Быт ирландской диаспоры

Девушка переехала в Ирландию и без прикрас рассказывает о стране рыжих мужчин и зеленых нарядов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Привет! Меня зовут Мария. Я родилась в России, несколько лет назад вышла замуж за ирландца по имени Карл и переехала на родину мужа. Честно признаюсь, что ни разу не пожалела о своем решении.

Я расскажу читателям AdMe.ru, как живется в стране эльфов, рыжих мужчин, величественных замков и трилистника (да-да, именно так у нас принято называть клевер). А в конце статьи будет небольшой подарок — подборка полезных сайтов для тех, кто решит недорого отдохнуть в Ирландии.

Глава ирландской семьи — женщина. с ложкой

Нежных и трепетных барышень ирландский мужчина, скорее всего, разочарует. Он может уйти в паб и вернуться в обед следующего дня, зависнуть на спортивных соревнованиях или забыть позвать жену на вечеринку.

У сильных ирландских женщин свои друзья, планы и всегда есть чем заняться. А еще у каждой из них имеется деревянная ложка (ее обязательно дарят на свадьбу). В местных семьях это настоящий скипетр, символ власти матери и жены. Ложки боятся все: и мужья, и дети, и собаки. Потому что если в окне показалась мать с этим орудием в руках, то это верный признак того, что пора быстренько бежать домой, надеясь, что буря уляжется, пока ты в пути.

Если собрать всю семью, получится небольшая деревня

У нас никак не получается организовать семейную встречу меньше чем в 30 человек. И это только самые-самые близкие. Если родители Карла пригласят только родных братьев и сестер (с супругами и детьми), то за столом соберется 55 человек, а если дойти до троюродных — уже 80. Ну, а если начать считать родню со стороны дедушки, то вообще 120.

Вроде бы живешь и не замечаешь, что семья размером с деревню. Но когда приходит время коллективных праздников или покупки подарков, сразу хватаешься за голову (и кошелек).

Планировать свадьбу здесь нужно за год или два

На хорошие локации всегда огромная очередь. В этом году исполняется 7 лет со дня свадьбы, а это значит, что надо уже сейчас искать место для проведения торжества (и заодно начинать копить деньги). Чтобы сыграть свадьбу в Ирландии, в среднем нужно выложить от € 25 000 до € 31 000. За такие деньги той же среднестатистической семье можно чуть ли не 1,5 года не платить ипотеку.

Самое дорогое — конечно же, зал и еда. Средний счет — около € 70–80 за человека. Меньше 100 гостей на ирландских свадьбах бывает редко. Живая музыка и услуги диджея обходятся в € 2 000 — 3 000, платье невесты — € 1 500 — 2 300, фотосессия и видео — € 4 000 — 8 000.

Детей и взрослых лечит один и тот же врач

Педиатры тоже существуют, но только в роддомах и детских больницах. А для всех остальных случаев есть семейный терапевт. Голова, нога, попа — неважно, что именно болит, идете сначала к нему, а он потом направляет вас к узкопрофильному специалисту. Хороший терапевт в Ирландии, как и везде, на вес золота. Прием врача в Дублине обойдется в € 50–80, в отдаленных графствах — € 30–60. Дети до 6 лет — бесплатно.

Терапевт очень ограничен в том, что может сделать для грудничка. Например, он не может прописывать антигистаминные препараты и лечить глаза. Собственно, есть ощущение, что этот врач только присматривает за ребенком и диагностирует простуды.

Отцы присутствуют на родах и берут декретный отпуск

Мужчины в Ирландии чуть ли не в обязательном порядке ходят на предродовые занятия и поддерживают жену во время родов. Отцы легко могут уйти в декретный отпуск, отпроситься с работы на утренники, постановки и спортивные занятия или взять больничный, если ребенок чувствует себя неважно.

Еще 50 лет назад у мужчин каждые выходные был гольф. Болеют ли дети или нет — гольф. А сейчас оставлять семью ради развлечений — это моветон.

Ирландским свекровям приходится доплачивать за присмотр за внуками

Часто бородатые потомки викингов оказываются маменькиными сыночками. Не мытьем, так катаньем, но мамы будут добиваться, чтобы вы звонили два раза в неделю и почаще заходили их проведать. Они станут просить привезти внуков, начнут напрашиваться в гости, а некоторые будут приезжать без предупреждения. Многие даже годами в каждый отпуск ездят отдыхать только вместе. ⠀

При этом нередко свекрови нужно платить за то, чтобы она посидела с внуками, даже если она сама просит повидаться с ними. Вроде бы кажется, что в семье никто никому ничего не должен, но сидеть с ребенком — это все-таки большой труд.

Зимой все запасаются продуктами впрок

Как только в страну приходит снег, в ирландцах просыпаются гены предков XIX века. Видимо, им тут же вспоминается Великий голод и в каждого вселяется страх. Иначе как объяснить эту тотальную закупку продуктов? «Не съем, так понадкусываю!» — кричали вчера покупатели в Dunnes Stores и с боем брали по 25 (!) булок хлеба каждый.

Соседи, кстати, уже начали составлять список продуктов, необходимых для нашего микрорайона. Мы живем в холмистой местности, машины с летними шинами не могут взобраться на пригорки. Поэтому мы уже договорились, что в случае чрезвычайной ситуации мужчины пойдут пешком до ближайшего города.

К соседям можно обратиться с любой просьбой

У меня под боком — десятки отличных соседей. Честное слово, я знаю каждого, помню некоторые дни рождения, в курсе графика их отпусков и нередко бываю у них в гостях. Иногда приходится даже сантехника впустить или собаку покормить. У меня запас ключей к домам соседей такой, словно я консьерж нашего коттеджного поселка. Здесь так принято: следить за домами друг друга, помогать занести мебель, забирать и выставлять мусорные баки, если кто-то в отъезде.

Еще у нас есть чат в WhatsApp, который мы используем в основном как доску объявлений. Можно стулья у соседей взять, можно помощников найти. Например, вчера ребята из 21-го дома одолжили нам лестницу, чтобы Карл смог забраться на крышу. Держать ее будет сосед из коттеджа № 3. Но, скорее всего, набежит толпа, будут помогать.

Без чего не может жить среднестатистический ирландец

Жизнь в этой стране совершенно немыслима без следующих вещей:

  • телевизор — ирландцы всегда готовы уделить время любимому сериалу или реалити-шоу;
  • тостер и чайник — на кухонном столе обязательно будет стоять и то, и другое (тост — это вообще национальное блюдо, которое лечит похмелье, помогает справиться с тоской, голодом и отсутствием продуктов в холодильнике);
  • стиральная машинка — ирландцы уделяют большое внимание чистоте своих вещей;
  • сушилка — без нее одежда может оставаться мокрой неделю, преть и покрываться плесенью;
  • посудомоечная машина — так уже повелось, что горячей воды из-под крана у нас нет, а нагреть ее стоит дороже, чем запустить посудомойку на 1 цикл (я не мыла посуду руками уже лет 6).

Здесь мало кто слышал о правильном питании

Пищевое поведение ирландцев не очень-то соответствует модному понятию “правильное питание”. Конечно, многие уже не падают в обморок при появлении кабачка, не плюются рисом из цветной капусты и даже понимают, чем булгур отличается от киноа. Хотя бабушка Карла до сих пор считает, что мой салат из зелени и овощей – это что-то индийское. Ибо только тот, кто очень любит коров, может съесть целый тазик травы.

У многих морозилки забиты до отвала полуфабрикатами: картошка фри, наггетсы, пицца. Но замораживать мясо и готовые блюда ирланды не очень любят. Говорят, что в год среднестатистическая семья выбрасывает просроченных продуктов на € 700. Просто потому что здесь не умеют готовить из остатков или замораживать маленькие порции для обеда.

Ирландцы знают толк в картошке и мясе

Когда выбираешь в супермаркете картошку, нужно внимательно читать, что написано на пакете. Здесь для каждого блюда полагается брать разные клубни. Из тех, что для пюре, обычную отварную картошку не готовят. Цены стартуют от € 1 (якобы за молодую, но она просто маленькая) до € 5 за 3–5 кг.
⠀⠀⠀
Ирландцы считают, что их говядина лучшая в мире. Они выращивают коров исключительно на траве, благодаря чему их мясо становится нежным на вкус. Мне нравятся и порционные стейки, и уже расфасованные в вакуум. Первые продаются у мясника по цене € 7–9 за штуку, вторые – по € 9–10 и упакованы парами. А вот молоко у нас отдают практически даром – за € 0,80–1,20 за литр.

