Исследование миграционных процессов в Америке

Миграция населения США

История миграции в США

История миграции населения в Америке насчитывает несколько веков, начиная с открытия материка и его колонизацией. На протяжении всего этого периода миграционные потоки на территории страны неоднократно меняли свое направление. Можно выделить 4 направления миграционных потоков в США – Запад,Юг,Северо-Восток и Средний Запад.

В период европейской колонизации население Америки распределялось в равной степени на Северо-востоке и Юге страны. Начало 19 века ознаменовано освоением и развитием Среднего Запада, а затем и территорий Запада, что соответственно внесло изменения на карту расселения населения.

В 20 веке карта расселения народа снова претерпела изменения за счет сокращения миграционных потоков на Северо-восток и Средний Запад и соответственно прирост населения в регионах Юга и Запада.

Так, по данным переписей населения 1980-го и 1990-го года, всего за десятилетие население Запада увеличилось почти на четверть, население Юга на 13 процентов, при этом наблюдается незначительное увеличение населения Среднего Запада и Северо-Востока – 1,4 и 3,4 процента соответственно.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, население США в начале 2000 года распределилось по стране следующим образом: на Северо-востоке расположилась пятая часть граждан, на Среднем Западе четверть населения, на Западе также одна пятая часть населения, и около 35 % на территории Юга.

Чтобы представлять общую картину внутренней миграции США, следует выделить «Снежный пояс», в котором располагаются 2/3 регионов страны, и «Солнечный пояс», где расположена 1/3 регионов страны. Внутренняя миграция в Америке в основном составляет перемещение населения из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Так, в 1950 году преимущество в расселении населения было за штатами, входящими в «Снежный пояс», уже в 1990-м году преимущество наблюдается у штатов «Солнечного пояса», причем доля населения этих штатов растет.

Можно выделить две основные причины такого размещения населения:

  • размещение основных средств производства на территории Юга и Запада;
  • благоприятный климат и условия жизни, рост населения за счет притока пожилого населения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Наиболее привлекательными штатами для потока мигрантов являются Калифорния, Флорида и Техас. За одно десятилетие эти три штата в совокупности дали половину общего прироста населения США.

Наибольший относительный прирост также наблюдается в штатах «Солнечного пояса», а именно в Неваде, Аризоне, Колорадо и Юте.

Таким образом, можно отметить, что характерной особенностью внутренних миграционных потоков США является высокий уровень мобильности населения и желание переехать в благоприятные климатические условия.

Именно эти особенности формируют общую картину внутренней миграции.

Внешние миграционные потоки

Америка становится конечным пунктом перемещения для значительного числа граждан других стран, на данный момент ежегодный приток населения на постоянное место жительства составляет 1 миллион человек. Максимальный приток наблюдался в 1900-1914 году и составил 13,4 миллионов человек.

Почти 2/3 всего миграционного потока составляют граждане Латинской Америки, более 1/5 составляют жители Восточной и Юго-Восточной Азии. Основными странами выбытия являются Куба, Мексика и Пуэрто-Рико.

Если рассматривать структуру въезжающего на территорию страны населения, то она следующая: в первую очередь на территорию США въезжают близкие родственники граждан Америки, значительное число нелегальных мигрантов, также сюда приезжают многие политические мигранты-беженцы и высококвалифицированные специалисты.

Миграционная политика США

В США очень актуальна проблема межнациональной вражды, вызванная ранее проводимой политикой поощрения массовой миграции из Южной Америки и Азии. Практически все выходцы из этих стран, проживающих на территории США, считают, что в США существует расизм.

Усугубляет ситуацию также политика мультикультурализма, которая поддерживается в стране, поскольку мигранты не стремяться приобщиться к американской культуре, что также становится причиной многочисленных конфликтов. Многие из мигрантов негативно относятся к США, считая, что эта страна захватила их или вынудила покинуть родную страну.

Остро встает вопрос и о языке. Английский язык теряет свою значимость среди мигрантов, более того, американские власти поддерживают это посредством перевода всех своих официальных документов на языки, проживающих на территории того или иного штата национальностей и народностей.

В стране очень велика доля правонарушений и преступлений, совершенных мигрантами, включая незаконное пребывание на территории страны, а также широкое распространение на территории страны грабежей и разбоев, совершенных нелегальными мигрантами.

В стране насчитывается около 3,5 % от всего населения нелегальных мигрантов, на долю которых приходится около 9 % деторождений, в результате чего, дети, рожденные на территории США нелегальными мигрантами, приобретают американское гражданство автоматически.

Мигранты в США являются категорией населения, на лоббировании интересов которой, политики получают необходимые голоса в предвыборной гонке. Ради голосов мигрантов политики готовы проводить политику массового получения гражданства некоторых категорий мигрантов, а также отказаться от депортаций нелегальных мигрантов, что в конечном итоге приводит к острой негативной миграционной обстановке.

Более того, в США существует феномен укрывания официальными властями нелегальных мигрантов от правоохранительных органов, и даже целых «городов-убежищ» для нелегальных мигрантов с целью сохранения власти.

Таким образом, можно сказать о том, что миграционная политика в США заключается в интеграции мигрантов и мультикультурализме, что в конечном итоге, сдерживает экономический рост страны и создает острую социальную обстановку в обществе, а также, в результате норм, согласно которым дети, рожденные на территории США, получают гражданство этой страны автоматически, доля выходцев из Латинской Америки и Азии в структуре состава населения значительно растет.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Колониальный период

Наиболее длительной по времени волной миграции в США был период освоения новых земель. Эпоха колонизации Нового света началась в середине 17-го века и длилась вплоть до войны за независимость. Основными странами – донорами мигрантов были Великобритания со всеми своими землями (Ирландией, Шотландией, Англией и Уэльсом), страны Северной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды), Германия, Франция. Мигранты из разных стран предпочитали размещаться в разных колониях, которые впоследствии стали отдельными штатами.

Причинами, побуждавшими первых переселенцев в США покидать свою родину и уезжать за океан, были разные ситуации экономического, политического, социального и религиозного характера. В Западной Европе продолжалась промышленная революция, породившая масштабные миграционные процессы. Кроме того, религиозные притеснения протестантов и гугенотов также способствовали их желанию переехать подальше от плохой жизни.

Первые мигранты занимались земледелием, будучи наемными работниками. Впоследствии им удавалось получить небольшой надел земли и заниматься своим делом. Несмотря на очень тяжелые условия работы , их жизнь можно было считать более успешной, чем на родине.

Массовый период миграции

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Иммиграция того периода характеризовалась большим ареалом стран-доноров. В первую очередь это Ирландия и Германия (вернее, земли, которые впоследствии станут Германией), Швеция, Польша, Франция, Италия, Англия. Кроме того, в южные штаты хлынул поток мексиканцев, а в северные начали перебираться канадцы. В середине 19-го века Америку открыли для себя китайцы, сформировав первую волну иммиграции.

Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.

Основными причинами второй волны иммиграции в США можно назвать активное освоение Среднего Запада и открытие порта в Нью-Йорке. Кроме того, США переживали экономический подъем: бурное развитие промышленности требовало новых рабочих. С другой стороны, в Европе, только отошедшей от наполеоновских войн, появилась масса молодых людей, ищущих свое место в жизни. При этом стремительная индустриализация и переход сельского хозяйства на другие принципы не требовали большого количества рабочей силы. Естественно, что молодое государство за океаном манило многих своими возможностями.

Характерным является расселение новых жителей компактными группами. Средний Запад, ставший к середине 19-го столетия самым плодородным регионом мира, стал новым домом для целых общин из Дании, Норвегии, Швеции, Богемии и Германии. Кстати, в этот период появились первые признаки недовольства и даже враждебности со стороны старожилов к иммигрантам. Причина такого отношения связана с религией — иммигранты-католики из Ирландии вызвали недовольство протестантов, составлявших на тот период большинство населения США.

