки”, быстрота осуществления делают её достаточно эффективным методом государственного регулирования. Монетарная политика вместе с фискальной остается сегодня важнейшим инструментом государственного воздействия на рыночную экономику.
Однако результативность и фискальной, и монетарной политики зависит от их согласованности между собой. Очевидно, что если одновременно проводить сдерживающую фискальную политику и гибкую монетарную политику, то результат будет отрицательный. Необходимое согласование инструментов фискальной и монетарной политики представлено в табличном виде.

Монетаристская теория и денежно-кредитная политика России (стр. 1 из 8)

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

«Монетаристская теория и кредитно-денежная политика России»

Выполнила:Хлынова К.В.
гр. У-21
Проверил:Грейнерт Ю.Э.

Введение.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Таким банком, например, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Монетаристская теория денежно-кредитного регулирования.

В современной экономической теории выделяют несколько подходов к определению роли денежно-кредитной политики в механизме регулирования рыночной экономики. Основными из них считают два направления — современный монетаризм и кейнсианская доктрина. Мы более подробно остановимся на монетаристской концепции.

С середины 1970-х годов господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики стала монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена, которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.

Монетаристы считают, что единственным фактором, определяющим уровень экономической активности в стране, является денежно-кредитное регулирование экономики. Изменяя количество денег, находящихся в обращении, можно повлиять на уровень производства, занятости и цен. Именно поэтому монетарные мероприятия Центрального банка — наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведении антиинфляционной политики. По мнению последователей этой теории, проведение «гибкой» денежно-кредитной политики представляет серьезную опасность, поскольку для проявления эффекта монетаристских мероприятий в процессе регулирования характерно запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства: от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса и 13—14 месяцев — при циклическом подъеме. И в связи с этим монетаристы делают вывод, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы — не более 3—5% в год. Монетаризм выступает за проведение жесткой кредитно-денежной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики — контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, т.е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Современный монетаризм возник в качестве оппозиции кейнсианству. В противовес последователям Дж. Кейнса М. Фридмен показал, что правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии.

Монетаристы против государственного вмешательства в экономику, кейнсианцы, напротив, считают рынок несаморегулирующейся системой, и вмешательство государства должно осуществляться во время деловых циклических спадов и подъемов с помощью фискальной политики, проводимой путем соответствующей системы налогов. Данные подходы выражают разные аспекты экономического развития и поэтому должны скорее дополнять, чем исключать друг друга.

Использование теоретических концепций монетаризма в практике государственного регулирования денежного обращения.

В 1970-е годы усилилась инфляция издержек вследствие резкого удорожания энергоресурсов на мировом рынке. Экономическая нестабильность, обострение инфляции во многих странах мира послужили катализатором для принятия комплексных экстренных мер, в том числе и в области денежного обращения. На первый план выдвинулись монетаристские концепции борьбы с инфляцией, в соответствии с которыми приоритетной задачей стало жесткое ограничение спроса методами рестрикционной денежно-кредитной политики и непосредственное управление ростом денежной массы в духе «денежного правила» М. Фридмена, утверждавшего, что «единственным эффективным способом остановить инфляцию является ограничение темпов роста количества обращающихся денег». [Фридмен, 1996, с. 104]

Центральные банки отдельных стран стали вводить целевые ориентиры прироста денежной массы (таргетирование). Кейнсианские трактовки кривой Филлипса были подвергнуты критике, прежде всего за игнорирование инфляционных ожиданий. В противовес им Э.Фелпс и М. Фридмен выдвинули идею, что стабилизационная политика (денежная или фискальная) в долгосрочном плане не оказывает влияния на занятость и реальный продукт. Долговременное равновесие характеризуется в рассматриваемой модели естественным уровнем безработицы, которому может соответствовать любой темп инфляции. В результате устойчивости такого равновесия «правительство оказывается не в состоянии по своему выбору, с помощью денежной и фискальной политики, достигнуть определенного уровня нормы безработицы и темпов инфляции, если желательный уровень безработицы не совпадает с естественным уровнем. ». [Харрис, 1990, 704] Ценой же попыток правительства поддержать безработицу в краткосрочном периоде ниже естественной нормы будет непрерывно ускоряющаяся инфляция.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена исключительно на контроль за инфляцией, а не на воздействие на спрос, как это практиковалось ранее. Какие-либо специальные мероприятия по борьбе с инфляцией издержек не предусматривались, а давались рекомендации по формированию и поддержке предпринимательской деятельности и механизмов рыночной конкуренции.

