Американская молодежь 70-х годов: хиппи и студенты

Молодежь США в 70-80-е гг.

70-80е гг. характеризовались наличием противоречивых тенденций в настроениях американской молодежи и в развитии молодежного движения. С конца 70-х гг. происходил сдвиг вправо в сознании и политической активности молодежи (отсутствие масштабных выступлений студентов, возросла поддержка консерватизма, одобрение политики администрации Р.Рейгана и т.д.).

К середине 70-х гг. ведущие позиции занимали молодежные организации, близкие к правому крылу республиканской партии США. Это – «Национальная федерация молодых республиканцев» (300 тыс. членов), «Молодые американцы за свободу» (90 тыс. членов), «Институт межуниверситетских исследований» (35 тыс.членов). Они были среди участников создания «нового правого» движения, занимались подготовкой и проведением избирательной кампании Р.Рейгана. Правые молодежные организации выдвинули идеи адресной социальной политики, снижения роли государства в вопросах регулирования предпринимательства, бизнеса, трансформации системы образования, возврата к традиционным ценностям американского общества (индивидуализм, идеи свободного предпринимательства, семья, мораль, дисциплина).

В конце 70-х гг. открывались школы кандидатов, журналистские центры, колледжи, институты лидерства для молодых политиков-консерваторов. Все они готовили профессиональные молодые кадры для участия в избирательных кампаниях правых сил. Координацией всей работы среди молодых избирателей занималась организация «Молодежь за Рейгана». В 80-е гг. активно в этом направлении (подготовка молодых кадров) действовали Фонд наследия, Институт проблем образования, американский молодежный фонд, институт лидерства и т.д.

В конце 70-х гг. появляются молодежные корпуса ку-клукс-клана.

Неоконсервативные организации пытались привлечь внимание студентов к частному бизнесу, предпринимательству (Институт прикладной экономики, Академия экономического образования, Образовательная лига американизма). В то же время расширялась сеть религиозных школ. Создавались структуры патриотического воспитания американской молодежи. Организационно укреплялись профессиональные скаутские религиозные молодежные организации. В 80-е гг. возросла численность Ассоциации молодых христиан, студенческих братств, Бойскаутов Америки, Национальной федерации католических молодежных организаций и т.д. Американская ассоциация молодых христиан реализовывала программу «Отцы и дети», «Индейские следопыты». Суть – использование практики воспитания детей индейскими племенами в американских семьях (род, племя, несколько семей, использование индейской символики). Ей принадлежит имущество на 500 миллионов долларов, а ее годовой бюджет составляет около 100 миллионов долларов, она проводит работу примерно в 20 тысячах университетов, колледжей, школ. ИМКА–международная организация. Она имеет свои отделения в 77 странах и ведет там активную миссионерскую деятельность, которую постоянно расширяет.

В 80-х гг. была широко развернута сеть консервативных студенческих газет (60 газет) в университетах и колледжах.

В 80-е гг. «Американский совет молодежи» (22 «правые» молодежные организации) вошел в комиссию по проведению в США международного года молодежи (1985г.). Совет молодежи также входил в состав Всемирной ассамблеи молодежи. Американский совет молодых политических деятелей являлся членом Атлантической ассоциации молодых политических деятелей.

Правым молодежным организациям отводилось важное место в реализации «президентской молодежной инициативы» в рамках программы «Демократия и публичная дипломатия».

В 70-х гг. стали появляться объединения студентов, национальные коалиции, студенческие ассоциации, выступавшие за улучшение материального положения студентов. В 1973-1977 гг. прошли массовые выступления в защиту прав студентов на получение образования во многих университетах (Нью-Йорк). В 80-х гг. подобная деятельность студентов активизировалась.

В 80-х гг. возникли молодежные организации либеральной партии США. Часть молодежи участвовала в деятельности экологической Партии граждан. Действовало Национальное движение студентов-избирателей.

В 79-80г. прошла серия студенческих выступлений в университетах страны (Нью-Йорк, Беркли, Чикаго, Бостон) против принудительного призыва в армию. В 1981г. демонстрации протеста против отправления американских войск в Сальвадор. В начале 80-х гг. «Ливерморская группа действий» организовала молодежные демонстрации против создания новых видов оружия. Молодые американцы также участвовали в самой многочисленной антивоенной манифестации в США (1982г, 1 млн. чел.).

Революция без штанов: как тусовались хиппи 60-х

5. Рок-фанат делится затяжкой с подругой во время концерта в Гайд-парке.

6. 1 августа 1969, Вудсток. Темнокожий парень расслабляется в непринужденной позе в ожидании концерта.