В поезде легко найти себе спутника жизни

Пассажиры, которые покупают билет онлайн, часто указывают имя и фамилию. Эти данные и высвечиваются в вагоне на специальном табло над окном. Верхняя строка – сидение у окна, нижнее – у прохода. К сожалению, не все имена доступны, но какого-нибудь мистера О’Брайана отследить можно.
⠀⠀
По этим же данным можно узнать, не сидит ли с ним рядом жена. Парочки обычно садятся друг напротив друга. Мужчинам стоит помнить, что ни одна порядочная одинокая ирландка не сядет в поезд без кофе из “Старбакс”. Намек понятен? Хотя не факт, что ее имя на стаканчике будет написано верно.

Ирландцы известны своим черным юмором

Как бы плохо ни было, местные жители всегда найдут, над чем посмеяться. Юмор обычно посвящен быту, политике или спорту. Еще они любят розыгрыши и не всегда добрые. Мой муж соревновался в розыгрышах на работе со своим бывшим коллегой. Как-то раз Карл сделал принтскрин его рабочего стола и установил его на заставку. И ежедневно ставил на нем разные иконки в невидимый режим. За неделю коллега слегка посeдел.

А когда я работала в отеле, друзья жениха прикрепили к машине шафера липовый знак об аресте за неправильную парковку. Дело было уже после церемонии. Вы бы видели, как человек носился вокруг своей машины, пытаясь не опоздать на ужин.

Здесь принято обсуждать похороны и поминки

У пожилых ирландцев тотальное помешательство на смерти. «Угадай, кто умер?» – прямо с порога кричат старики. Помню, в России такие бурные эмоции могла вызвать только чья-то беременность или развод.

С приходом дурных вестей всю последующую неделю только и разговоров, что про завещание и стоимость ритуальных услуг. Почем нынче гробики? А ленточки почем? В момент прощания нередко слышатся тихие возгласы: «А могилку-то за сколько копали?» Никто это за дурной тон не считает. Зато поинтересоваться размером зарплаты – это уже моветон.

Рабочих не полагается поить чаем

Здесь человек в найме – это частный бизнесмен, а не бедняк, который трудится за копеечку не покладая рук. И вот этот самый предприниматель совсем не ожидает, что его будут кормить, поить или нальют ему на посошок.

Все взаимодействия с рабочими можно назвать больше профессиональными, чем дружескими. Скорее вы предложите чай-кофе на этапе оценки, чем уже во время работы. Исключение – суровые погодные условия, жара или холод. Отношение должно быть человеческим и уважительным, но не более того.

У каждой овцы свой порядковый номер

У нашего министерства сельского хозяйства есть целое пособие о том, как правильно маркировать овец. У каждой овцы имеется свой ярлык, выданный не абы как, а в соответствии с регламентом Национальной системы идентификации овец. По этому коду можно многое узнать, в том числе найти хозяина потеряшки.

Но, как вы понимаете, гоняться за каждой, чтобы сверить ярлык, фермерам некогда. Поэтому овец маркируют специальной краской. Тут уж у кого на что фантазии хватит. Кто-то маркирует двумя цветами, кто-то одним, но разными узорами. У кого крестики-нолики, цветочки, полосы, цвета флага (страны или графства).

В Ирландии сложно экономить на пабах

Если вы турист, то на походы в паб надо закладывать кругленькую сумму. Тем более что сидеть с одним и тем же бокалом черненького (хотя на самом деле оно красненькое) несколько часов здесь категорически не принято. Пить надо большими глотками. Считается, что пинту нужно уговорить в 6–8 глотков, а это 70–90 мл зараз. Первый глоток должен захватить не только пену, но и само пиво.

Ну и пара лайфхаков. В маленьких пабах надо выбирать только то, что пьет большинство. Чем больше обороты, тем свежее пиво. А если я заказываю “Гиннесс”, то сначала визуально оцениваю, какая у него пена, остается ли небольшой пенный след на пустых и полупустых стаканах, меняет ли оно цвет, дают ли ему отстояться.

Местные жители любят душевные песни

Музыка в ирландской культуре – это возможность высказаться и поведать о наболевшем. Ныть и делиться проблемами здесь не принято, а вот в песню можно впихнуть все. Чем печальнее и задушевнее, тем лучше. Даже после свадеб мало кто обсуждает платье невесты, флористику, еду. Все говорят про музыкантов: “Свадьба отличная была, группа и диджей потрясающие, танцевали всю ночь”.

В последний путь знаете, как тут провожают? Думаете, маршем? В Ирландии можно любой песенкой, главное – любимой. Даже веселой. Можно всем подпевать, если песня нравится. Это даже знак уважения. Здесь, когда планируют свои похороны, не просто откладывают на них, но и выбирают себе песню.

Раз в году вся страна окрашивается в зеленый

Это происходит во время празднования Дня святого Патрика. Удивительно, но человек, который принес в Ирландию христианство, был рабом. Его привезли сюда на продажу, и первые 6 лет на острове он был пастухом.

Знаменитый ирландский парад проходит 17 марта, а вот подготовка к нему начинается за несколько дней. Здания в городе постепенно окрашиваются в зеленые тона и повсюду появляются трилистники, или шэмроки (не говорите “клевер”, я вас умоляю). И будьте внимательны: в день праздника народ начинает пить с открытием пабов. Так что примерно к 5 вечера уже весь город в дрова.

Здесь сложно отыскать десяток яиц к Пасхе

У ирландцев не принято красить яйца к Пасхе. В итоге я ежегодно чуть ли не неделю плотно сижу на телефоне в поисках обычных белых куриных яиц (в супермаркетах в основном коричневые). Если честно, по ощущениям мы тут зародышей птеродактиля ищем, не меньше. В позапрошлом году польский магазин сделал громкое объявление: «У нас есть белые яйца». Но, со слов продавщицы, яиц у них больше не осталось. А позже выяснилось, что они были, но продавали только знакомым.

В этом же году я нашла десяток белых яиц в другом магазине. Только на них была наклейка «Срок годности истек, яйца исключительно для декора».

Ирландцы много тратят на Рождество

В среднем на подарки уходит около € 450, а закупка продовольствия начинается аж за 10–12 недель. В итоге обычная семья в среднем тратит около € 1 300. Оно и неудивительно, потому что в Ирландии плоховато с принципом “не трогай, это на Новый год” и часто все закупленное употребляется еще до наступления праздников.

Немалые суммы утекают и за рубеж. Пошопиться перед Рождеством в интернет-магазинах – обычное дело. Ретейлерам очень хочется, чтобы деньги оставались в стране, поэтому “черная пятница” у нас длится целый уик-энд. В прошлом году ее растянули аж на 2 недели. Вся страна бросала свои деревни, фермы, брала детей под мышку и ехала в Дублин затариваться. К декабрю магазины были вычищены под ноль.

5 причин, почему стоит посетить Ирландию

  1. Невероятные пейзажи. Если проехать по острову по часовой стрелке, можно увидеть, как сильно меняется ландшафт. Начнете с бесконечного пляжа, поедете мимо обрывов, скал, утесов и потом снова вернетесь к потрясающим пляжам островов Achill.
  2. История. Тут есть и замки, и аббатства, и мегалитические сооружения, каждое из которых старше египетских пирамид. А еще практически у всех здешних островов – интереснейшая многовековая история.
  3. Пабная культура. Лучше всего она чувствуется в какой-нибудь ирландской глубинке.
  4. Обаяние ирландцев. По какой-то непонятной причине жителей этой страны любят во всем мире, а в Северной Америке вообще каждый второй пытается найти в роду ирландские корни.
  5. Кухня. Сочные стейки, дублинские креветки, фудфестивали. Ирландия – это не только про сосиски с беконом. Здесь готовят вкуснейшие морепродукты и потрясающую ягнятину.

Как понять, что вы пересекли границу с Северной Ирландией?

Во-первых, знаки на обочине обязательно оповестят вас, что теперь скорость измеряется в милях, а не в км/ч. Второе – прямо вдоль дороги появятся многочисленные пункты обмена валюты. В каждой стране Великобритании действуют свои фунты, и в Северной Ирландии могут не принять английские деньги, нужны именно местные.

