Международная трудовая миграция и ее влияние на рынок труда
Результативность миграции населения оценивается также числом выбывших в расчете на 1000 прибывших на данную территорию. Этот показатель выражает уровень обратного движения по отношению к прямому. Он может быть рассчитан и как общий, и как межрайонный показатель. В первом случае оцениваются общие результаты миграционного обмена территории (коэффициент общей результативности миграции), а во втором – ее обмен с каждой конкретной территорией (коэффициент результативности миграционных связей – КРМС).
Коэффициент результативности миграционных связей (КРМС):
В случае результативного обмена значение коэффициента КРМС должно быть меньше 1000, и наоборот.
Использование различных групп рассмотренных выше показателей миграции для разных стадий миграционного процесса позволяет не только выявить и локализовать те или иные проблемы миграции населения на той или иной территории, но и проследить их временную динамику, а также оценить остроту этих проблем с позиций регионального политического, социально-экономического и демографического развития [5; с.122-123].
Основные центры трудовой эмиграции и иммиграции
Опираясь на лекционный материал Проничева Ивана Кузьмича, который внимательно отслеживает последние тенденции в области миграции рабочей силы, можно отметить следующую ниже полезную информацию, содержащую последние данные по теме данной контрольной работы.
Перемещение рабочей силы из одной страны в другую имеет богатую историю, оно восходит ко времени Великих Географических Открытий, когда европейцы начали осваивать новые земли и в первую очередь американский и австралийский континент. Однако тогда перемещение рабочей силы носило переселенческий характер. Первоначально Великобритания, Испания, Голландия переселяли на новые земли социально опасные элементы (грабителей, насильников).
Позднее началось организованное заселение американского и австралийского континента, оно продолжалось до 30-х годов 20-го столетия.
После второй мировой войны движение рабочей силы приобрело рыночный характер, сформировался мировой рынок труда. Формирование и развитие мирового рынка труда связано с миграцией части трудоспособного населения из одной страны в другую на временную работу. Она (иммиграция) связана с двумя процессами:
Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского континента и, прежде всего США и Канада и Австралия.
В современных условиях появились новые центры трудовой иммиграции. К ним относятся страны Европейского союза, в демографической ситуации которых наблюдается устойчивая депопуляция населения (т.е. смертность превышает рождаемость) происходит вымирание наций: немецкоязычные (германия, Швейцария, Люксембург, Лихненштейн, Австрия).
Четвертым центром трудоиммиграции стали страны – члены ОПЕК, где и поныне самый высокий процент иностранной рабочей силы в нефтедобывающей промышленности. В Саудовской Аравии – 50% иностранных рабочих в нефтедобыче, в Кувейте, ОАЭ – до 80%, в Омане – 90%.
Пятый центр трудовой иммиграции формируется в ряде стран Латинской Америки, пополняющих семью новых индустриальных государств, трудоиммиграция в этот центр обретает определенную специфику, страны НИС Латинская Америка привлекают инженерно-технические кадры. После распада мирового социализма и СССР, из-за боязни массового неорганизованного притока рабочей силы во многих центрах трудовой иммиграции ужесточаются условия набора и привлечения иностранной рабочей силы. Например, Скандинавские страны наложили временный мораторий на привлечение трудоиммигрантов из стран СНГ.
В США, Канаде и Австралии устанавливается ежегодная квота на импорт трудоиммигрантов и устанавливаются конкретные виды профессий, в которых нуждается национальная экономика.
Иммиграционные власти рассылают разверстку по своим консульствам за рубежом с указанием профессий, которые следует отбирать среди претендентов на трудоиммиграцию.
США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные правила устанавливает Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального тестирования, претенденты на въезд в эту страну подвергаются дополнительному медицинскому освидетельствованию.
Основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.
Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.
После второй мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая Россию.
По массовости основным потоком трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и др.
Этнические евреи едут в Израиль. Среднегодовой отток рабочей силы из России на протяжении 90-х годов превышал 100 тысяч человек. На начало 2003 года из России выехало 1 млн 200 тысяч человек взрослого населения, не считая детей и пенсионеров.
В настоящее время на долю трудоиммигрнтов приходится в Люксембурге – 37% занятых, в Бельгии и Голландии – 19%, в Германии, Франции, Великобритании – 7-9%.
Страны трудоэмиграции называются донорами, а принимающие страны – реципиентами.
Отдельные государства, в том числе и Россия являются одновременно и странами-донорами и странами-реципиентами.
Америка выступает донором для государств Латинской Америки, Великобритания для Австралии. Россия не имеет четко обозначенных реципиентов.
Однако, Россия, будучи и страной-донором и реципиентом, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов.
Из-за трудоиммиграции в годовых потерях Россия теряет до 60 млрд $.
В настоящее время по данным международной организации труда в мировой экономике занято свыше 130 млн трудоэмигрантов, хотя около 40% иностранных работников в странах пребывания не проходят официальной регистрации и статистикой не учитываются.
Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Международная миграция рабочей силы оказывает противоречивое влияние на страны-доноры и реципиенты [3].
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах [1; с.673].
Мировые центры трудовой миграции Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елфимова Мария Олеговна, Михнева Светлана Георгиевна
Статья посвящена мировым центрам трудовой миграции. Автор рассматривает политику стран, направленную на решение основных миграционных вопросов: процесс въезда и пребывания в стране, привлечение высококвалифицированных кадров, борьба с нелегальной миграцией и др. Особое место уделяется Российской Федерации как одному из центров трудовой миграции. Автор считает, что странам просто необходимо совершенствовать свою миграционную политику, особое внимание уделяя борьбе с нелегальными мигрантами, регулированию масштабов миграции и ослаблению негативных социально-экономических последствий.
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елфимова Мария Олеговна, Михнева Светлана Георгиевна
Текст научной работы на тему «Мировые центры трудовой миграции»
рынком труда: в большом количестве выпускаются специалисты, на которых просто нет спроса, что существенно отличает российскую образовательную систему от мировой. Причем эти отличия обусловлены факторами двоякого рода: во-первых, искаженной структурой подготовки, сложившейся в советские времена и в значительной мере сохраняющейся в структуре обучения на бюджетной основе; во-вторых, диспропорциями постреформенного периода, проявляющимися в структуре подготовки как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях. В частности, в России наибольшую часть выпускников составляют экономисты, юристы и другие специалисты в сфере общественных наук (44 %), а, например, в Германии большинство выпускников составляют медики, Японии и Швеции – инженеры.
1. Карпенко, М. П. Формирование рынка труда в обществе знаний / М. П. Карпенко, Т. Ю. Семенова, В. А. Березовский // Экономика образования. – 2009. – № 2. -С. 4-17.
2. Миндели, Л. Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия // Вопросы прогнозирования. – 2007. – № 3. -С. 115-136.
3. Экономические и социальные проблемы России : сб. науч. тр. Вып. 2: Социальные факторы экономического роста / ред. кол.: Н. А. Макашева и др. ; ред.-сост. вып. С. С. Костяев. – М., 2011. – 156 с.
4. Брагин, В. А. Образование и занятость: Согласование структуры спроса и предложения на российском рынке труда / В. А. Брагин. – М. : МаксПресс, 2003. -С. 386-398.
5. Сигова, С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С. В. Сигова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009.
6. Суркова, С. А. Стратегия формирования профессионально-кадровой структуры для экономики знаний / С. А. Суркова // Экономика образования. – 2009. – № 4. -С. 37-56.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 : стат. сб. – М. : Госкомстат России, 2006. – 272 с.
МИРОВЫЕ ЦЕНТРЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
М. О. Елфимова, С. Г. Михнева
Статья посвящена мировым центрам трудовой миграции. Автор рассматривает политику стран, направленную на решение основных миграционных вопросов: процесс въезда и пребывания в стране, привлечение высококвалифицированных кадров, борьба с нелегальной миграцией и др. Особое место уделяется Российской Федерации как одному из центров трудовой миграции. Автор считает, что странам просто необходимо совершенствовать свою миграционную политику, особое внимание уделяя борьбе с нелегальными мигрантами, регулированию масштабов миграции и ослаблению негативных социально-экономических последствий.
The article is devoted to the world centers of labor migration. The author considers the policy of the countries directed on the solution of the main migratory questions: process of entrance and stay in the country, attraction of highly-skilled
personnel, fight against illegal migration, etc. The special place is given to the Russian Federation, as to one of the centers of labor migration. The author considers that it is necessary for countries to improve the migratory policy, special attention giving to fight against illegal migrants, regulation of scales of migration and weakening of negative social and economic consequences.
Современная международная миграция затрагивает все страны мира, в то время как раньше касалась лишь отдельных регионов. Ее история насчитывает полтора столетия. Международная миграция представляет собой передвижение людей с территории одной страны в другую.
Причинами такого перемещения являются: различия в уровне экономического и промышленного развития отдельных стран, международное движение капитала и функционирование международных корпораций; наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование хронической безработицы в некоторых странах; отличия в темпах накопления капитала, которые определяют направления перемещения этого фактора производства между странами; изменения в структуре потребностей и производства, которые вызваны НТП.
Международные миграции – одно из важнейших явлений начала XXI в. Этот процесс быстро глобализировался, и сегодня в мире насчитывается 200 млн мигрантов, тогда как в 1995 г. их было 120 млн, а в 1965 г. -77 млн. Иными словами, за 40 лет количество мигрантов увеличилось в 2,5 раза [1, 2].
Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 г. составило 214 млн человек, или 3,1 % населения мира [3]. За многие годы уже успели сформироваться основные центры трудовой миграции.