7. 1970: Танцующие хиппи и студенты во время фестиваля «Уайт Поп Айленд». Великобритания.

8. 1969: Хиппующая молодежь спасается от жары в Центральном парке.

9. 10 июня 1967 года. Эбби Хоффман (слева) и Анита Кушнер (справа) — американские политические и общественные деятели, сидят по обе стороны от Линна Хауса, священника неоамериканской церкви, во время свадебной церемонии в Центральном парке Нью-Йорка. Неоамериканская церковь боролась за легализацию ЛСД.

10. Хипстер конца 60-х. Прическа в негритянском стиле, хипповый прикид.

11. Семейная коммуна хиппи Mystic Arts. Папа Рон (бывший программист) и мама Нэнси (выпускница Кембриджа) читают своим детям сказку на ночь.

12. Хиппарь на фестивальном поле. Вудсток, август 1969.

13. Вудсток. Легендарный хиппи-ваген в боевой раскраске.

14. Гигиеническая процедура в семейной коммуне хиппи Mystic Arts.

15. 31 августа 1969. Толпа на концерте Боба Дилана во время фестиваля «Уайт Поп Айленд», Великобритания.

16. Танцующая девушка во время фестиваля Magic Mountain Music, который проходил на вершине горы Тамалпайс недалеко от Сан-Франциско, в начале июня 1967 года. Обычно думают, что первым американским рок-фестивалем был Monterey Pop Festival, но на самом деле он прошел две недели спустя.

17. 1970. Дети цветов уделяли повышенное внимание естественной растительности на теле.

18. Июнь 1967, Нью-Йорк. Члены коммуны Group Image. Папа играет с трехлетним «Бегущим оленем», его жена Карен раньше носила звание «самой фригидной домохозяйки Среднего Запада». Сейчас Карен — адепт религии хиппи.

19. Сан-Франциско, Калифорния, 6 октября 1967 года. Более 100 митингующих проводят обряд «Смерть хиппи» в центре знаменитого района Хейт-Эшбери.

20. Хиппи, протестующие против запрета спать на улице.

21. Великобритания, август 1969. На пляже во время фестиваля «Уайт Поп Айленд».

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Радости американской юности в 1970-х. Фотограф Рик МакКлоски

Рик МакКлоски снял эту серию фотографий в 1972 году, представив срез молодёжной и автомобильной культуры, характерной для Америки того времени. Он фотографировал в течение нескольких месяцев тёплыми вечерами по средам на бульваре Ван-Найс, где собирались подростки, чтобы прокатиться на автомобилях и пообщаться с друзьями. Для многих так выглядел первый вкус свободы.

В конце 1940-х годов в Соединённых Штатах многим юным американцам больше не приходилось бросать школу и устраиваться на работу, чтобы содержать семью, тогда и распространилось новое явление – «крейсерская культура» (cruising culture). При наличии свободного времени, карманных денег, скуки и бунтарства тинейджеры пришли к тому, что для истинной свободы остаётся лишь сесть за руль собственного или заимствованного автомобиля. С конца 1940-х и до конца 1980-х годов неспешно проехаться по главным улицам, проспектам, бульварам и специально обозначенным дорожным полосам стало самым крутым времяпрепровождением для подростков.

Рик МакКлоски (Rick McCloskey) рос в 1950-60-х годах в долине Сан-Фернандо, Калифорния. Юность провёл, участвуя в таких заездах, которые на регулярной основе проходили каждую среду вечером на бульваре Ван-Найс. Дом его семьи стоял в одном квартале от бульвара и в нескольких кварталах от знаменитого ресторана «Биг бой Боб», где подавали гамбургеры и молочные коктейли.

Окончив Калифорнийский университет в Нортридже, летом 1972 года МакКлоски вернулся, чтобы задокументировать ночную магию своего любимого бульвара Ван-Найс. Он общался с новым поколением детей, которые продолжали обычай, устоявшийся на протяжении десятилетий, и создал серию чёрно-белых фотографий, запечатлев традиции американской юности. МакКлоски покинул этот район, и в 1974 году переехал на Гавайи. На протяжении 40 лет фотографии и негативы хранились без дела, прежде чем он решил их откопать и оцифровать, «потому что теперь это уже история».

«С начала 1950-х по 1970-е круизная ночь проходила каждую среду на бульваре Ван-Найс. Бензин был очень дешёвым, новые и старые автомобили стоили на удивление недорого. Долина Сан-Фернандо служила домом, как тогда казалось, для миллиона подростков, и почти все они проводили много замечательных вечеров, бесконечно курсируя от одного конца бульвара до другого, а затем обратно. Это было место, куда ходили, чтобы себя показать и на других посмотреть, встретить новых друзей, купить молочный коктейль или двойной гамбургер и просто отлично провести время, – ностальгирует фотограф.

