Особенности развития экономики Германии
Основные этапы развития и исторические особенности развития Германии с 1947 года до настоящего времени. Особенности “немецкого экономического чуда” Л. Эрхарда. Изучение вопросов связанных с трудностями современного экономического развития государства.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.05.2014 |
Размер файла | 22,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Основные этапы развития и исторические особенности развития Германии с 1947 года до настоящего времени
2. С чем же связаны трудности современного экономического развития Германии?
Из всех событий, произошедших в немецкой истории в первое десятилетие после окончания второй мировой войны, заграницей наибольшее внимание привлекла к себе немецкая экономическая политика. Сданной экономической политикой связывается экономическое возрождение, именуемое «чудом».
В 1947 году безвыходной представлялась ситуация в экономике и социальной сфере. Около 20 % промышленных строений и промышленного инвентаря, 20 – 25 % квартир, 40 % транспортных сооружений были разрушены войной. 25 % бывшей имперской территории в границах 1937 г. пришлось отдать. Немецкое имущество за границей подверглось конфискации. В общей сложности потерю мощностей германского народного хозяйства в результате войны и ее последствий можно оценить в 50 % от довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была большей частью устаревшей и изношенной.
Распределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметов потребления, таких как одежда, белье, обувь; нормирование и распределение всех основных материалов и сырья, а также всех производственных материалов (угля, железа, нефти и т.п.); положения о замораживании цен и заработной платы; государственный контроль над импортом и экспортом – это меры принятые союзниками и характеризующие экономический порядок в стране в конце 50-х годов.
Не существовало и работоспособной денежной системы. Поэтому назрела необходимость реформирования экономики предприятия. Но прежде чем рассматривать особенности развития Германии необходимо упомянуть также в данной работе теоретические аспекты понятия «экономическая модель».
1. Основные этапы развития и исторические особенности развития Германии с 1947 года до настоящего времени
В 1945 году Германия оказалась в катастрофическом положении. Тот факт, что 15 лет спустя западная часть этой разгромленной страны вышла на 1 место в Европе по уровню экономического развития, был единодушно охарактеризован как «немецкое чудо». Институты ФРГ формировались довольно долго, потому что государственное образование, объединившее 3 зоны оккупации, официально возникло только в 1949. До провозглашения ФРГ эта территория управлялась странами победительницами, которые экспроприировали в свою пользу часть немецкого промышленного потенциала. Союзные державы лишь в марте 1949 года прекратили демонтаж оборудования немецких заводов, а в апреле 1950 года разрешили восстановление тяжелой промышленности Германии. Окончательно от идеи репараций победители отказались только в марте 1951 года. Немецкая марка, новая немецкая валюта, ставшая воплощением политического и экономического бессилия послевоенной Германии, была девальвирована в сентябре 1949 года более чем на 20 %. Но это была ее последняя девальвация.
Главным идеологом и архитектором «немецкого чуда» был профессор Мюнхенского университета, впоследствии ставший федеральным канцлером, Л. Эрхард.
В трудах по экономическим вопросам и в своей практической деятельности Эрхард выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строилась на реальных представлениях о человеке, исходя из того, что он старается принимать решения, которые идут на пользу ему самому или его семье, социальной группе. Социальная рыночная экономика считается истинным двигателем общественного благополучия, постоянное стремление человека к улучшению условий собственной жизни в совокупности с его социальной ответственностью. Рыночная экономика, по Эрхарду, функционирует только при условии свободы: потребления, выбора профессии и рабочего места, предпринимательской деятельности, распоряжения частным имуществом, включая средства производства, заключения договоров.
Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.
Эрхард провел множество реформ, в том числе и хозяйственную. Хозяйственная реформа 1948 года представляла сочетание денежной реформы и реформы цен. Цель первой – избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Были введены новые деньги дойчмарки вместо недействительных рейхсмарок. Каждому гражданину полагалось по 40 новых дойчмарок, потом эта сумма была увеличена еще на 20 дойчмарок.
Пенсии, заработная и квартирная плата подлежала пересчету в новые марки в соотношении 1:1; половину сбережений и наличных разрешалось обменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Обязательства банков и других учреждений старой Германии в основном аннулировались. Был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден устав, регулировавший его отношения с частными банками.
Не заставила себя ждать и реформа цен. Ровно через три дня после денежной реформы был обнародован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен. Цены отпускались «на свободу», отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.
Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и другие.
Важнейшим элементом социального рыночного хозяйства считался мелкий и средний бизнес – «основа благосостояния для всех», и политика государства направлялась на его всемерную поддержку и развитие. Уже в 1953 году на предприятиях с численностью до 500 человек работало 50,8 % всех занятых и производилась половина промышленной продукции. В начале 50-х годов практически сразу же после восстановления разрушенных домов и предприятий, началось бурное возрождение немецкой экономики.
По завершении стадии восстановления экономики, приблизительно с середины 50-х годов в ФРГ наступил подъем, длившийся более 10 лет. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, оказавшись на втором месте в мире (после США) по уровню промышленного производства и объему экспорта. Она стала одним из главнейших учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. На ее долю в то время приходилось более 60 % добычи угля, около 50 % производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта общего рынка.
Основными факторами, под воздействие которых формировалось и развивалось народное хозяйство ФРГ в 60-е годы, явились быстрое развитие научно-технического прогресса, усиление ориентации на внешний рынок и увеличение государственно-монополистического капитала. Научно-технический прогресс в ФРГ происходил в несколько своеобразных условиях. Его особенность заключалась в том, что главной базой для внедрения новой техники в промышленность страны в первый период были не собственные научные исследования и разработки, а иностранные лицензии. Было выгоднее их импортировать, чем затрачивать большие суммы на повторение уже созданных передовых технологий.
Однако с начала 60-х гг. опасность технологического отставания ФРГ в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от других развитых стран обусловила и потребовала изменения политики технического прогресса и усиления внимания к развитию собственных исследований на основных направлениях научно-технического прогресса. Расходы на них в период с 1960 по 1970 года увеличилась в 5,2 раза. В результате доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась и составила в начале 70-х годов 14% против 20 % в 60-е годы.
Замедление темпов экономического роста в начале 60-х годов вызвало необходимость более активного вмешательства государства в процесс экономического развития. От обычных мер экономической политики (финансовой, кредитной и налоговой) государство перешло к практике составления общих народохозяйственных, отраслевых и региональных планов, предусматривавших расходы на военные нужды, научные исследования, образование, транспортные проблемы, контроль над ценами и т.п.
1967 год ознаменовал конец «немецкого чуда». Однако незначительный спад производства, отмеченный в этом году, не означал прекращения фазы экономического роста, поскольку период с 1968 по 1970 характеризовался среднегодовым показателем, превышавшим 6 %
В 1968 и 1969 гг. темпы роста промышленного производства увеличились соответственно до 11,8 12,9 %, но в 1970 они вдруг снова сократились до 6,3 %
За глубокими спадами в середине 70-х – начале 80-х и относительно незначительным подъемом между ними последовал продолжительный объем в 1983 – 1990 годах.
Всего основе лежали интенсивные процессы накопления и расширения экспорта, существенного увеличения инвестиций. Важным фактором экономического роста стало значительное расширение внешнего спроса. Так в 1989 году экспорт Германии по сравнению с предыдущим годом вырос на 10 %. При этом, впервые начиная с 1982 года, доля новых продуктов превысила долю товаров устаревшего ассортимента.
Подъем, длившийся около восьми лет, достиг наивысшей точки в 1990 году, когда темпы роста ВНП (4,5 %) оказались максимальными за последние 14 лет. Выпуск промышленной продукции увеличился на 5,2 %, это самый большой прирост за все 80-е годы. Уровень безработицы снизился с 7,6 % до 7 %.