Третье – это британские флаги. Хотя не всегда: тут еще с какой стороны заедешь. Есть городки, где сотни или даже тысячи бело-сине-красных флажков развеваются на ветру. А бывает, кругом ирландский триколор и перекрашенные в зеленый почтовые ящики.

Читайте также:  Пропаганда американских СМИ и правда: по рассказам местных жителей

Бонус: полезные сайты для туристов

В Ирландии с 1 января 2019 года вырос НДС на всякие туристические дела аж на 4,5 %. Это коснется цен во всем секторе: рестораны, кафе, отели. Кто-то поднимает цены всего на пару центов, кто-то же на € 10–12. И это при том, что Дублин и так считается одним из самых дорогих городов Европы. ⠀

Если у вас нет золотой карты и очень ограниченный бюджет, придется экономить. Я собрала для вас местные сайты, где можно найти хорошие скидки и предложения:

  • Thetaste.ie — блог о еде и ресторанах;
  • Groupon.ie — отели, рестораны и раздел для тех, кто ищет полезные развлечения (выставки, музеи или спектакли);
  • Pigsback.com — рестораны, отели, SPA и гольф (есть странные предложения, поэтому проверяйте отзывы);
  • Spas.ie — все предложения по SPA;
  • Escapes.ie — похож на Pigsback, но выбор отелей обширнее;
  • Firsttable.ie — за € 6 бронируете столик в ресторане из списка и получаете скидку в 50 % от меню. Список ресторанов небольшой, время бронирования фиксированное.

Ну а если покупать ваучеры вам не по душе, то всегда можно ужинать ранним вечером, когда во многих ресторанах есть фикс-меню Early Bird примерно по цене одного блюда из A la Carte.

А вы бы рискнули связать свою судьбу с жителем Ирландии и навсегда переехать в эту страну?

igornasa

Особенности американской жизни

Когда ирландец оказывается вне Ирландии, он часто становится уважаемым человеком.
Экономические и интеллектуальные условия, которые превалируют в его собственной стране,не позволяют развиться индивидуальности.
Ни один человек, у которого есть хоть капля собственного достоинства, не остается в Ирландии, а бежит из страны, которая как будто прошла испытания Иова.
(Джеймс Джойс)

Ирландия – вторая страна, давшая наибольшее число иммигрантов в США (первая – Германия, третья – Великобритания). Но прежде чем описывать ирландцев-иммигрантов, необходимо вспомнить кое-что

Из ирландской истории

Ирландия – далека от Европы, близка к Англии и разрывается между ними

1000 – 500 г.г. до н.э. – вторжение кельтов в Ирландию. Они принесли железные орудия труда и оружие.
432 г. н.э. – христианский миссионер Святой Патрик (покровитель Ирландии) обращает в христианство местное население
795 г н.э. – викинги начали совершать рейды на Ирландию, в 841 г. основали Дублин, а в 1014 в битве при Клонтарфе были разбиты.

1100-ые годы н.э. принесли англичан и это было началом самого главного конфликта ирландской истории. Противостояние – кельты и англосаксы, католики и протестанты – будет продолжаться до сегодняшних дней, отразившись даже в гимне и на флаге современной Ирландии.
Флаг Республики Ирландии состоит из прямоугольников зеленого, белого и оранжевого цвета

зеленый цвет отражает ирландскую национальную традицию
оранжевый цвет – оранжистскую (протестантскую) традицию
белый цвет – мир, или скорее, перемирие, между ними.

Слова из ирландского гимна (кстати, написанного изначально на английском языке, а потом переведенного на ирландский):

Our camp fires now are burning low;
See in the east a silv’ry glow,
Out yonder waits the Saxon foe,
So chant a soldier’s song.
Наши лагерные огни затухают
Смотри, на востоке серебристое свечение
Там ждет саксонский враг
Так запевай солдатскую песню!

Восемь столетий были последовательностью завоеваний, ассимиляции завоевателей и безуспешных восстаний
1916 г. – Пасхальное восстание за независимость Ирландии было подавлено англичанами, но мужественное сопротивление, а затем скорая казнь руководителей восстания способствовали тому, что они и их последователи стали считаться мучениками и привлекли к себе симпатии значительной части общества.
1919-1921 г.г. – Создание Ирландской Республиканской Армии. Война за независимость
1921 г. – по англо-ирландскому договору шесть ольстерских провинций остались частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

По иронии истории Ирландия, первая английская колония, оказалась последней, а протестантские провинции Ольстера так и не стали частью католической страны.
2005 г. – руководство Ирландской Республиканской Армии выпустило официальный приказ о прекращении вооруженной борьбы, сдаче оружия и переходе к политическому решению конфликта

Ирландцы-иммигранты

Иммигранты-протестанты – Scotch-Irish

Иммигранты-католики

Хотя ирландцы-католики переселялись в Америку и в колониальный период, массовая иммиграция началась в середине XIX века, после Великого голода 1845-1849 годов, вызванного неурожаями картофеля, пораженного грибком.

Голод усугублялся другими вещами (неадекватная реакция Англии, разразившиеся эпидемии тифа и холеры). За четырехлетний период более миллиона людей умерло от голода, а другие два миллиона покинули страну.
Они были первой многочисленной этнической группой в Америке, чья культура очень сильно отличалась от доминантной протестантской/англо-саксонской – католики, носители анти-британских настроений и, кроме того, сельские жители.
Ирландцы были предвестниками будущих “новых” иммигрантов (китайцев, поляков, итальянцев), представителей сильно отличаюшихся культур, прибывающих в больших количествах, живущих в тяжелых условиях и допущенных только к низкоквалифицированным работам, столкнувшихся с невиданной доселе дискриминацией, но сумевших отстоять свое место под солнцем Америки.

Дискриминация

Хотя жизнь в Ирландии была тяжкой, эмиграция в Америку тоже не считалась радостным событием. Те, кто уезжал, понимал, что больше никогда не увидит Ирландии. Но остаться означало жить в нужде, болезнях и под гнетом англичан. Америка становилась мечтой, тем более что первые эмигранты описывали ее как страну изобилия. Их письма читались вслух на вечеринках и воодушевляли будущих эмигрантов. Толпы осаждали отправляющиеся в Америку суда, условия на которых были таковы, что их называли “кораблями-гробами”.

С момента причаливания иммигранты понимали, что жизнь в Америке будет борьбой за существование – сотни жадных носильщиков хватали их мешки, доносили до ближайших домов и требовали огромной платы за свои услуги. Нищие ирландцы не имели средств на переезд вглубь, поэтому они оставались в портах прибытия. Все богадельни были переполнены. Многие, отчаившись, начинали побираться. Ирландские эмигранты эпохи голода были самыми неблагополучными, каких когда-либо видели в Соединенных Штатах.

Свободная земля отторгала их. Очень долго бостонские объявления о работе включали фразу No Irish Need Apply (Ирландцам не беспокоиться)

Они вынуждены были жить в подвалах и хибарах, и не только из-за бедности – их считали нежелательными соседями. Их акцент и одежда вызывали насмешки, бедность и безграмотность – презрение.
Chicago Post писала “Ирландцы затопили наши тюрьмы и ночлежки; поскреби заключенного или нищего – и найдешь ирландского католика. Если посадить их на лодки и отправить домой, мы уничтожим преступность в стране.”
Ирландцы стереотипизировались как алкоголики, дебоширы, криминалы, а добравшиеся до какой-либо власти – как сплошные взяточники.

Иллюстрация из статьи-“исследования” в Harper’s Weekly, обосновывающая глубокую связь между обезьяноподобными ирландцами и неграми, которым противостоят благородные англосаксы.

Реакция

Ирландцы вынуждены были как-то реагировать на такое отношение.
Их ответ был оборонительно-агрессивным. Вместо того, чтобы смириться с существующим порядком вещей, они объединились и начали защищаться. На оскорбление отвечали насилием. Солидарность была их силой. Они молились и пили вместе, хотя чаще происходило второе. Их церковь была воинственная – церковь, которая боролась не только за души, но и за человеческие права.

Ирландцы прибыли в то время, когда растущая страна сильно нуждалась в рабочих руках. Большинство ирландцев работало на тяжелых низкооплачиваемых работах. Мужчины – в шахтах, на строительстве мостов, каналов и железных дорог. Это была опасная работа (как говорилось, под каждой шпалой похоронен ирландец). Женщины работали на текстильных фабриках или домработницами.

Во время Гражданской войны ирландцы проявили себя суровыми воинами знаменитых “Ирландских бригад”.