Снимки в моём фотографическом эссе сделаны летом 1972 года, почти через десять лет после моих собственных школьных круизных вечеров в начале 1960-х. В те годы это была такая волнующая и всеобъемлющая часть взросления в Америке, трудно поверить, что мир настолько изменился и шагнул вперёд, что такие поездки по бульвару – в любом городе – практически исчезли».

Фотограф начал снимать эту серию с намерением запечатлеть молодёжь и их автомобили, но вскоре понял, что засматривается ещё на механиков и официанток, работников бензоколонок и поваров – всех, кто становился частью жизни бульвара. Прекрасным фоном его изображений служили придорожные огни, аттракционные вывески и витрины.

Читайте также:  Причины европейской эмиграции

Фотографии МакКлоски переносят зрителя в то место и время, где самые простые удовольствия приносили наибольшую радость. Всё, что было нужно, это хорошая компания и хорошая музыка, возможно, симпатичный наряд и перекус. Главное – стать у руля своей судьбы и ни перед кем не отчитываться. А ещё в его фотографиях заложено напоминание о том, что каждый может оторваться от смертельной будничной рутины, когда солнце зайдёт, и найти радость в чём-то простом и доступном.

Секс без обязательств и психоделики: историк комментирует мифы о хиппи

15 августа исполняется 50 лет самому известному музыкальному фестивалю в истории рока – Вудстоку. Он неразрывно связан с движением хиппи, вокруг которого за долгие годы сложилось множество мифов и легенд. Собрали главные современные стереотипы о субкультуре с лозунгом «Make love, not war!» и попросили развенчать их (или подтвердить) доктора исторических наук, директора Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрия Рогулева.

Ездили на фургончике Volkswagen, играли на гитаре и ходили в походы

Фото: Ralph Ackerman/Getty Images

Да, верно, но здесь все намного глубже. Дело в том, что хиппи пытались наладить альтернативный образ жизни. Они создавали коммуны со своими порядками, которые касались многого: одежды, транспорта, который они использовали, отношения к окружающим. Что касается гитары, то, конечно, они играли. Хиппи вообще увлекались рок-н-роллом – музыкой протеста. И это неудивительно, ведь хиппи – движение протеста. Для примера – фестиваль в Вудстоке, где собрались сотни тысяч человек. Кстати, эта деревушка до сих пор существует. Там еще живут престарелые хиппари, увешанные значками и сувенирами.

Не брились, ходили грязные и с длинными волосами (часто с цветочным венком на голове)

Фото: Michael Ochs Archives/Getty Images

Да, абсолютная правда. Но все это укладывается в систему альтернативного образа жизни. Они не ходили в наглаженных рубашках с галстуками или в накрахмаленных блузках, как вся буржуазия. Они предпочитали простую одежду, даже драные джинсы. Нужно понимать, что движение хиппи в Америке существовало тогда, когда только появилась теория общества потребления. В то время все было дешево, и у населения были деньги, чтобы все скупать. Хиппи отрицали культ потребления: они понимали, что это фетиш. Их стиль в одежде, длинные волосы, не всегда опрятный вид – это форма протеста.

Курили травку, популяризировали употребление психоделиков и практически всегда были под кайфом

Фото: John Minihan/Express/Getty Images

Не совсем верно. У The Beatles есть песня Lucy in the Sky with Diamonds, где музыканты рассказывают об эффекте ЛСД, но не только хиппи употребляли, вся молодежь в целом. В то время вообще трудно было найти представителя молодого поколения, который бы не пробовал вещества либо в школе, либо в университете, так что категорически нельзя сказать, что именно хиппи популяризировали употребление наркотиков. Такая культура была везде.

Занимались групповым сексом без обязательств

Фото: Ralph Ackerman/Getty Images

Да, это верно. Эпоха хиппи совпала с периодом сексуальной революции на Западе, и они считали секс символом новой жизни. При этом хиппи жили коммуной. Подобное поведение было протестом против буржуазного общества, буржуазной семьи, буржуазного порядка и капитализма как системы угнетения. Отрицание всего перечисленного – суть молодежного протеста. У всего этого есть предыстория: хиппи – это поколение бэби-бумеров. Сразу же после Второй мировой войны в 45-50-х годах родилось очень большое количество детей. Причем рождаемость резко подскочила не только в США, а во всем мире. Но в Америке особенно: условия были благополучнее. И к 60-м годам поколение бэби-бумеров стало непропорциональным по отношению к другим категориям населения – их стало слишком много. Все они одновременно заканчивали школы и поступали в ВУЗы. Общество оказалось к этому не готово: в школах были переполнены классы, в ВУЗах не было общежитий и стипендий. Система образования не выдержала такого демографического бума. На фоне богатой буржуазной Америки молодежь оказалась дискриминированной категорией: они не могли учиться, студенты вынуждены были снимать квартиры, работать, а из-за этого теряли учебу. В итоге они оказывались на улице и без работы. На фоне этой исторической ситуации и родилось движение протеста.