После длительного подъема в 80-е годы произошло резкое снижение экономического роста. В фазу спада германская экономика стала сползать с середины 1991года, а зимой 1993 года он достиг самой низкой отметки за всю послевоенную историю. ВВП в начале 1993 года по сравнению с аналогичным периодом 1992 года упал на 3,2 % , а по сравнению с последним кварталом 1992 г. – на 1,5 %. Такое наблюдалось последний раз в первом полугодии 1974 года.
Со второй половины 1992 года начали набирать силу негативные тенденции и на рынке труда: стало возрастать число предприятий с занятыми неполный рабочий день. В августе 1992 года таких предприятий было 3,4 тысячи, а в феврале 1993 года – более 15 тысяч. К лету 1993 года уровень официальной безработицы достиг 2,2 млн. человек, а весной 1996 года – 3,1 млн. человек. Хуже было только во время великого кризиса.
Одной из причин кризиса стало объединение Германии. Рыночные и политические преобразования потребовали гигантских капиталовложений в новых землях. Бывшая ГДР стала поистине «черной дырой» для экономики объединенной Германии. Финансовые трансферты из западной части в восточную часть страны в 1991 году составили 140млрд. марок, в 1992 году – 152 млрд. марок, а в 1993 году – 182 млрд. марок, затем они стали значительно снижаться.
В 1994 году стало заметно оживление экономической деятельности в западной части Германии. Рост реального ВВП там составил 2,5 % и был в основном обусловлен ростом экспорта и увеличением жилищного строительства. Что касается восточной части Германии, то там завершилось создание основных условий для самостоятельного экономического роста, хотя трансфертные поступления из западной части страны продолжали играть важную роль и еще больше укрепили внутренние факторы роста.
Благодаря экономическому подъему в середине 90-х годов уровень безработицы в Германии снизился до 6,9 % в год и оказался одним из самых низких показателей среди развитых индустриальных стран.
В 1996 -1997 годах экономическая конъюнктура значительно ухудшилась. До настоящего времени экономика переживает то кратковременные спады, то подъемы.
2. С чем же связаны трудности современного экономического развития Германии?
Как представляется, причины скрываются в недрах самой немецкой экономики, в ее некогда знаменитом социальном рыночном хозяйстве, и мы обратим внимание на ключевые из них. Во-первых, ФРГ в 1990-е гг. пришлось действовать одновременно на два фронта: заниматься процессом объединения (трансформировать административно-командную экономику Восточной Германии в рыночную) и пытаться исправлять преобладающий социальный уклон своего Socialmarktwirtschaft, активизируя рыночные механизмы. Интеграция новых федеральных земель осуществлялась не только путем введения на территории бывшей ГДР рыночных принципов хозяйствования, но и означала автоматический перенос западной системы социальных гарантий на восток Германии. Причем приобщение жителей новых федеральных земель восточной части страны — «оссй» — к высоким гарантированным социальным стандартам,1 типичным для жителей Западной Германии — «весси», не сопровождалось выравниванием в уровне производительности труда между старыми и новыми федеральными землями. Кроме того, огромные финансовые вливания в депрессивную восточногерманскую экономику требовали мобилизации значительных финансовых средств из карманов налогоплательщиков, главным образом «весси». По сути дела, новые федеральные земли превратились в хронических финансовых иждивенцев, с трудом преодолевающих проблемы интеграции в общегерманское экономическое пространство. Заработная плата в восточных землях Германии все еще на четверть ниже, чем в западных, а уровень производительности труда на востоке по-прежнему меньше западного на треть. При этом новые федеральные земли за минувшее десятилетие уже получили трансферты из общественных фондов на общую сумму в 750 млрд евро. В дополнение к этим трансфертам ежегодно в течение 15 лет планируется выделять более 150 млн евро на улучшение инфраструктуры восточных земель. Всецело поглощенная процессом объединения, Германия, в первую очередь по политическим и этическим соображениям, упустила шанс на повторение неоконсервативной революции по североамериканскому или британскому образцу.2 Столь необходимые реформы по разгосударствлению экономики, введению налоговых стимулов для частного бизнеса оказались отложены более чем на десятилетие. Как отмечают многие исследователи, наиболее остро в настоящее время обстоят дела на рынке труда и в налоговой сфере. Социальное рыночное хозяйство дало гражданам ФРГ право на «достойное существование», закрепленное в Конституции, но одновременно привело к возникновению государства-собеса. Теперь на «государство всеобщего благоденствия» рассчитывают даже в большей степени, чем на собственные индивидуальные способности зарабатывать искомые «достойные условия существования». В ФРГ быть безработным отчасти даже выгоднее, чем активно трудиться, поскольку социальные пособия по безработице, детские пособия и субсидии по оплате жилья гарантированы всем. Но финансируется такое государство-собес из карманов своих налогоплательщиков. И не случайно уровень налогового бремени в ФРГ — один из самых высоких в Европе. Высшая ставка индивидуального подоходного налога составляла в 2005 г. 42%, а эффективная ставка налога на прибыль компаний (с учетом промыслового налога) доходит до 38,3%. Очевидно, что высокие налоги сдерживают развитие предпринимательства и трудовую активность населения, инициируют перевод трудоемких производств из Германии в страны Восточной Европы, недавно вступившие в Европейский союз и отличающиеся умеренным уровнем налогового бремени и более низкой заработной платой. Вторая проблема кроется в недрах немецкой финансовой системы, которая имеет свою специфику. Если финансовые системы США или Великобритании ориентированы на привлечение кредитных ресурсов для развития бизнеса на финансовом рынке и поэтому компании-заемщику надо убедить потенциальных инвесторов (особенно мелких акционеров) в своей кредитоспособности и прибыльности, то в основе немецкой финансовой системы находятся банки — весьма консервативные финансовые институты, готовые довольствоваться низкой, но стабильной рентабельностью кредитуемых компаний. Немецкая финансовая система рассчитана на долгосрочные инвестиционные проекты, но рекордно быстрые темпы современного экономического развития просто не оставляют немецким банкам шансов на длительные ожидания возврата кредитных ресурсов.’ В условиях низких темпов экономического роста наблюдается также недофинансирование банками инвестиционных проектов (так, темпы роста объемов предоставленных банковских кредитов снизились с 6% в I квартале 2000 г. до 0,3% в I квартале 2002 г.), что оставляет немецкий бизнес, особенно малые и средние предприятия, без столь необходимых для развития финансовых ресурсов. Многие немецкие компании, преимущественно крупные, в свою очередь, в большей степени выполняют социальные функции, чем гарантируют своим инвесторам стабильную и растущую прибыль.
Нередко можно слышать, что стремление измученного голодом и обнищавшего населения к возрождению, трудолюбие и прилежность немцев, иностранная помощь, в особенности план Маршала, и прочие содействовавшие экономическому развитию ФРГ факторы не без влияния иных политико-экономических структурных признаков обусловили соответствующий экономический рост.
Все эти факторы сыграли в экономическом возрождении действительно определяющую роль. Но этот подъем стал возможным еще потому, что в ФРГ были обеспечены важные предпосылки роста: в стране имелись прилежные высокодисциплинированые рабочие, обладавшие организационными способностями, вооруженные техническими и трудовыми навыками. экономический исторический немецкий государство
Хотя экономическому возрождению ФРГ способствовал ряд политических, экономических и социальных факторов, все же следует признать, что экономические свободы, которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринимателям, работавших по найму и потребителям, в большей степени стимулировали и раскрывали индивидуальное желание работать, готовность к труду, к проявлению инициативы, прилежность и способности, чем иные экономические структуры с меньшим набором экономических свобод. Следует отметить, что конкуренция повышала производительность труда, заставляла выпускать высококачественные товары, содействовала рационализации, гарантировала способствующий росту удельный вес чистых капиталовложений.
