Чёрные пантеры — партия самообороны в США

Революция из гетто — история реальных «Черных пантер»

«Черные пантеры» — политическая партия афроамериканцев, которая за несколько лет успела превратиться из группы идеалистов в жестоких радикалов с дробовиками. Они пытались создать собственную альтернативу белой полиции и белому государству, принимали идеи чучхе и марксизма, но рухнули как глинянный колосс из-за собственных разногласий.

Отвратительные мужики расскажут вам о революционерах из гетто — мужчинах и женщинах, которые пытались бороться с несправедливостью задолго до того, как на экранах появился знаменитый чернокожий герой из комиксов. Вот только без супер-способностей и однозначно положительных героев история вышла более кровавой и противоречивой.

В августе 1989 года на одной из улиц американского Окленда полиция обнаружила мертвое тело чернокожего мужчины. Изрешеченный пулями опрятно одетый человек лежал на тротуаре в луже крови, привлекая взволнованные взгляды зевак.

В этом «черном» районе подобные истории случались еженедельно, поэтому очередное убийство копов не особенно удивило, однако среди собравшейся толпы мертвец вызвал ропот. Люди кричали, что наверняка это очередная жертва полицейского произвола, кто-то бросил в сторону законников: «Свиньи!».

Толпа росла и все больше заводилась. Чернокожие здесь, как, впрочем, и почти во всей остальной Америке, не были рады полицейским. Зеваки были уверены: отчего бы ни погиб этот мужчина, парни в погонах были явно к этому причастны — либо действием, либо бездействием.

Десятки людей подхватили лозунги о «черном единстве» и слились в единой угрожающей симфонии голосов, но один единственный крик из толпы мгновенно погрузил улицу в гробовую тишину. Кто-то узнал убитого: «Это же Хьюи!».

Все молча смотрели на лежащего на тротуаре человека. Это был Хьюи Перси Ньютон, бывший лидер радикалов из «Черных пантер», организации, ставшей авангардом освобождения чернокожих от сегрегации. В этот вечер его застрелил член другой черной группировки, но это выяснилось гораздо позже, а пока полицейским на месте преступления оставалось только молиться в ожидании далекого шума сирен приближающегося подкрепления.

Идеи освобождения афроамериканцев

Хьюи Ньютон рос типичным чернокожим парнем в те времена, когда быть черным — значило быть хуже всех. В детстве он воровал и попадал в неприятности с законом, однако тяга к знаниям и любознательность все же пересилила. Читать Ньютон научился по трудам Платона и Аристотеля, имевшимся в местной библиотеке, а в колледже, деньги на который он откладывал из наворованного, стал изучать право.

«Драка всегда занимала большое место в моей жизни, как она занимает в жизни большинства обездоленных. Некоторым людям это сложно понять».

В институте Хьюи увлекся левыми идеями маоистского толка, постулирующими освобождение человека от угнетения через народную войну. Самой угнетенной стратой в американском обществе тех лет Ньютон по очевидным причинам считал чернокожих.

Вчерашние рабы были ущемлены во всех правах, а белое население относилось к ним с презрением и опаской. Отдельные места в автобусах, кафе с надписями «цветных не обслуживаем» и произвол полиции рождали в чернокожих массах лишь ненависть.

Единицы черных интеллектуалов предлагали свои пути для разрешения проблем. Одни говорили о негритюде, учении о самобытном развитии выходцев из Африки, где на первое место выносился не рациональный подход в постижении мироздания, а скорее эмоциональный. Предлагалось вернуться к истокам африканского континента с его исконными языками и особенностями, и построить на остове Нового Света свой особый мир.

Близкое с идеями негритюда растафарианство говорило о возвращении всех черных в родные земли из прогнившего белого Вавилона. Учение призывало к любви и состраданию и во многом носило тогда и сейчас религиозный характер.

Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс

Деятели авраамических религий также предлагали свои пути. Баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг желал объединения всех людей независимо от цвета кожи под знаками мира и милосердия, тогда как Малкольм Икс, одиозный исламский оратор, проповедовал идеи полной сепарации от белых и призывал навсегда порвать с бывшими рабовладельцами и их культурой. В дальнейшем он совершил хадж в Мекку и, увидев там мусульман всех рас, смягчил свои взгляды. Это в итоге стало причиной его гибели.

Рождение «Черных пантер»

Борьба с сегрегацией в середине шестидесятых годов в Америке достигла своего апогея, когда Малкольм Икс был застрелен на одном из публичных выступлений. Убийцей был выходец из радикальной организации «Нация Ислама», от расистских убеждений которой Икс не так давно отказался.

Взбудораженное этим событием чернокожее сообщество немедленно обвинило во всем белых, разгонявших митинги в поддержку Икса, после чего в черных кварталах стали образовываться отряды самообороны. В октябре 1966 года Хьюи Ньютон вместе со своим другом Бобби Силом, тоже приверженцем идей черной сепарации с крайне левым уклоном, создают партию «Черных пантер». Название было выбрано из-за того, что пантера якобы никогда не нападает первой, но всегда готова разорвать атаковавшего ее противника.

Логотип «Черных пантер»

Партия постулировала националистические идеи в афроамериканском движении, при этом программа действий во многом походила на социалистические манифесты о народной борьбе и противостоянии с представителями капитала и буржуазии.