Были безработными маргиналами и скрывались от военкомата, чтобы не служить в армии

Фото: Carl Iwasaki/The LIFE Images Collection via Getty Images/Getty Images

Конечно, это правда, но не только хиппи так делали. Все, включая Билла Клинтона, косили от армии, не желая поддерживать агрессию США во Вьетнаме. Будущий американский президент даже уехал учиться за границу ради этого.

Пытались сделать мир чуточку лучше

Фото: Ted Streshinsky/CORBIS/Corbis via Getty Images

Пытались, вспомните их лозунг «Make love, not war». 1960-е годы в Америке вообще связаны с активизацией молодежного движения, которое принимало разные формы и имело разные цели, но одним из наиболее мощных было студенческое сообщество: в нем состояли тысячи студентов. Сначала они выступали за демократическое общество. Вторая волна была связана с движением против войны во Вьетнаме, третья – с борьбой против расизма и расовой сегрегации. Хиппи были наиболее радикальными участниками этого студенческого движения. Хотя были и совсем радикалы, которые стремились свергнуть действующий строй, а хиппи все-таки просто пытались построить альтернативное общество.

Открыли миру Гоа и Ибицу

Фото: Sarang Pande

Не думаю, что хиппи их открыли. Это заслуга европейского движения. Американцы не выезжали на заграничные курорты, а уж тем более хиппи. Они по Америке путешествовали и пытались создавать в разных частях континента свои коммуны. Все, что происходило в других странах, связано с общемировым подъемом молодежного движения, особенно антивоенного. Тогда вообще молодое поколение было на острие. Причина такая: ультралевые европейские философы и социологи были без ума от культурной революции в Китае, от маоизма и хунвейбинов. Они считали, что в нынешний век, а именно в 60-е годы, молодежь является наиболее революционным классом. Предыдущее поколение – старый пролетариат – обуржуазилось, а вот молодежь – новый авангард.

Любили легкие деньги

Фото: Rolls Press/Popperfoto via Getty Images/Getty Images

Неверно, они к деньгам вообще с презрением относились. Они жили на природе в палатках, питались тем, что Бог пошлет, и побирались. Так что для них деньги не имели особого значения, тем более, что это один из важнейших элементов общества потребления, а они его не принимали.

Взлеты и падения «нации Вудстока»

Взлеты и падения “нации Вудстока”

В этом году исполнилось 45 лет со дня проведения знаменитого Вудстокского фестиваля — общепризнанного символа поколения 60-х и культуры хиппи. На три дня он объединил под эгидой рока более 500 тысяч «детей цветов». После этого грандиозного события хиппи получили еще одно название своей субкультуры — «Нация Вудстока». В истории этой нации было множество как светлых, так и темных моментов. Вудсток, без сомнения, относится к первой категории. Но что бы по достоинству оценить его значение для поколения 60-х, необходимо изучить все стороны движения хиппи — его историю, цели и дальнейшую судьбу.

«Дети цветов»

Америка вступила в 60-е с огромным багажом неразрешенных вопросов — угроза ядерной войны, ущемление гражданских прав, война во Вьетнаме и т. д. Сюда же можно добавить изжившие себя консервативные взгляды старшего поколения в отношении семьи, секса и роли женщины в обществе. В скором времени недовольство этими проблемами назрело в кругах самой активной части общества — студенчестве. Именно там, на основе взглядов поколения битников возникла субкультура, которую СМИ окрестили «хиппи».

Мировоззрение хиппи основывалось на принципах ненасилия и абсолютной свободы. Они выступали против идеологии общества потребителей и любого подавления личности со стороны властных структур. Стремясь к свободе от любых социальных запретов во всех аспектах своей жизни, переоценки подверглись такие понятия как брак, семья и секс. Пуританскую мораль американского общества тех дней по всем этим вопросам хиппи заменили концепцией Свободной любви. Все эти положения, в конечном счете, привили «детей цветов» к жесткой конфронтации с истеблишментом и самим обществом.