Ирландцы были уникальными иммигрантами. Они любили Америку, но не отказались ни от верности Ирландии, ни от своей католической веры.

Когда позже американцы столкнулись с многочисленной китайской, еврейской, славянской и итальянской иммиграцией, ирландцы перешли в категорию национального сокровища. Враждебность теперь была направлена на других.
Дни “No Irish Need Apply” закончились. Парад в День Святого Патрика заменил конфронтацию. Ирландцы не только добились признания своего праздника, но и заставили каждого почувствовать себя ирландцем в этот день. Амерканизация по-ирландски состоялась.

В 1850 г., в разгаре ирландской иммиграции, O. Brownson писал Из этих узких переулков, грязных улиц, сырых подвалов, удушливых чердаков когда-то выйдут одни из самых благородных сынов нашей страны, которых она будет рада признать и чествовать.

Его предсказание сбылось чуть более чем через сто лет, когда американец ирландского происхождения, католик по имени Джон Кеннеди въехал в Белый Дом.

Ирландцы в Америке

They do not devote themselves to the manufacture of flax or wool, nor to the practice of any mechanical or mercantile act. Dedicated only to leisure and laziness, this is a truly barbarous peopleОни не заняты ни выращиванием льна или производством шерсти, ни какой-либо технической или коммерческой деятельностью. Склонные только к праздности и лени, они воистину варвары
In the mid-1800’s many Irish men and women traveled to America in search of freedom and acceptance .В середине 1800-х многие мужчины и женщины Ирландии отправились в Америку в поисках свободы и признания .
. they were greated with racism and intollerance.. столкнулись же они с расизмом и нетерпимостью.
Despite this injustice, the Irish took to arms and defended their new home, and earned the respect they were so long deniedОни вынуждены были взяться за оружие и встать на свою защиту, и заслужили уважение, которого они были лишены так долго
Out of these narrow lanes, dirty streets, damp cellars, and suffocating garrets, will come forth some of the noblest sons of our country, whom she will delight to own and honorИз этих узких переулков, грязных улиц, сырых подвалов, удушливых чердаков когда-то выйдут одни из самых благородных сынов нашей страны, которых она будет рада признать и чествовать
Faugh A Ballagh (ирл.)Прочь с дороги (боевой клич)

Когда ирландец оказывается вне Ирландии, он часто становится уважаемым человеком.
Экономические и интеллектуальные условия, которые превалируют в его собственной стране,не позволяют развиться индивидуальности.
Ни один человек, у которого есть хоть капля собственного достоинства, не остается в Ирландии, а бежит из страны, которая как будто прошла испытания Иова.
(Джеймс Джойс)

Ирландия – вторая страна, давшая наибольшее число иммигрантов в США (первая – Германия, третья – Великобритания). Но прежде чем описывать ирландцев-иммигрантов, необходимо вспомнить кое-что.

Народы Ирландии: культура и традиции

В Ирландии живет 4,8 млн. человек. Несмотря на свою малочисленность ирландцы оставили заметный след в мировой культуре и науке и по сей день являются одной из самых просвещенных наций.

Ирландский характер нельзя назвать традиционно европейским. Они открыты и дружелюбны, все делают с размахом, обожают шумные застолья. Эти люди отнесутся к первому встречному, как к своему приятелю: подскажут дорогу, расспросят о планах, а заодно расскажут забавную историю. Приветливость, отзывчивость и отличное чувство юмора – их главные национальные черты. Не зря в 2010г. издательство Lonely Planet признало Ирландию самой дружелюбной страной мира!

Население Ирландии

Коренное население Ирландии происходит от кельтских племен гэлов, переселившихся сюда в 5-м веке до н.э. В 8-м веке на территорию королевства пришли викинги, основавшие здесь города (в т.ч. Дублин) и оказавшие огромное влияние на становление нации. Ирландцев отличают рыжие волосы, голубые глаза, высокий рост и плотное телосложение. А в их характере прослеживаются черты воинственных предков: прямота, упорство и независимость.

На сегодняшний день Ирландия – многонациональное государство, основу которого составляют ирландцы (90%). Среди более чем 40 других национальностей можно выделить британцев (2,7%), выходцев из стран ЕС (около 4%) и эмигрантов из Азии и Африки.

Большинство жителей католики. Национальные языки – английский и ирландский, изучению которого уделяется внимание на государственном уровне.

Культура и быт народов Ирландии.

Ирландскую литературу считают третьей по старшинству в Европе (после греческой и римской). Ее основатель – святой Патрик, написавший на латинском языке «Исповедь». Трое ирландцев получили Нобелевскую премию по литературе. Жители этой страны обожают читать книги, а многие пишут стихи и публикуют их в местных журналах.

Среди памятников архитектуры можно выделить ирландские дольмены (древние каменные сооружения), старинные крепости, строения в готическом стиле (Собор Христа в Дублине) и классические усадьбы времен английского господства. Простолюдины жили в глиноземных или каменных одноэтажных домах с очагом, который считался «сердцем дома». Ему посвящались песни и народные сказания. Современные ирландцы предпочитают жить в кирпичных домах без особых изысков. Единственное украшение – яркие разноцветные двери, являющиеся визитной карточкой Ирландии.

Главная изюминка ирландской культуры – народная музыка и танцы. Ирландские «сольные танцы» с энергичными движениями ног известны во всем мире. В самой Ирландии танцевальные шоу настолько популярны, что их можно посмотреть в обычных пабах и выпить здесь же бокал пива.

Традиции и обычаи народов Ирландии.

В этой стране очень любят проводить шумные ярмарки с музыкальными представлениями и спортивными состязаниями. Здесь же можно вкусно и сытно поесть. Кухня Ирландии по-народному проста: рагу из картофеля, маринованная сельдь, колканнион (блюдо из капусты и картофеля). Запивать все это принято пивом или знаменитым ирландским виски.

В канун Нового года ирландцы не закрывают двери домов, чтобы в гости к ним мог прийти любой человек.

Главный государственный праздник – день Святого Патрика (17 марта). Приход весны встречают парадами и карнавалами. Ирландцы одевают зеленые одежды, шапки Лепрекона и украшают себя листьями трилистника. Даже пиво становится в этот день зеленым. В каждом городе царит атмосфера радушия и всеобщего веселья.

Ирландия – быт после романтики

О ТОМ, ЧЕГО Я МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛА В ИРЛАНДИИ

Не секрет, что порой наши представления о стране и жизни в ней чрезмерно романтизированы. Приезжая за любимым, мы не думаем о том, что и как будет дальше. Мы, – вроде бы взрослые, умные, вполне состоявшиеся женщины, которые готовились к браку, читали законы, искали местные форумы, учили язык, старались получить какие-то более-менее применимые в местных условиях квалификации, – тем не менее, оказываемся психологически совершенно не готовыми к тому, что эта страна ДРУГАЯ изнутри, где люди живут по-другому исторически. Не готовы к тому, что придётся вживаться в местную культуру, меняя себя, и принимать чужое как своё; к тому, что даже в самом удачном браке, рядом с самым замечательным мужчиной, своё будущее благополучие придётся выстрадать; к тому, что свадьба – это только начало. Здесь и далее – к чему не была готова в Ирландии лично я.

Климат. Дело в том, что до этого я была в Ирландии только летом, а когда наступила зима. Сырость, пробирающая до костей, пронзительный обжигающий ветер, постоянный дождь, серое низкое небо. Все продукты, оставленные на столе, тут же покрывались зелёными пятнами плесени, в холодильник приходилось класть даже хлеб; бельё, вывешенное даже около батареи, могло сохнуть неделю.
Большим откровением было то, что в Ирландии нет такой, казалось бы элементарной, вещи как центральное отопление и подача в дома горячей воды. Бойлера, который грелся всю ночь (ведь ночью электричество дешевле), хватало только на короткий душ. Если воду не тратили с утра, к обеду она сама благополучно остывала. Муж не понимал, зачем включать батареи в спальне: под одеялом и так тепло, а днём мы там почти не бываем. Я научилась спать одетой, в шапке, потому что по утрам замерзала голова, а мыться – стоя и быстро, постоянно выключая воду, чтобы намылиться и т.п.. До меня начало постепенно доходить, почему в ирландских домах критично иметь стиральную и посудомоечную машины с сушкой, которые можно включать по ночам; почему спальня в ирландском доме – это комната, ужатая по размеру донельзя, больше похожая на пенал, где зачастую помещаются только кровать, батарея и шкафчик. .