Должности в «Черных пантерах» были обозначены на манер государственных. Роберт Сил стал председателем и премьер-министром партии, а Хью Ньютон — министром обороны и был ответственен за организацию чернокожих боевиков. Одной из задач партия ставила охрану негритянских кварталов от полицейского произвола.

Также партия занялась раздачей бесплатных завтраков в бедняцких школах, привлекая на свою сторону симпатии людей. За все это в основном платили обеспеченные чернокожие, которые не могли отказать пришедшим к ним на порог радикалам.

Униформой «пантер» стали кожаные куртки поверх синих свитеров и футболок с эмблемой партии и черные береты. Патрульные группы ходили по районам, где преимущественно проживали афроамериканцы, и отслеживали малейшие проявления нелояльности к цветным со стороны полиции.

Если «пантеры» видели, как сотрудники правопорядка проверяют документы у чернокожего человека, они вставали неподалеку и начинали декламировать уголовный кодекс и поправки конституции. Поднаторевший в юриспруденции Хьюи Ньютон объяснял своим сопартийцам, что знание законов — это их главное оружие в борьбе за освобождение. Часто на своих машинах «Черные пантеры» просто колесили за патрулями полицейских, при этом не нарушая никаких правил дорожного движения.

Не следует думать, что это были пацифисты, ведь вторым по важности оружием для авангарда революционной партии был дробовик. Если полицейские подходили к автомобилю «пантер» слишком близко, из его окон тут же высовывались ружья и пистолеты стволами вверх. Патрон в патронник специально не досылался, а значит, по закону такое оружие не является заряженным, и запрета на его ношение нет.

«Мы за прекращение войны; но войну можно остановить только войной; и чтобы отложить оружие, нужно взять его в руки».

Очевидно, что рано или поздно подобное поведение должно было спровоцировать беду. Во время одного из таких патрулей, когда коп решил проверить, что за черные ребята преследуют его на машине, между сторонами произошел конфликт, и они открыли огонь друг по другу. Кто выстрелил первым неизвестно, однако один сотрудник полиции был убит, еще один — ранен.

Хью Ньютон пустился в бега, но вскоре попался, однако после суда, где не смогли доказать, что это именно лидер «Черных пантер» стрелял в полицейского, он вновь оказался на свободе.

Стычки с полицией участились, и радикалы из «Черных пантер» попали под пристальное внимание властей. Глава ФБР Эдгар Гувер назвал их одной из главных угроз американской демократии.

Убийство Мартина Лютера Кинга и разгром «Черных пантер»

Социалистические воззрения постепенно вытесняли идеи черного сепаратизма из голов вождей «Черных пантер». Позиция верхушки менялась в сторону приоритета классовых интересов вместо расовых. Многим рядовым бойцам, которых к концу 60-х стало уже больше десяти тысяч, это не всегда нравилось, однако пришлось по вкусу левым интеллектуалам и активистам США и Европы.

Дело «Черных пантер» поддерживали Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Анжела Дэвис, Дженис Джоплин и Джон Леннон. Мать Тупака Шакура, Афени Шакур тоже долгое время состояла в организации, да и сам рэпер не скрывал своих симпатий к ней.

Радикализация в партии нарастала. Окрыленные поддержкой именитых людей и успехами в создании ячеек по всей стране, «Черные пантеры» все чаще стали попадать в полицейские сводки.

Поворотным моментом стало убийство Мартина Лютера Кинга в апреле 1968 года. Проповедник никогда не был приверженцем радикальных идей, которые исповедовали «пантеры», однако он был ярким представителем движения за освобождение черных. Митинги, которые организовывали разъяренные члены партии, все больше стали превращаться в побоища с полицией.

Перестрелки происходили в Лос-Анджелесе, Детройте и Чикаго. Это была настоящая война, вынудившая власти принять меры. За короткое время на десятки офисов «Черных пантер» устроили облавы, сотни чернокожих активистов оказались в тюрьме, в том числе председатель партии Бобби Сил. Хьюи Ньютон снова бросился в бега, на этот раз на Кубу, где скрывался около десяти лет. После возвращения на родину он все же попал за решетку и освободился только в конце восьмидесятых.

Разгром «Черных пантер» был неизбежен и в 1982 году их деятельность прекратилась. Помимо борьбы с властями, ячейки партии переругались между собой из-за взглядов. Отсутствие адекватной теоретической базы в политике партии вкупе с националистическими воззрениями в итоге разорвали «Черных пантер» на части.

К тому времени, когда «пантеры» обрели настоящую силу, государство дало чернокожему населению некие законодательные послабления, что снизило накал в обществе. Противоречия никуда не делись, но переросли скорее в частные стычки, нежели в общественное движение.

Справедливости ради, стоит отметить, что без «Черных пантер», как тарана, ломающего сегрегацию в Америке, черное население вряд ли смогло бы получить какие-то права. Радикалы, превращавшие судебные разбирательства или полицейские облавы в политические действа, дали чернокожим метод, с помощью которого можно бороться за свободу.

Сам Хьюи Ньютон был застрелен 22 августа 1989 года в родном Окленде. Человека, который постулировал революционное борьбу во благо чернокожих людей, убил не белый расист и не полицейский, а негр-наркоторговец из организации «Черная партизанская семья».

Читайте также:  Религиозная жизнь американских скандинавов

В итоге пантеру, которая якобы никогда не нападает первой, растерзала другая пантера. Разве что более черная.