На субкультуру хиппи сильно повлияло широкое распространение психоделических наркотиков (в особенности ЛСД). Их популярность среди хиппи объясняется необычным эффектом — расширением сознания и изменением восприятия. Многие хиппи считали, что ЛСД является ключом к раскрытию подсознания, и делает человека лучше, добрее, восприимчивее к красоте, способнее к творчеству. Настоящими гуру и активными популяризаторами психоделических наркотиков являлись такие писатели и ученые, как Тимоти Лири («Психоделический опыт»), Кен Кизи («Пролетая над гнездом кукушки»), Олдос Хаксли («Двери восприятия»). Кен Кизи даже основал одну из первых хипповских коммун под названием «Веселые проказники», где устраивал частые концерты-хэппенинги (с участием молодой группы Grateful Dead) с раздачей ЛСД всем желающим.

Вскоре, однако, стало очевидно, что воздействие ЛСД на мозг далеко не безвредно. По Америке прокатилась волна случаев суицида под воздействием ЛСД. Кончилось тем, что в 1966 году наркотик признали опасным и запретили в США и Европе, что только усилило его популярность среди хиппи. Тем более что многие кумиры молодежи, особенно музыканты, открыто заявляли, что употребляют ЛСД. В США и Англии в адрес рок-музыкантов посыпались обвинений в пропаганде наркотиков. Чего только стоил скандал вокруг альбома группы Beatles«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». В песне «A Little Help From My Friends» усмотрели намек на коллективный «кислотный трип». Утверждали что название песни «Lucy in the Sky with Diamonds» является ни чем иным как зашифрованным наименованием LSD. Ну, а финальный трек «A Day In The Life», содержащий слова «Забрался наверх, закурил. Кто-то что-то сказал, и я погрузился в грезы», и вовсе запретили на ВВС. И таких примеров сотни.

Бесспорно, что огромный пласт американской и европейской культуры 60-х годов несет на себе отпечаток ЛСД. И движение хиппи не было исключением. Однако еще одной немаловажной особенностью в процессе консолидации хиппи является тот факт, что рок-музыка, бывшая ранее главным образом средством развлечения, стала теперь важной частью социального и политического процесса, одновременно отражая все происходящее. В первой половине 60-х тема политического протеста была распространена в среде фолк-музыкантов, базировавших в районе Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Однако в то время — эпоху царствования в Штатах музыки Британского вторжения — фолк-сцена оставалась замкнутой и даже элитарной. К середине же 60-х годов тема протеста, несогласия и недовольства все заметнее утверждается в песнях рок-групп. Новые формы нонконформистской музыки — фолк-рок и блюз-рок на психоделической основе — полностью отвечали устремлениям хиппи, являясь мощным объединяющим фактором всего этого движения.

Немаловажную роль в этом сыграла деятельность в городе Сан-Франциско творческого объединения The Family Dog и импресарио Билла Грэма. The Family Dog стали первыми организовывать крупные концерты-хэппенинги. В отличие от концертов прежних лет, где танцы в проходе приравнивались к хулиганству, на мероприятиях проводимых The Family Dog грань между исполнителями и аудиторией максимально размывалась, а сочетание световых эффектов и новой «кислотной» музыки только усиливало эффект от ЛСД. После того как импресарио Билл Грэм приобрел зал Fillmore Auditorium, получили постоянную сцену столь любимые хиппи психоделических группы, среди которых — Jefferson Airplane, Big Brother and the Holding Company, Doors, Buffalo Springfield, Grateful Dead и т. д. Рок-группы со всех Штатов массово переезжали в Сан-Франциско, привлекая за собой тысячи фанатов-хиппи. А сам Сан-Франциско и район Хайт-Эшбери стали настоящим местом паломничества для молодежи.

Протест

Вопреки расхожему стереотипу, выдуманному средствами массовой информации, хиппи не были ленивыми, неактивными и даже безразличными к происходящему вокруг. Большинство из них обладали высоким уровнем общественного самосознания. Такие люди были активными участниками всевозможных митингов, шествий и забастовок. Примерно с середины 60-х годов хиппи начали активно участвовать во многочисленных акциях протеста, проводимых совместно с другими недовольными молодежными движениями. Большинство акций носили ненасильственный характер и выражались в маршах и сидячих забастовках, сопровождаемых выступлениями активистов и музыкантов. Первоначально акцент делался на проблему ядерного оружия и ущемление гражданских прав. Однако с началом крупномасштабных военных действий Соединенных Штатов во Вьетнаме центральной темой протестного движения стала война.