Еще одним негативным фактором того времени было резкое неприятие китайцев, также устремившихся в Соединенные Штаты в поисках счастья. Впервые для США был принят закон «Об исключении китайцев» в 1882 году. Это была политика ограничения.

Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.

Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.

Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.

Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.

Последняя эпоха иммиграции

Принятый в 1920-е годы закон об ограничении иммиграции не распространялся на страны Западного полушария. Вплоть до 1965 года иммигранты из стран Карибского бассейна, Мексики, других стран Южной Америки успели буквально наводнить некоторые штаты . Кроме того, знаковыми были волны миграции евреев из предвоенной Германии, венгров после событий 1956 года, кубинцев с залитого кровью острова. Но при этом закон об ограничении иммиграции действовал, обрастая ужесточающими поправками.

В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.

Изначально при помощи этого закона удалось изменить вектор иммиграции в сторону европейских стран, но впоследствии жители Кореи, Индии и других азиатских государств буквально хлынули в США. К новому тысячелетию объем иммиграции достиг уровня 1900 года. Таким образом иммигранты снова стали основной силой, формирующей нацию.

Выходцы из СССР и России в течение 20-го века постоянно пополняли число жителей США. Советский период ознаменовался массовым выездом интеллигенции, после распада СССР в США хлынул большой поток людей, покинувших родину в поисках лучшей жизни.

Начало 21-го века характеризуется дебатами в обществе о принятии законов, ужесточающих иммиграцию. Американцы видят в новых жителях угрозу для своего уклада и образа жизни, неприятие своих правил и знаменитой американской мечты .

Существует и противоположное мнение — о положительном влиянии иммиграции на развитие американской экономики и общества в целом.

В настоящее время тройка стран – лидеров по количеству мигрантов в США выглядит следующим образом: Мексика, Китай, Индия. Всего мигранты составляют 13% от общего числа жителей Соединенных Штатов.

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

Статья просмотрена: 2965 раз

Библиографическое описание:

Прыткова Ю. И. Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 273-276. — URL https://moluch.ru/archive/10/622/ (дата обращения: 26.02.2020).

По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире на­считывалось 191 миллион мигрантов. Они составляют 3 % населения Земли. Денеж­ные переводы трудовых мигрантов на родину превысили в 2005 году 233 млрд. долл. Количество незаконных мигрантов колеблется от 30 до 40 миллионов человек, т.е. от 15 до 20 % всего количества мигрантов в мире*. В 1970 году мигранты составляли более 10 % населения в 48 странах, а в 2000 году количество таких стран выросло до 70. В некото­рых странах мигранты составляют весьма значительную часть населения: в Кувейте — до 50 %, в Австралии — 25 %, в Канаде — 19 % и т.д. [1]. Все эти данные свидетельствуют о том, что проблема миграции в современных условиях становится одной из важнейших как для внутренней, так и для внешней политики многих стран мира. Данное положение в полной мере касается и стран СНГ, в первую очередь России.

Зарубежные страны, встречаясь с теми или иными проблемами регулирования миграционных процессов, находят решения, которые соответствуют их национальным интересам. Какие-то из этих решений могут соответствовать, а могут и противоречить интересам России и других стран СНГ. Анализ зарубежного опыта может способствовать более ясному видению общих черт миграционных процессов и спе­цифических особенностей, проявляющихся на постсоветском пространстве. Рас­смотрим три наиболее важных в концептуальном плане аспекта миграционной по­литики зарубежных стран.

Причины, плюсы и минусы миграции.

В соответствии с наиболее распространенными в настоящее время подходами к проблеме миграции она может давать ощутимые выгоды странам, принимающим мигрантов, странам их происхождения и самим мигрантам. Поэтому одним из под­ходов к миграции является борьба за трудовых мигрантов как за дешевый ресурс, ко­торый может эффективно использоваться для укрепления собственной экономики. Одновременно миграция может иметь очень серьезные политические и социаль­но-экономические последствия прежде всего (но не только) для принимающих стран. Нередко встречающееся противопоставление экономического и политиче­ского (в том числе безопасности) аспектов вряд ли можно считать обоснованным. Это противоречие возникает в случаях неумелой работы в сфере миграции (напри­мер, в случае отсутствия координации деятельности органов власти, занимающихся различными направлениями работы с мигрантами).

В докладе Глобальной комиссии по международной миграции [2] указываются три основные движущие силы миграции, в основе которых лежат различия в сферах, обозначаемых как “три D” (от англ. development, demography and democracy — разви­тие, демография и демократия). Во-первых, это разрыв между высоко- и слаборазви­тыми странами в социально-экономическом развитии. Разрыв между ними по пока­зателю ВВП на душу населения увеличился с 41 раза в 197S году до 66 раз сегодня. Уровень безработицы составляет: в странах Ближнего Востока и Северной Африки 12,2 %, в африканских странах, расположенных ниже Сахары, — 10,9 %, в развитых странах — 6,6 %.

Во-вторых, существенна разница между двумя группами стран в демографиче­ском аспекте. По данным ООН, уровень рождаемости составляет: 1,4 на одну жен­щину в Европе, 2,5 — в Латинской Америке, 3,8 — в арабских странах и 5,4 — в Аф­рике. Разница в продолжительности жизни также весьма существенна: в странах с низким уровнем доходов она составляет 58 лет, а в развитых странах — 78 лет. В де­мографическом плане следует также отметить старение населения в развитых стра­нах, нехватку рабочей силы в них. Соотношение работающих и неработающих в странах с высоким уровнем доходов, прежде всего в Европе, на данный момент рав­но 1, но при сохранении нынешних тенденций к 2025 году на 100 работающих будет 111 иждивенцев.

В-третьих, существенны и политические различия между стабильными, предска­зуемыми государственными системами в развитых странах и вулканообразными со­стояниями многих государств “третьего мира”. В результате этого и других причин политического характера наблюдается массовый исход из нестабильных зон в более благоприятные места проживания. Например, в английском городе Манчестере работает больше врачей из Малави, чем в самом государстве Малави. Во время так на­зываемой революции тюльпанов в Киргизии весной 2005 года в связи с нестабиль­ной обстановкой очередь в консульский отдел посольства России в Бишкеке вырос­ла в несколько раз.

Читайте также:  Отзыв о поездке в США в 1967 году

Разница в социально-экономических условиях наглядно прослеживается и на постсоветском пространстве. О существенной разнице в уровнях социально-эконо­мического развития стран СНГ свидетельствуют данные ООН о человеческом разви­тии (см. табл.).

Индекс человеческого развития-2006 в СНГ (по данным за 2004 г.)

ВВП на душу населения (ППС, $)

Источник: Программа развития ООН

Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что в индексе есть долгоиг­рающий элемент — уровень образованности населения (это заслуга еще СССР). То же самое касается и уровня продолжительности жизни. А вот показатель ВВП на душу населения по ППС гораздо более мобильный.

По данным Всемирного банка, сегодня ВВП на душу населения по официально­му обменному курсу в России составляет 4460 долл., а в Казахстане — 2930 долл. Од­нако по паритету покупательной способности разница душевого ВВП между Росси­ей и Казахстаном менее заметна: 10 897 долл. в России и 8515 долл. в Казахстане. При сохранении нынешней динамики ВВП в обеих странах через несколько лет Ка­захстан догонит и перегонит Россию. Это обстоятельство может серьезно повлиять на направления трудовой миграции, особенно в регионе Центральной Азии. Можно предположить, что в борьбе за дешевые трудовые ресурсы центральноазиатских стран СНГ благодаря этим обстоятельствам, а также близости менталитетов Казах­стан будет более конкурентоспособен по сравнению с Россией.