Черные пантеры США

Черные пантеры США

Хищница из тропических лесов пантера известна своей свирепостью и синевато-черным цветом шкуры. Большая дикая кошка никогда не нападает на человека первой. Ее агрессия ─ это всегда ответная реакция. За окраску и характер она стала символом и названием вооруженной организации афроамериканцев, в конце 60-х годов наводившей страх на американских полицейских и белых граждан страны.

В те годы «черная» Америка как бы очнулась от многовековой спячки. «Дяди Томы» больше не хотели иметь такие же права, как домашние животные белых американцев. Надписи «только для черных» стали бесить подрастающую молодежь. Прошлое не хотело уступать своих позиций, особенно в южных штатах США, традиционно считающимися консервативными во всех отношениях. Американские негры быстро поняли, что за права им придется серьезно побороться.

Законопослушных афроамериканцев, исповедующих христианство, объединил вокруг себя баптистский пастор Мартин Лютер Кинг. Он был сторонником исключительно мирных форм борьбы. Максимум на что он призывал, оказались мирный марши, митинги и экономические бойкоты. Для Америки он стал аналогом индуса Махатма Ганди, выступавшего за ненасильственные акции и «непротивление злу насилием».

Мартин Лютер Кинг

Кинг был ярким оратором. На его публичные выступления собирались огромные толпы народа. Несмотря на довольно безобидную для расистов деятельность он неоднократно становился мишенью для нападений. В конце 50-х годов его ранили ножом, а в 1968 году снайпер застрелил его в Мемфисе. Убийцу нашли. Им оказался Джеймс Эрл Рей ─ преступник-рецидивист. Его приговорили к 99 годам тюрьмы и он умер в заключении в 1998 году.

Американские мусульмане

Другой популярной религией среди афроамериканцев всегда был ислам. Американские мусульмане объединились в организацию «Нация ислама», существующую и поныне. Ее возглавлял также харизматический лидер Элайджа Мухаммад. Чернокожие были объявлены «богоизбранным» народом, а все белые ─ «голубоглазыми дьяволами».

Последователи Элайджи проповедовали нечто похожее на «черный расизм», что приводило в восторг его последователей, предки которых подвергались угнетению. Популярность «Нации ислама» была огромной. Чемпион мира среди боксеров-профессионалов Кассиус Клей, получив первый титул, сразу примкнул к организации. Он сменил имя, данное при рождении родителями, на ставшее известным во всем мире Мохаммед Али.

Среди ближайшего окружения Элайджи одним из ярких персон был Малколм Икс, вскоре со скандалом ушедший реализовывать собственный путь борьбы за права чернокожих.

Слева: Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс

Он отличался гораздо большей радикальностью во взглядах, чем другие члены «Нации ислама», а тем более Мартин Лютер Кинг и допускал применение силы в отстаивании интересов «черного» населения Америки. Малколма Икса застрелят во время службы в его храме в Нью-Йорке. Убийцами окажутся бывшие единомышленники из «Нации ислама», посчитавшие его оппортунистом.

Черные пантеры США

Афроамериканцы-атеисты создали свою организацию для борьбы с расовой сегрегацией. Она называлась «Черные пантеры». Шестерка чернокожих юношей, собравшихся вместе в калифорнийском Окленде в октябре 1966 года, не могла предполагать, что их инициатива найдет такой отклик в негритянской молодежной массе.

Черные пантеры США

Всех их сейчас можно назвать обычными «гопниками», с той лишь разницей, что их агрессия выплеснулась не на соседей или сверстников, а на американскую полицию и власть. Позже лидеры организации подведут под повседневную деятельность идеологическую базу. Они, начитавшись дневников команданте Че Гевары и философа Франца Фанона, назовут себя революционными социалистами-маоистами.

«Черные пантеры» могут подходить под определение «незаконное вооруженное формирование». Обзавестись оружием в Америке никогда не было проблемой. Группировка ввела у себя строгую иерархию, срисованную с устройства любого государства. У них был премьер-министр, министр финансов и министр обороны.

Черные пантеры США

«Черные пантеры» ввели обязательную для всех членов униформу. Она состояла из черной кожаной куртки, черных брюк и голубой рубахи. На головах «пантеры» носили черный берет. Во всем черном с голубым пятном на груди они и внешне напоминали лесного хищника.

У «Черных пантер» был лозунг «Вся власть народу», напоминающий ленинские изречения времен Октябрьской революции с той лишь разницей, что под народом понимались афроамериканцы. Еще лидеры организации издали программу действий из 10 главных пунктов. В ней аналогия с марксизмом-ленинизмом была еще больше видна.

Враги Черных пантер

«Черные пантеры» стремились обеспечить права «черных» на землю, хлеб, одежду, жилище, образование, справедливость и мир. «Пантеры» категорически выступали против службы в американской армии, ведущей в то время тяжелую войну во Вьетнаме. Резко они выступали против засилья наркоторговцев в «черных» гетто.

Черные пантеры США

«Черные пантеры» зачастую силой выселяли из кварталов всех заподозренных в торговле наркотиками. Наркомафия первой объявила войну «Черным пантерам». В конце концов, им пришлось воевать сразу на 2 фронта ─ против криминальных собратьев и «белой» полиции. Масштабными акциями организации стали раздача бесплатных завтраков детям в «черных» районах городов и их вооруженное патрулирование.