Типичный ирландский дом изнутри: гостиная, и три спальни: одна нормальная (master bedroom) и две крошечные – “детские”. По площади такой дом ничем не больше нашей средней трехкомнатной квартиры. Задний сад – чаще просто квадрат свежепокошенной травы, по-настоящему ухаживают за своими садами очень немногие.
.
Долги и кредиты. С ужасом узнала я, что дом, в котором мы живём, куплен в кредит, также как и дома всех ирландцев вокруг, куда не посмотри. Из своей страны я никогда бы не подумала, что фраза “мой дом” может также означать, что за него выплачивать ещё 25 лет.
Сумма, которую нам предстояло выплатить – 250 000 евро – повергла меня просто в панику. Я не могла поверить в то, что теперь и я несу перед банком ответственность, как жена. Новость о том, что теперь на мне лежат такие чудовищные по нашим домашним меркам обязательства, тянула меня к земле как булыжник, привязанный к шее.
Однако, все люди вокруг – от 30 до 60 лет – жили совершенно так же, выплачивая каждый месяц лишь минимум, между тем откладывая деньги на обучение детям, выезжая в отпуска, покупая машины, новые кухни, новую мебель и прочее – в некоторых случаях только за счет образования новых долгов. Получается, вся жизнь – в кредит, а долги выплачиваются до пенсии, а иногда и после – детьми и внуками, – вот в чём оказалась правда материально более высокого уровня жизни в Ирландии.
Система здравоохранения. Поразила меня и ирландская система здравоохранения. Выяснилось, что бесплатная медицина в этой стране доступна лишь людям, находящимся за чертой бедности. А платная – далеко не самая лучшая. Только здесь можно за свои деньги ждать срочного приёма у дантиста месяц, приёма у любого врача-специалиста, скажем, кардиолога или гинеколога, – от 3 и дольше месяцев. А сроки ожидания операций составляют таким образом от 2 и более лет.
У меня всегда было представление, что врачи в Европе отвечают за свои слова и поступки. Но недавно прогремевшие по стране случаи доказали обратное.
Так, ребёнок, ожидавший срочной операции на сердце с рождения, 2-х летняя Roisin Rundle, была отправлена домой из столичного госпиталя, так как не было свободной медсестры, которая бы оставалась рядом с ребёнком после запланированной операции. Как ни умоляли родители, какие деньги не предлагали, врачи были непреклонны. Ребёнок умер по дороге домой.
Так, в госпитале графства Каван, дежурный медик отправил домой, прописав аспирин, 11-летнюю девочку с острой болью в правом боку, обратившуюся в больницу повторно после операции аппендицита. Девочка умерла на следующий день. Ни один человек после этих случаев не был наказан даже выговором!
В газетах постоянно читаем о заражении ирландских госпиталей стафилококком (MRSA); о переполненных приёмных покоях больниц, где люди порой сидят по 8-10 часов, прежде чем их посмотрит какой-нибудь освободившийся студент-практикант; о том, что жизненно важное новое оборудование в стране сосредоточенно только в одной-двух (. ) клиниках в столице, куда стоит очередь по 5-6 лет; о том, что люди умирают в очередях, так и не дождавшись даже осмотра.
Что это, как ни кризис? Да, в любой больнице за свои деньги имеем безупречный сервис, еду по меню, телевизор в палате, и все условия. Но стремление тратить выделяемые в здравоохранение деньги на комфорт и сервис, когда в больницах элементарно не хватает квалифицированного персонала, вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Самое страшное при этом то, что результат совершенно не зависит от количества внесённых пациентом денег. Врач получает свой гонорар в любом случае, у него нет никакой личной заинтересованности в том, чтобы выполнить свою работу качественно: тем более что гораздо проще ограничиться общими фразами, и рецептом на какой-нибудь парацетамол, чем совершать какие-то серьезные действия. Пресловутая конкуренция между врачами в этой ситуации, когда к каждому из них запись за полгода вперёд, – просто миф.
Как много раз замечали мои знакомые-ирландцы, часто проще съездить в соседнюю Англию: там медицина и дешевле, и быстрее, и качественнее. Есть у меня знакомые-ирландцы, которые уже давно и подолгу ездят лечиться в Россию. .

Читайте также:  Немецкие иммигранты в США

Детская игротека при приходском церковном клубе около многоэтажки: главный вход. На окнах-решётки, вокруг – асфальт, в радиусе 50 минут пешком – никаких детских площадок. это то, что получают дети в неблагополучных районах. Местная школа выглядит примерно так же.
.
Система образования. Очень большим шоком была местная система образования. В Ирландии совсем нет государственных детских садов. Нет никаких программ дошкольного воспитания и образования, никаких, даже элементарных требований к поступающим в школу детям. Частные сады очень дорогие, и записываться туда надо заранее (за 1-2 года). Большинство детских садов расположены в одной-двух комнатах обычных частных домов. Здесь нет площадки на улице, чтобы погулять, нет спальни с кроватками. Для поступления в группу не нужно никаких медицинских справок или прививок. Детки – и большие, и маленькие, – все играют в одной куче или смотрят телевизор под присмотром воспитателя.
Детские садики, где с детьми ещё и чем-то занимаются, стоят значительно дороже, но даже здесь дети могут только мечтать о занятиях с психологом или логопедом.
Абсолютно все школы в Ирландии поделены на католические и протестантские. Закон Божий, регулярные молитвы и посещение церкви – являются составной частью дня каждого ирландского школьника. Молитвы есть даже в детских учебниках по чтению. За покупку учебников, так же, как и школьной формы, несут ответственность только родители. В очень многих школах нет библиотек, самые бедные школы находятся в самых неблагополучных районах.
В Ирландии принято так называемое интегрированное обучение, что выражается в том, что дети с особыми потребностями (умственно отсталые и т.п.) учатся в начальной школе в общем потоке. Объём знаний, преподаваемых в ирландской школе, даже близко не приближается к привычному нам. В школе даётся абсолютный минимум, и развитие и эрудированность ребёнка в этих условиях стопроцентно зависит только от его личной инициативы и мотивации, и от его родителей. Экзамен, сдающийся в конце школьного обучения, навсегда определяет как возможность поступления в вуз, так и перечень факультетов, на которые абитуриент может подавать документы впоследствии. .

Ирландская улица (типичные ирландские дома в “рабочих” районах чаще представляют собой своеобразные террасы – terraced houses). Дома, находящиеся в середине террасы, стоят дешевле. По краям – дороже.
.
Качество продуктов питания. Долгие годы я читала в интернете: “. Поразило качество продуктов (наконец-то я поняла что такое “экологически чистые продукты”). Молоко не киснет 19 дней, овощи такие даже в саду вырастить не удавалось, в общем фантастика. ” (письмо одной эмигрантки на зарубежном сайте “письма-мылом”). Да, молоко здесь действительно не киснет две недели. Но только потому, что в него в обязательном порядке добавлены антибиотики. Оно вообще не киснет – просто становится горьким, когда истекает срок годности. Купить не прошедшие обработку молочные продукты в Ирландии нельзя, фермерам запрещено продавать их населению. Та же ситуация с мясом: антибиотики, гормоны роста, закачанный водный раствор чтобы увеличить вес. Фрукты и овощи разделены на две группы: с пестицидами и без. Те, что “без”, носят название “organic”, и стоят в 2-3 раза дороже за штуку, чем не-“органические” за целый килограмм. С экрана телевизора эта тема регулярно поднимается как больная, особенно в отношении детей до года. “Придерживайтесь баночек с детским питанием!” – настойчиво советуют нам, – “При нынешнем количестве добавок в продуктах. ” Очень хочется думать, что это только навязчивая реклама.
Как-то с тоской начинают вспоминаться наши сады и огороды, где огурцы пахли огурцами, помидоры – помидорами, а клубника не напоминала по вкусу пластик. Дача – недоступная мечта любого ирландского гражданина, ведь второй “holiday” дом здесь могут себе позволить только люди определённого достатка, и они покупают их – в Испании, Португалии, Франции, а потом с воодушевлением рассказывают соотечественникам, как ведут там здоровый, “органический” образ жизни, и едят натуральные продукты.
Экология. Откройте любую страницу об Ирландии в интернете – первое, что написано: безупречная экология. Но, оказывается, Ирландское море – одно из самых радиоактивных в мире. По ту сторону, на английском берегу, всего в 100 км от Дублина, находится одна из крупнейших атомных станций в мире – Sellafield.
Согласно официальным данным всемирно известной организации Greenpeace, ежедневно в Ирландское море сливается до 2 млн. галлонов радиоактивных отходов только с предприятия, не считая утечек с танкеров и пр., перевозящих отходы и радиоактивные материалы мимо Ирландии.
Было выявлено, что уровень радиации в морепродуктах, выловленных близ ирландских берегов, превышает допустимый в 30 раз. Проблема так велика, что беспокоит людей далеко за пределами острова, в частности, в Норвегии, мимо которой проходит заражённое течение, и в Канаде, где считают, что “ирландская проблема” приносит в несколько раз больший урон Атлантическому Океану, чем Чернобыль, ежегодно.