При прочих равных условиях социальное рыночное хозяйство обеспечило большой технический, цивилизованный, экономический и социальный прогресс.
В целом высокой оценки заслуживают усилия парламента и правительства в области наведения экономического порядка. Примером налаживания развития экономики может служить объем и характер регенерации ФРГ в европейскую и мировую экономику.
Таким образом, введение модели социально ориентированной рыночной экономики в Германии в конце 40-х годов способствовало возрождению ее экономики и стабилизации народного хозяйства в настоящее время.
Высокая квалификация рабочих, производительность труда, высокое качество производимых товаров – очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических перспектив объединенной Германии.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
Причины быстрого промышленного развития Германии
В середине XIX в. Германия была преимущественно аграрной страной, большая часть населения которой жила в деревнях и в маленьких городках. Большинство этих городков выглядело почти так же, как и в средние века: узкие, кривые улицы, застроенные старинными домами с высокими черепичными крышами. Над городом высилась колокольня церкви, вокруг города часто сохранялась средневековая стена со сторожевыми башнями. За стеной обычно сразу же начинались поля и луга. Жизнь текла в таких городах медленно и спокойно, как в деревне. Было лишь шесть-семь больших городов.
К концу XIX в. все это изменилось. Целые районы, где раньше расстилались луга и поля, были застроены фабриками, заводами и рабочими поселками, страну пересекли железные дороги, выросли большие города с оживленным уличным движением, с многоэтажными домами.
Особенно усилились темпы экономического развития Германии после ее объединения. Если в 1870 г. Германия по размерам производства основных отраслей промышленности далеко отставала от Англии, то к концу XIX в. германская промышленность по выработке стали обогнала Англию и уступала только Соединенным Штатам.
Такое быстрое развитие крупной капиталистической промышленности было обусловлено рядом причин: созданием единого внутреннего рынка, приобретением богатых залежей железной руды в захваченной Лотарингии, ограблением французского народа посредством пятимиллиардной контрибуции, усиленной эксплуатацией рабочего класса, умелым использованием всех новейших достижений науки и техники.
Наибольшее значение в Германии приобрела тяжелая, в особенности металлообрабатывающая и машиностроительная, промышленность. В развитии этих отраслей, а также электротехнической промышленности Германия шла впереди всех европейских стран. В химической промышленности она обладала мировым первенством. В 1883 г. на германские химические заводы приходилось более двух третей мирового производства анилиновых красок. Германскими красками пользовалась текстильная промышленность почти всех стран мира.
Концентрация производства и образование первых капиталистических монополий
Рост капиталистической промышленности сопровождался в Германии, как и повсюду, все большим сосредоточением (концентрацией) производства на самых мощных и крупных предприятиях.
В 70-80-х годах в результате конкурентной борьбы в некоторых отраслях германской промышленности, особенно тяжелой, концентрация производства привела к тому, что число предприятий сократилось до нескольких десятков. Примером предприятия-гиганта могут служить заводы Круппа – главного поставщика вооружения для германской армии:
- в 1845 г. у Круппа работало всего 122 человека,
- в 1871 г.- более 16 тыс.,
- а к концу XIX в. на его заводах в Эссене работало уже 45 тыс. рабочих.
Уменьшение количества предприятий (при увеличении их размеров) давало возможность их владельцам сговариваться друг с другом, чтобы совместно диктовать цены на рынке.
Соглашения между крупными капиталистами были различного типа. Как первый шаг к объединению практиковалось соглашение нескольких крупных предприятий о совместном установлении цен на товары. Далее достигалась договоренность о предельных размерах продукции, выпускаемой каждым участником объединения, что было крайне важно для поддержания высоких продажных цен. Капиталисты договаривались также и о распределении между собой районов сбыта. Объединения подобного типа называются картелями.
Следующая форма объединения – синдикаты. Участники синдикатов, помимо сговора о ценах, размерах производства и рынках, создавали общий аппарат для совместного сбыта товаров и закупки сырья. Когда же предприятия сливались, теряли свою самостоятельность, образовывался трест. Образование капиталистических объединений характерно не только для Германии. Этот процесс с некоторыми местными особенностями происходил, начиная с 70-80-х годов XIX в., и в других капиталистических странах. Но, кроме США, нигде монополии не развивались так быстро, как в Германии.
Добиваясь наибольших прибылей, картели, синдикаты и тресты стремятся избавиться от конкурентов, ведут ожесточенную борьбу с предприятиями, не вошедшими в объединение, и добиваются монополии 1 в своей отрасли производства. Капиталистическая монополия – это капиталистическое предприятие или объединение предприятий, в руках которых сосредоточено производство или сбыт подавляющей части тех или иных товаров.
В Германии первые картели и синдикаты возникли уже в 70-80-х годах.
Рост монополистического капитализма в Германии
На рубеже XIX-XX вв. германский капитализм постепенно принимает монополистический характер. Создаются крупнейшие капиталистические объединения, например
- Рейнско-вестфальский каменноугольный синдикат, который образовался в 90-х годах XIХ в. Незадолго до первой мировой войны синдикату принадлежало около 100 копей. Он контролировал 50% всей угольной добычи Германии, диктовал цены на уголь распределял все производство между отдельными предприятиями и осуществлял сбыт через собственное бюро продажи.
- в военной промышленности господствовала фирма Круппа,
- в электротехнической – два крупнейших предприятия: «Всеобщая компания электричества» (АЭГ) и Сименс – Шуккерт.
Монополии развивались и в других отраслях промышленности. В 1905 г. в Германии насчитывалось 385 картелей, объединявших 12 тыс. крупных предприятий.
1 От греческих слов монос – один и полео – продаю.
Концентрация наблюдалась и в банковском деле. Мелкие банки поглощались крупными. Банки начинают финансировать быстро растущую промышленность. Накануне войны девять крупнейших берлинских банков сосредоточили в своих руках почти половину всех вкладов.
Развитие монополий и установление их господства знаменовали переход капитализма в высшую его фазу – империализм.
Империализм – это капитализм, достигший высшей и последней стадии своего развития, которая характеризуется прежде всего тем, что устанавливается господство монополий. Капитализм приобретает монополистический характер.
Сельское хозяйство. в Германии 19 в
В Восточной Германии, к востоку от реки Эльбы, около половины земли принадлежало помещикам-юнкерам. Они зачастую владели имениями по нескольку тысяч гектаров, а иногда и свыше 10 тыс. гектаров земли. Большая часть юнкерских хозяйств насчитывала, однако, по нескольку сот гектаров. В помещичьих хозяйствах применялись усовершенствованные машины, искусственные удобрения и правильный севооборот. И в то же время в этих поместьях сохранялось множество пережитков феодализма.
Батраки получали обычно маленький земельный с хижиной, за что были обязаны работать на помещика. Тяжелым было положение домашней «челяди» – прислуги, батраков без надела, проживавших при самой усадьбе,-
- кучеров,
- конюхов,
- скотников и т. д.
Хозяева заставляли их работать с утра до ночи, не исключая праздников. Помещик имел даже право подвергать их телесным наказаниям. Наряду с юнкерскими поместьями существовали хозяйства кулаков – гроссбауэров, которые также эксплуатировали батраков.