Несмотря на декларативный отказ от применения первыми силы, между ними и полицейскими постоянно вспыхивали ожесточенные перестрелки, инициаторов которых невозможно было найти. Кровь обильно проливалась с обеих сторон. Для «белых» наличие вооруженных отрядов «Черных пантер» в крупных городах стало настоящим кошмаром. Члены «семьи Мэнсона», заметая следы совершенных убийств, писали кровью жертв на стенах слово «свиньи», что на «пантеровском» жаргоне означало полицейские.

Участников «Черных пантер» ведут на суд

Первое время следователи на самом деле полагали, что убийства дело рук «пантер». Оказавшись в тюрьме, Чарльз Мэнсон долго боялся мести за этот поступок от содержавшихся рядом с ним «черных».

Чарльз Мэнсон во время задержания

По идеологическим соображениям «Черные пантеры» одинаково плохо относились к Мартину Лютеру Кингу и «Нации ислама». Религия ─ опиум для народа, отвлекающая негров от настоящей революционной борьбы за свои права. Речам на митингах или церковных службах они явно предпочитали действие с пистолетом в руках.

Разгром Черных пантер

Американская власть не могла потерпеть двоевластия. В 1969 году она начала массированную компанию, в итоге приведшую к полному разгрому «Черных пантер». Были уничтожены около 70 штаб-квартир во всех крупных городах. В ходе боев погибло 28 лидеров организации и убито более сотни рядовых членов. Остальные активисты попали в тюрьмы. Так «Черные пантеры» стали историей США.

Самое странное в далеких событиях, что лица, стоявшие у истоков и во главе организации, практически не попали под молох полицейских репрессий. Бобби Сил ─ один из членов первой шестерки и будущий член правительства «Черных пантер» остался живым, отсидев всего 4 года в тюрьме. В конце 70-х он напишет автобиографию и издаст ее.

Его друга Хью Ньютона несколько раз пытались обвинить в преднамеренном убийстве. Ему удалось вырваться из лап полиции и даже выехать за пределы США. Четыре года он жил в гостях у Фиделя Кастро на Кубе.

Когда страсти по «Черным пантерам» улеглись, он спокойно вернулся домой. В 1989 году его застрелил наркоторговец-сосед, которому Ньютон по оставшейся с молодости привычке мешал заниматься преступным бизнесом.

Участники Черных пантер

В Америке больше всего вспоминают не лидеров-основателей «Черных пантер», а их рядового члена Мумию Абду-Джамала. В 1981 году, никак не успокоившийся гражданский активист устроит ожесточенную перестрелку в Филадельфии, в ходе которой сам получит тяжелое ранение. Обстоятельства произошедшего весьма запутанны, но реальным фактом осталась смерть полицейского во время исполнения служебного долга.

Абду-Джамала приговорят к смертной казни. Почти 30 лет он будет ее ждать в камере смертников. Американское правосудие никогда не спешит исполнять приговор. В 2011 году смертную казнь заменят на пожизненное заключение.

Мумия Абу-Джамал в тюрьме

«Черные пантеры» сами не предполагая того оставят след в музыкальной истории. В ряды организации в конце 60-х годов входила Афени Шакур ─ мама знаменитого рэпера Тупака Шакура.

В детстве она много рассказывала ему о своей жизни среди «пантер» и напевала песни, которые тогда пели прогрессивные «цветные. Революционные речевки отдаленно напоминающие современный рэп остались в памяти у рэпера. Тупак запомнил не только тексты и мотив, а еще сделал себе на теле тату ─ черную пантеру.

«Черные панеры» широко представлены в современном кинематографе, рассказывающем о событиях того бурного времени. Самую правдивую книгу о жизни организации написал Роберт Уильямс. Она называется «Негры с пистолетами».

В США образована партия «Чёрные пантеры»

Партия чёрных пантер — афроамериканская леворадикальная организация, ставившая своей целью продвижение гражданских прав чернокожего населения. Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е годы.

Основанная в Окленде, Калифорния, Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в октябре 1966 года, организация в противовес учению Мартина Лютера Кинга выступала за вооружённое сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости. С течением времени её цели и философия радикально менялись. В то время, как лидеры организации были убеждёнными революционными социалистами — маоистами, последователями Че Гевары и Франца Фанона, репутация чёрных расистов привлекала сторонников множества других течений. В связи с этим было сложно достичь идеологического консенсуса. Некоторые из членов партии открыто высказывались против взглядов, которых придерживались её лидеры.

Значительное влияние на становление партии оказала книга Роберта Уильямса «Негры с пистолетами», где продвигалась программа вооружённой самообороны, а также проповеди Малькольма Икса.

Известными инициативами «чёрных пантер» были бесплатные завтраки афроамериканским детям из бедных семей и вооружённое патрулирование чёрных кварталов, направленное против насилия белых полицейских.

Революционность «Чёрных пантер» проявилась и в их стиле, то, что Хьюи Ньютон назвал «Пробуждением сознания»: начиная с названия и эмблемы, заканчивая изобретением специальной формы: чёрные кожаные куртки и чёрные береты. Они выбрали своей эмблемой чёрную пантеру.

Пантера ведь свирепое животное. Вместе с тем она никогда не станет нападать первой, пока её не загонят в угол. В этом случае пантера совершает бросок.