Одним из основных центров притяжения мигрантов стал Европейский Союз. Побудительными мотивами являются повышенный спрос на рабочую силу, относительно высокая оплата труда. ЕС занимает второе место в мире по количеству международных мигрантов [4]. Но их основную часть составляют работники из менее развитых стран с низкой квалификацией. Поэтому одна из главных задач миграционной политики европейских стран – переориентироваться на прием работников по целевым контрактам, причем предпочтение должно отдаваться высококвалифицированным кадрам и опытным профессионалам [5]. Целью Центра миграционной политики (MPC), основанного в январе 2012 г. при поддержке Европейского Союза в составе Центра Роберта Шумана (RSCAS), является проведение исследований по вопросам глобальной миграции для удовлетворения потребностей в области управления миграцией на европейском уровне. Были созданы два новых наблюдательных центра в 2011 г.: один с сетью экспертов в странах восточного соседства Европейского Союза и один для Индии.
«Know Reset» – один из проектов, который был начат в 2011 г. и будет продолжен в 2012 г. Этот проект осуществляется совместно с партнером -Европейским советом по делам беженцев и лиц в изгнании (ECRE) -и направлен на накопление знаний для выработки согласованного и устойчивого подхода к переселению беженцев в ЕС и его страны-члены. Переселение – это надежный инструмент, предоставляемый на добровольной основе государствами беженцам, уже признанный УВКБ ООН [4].
Другой центр притяжения, сформировавшийся в 1970-е гг., – нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы.
Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы – из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана -составляют иностранные рабочие. Сегодня Ближневосточный регион относится к важным центрам нелегальной миграции. Жители терпящих бедствие регионов Ближнего Востока часто через Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Ливию и другие страны стремятся перебраться в более благополучные страны Европы. В некоторых странах доля иностранных работников превышает 90 % [5].
До кризиса 2008 г. правительства практически всех стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) уделяли незначительное внимание управлению миграционными потоками. Теперь в ряде стран проводится реформа рынка труда и реформирование системы спонсирования иностранных рабочих; начал предусматриваться статус иностранных рабочих; обсуждаются меры по реформированию трудового законодательства. Пока в миграционной политике большинства стран БВСА отсутствуют программы, облегчающие положение трудовых мигрантов и учитывающие потребности и нужды иностранного рынка труда. Конечно, существуют частные фирмы, занимающиеся наймом иностранной рабочей силы, но они работают в основном с арабскими монархиями Залива. Свою роль в регулировании процессов миграции в странах БВСА также играют национальные министерства – иностранных дел, внутренних дел и обороны [6].
Еще одним важным центром международной миграции стали Соединенные Штаты Америки. Исторически сложилось, что часть работников прибывает в эту страну из-за рубежа. Этому способствовали документы, благоприятствующие трудовой деятельности мигрантов на территории США. США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д.
В 2010 г. США больше всех в мире приняли мигрантов – 42,8 млн человек, выехало из США в 2010 г. 2,4 млн человек [7].
Трудовая миграция в США осуществляется под строгим правительственным контролем. Она допускается в пределах, необходимых для поддержания требуемого баланса на национальном рынке рабочей силы.
Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:
– при получении статуса трудового иммигранта, т.е. лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об иммиграции и натурализации, американским правительством выдается 140 тыс. разрешений на трудовую иммиграцию);
– при получении неиммиграционного статуса в качестве временного работника, срок пребывания которого в США ограничен и заранее оговаривается американскими властями (для въезжающих иностранных граждан на временную работу количественные ограничения не установлены).
Система приоритетов в отношении иностранной рабочей силы:
– обеспечение допуска иностранных работников в таких масштабах, которые обеспечивают большую сбалансированность на внутреннем рынке труда и исключают нанесение ущерба занятости и заработкам граждан США и прочих лиц, постоянно проживающих в стране;
– стимулирование путем установления визовых квот въезда в Америку специалистов высшей квалификации, иностранцев с исключительными способностями, а также лиц редких профессий;
– противодействие неконтролируемому притоку иностранной рабочей силы [8].
В январе 2011 г. в стране находилось 11,5 млн человек, иммиграционный статус которых не был оформлен надлежащим образом. Это чуть меньше показателя 2010 г., когда нелегалов насчитывалось 11,6 млн человек. Госдепартамент США 29 марта 2012 г. объявил о повышении размера консульского сбора за обработку заявлений граждан других стран о выдаче неиммиграционных въездных виз. По словам госдепартамента, на повышение расценок ведомство вынуждено пойти из-за того, что взимаемые в настоящее время суммы не покрывают фактических расходов, которые правительство США несет при рассмотрении заявлений. Согласно данным госдепартамента, за 2010 финансовый год было выдано более 6,4 млн неиммиграционных виз -на 10 % больше, чем годом ранее [7].