Социальное жильё в Ирландии – многоэтажки. Социальное жильё в Ирландии предоставляется безработным, и людям, находящимся за чертой бедности (зарплата которых практически не превышает пособия по безработице). Как правило, подобное жильё находится только в очень неблагополучных, бедных районах, в которых, как говорят, лучше не появляться после наступления темноты. Как можно увидеть на фотографии, половина окон в таких зданиях заколочена. Почему – не знаю.
.
Ирландские мелочи. Были и другие мелочи. На любителя. Например, у ирландцев в домах совершенно другая обстановка. Гладко оштукатуренные, крашенные стены, несколько книжных полок, мебель из простых функциональных материалов. Минимум вещей. Никаких ковров, стенок, хрустальных люстр, сервизов. До сих пор мне это очень нравилось, но теперь такое ощущение, что в доме просто пусто. Голые стены. как в офисе или больнице.
Или, скажем, я всегда мечтала о хороших, дорогих, качественных вещах, настоящем “европейском” качестве. Однако, вижу, что вещи в дорогих и дешёвых магазинах отличаются только в цене. Большинство из них выглядит совершенно одинаково, многое сделано в Китае. Население очень нетребовательно, выбор товаров в магазинах здесь очень сильно ограничен по сравнению даже с той же Великобританией.

А главное – что люди здесь всем довольны, и ожидают от тебя того же. Чтобы не случилось, чтобы не произошло, ты не можешь с кем-то поделиться, рассказать, что бывает иначе – лучше, больше, интереснее – их это не интересует. От тебя ожидают отнюдь не откровений и искренности, а вполне конкретных вещей, вполне конкретного поведения.

И, конечно, в первую очередь – муж. “Почему ты не можешь быть больше похожа на ирландку?”, – спрашивал он меня. “Больше похожа” – это значит easy-going, т.е. более спокойной, безразличной ко всему, не принимающей ни одну проблему как проблему, способной в момент, когда, например, надо быстро и очень оперативно выбрать ребёнку нормальную школу, или срочно показать его хорошему врачу, – сидеть в пабе и расслабляться, ни о чём особо не думая, сама не напрягаясь, и никого вокруг не напрягая. “Почему же я до сих пор не адаптировалась, не приняла всё вокруг как единственно возможную данность? Почему я НЕ СЧАСТЛИВА?” – сокрушался он. Вот в чём собственно вся соль. В наших ожиданиях. Его, представляющего меня, как ирландку – спокойной, беспроблемной, расслабленной, всегда в состоянии ОК; и моих – что он, как любой нормальный по нашим (отечественным) понятиям мужчина, сейчас станет стеной, возьмёт быка за рога.
Ожидания пришлось подкорректировать обоим.

У меня долго была подруга по-переписке, эсперантистка из Дублина, естественно обожала свою Ирландию –
не хвастала, а именно просто из интонаций было видно, что обожает, т.е с совсем с другой точки смотрит на вещи.

FAQ: Ирландизация международной культуры

7 фактов о том, как ирландская культура вышла на мировую арену

Global Panorama

1. Построение ирландской национальной идентичности

Начиная с момента формирования Ирландского свободного государства в начале 1920-х годов ирландцы пытались определить свою идентичность, отталкиваясь от противопоставления себя англичанам, что привело к выявлению и дальнейшему культивированию таких отличительных признаков, как гэльский национализм и католицизм. Придание католицизму статуса государственной религии в Конституции 1937 года наделило церковь безграничными полномочиями в областях культуры и образования, что привело к превращению Ирландии в патриархальное общество, выдвигающее на первый план религиозные христианские ценности.

Цензура в сфере культуры и средствах массовой информации, вызванная убеждением, что иностранные идеалы оказывают пагубное влияние на нравственное состояние ирландского общества, привела к культурной и информационной изоляции Ирландии от остального мира. Из этого следует, что ирландское общество до середины XX века находилось в состоянии культурной стагнации. Формирование положительной идентичности ирландцев как в самой Ирландии, так и внутри диаспоры было обременено наличием национальных комплексов неполноценности и неуверенности, связанных с такими трагическими моментами ирландской истории, как длительная колонизация, утрата ирландского языка, Великий голод 1845–1849, военная оккупация, гражданская война и др. Заниженная национальная самооценка усугублялась наличием устоявшихся негативных представлений об ирландцах в разных странах.

2. Ослабление влияния Католической церкви

Постепенное ослабление власти Католической церкви неизбежно привело к существенным изменениям в области культуры. Если еще в 1970-е годы ирландская культура находилась под жестким контролем церкви и не имела возможности развиваться вместе с постепенно растущей экономикой, то с начала 1980-х годов происходит существенное сближение экономической и культурной сфер. Экономический рост, в свою очередь, ослабил влияние Католической церкви, привнеся в общество новые социальные ценности, основанные на индивидуализме и материализме. Традиционные католические ценности, господствовавшие в обществе и препятствовавшие его культурному и экономическому развитию, впервые за всю историю Ирландии отошли на второй план.

Ослабление влияния Католической церкви в 1990-х годах было также вызвано серией громких скандалов, в которых католическое духовенство обвинялось в педофилии и других преступлениях на сексуальной почве. В связи с этим репутация Католической церкви была бесповоротно подпорчена. У простых верующих сложилось впечатление, что многие преступления утаивались от них в течение десятилетий. Католическая церковь не переживала подобный кризис доверия за всю историю Ирландии.

Именно из-за растущего отчуждения и разочарования общества в самом институте церкви участие в религиозной жизни существенно снизилось. Католическая церковь лишилась существенной доли своей власти и авторитета. Современные ирландцы предпочитают полагаться на конституцию, законы, а также на собственный здравый смысл. Однако при этом крах института Католической церкви в Ирландии сочетается с набожностью, культом почитаемых святых и Девы Марии. Это является свидетельством того факта, что в ирландском обществе все еще важны и сильны религиозная вера и личная духовность.

Re-Inventing Ireland/ Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin. London, 2002.

Россия — Ирландия: Коллективная память. Материалы конференции 11–12 ноября 2005. М., 2007.

Being Irish/ Ed. by P. Logue. Dublin, 2000.

3. Причины кризиса идентичности и его разрешение

Постепенные урбанизация, индустриализация, модернизация и секуляризация Ирландии, начавшиеся в 1950-х годах, привели к размыванию основных различий между Ирландией и Великобританией, что стало особо очевидным именно в период «Кельтского тигра». В связи с этим построение идентичности по принципу противопоставления себя Великобритании более не представлялось возможным. Несмотря на ряд положительных изменений, в результате которых ирландцы смогли наконец назвать себя «процветающими европейцами», преодолеть исторические травмы и частично обрести утраченное чувство национальной гордости, дальнейшая невозможность строить свою идентичность «от противного», а также утрата прежних ценностных ориентиров привели к кризису идентичности, необходимости искать ответы на вопросы «Кто мы?», «Чем мы отличаемся не только от англичан, но и от других европейских народов?».

Можно утверждать, что в годы «Кельтского тигра» произошло осознание необходимости сохранения и распространения ирландской культуры как важнейшего компонента национальной самобытности. Понимание того факта, что именно в традиционной культуре заложены нетронутые модернизацией основополагающие ценности ирландского народа, способные спасти страну от национального обезличивания, способствуют росту общественного внимания к своему культурному наследию. Стремления сохранить и распространить ирландскую культуру наблюдаются на правительственном уровне. Помимо государственных программ по поддержке и поднятию престижа ирландского языка, в стране увеличилось число фестивалей ирландской культуры.