Рост деловой активности непосредственно связан с другой причиной мигра­ции – массовой безработицей в ряде стран Содружества. В наиболее динамично раз­вивающихся странах безработица уменьшается, эти государства даже начинают ис­пытывать нехватку квалифицированных кадров. Официальные данные стран ближнего зарубежья о состоянии рынка труда серьезно отличаются от реального состоя­ния дел, однако, если судить по масштабам и географической направленности ми­грации, в ближайшие годы следует ожидать продолжения притока трудовых мигран­тов из стран СНГ в Россию.

Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть. Так, в феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграци­онной политики Великобритании [3]. Суть этой политики отражена уже в названии до­кумента “Контроль за нашими границами: сделать так, чтобы миграция работала на Великобританию”. Стратегия основывается на трех принципах. Во-первых, она по­казывает, как нужно обеспечить контроль за соблюдением законодательства о ми­грации, чтобы им невозможно было злоупотреблять. Во-вторых, стратегия обеспечи­вает положение, при котором Великобритания получает выгоды от приезжающих в страну людей, которые много работают и способствуют росту ее благосостояния. На­конец, стратегия дает ответы на сложные проблемы миграционной политики для обеспечения британских интересов. Значительное внимание в стратегии уделяется борьбе с нелегальной миграцией. Привлечение трудовых мигрантов будет основы­ваться на балльной системе, при которой наиболее вероятным будет привлечение в страну специалистов дефицитных специальностей. Для Великобритании такими специальностями являются врачи, инженеры, финансовые эксперты, медсестры и учителя. Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой квалификацией, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также студенты и специалисты.

За счет мигрантов в зарубежных странах решаются не только проблемы наполне­ния рынка труда, но и демографические проблемы. В ряде стран демографический рост обеспечивается в значительной степени за счет мигрантов. Чаще всего трудовая и миграционная проблемы соседствуют друг с другом. Например, в документе о ми­грационной политике в Ирландии говорится, что рост населения страны более чем наполовину обеспечен мигрантами [4]. После принятого в 2004 году решения об от­крытии своего рынка труда Ирландия привлекла значительное количество мобиль­ной и образованной рабочей силы.

Большое внимание в зарубежных странах обращается на интеграцию мигрантов. Так, ирландцы считают, что одним из важнейших факторов успеха в миграционной политике является направленность на долгосрочную интеграцию мигрантов в эко­номическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны. Во Франции 24 июля 2006 года принят новый закон об иммиграции и интеграции. Проведен ряд других мероприятий в этом направлении: созданы Высший совет по интеграции, го­сударственное агентство по приему и интеграции иностранных граждан, с 2002 года ведется активная работа по интеграции и борьбе с нелегальной миграцией. Закон ставит условием пребывания во Франции овладение ее языком и уважение к ее по­рядкам, предусматривает преимущества в получении вида на жительство для тех, кто владеет определенными профессиями или же может быть полезен для страны.

Наиболее важной законодательной основой в отношении мигрантов являются базовые декларации и конвенции по правам человека. К ним можно отнести Всеоб-щую декларацию прав человека и семь конвенций ООН, закрепляющих выражен-ные в Декларации права (Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации, Конвенция о запрещении всех форм дискриминации женщин и др.) В 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудя­щихся-мигрантов и членов их семей. Однако к настоящему моменту ратифицирова­ли ее только 34 государства исключительно из группы развивающихся стран, кото­рые дают основной приток мигрантов или через которые проходит их транзит. Из стран СНГ ее ратифицировали Азербайджан, Киргизия и Таджикистан.

Проведенный упомянутой выше Глобальной комиссией анализ законодательст­ва в области миграционной политики показал, что оно относительно неплохо разра­ботано в отношении защиты беженцев, запрета торговли людьми и некоторых дру­гих аспектов. Однако в большинстве других проблем законодательство отстает от происходящих в мире изменений. Это касается, в частности, вопросов двойного гра­жданства и др. Комиссия рекомендовала государствам, международным и регио­нальным организациям изучить возможность достижения договоренностей и согла­шений по вопросам, которые пока не урегулированы в законодательным порядке.

Имея в виду указанные выше трудности с разработкой законодательства о ми­грантах в различных странах, Международная организация по миграции иницииро­вала создание базы данных законодательства по проблемам миграции [5]. База содер­жит правовые нормы и инструменты, которые используются для регулирования про­цессов миграции на мировом, региональном и национальном уровнях. Она постоян­но обновляется и включает в себя соответствующие международные конвенции, ре­гиональные и двусторонние договоры и соглашения, международные и региональ­ные резолюции и декларации, а также национальное законодательство.

В базе возможен поиск законодательных актов по ряду категорий, среди кото­рых: двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции, консульская защи­та и помощь, задержание, депортация, дискриминация, расизм и ксенофобия, вы­дворение из страны, экстрадиция, интеграция мигрантов в стране проживания и т. д.

Вопросы миграции в большинстве стран мира непосредственно связывают с проблемами обеспечения безопасности. Следует отметить, что во многих странах миграция привела к укреплению безопасности за счет того, что снизился уровень бедности, стало меньше безработных и благодаря этому снизилось политическое на­пряжение в обществе. Вместе с тем в отдельных развитых странах среди коренного населения появились страхи в отношении колоний иностранцев (своеобразные “чайна-тауны”), которые обладают совсем другими культурными традициями и не поддаются интеграции в местные сообщества.

Определенное беспокойство по этому поводу существует и в России. В сентябре 2006 года в Архангельске состоялось выездное заседание Национального антитерро­ристического комитета. Его председатель Н. Патрушев в своем выступлении обратил внимание на террористический потенциал незаконной миграции. По его мнению, важно разобраться в причинах сложившейся ситуации, когда естественной средой функционирования национальных групп в России часто оказывается “преступное сообщество” [6].

Такая постановка вопроса вполне обоснованна, особенно в отношении незакон­ной миграции. По данным ОЭСР, из 56 миллионов мигрантов, находящихся в Евро­пе, от 10 до 15 миллионов находятся там нелегально. В США через Мексику ежегод­но пробираются до полумиллиона нелегальных мигрантов. Поэтому американцы ре­шили построить заградительную стену вдоль Рио-Гранде. Однако специалисты вы­сказывают сомнения относительно эффективности этой меры, поскольку решение проблемы нелегальной миграции должно иметь системный характер.

Страны мира принимают различные меры по борьбе с нелегальной миграцией. Так, англичане проводят дополнительную проверку подлинности документов на авиалиниях, по которым в страну поступает основной поток иммигрантов. В 2004 году было проведено 1600 операций правоохранительных органов по выявле­нию нелегальных мигрантов, что составляет рост в 360 % по сравнению с предыду­щим годом. Установлен штраф в размере 2000 фунтов за каждого нелегального тру­дового мигранта с предпринимателей, которые используют их в своей деятельности. Планируется, что вскоре будет введен порядок, по которому у иностранцев, обра­щающихся за визой, будут брать отпечатки пальцев и заносить их в электронную базу данных для возможного использования в правоохранительной деятельности.

Госсекретарь правительства Испании по вопросам иммиграции M.К. Руми отме­тила следующие меры, которые ее страна принимает с целью борьбы с незаконной миграцией: “С одной стороны, мы пытаемся усилить охрану нашего побережья, а с другой — повысить уровень двустороннего сотрудничества со странами, откуда этот поток иммигрантов, собственно, и исходит. К тому же данный вопрос должен стать предметом обсуждения на многонациональных форумах [7]. В Плане действий ЕС – Молдова предусмотрен целый ряд мер по решению про­блем, касающихся миграции. Например, для определения пропорций законной и незаконной миграции, мониторинга и учета миграционного движения должен быть налажен обмен информацией, а также создана база данных для исследования потока миграции в, через и из Молдовы. Планируется приведение внутреннего законода­тельства в соответствие со стандартами ЕС, чтобы заключить нелегальную миграцию в правовое поле. Рассматривается возможность приглашения Республики Молдова для участия (или наблюдения) в мероприятиях, организованных в рамках программ ЕС по миграции (ARGO, AENEAS).

Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, что в зарубежных стра­нах имеется довольно богатый опыт регулирования миграционных процессов. Необ­ходимо творчески осмыслить его и использовать в выстраивании взвешенной мигра­ционной политики России.

[1]Cм.:официальный сайт Международной организации по миграции в Интернете по адресу http://www.jom.int/jahia/page254.html

[2] См.: Global Economic Prospects. Economic Implications of Remittances and Migration / The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington, DC. 2006.

[3] См.: Controlling our borders: Making migration work for Britain. Five year strategy for asylum and immigration. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department, by Command of Her Majesty. February 2005.

[4]См.: Migration Policy. Published by the National Economic and Social Council. September 2006.

Миграция Внешние И Причины В Сша

Миграция в США: статистика и причины

В процессе внутренней миграции представителей американского населения резким образом происходит своеобразное разрастание агломераций, в результате чего широко распространяется городской стиль жизни. Это характеризуется резким сокращением уровня сельскохозяйственного производства, а также начинает наблюдаться острая нехватка свободных помещений для расширения производства. К тому же в таких населенных пунктах происходит существенное увеличение количества транспортных средств, что также отрицательно воздействует на экологическую обстановку в ранее чистых регионах.

К преобладающим направлениям внутренней миграции в США относятся также Флорида и Техас. Данное явление (по мнению многих социологов) обусловлено тем, что жители густонаселенных штатов видят в этих регионах отличные возможности для дальнейшего развития и построения успешного собственного бизнеса.

Миграция Внешние И Причины В Сша

Направления миграций из штатов «Снежного пояса» в штаты «Солнечного пояса» показаны на рисунке 2. Он позволяет также визуально определить те штаты, которые привлекают больше всего мигрантов. В первую очередь это Флорида, Калифорния и Техас. В 1960— 1980 гг. население Флориды увеличилось в два раза, Калифорнии и Техаса — примерно в полтора раза. В 1980—1990 гг. три эти штата дали почти 1/2 общего прироста населения США (включая иммиграцию).

На протяжении всей истории колонизации и освоения территории США соотношение между четырьмя главными макрорайонами страны по доле в общем ее населении неоднократно изменялось. Как показывает рис. 1, на заре европейской колонизации население США примерно поровну распределялось между Северо-востоком и Югом. В начале XIX века началась колонизация Среднего Запада, в середине XIX в. — Запада. Первую половину XX в. можно назвать периодом относительной стабильности, но во второй его половине пропорции снова стали постепенно изменяться, что прежде всего нашло выражение в уменьшении доли Северо-востока и Среднего Запада и увеличении доли Юга и особенно Запада.

Миграция населения США

Так, по данным переписей населения 1980-го и 1990-го года, всего за десятилетие население Запада увеличилось почти на четверть, население Юга на 13 процентов, при этом наблюдается незначительное увеличение населения Среднего Запада и Северо-Востока – 1,4 и 3,4 процента соответственно.

Остро встает вопрос и о языке. Английский язык теряет свою значимость среди мигрантов, более того, американские власти поддерживают это посредством перевода всех своих официальных документов на языки, проживающих на территории того или иного штата национальностей и народностей.

Миграция населения: основные причины и последствия, современные тенденции

Миграция населения, при которой люди вынуждены менять место проживания на длительное время, имеет значительные последствия для экономики стран. Миграционные процессы приводят к изменениям в социальной и политической сфере, влияют на значительные социальные и демографические процессы внутри каждого государства. Не зависимо от того, к каким последствиям приводит изменение населением места жительства, процессы миграции требуют тщательного изучения и контроля со стороны правительства. Поэтому рассмотрим главные аспекты, касающиеся долгосрочного переселения граждан.

К политической эмиграции обычно приводит смена власти. Если действия правящего режима не согласуются с гражданскими убеждениями человека, то невосприятие политической ситуации может спровоцировать переезд за границу. Часто люди меняют место проживания, чтобы не стать жертвами политических репрессий. Например, все знают исторический факт, что миллионы граждан уехали из фашистской Германии.

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.

Три причины миграции: что заставляет людей бежать в США

Почти 54 000 детей, которые прибыли на границу с США без сопровождения родителей, были задержаны в 2020 году. (Несовершеннолетние дети без сопровождения не входят в число тех детей, которые были задержаны вместе с родителями, а потом изъяты из семьи по решению правоохранительных органов).

95% мигрантов, задержанных в декабре 2020 года, — это были граждане стран “Северного треугольника” (Сальвадор, Гватемала, Гондурас). Число мексиканцев, задержанных на границе, существенно сократилось за последнее десятилетие.

Исследование миграционных процессов в Америке

В области изучения американской иммиграции имеется ряд историографических работ. Э. Н. Сэвет подверг в книге «Американские историки и европейские иммигранты» основательному критическому разбору взгляды известных американских историков на иммиграцию, а также произведения ряда иммигрантоведов. Он пришел к выводу, что американские историки, выходцы из консервативных буржуазных кругов, обычно относились к иммигрантам подозрительно, хотя признавали их экономическую ценность для США. Критикуя узкий национализм и крикливый лжепатриотизм филиопиэтистов, Сэвет объявлял его неоправданным уже по той причине, будто иммигранты не составляют в США угнетенных народностей. Последний довод противоречит фактам и извращает всю перспективу изучения американской иммиграции.

Крупнейший вопрос, всегда стоявший перед американским иммигрантоведением, стоящий перед ним и теперь, — это проблема хода и направления ассимиляционных процессов. Концепция успешности ассимиляции иммигрантов, чаще всего символизируемая понятием «плавильный котел» (достаточно, впрочем, неопределенным), не пользуется теперь особым успехом. Однако не все ученые следуют этой новой оценке. Так, об успешной ассимиляции иммигрантов, причем не групповой, а индивидуальной, сообщается в работе профессора Миннесотского университета Тимоти Смита, основанной на архивах горнорудных поселков Миннесоты. Начиная с 80-х годов XIX в., эти городки заселялись рабочими-иммигрантами самых разных национальностей. Процесс ассимиляции этого этнически пестрого населения и рассматривается в статье Смита, который подчеркивает успешность и быстроту ассимиляции.

Внешняя миграция: российские реалии

С каждым годом, количество россиян, которые уезжают из страны, увеличивается. Связано это со многими причинами: недовольство качеством жизни, политическая обстановка, чувство незащищенности, а недавняя пенсионная реформа, направленная на увеличение пенсионного возраста, еще активнее породила разговоры о том, как много россиян уезжают. Но куда уезжают россияне?

  1. Германия — 620 тыс.
  2. США — 210 тыс.
  3. Израиль — 69 тыс.
  4. Италия (приблизительное количество русских иммигрантов – 65 тыс.
  5. Испания — 50 тыс.
  6. Канада — 48 тыс.
  7. Великобритания — 38 тыс.
  8. Австрия — 32 тыс.
  9. Греция — 22 тыс.
  10. Швейцария — 10 тыс.
Читайте также:  Изобретательность в кладбищенском бизнесе США

Статистика миграции

  • избыток дешевой рабочей силы;
  • рост безработицы;
  • недополучение бюджетом налогов;
  • разводы;
  • расширение теневой экономики;
  • перенаселение жилья;
  • рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;
  • обострение социальной напряженности в обществе;
  • расширение криминальной среды.

Статистика миграции Германии утверждает, что около 1/3 основного потока беженцев приходится на эту страну. Если нынешняя ситуация сохранится, то миграционный прирост в 2020 году составит 250 тыс. человек. За счет этого увеличится общий прирост населения до 50 тыс.