К западу от Эльбы помещиков было меньше. Здесь преобладали мелкие и средние хозяйства, но экономически господствовали гроссбауэры.
В Германии в 1888 г. насчитывалось 3 млн. «карликовых» крестьянских хозяйств, владевших ничтожными участками размером менее двух гектаров и составлявших почти 3/5 всех хозяйств. Этим мельчайшим собственникам принадлежала лишь 1/20 часть всей обрабатываемой площади.
Мелкие крестьяне не могли прокормиться со своих крохотных участков, и во многих местностях Германии они издавна занимались разного рода кустарными промыслами. Однако с ростом крупной промышленности эти промыслы стали давать все меньше и меньше дохода, так как кустари не выдерживали конкуренции фабричных товаров. Обнищавшие крестьяне продавали землю и уходили в города или нанимались в батраки к помещикам и кулакам.
Полицейско-административная власть в деревне находилась в руках юнкерства; это открывало широкий простор помещичьему произволу. Во время выборов в рейхстаг рядовой избиратель терроризировался помещиками. Батраков часто попросту пригоняли толпами к избирательным урнам, где они подавали бюллетени под надзором доверенного лица землевладельца.
Германскии юнкерско-буржуазный империализм
Особенностью германского империализма был – его юнкерско-буржуазный характер. Богатела и буржуазный усиливалась монополистическая буржуазия, но сохранились и позиции юнкерства. Расширялись экономические связи крупных землевладельцев с монополиями. Многие юнкеры и сам император Вильгельм II были держателями акций крупных монополий.
Общность экономических интересов, а также совместная борьба против рабочего и социалистического движения объединяли юнкерство и крупную буржуазию в юнкерско-буржуазный блок, который использовал аппарат государственной власти для борьбы как против пролетариата, так и против конкурентов на международных рынках. Оба участника блока были заинтересованы в увеличении армии, в строительстве военно-морских баз и военно-морского флота. И юнкерство и буржуазия активно поддерживали колониальную политику правительства.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ – ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И КАПИТАЛА В ГЕРМАНИИ
(По данным немецкого буржуазного экономиста Гейманна)
«Остались, с одной стороны, крупные, каменноугольные компании, с добычей угля в несколько миллионов тонн, крепко сорганизованные в своем каменноугольном синдикате; а затем тесно связанные с ними крупные сталелитейные заводы со своим стальным синдикатом. Эти гигантские предприятия с производством стали в 400 000 тонн (тонна = 60 пудов) в год, с громадной добычей руды и каменного угля, с производством готовых изделий из стали, с 10 000 рабочих, живущих по казармам заводских поселков, иногда со своими собственными железными дорогами и гаванями,- являются типичными представителями немецкой железной промышленности. И концентрация идет все дальше и дальше вперед. Отдельные предприятия становятся все крупнее; все большее число предприятий одной и той же или различных отраслей промышленности сплачивается в гигантские предприятия, для которых полдюжины крупных берлинских банков служат и опорой и руководителями».
См. В. И. Ленин, Сочинения, т. 22, стр. 186-187.
Особенности экономического и социально-политического развития Германии в XIV в.
Особенности экономического и социально-политического развития Германии в XIV в.
Начавшийся еще в XIII в. распад Священной Римской империи продолжался и в XIV в. Границы империи, простиравшиеся от Северного и Балтийского морей до Средиземного моря и oт Бургундии до славянских земель, были в значительной степени номинальными. В пределах их находились фактически самостоятельные государства Северной Италии, Чехия и образовавшийся в конце XIII в. Швейцарский союз.
Германская империя, основанная Оттоном I в X в. и называвшаяся тогда Римской империей, с конца XII в. стала именоваться Священной Римской империей.
Уже в середине XIII в. «лесные земли», расположенные в альпийских долинах у Сен-Готардского прохода — кантоны Швиц, Ури и Унтервальден, объединились для борьбы с Габсбургами, которые стремились овладеть Сен-Готардом — воротами на торговой дороге между Германией и Италией. В 1291 г. эти три кантона заключили между собой «вечный союз» для борьбы за свободу. Первую решающую победу швейцарцы одержали в 1315 г. в битве при Моргартене (южнее Цюрихского озера), где войска Габсбургов были разгромлены крестьянской пехотой. Так возник и утвердился Швейцадский союз, который в течение последующих двух веков продолжал отстаивать свою свободу и политическую независимость.
Для Германии XIV—XV вв. характерен был подъем городской жизни, дальнейший рост ремесла и торговли, особенно международной. Страны, расположенные по берегам Балтийского и Северного морей, и крупнейшие торговые центры на Средиземном море — Венеция я Генуя, ведшие оживленную транзитную торговлю между Западной Европой и странами Востока, — связывались между собой путем, который проходил через Альпийские проходы и по Рейну через Германию. Благодаря выгодному положению на путях мировой торговли северогерманские, южногерманские и рейнские города в XIV в. стали принимать все более активное участие в торговле Европы с Востоком, между севером и югом Европы, а также между этими городами и странами северной части континента. При этом расположенные по «Большой рейнской дороге» Кёльн, Майнц, Страсбург, Ульм, Шпейер, Вормс были не только центрами посреднической торговли, но и значительными центрами производства шерстяных и льняных тканей и обработки металлов. Однако, как и в предшествующий период, особенностью экономической жизни Германии оставалась слабая связь между ее городами. Рост ремесла и торговли и в XIV в. не привел к возникновению общегерманских рыночных связей и единого экономического центра.
В XIV—XV вв. в городах стали учащаться социальные конфликты, развернулась ожесточенная борьба между патрицианской аристократией и цехами. Во многих городах результатом этой борьбы был захват власти цехами, а это, в свою очередь, вело к новым конфликтам между привилегированной цеховой верхушкой и демократическими слоями городского населения. Города вынуждены были вести борьбу и с князьями, стремившимися наложить на них свою руку, и с рыцарством, особенно «имперским рыцарством» Юго-Западной Германии. Рыцари, непосредственные вассалы императора, с ослаблением императорской власти оказывались предоставленными самим себе. Значение их как военного сословия было потеряно после того, как войны стали вестись при помощи наемников. Они отчасти пытались повысить свои доходы путем усиления нажима на крестьян, однако основная масса рыцарей превращается в этот период в мелких хищников и разбойников, ищущих источник пропитания и обогащения в феодальных усобицах, нанимаясь то к одному, то к другому князю, либо просто занимаясь грабежами на больших дорогах.
Слабеющая императорская власть не могла оградить города от произвола князей и грабежей рыцарей и защитить интересы немецких купцов в их внешней торговле. В этих условиях города вынуждены были сами взять на себя защиту своих интересов как внутри, так и вне Германии. С этой целью они стали объединяться в союзы.
Крупнейшим из таких союзов была северогерманская Ганза. Ее история началась с соглашений между отдельными городами и группами городов. К середине XIV в. Ганза охватила уже почти все германские города, расположенные на берегах Северного и Балтийского морей, и ряд других, связанных речными путями с побережьем. Ядром союза стали Штральзунд, Росток, Висмар, Любек, Гамбург и Бремен. Они стремились сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю в бассейне Балтийского и Северного морей, а также с Россией. С этой целью Ганзейский союз основал свои торговые конторы в Новгороде, Каунасе, Бергене, Стокгольме, Брюгге, Лондоне и других городах.