Говоря о России, следует отметить, что она является центром притяжения работников из стран бывшего Советского Союза. Это неквалифицированные кадры. А наиболее перспективные российские специалисты в настоящее время сами предпочитают уезжать за рубеж. По данным 2010 г., Россия стоит на третьем месте в мире по количеству мигрантов, выехавших из страны, – из РФ выехало 11,1 млн человек. По данным Всемирного банка, количество въехавших в Россию составляет 12,3 млн человек, а 1,2 млн человек из мигрантов осталось в России [7]. Убыль россиян в 2011 г. составила 100 тыс. человек [8].
Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, как и раньше, в подавляющем своем большинстве выходцы из стран так называемого «ближнего зарубежья» – СНГ (93,6 % в 2009 г.; 91,4 % в январе-июне 2010 г.), а также стран Балтии и Грузии, вышедшей в августе 2009 г. из состава СНГ (соответственно 96,8 и 94,7 % вместе со странами СНГ). Поток иммигрантов из стран государств-участников СНГ в первом полугодии 2010 г. снизился, по сравнению с тем же периодом 2009 г., на 39,5 тыс. человек, или на 29,2 %.
Число эмигрантов из России, направляющихся в страны дальнего зарубежья – за пределы стран СНГ, Балтии и Грузии, с августа 2007 г. вновь стало меньше, чем число выбывающих в страны СНГ и Балтии. За первые шесть месяцев 2010 г. в страны СНГ, Балтии и Грузию выехало из России 10,3 тыс. человек (за тот же период 2009 г. – 9,8 тыс. человек), а в другие страны мира -4,7 тыс. человек (2009 г. – 4,9 тыс. человек). Таким образом, число выехавших в бывшие союзные республики увеличилось на 5,0 %, в том числе в го-
сударства-участники СНГ – на 6,8 %, а число эмигрантов в страны дальнего зарубежья снизилось на 4,1 %. Среди выбывших за пределы России в январе-июне 2010 г. доля эмигрантов в страны СНГ, Балтии и Грузию составила около 69 % (в тот же период 2009 г. – 67 %) (рис. 1). Совокупный прирост постоянного населения нашей страны за 2011 г., по данным Росстата, составил 165 тыс. человек [2].
США | Германия Канада ^ Финляндия Д Израиль Греция Литва Эстония Латвия Китай Туркмения Белоруссия Грузия Молдавия Азербайджан Киргизия Таджикистан Казахстан Армения Узбекистан Украина
8 10 12 14 16 18 20 22 Тыс. человек
Рис. 1. Результаты миграционного обмена России с другими странами, тысяч человек чистой миграции, январь-июль 2009 г. и 2010 г. [10]
Федеральная миграционная служба сообщает: «Ежегодно Россию посещают порядка 13-14 млн человек, 77 % граждане СНГ, 10 % граждане Евросоюза, треть из всех гостей остаются в стране менее чем на неделю. Постоянно проживают 680 тыс. иностранцев – это менее половины процента населения РФ». По данным главы ФМС, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность. В целом трудовые мигранты составляют не более 7 % от всех занятых в экономике [2].
В России годами создавалась своя миграционная политика. Во-первых, была создана законодательная база: определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т.д.
Во-вторых, Правительство России приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, которые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.
В-третьих, Российская Федерация заключила международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы
предоставляют гражданам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.
Миграционная политика России направлена на сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения [10].
В 1999 г. принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который способствует их социально-экономическому развитию, гармонизации межнациональных отношений и нормализации этнополитической ситуации в районах их проживания.
18 июля 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Таким образом, странам просто необходимо формировать свою эффективную миграционную политику, направленную на определение масштабов миграции, механизм ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.
1. Атлас. 2010 : пер. с франц. / под ред. В. П. Иноземцева, Е. С. Кузнецова. – М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2010.
2. Щербакова, Е. Миграционный прирост населения России в первом полугодии 2010 г. / Е. Щербакова // Демоскоп. – URL: http://www.demoscope.ru
3. Баранов, Н. Миграция, диаспоры и проблемы этнических меньшинств / Н. Баранов // Политология. – URL: http://nicbar.narod.ru/etnopolitologia_10.htm
4. Schuman, R. Новый центр в ответ на глобальный вызов: Центр миграционной политики (МРС) / R. Schuman // Migration Policy Centre. – URL: http://www.migrationpolicycentre.eu/ about/ directors-welcome-russian/
5. Макроэкономика. – URL: http://macro-economic.ru/content/view/43/18/
6. Малышева, Д. Б. Ближний Восток и Северная Африка: государственное регулирование миграции в условиях глобального экономического кризиса / Д. Б. Малышева // Миграционные процессы в странах Азии и Африки : сб. ст. – М. : ИМЭМО РАН, 2010.