Законодательство США в сфере регулирования миграций населения (общая характеристика)

Согласно современному законодательству любой человек может подать заявление на иммиграцию в Соединенные Штаты Америки. Конгресс США установил годовой лимит иммиграционных виз в размере 675.000 на любой фискальный год. Визы делятся на следующие три категории:

Согласно Иммиграционному Акту 1990 г. были введены новые методы подсчета количества иммигрирующих людей из различных частей света в любой год, основанные на учете соотношения географических регионов с высокими и низкими иммиграционными потоками к количеству прибывших иммигрантов в США из вышеуказанных регионов в течение последних пяти лет. При этом предпочтение отдается эмигрантам из районов с меньшим иммиграционным потоком. Эта мера была принята с целью изменить иммиграционные потоки из стран, граждане которых в прошлом получали не пропорциональное количество иммиграционных виз. В настоящее время на каждую страну планируется порядка 25.000 виз ежегодно[78].

Миграция Внешние И Причины В Сша

Если к началу девяностых годов число нелегалов в Америке достигало 4 млн. чел., до к 2012 году оно возросло до 11.7 млн. Администрация Б. Обамы анонсировала проект реформы иммиграционной политики США, согласно которому все нелегальные мигранты получат возможность легализоваться в ходе длительной процедуры (фактически это амнистия), а новые денежные вливания в систему пограничного контроля должны остановить поток мигрантов. Однако, несмотря на рекордное число депортированных за 2012 год – 400 тыс. чел и возросшее до 18 млрд. долл. финансирование пограничной службы, численность нелегалов не снижается.

Пока идут партийные споры о том, как нужно проводить реформу иммиграционной политики, в пустыне Аризона появляется все больше скелетов тех, кого постигла неудача в попытке пересечь границу нелегально, а «койоты» (так называют тех, кто за деньги переправляет мигрантов через границу с США) зарабатывают все новые миллиарды долларов. Экономика Соединенных Штатов действительно нуждается в рабочих руках в некоторых отраслях (в сфере услуг, уже указанном сельском хозяйстве), однако как показала практика (а власти США пытаются активно бороться с миграцией с 1986 года), массовые амнистии не решают проблему. Число нелегальных мигрантов на некоторое время снижается, но затем вновь начинает расти. Кроме того, амнистия ставит в одинаковое положение тех, кто долгие годы законным путем добивался получения гражданства с теми, кто проник в страну нелегально, что задевает чувство справедливости у американцев.

Российский Институт Стратегических Исследований

Он обратил внимание, что сейчас Д.Трамп пытается решить проблему жёстким методом, максимально ограничив нелегальную миграцию. «Это приводит, например, к тому, что детей и родителей разлучают на границе из-за отсутствия документов. Тех, кого разлучают, переводят во временные лагеря и присваивают номера. Критики президента уже сопоставили ситуацию с нацистскими лагерями смерти. Хоть это и несопоставимые вещи, но то, как это преподносится в СМИ, приводит лишь к нарастанию недовольства среди населения решениями Трампа и усугублению проблемы», – подчеркнул И.Кравченко.

Миграционный кризис в США набирает обороты, и чем дальше, тем сложнее будет администрации Трампа сопротивляться волне критики, которой подвергается его команда за беспрецедентные шаги в отношении нелегальных мигрантов, считает эксперт РИСИ Илья Кравченко. «Ещё в самом начале своего президентства Трамп чётко дал понять, что никакой поблажки касательно свобод мигрантов и приёма беженцев с Востока, регулирования деятельности миграционных и этнических организаций на территории страны, а также предоставления финансирования так называемым городам-убежищам, не будет», – напомнил политолог.

Проблемы незаконной миграции в США

«ICE начинает тщательную проверку 652 национальных компаний. Инспекторы проверят на соответствие законам и нормам документы о найме на работу сотрудников этих компаний. Проверка проводится с целью напомнить работодателям об их ответственности при найме иностранного персонала, а также для проверки легальности найма на работу«, — говорится в сообщении ICE, размещенном на сайте службы.

– если иностранец – нарушитель, выехал из Америки с просроченной визой. Или был выдворен из Америки, но вернулся в Америку нелегалом. И был задержан вторично – то ему грозит «уголовная» ответственность за такое нарушение Американских законов.

Теристика миграционных потоков, международного движения капитала

Помимо нежелательного давления на рынок труда, южная миграция неблагоприятно сказывается на валютно-финансовом положении США. Непростой проблемой отношений двух стран являются денежные ᴨȇреводы из США мексиканских легальных и нелегальных мигрантов на свою родину. Определить сумму ᴨȇресекающих границу долларовых средств, точнее, ее нелегальные масштабы, весьма сложно. Но поскольку утечка валютных ресурсов беспокоит власти суᴨȇрдержавы, необходимо полагать, что она немалая, исчисляемая многими миллионами долларов. Такое ᴨȇрекачивание денежных ресурсов, так или иначе, отрицательно сказывается на состоянии текущих статей платежного баланса США, осложняя интеграционные процессы двух разновеликих соседей.

Переезды из сравнительно бедной страны в богатую — обычное явление, и в Мексике они существовали с давних времен. Однако особенно они усилились в последние три десятилетия ушедшего и в начале нынешнего столетия. В США ежегодно эмигрируют около 400 тыс. мексиканцев, их общая численность составляет порядка 10 млн. человек (по некоторым оценкам — 12 млн.). На граждан мексиканского происхождения приходится около трети проживающих иностранцев, или 3-4% населения суᴨȇрдержавы (300 млн. в 2006 году). После выборов в 2000 г. проблемы миграции вошли в число приоритетов нового правительства, и в феврале 2001 г. президенты обеих стран представили соответствующую программу. Суть ее сводилась к тому, что США определят статус 3,5 млн. мексиканцев, проживающих на их территории, а также для сезонных сельскохозяйственных рабочих; увеличат число виз для мексиканских иммигрантов; усилят совместными действиями охрану границ.

Миграция в США из России: способы, возможности и необходимые документы

  • Лица, которые являются гражданами страны, где проходят военные действия;
  • Лица, подвергающиеся постоянным преследованиям, угрозам, арестам на необоснованной почве;
  • Лица, которых притесняют в родной стране на религиозной почве.

Как и в других странах, в Соединенных Штатах Америки наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих среди различных сфер труда. Так, наиболее востребованными профессиями являются шоферы, работники на строительных площадках (разнорабочие), слесари, сварщики, посыльные и т.д.

Миграция Внешние И Причины В Сша

В последнее время ежегодно границу Мексики с США пересекает 1 миллион нелегальных иммигрантов. При этом 80% из них приезжают на временные заработки и в среднем через полгода возвращаются домой. Остальные 20%, т.е. 200 тысяч человек в год остаются в Соединенных Штатах на постоянное место жительство. Многие из них уже имеют родственников в США и отправляются к ним в надежде через какое-то время получить грин-карту.

После подписания Договора НАФТА выгоды получили в основном крупные мексиканские производители. В настоящее время только 500 фирм являются крупными экспортерами, тогда как большинство мелких и средних предприятий — более 97% — не имеют возможности выйти на мировой рынок. Некоторые из них не выдержали возросшей конкуренции со стороны американских и канадских производителей и вынуждены были закрыться. Сложная ситуация сложилась в ряде отраслей сельского хозяйства Мексики, которые из-за конкуренции понесли существенный урон. В первую очередь к ним относятся зерновое и молочное хозяйство, свиноводство. Так, падение цен на кукурузу и сокращение заработной платы на 20% привело к росту эмиграции мексиканских работников, многие их которых направились на сельскохозяйственные плантации США. По некоторым данным в 1990-е годы в США иммигрировали от 600 до 800 тысяч сельскохозяйственных рабочих из Мексики (15% всех занятых в сельском хозяйстве), большинство из которых составили нелегальные иммигранты 11 .

