Итальянцы в американских школах

Учеба с пяти лет, никакой литературы и 110 баллов из 100: как устроены итальянские школы

Учеба с пяти лет, никакой литературы и 110 баллов из 100: как устроены итальянские школы

В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. Школьная система тесно связана с культурными и климатическими особенностями Италии. Традиции здесь чтят, а к инновациям в образовании относятся осторожно. Мария Торлопова рассказывает все, что нужно знать об итальянских школах.

Другое расписание

Что такое День знаний, в Италии не знают. И никакого аналога этому российскому празднику бантов и букварей в этой стране нет. А все потому, что дата начала занятий в школах каждый учебный год разная. И в каждом регионе — своя. Из-за климата. На юге, там, где очень жарко, детям дают отдохнуть еще недельку, но с условием, что эту недельку они нагонят зимой. Всего итальянский учебный год длится 200 дней. Есть каникулы на Рождество с 24 декабря по 6 января, несколько выходных на февральский карнавал и неделя без уроков на Пасху.

Занятия начинаются, как правило, в 8 утра. А кое-где и в 7:40 — ощутимо раньше, чем в России. Уроки в среднем длятся 50 или 55 минут, перемены короткие. По словам педагогов и родителей, так дети не отвлекаются на посторонние дела и больше сосредоточены на учебе.

5+3+5 = 13

Это простая арифметика итальянской школы. Здесь учатся 13 лет. Причем школу меняют как минимум три раза. И это не выбор родителей или школьников. Это данность.

В школьной системе три этапа: начальная школа (scuola elementare), средняя школа (scuola media) и лицей (liceo). В конце обучения выпускной экзамен, некий аналог российского ЕГЭ (esame di maturità) После — университет.

Правда, обязательное образование в Италии только до 16 лет. Если ученик не хочет учиться в университете, он может пойти в так называемую «профессиональную школу» (scuola professionale), где его научат профессии электрика, механика или автослесаря. Есть даже специальные «школы гостиничного сервиса» (scuola alberghiere), где осваивают профессии метрдотеля, бармена и повара. Это все, по сути, аналоги российских профессиональных училищ.

Первый раз в первый класс

Итальянские дети идут в школу с шести лет, а некоторые — с пяти. Причем во сколько лет дети начнут учиться, решают родители. Учитель обязан принять ребенка в класс, даже если ему только вчера исполнилось пять лет. По мнению педагогов, это слишком рано для школы. Даже несмотря на то что в первых классах начальной школы, как правило, больше играют, чем учатся. Родители же, наоборот, считают, что именно их сын или дочь уже достаточно готовы.

Возможно, именно поэтому в итальянской начальной школе все пять лет обязательно работает психолог. Кроме этого, здесь почти не дают домашнего задания, правда, дети находятся в школе в среднем по восемь часов.

Вот примерное расписание второго класса начальной школы

8:30 — 10:30 — математика

10:30 — 10:45 — перемена

10:45 — 12:30 — рисование

12:30 — 13:30 — обед

13:30 — 14:00 — свободное время

14:00 — 15:00 — английский язык

15:00 — 16:00 — география

Уроки вроде математики или итальянского всегда ставят в расписание в первой половине дня, на обед дети могут спокойно уходить домой, но с условием, что вернутся к двум часам. Дисциплины вроде английского, физики или ритмики, как правило, идут по часу, а не по два.

Учителя в начальной школе еще и аниматоры: они играют с детьми весь день и ходят по музеям, а чтобы два часа математики или итальянского не казались утомительными, планируют урок так, чтобы дети больше двигались, а не сидели, уткнувшись носом в учебник.

Второй раз в первый класс

После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже физически другая школа, с другими учителями и одноклассниками. И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадешь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте Джулия, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.

Программа средней школы по всей Италии примерно одинаковая. Предметы — почти такие же, как и в средних классах российской школы: математика, география, физика, химия, технология (черчение), информатика, итальянский язык, иностранный язык.

Существенное отличие итальянской средней школы от российской в том, что здесь очень мало преподают литературу. Этот предмет считается специфическим и неподходящим для возраста 11-14 лет.

В средней школе учатся три года. И часто родителям предлагают выбрать расписание для своего ребенка: учиться до обеда и все домашнее задание выполнять дома или же учиться до четырех, делать все уроки в школе и приходить домой только отдыхать. Также у родителей есть выбор: учится или не учится их ребенок в субботу. Если да, школьник раньше приходит домой на неделе, нет — дольше учится в будни и отдыхает в субботу.

Многие родители учеников средней школы крайне недовольны тем, что именно в этот период детям дают действительно очень много домашнего задания. Причем не только в течение года, но и на лето. И это не просто список литературы, как в России. А полноценные задания — десятки страниц упражнений по всем предметам. Так что с собой на каникулы на море родители вынуждены вести книги и тетради.