Политика доходов отвергалась на том основании, что контроль над ценами и заработной платой нарушает действие рыночного механизма и ведет к экономическим потерям. М. Фридмен констатирует, что политика доходов ведет к подавленной инфляции, но «подавленная инфляция более болезненна для экономики, чем инфляция открытая». Причем «чем более эффективно подавление, тем больше экономический ущерб, поскольку «подавление инфляции препятствует функционированию рыночной системы». [Фридмен, 1996, с. 104]

Читайте также:  Возрождение неоклассических определений покупательной способности денег

14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.
Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.
Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.
Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.
Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.
Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.
Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.
Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.
Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.
С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется на политику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.
Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.
Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.
Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.
Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.
Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.
Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Монетаризм: представители, основатель, основные направления

  • 21 Сентября, 2018
  • Финансы
  • Ульяна Романова

Монетаризм – это макроэкономическая теория, которая гласит: количество денег в обращении – определяющий фактор развития экономики. Она была главным направлением данной науки в начале ХХ века. И сейчас следует углубиться в изучение сути монетаризма, а также уделить особое внимание ее представителям.

Предшественники теории

Прежде чем рассказать о представителях монетаризма, нужно поведать о его предшественниках. Вообще, осознание того факта, что изменение цен напрямую зависит от количества имеющихся в обороте средств, случилось еще в античные времена. Еще в III веке об этом говорил Юлий Павел, древнеримский юрист.

Потом уже в 1752 году философ Дэвид Юм создал труд «Очерк о деньгах», в котором и была рассмотрена связь между инфляцией и объемом финансовых средств. В книге утверждалось: к медленному увеличению цен приводит рост денежного предложения.

К тому моменту, когда Джоном Стюартом Миллем был издан труд «Принципы политической экономии», сформировалась качественная теория денег.

Но за пределы академических кругов она не выходила. Многие считали, что теория денег просто не получит практического применения. Пока Кларк Варбуртон в период 1945-1953 гг. не заявил, что расширение денежной массы чревато ростом цен, а колебания ВВП напрямую связаны с предложением валютных средств.

Именно его работы можно считать тем, что предшествовало появлению полноценного монетаризма в экономике.

И. Фишер

Следует рассказать и о деятельности этого американского экономиста. Ирвинг Фишер, как и Кларк Варбуртон, считал, что капитал – это запас, порождающий услугу, которая в дальнейшем оборачивается доходом.

Сначала ученый много внимания уделял рассмотрению производительности денежных средств. А затем сформулировал понятие их инвестиционных возможностей. Речь ведется о настоящей оценке дальнейшей отдачи пресловутого капитала. А само понятие денежных средств – это ее производное.

Что же получается? Капитал – это дисконтированный поток дохода.

Кроме этого, Ирвинг Фишер дал интересное определение понятию процента. Он считал, что это выражение того, насколько капитал полезен. То есть как велика его способность приносить доход. Но с другой стороны, процент является своего рода компенсацией его издержек от вложенной суммы.

Возникает вопрос: какое же все это имеет отношение к теории монетаризма? Непосредственное. Вкладывая личные сбережения, люди ожидают со временем получить прибыль в виде процентов. Их им платят производители, пользующиеся их деньгами в своих целях.

Что получается? Спрос на деньги непосредственным образом сталкивается с их предложением. А цена их равновесия – это рыночная ставка процента.