Особенности Внутренней Миграции Сша

Особенности Внутренней Миграции Сша

Еще в 1950 г. соотношение между двумя поясами в общем населении страны составляло 55: 45 в пользу «Снежного пояса», а уже в 1990 г. оно осталось таким же, но теперь с преимуществом «Солнечного пояса». В 1990-х гг. его перевес стал еще более населении США ощутимым. К тому же и сам этот пояс несколько увеличился в размерах, если иметь в виду понятие о «Новом Солнечном поясе», которое появилось в американской литературе. В первую очередь его относят к таким Горным штатам, как Невада, Юта и Колорадо.

«Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Общее представление о штатах, входящих в оба эти пояса, дает рисунок 2. Из него видно, что примерно 2/3 всех штатов страны относятся к «Снежному поясу» и 1/3 — к «Солнечному поясу». Так, «Солнечный пояс» включает в себя всю территорию штатов Северная и Южная Каролина, Джорджия, Флорида, Теннеси, Алабама, Миссисипи, Арканзас, Луизиана, Оклахома, Техас, Аризона, Нью-Мексико, Гавайи, а также южные части штатов Невада и Калифорния.

Миграция в США: статистика и причины

Соединенные Штаты Америки — это государство, которое (наряду со многими другими странами) допускает продажу недвижимости на своей территории гражданам иных регионов мира. Следует отметить то, что приобрести недвижимость в личное или коммерческое пользование можно лишь в том случае, если в дальнейшем планируется приобретение гражданства Америки. Кроме того, конечно же, потребуется наличие материальных ценностей в размере стоимости желаемого жилья. Что касается цен на недвижимость в Америке, то ее могут позволить себе далеко не все, так как цена средней квартиры в благополучном районе страны может составлять около 750 тысяч долларов.

Социологи из различных государств мира определяют Штаты как наиболее урбанизированную страну. Это связано с тем, что богатые люди, которые пресытились постоянным времяпровождением в шумных городах, все чаще и чаще решаются поехать в отдаленные уголки страны, создавая тем самым внутреннюю миграцию в США. Кроме того, на урбанизацию менее населенных и не очень хорошо развитых регионов особенным образом влияет то, что стоимость городских участков в таких районах довольно низкая. Особенно это видно, если сравнивать цены с крупными мегаполисами.

Роль международной миграции в экономике США

Несмотря на все сложности развития иммиграционного процесса, большинство отечественных и зарубежных специалистов сходятся во мнении, что в целом он вносит значительный вклад в экономику Соединённых Штатов. Выплачиваемые иммигрантами налоги окупают расходы на предоставляемые им социальные, медицинские, образовательные и другие услуги. В среднем, сумма налогов, выплачиваемая каждым иммигрантом в течение его трудовой жизни в США, составляет 80 тыс. долл., а для имеющих высшее образование -250 тыс. долларов.

На современном этапе на американском рынке труда сложилась довольно стабильная ситуация. С января по август 2006 г. уровень безработицы колебался в пределах 4,6-4,7%. По данным Бюро трудовой статистики Министерства труда, в августе 2006 г. в стране насчитывалось 7,1 млн. безработных, что составляло 4,7% общего количества занятых. Наибольший показатель безработицы за последние годы наблюдался в июне 2003 г., когда без работы оставалось 9,4 млн. американцев (6,4%).

Миграция населения США

Мигранты в США являются категорией населения, на лоббировании интересов которой, политики получают необходимые голоса в предвыборной гонке. Ради голосов мигрантов политики готовы проводить политику массового получения гражданства некоторых категорий мигрантов, а также отказаться от депортаций нелегальных мигрантов, что в конечном итоге приводит к острой негативной миграционной обстановке.

Чтобы представлять общую картину внутренней миграции США, следует выделить «Снежный пояс», в котором располагаются 2/3 регионов страны, и «Солнечный пояс», где расположена 1/3 регионов страны. Внутренняя миграция в Америке в основном составляет перемещение населения из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Так, в 1950 году преимущество в расселении населения было за штатами, входящими в «Снежный пояс», уже в 1990-м году преимущество наблюдается у штатов «Солнечного пояса», причем доля населения этих штатов растет.

Внутренние миграции населения в США: 2000-2004 гг

Запад показал чистую иммиграцию неиспаноязычных белых, но имел потерю от миграции чернокожих и испаноязычных. Миграционный прирост здесь сконцентрировался в Горных штатах, где миграционное сальдо оказалось положительным для всех рассматриваемых расово-этнических групп. Наибольшие потоки миграции во многие штаты следовали сюда из Калифорнии. В Тихоокеанских штатах чистая миграция для всех четырех групп была отрицательной, причем выезд испаноязычных и американцев азиатского происхождения из региона был больше, чем въезд из-за границы. В Калифорнии наблюдалась наибольшая чистая потеря миграции испаноязычных и вторая по величине потеря неиспаноязычных белых и американцев азиатского происхождения. Максимальное количество неиспаноязычных белых, испаноязычных и азиатских эмигрантов из Калифорнии выехали в западные штаты Аризону, Неваду, Вашингтон и Орегон, а также в Техас. Потоки эмиграции чернокожих из Калифорнии были более географически рассеяны, однако самое большее число переместилось в Техас, Джорджию и Неваду [1, табл. 30]. Наличие множества людей, выезжающих за пределы Запада, свидетельствует о том, что далеко не все его жители удовлетворены условиями жизни.

Потери чистой внутренней эмиграции неиспаноязычных белых, чернокожих и американцев азиатского происхождения на Среднем Западе были меньше, чем на Северо-Востоке, а значительная часть этих потерь приходится на Северо-Восточный Центр. К тому же на Среднем Западе чистая миграция испаноязычных была положительной, что возместило небольшую часть потери от чистой эмиграции других трех групп. Северо-Западный Центр показал большую чистую миграцию испаноязычных, чем Северо-Восточный, а также имел положительное миграционное сальдо для чернокожих. Испаноязычные эмигранты из Среднего Запада были несколько старше, чем испаноязычные, въезжающие в регион, и среди них большую долю составляли рожденные в США, в то время как иммигранты на Средний Запад, как и испаноязычное население в целом, в основном были рождены за границей [1, табл. 30].

Население США

Однако времена, когда США как молодая нация занимали одно из первых мест в мире по естественному приросту населения, давно прошли. В 80-90-x гг. такой прирост заметно снизился, что нашло отражение на половозрастной пирамиде (см. рис. 79, с. 298, слайд №7 презентации).

Каждый штат имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные органы. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок два или четыре года. США — президентская республика. Во главе государства стоит президент, избираемый на четыре года, но не более чем на два срока (настоящий президент США – Барак Обама). Он же является главой исполнительной власти и формирует правительство в составе министров (министр иностранных дел в США называется государственным секретарем). Законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат — Сената (100 членов, избираемых по два от каждого штата) и Палаты представителей (435 членов, избираемых населением).

Исследование миграционных процессов в Америке

Значительный вклад в советскую иммигрантоведческую американистику внесли работы А. Н. Шлепакова. В его монографии «Иммиграция и американский рабочий класс» рассматривается судьба американской рабочей иммиграции в XX в. в связи с общим историческим развитием и с борьбой американского пролетариата. Наибольшее внимание уделено политическим процессам в среде трудящихся иммигрантов. Другая книга А. Н. Шлепакова посвящена эмиграции украинцев в начале XX в. в Северную Америку. Среди ряда статей того же автора по иммигрантской проблематике есть и историографическая.

Основополагающей для американского иммигрантоведения социологической работой можно, пожалуй, считать труд В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Это исследование, впервые опубликованное в 1918 г. и с тех пор не раз переиздававшееся, основано на богатых и в то время почти не вводившихся в научный оборот источниках — переписке американских иммигрантов с родственниками в Польше, автобиографиях иммигрантов и т. д., которые публикуются в книге. Авторы дают социологический анализ как польской деревни — источника эмигрантов, так и иммигрантского быта в Америке. И там, и здесь они обнаруживают распад, особенно подчеркиваемый для иммигрантской семьи. Вся книга проникнута ощущением социальной дезорганизации, быть может, отчасти объясняющимся историческом моментом, в который готовилась книга. Таким образом, соответствующие заключения авторов можно считать несколько преувеличенными. В книге высказана плодотворная идея о формировании в эмиграции нового польско-американского общества, постепенно американизирующегося посредством групповой ассимиляции. Эта идея применима, разумеется, и к другим иммигрантским национальностям. Однако иммигранты у Томаса и Знанецкого связаны преимущественно со своим европейским прошлым, влиянию на них американской обстановки уделено мало внимания. Не отмечена и их классовая дифференциация.