В условиях царившей в Германии политической раздробленности Ганзейский союз выступал как самостоятельная политическая сила. Со второй половины XIV в. происходили регулярные съезды представителей входивших в союз городов. Решения этих съездов были обязательными для всех членов Ганзы. Ганза в XIV в. вела самостоятельную внешнюю политику, объединяясь с одними государствами и воюя с другими. В 1367 г. Ганза в союзе со Швецией и герцогом Мекленбургским начала войну с Данией. В результате ее по Штральзунд-скому миру 1370 г. Ганзейский союз получил ряд крепостей на юге Скандинавского полуострова и приобрел большой политический вес. Однако при всем своем могуществе Ганзейский союз не мог стать ни экономическим, ни политическим ядром Германии. Каждый город, состоявший членом Ганзы, вел свои дела самостоятельно. У союза не было ни общего управления, ни общих финансов, ни общего флота. Цель его заключалась главным образом в том, чтобы совместными усилиями добиваться для своих членов привилегий в районах ганзейской торговли. Ганзейский союз также поддерживал в своих городах реакционный олигархический строй, не допуская захвата власти цехами.
Во второй половине XIV в. города Западной и Юго-Западной Германии также стали объединяться в союзы. В 70-е годы XIV в. возникли Швабский союз городов и Союз рейнских городов, затем объединившиеся в 1381 г. Не без поддержки князей стали возникать и рыцарские союзы. Борьба, начавшаяся между этими городскими и рыцарскими союзами, была на руку князьям, так как она ослабляла обе борющиеся стороны. Князьям, вмешивавшимся на стороне рыцарей в борьбу, протекавшую с переменным успехом, в конечном счете в 1388 г. удалось разгромить объединенный союз городов.
Особенности Германии: экономическое и политическое развитие
В обстановке политической раздробленности страны, засилья Феодального произвола, слабости императорской власти города вынуждены сами защищать свои интересы в Германии и за пределами, объединяясь в союзы. Самым крупным из них в истории средневековой Европы стало северогерманское торгово-политическое «товарищество» — Ганза. Начавшись в XII в. как объединение отдельных купцов и их групп, она с конца XIII в. по середины XIV в. превратилась в союз городов и просуществовала более 500 лет, формально — до 1669 г. Ее расцвет приходится на XIV — середину XV в., когда она объединяла около 160 городов.
Целью Ганзы были активная посредническая торговля, обеспечение безопасности торговых путей, гарантии привилегий своих граждан за границей, поддержание стабильности политического строя в городах союза, где у власти стояла, как правило, богатая патрицианская верхушка. Ганза осуществляла свои задачи всеми доступными ей средствами — от дипломатических до применения против соперников или непокорных экономической блокады и военных действий. Ее ядро составляли города северной зоны, самыми влиятельными из них были Любек и Гамбург. Ганза господствовала в торговле между Нидерландами, Англией, Скандинавскими странами и Русью, имела свои торговые конторы, жилые дома, складские помещения в Новгороде, Стокгольме, Лондоне, Брюгге и других городах, но ее купцы бывали и в Бордо, Лиссабоне, Севилье. Каждый ганзейский город был автономен в ведении торговых и политических дел, но не должен был наносить ущерб всему союзу. У него не было единого управления, кассы, усилия объединялись лишь для общих, выгодных всем участникам конкретных задач. В результате для той или иной торговой операции либо военных целей могли отправляться флотилии нескольких кораблей до нескольких их десятков и даже сотен. Всего у Ганзы было около тысячи судов.
Ганза играла двойственную роль: она способствовала развитию посреднической торговли на огромной территории, но душила конкуренцию купцов других стран; она отстаивала коммунальные свободы своих членов от притязаний феодальных властителей, но и подавляла внутригородские выступления против засилья патрициата; она объединяла города Севера Германии, но и отъединяла их от интересов других частей страны.
К середине XV в. Ганза испытывает растущее давление со стороны конкурентов, получающих поддержку от своих государств, в то время как Ганза ее не имела.
Политическое развитие Германии
Характерной чертой политического развития Германии XIV–XV вв. стали дальнейшие успехи князей, стремившихся не допустить усиления императорской власти, продолжить централизацию в рамках отдельных территорий. Этим целям служило и избрание князьями на королевский престол малозначительного владетеля графства Люксембург Генриха VII (1308–1313). Идя по пути, уже проложенному его предшественниками, — пути династической политики и укрепления своих родовых владений как основы для дальнейшего усиления власти короля, — он женил сына на наследнице короля Чехии, обеспечив своим потомкам обладание этой страной. С другой стороны, он обратился к старым традициям немецких государей и совершил поход в Италию, где впервые после векового перерыва был коронован в Риме императорской короной. Видя в усилении Люксембургов угрозу своим интересам, князья после смерти Генриха VII избрали на престол Людвига Баварского (1314 – 1347) из рода Виттельсбахов. Немецкие князья, вовсе не желавшие чрезмерного усиления Людвига Баварского, воспользовались остротой борьбы и еще при жизни Людвига избрали правителем Германии представителя династии Люксембургов чешского короля Карла. Он правил империей Карл IV (1346–1378). Именно в этот период политическая раздробленность Германии получила правовое закреплен изданной императором «Золотой булле» (1356), Коллегия выборов состояла из семи князей-курфюрстов: трех церковных епископов и четырех светских. Булла санкционировала не только старые, но и новые привилегии князей.
После прекращения Люксембургской династии в 1437 г. императорская корона на века перешла к Габсбургам. Фактическая наследственность династии императоров (при сохранявшемся порядке выборов) уже не представляла серьезной опасности князей, закрепивших свои позиции.
Положение императорской и княжеской власти в Германии наложило отпечаток и на специфику развития в XIV–XV вв. немецких сословно-представительных органов. Выросшее из первоначального совета императорских вассалов собрание представителей «чинов», входивших в империю, лишь в конце XV в. получило название рейхстага. Эти имперские собрания включали представительство курфюрстов, других духовных и светских князей и господ, делегатов крупнейших имперских и вольных городов. Рыцарство, потерявшее с развитием огнестрельного оружия и наёмничества былое военное значение, не имело самостоятельного корпоративного представительства, духовенство не было выделено в особую курию, а города, и без того представленные крайне неполно, обсуждали лишь вопросы, затрагивавшие их непосредственные интересы.
Рейхстаг являлся органом с совещательными правам служившим прежде всего выяснению и максимальному согласованию мнений представленных в нем общественных групп за которыми стояла та или иная реальная сила. Никакого специального учреждения для воплощения в жизнь решений Рeйхстага в Германии не было, как не было и необходимых для этих целей общеимперского суда и общеимперской казны.
Экономика Германии и перспективы ее развития в 2022 году
Развитая экономика страны – один из основных показателей ее успешности, уровня социального развития и привлекательности с точки зрения населения. Улучшение экономических показателей напрямую коррелирует с повышением качества жизни граждан, их благоустроенностью и финансовой независимостью. Экономика Германии по своему состоянию вот уже несколько лет подряд показывает рост основных макроэкономических показателей, характеризуя это государство как одно из самых успешных в мировом сообществе.
Экономическая система Германии в статистических данных
По уровню экономики Германия входит в семерку самых развитых стран в мире. Отраслевая структура экономики базируется на сфере услуг (социальная отрасль) и промышленности (отрасль материального производства), поскольку страна не обладает достаточными запасами полезных ископаемых. На услуги приходится около 54 %, на производство – почти 46 %, агробизнес занимает 0,1–1,5 % национальной экономики.
По принципу организации экономика Германии социально-рыночная, то есть подразумевает свободу рыночных отношений наравне с активным участием государства в социальной сфере.
Вмешательство государства проявляется в поддержке начинающегося бизнеса – выдача кредитов, субсидии и другая помощь, а также развитии важных отраслей хозяйства, равномерном разделении социальных благ между слоями общества, обеспечении всем гражданам достойного уровня жизни и сглаживании социальных противоречий. При этом налогообложение довольно высокое и многообразное.