Основоположник теории

А вот теперь следует рассказать про Милтона Фридмана – американского экономиста, обладателя Нобелевской премии. Именно он является основоположником рассматриваемой теории.

В 1932 году будущий ученый окончил Ратгерский университет. Он учился на факультете математики и экономики – хотел стать актуарием.

Он был убежден, что современная наука может положить конец Великой депрессии. Данная уверенность сформировалась под влиянием его профессоров – Гомера Джонса и Артура Бернса.

Сразу после окончания вуза Милтон Фридман поступил в Чикагский университет, в магистратуру. Много времени он уделял изучению идей Генри Саймонса, Фрэнка Найта и Джейкоба Вайнера. Также ему удалось некоторое время посвятить изучению статистики под руководством самого Гарольда Хотеллинга.

По завершении государственной службы он начал академическую карьеру. В 1951 году Национальное бюро экономических исследований запустило проект по изучению денежного фактора непосредственно в деловом цикле. Его возглавил Фридман.

Интенсивные эмпирические исследования длились годами, и в 1956-м Фридман выпустил статью, которая называлась «Количественная теория денег: новая версия». А потом, через 7 лет, он вместе с Анной Шварц издал масштабный труд. Речь идет о книге «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960». Именно этот фундаментальный труд оказал влияние на дискуссию, проходившую в 60-х годах, завязанную около такой темы, как экономическая политика.

В том же году вместе с Дэвидом Мэйселменом он выпускает книгу «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в США», в которой изучался период с 1897 по 1958 год. Этот труд тоже вызвал множество дебатов. Кейнсианцы и представители монетаризма спорили не прекращая.

Еще через 5 лет Фридман выпустил очередную масштабную статью. Она называлась «Роль монетарной политики». Этот труд оказался невероятным по значимости. Именно он повлиял на то, как дальше стала развиваться экономическая наука. Статья не просто стала началом теории рациональных ожиданий. Она заставила кейнсианцев пересмотреть свои убеждения и изменить их.

Основные положения монетаризма

Следующие утверждения в рамках теории являются верными:

  • Рыночная экономика устойчива, она регулируется самостоятельно и стремится к стабильности. Цены – главный регулятор.
  • Государственное вмешательство в экономику не является необходимым.
  • Денежные факторы всегда в приоритете.
  • Регулирование опирается на долговременные задачи, а не на текущие. Почему? Потому что последствия, возникающие вследствие колебаний денежной массы, проявляются не сразу. Проходит определенное время.
  • Изучение мотивов поведения людей важно.

Но это еще не все положения монетаризма. Краткая суть теории заключается в том, что спрос на деньги напрямую зависит от динамики ВВП. А вот его функция стабильна. Но предложение денег – нет. Потому что оно зависит от действий правительства, которые сложно спрогнозировать.

Представители монетаризма считают, что реальный ВВП вскоре перестанет расти. Это значит, что на него абсолютно никак не будет влиять изменение предложения денег. Отразится оно только на уровне инфляции.

Это и есть основная идея монетаризма. Данный принцип является базовым. Ему даже дали отдельное название. Все вышеописанное можно назвать просто: нейтральность денег.

Монетарное правило

Рассказывая о развитии теории монетаризма, необходимо отметить вниманием и данную тему. Приверженцы всех вышеописанных положений, руководствуясь пресловутым принципом нейтральности денег, хотели, чтобы все их утверждения были закреплены на законодательном уровне.

Они сформулировали особое правило: денежное предложение должно расширяться соответственно росту ВВП.

Зачем оно нужно? Затем, что соблюдение данного положения поможет устранить влияние кредитно-денежной политики. Поскольку она совершенно антициклична и непредсказуема.

Представители монетаризма так видели последствия соблюдения правила: постоянное увеличение валютного предложения поддерживает расширяющийся спрос. И инфляция при этом не растет!