Несколько молодых чернокожих людей, только-только закончивших школы или колледжи, создали «Чёрные пантеры», партию вооружённой обороны от полицейских. Параллельно чёрные партизаны предприняли безнадёжную попытку вытравить из гетто торговцев кокаином, что втянуло их в жуткую цепь мафиозных разборок.

Читайте также:  Историография иммиграции в США

Полицейским было дано прозвище «свиньи».

Но самая большая наша победа заключалась в том эффекте, который слово “свинья” произвело на полицейских. Им очень не понравилось, когда их стали обзывать свиньями, они и сейчас этого не переносят. Как только за ними закрепилось новое “прозвище”, полицейские провели кампанию в свою защиту с использованием лозунгов наподобие “Свиньи прекрасны”, да ещё нацепляли на себя значки в виде свинок. Но эти усилия пошли прахом. Мы хотим сказать, что, если полицейские не хотят быть свиньями, то они должны прекратить жестоко обходиться со всеми несчастными в мире. Никакие лозунги не изменят мнения людей. Здесь может помочь лишь изменение в поведении.

Фраза, позднее воспетая Ленноном: «Вся власть народу» — тоже продукт творчества Чёрных пантер, так же как и «Black power». Другим интересным нововведением в партии были должности, скопированные с государственных: премьер-министр, капитан, министр финансов и проч.

Партия создала программу 10 пунктов, документ, требующий «Землю, хлеб, жилище, образование, одежду, справедливость и мир», а также освобождение афроамериканцев от военной службы и стала иконой контркультуры 1960-х. В итоге Чёрные пантеры осудили чёрный национализм как «чёрный расизм». «У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» — гласил знаменитый плакат Чёрных пантер. Их деятельность поддерживали такие ставшие легендами люди, как Джэнис Джоплин и Джон Леннон. В 1969 году полиция провела крупномасштабные акции по уничтожению ЧП, в результате которой были убиты 28 лидеров и сотни рядовых членов арестованы.

«Пантеры» подарили рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли из растафари понятие «Babylon», обозвав им мир белого истеблишмента.

Примечательно, что в партию почти всю свою жизнь входила мать Тупака Шакура, Афени Шакур. В юности взглядов «Чёрных пантер» придерживался и сам Тупак. Он сам не раз упоминал об этом, и, кроме того, это подтверждается татуировкой в виде пантеры у него на теле.

Чёрные пантеры

Очередной скандал с убийством полицейским негра (на этот раз в городке Шарлотта) и последовавшими за этим беспорядками, напомнил о том, что в этом году будет 50 лет со дня создания «Чёрных пантер», организации, которую финансово поддерживали даже такие люди, как экс-битл Джон Леннон (что, впрочем, не удивительно, учитывая, что белые расисты в США обещали его убить из-за одного неосторожного высказывания про Иисуса Христа). Кстати, в галереи Стивена Кашера в Нью-Йорке сейчас проходит выставка: «Власть народа: Чёрные пантеры в фотографиях Стивена Шамеса и графике Эмори Дугласа», если будете рядом – советую посетить.

60-е годы – это были тёплые ламповые времена, когда люди не стеснялись белое называть белым, а чёрное чёрном. Тогда никто не знал о постмодернизме и политкорректности. Привычка называть вещи своими именами не мешала людям бороться за свои права и место под солнцем, а скорее, наоборот, помогала.

В октябре 1966-го года в Калифорнии два негра: Хью Ньютон (24 года) и Бобби Сил (30 лет) решили создать партию самозащиты чернокожих с символичным названием «Чёрные пантеры». Вдохновлённые идеями убитого в 1965 году Малкольма Икса, известного исламского проповедника, радикального сторонника чёрного расизма и активиста «Партии ислама» Ньютон и Сил выступили противниками идеологии несопротивления исповедуемой Мартином Лютером Кингом.

Хью Ньютон

С самого начала своей деятельности «Чёрные пантеры» уделяли большое внимание своему имиджу. Хью Ньютон небеспричинно считал, что победа в символическом поле является одним из обязательных условий успеха. Как вы можете заметить, взглянув на фотографии ниже, «Чёрные пантеры» относились к этому аспекту политической борьбы всерьёз.

Революционность организации проявлялась в их стиле, который Хью Ньютон называл «Пробуждением сознания»: название, эмблема, чёрные кожаные куртки и чёрные береты – каждый элемент поддерживал брутальный имидж организации.

Несмотря на то, что «Чёрные пантеры» изначально заявляли себя, как лево-радикальная организация, вдохновлённая идеями Маркса, Мао и Че Гевары, сторонников чёрного расизма в рядах партии было немало. Поэтому пытаться определить политическую ориентацию «Чёрных пантер», используя термины прокрустова ложа пикейной аналитики – занятие неблагодарное.

Отдельным фетишем для них было оружие. Таким образом, и белому населению, и полицейским, и властям «Чёрные пантеры» показывали свою потенцию на сопротивление. Они хотели, чтобы власти с ними считались и воспринимали «Чёрных пантер» всерьёз. «У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» – писали на своих плакатах «Чёрные пантеры»

Стоит отметить, что бунты негров для США не новость. До 2000-х они случались за океаном достаточно часто. И в 60-х их было не мало. Однако лидеры «Чёрных пантер» считали бунты малоэффективными. Хью Ньютон в своей статье «О правильном подходе к революции» заявлял, что бунты обходятся для чёрной общины слишком дорого, а успех лишь локален. Он считал, что вместо этого необходимо бросить все силы на создание авангардной партии, представляющей интересы негритянского населения.