Общая характеристика экономики Германии более наглядно выражается в значениях некоторых показателей и их изменениях по годам. Конкретные статистические данные за 2015–2017 годы (согласно Мировому атласу данных ) показаны в таблице.
Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
---|---|---|---|
Территория, км 2 | 348 900 | ||
Население, млн | 81,7 | 82,7 | 82,6 |
Размер номинального ВВП, млрд USD | 3777,0 | 3479,0 | 3651,0 |
Уровень инфляции, % | 0,10 | 0,4 | 1,6 |
Безработица, % | 4,6 | 4,2 | 3,8 |
Плотность населения Германии составляет 230 чел/км2 и является одной из наибольших среди европейских стран. Характерным при этом является разбросанность жителей по территории страны: более 90 % проживают в городах, остальные – в небольших населенных пунктах с количеством жителей менее 2 тыс. человек.
Изменения ВВП Германии
Валовый внутренний продукт или ВВП принят главным макроэкономическим параметром любой страны. Он отражает рыночную стоимость всех продуктов, включая и товары, и услуги, произведенных в пределах государства за год.
За период с 2015 по 2017 годы рейтинг этого показателя в Германии неуклонно растет, что говорит об увеличении производительности экономики страны. Причем вклад в рост ВВП был внесен практически во всех секторах экономики:
- туризм;
- услуги;
- промышленность – автомобиле-, авиа-, судо- и машиностроение, черная металлургия, химия, оптика, фармацевтика, парфюмерия и косметика.
Сельское хозяйство в Германии
Несмотря на то что в Германии огромные территории отведены под земледелие, занятость в сельском хозяйстве составляет всего около трех процентов работоспособных граждан. Вклад в общий ВВП также невелик и составляет 1–2%, что объясняется высокой степенью индустриализации экономики страны.
Однако это не мешает занимать лидирующее (после Франции) место в мировой экономике Германии по производству основных сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, пшеница, кукуруза, сахарная свекла, картофель) и животноводческой продукции. Кроме того, страна на все 100 % самообеспечена говядиной и молоком, и на 80 % – свининой.
Высокая производительность обеспечивается за счет использования инновационных методов агротехники и механизации процессов труда. Благоприятные климатические факторы и плодородные почвы позволяют фермерам без труда выращивать богатый урожай, часть которого идет на удовлетворение потребностей животноводства, то есть на корм животным и птице.
Современные тенденции развития промышленности
Промышленность Германии находится на подъеме. При этом постепенно сменяются ведущие отрасли. В частности, отмечается, что снижаются темпы производства в области строительства, металлургии и легкой промышленности. В то же время доля Германии в мировом производстве автомобилей, электротехники, транспорта, оборудования, вычислительных приборов и другой аппаратуры по-прежнему удерживается на высоком уровне и составляет 7 % от ВВП.
Востребована химическая промышленность Германии: всемирно известные концерны Bayer, BASF, Linde по сей день входят в пятерку мировых лидеров Forbes по комплексу показателей (выручка, прибыль, капитализация).
Текущее положение в энергетике Германии
В силу своего географического положения Германия не владеет значимыми сырьевыми запасами, за исключением месторождений каменного и бурого угля в Рурском, Саарском и некоторых других бассейнах. На сегодня собственные природные экономические ресурсы обеспечивают всего четвертую часть электроэнергии в стране. Поэтому правительство вынуждено прибегать к поиску и внедрению иных источников энергии:
- импорту нефти из других стран (Алжир, Саудовская Аравия, Ливия, Россия) – обеспечивается 1,6 % энергии;
- импорту природного газа, в основном из России, а также Норвегии и Голландии – 11,3 %;
- атомной энергетике – 16 %;
- использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ): вода, солнце, ветер, биомасса, бытовые отходы – 21,9%.
Современная экономика Германии ориентирована на уменьшение использования атомной энергии и повышение доли энергии от ВИЭ в целях рационализации использования электроэнергии и улучшения экологической обстановки.
В планах так называемой энергетической революции осуществить это на 100% к 2022 году.
Серьезность намерений показывают данные Немецкой федерации возобновляемой энергии за 2017 год: 35 % в общей выработке электричества достигла доля чистых источников (на 2 % больше, чем в 2016 г.).
Пройдите социологический опрос!
Занятость населения как показатель состояния экономики
Уровень безработицы в Германии как показатель состояния экономики на сегодняшний день имеет рекордно низкие значения. Если еще 10 лет назад (2007 г.) доля экономически активного населения Германии, неспособного найти работу, составляла 8,0 %, то в 2017 г. – всего 3,8 %. Самое высокое значение уровня безработицы после 30-х годов ХХ столетия – 12,6 % или 5 216 млн граждан – было зарегистрировано в 2005 г.
В последующие годы количество работающего населения постепенно увеличивается и к настоящему времени превышает 44 млн (половина всего населения Германии).
Уменьшение безработицы обусловлено улучшением конъюнктуры рынка труда и увеличением спроса на рабочую силу различных возрастных групп – от молодежи младше 25 лет до людей предпенсионного возраста (55–60 лет).
Занятость по основным отраслям хозяйства распределяется между сферой услуг и производственным сектором. Это в свою очередь благоприятно отражается на бизнесе за счет улучшения делового доверия к немецким предпринимателям.
Состояние внешней экономики Германии
Экспорт и импорт – основные направления внешнеэкономического взаимодействия ФРГ с другими странами мира. За счет высокого качества, всесторонне развитого сервиса, своевременности поставок производимая в Германии продукция ценится во многих экономически развитых государствах. На данный момент внешние экономические связи Германии лучше всего развиты с:
- США,
- Францией,
- Великобританией,
- Нидерландами,
- Китаем.
В последние годы Соединенные Штаты опередили Францию, которая до 2015 года была главным торговым партнером ФРГ. В Америке выгодно закупать немецкие транспортные средства из-за ослабления курса евро по отношению к доллару. Кроме того, влияет и общий подъем американской экономики, который ведет к росту частного потребления. Другое направление – закупка немецкого оборудования для модернизации американских заводов.
Вообще в структуре экспорта преобладают:
- автомобили – 11,4 %;
- продукция машиностроения (техника, запчасти, строительное оборудование) – 6,8 %;
- химия (преобладает продажа медикаментов) – 5,68 %;
- продукция авиационной и космической промышленности – 2,6 %;
- товары повседневного спроса (косметика, парфюмерия и другие) – около 2,0 %.
Что касается импорта товаров, топ-позиций занимают:
- автомобили – 5,0 %;
- автозапчасти – 3,6 %;
- нефть – 2,7 %;
- медикаменты – 2,5 %.
Главные торговые партнеры Германии по импорту:
- Нидерланды,
- Франция,
- Бельгия,
- Китай,
- Италия.
Кроме вышесказанного, Германия привлекательна для других стран с точки зрения инвестирования и туризма. Самые популярные направления – Берлин, Мюнхен, Гамбург, Франкфурт-на-Майне. Причем деятельность ФРГ направлена как на капиталовложения и сотрудничество с экономически развитыми западноевропейскими странами и США, так и на инвестирование развивающихся государств.
Еще одной неотъемлемой частью внешнеэкономических отношений являются свободные экономические зоны Германии, обладающие льготными таможенными режимами. Их в стране насчитывается 5. Важность СЭЗ заключается в возможности обмена информацией и технологиями, активизации международного товарооборота, углублении взаимодействия между государствами.