Читайте также:  Беседы со студентами Стэнфордского университета советского журналиста

Особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран

30 января 2003 г. Бюро по обеспечению безопасности границ реорганизуется в Бюро иммиграции и таможенного оформления, включив в свой состав подразделения таможенной службы и Службы иммиграции и натурализации, призванные обеспечивать реализацию иммиграционного и таможенного законодательства в пределах территории США и защиту ее воздушного и морского пространства. Руководитель бюро непосредственно подчинен главе Управления по обеспечению охраны границ и безопасности на транспорте. К ведению Бюро иммиграции и таможенного оформления отнесены:

В 2002 г. вся система органов иммиграционного контроля претерпела изменения. В частности, вместо службы иммиграции было создано министерство внутренней безопасности границ, территориальных вод, портов, водных и воздушных путей, усилен контроль над границами США, визовый таможенный контроль с целью предотвращения проникновения на территорию страны террористов и орудий терроризма, управление законодательством по иммиграции и натурализации. По закону о внутренней безопасности (2002 г.) в рамках Управления по обеспечению охраны границ и безопасности на транспорте создаются Бюро гражданства и иммиграционной службы и Бюро по обеспечению безопасности границы. Первое возглавляется директором, непосредственно подчиненным заместителю секретаря Министерства внутренней безопасности. К бюро перешли функции принятия решений по: иммиграционным петициям всех категорий, ходатайствам о натурализации, по заявлениям о предоставлении статуса беженца, а также по другим вопросам, так или иначе связанным с процессами иммиграции и натурализации.

Законодательство США в сфере регулирования миграций населения (общая характеристика)

Виза является действительной в течение 4 месяцев с момента выдачи (до въезда на территорию США). Дальнейшие изменения сроков действия не допускаются. Иммиграционная виза не дает право на американское гражданство, а только предоставляет право легального въезда, проживания, работы в США в течение установленного периода.

Криминальное прошлое является серьезным основанием для отклонения заявления об иммиграционной визе. Оно распространяется на широкий круг лиц, включая членов коммунистической партии, нацисткой партии или других опасных организаций, а также лиц, совершивших преступления и получивших наказание минимум 1 год или въехавших в страну по фальшивым или украденным документам.

Миграция в США из России: способы, возможности и необходимые документы

Соединенные Штаты Америки всегда были привлекательны не только для русских, но и для людей других национальностей. Государство позиционирует себя как свободная демократическая страна. Кроме того, Америка уже многие годы является лидером в сфере экономики среди других стран мира.

Как и в других странах, в Соединенных Штатах Америки наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих среди различных сфер труда. Так, наиболее востребованными профессиями являются шоферы, работники на строительных площадках (разнорабочие), слесари, сварщики, посыльные и т.д.

Размещение и миграции населения на примере сша»

«миграционный взрыв» XIX века в странах Европы, когда в период развития капитализма люди устремлялись в те районы, где оставались свободные земли.Больше всего таких мигрантов дали Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания. Расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке.

в Латинской Америке еще в. 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в составе Бразилии, Мексики, Аргентины и Венесуэлы, привлекающих значительные кон-тингенты мигрантов из экономически наименее развитых стран континента. Так, только из Колумбии в Венесуэлу переехало более 800 тыс. жителей;

Миграция в сша

показатели чистой иммиграции были существенными, главным центром миграционного прироста в регионе стали Южноатлантические штаты. Многие из них являются главными центрами притяжения населения в стране, особенно штаты Флорида, Джорджия и Северная Каролина [2, табл. 20].

Представителей этого метода в Америке хоть пруд пруди, не меньше в штатах и сердобольных работодателей, которые рискуют, но все-таки берут нелегалов на работу. И вот, что говорится, вести себя нужно очень неприметно, потому что если попадешься, без разговоров — депортация.

Глава II.2. ИССЛЕДОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Миграционные процессы в России играли огромную политическую и социально-экономическую роль. Особенно велико было их значение в XIX —XX вв.

На первых порах исследования миграции в России были в центре внимания историков, географов, статистиков и носили сугубо прикладной характер. Наибольшей прикладной направленностью отмечены работы второй половины XIX в., ориентированные на практические потребности организации переселенческих движений тех лет. Их результаты использовались главным образом для доказательств правомерности проживания отдельных народов на тех или иных территориях при разрешении территориальных споров.

Постепенно направленность исследований миграционных процессов трансформировалась.

В развитии научных исследований миграционных процессов России принято выделять следующие основные этапы:

■ первый — дореволюционный (со второй половины XIX в. до 1917 г.);

■ второй — с 20-х гг. до начала 30-х гг. XX в.;

■ третий — с 50 — 60-х гг. до 90-х гг. XX в.;

■ четвертый — с 90-х гг. XX в. по настоящее время. По мнению Л.Л. Рыбаковского, два пропущенных десятилетия (с конца 30-х до конца 50-х гг.) также могут трактоваться как самостоятельный период разви-

тия миграционной науки — период ее полного забвения 1 .

1 Более подробно см.: Рыбаковский Л.Л. Изучение миграционных процессов в России и формирование научных направлений // Миграция населения. Вып. 1. М.:2001.

Первый этап (вторая половина XIX в. – 1917 г.]

Начало активного изучения миграции населения в России в дореволюционный период относится ко второй половине XIX в. — периоду наиболее интенсивной колонизации территорий. В тот период шло расселение разных народов, в первую очередь русского народа, на присоединяемые к России сопредельные территории, часть из которых (на востоке и севере) была практически не заселена до второй половины XIX в., а другая часть (Кавказ, Центральная Азия) имела свое население. В отличие от колонизации других стран (например, Северной Америки), процесс колонизации Россией не сопровождался сгоном или уничтожением местного населения.

За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11 млн человек. Поток переселенцев особенно возрос во второй поло вине XIX в. К началу XX в. ежегодно на юг и воcток страны переселялось по 200 тыс. человек, т. е. 0,44% всего населения. Особенно интенсивно заселялись восточные районы: в 1900—1914 гг. в Сибирь и на Дальний Восток переселилось 4,5 млн человек.

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru

Миграционная политика в тот период являлась частью колонизационной политики. По сути, колонизационная политика в условиях расширения государства, присоединения новых территорий подчиняла все другие направления: экономическая, аграрная, социальная, переселенческая политика являлись составными частями политики присоединения, освоения и колонизации новых территорий.

В связи с этим нуждались в обосновании понятия, принципы, условия, формы, методы, механизмы процесса колонизации территории и, соответственно, миграции населения. Наиболее значимыми в этом плане являются работы А.А. Кауфмана, Г.К. Гинса, И.А. Гурвича, А.А. Исаева 2 . Так, А.А. Кауфман считал, что коло-

2 Гинс Г.К. Переселение и колонизация. Вып. 2. СПб., 1913; Гурвич И.А. Переселение крестьян в Сибирь. [Б.м.]. 1888; Исаев А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. СПб., 1891; Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905.

низация — это способ развития человечества, распространяющий культуру по «лицу» Земли (это определение основано на подходах французских и немецких социологов). В свою очередь, взгляды А.А. Исаева (ему принадлежит крылатая фраза, что нет такого уровня нищеты, который бы не вынес русский народ) и Г.К. Гинса (популяризатора знаний о миграции того времени) представляют собой русскую интерпретацию идей Ф. Леруа-Болье. А.А. Исаев выделял два вида колоний: 1) заселяемые, которые по своим природным условиям пригодны для жизни европейцев, и 2) эксплуатационные, где по природным условиям жизнь европейцев затруднена.