4. Рост интереса к Ирландии

Положительной стороной экономического преобразования страны явился тот факт, что рост интереса к Ирландии со стороны других государств автоматически распространился на область культуры. Можно утверждать, что первичная волна интереса к культуре Ирландии, особенно в областях литературы, драматургии, кинематографа, музыки, танца, положительно сказалась как на личностной самооценке ирландских деятелей искусства, так и на самооценке общества в целом, а также способствовала разрешению кризиса идентичности, помогая найти ответ на вопрос «Чем мы отличаемся от остальной Европы?».

«Ирландия — остров поэтов и рассказчиков», «„Улисс“ — национальная эмблема Ирландии», «Riverdance — ирландская культурная феерия», «День святого Патрика — визитная карточка Ирландии», «ирландские и кельтские мотивы — международный музыкальный язык». Данные слоганы являются важной составляющей национального бренда Ирландии, а также имиджа ирландской диаспоры рубежа XX–XXI веков. Они позиционируют Ирландию как страну богатых культурных традиций, повышая национальную самооценку и укрепляя чувство гордости за свою страну. Можно сделать вывод, что для Ирландии 1990-х годов культурная составляющая национальной идентичности вышла на первый план.

Читайте также:  Быт американских итальянцев
5. Влияние ирландской эмиграции на культуру Ирландии

Нельзя утверждать, что ирландская культура была полностью изолирована вплоть до исчезновения «зеленого занавеса». Благодаря постоянному эмиграционному движению, она распространялась в странах с ирландской диаспорой. Во многом по причине наличия большого числа отрицательных стереотипов об ирландцах, порождавших отчужденное отношение к ним со стороны представителей других наций, ирландская культура не привлекала особый интерес за пределами ирландских общин. Но все же она находилась в состоянии постоянного развития и частичного синтеза с другими культурами, одновременно являясь важной составляющей идентичности представителей ирландской диаспоры.

Внутри ирландских зарубежных общин активизация в вопросах распространения ирландской культуры была вызвана крушением негативных стереотипных представлений, изменением настороженного отношения к ирландцам на дружелюбное, обретением чувства гордости за страну своих предков, которая на рубеже XX–XXI веков превратилась из отсталого изолированного государства в «страну-призера», «страну-победителя».

Укрепление отношений с ирландской диаспорой в годы правления первого президента периода «Кельтского тигра» Мэри Робинсон привело к осознанию того факта, что понятие Irishness не имеет территориальных ограничений и является плюралистическим. Соответственно, это касается и культуры Ирландии. Исторически обусловленные разнообразие, открытость и приспособляемость ирландской культуры позволили ей найти свое место и развиваться в русле англоязычной массовой культуры, что особо ясно прослеживается в областях музыки, танца, драматургии. Таким образом, ирландизация массовой культуры не была бы возможна без активного участия международной ирландской общины. В годы «Кельтского тигра» диаспора способствовала удовлетворению международного интереса к ирландской культуре за пределами самой Ирландии.

6. Рост популярности ирландских танцев

Примечательно, что первый номер Riverdance и новое название Ирландии периода экономического роста «Кельтский тигр» родились в одном и том же 1994 году. Вопрос о том, каким образом семиминутному танцевальному номеру Riverdance, исполненному вне конкурсной программы на конкурсе «Евровидение», проводившемуся в Дублине, удалось привлечь к себе столь масштабное внимание, до сих пор интересует многих критиков и исследователей, большинство из которых сходятся во мнении, что ирландские танцоры оказались в нужном месте в нужное время. «Евровидение» дало ранее малоизвестному ирландскому танцу то, чего у него никогда не было: сцену, декорации, свет, а самое главное — аудиторию. Появление Riverdance — это переломный момент в истории ирландского танца. Успех Riverdance на «Евровидении», а также осознание необходимости дальнейшего акцентирования международного внимания на ирландской культуре, важным элементом которой является национальный танец, привели к решению о постановке двухчасового шоу, получившего название «Riverdance — The Show». Ирландский проект «Riverdance — The Show» оказал влияние на танцевальную культуру Ирландии, совершив революцию в истории ирландского национального танца, вновь пробудив к нему народный интерес. Данное танцевальное шоу является прямым свидетельством модернизации ирландской культуры, отражающей изменение национального самосознания: «Постановщики Riverdance взяли ирландский танец, который, казалось, являлся частью канувшего в Лету мира ирландского культурного национализма, обновили его и, одновременно с этим, вернули ему его первоначальную форму. Они возвратили танцу недостающий элемент сексуальности и чувственности, который был полностью уничтожен смесью националистического пуританизма и католического благочестия».

Большое количество разнообразных ирландских танцевальных шоу, созданных с момента появления их родоначальника, свидетельствует о популярности ирландских танцев. Среди них можно выделить шоу первого солиста Riverdance Майкла Флетли Lord of the Dance, а также представления Spirit of the Dance, Dancing on Dangerous Ground, Magic of the Dance, Gaelforce Dance, Rhythm of the Dance, Ragus, Dance Invasion, Dancing Thru the Ages, Celtic Feet, To Dance on the Moon и др.

С ирландцами под одной крышей

Жить под одной крышей с родственниками это совершенно особый навык. С этим точно согласятся те, кто хотя бы немного пожил вместе со своими родителями или родителями супруга. Наш человек в Дублине Мария Уайт рассказывает, каково это — делить быт с ирландцами, и какие выводы можно сделать, пожив в с ними в одном доме.

Признаюсь честно, больше всего я не люблю обобщений. И подгонять все семьи под одно лекало, конечно, неверно. Тем не менее, я могу опираться на свой личный опыт, которому есть на чём основываться: в большой ирландской семье моего мужа — 50-60 человек, среди которых — три поколения. Самому младшему члену семьи недавно исполнилось 5 месяцев, самому старшему — 87 лет. Правда, на данный момент под одной крышей я живу только с тремя ирландцами.

Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

О семейных гнёздах, которые можно покинуть дважды

Повзрослевшие ирландцы не так уж быстро покидают родительские дома. Жить с мамой и папой в 25-27 лет — вполне себе норма. Как правило, уезжают и пробуют жить с друзьями или девушкой/парнем во время учёбы в колледже. Но потом часто возвращаются обратно, когда, например, пара готова купить своё жильё — это помогает быстрее собрать необходимую сумму для первоначального взноса. Если семейное гнездо расположено недалеко от места учёбы, то часто дети живут с родителями до последнего, то есть до окончания учёбы или получения полноценной работы.

Так, например, мой муж Карл жил с семьёй до того момента, пока не нашёл себе работу в другом городе. Впервые он покинул свой дом в 23 года и жил отдельно от семьи несколько лет. А спустя 2 года после свадьбы мы переехали к родителям на три месяца. Ровно столько времени у нас занял поиск жилья в Дублине (о том, как это бывает проблематично, я уже рассказывала).

Следующий год мы прожили отдельно, а сейчас снова съехались с семьёй, но в этот раз — с бабушкой и дедушкой. Так вышло, потому что мы как раз решились на ипотеку и теперь копим на первоначальный взнос. С нас не берут никаких денег, но мы всё равно оплачиваем счета за свет, газ, интернет, ведь знаем, что расход электроэнергии (и не только) стал больше. Хотя в Ирландии это совершенно нормально — когда пары платят своим родственникам небольшую арендную плату, 100-150 евро в неделю. Такая же плата может взыматься и со студентов. Например, Карл платил аренду за свою комнату своим же родителям с 16 лет.

Конечно, в разных семьях разные ситуации, но всё-таки чаще взрослые ирландцы живут отдельно. Хотя бывает и так, что под одной крышей проживают сразу три поколения, что случается редко и обычно связано с незапланированным рождением малыша.

О детях — юных и взрослых

Я росла совершенно «тепличной» девочкой. Родители давали мне возможность не работать и посвящать всё своё время учёбе, за что я им невероятно благодарна. Меня не баловали, но и не давали ни в чём нуждаться – всё необходимое у меня всегда было. Европейцы же стараются приучать детей к труду как можно раньше. Карл начал работать с шестнадцати лет, его брат — с восемнадцати, и с тех пор оба работают постоянно. Это дало им возможность, с одной стороны — распоряжаться своими деньгами самостоятельно, не отчитываясь перед родителями; с другой — с юных лет учиться планировать свои расходы. Карл самостоятельно оплатил свою поездку в США по программе Work&Travel, оплатил несколько поездок за рубеж, сам оплачивал свою учёбу в институте. Мне кажется, здесь есть чем гордиться.