Насущные проблемы и прогноз развития экономики Германии
За последние несколько лет экономика Германии неуклонно растет. Сокращается безработица, растет стоимость валового внутреннего продукта, повышается спрос на экспортные товары немецких производителей: таковы основные тенденции развития экономики ФРГ на сегодня.
Особенностью современной экономики Германии является ее зависимость от экспорта товаров, особенно что касается поставки товаров на рынки развивающихся стран – Китая, РФ, Сирии, Бразилии. С одной стороны, это позволило экономике ФРГ эффективно развиваться в условиях мирового экономического кризиса, с другой – может стать причиной спада ее в дальнейшем.
Из-за финансовых проблем развивающиеся государства не в состоянии приобретать немецкую продукцию в таком же объеме, как ранее. Суммарно это негативно сказывается на экономике Германии.
Нынешние проблемы экономики Германии связаны также с политикой:
- Неравномерное социально-экономическое развитие отдельных районов Германии: территория бывшей ГДР значительно отстает от запада страны. На решение этой проблемы правительство вынуждено ежегодно тратить около ста миллиардов долларов.
- Возможный выход Великобритании – одного из основных экспортеров ФРГ, из Евросоюза может привести к потерям в ВВП.
- Преобладание доходов над расходами (профицит) в последнее время приводит к снижению потребительских расходов внутри страны и очевидному дисбалансу в экономике Германии.
- Резко увеличившаяся численность мигрантов из Африки и некоторых стран Востока приводит к вымыванию денежных средств из страны.
Выводы
В целом Германия имеет эффективную и стабильную экономику, ориентированную на свободу рыночных отношений и усиленное регулирование социальных вопросов. По основным макроэкономическим показателям (ВВП, уровень инфляции и безработицы) прогнозируется дальнейший экономический рост страны, который, однако, будет зависеть от экономики развивающихся государств как основных экспортеров Германии.
Особенности Германии: экономическое и политическое развитие
В социально-экономическом и политическом развитии Германии важную роль сыграли особенности её экономико- и политико-географического положения. Большие выгоды обеспечивает местонахождение в центре Европы среди экономически высокоразвитых государств на пересечении трансевропейских магистралей широтного и меридиального направления. Одно из важных преимуществ – приморское положение Германии и близость к крупным портовым городам соседних стран (Роттердам, Антверпен и др.). В данной части работы хотелось бы рассмотреть социально-экономическое развитие Германии.
Удобное экономико-географическое положение страны способствовало организации на её территории многочисленных центров, где проводятся широко известные ярмарки мирового масштаба (Ганновер, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг и др.).
Объединение в 1990 году ФРГ и ГДР в одно государство изменили соотношение сил в Европе. Германия стала крупнейшей экономической силой, играющей ведущие роли в регионе. В 90-е годы темпы роста были не высоки. В 1991-1995 годах он составил 1,5%. Это немного выше, чем в среднем по Европе. Для стимулирования экономики, увеличения капиталовложений правительство провело изменения в налогообложении. Экономическая политика была направлена на уменьшение инфляции и поддержание экономического роста. При этом не решались многие другие проблемы, например, безработица достигла 2,5 млн. человек. Сейчас правительство пытается снизить затраты на рабочую силу и социальное обеспечение. Эти меры должны повысить конкурентоспособность германской продукции. По величине издержек на рабочую силу Германия занимает первое место. Но и производительность труда уступает только США на 20% и Японии на 8%. В производстве химических товаров и металлов производительность та же, что и в США. Расходы на научно-исследовательские работы велики, германские фирмы инвестируют в науку большую часть прибыли, чем конкуренты по ЕС. В Германии большое внимание уделяется профессионализму персонала. Ежегодно повышают свою квалификацию 3,4 млн. человек.
На долю ФРГ приходилось около 7,8% мирового ВНП и 28% ВНП стран ЕС. Со времени объединения Германии наблюдаются тенденции замедления темпов экономического развития, объясняющаяся кризисной ситуацией в восточных землях. В 1992 г. ВВП возрос на 1,9%, против 3,1% в 1991 г. Общее состояние и тенденции развития на востоке и западе страны различны. Доля ядерной энергетики в 1995г. составляет 11%. Основными энергоносителями является уголь (33%), нефть, газ. Запасы месторождений каменного угля составляют около 20 млрд. т. Основу транспортной системы ФРГ составляют федеральные железные дороги, находящиеся в собственности государства. Их протяжённость – 40,9 тяс. Км., 16 тыс. км. из них электрифицированы. Внешнеторговый оборот ФРГ в 1993 г. достиг 1227 млрд. марок (экспорт – 627 млрд. марок, импорт – 600 млрд.). основными партнёрами являются страны ЕС, на их долю приходится около 51 оборота. Торговля с Германией наибольший удельный вес в товарообороте СНГ составляет в экспорте 13% и в импорте 17,2%. Развития туристская индустрия приносит ФРГ солидный доход. В 1992 г. посетившие Германию иностранцы оставили в стране 17,44 млрд. марок.
Финансовое положение страны после объединения несколько ухудшилось, хотя и остаётся в целом достаточно стабильным. Дефицит бюджета – 3% от стоимости ВНП. Темпы роста инфляции в 1994 г. – 4,4% (в 1990 – 2,6%). Золотые резервы Федерального банка – 13 448 млрд. марок (1995 г.). немецкая марка – вторая по значению резервная валюта мира. Её доля в валютных запасах всех стран составляет 19%. Средняя зарплата составила 3950 марок, в восточных землях – примерно вдвое меньше.
Из данных приведенных в таблице можно сделать вывод о том, что на промежутке с 1991 по 1996гг. общее социально-экономическое состояние Германии характеризовалась как спадами по всем показателям, так и относительной стабилизацией основных социально-экономических показателей. Так, можно заметить, что 1991г – является годом достаточно успешного экономического развития, об этом можно сделать вывод исходя из того, что прирос ВВП в 1991г был наибольшим по сравнению с последующими годами и составлял 5 %. В то время как данный показатель уже в 1996г находился на уровне 1,3%, а после объединения ФРГ – 2,9%. Однако необходимо так же отметить, что именно в ответ на смену политического и экономического состояния страны показатель уровня безработицы в период с 1991 по 1996г. поднялся с уровня 3,5% до 10,%, что свидетельствует о нестабильности экономический ситуации страны. В соответствии с данным показателем происходило так же понижение показателя уровня занятости и стоимости рабочей силы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в промежуток с 1991г по 1996г. социально-экономическая ситуация страны характеризовалась значительной нестабильностью, это был промежуток формирования экономической ситуации страны.
Кроме того, как уже было отмечено выше, расчетной денежной единицей стран-участниц союза стал евро (1 евро = 100 центов). Новая европейская валюта, сменившая немецкую марку, поступила в оборот при канцлере Шредере. Введение евро не было безболезненным. Оно резко обострило экономические проблемы и вызвало невиданный в послевоенной истории страны рост цен. Многие немцы стали называть новую денежную единицу не “ойро” (по-немецки “евро”), а “тойро” (от слова “тойер” – “дорого”).