7. Миграция как двигатель прогресса // ПРАИМ-агентство экономической информации. – URL: http://www.1prime.ru
8. Международное кадровое агентство РОСПЕРСОНАЛ. – URL: http://www.rospersonal.ru/
9. РИА НОВОСТИ от 22.02.2012. – URL: http://www.ria.ru
10. Стратегия и управлением. – URL: http://www.strategplann.ru
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
С. А. Живодрова, С. М. Павлова, О. П. Штыркова
Статья посвящена направлениям взаимодействия в современном обществе средств массовой информации и политической власти. Также в статье рассматривается влияние средств массовой информации на общество и процессы жизнедеятельности людей.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.
Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.
Виды трудовой миграции
Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.
Легальная
Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.
Нелегальная
Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.
Временная
Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.
Постоянная
Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.
Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.
Внутренняя
Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.
Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.
Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.
Внешняя
Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).
Службы и организации, регулирующие процесс
Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та
Международные
Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.
Государственные
Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.
Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.
Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов
Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:
- Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
- Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
- Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
- Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.
Статистика и показатели в настоящее время
МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.
Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.
Последствия трудовой миграции
Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.
Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:
Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.
Трудовая эмиграция
Трудовая миграция населения – это перемещение больших групп людей на значительные расстояния с намерением заполнить свободные рабочие места. В поисках работы жители перебираются из одного административного региона в другой. Лица, пересекающие государственную границу, получают статус эмигрантов.
Во все времена процесс перемещения населения выглядит вполне естественным. Сейчас усиление миграции часто провоцируется экономической ситуацией. Перетекание трудовых ресурсов из одного региона в другой обостряет многие социальные и политические проблемы.
Статус трудового мигранта
Статус трудового мигранта определяется в нескольких юридических документах. Базовым является закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в последней редакции от 25.07. 2002 г. (№ 115-ФЗ). От его нормативных положений отталкиваются многие изменяющие документы.
В 2014 году в этот базовый закон были внесены изменения (№ 357-ФЗ). Существенные правки коснулись 13 статьи. Ее новое название «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» отражает ведущие тенденции в законодательной базе. Начальный пункт 13 статьи обозначает общие права трудовых мигрантов:
” 1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. “
Это положение гармонично сочетается с подходом, отраженным в международных конвенциях ООН. Определяют статус трудовых мигрантов договоры Совета Европы, стран СНГ. 18 декабря отмечается как Международный день мигранта.
Страны трудовой эмиграции
На международную миграцию трудовых ресурсов влияют:
- военные конфликты;
- отсутствие политической и экономической стабильности;
- экологические проблемы;
- уровень социальной и правовой защиты.
Приоритетным остается фактор поиска лучшей заработной платы.
Трудовые эмигранты стремятся попасть в государства с высоким уровнем доходов. На такие привлекательные страны приходится 62…65 % от общих потоков международных мигрантов.
Главные районы трудовой иммиграции на карте мира расположены на различных континентах и во многих регионах. Мировыми центрами притяжения трудовых эмигрантов являются:
Этот список дополняется несколькими странами Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и другие), некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающими государствами Ближнего Востока.
Чем обусловлена трудовая миграция
Основные причины трудовой миграции связаны с:
- применением импортного техоборудования, для установки, наладки, обслуживания которого требуются квалифицированные иностранные специалисты;
- реализацией инвестиционных проектов при участии иностранного капитала;
- отсутствием отечественных кадров определенной квалификации;
- использованием новейших технологий в строительстве;
- соблюдением качества, сроков выполнения установленных объемов работ;
- ухудшением уровня жизни в соседних странах.
Приведенный перечень можно дополнять другими причинами. Изменения в экономике и политике, динамика рынка труда каждый раз определяют все новые причины.
Статистика трудовой миграции в России в 2018 году
Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ регламентируется несколькими Федеральными законами. Их положения конкретизируются статистическими данными. Количественные предложения обосновываются Минтрудом и утверждаются Правительством России.
Постановлением Правительства РФ (№ 1479 от 06.12.2017 г.) устанавливаются квоты по привлечению иностранных работников на 2019 год. Потребность страны в трудовых мигрантах снижена почти на 20% по сравнению с предыдущим годом:
” Утвердить на 2019 год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы:
140423 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
140423 разрешения на работу. “
По численности квот лидируют такие профессионально-квалификационные группы:
- рабочие для горной, горно-капитальной, строительно-монтажной, ремонтно-строительной отраслей – 44608;
- квалифицированные рабочие других профессий на мелкие и крупные промышленные предприятия – 22092;
- работники для металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности – 14826.
Законы и постановления создают правовую почву, на которой производится государственное и международное регулирование трудовой миграции. Квоты формируются с учетом общих условий рынка труда. Учитываются предложения от субъектов РФ.
Оказание услуг миграционными центрами
Содействует переезду граждан, их трудоустройству столичный или региональный центр трудовой миграции. В таком учреждении предоставляется комплекс основных услуг.
Прибывшим гражданам создаются комфортные условия для оформления документов. Сотрудники центра помогут в переоформлении и выдаче патентов для найма физическими, юридическими лицами. В действующие патенты вносятся необходимые изменения.