Конечно, никто детей на произвол судьбы здесь не бросает, но в самостоятельное плавание их стараются отправить как можно раньше. Чаще бывает, что родители уже в пожилом возрасте помогают своим 45-50-летним детям. При этом, как правило, младшее поколение старшему не помогает, то есть пожилые люди живут только на пенсию.

Среди друзей-одногодок моего мужа очень мало тех, кто обручён, а им, между прочим, под 30. Мы поженились, когда Карлу было 25, что по местным меркам очень рано. Думаю, справедливо сказать, что здесь не спешат с браком из-за того, что развод в Ирландии как таковой появился совсем недавно. Да и чтобы развестись, нужно потратить много лет. Так что это осознанный выбор. Я всегда шучу, что ирландцы очень хитрые ребята. Живут себе вместе со своими избранницами, рожают трёх детей, заводят собаку, берут ипотеку, и потом внезапно оказывается, что мужчина готов жениться! Бывает, что и в 35-37 лет впервые играют свадьбу.

До свадьбы пары могут встречаться годами, поэтому родители хорошо знакомы с избранницами и избранниками своих детей. Ситуации, как и везде, бывают разными: у кого-то отношения складываются сразу и хорошо, у некоторых вообще не складываются. Бывает, и до смешного доходит. Как-то раз моя будущая свекровь внезапно выдала: «Было бы неплохо, если бы вы с Карлом поженились. Русская невестка — это такая экзотика, а хомячка мы уже завели».

О религии и трудном разводе

Ирландия — довольно религиозная страна. Хотя молодёжь в церковь ходит редко, все они не только имеют общее представление о религии, но и искренне верят. Пусть тихо, молча и внутри, но это сразу «всплывает» при любых трудностях. Например, как только что-то ценное теряется (кошелек, права, муж), тебе тут же советуют помолиться Святому Энтони. Советуют не бабушки и дедушки, как можно было бы подумать, а именно молодые ребята.

Религии уделяется много времени и в школе, и вне её. Взгляды на жизнь, конечно же, были привиты именно церковью. Разводы здесь появились относительно недавно, а абортов нет до сих пор. Никаких. Совсем. Даже если беременность наступила в результате насилия. Единственным исключением является угроза жизни роженицы, но доказать необходимость аборта в этом случае практически невозможно. Здесь с этим всё настолько трудно, что даже врачи не могут сами себе доказать, что хорошо, а что плохо.

Такое же вето было наложено и на брак. С ним, правда, сейчас стало попроще, потому как с 1996 года в Ирландии появился развод. Но занимает он очень много времени. Во-первых, я думаю, это связано с тем, что всё-таки мы все люди, и громкий семейный скандал в большинстве случаев может сойти на нет. Не смысла сразу бежать с бумагами к своему адвокату по любому поводу. Во-вторых, чтобы развестись, вас сначала должны «разделить». По решению суда пара признается распавшейся (separated), и должна прожить так 4 года (из 5). После нужно доказать суду, что они живут раздельно и что между ними больше нет никаких отношений. Ещё нужно доказать, что примирения нет и быть не может. Также должны быть достигнуты договорённости в отношении имущества и детей. Всё это занимает много времени, денег и сил. Часто бывает и так, что пара расстаётся, но не разводится.

За последние 80 лет количество детей в семьях значительно сократилось. У дедушки моего мужа в семье было 15 детей. Семеро из них умерли в очень юном возрасте. А у бабушки еще есть 3 сестры и брат. И это только родители мамы, у папы такая же история.

Сейчас у ребят нашего возраста в среднем есть ещё 2-3 брата/сестры. У пар чуть постарше нас обычно по 2-3 детей. Мы хотим двоих, но пока не решились даже на первого.

В Ирландии неприлично короткий декрет — всего 26 недель, и начинается он с момента вашего ухода с работы, а не со дня рождения малыша. К нему, правда, можно взять еще 16 недель неоплачиваемого декрета. Но всё равно, если беременность выдалась трудной и женщина ушла в декрет, скажем, на пятом месяце, получится, что спустя два месяца после родов ей нужно выйти на работу. У нашей родственницы, например, проблемы начались с самого начала, и в декрет она ушла сразу, чуть ли ни с тестом беременности в руках. То есть, положенные 26 недель декрета закончились ещё до момента рождения ребёнка. В целом, многие мамы либо возвращаются к работе спустя 8-10 месяцев, либо не возвращаются вовсе. И совсем скоро уходят в следующий декрет. И так несколько раз.

Садики и няни здесь стоят очень дорого, поэтому иногда «выгоднее» чтобы женщина растила детей и занималась домом. Моя свекровь работала всё время, и ей очень помогала её мама, которая сидела с пятью детьми одновременно.

Старшее поколение относится к молодым с терпением,понимая, что времена меняются. Ни разу не видела бабушек на лавочке, обсуждающих и осуждающих молодежь. Мне всегда встречались люди с хорошим воспитанием, которым, может, и не нравится, что делает новое поколение, но вслух высказывать своё мнение они никогда не станут.

Об оплачиваемом труде и преемственности

Бабушки и дедушки не ждут того, что к ним придут внуки и просто так помогут по дому или подстригут газон. Как правило, это работа, которая оплачивается — да, собственным внукам. Скажем, 10-20 евро в зависимости от проделанной работы. Работа переходит от старших к младшим. Так, сейчас «домашней работой» занимается четвертый брат Карла и его двоюродная сестра. Когда они подрастут, эта должность перейдет «по наследству» следующему ребёнку.

О мужчинах, которые пылесосят

Мне посчастливилось видеть большое количество счастливых семей, в которых царит любовь и взаимное уважение. В этих семьях нет понятия «должен» — достаточно попросить мужа или жену помочь. Хотя всего каких-то 50 лет назад всё было по-другому, и ни один мужчина не прикоснулся бы к работе по дому. Дедушка Карла до сих пор не может приготовить ужин, и даже яичница у него пригорает. Он не знает, как запустить стиральную машину и куда засыпать порошок. При этом он может починить и построить всё что угодно, но домом заниматься он не приучен. Дедушка даже никогда не катал младенца в коляске, потому что 50 лет назад для мужчины это было почти неприличным.

Теперь ситуация изменилась. Мужчины не только принимают участие в уходе за детьми, но и присутствуют на родах, остаются с малышами дома, пока жёны встречаются с подругами. Они самостоятельно занимаются домом и выполняют любую работу: моют полы, окна, чистят плиту и т.д. Какое-то время для меня было шоком, что свёкр мог прийти домой после работы очень поздно, а дома ужин не готов, хотя он работал, а мы отдыхали. Вернувшись домой после работы, он всегда предложит нам чай и сам пойдёт его заваривать.

Но всё-таки стоит отметить, что мужчиной в этом плане руководит именно женщина, давая поручения и задания. Скорее всего, мужчина сам по себе не решит, что пора бы пропылесосить, но по просьбе жены всегда это сделает.

Чтобы встретиться всей огромной ирландской семьёй, нужна либо свадьба, либо что-то похуже. Но с близкими родственниками мы видимся часто. Свекровь ездит к своей маме в гости 2-3 раза в неделю, а мы — раз в две недели. Но каждое воскресенье к бабушке обязательно кто-то приезжает.

Самая важная встреча в году – это Рождество. Где бы ты ни был, что бы ты ни делал, ты должен приехать на рождественский ужин к своей семье. У нас по центральному каналу есть даже цикл передач о том, как люди со всего мира спешат домой на Рождество. Видятся всего раз в год, но именно в этот день.

Я бы не сказала, что в Ирландии есть культ еды, но культ ТВ — точно. Есть в компании с телевизором — обычная практика.

В нашей семье есть так называемое время ‘bubble time’, во время которого можно побыть одному и ни с кем не разговаривать, почитать книгу или просто ничего не делать. Я беру такие тайм-ауты несколько раз в месяц, и в нашей семье они воспринимаются вполне нормально.

Многие семьи до сих пор не разрешают парам спать в одной комнате до свадьбы. Даже если они живут вместе и приезжают погостить к родственникам – правила есть правила, в католической семье до свадьбы секса нет. Ну, или хотя бы надо притворяться, что нет.

Тоже про то же

Наш человек в Нур-Султане — об оторванности от реальности, умных домах и местных жителях.

12 предметов, которыми никогда нельзя делиться.

Наш человек в Ирландии встретился с владельцем замка и выяснил, каково это — обладать роскошной недвижимостью с собственным привидением.

Ссылка на основную публикацию