В течение трехлетнего переходного периода – вплоть до конца 2001 г. – немецкая марка по-прежнему остается в Германии единственным законным наличным платежным средством. В начале 2002 г. на смену национальным денежным знакам пришли наличные евроденьги. С 1 января 1999 г. безналичные денежные расчеты можно осуществлять и в евро. С этого времени только Евросистема обладает компетенциями в области денежной политики стран-участниц союза. Высшей целью для нее является обеспечение стабильности цен. Все остальные цели подчинены этой Важнейший орган, принимающий решения, – Совет Европейского центрального банка (ЕЦБ). В него входят члены дирекции ЕЦБ и главы центральных национальных банков. Цель европейского экономического и валютного союза – стабильная валюта, низкие процентные ставки, устойчивый экономический рост и высокий уровень занятости. В рамках валютного союза уже не будет свободных обменных курсов. Более надежную основу для планирования получат предприятия, прежде всего те, что работают на экспорт, после ликвидации сборов, взимавшихся при обмене денег, “подешевеет” отпуск для туристов, единая европейская валюта поднимется до ранга важной мировой резервной валюты, а обострение конкуренции в результате большей прозрачности цен пойдет на пользу потребителю. Усилится динамика европейского внутреннего рынка.
Что касается валового внутреннего продукта, то в 1999г. он достиг в Германии рекордной цифры: 3.877,1 млрд. марок. Тем самым, согласно статистике, каждый работающий произвел товаров и услуг на сумму в 107.400 нем. марок. Если для сравнения взять за основу уровень цен 1995 г., то стоимость валового внутреннего продукта возросла до 3732,3 млрд. марок в 1999 г.
Кроме того, хотелось бы отметить, что исходя из данных приведенных в таблице, социально-экономическое положение страны характеризовалось нестабильностью. Положительным моментом функционирования экономики страны были относительно низкий и постепенно снижающийся показатель доли безработного населения в трудоспособном население страны. В то время как общий объем ВВП сокращался, как уровень инфляции увеличивался, так и уровень производственных инвестиций.
И уже в начале третьего тысячелетий ФРГ столкнулась с серьезными трудностями в эко- номическом развитии: и 2001 г. экономичен рост составил всего 0.5%, а безработица превы- сила 4.5 млн. человек (9.5% трудоспособного селении страны). При атом следует учитывать тот факт, что ненецкие население стареет и в следующие голы будет катастрофически сокро- щаться. Правительством Шредера/Фишера были предприняты первые серьезные шаги на этом направлении: инициирована реформа системы социального страхования, начата налоговая и структурная реформа рынка труда. Целью этих реформ было снижение косвенных издержек на заработную плату и оживление экономического роста, темпы которого Германии и начале XXI в. оказались ниже, чем в других странах ЕС.
Кроме того, хотелось бы отметить, что показатель роста экономики Германии во втором квартале 2005 года снизился до нуля. Основными причинами ухудшения макроэкономических показателей явились рекордные цены на нефть и высокий уровень безработицы, приближающийся к показателям уровня Второй Мировой войны. Показатель валового внутреннего продукта, стоимости всех товаров и услуг, не менялась в течение трех месяцев с конца первого квартала по июнь, заявило федеральное статистическое ведомство Германии. По словам представителей ведомства, в стране вырос как спрос на внутреннем рынке, так и объем импорта.
Слабые показатели экономики Германии, жители которой не стремятся увеличивать свои траты, негативно сказываются на совокупном росте экономик стран еврозоны. Так, уровень безработицы в марте 2005г. достиг 12 процентов — самого высокого значения за все время, прошедшее с момента окончания войны, а в июле остался на уровне в 11,6 процента. Так, л етом 2004г. официальная безработица в Германии составила 4,7 млн человек (около 10% трудоспособного населения страны). Если прибавить к ней скрытую безработицу, то в 2005 году число безработных приблизилось к 6 млн, что на 1 млн человек больше, чем в январе 2005 года. Только в 2003 году в стране было сокращено 500 тыс. рабочих мест. Проблема безработицы ежегодно обходится Германии примерно в 90 млрд. евро. Не найдя работы на родине, многие немцы ищут ее за рубежом. Ежегодно Германию покидает больше 100 тыс. граждан. По статистике объединения Raphaels-Werk, 44% выезжающих – недавние безработные. Уезжают в основном в страны Бенилюкса, Великобританию, Швейцарию, Испанию, Францию и скандинавские страны, где есть потребность в рабочей силе. Население Германии стареет. Большая часть населения страны – это люди среднего возраста, от 30 до 50 лет. По подсчетам ООН, в 2050 году лишь чуть более 54% населения будет трудоспособного возраста. На поддержку семьи государство ежегодно выделяет свыше 53млрд. евро. Раньше низкий уровень рождаемости в стране объясняли недостатками системы государственных учреждений, например недостаточным количеством детских садов. Сейчас в стране проживает больше 7 млн выходцев из других стран – это почти 9% населения. Большинство из них приехали в Западную Германию в период с середины 1950-х по конец 1970-х, когда бурно развивавшаяся экономика требовала дополнительной рабочей силы. Одну из наиболее многочисленных групп иммигрантов сегодня составляют турки – их 1 млн 760 тыс. Кроме того, в Германии проживает более 2 млн европейцев. Из них больше всего итальянцев – 550 тыс. “Русских” в Германии около трех с половиной миллионов,- владение русским языком как родным.
Что касается импорта и экспорта, то объем импорта даже превысил объем экспорта во втором квартале 2005г., негативно отразившись на торговом балансе страны. Однако в 2004г. такие показатели как потребительские расходы и объем инвестиций в оборудование, напротив, росли. И по мнению МВФ, экономика США вновь обгонит экономику Германии по темпам роста. И хотелось бы отметить, в этом году разрыв особенно велик — ВВП стран еврозоны по прогнозам вырастет лишь на 1,3 процента, в то время как экономика США — на 3,6 процента.
Немецкая экономика не только самая крупная, но и наиболее открытая в ЕС: совокупная доля экспорта и импорта составляет около 70% в ВВП страны. Германия является мировым лидером в области экспорта товаров еще с 2003 года и обгоняет по этим показателям Китай и США. По сообщению Федерального статистического ведомства в Висбадене, объем экспорта Германии в 2005 году увеличился на 5% по сравнению с 2004 годом и составил примерно 767 млрд. евро. Крупнейшими торговыми партнерами Германии остаются западные государства. Более 55% немецких товаров и услуг поставляется в страны Евросоюза. Однако растет экспорт в Россию и Китай. В 2003 году объем немецкого экспорта в КНР составил более 18 млрд. евро, а в РФ – примерно 12 млрд. евро. Главной статьей немецкого экспорта в Россию остается готовая продукция, в основном машины и оборудование. Из РФ в Германию везут сырье и полуфабрикаты.
Несмотря на лидирующие позиции страны в мировой торговле, прошедший 2004г. для экономики Герамнии стал одним из самых трудных из-за рекордного роста цен на нефть и самого высокого после второй мировой войны уровня безработицы. В 2005 году прирост ВВП в стране составил всего 0,9%.
Тем не менее в настоящее время экономика Германии демонстрирует положительную динамику. Несмотря на то, что по прогнозам института экономики IFO, в 2006 году ВВП вырастет на 1,7%, в четвертом квартале 2005г. экономика Германии неожиданно приостановила рост по сравнению с предыдущим кварталом, сообщило Федеральное статистическое управление предварительные данные. В годовом исчислении ВВП Германии вырос в октябре-декабре на 1,0%. В третьем квартале ВВП страны, по подтвержденным данным, вырос на 0,6% в квартальном исчислении и пересмотрен в сторону роста до 1,4% с 1,3% – в годовом. Согласно сообщению управления, инвестиции, особенно в строительство, частично компенсировали снижение частного и правительственного потребления в четвертом квартале. Рост ВВП в 2005 году подтвержден на уровне 0,9% к 2004 году. В 2004 году крупнейшая экономика Европы выросла к 2003 году на 1,6%, сказано в сообщении. Как уже было отмечено выше государственное устройство и политическая ситуация страны являются так же тем аспектом развития Германии, которое обеспечивается непосредственно ее природно-географическим положением.