Миграционные центры организовывают оказание дополнительных услуг по:
- медицинскому освидетельствованию;
- подбору оптимальных условий страхования;
- сдаче комплексного экзамена (русский язык, история России, основы законодательства РФ).
Трудовые мигранты вправе рассчитывать на помощь или консультации в жилищном обустройстве. Региональные центры помогут иностранным гражданам, их семьям в трудоустройстве и переезде.
Основные миграционные потоки
Примеры трудовой миграции свидетельствуют, что чаще покидают родные страны люди с высокой квалификацией. К ним относятся:
- ученые;
- спортсмены;
- бизнесмены;
- уникальные специалисты.
Люди этих категорий составляют особую группу трудовых мигрантов. Для ее обозначения используется понятие «утечка мозгов».
Миграционные потоки характеризуются различной продолжительностью. Люди выезжают на заработки посезонно. Некоторые получают официальные разрешения на временное перемещение. Есть категория граждан, которые безвозвратно покидают родину и переезжают в другую страну на ПМЖ (постоянное место жительства).
Специальные структуры ООН мониторят трудовую миграцию. Благодаря этому удалось установить крупные миграционные коридоры. В их числе:
- Мексика – США;
- Индия – ОАЭ;
- Украина – Россия;
- Россия – Украина;
- Бангладеш – Индия.
Россия одновременно является страной-реципиентом и страной-донором. Такое качество дополняется особым характером миграционных процессов. Значительная их часть реализуется в нелегальных условиях.
Процессы трудовой миграции связаны с правовой защитой иностранных работников. Для решения многих вопросов нужны консультации с юристами, правозащитниками, правоохранителями, работниками миграционных центров. Рекомендации от профессионалов помогают найти выход из различных проблемных ситуаций.
Основные центры трудовой миграции.
1. Северная Америка (США Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел приходится на трудовую миграцию.
3. Страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них в западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.
4. Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса.
5. Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты).
6. Новые индустриальные страны.
В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.
В международной экономической статистике основные показатели международной миграции трудовых ресурсов характеризуются числом «прибытия-выбытия», которое складывается из индивидуальных и коллективных актов. Единицей наблюдения бывает как отдельный человек, так и семья.
В национальных статистических отчетах приводятся следующие данные:
· количество людей трудоспособного возраста, прибывших на постоянное место жительство в страну за определенный промежуток времени, обычно – один год;
· количество людей трудоспособного возраста, выехавших из страны на постоянное место жительство в другие страны;
· количество иностранной рабочей силы и студентов, временно проживающих на территории страны;
· отношение числа всех мигрантов к общей численности и активному населению страны.
Относительное изменение численности населения данной страны в результате международного перемещения людей может быть определено как отношение числа всех мигрантов к средней численности населения, умноженного на 1000 (помиля). Этот показатель называется общим коэффициентом международной миграции:
где: М – число всех мигрантов; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.
Для страновых сравнений применяются следующие коэффициенты, которые позволяют привести потоки движения трудовых ресурсов к единым числовым значениям.
1. Коэффициент интенсивности выбытия из страны лиц трудоспособного возраста, обладающих определенным уровнем образования и культуры, позволяющим участвовать в производственных процессах (Ктр), который определяется как частное от деления всех трудоспособных, выбывших из страны к средней численности населения страны за год:
где: Мi – число трудоспособных, выбывших из страны за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.
2. Коэффициент интенсивного прибытия иностранной рабочей силы (Кир), который определяется как отношение численности всех трудоспособных, прибывших в страну к средней численности населения страны за год:
где: Mj – число прибывших трудоспособных в страну за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.
3. Коэффициент интенсивности оборота иностранной рабочей силы (Ко), который определяется как отношение валовой международной миграции рабочей силы к населению страны:
Ко = (Мi + Мj)/P х С.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10404 – | 7668 –
или читать все.
Mеждународная миграция трудовых ресурсов
Динамическое развитие современного общества приводит к постоянным изменениям, и чтобы можно было в нем существовать приходится овладевать новыми знаниями и приобретать опыт. А правильный подход к делу предполагает не только наличие этого мощного инструмента, а и грамотного его использования. Таким образом, предоставляется возможность получить из всего этого максимальную выгоду и удовлетворить человеческие потребности в обществе.
Ни для кого не является секретом, что за одну и ту же работу на разных предприятиях в разных государствах размер заработной платы может отличаться. При этом стоит учитывать, что у людей существует возможность мигрировать за границу и найти достойную работу с соответствующей оплатой.
Что представляет собой международная трудовая миграция
Международная трудовая миграция представляет собой перемещение трудовых ресурсов не внутри государства, а из одной страны в другую с возможностью получения постоянного или временного места жительства и работы. Само собой разумеется, что трудовая миграция – процесс непростой и обусловлен рядом причин, которые можно классифицировать следующим образом:
- экономические;
- идеологические;
- политические;
- в зависимости от вероисповедания;
- личные;
- национальные.