Важнейшими целями партии в сложившейся ситуации Ньютон считал повышение образовательного уровня общин и открытое и публичное противостояние власти, на всех возможных площадках, в том числе – подконтрольных самой власти. В качестве тактики Хью Ньютон открыто предлагал ведение городской партизанской войны против властей, в частности – террора против полицейских.

Кроме вооружённого патрулирования, стычек с полицией «Чёрные пантеры» занимались правозащитной, издательской и образовательной деятельностью. Они выступили с идеей бесплатных завтраков для школьников, заявив, что тяжело постигать науку на голодный желудок.

В 1967 году Хью Ньютон был ранен в перестрелке и из больницы препровождён в тюрьму. Суд присяжных признал его виновным в убийстве полицейского и приговорил к 15 годам заключения. «Чёрные пантеры» проводили массовые акции с требованием свободы Хью. В результате этой борьбы Ньютон вышел на свободу через 22 месяца, оказалось что полицейского застрелили его же коллеги. Но партия уже была другой.

В 1968 году, после убийства Мартина Лютера Кинга, «Чёрные пантеры», которые хоть и относились к нему без особых симпатий, решили отомстить. Во время перестрелки с полицией был застрелен семнадцатилетний казначей «Чёрных пантер» Бобби Хаттон. Бобби Сил получил четыре года тюремного заключения. В августе 1968 г. произошли перестрелки «Чёрных пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, позже – перестрелки в Индианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско и Нью-Йорке.

В 1969 году власти США показали насколько серьёзно они относятся к «Чёрным пантерам» – в результате широкой облавы были убиты 28 лидеров партии и несколько сотен активистов попали в тюрьму. Партия потратила более 5 миллионов долларов на освобождение под залог своих членов.

Хью Ньютон не терял надежды возродить организацию, летал в Пекин, где встречался с руководством Китая. Партия продолжала свою деятельность: кормила детей завтраками, выпускала газеты, но эпоха молодых и дерзких закончилась. Начались семидесятые.

В 1974 году Ньютона вновь обвинили в убийстве, и он вынужден был скрываться на Кубе. В 1977 году он вернулся в США. Защитил докторскую по философии. И в 1989 году был убит другим негром из группировки «Чёрная партизанская семья», которую создал Джордж Джексон, один из лидеров «Чёрных Пантер», убитый в 1971 году.

Бобби Сил, после ссоры с Хью Ньютоном в 1974 году, отказался от политической деятельности и переквалифицировался в писатели. Он написал собственную биографию, поваренную книгу, а в 2002 году стал преподавать в университете Темпл в Филадельфии.

Говорят в США и сейчас есть люди, которые называют себя «Чёрными пантерами», но они имеют опосредованное отношение к этой истории.

Ещё немного фотографий «Чёрных пантер»:

Марш «Чёрных пантер» с требованием свободы Хью (1969)

Похороны Джерджа Джексона убитого во время попытки вооружённого побега из тюрьмы

Чёрные пантеры требуют осовбодить Хью Ньютона (1968)

Бесплатные завтраки от «Чёрных пантер». 1970 год Иллинойс

Свободу Хью! Свободу Бобби! Сан-Франциско. 1970

BlackPanters-югенд. Калифорния. Окленд. 1970

1970. Нью-Йорк. Бруклин. Граффити гласит: «Чёрные должны восстать!»

Бобби Сил выступает на митинге с требованием освободить Хью Ньютона. Калифорния. 1968

Анжела Дэвис требует освободить Хью Ньютона. 1969

Женщины с пакетами бесплатной еды от «Чёрных пантер». 1972

Так выглядел офис «Чёрных пантер» в Нью-Хейвине, штат Коннектикут во время суда над Бобби Силом. 1970

Джонатан Джексон был убит 7 августа 1970 года во время попытки похищения судьи Гарольда Хейли. Он хотел обменять его на своего брата Джорджа Джексона, находящегося в тюрьме

Распространитель газеты «Чёрные пантеры» в Бостоне. 1970

Кэтлин Кливер, секретарь по связям с общественностью, первая женщина, ставшая членом партии «Чёрные пантеры» беседует с молодыми партийками

Молодые члены «Чёрных пантер» во время суда над Бобби Силом

Чёрные пантеры — партия самообороны в США

Посвящается моей матери и моему отцу, которые придали мне силу и отучили бояться смерти, а значит, и жизни.

Огромной поддержкой, которую оказывали мне и в добрые, и в плохие времена и которая помогла мне завершить написание этой книги, я обязан своему брату Мелвину Ньютону, своей секретарше Гвен В. Фонтейн, своим хорошим друзьям и товарищам Дональду Фриду, Берту Шнайдеру и Дэвиду Хоровицу, а также своим редакторам Эдвину Барберу и Этель Каннингэм.

Есть еще много других людей, отдавших немало времени и сил для того, чтобы эта книга увидела свет. Не один друг Германа Блейка сопровождал его в поездках в Калифорнийскую мужскую колонию в Сан-Луисе Обиспо, когда эта книга только начала создаваться. В те выматывающие дни они помогали вести машину, и это позволило нам отдать всю свою энергию на написание книги. Я благодарен каждому из этих людей, хотя и не могу перечислить всех их поименно.