Задача итальянской средней школы — подготовить ребенка к важному выбору в его жизни: выбору специальности. После трех лет обучения всем выпускникам предлагают выбрать лицей — это третья и последняя ступень итальянской школы.

Без права на ошибку

Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет — это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями.

Основные типы лицеев в Италии

  • Классический лицей (liceo classico)
  • Научный лицей (liceo scientifico)
  • Лингвистический лицей (liceo linguistico)
  • Артистический лицей (liceo artistico)

Если девочка в 13-14 лет мечтает стать учительницей, ей, скорее всего, посоветуют классический лицей. Здесь кроме традиционных итальянского, английского или литературы обязательно будут философия, греческий и латынь. Причем углубленно. С томами Вергилия в оригинале.

В научных лицеях не отвлекаются на лирику, а штудируют алгебру или химию. Причем можно выбрать даже профиль научного лицея, в зависимости от того, хочет ученик стать врачом или инженером.

Артистический лицей предлагает школьникам познать тонкости изготовления скульптуры из гипса, освоить технику живописи маслом или поупражняться в графике.

Лингвистический предлагает различные иностранные языки на выбор. Как правило, школьники-лингвисты изучают три иностранных языка, причем с обязательной языковой практикой в соответствующих странах, включенной в программу.

От одного до десяти. От шестидесяти до ста десяти с плюсом

В Италии десятибалльная система оценок. Правда, все, что ниже шести, считается неудовлетворительным (insufficiente). За «десятками» не гонятся. По словам многих родителей, «восемь» или «девять» вполне заслуживают похвалы. Чтобы посчитать баллы за финальный экзамен, так называемый «экзамен зрелости» (esame di maturità), эти же школьные оценки умножают на десять.

Экзамен состоит из нескольких частей: три письменных и одна-две устных. Это комплекс вопросов по всему лицейскому курсу за пять лет. Когда ученик сдает все части экзамена, ему ставят оценку, например «семь», и умножают ее на 10. Получается 70.

Если этот ученик, кроме посещения обязательных уроков, защищал честь школы на соревнованиях по плаванию или выставлялся на городской экспозиции молодых художников, к оценке добавляют так называемые «кредиты» (crediti formativi) по количеству часов, которые школьник посвятил тому или иному факультативу. В итоге получается, например, 76.

Если же это отличник и знания у него «на все сто», а кроме того он еще и чемпион по гимнастике или шахматист, в Италии есть оценка «сто десять с плюсом» (cento dieci e lode) — это и есть высший балл за выпускной экзамен. Ну или по-нашему золотая медаль.

Кстати, школьные оценки, даже за выпускной экзамен, почти ни что не влияют. В Италии в университеты не поступают, а записываются. Вступительные экзамены есть только на несколько факультетов вроде архитектуры или медицины.

То есть даже если ты плохо учился в итальянской школе, здесь тебе всегда дают второй шанс.

Итальянцы в американских школах

Итальянское школьное образование во многом зависит от климатических и национальных особенностей конкретного региона страны. Культурные традиции почитают и к инновационным методам преподавания подходят осмотрительно. Государственные школы в Италии бесплатны для всех детей иностранцев, независимо от статуса родителей. К тому же итальянское законодательство дает право поступать на обучение в любой период академического года.

Школы в Италии – система образования, организационный процесс

Итальянская образовательная система централизована. Обязательное образование в стране предусмотрено до 16 лет. Учебные программы, методические планы, экзамены разрабатываются и внедряются Министерством образования. Школы на всех уровнях полностью финансируются государством. Поборы с родителей строго запрещены.

Детям уделяется особое внимание для скорейшего вливания учащегося в коллектив. Ребенок, недавно переехавший в страну и не знающий языка, направляется на бесплатные кратковременные курсы в одну из школ.

Школы в Италии представлены видами:

  • Государственные;
  • Частные;
  • Частные интернациональные: американская, английская, канадская, русская.

Частные заведения преимущественно ориентированы на иностранцев, временно проживающих в стране. Иммигранты с видом постоянного жительства и граждане, как правило, выбирают государственные структуры. Образовательные программы во всех учреждениях сходны. Но аттестат выдавать имеют право только государственные организации. Поэтому экзаменационные тесты сдаются только в них.

Все дети, независимо от состояния здоровья и статуса родителей, учатся наравне со всеми. Как правило, дети-инвалиды и простые школьники зачисляются в один класс.

Запись несовершеннолетних иностранцев подпадающих под обязательное обучение, должна быть произведена родителями либо попечителем. Класс определяется по возрастному соответствию или по решению педагогического совета при следующих факторах:

  • Программа и курс обучения на родине;
  • Результаты проверки способностей и уровня подготовки;
  • Документальное подтверждение об образовании.