К экономическим причинам можно отнести:
- Неодинаковый уровень развития государств, с экономической точки зрения, что приводит к существенной разнице в оплате труда. Таким образом, становится понятным, почему перемещение трудовых ресурсов происходит из государств с низким уровнем жизни в более развитые страны, где показатель ВВП больше;
- Безработица – один из основных факторов экономики, который существенным образом влияет на миграционные процессы населения. Именно по этой причине люди пускаются на поиски работы за пределами государства;
- Транснациональные корпорации. Их наличие приводит к миграции части рабочей силы на рабочие места, имеющие своим местом расположения заграничные транскорпоративные филиалы.
Все остальные категории факторов относят к неэкономическим причинам: каждая из них может спровоцировать массовые миграционные процессы. Что касается последствий, то для экономического сектора они будут аналогичны тем, которые возникли в силу экономических причин.
Следует учитывать разницу между двумя потоками международной трудовой миграции: эмиграции и иммиграции.
Эмиграция представляет собой выезд людей, находящихся в трудоспособном возрасте за рубеж, в то время, как иммиграция — это обратный процесс.
Оценка размаха трудовой миграции международного масштаба осуществляется посредством таких показателей:
- Объемы выбытий – количество эмигрантов, которые мигрировали за границу, ставя перед собой цель устроиться на работу;
- Объемы прибытий – количество мигрантов, приехавших в страну для того, чтобы трудоустроиться;
- Миграционное сальдо – показатель, представляющий собой разницу между количеством посещений данного государства и числом выбытий из него за некоторый период времени. Миграционное сальдо бывает как отрицательным, так и положительным;
- Валовая миграция представляет собой суммарное выражение количества прибытий и выбытий из страны за некоторый период времени.
Основные направления международной трудовой миграции
Среди направлений международной трудовой миграции можно выделить следующие:
- Переезд из развивающегося государства в экономически развитую страну. В данном вопросе большое значение имеет индустриализация страны, которая обеспечивает более высокий уровень жизни. Это и послужило основной причиной развития миграционных процессов. Не стоит исключать тот факт, что в государствах с развитой экономикой имеются и непрестижные специальности, однако обойтись без них нельзя. Как показывает практика, иностранная рабочая сила как раз и занимает такие места. К примеру, во Франции процент эмигрантов равен 25% от общего количества профессиональных строителей и примерно 32% работников в области автомобилестроения. В Бельгии иностранцы составляют 1/2 от общего количества шахтеров, а в Швейцарии около 40% от числа строителей. Такое направление миграционной политики привело к утечке из развивающихся стран высококвалифицированных кадров. Специалистами отмечено двоякое влияние данного фактора на состояние и развитие экономики обеих стран. Хотя по большей части наблюдается следующая тенденция: отрицательное влияние на развивающиеся страны и рост экономики в промышленно развитых государствах, позволяющие значительно сэкономить государственные деньги, которые выделяются для подготовки высококвалифицированных специалистов.
- Переезд из одного развитого государства в другую развитую страну. Трудовая миграция на таком уровне объясняется наличием факторов неэкономического характера. Причинами в этом случае могут выступать поиски высокооплачиваемой и престижной работы. Отдельно следует отметить международное направление трудовых ресурсов между странами Евросоюза. В 1993 году Европейский союз стал единым рыночным пространством, что дало возможность беспрепятственно передвигаться из одного государства в другое с целью получения достойной работы.
- Из экономически развитых государств в станы с более низкой экономикой. Данную тенденцию можно объяснить наличием приглашений на работу от конкретных фирм или правительства.
- Миграция из одной развивающейся страны в другую. Целью международной миграции подобного плана является повышение жизненного уровня. В большинстве случаев миграция рабочей силы существует между азиатскими странами и государствами, экспортирующими нефть.
Вернуться к оглавлению
Типы мигрантов
В первую очередь следует видеть отличие трудовой миграции от небольшого количества бизнесменов и отдельных работников, пересекающих границу в своих целях. Помимо всего прочего, отдельные сотрудники современных фирм вынуждены часто покидать пределы страны для обучения новых работников, проведения лекций, семинаров и осуществления контроля: за качеством и выполнением работ. Такая тенденция присуща корпоративным объединениям и их филиалам, местом расположения которых являются разные уголки земного шара.
Мигрантов на данном этапе существует несколько типов, каждый из которых целесообразно рассмотреть в отдельности.
- К переселенцам относятся иностранцы, стремящиеся уехать в другое государство с целью оформления гражданства и получения постоянного места жительства. Такие переезды могут осуществляться как семьями, так и по одному человеку. Государствами, пользующимися популярностью для переселенцев, является Америка, Канада и часть западноевропейских стран. Что касается России, то в стране на государственном уровне разработаны специальные программы, которые держат ориентир на возвращение иностранных граждан в свою страну.