Данное утверждение логично. Но как это обычно бывает, его раскритиковали. Кто? Конечно же, кейнсианцы. По их мнению, отказ от кредитно-денежной политики – это глупость. Ведь скорость обращения денег не является стабильной! И если предложение будет расти всегда, то это приведет к колебаниям совокупных расходов. А такое последствие дестабилизирует всю экономику.

Инфляция

У основателей монетаризма и его последователей имеется свое личное восприятие данного термина. Они утверждают: причина возникновения инфляции – это превышение темпа роста всей экономики ростом денег.

Как все происходит? Сначала люди не воспринимают рост цен как «начало конца». Им кажется, что это временно. И они продолжают хранить валюту – им нужна наличность, дабы обеспечивать себя всем необходимым для жизни.

Но что случается, когда цены продолжают расти? Люди понимают, что это не временно. Однако на тот момент их покупательная способность уже оказывается сниженной. Их деньги – просто дорогой способ сбережения активов. Разумеется, люди начинают уменьшать объем той наличности, которую они хранят.

Каков итог? Повышаются цены, номинальные доходы и зарплата (последнее, к сожалению, в символическом объеме). Финансовые остатки снижаются. И именно на этом этапе цены растут в разы быстрее, чем денежная масса. Конечно, если инфляция умеренная, то и темы приблизительно одинаковы.

Но так бывает редко. Обычно инфляция высока. И в таких случаях цен растут в разы интенсивнее денежного объема. Это снижает реальные доходы.

Безработица

Продолжая изучать возникновение монетаризма, а также его дальнейшее развитие, необходимо поднять вопрос, касающийся занятости населения. Ведь эта тема занимает важное место в рассматриваемой теории, а также в аргументации ее сторонников.

Итак, существует понятие естественной безработицы. Ее еще иначе называют добровольной. Нормальное явление, при котором уровень цен и реальная зарплата населения стабильны.

Монетаристы считают, что нарушение этого равновесия может случаться исключительно в краткосрочной перспективе. Что происходит? При повышенном уровне занятости инфляция растет. При пониженном – снижается. Среднесрочная перспектива такова, что рынок в итоге возвращается к равновесию.

На основе данных утверждений сформировалась еще одна идея монетаризма. Фридман и его сторонники уверяли: необходимо направить политику сферы занятости на уравнивание пресловутой динамики уровня безработицы.

Устранение безработицы

Разумеется, данную тему тоже не обошел вниманием монетаризм. Определение безработицы известно всем. Каждый знает, что это нормальное явление, но лишь пока оно находится в пределах разумного. Если безработица чрезмерна, ее нужно начинать регулировать.

Необходимо оговориться, что методы монетаристов многим могут показаться радикальными. Вот две их главные идеи по этому поводу:

  • Люди предпочитают работе получение пособий – их устраивает эта компенсация. Рекомендация: отменить их выплату. Это заставит людей трудиться. Исключение составляют недееспособные.
  • Нужно прекратить стимулировать экономический рост, увеличивая спрос. Тут есть огромный нюанс: это приведет к резкому ухудшению уровня жизни. Социальная обстановка будет катастрофической.

Именно из-за радикальности перечисленных методов их не воплотили в действительность.

Читайте также:  Девальвация национальных валют и Бреттон-Вудская система

Программы монетаристов

Фридман уверял, что инфляция является феноменом, развязанным абсолютно неграмотным вмешательством властей и вышестоящих органов в экономику.

Как поступили монетаристы? Они понимали, что инфляцию нельзя перегружать, когда в государственном бюджете наблюдается дефицит. А потому начали искать методы, не требующие от власти дополнительных трат.

Решением мог бы стать антиинфляционный блок, непосредственно связанный с ростом предложения. Он не нуждался в дополнительных инвестициях.

Каковы рекомендации? Продать все, что можно. Наступать на монополизм, продвигать малый и средний бизнес. Допускать разумную приватизацию (но только если в государстве крупный госсектор). Рынки необходимо либерализировать, обеспечить свободный приток капитала.