Также мне хотелось бы выразить свою признательность Диане Мартин и Сабре Слотер за вклад, сделанный ими в эту книгу, — они провели несколько самых ранних изысканий; я признателен Кэти Харрис, Делоис Барби, Барбаре Ли, Линде Кохи, Кэтрин Холл и Джоан Стеррикер за перепечатку черновых записей и рукописи. Тщательная корректура книги на разных этапах ее готовности была выполнена Донной Хили, миссис Бесси Блейк и ее дочерьми Одри, Лайлес и Ванессой. Хуанита Джексон постоянно поддерживала и подбадривала меня, а также кормила самым лучшим супом из стручков бамии, который я когда-нибудь пробовал. Наконец, ценные советы и поощрение на раннем этапе работы над книгой я получил от Алекса Хейли. Каждый из перечисленных людей внес важный вклад в создание этой книги.

Читайте также:  Культура и быт немцев в США

Малыш Бобби олицетворял собой начало — он был самым первым членом партии «Черная пантера». Он отдал партии не только свои сбережения, он отдал ей самого себя. Он отдал себя служению своему народу и ничего не попросил взамен. Он не заикался ни об охране, ни о высокой должности, но он требовал тех вещей, которые положены всем людям по рождению, — достоинства и свободы. Он требовал этого для себя и для своего народа.

Словно яркий луч света, озаривший небо, Малыш Бобби вошел в нашу жизнь и показал нам красоту нашего народа. Он был живым примером безграничной любви к своему народу и к свободе. Он ушел от нас, но показанный им пример станет путеводной звездой, которая осветит наш путь и поведет нас к борьбе за жизнь, достоинство и свободу.

Мы отдаем честь Малышу Бобби и его семье, выражая бесконечную благодарность за то, что они дали нам. Бобби стал началом нашей партии. Давайте сделаем так, чтобы то, о чем он думал, то, чего он желал своему народу, стало образом жизни.

Навеки ваш, Хьюи П. Ньютон,

Министр обороны партии «Черная пантера».

Апрель 1968 года.

Да создастся новая земля. Пусть появится на свет новое мироздание. Пусть кровавая надпись в небесах возвестит о наступлении мира. Дайте возможность второму поколению, преисполненному бесстрашия, проявить силу, пусть на свете станет больше людей, влюбленных в свободу. Пусть красота, способная исцелять, и сила, которой проникнуты последние объятия, пульсируют в наших душах, в нашей плоти и крови. Давайте сочинять песни для маршей, пусть будет не слышно заунывных панихид. Пусть теперь заявит о себе новое племя людей и пусть оно станет править.

Маргарет Уолкер. Моему народу

Революционное самоубийство: Путь к освобождению

По окончании первого судебного процесса по делу о смерти полицейского Джона Фрея меня приговорили к тюремному заключению. Отбывая наказание в Калифорнийской мужской колонии в Сан-Луисе Обиспо, почти все двадцать два месяца я провел в одиночном заключении. Моя камера была размером четыре на шесть футов,[1] и, запертый в ней, я был лишен права на получение печатных материалов, за исключением книг и документов, имевших непосредственное отношение к моему судебному делу. Несмотря на строжайшее соблюдение этого запрета, заключенные из соседних камер, подкараулив момент, когда охранники не могли этого видеть, иногда подсовывали мне под дверь разные журналы. Так мне в руки попал выпуск журнала «Эбони»[2] за май 1970 года. В журнале была помещена статья, написанная Лейси Банко. В статье обобщались итоги исследования доктора Герберта Гендина. Он провел сравнительное изучение случаев самоубийств среди чернокожего населения крупных американских городов. Доктору Гендину удалось обнаружить, что уровень самоубийств среди негров в возрасте от 19 до 35 лет увеличился вдвое за последние десять-пятнадцать лет, превысив показатели по количеству суицидов среди белого населения того же возраста. Статья произвела на меня огромное впечатление, которое не ослабевает до сих пор. Долго и напряженно я размышлял о том, что вытекает из данных, полученных доктором Гендиным.

Эта статья напомнила мне о классическом труде Дюркгейма под названием «Самоубийство», которую мне довелось читать в ту пору, когда я изучал социологию в городском колледже Окленда. По мнению Дюркгейма, все типы самоубийств связаны с социальными условиями. Он утверждает, что главной причиной, толкающей человека на самоубийство, является не характер личности, а социальная среда, окружающая эту личность. Другими словами, получается, что самоубийство провоцируют, главным образом, внешние, а не внутренние факторы. Поскольку я так или иначе думал об условиях, в которых живут чернокожие, а также об исследовании, проведенном доктором Гендиным, я стал развивать анализ Дюркгейма и использовать его наработки для осмысления опыта проживания негров в Соединенных Штатах. Со временем на этой основе появилась концепция «революционного самоубийства».