В апреле 1965 года состоялся «Первый антивоенный марш протеста на Вашингтон», собравший около 25 тысяч человек. Молодежь выражала свое недовольство войной, чьи тяготы легли в первую очередь на них. Лишение многих льгот на студенческую отсрочку похоронило мечту десятков тысяч молодых людей получить образование. Вместо этого им пришлось участвовать в кровавой войне на другом конце света. Следствием этого стал рост числа уклонистов, которые сжигали свои призывные карточки или переезжали в Канаду. После этого антивоенное движение в США стало шириться с каждым днем. Через два года, в апреле 1967-го, прошел антивоенный марш в Нью-Йорке, собравший уже около 400 тысяч человек, что составляло примерно равное количество с тогдашним контингентом американских войск во Вьетнаме.

Лето любви

Кульминацией движения хиппи стал 1967 год, когда в районе Хайт-Эшбери и окрестностях Сан-Франциско собралось около 100 тысяч «детей цветов». Это событие вошло в историю под названием «Лето любви». Некоторые считают его своеобразным социальным экспериментом, т. к. хиппи продемонстрировали тогда всему миру альтернативный образ жизни — они проживали в коммунах, на условиях равного распределения благ, гендерного и расового равенства и свободной любви. Самым ярким событием «Лета любви» стал Монтерейский фестиваль популярной музыки, который впервые крупномасштабно показал движение хиппи и его органическую связь с новой рок-культурой. Фестиваль проходил в течение трех дней с 16 по 18 июня; количество посетителей варьировалось от 25 до 90 тысяч человек. Фестивалю предшествовал выпуск песни «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» ставшей гимном «Лета любви», да и всего движения хиппи. Достижения Монтерея обычно приуменьшают по сравнению с более крупным Вудстокским фестивалем, однако именно он представил широкой аудитории The Jimi Hendrix Experience, Рави Шанкара и Дженис Джоплин, после чего они сразу получили статус суперзвезд. Для британской группы The Who это и вовсе был первый концерт в Америке.

Монтерейский фестиваль и «Лето любви» приковали к хиппи пристальное внимание СМИ. Такая реклама привлекла еще большее количество молодых людей в ряды «детей цветов». Однако, со временем масс-медиа стали концентрироваться лишь на отрицательных сторонах жизни хиппи. Район Хайт-Эшбери был не в состоянии вместить в себя всех желающих. Многим приходилось ночевать на улице и заниматься попрошайничеством. Возникли проблемы с недоеданием, болезнями и наркоманией. А если добавить к этому пропагандируемый СМИ образ хиппи как бездельников, развратников и наркоманов, то становится понятным столь негативное к ним отношение со стороны общества.

Падение иллюзий

Пока хиппи праздновали «Лето любви» веря в идеалы «цветочной революции» и мирную форму протеста, чернокожее население повсеместно выходило на улицы, борясь за свои гражданские права. Обратной стороной «Лета любви» стало «Длинное жаркое лето» американского гетто, когда во многих городах США начались массовые беспорядки, каких страна еще не видела. Кульминацией «Длинного жаркого лета» стали кровавые столкновения в Ньюарке и Детройте, в результате которых погибло 43 человека.

Власти начали все больше остерегаться акций протеста хиппи против войны во Вьетнаме. В октябре 1967 года состоялся антивоенный поход на Пентагон, в котором приняли участие более 35 тысяч человек. Представители власти встретили демонстрантов слезоточивым газом. Было арестовано более 600 человек. В августе 1968 года леворадикальная партия Йиппи (своего рода более политически-активное отпочкование от движения хиппи), решили устроить массовую акцию протеста во время съезда Демократической партии США в Чикаго. Лидеры Йиппи — Эбби Хоффман и Джерри Рубин — даже выдвинули своего кандидата на пост президента США — свинью Пигасуса. Во время этой акции предусматривалось выступление многих рок-звезд, большинство из которых, в конечном счете, отказались от своего участия. Демонстрация превратилась в кровавое противостояние между властями и протестующими, в результате чего сотни человек с обеих сторон серьезно пострадали.

1968 год окончательно похоронил мечту хиппи о мирной революции, а Грэм Нэш объявил «цветочную власть» мертвой. Утопические идеи «Лета любви» обернулись в 1968 году насилием и злобой. После августовских событий в Чикаго массовые столкновения протестующих с полицией превратились в норму. Студенты по всей стране захватывали университетские городки и предъявляли свои требования, на что власти отвечали насилием. Леворадикальные организации, такие как Йиппи, Черные пантеры и Метеорологи, своими действиями бросали мрачную тень на движение «детей цветов». Еще больше дискредитировала хиппи серия жестоких убийств, совершенных коммуной «Семья» и ее лидером Чарльзом Мэнсоном.