- Контрактники. Такие работники могут быть даже неквалифицированными, хотя чаще всего они имеют среднюю квалификацию. По экономической терминологии рабочие по контракту, это мигранты, которые обязаны покинуть пределы страны и вернуться на родину после окончания срока контракта. В их количество входят сезонники, моряки и работники, занятые в сфере обслуживания.
- Высококлассные специалисты – иностранные граждане, переезжающие в другое государство, преследующие цель получения достойной работы с возможностью карьерного роста. Чаще всего такие работники мигрируют в страны с более развитой экономикой. Этот процесс с экономической точки зрения имеет наименование «утечка мозгов». В некоторых случаях он становится серьезной проблемой для государства.
- Нелегальные мигранты. Одной из проблем для международной трудовой миграции являются нелегалы. К ним относится та категория людей, которые переезжают за рубеж, обходя законные рамки и работая неофициально. В некоторых случаях мигранты приезжают в другую страну на законных основаниях, например, по вызову, после чего стараются остаться в стране.
- Беженцы. К ним относятся люди, которые пострадали в силу определенных обстоятельств, обусловленных политической нестабильностью в государстве, в результате военных действий и политических преследований. Переезжают за границу они чаще всего для того, чтобы поменять место жительства с возможностью устроиться на работу.
Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне
За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.
Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.
Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.
Российские работодатели предпочитают иностранным рабочим коренных жителей и гораздо охотнее принимают их на работу. Существенным плюсом является то, что соотечественники в совершенстве владеют русским языком и хорошо знакомы с историей страны, знают местные традиции и являются экономически выгодными для России. На современном этапе специалистами разработана и введена в действие специальная программа репатриации, позволяющая трудоустраивать соотечественников. С ее помощью предоставляется возможным регулировать миграционные процессы и содействовать направлению соотечественников в приоритетные районы страны. Обычно это регионы, где недостаточно высокий уровень рабочей силы, а также крупные населенные пункты, в которых есть потребность привлекать квалифицированных специалистов. То же самое можно констатировать касательно иных российских территорий подобного плана.
Страны с наибольшим потоком мигрантов
На данный момент определяют страны, являющиеся наиболее привлекательными для мигрантов из других государств:
- Соединенные штаты, Австралию и Канаду. Америку можно считать одной из самых развитых стран, с экономической точки зрения. Ежегодно в страну приезжает больше эмигрантов, чем в другие государства. Это касается работников как с наличием высокой, так и низкой квалификации. Большая часть рабочих с низкой квалификацией попадают в Америку из Мексики и других близкорасположенных стран Латинской Америки. Что касается высококвалифицированных специалистов, то они иммигрируют в Штаты со сего мира. Не являются исключением страны Западной Европы, Индия и Р.Ф. В соответствии со статистическими данными легальное количество иммигрантов в Америку ежегодно составляет около 740 000, а эмигрантов – 160 000.
- Страны западной Европы, члены Европейского союза. В эти государства мигрируют трудовые ресурсы из стран западной Европы, которые менее развиты, стран восточной Европы, а также арабских государств, имеющих своим местом расположения северную часть Африки, ближний восток и страны бывшего Союза. Увеличению миграционного потока из Африки, территории которой представляют собой бывшие колонии государств западной Европы, способствуют языковые и экономические связи и общность традиций. Ежегодный иммиграционный поток в 90-х годах составлял около 180 000 человек. Кроме того, имел место рынок рабочей силы. Данный факт предполагал беспрепятственное передвижения трудовых ресурсов между государствами Европейского союза.
Видео о том, каким маршрутом мигранты добираются до Западной Европы
- Ближний восток. Основным направлением данного государства является переработка нефти, что и считается ведущим фактором, способствующим привлечению дешевой рабочей силы. Самый большой приток рабочих отмечается из арабских государств, расположенных по соседству. Помимо этого, на восток тянутся индийцы, пакистанцы, жители Бангладеш, Кореи и Филиппин.
- Иные развивающиеся государства. Увеличение миграционных потоков наблюдается и в самых развивающихся странах. При обычном раскладе потоки трудовых ресурсов направлены на территории государств, имеющих основой продвижения экономические реформы. Например, из стран Латинской Америки работники получают направление в Мексику и Аргентину, а из африканского континента в Нигерию и ЮАР. Из-за военных действий в Персидском заливе, которые пришлись на 1991 год, около миллиона египетских граждан выехало из Ирака, почти столько же йеменцев – из Аравии и около половины палестинских жителей выехали из Кувейта. Их места заняли индийские и египетские жители.
- Новые индустриальные страны.
Вернуться к оглавлению
Заключение
Трудовая миграция – явление изученное, и имеющее богатую историю. Данный процесс постоянно управлялся и подвергался контролю со стороны властей. На современном этапе международная миграция достигла глобальных масштабов и в некоторой степени превратилась в проблему, решать которую приходится государствам на международном уровне.