Чтобы понять сущность революционного самоубийства, для начала необходимо сформировать представление о реакционном самоубийстве, ибо эти явления разительно отличаются друг от друга. Доктор Гендин описывает именно реакционный вариант самоубийства. В этом случае суицид является ответной реакцией человека, не выдерживающего давления обстоятельств, обрекающих его на полную беспомощность. В исследовании доктора Гендина молодые негры оказывались лишены чувства собственного достоинства, окончательно сломлены гнетом подавляющих обстоятельств и отрицали свое право на жизнь в качестве людей, которым знакома гордость и свобода.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» можно найти подходящую аналогию. Один из героев, Мармеладов, человек на редкость бедный, как-то стал доказывать, что бедность не порок. По его словам, в бедности человек может обрести врожденное благородство души, чего невозможно достичь, будучи совсем нищим. Если бедняка можно прогнать палкой, то на нищего замахнутся уже метлой. Почему так происходит? Обнищавший до предела человек полностью раздавлен, унижен, он теряет чувство собственного достоинства. Утратив ощущение достоинства, скованный страхом и отчаянием, человек решается на самоубийство. Так в общих чертах выглядит картина реакционного самоубийства.

Чёрные пантеры — партия самообороны в США

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ

В истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США

Наверное, в истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США.

Движение «Чёрных пантер» было основано в Окленде в октябре 1966 года. Основателями организации принято считать Хью Перси Ньютона и Бобби Сила. Своей целью Партия чёрных пантер декларировала борьбу за права темнокожего населения и ликвидацию мировой империалистической системы. В своё время партию поддерживали такие известные люди, как Джон Леннон, певица Дженис Джоплин, считавшаяся одной из лучших вокалисток в истории рок-музыки, и группа Joy Division. Так же с «Чёрными пантерами» была связана известная левая активистка, правозащитница, Анжела Дэвис. Популярность «Чёрных пантер» была настолько высока, что глава ФБР заявил, что «“Пантеры” представляют собой самую серьёзную угрозу внутренней безопасности страны».

Создание партии стало ответом на бедственное положение чернокожих в США. Особенно страдали от американской капиталистической системы чернокожие жители южных окраин страны. Им досталось положение людей «второго сорта» и дешёвой рабочей силы. Белое население занимало привилегированное положение. По воспоминаниям одного из основателей ПЧП, полицейских террор в отношении чёрных на Юге достигал ужасающих масштабов, чернокожего могла застрелить полиция без веских на то причин.

Существования этого неоапартеида на юге Соединённых Штатов было вполне достаточно для возникновения такой организации, как ПЧП. Первоначально «Пантеры» были созданы как организация для защиты чёрных гетто от полицейских и белых расистов. Символично, что пантера была выбрана символом партии, так как пантеры в дикой природе, по легенде, редко нападают первыми.

Теоретические основания для своей деятельности «Чёрные пантеры» находили в книге Роберта Франклина Уильямса «Негры с пистолетами», где была изложена концепция сопротивления, противоположная проповеди Мартина Лютера Кинга. В отличие от учения Кинга, ПЧП отвергала мирные методы и выступала за вооружённый путь борьбы для достижения справедливости в отношении темнокожих. Одним из основных тезисов «пантер» являлась идея «вооружённой самообороны», обоснования которой они искали в работах одиозного исламского проповедника, носившего псевдоним Малкольм Икс.

Наиболее полно идеи ПЧП изложены в программе «10 пунктов», которая отражала как социальные, так и национальные требования. Не стоит забывать, что большинство основателей движения придерживались концепции социализма-третьемиризма (англ.: thirdworldism). В силу этого в партии были весьма популярны идеи геваризма, маоизма и северокорейской идеологии чучхе, имевшие широкое распространение в странах, борющихся за национальную независимость.

«Пантеры» взяли КНДР за образец социалистической демократии и были долгое время увлечены идеей Ким Ир Сена о самобытности и опоре на собственные силы. Министр ПЧП по информационной работе Элдридж Кливер в своём интервью за 1970 год говорил: «Просто взять и использовать марксистский подход таким, как он есть изначально, для нас абсолютно неприемлемо. Мы находимся в положении, когда мы должны применить более универсальные принципы [ссылаясь на марксизм-ленинизм] к нашей конкретной ситуации таким образом, как никогда не было сделано раньше. И внедрение идеологии чучхе было тем самым крупным прорывом в идеологической работе». Это вполне можно понять: ведь чучхе, как и многие антикапиталистические идеологии в странах Третьего мира, совмещали в себе элементы, как марксизма, так и национализма.

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер». Они оказали огромное влияние на расширение гражданских прав для темнокожего населения, активно поддерживали феминистское движение и многое, многое другое.

Увы, в 1969-м после крупномасштабной полицейской операции 28 ключевых лидеров ПЧП были ликвидированы, и организация фактически прекратила своё существование. В декабре того же года 1969 года полиция осаждает её офис в Лос-Анджелесе. «Пантеры», среди которых были и женщины, отстреливаются пять часов. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 активистов партии.

К сожалению, «Чёрные пантеры» не смогли осознать, что одна социальная группа в одиночку не сможет прорвать фронт империализма и сломить капиталистическую систему, порождающую неравенство, войны и расизм. Их погубила смертельная доза чёрного расизма и замкнутость на единичной национальной группе, в то время как для разрушения системы требуется всеобщее, массовое восстание трудящихся вне зависимости от расовой принадлежности.

Естественно, что левым нужно изучать всякий опыт, связанный с мировым социалистическим движением, в том числе и опыт ПЧП. Так или иначе, «Пантеры» навсегда оставили свой след в культуре, истории антиимпериалистического движения и борьбе за права угнетаемых.

Ссылка на основную публикацию