Вудсток

Но, несмотря на всю эту череду насилия и клеветы, более 500 тысяч хиппи все же решили собраться в августе 1969 года на «три дня мира, любви и музыки» на Вудстокском фестивале. Он стал настоящим глотком свежего воздуха для поколения, которое уже начало разочаровываться в своих идеалах. Америка еще не знала более грандиозного события, на котором в атмосфере всеобщей эйфории люди могли собраться, вместе послушать музыку и получить удовольствия от чувства повсеместного единения. И пускай все это действо сопровождалось организационными просчетами, дождем, сорвавшим несколько выступлений, и дрязгами с менеджерами по поводу увеличения гонораров — все это в конечном счете было не важно. Вудсток не оставил после себя скандальной репутации. Наоборот — он стал символом единения людей одной идеологии и культуры.

Конец эпохи

В свете последующих трагических событий значение Вудстока только возросло. Стало ясно, что он был последним светлым моментом в истории поколения хиппи. Попытка повторить Вудсток на западном побережье обернулась кровавым фиаско. Прошедший в декабре 1969 года Альтамонтский фестиваль, как многие считают, подвел условную черту под эпохой 60-х и ознаменовал конец поколения хиппи. Выбранное в последний момент место оказалось абсолютно неподходящим для проведения фестиваля. Толпа в наркотическом и пьяном угаре пыталась лезть на сцену, создавала давку, сопровождавшуюся драками. Мик Джаггер откладывал выход The Rolling Stones для пущего театрального эффекта, чем только подливал масла в огонь. Нанятые для охраны байкеры «Ангелы Ада» сами же провоцировали и избивали людей. Досталось даже Марти Балину из Jefferson Airplane, а одного человека зарезали насмерть. События Альтамонтского фестиваля получили широкую огласку и подействовали несколько отрезвляюще на молодое поколение, в чьих умах идеалистическое представление о хиппи начало сменяться разочарованием.

Если ранее рок служил объединяющим фактором и отражением движения хиппи, то на рубеже десятилетий эта связь была почти разорвана. Вчерашние простые парни с гитарами превратились в миллионеров. Лишь единицы остались убежденными борцами с системой. Остальные же жили в роскоши и излишествах, что противоречило антиматериальным взглядам хиппи. Плюс к этому, стремительная и изнуряющая «рок-н-ролльная жизнь» сыграла злую шутку со многими артистами. Один за другим этот мир покинули Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон. Молодежь потеряла многих героев своей эпохи, а движение хиппи — еще одну опору в лице рок-музыки.

К началу 70-х протестные настроения начинали спадать, но акции все же проходили повсеместно. При этом некоторые из них заканчивались кровопролитием. В мае 1970 г во время антивоенного митинга студентов Кентского университета по неизвестным причинам солдаты национальной гвардии открыли огонь по толпе, в результате чего погибло четыре студента, а многие другие были ранены. В ответ на это происшествие Нил Янг написал песню «Ohio», ставшую одной из последних крупных хитов протестного рока. В том же месяце от огня полиции погибли два человека во время студенческой демонстрации в университете Джексона. Тогда же по Америке прокатилась волна митингов, в том числе очередной поход на Белый дом, собравший около 100 тысяч участников. Пиком антивоенного движения можно считать череду акций протеста в мае 1971 года в Вашингтоне, которые закончились арестом примерно 12 тысяч демонстрантов.

Само движение хиппи в первой половине 70-х стало растворяться в американском обществе, и этому способствовали многие факторы — война во Вьетнаме постепенно подходила к концу, а в месте с ней угасало и само антивоенное движение. Психоделический рок, так долго объединявший хиппи, уступил место хард-року, прог-року, хэви-металу, панк-року и диско. С появлением новых видов молодежных субкультур, таких как панки и скинхэды, средства массовой информации полностью потеряли интерес к хиппи.

Некоторые представители «детей цветов» с возрастом сменили свои взгляды, а вместе с тем и образ жизни. Они подстриглись, устроились на работу и завели семьи. Какая-то часть хиппи, сохранив лишь внешние свои признаки, превратилась в собственных антиподов, выдавая эпатаж за протест. Многие считают, что в 80-е остатки хиппи продались и стали частью потребительской культуры; однако, в мире до сих пор можно встретить миллионы людей, исповедующих идеи мира, любви, добра и свободы, и придерживающихся взглядов «Нации Вудстока».