Это, разумеется, долгосрочная стратегия. Потому что факторы, которые отражаются на росте предложения, не сразу дают эффект.

Но самое действенное антиинфляционное средство – это ограничение спроса. И возможно оно, если будет проведена реформа так называемого конфискационного плана. Какова цель? Уменьшить количество имеющихся у жителей страны денег. Тогда совокупный спрос сократится. Но это слишком радикальный метод. В духе основных идей монетаризма.

К более лояльным способам относится заморозка сбережений. Это тоже приведет к снижению уровня ликвидности. Еще более лояльный метод (даже выгодный) – это поощрение приобретения недвижимости.

Еще одна идея заключается в удорожании кредитов. Сразу отсеется часть людей и предприятий, желающих их оформить. В экономике останутся лишь сильные производители. Они быстро наполнят рынок, и это приведет к падению цен.

Как бы то ни было, все предложенные школой монетаризма меры, направленные на удержание спроса, населением переносятся очень тяжело. Поэтому если их и вводить, то только на краткий срок. Впрочем, сами монетаристы так не считают.

Кредитная концепция

Рассказывая про монетаризм в экономике, нужно немного уделить внимание и этой теме. Кейнсианцы были сильно против того, что утверждали приверженцы данной теории. Они уверяли: в той экономике, основой которой является обращение кредитных средств, денежная масса всегда изменяется в зависимости от спроса.

В те времена дела обстояли чуть иначе, но вот в современности все намного сложнее. Экономические силы действуют в разных направлениях, иногда даже в противоположных. Потому что денежные системы XXI века сочетают как бумажно-денежный, так и кредитный фактор. Почему? Потому что государство, являясь элементом экономической системы, может сильно изменять спрос на деньги.

Для него все это – источник финансовых ресурсов. Если кредитная основа будет нарушена, то будут поломаны оптимальные границы финансового обращения.

Впрочем, многие часто приводят сюда один весомый контраргумент. Потребность в деньгах была и будет всегда. Она стабильна. И никакие резкие колебания на нее не повлияют. А предложение денег обязан контролировать центральный банк.

Теория в практике

Нельзя не заметить, что некоторые идеи монетаризма нашли свое применение в реальности. Сначала Центробанки включили в свои экономические модели так называемые денежные агрегаты. Это показатели структуры всей массы в целом. Говоря простым языком, так называются виды финансовых средств, которые отличаются уровнем ликвидности.

Случилось это в 1966 году. Первыми данную модель и динамику агрегатов изучила ФРС США. А потом распалась Бреттон-Вудская система. И концепция монетаристов получила свое распространение.

Центробанки перестали заниматься таргетированием валютного курса. Они перешли на денежные агрегаты.

Именно воплощение в действительность идей рассматриваемой теории стало причиной появления Европейской валютной системы.

Как же обстоят дела на данный момент, в XXI веке? Совсем недавно, в 2005-2010 годах, произошло формирование так называемого постмонетаризма. Это новая, соответствующая современности теория. И о ней нужно рассказать более подробно.

Новый монетаризм

Отдельной теорией его назвать нельзя. Это ответвление. Но занимается оно, как и его «предшественник», моделированием всех имеющихся у обмена товаров и денег несовершенств.

Основа данного ответвления – это теории игр, поиска, переговоров и дизайна. Все, что имеет место в XXI веке.

Основателем также являются ученые из США – Рэндалл Райт и Стивен Уильямсон. Некоторые идеи предложили Рикардо Лагос и Гийом Рошето – профессора Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов.

Интересно, что новая теория берет истоки еще в 1970-х. Уже тогда старый монетаризм нуждался во введении в него некоторые микроэкономических новаций.

Какой же получилась новая теория? В ней осталась приверженность монетаристским моделям, но также появились актуальные для нынешнего времени положения.