Суть различных определений колонизации и миграции населения сводилась к тому, что колонизация — позитивное явление, способствующее развитию хозяйства и распространению культуры, а отдельные акты переселений составляют общий государственный процесс миграции, являющийся неотъемлемой частью колонизации.

Проблемы колонизации и переселений в дореволюционные годы рассматривались в органической связи с аграрными и другими социально-экономическими вопросами, нашедшими отражение во многих работах того времени.

Другой практической и научной проблемой было изучение приживаемости, под которой понималось обустройство новоселов. Уже в начале XX в. было выработано четкое представление о том, что вслед за переселением наступает процесс приживаемости новоселов, эффективность которой зависит от характера обустройства мигрантов. Была введена градация пришлого населения на новоселов и старожилов, причем переход из первой группы во вторую зависел от определенных условий и занимал 10 лет. Был сделан вывод о том, что успех переселений (который выражается в превращении новоселов в старожилов) зависит от разнообразных групп факторов и характеристик самого населения, в первую очередь природных, экономических, этнокультурных.

Важно подчеркнуть, что исследования того периода не были фрагментированы, содержали большую долю обобщений и различные переселенческие концеп-

ции. К наиболее интересным из них можно отнести следующие.

Концепция поэтапного, волнового переселения. Суть ее сводится к положению о том, что переселение должно происходить в близко расположенные районы, из малообжитых в необжитые. Адаптируются на новом поселении легче те, кто уже имеет опыт переселений, т. е. на отдаленные расстояния переселение должно происходить в несколько этапов.

Концепция подбора районов выхода мигрантов для успешной адаптации мигрантов в местах вселения.

Суть этой концепции заключается в том, что регионы вселения и регионы выхода должны быть сходными по природным и хозяйственным условиям. Кроме того, доказывалась необходимость учета демографических и социальных характеристик мигрантов. Опыт заселения Америки и Австралии, а в России — Сибири показывал, что эффективность миграций тем выше, чем пропорциональнее возрастно-половая структура мигрантов и чем выше доля семейных среди них.

Концепция дифференциации потенциальных переселенцев. Согласно этой концепции благотворительные меры стимулирования миграции признаются пагубными, т. к. побуждают к переселению материально слабое, плохо адаптирующееся население. Потенциальных переселенцев предлагается делить на «сильных» и «слабых». Первые энергичны, имеют собственные средства и способны быстро и без посторонней помощи прижиться на новом месте; вторые не только нуждаются в помощи, но и плохо адаптируются к новым условиям.

Источниками информации для анализа миграционных процессов в тот период служили данные о регистрации переселенцев, которую проводили на специализированных переселенческих пунктах по оказанию материальной и другой помощи. По данным этих пунктов, за период с 1907 по 1911 г. с запада на восток России проследовало 2,6 млн человек. Кроме того, серьезными источниками информации служили выборочные обследования, посвященные изучению состава мигрантов, экономического положения, процесса приживаемости и т. д.

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru

Второй этап [1920-е—начало 1930-х гг.)

Значение изучения процесса колонизации и миграционного поведения населения признавалось и после ус-

тановления советской власти в России.

Это прежде всего проявилось в создании и функционировании специализированного учреждения — Государственного научно-исследовательского колонизационного института в Москве (1922— 1930 гг.) В период существования этого института были проведены такие важнейшие мероприятия для изучения миграции населения, как организация текущего учета миграции, а также включение вопросов по миграции в программу переписи населения 1926 г. Кроме того, в этот период появилось большое количество публикаций на тему переселенческого движения. Однако революционных изменений в направлениях исследований по миграции населения, несмотря на произошедшую революцию, не отмечено: изучение миграционных процессов продолжали те же ученые и специалисты, что и до революции, использовались те же научные подходы.

Проводились глубокие исследования сельско-городской миграции, ее экономической природы. Анализ экономических и хозяйственных аспектов миграционных процессов, перераспределения трудовых ресурсов, взаимосвязи с оплатой труда, ценами и другими важнейшими факторами условий жизни, проведенный С.Г. Струмилиным 3 , стал классическими, как и многие другие труды того периода (И.Л. Ямзина и В.П. Вощинина) 4 . В 1920-е гг. по проблемам миграции было опубликовано весьма значительное число статей во вновь созданных журналах «Плановое хозяйство», «Вестник статистики» и др.

Главная мысль в этих исследованиях заключалась в необходимости проведения политики переселения из малоземельных западных регионов в многоземельные

3 Струмилин С.Г. К перспективной пятилетке Госплана на 1925/27-1930/31 гг. // Плановое хозяйство. 1927. № 3.

4 Ямзин И.Л., Вощинин В.П. Учение о колонизации и переселениях. М.; Л., 1926.

восточные. Военно-стратегическое и хозяйственное значение территорий, расположенных в дальневосточном регионе, необходимость укрепления восточных границ требовали ускоренного роста численности проживающего в этих регионах населения. Задача быстрого и резкого увеличения численности населения выразилась в следующем тезисе: «Только то расширение территории Русского государства оказывается прочным, при котором за воином шел пахарь, а за линией укреплений вырастала линия русских деревень» 5 .

Переселение на Дальний Восток, в котором участвовали жители различных частей страны, продолжалось вплоть до Великой Отечественной войны. О его масштабах можно судить по данным Иркутского переселенческого пункта, ведавшего в конце 1920-х гг. регистрацией мигрантов: только с конца 1924 г. до начала 1930 г. на Дальний Восток проследовало 147,3 тыс. переселенцев и ходоков, что составляло около трети их общего числа на территории России тех лет. Таким образом, необходимость заселения восточных территорий была аргументирована и доказана. В этом заключалась главная идея актуальной в тот период миграционной политики: предстояло лишь найти решение этой задачи.

Решение было найдено в форме масштабных капиталовложений, направленных на строительство крупных промышленных, транспортных объектов, градостроения. Период 1930-х гг. с точки зрения механизмов реализации миграционной политики является достаточно своеобразным: его можно охарактеризовать как период использования административных ресурсов для достижения экономических целей.

Территориальное перераспределение трудовых ресурсов и населения осуществлялось главным образом в различных так называемых организованных формах. Они, безусловно, относятся к формам добро-

5 Чиркин Г.Ф. Очерк колонизации Сибири второй половины XIX века и начала XX века // Очерк по истории колонизации Севера и Сибири. Вып. 2. Пг., 1922.

вольного переселения с использованием экономических и организационных инструментов. Наряду с ними широко использовались и принудительные формы переселения населения, особенно в регионы с неблагоприятными условиями проживания.

Для организации и осуществления процесса добровольного переселения разрабатывались переселенческие концепции, опиравшиеся на системы различных льгот и социальных гарантий, предоставляемых населению в случае переезда на ту или иную территорию. Система социальной дифференциации льгот, разработанная в 20 —30-е гг. XX в. прошлого столетия, по мнению многих специалистов, — наиболее сильная сторона научнопрактических разработок того периода.

Характерной чертой научных исследований того времени является то, что и теоретические разработки, и концепции часто носили «обслуживающий» характер. Это значит, что сначала осуществлялись те или иные меры по переселению населения, а обоснование их необходимости приводилось несколько позже. В большинстве случаев конкретные управленческие решения в области переселений принимались вразрез с научно аргументированными концепциями по миграции населения.

Если в 1920-е гг. продолжались теоретические споры о таких понятиях, как «колонизация», «переселение», «миграция», «факторы миграции», то в 1930-е гг. приоритеты в теоретических дискуссиях поменялись: основной темой стали проблемы реализации организованных форм переселений — детища новой плановой систе-

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

Ссылка на основную публикацию