Американская молодежь 70-х годов: хиппи и студенты

США, 1960-е, длинные волосы, джинсы, украшения, яркие цвета, мир во всем мире – глядя на эти слова, сразу понимаешь, о чем пойдет речь. Хиппи – субкультура, перевернувшая привычный на момент ее возникновения уклад жизни.

Развитие субкультуры хиппи протекало, так называемыми «волнами»: «первая волна» относится к концу 60 – началу 70-х гг., «вторая» – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, в связи с резким уменьшением числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. заявила о себе «третья волна» хиппи.

Зарождение движения хиппи произошло в 1960-х годах в США. Причиной, согласно множеству источников, послужила война во Вьетнаме (1964-1972 гг.) Эта война стала первой в истории Америки, вызвавшей ненависть и неприязнь самих американцев. Не желая войны, люди объединялись и бастовали во имя мира. Так, 22 ноября 1964 года, в передаче одного из нью-йоркских каналов, произошло первое употребление слова «хиппи». Тогда, этим словом была названа группа молодых людей протестующих против вьетнамской войны.

Значение слова «хиппи» происходит от английского «hip» – понимающий или «to be hip» – быть в курсе. Интересно то, что сами хиппи никогда себя так не называли. Им больше нравилось зваться «прекрасные люди» или «дети цветов». Однако средства массовой информации обыграли термин «хиппи» и использовали его повсюду, чтобы описать массы молодых людей, отращивающих длинные волосы, слушающих рок-н-ролл, употребляющих наркотики, практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали и концерты, устраивающих демонстрации и отвергающих массовую культуру начала 60-х.

Убеждения хиппи:

Самым важным для хиппи было – следовать принципу ахимса. Иными словами пацифизм: ненасилие, отказ от войны и миролюбие. Хиппи не признавали социальных устоев, а создавали свои альтернативные системы жизни, отрицая какую-либо иерархию. Для проведения революций, согласно их учению, не нужна война, достаточно использовать творчество. И так не только с войной: карьере они предпочитали самоусовершенствование, материальным ценностям – духовные, общепринятым порядкам и нормам – свободу слова и самовыражения. За всем этим последовало появление 7 истин субкультуры:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.

Символика хиппи:

Хиппи – это такая культура, приверженцы которой сразу же узнаются по внешнему виду и поведению. К атрибутам хиппи относится множество вещей. Во-первых, это микроавтобус, который хиппи разрисовывали в невероятные цвета, называя это «Flower power» («Сила цветов»). Во-вторых, важным символом является пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Сюда же относится и символ даоской философии Инь и Ян.

Что касается внешнего вида, то и тут все очень интересно. Безусловно, длинные волосы, как у женщин, так и у мужчин; джинсы, ставшие, к моменту расцвета культуры, «фирменной одеждой» хиппи; «фенечки» (браслеты ручной работы из бисера, кожи, шнурков, лент или ниток), которые, кстати, имели огромное значение для хиппи. В зависимости от цвета, толщины, узоров и т.д. используемых при плетении «фенечек», можно было определить: жизненную позицию, музыкальные предпочтения и даже возраст ее обладателя.

Радуга тоже играет в жизни хиппи весомую роль. 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялась за руки и стояла так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле ни забастовками, ни демонстрациями, а молчанием и медитацией. На первый взгляд нет никакой связи у данного события с радугой. Однако так сложилось, что культура хиппи почерпнула многие знания у древних индейцев. Вот и название «Rainbow Gathering» («Собрание Радуги») возникло из пророчества индейцев копи: «В конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их “Воинами Радуги”» 10

Нельзя не упомянуть цветы, как атрибут хиппи. Ведь не напрасно второе название культуры – «дети цветов». Они вплетали цветы в волосы, дарили их случайным прохожим, изображали на микроавтобусах. Невероятно, но вставляли в дуло огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

Некоторые аспекты образа жизни хиппи порождают гораздо больше споров и неоднозначных оценок. Благодаря «детям цветов» популяризировались наркотики, которые, по их мнению, расширяли сознание; произошла сексуальная революция, провозглашающая, терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям и однополым бракам, а также стал популярен нудизм.

В любом случае, значение хиппи для общества нельзя недооценивать. Вместе с негативными моментами, они подарили миру новую философию, основанную на свободе, уважении, поиске себя и самовыражении. Но самое важное для них – любовь во всем мире. Поэтому хотелось бы закончить статью знаменитым лозунгом хиппи, взятым из песни «The Beatles» (Автор песни – Джон Леннон – был хиппи), «All you need is love» («Все, что тебе нужно – это любовь»)…

Ссылка на основную публикацию