Какова главная отличительная черта теории? Это моделирование микроэкономических основ денег, которые описывают, как их надо менять на товары. Вторая отличительная черта – внедрение новых положений в смежные научные области. В финансовое посредничество и банковское дело, если быть точнее.

Нельзя не отметить, что от новой теории уже ответвилось еще одно направление. Оно представлено моделями платежей. Именно по ним проходит изучение клиринговых и платежных систем. Это важно, ведь в них участвуют все банки (центральные в том числе).

Особое внимание по-прежнему уделяется теме кредитов. Также добавилась тема системного риска. Ведь он часто возникает в платежных системах из-за кредитования внутридневного типа.

Принципы новой теории

Их стоит рассмотреть напоследок. Вот главные положения обновленного, современного монетаризма:

  • Любой анализ проводится с учетом положений теорий игр, информации, поиска и общего равновесия. Это помогает прийти к реалистичным, внутренне непротиворечивым выводам.
  • Деньги всегда играют решающую роль. Для понимания кредитной и финансовой политики надо применять те модели, в которых они вводятся в непримитивной форме.
  • Финансовые посредники важны. Да, наличные средства и банковские обязательства имеют одну функцию – средство обращения. Но они не идентичны.
  • Моделируя рыночные несовершенства (что достигается с помощью финансовых посредников и денег), надо использовать особую интерпретацию и абстракцию. Методы не должны стать помехой получения правдоподобных ответов на актуальные вопросы. Потому предпочтение всегда отдается наиболее простым моделям.
  • Важное дополнение! Ни одна модель не универсальна. Поэтому их нужно разработать достаточное количество. А вот для решения задач использовать они будут схожие инструментальные средства.

Какие же модели сейчас используются? Те, которые считают деньги и товары делимыми, не сохраняемыми. Современные модели также разграничивают централизованный рынок и децентрализованный. Такое решение позволяет включить элементы, сложно описываемые в моделях (налогово-бюджетная политика, рынок труда, капитал и т. д.).

В общем, согласно мнению новых монетаристов, данные модели максимально приближены к реалистичному описанию современной экономики.

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

9.2. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом – с другой.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по -разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними “пороками”. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах ХХ в. происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: “деньги – главная движущая сила рыночной экономики”. Наиболее известный теоретик монетаризма – М. Фридмен.

В них излагаются основные положения теории монетаризма, а именно:

  • монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время “раскачивает лодку”;
  • монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как “ни одно правительство не может быть мудрее рынка”; “за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно – нашими”; “чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей”;
  • для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку “безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует”. Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
  • монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег – тождество , по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

гдеМмасса денег в обращении;
Vскорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года);
Рсредняя цена товаров и услуг;
Qколичество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию – ” портфель активов”, т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это, прежде всего, теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм – деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы . Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул “денежное правило” сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

“Денежное правило” Милтона Фридмена

“Денежное правило” Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Особенности применения монетаризма в отдельных странах

Интерес к рекомендациям монетаристов о применении “денежного правила” на практике “вспыхнул” в начале 70-х годов ХХ в., когда кейнсианская концепция “формирования эффективного совокупного спроса” посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70- начала 80-х годов реализовались в известные программы “неоконсерваторов” – “рейганомика” в США, “тетчеризм” в Великобритании. В 1975 г. конгресс США обязал Федеральную резервную систему (ФРС) публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: денежные агрегаты, основные процентные ставки, доходность по государственным облигациям. Для государств – членов ЕЭС были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5-8% в год), изменение валютного курса (не более 5-6% в год).

Политика монетаризма в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако, сам Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждает также и о ее пределах, ведь “наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограничено, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы”. Развивая мысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы . Фридмен пишет: “Деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него нам не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, – никакая другая чудесная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затратами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слишком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы . Каждая из больших депрессий в стране была вызвана либо обострилась из-за нарушения денежного обращения”. Поэтому М. Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. “Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки”. То, насколько прав был Фридмен, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.

Ссылка на основную публикацию