Необходимые документы

  • Документ, подтверждающий личность, свидетельство о гражданстве;
  • Налоговый код;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Справка о прививках – при отсутствии таковой, учащийся всё равно может посещать уроки;
  • Школьные документы: табель успеваемости по дисциплинам, пройденный образовательный уровень на родине и т.д.

Этапы школьного образования

В сравнении со странами постсоветского пространства образовательный процесс в итальянских школах составляет 13 лет. По аналогии с некоторыми европейскими государствами существует несколько ступеней, где первые две – обязательны.

Начальная школа — la Scuola Elementare

Школы в Италии бесплатны для всех граждан и постоянных резидентов. Начальная параллель составляет один — три класса. Вместо баллов применяется оценочная система: отлично, хорошо, т. д. По завершению начального курса, повзрослевшие дети переходят на средний уровень. Обязательные дисциплины:

  • Рисование, физическая культура, музыка;
  • Математика;
  • Итальянский язык (письмо/чтение), азы английского;
  • Естествознание, обществознание;
  • Религиоведение (по желанию).

После начального уровня сдаются экзаменационные тесты по всем дисциплинам. По результатам оценивания выдается документ — Diploma di Licenza Elementare.

Средняя младшая школа – La Scuola Media

После пятилетнего начального курса, учащиеся переходят в физически обновленную трехлетнюю школу, с новыми одноклассниками и преподавательским составом. Исчисление ведется снова с первого класса. Такой порядок учит адаптироваться к различным ситуациям и переменам с раннего возраста.

Младшие школы в Италии преимущественно располагаются в отдельно стоящем здании. Классов в параллели может быть до десятка.

Программа обучения по стране одинаковая. Дисциплины сравнимы со странами бывшего Союза:

  • Математика, химия, физика;
  • Итальянский, английский языки;
  • География;
  • Черчение;
  • Информатика.

После каждого года проводится экзаменационная проверка. Если учащийся не сдает испытания, он остается на второй год. По окончанию всего уровня сдаются государственные экзамены — Eesame di Stato. Начисляется один средний балл по всем предметам. Он характеризует уровень грамотности. Выданный аттестат (Diploma di Licenza Media) даёт право обучения в старшей школе.

Средняя старшая школа — La Scuola Media Superiore

Это последний уровень среднего образования. Аналогом в постсоветских странах является техникум/колледж. Учеба в школе Италии занимает 5 лет, два из которых входят в обязательное образование.

В старшей школе учащемуся нужно определиться с выбором, который зависит от способностей ребенка и планов на будущее:

  • Совмещение образовательного и профессионального процесса. Это обеспечивает наравне со школьным образованием получить специальность;
  • Обучаться по классической программе и подготавливаться к поступлению в ВУЗ.

Существует 3 вида старших школ: лицеи, технический и профессиональны институты.

Лицеи. Обучение выбираю те, кто планирует продолжить образование по школьной программе и готовиться к университету. Лицеи в стране профильные:

  • Классический;
  • Гуманитарный;
  • Лингвистический;
  • Технический;
  • Лицей искусств.

В программу лицеев включены обязательные дисциплины:

  • Итальянская литература;
  • Латынь, философия, история;
  • Математика, физика и химия;
  • Естественные науки.

Институт технический с направлением: экономическое, технологическое;

Институт профессиональный — образование в сфере обслуживания/промышленности/ ремесленничества.

Окончив средний уровень, учащиеся сдают выпускные экзаменационные тесты, некий аналог украинского ЗНО или российского ЕГЭ. Успешно сдавшие его получают аттестат среднего (Esame di Maturità) и диплом профессионального образования.

Особенности академического периода

В стране практикуется плавающее расписание начала академического года. Все зависит от климатических особенностей региона. Дня знаний в Италии не существует. Каждый год дата начала занятий сообщается отдельно.

Академический период длиться 200 дней, с выходными на Рождественские, Пасхальные и карнавальные праздники. Занятия в классах начинаются примерно в 8 -00, в некоторых регионах в 7 — 40. Длительность уроков в среднем составляет от 50 до 60 минут (разные школы и регионы) пять дней в неделю, перемены короткие.

Школы в Италии работают по десятибалльной системе оценивания, как и во многих Европейских странах. Родители могут самостоятельно выбирать расписание учебного графика для ребенка:

  • Учеба до обеда, выполнение заданных уроков дома;
  • Учеба до вечера, выполнение «уроков на дом» в школе (аналог «продленки» в Украине или России).

Стоимость обучения

Обучение в государственном заведении (начального и младшего уровня) полностью бесплатное, в учреждении частного порядка стоимость варьируется от 7000 до 9000 € год. Если ребенок учиться самостоятельно, цена среднего образования в частных школах с интернатом и полным пансионом обойдется от 30 тыс. до 40 тыс. € за учебный год.

Карьера “Москва – Рим”. Итальянские школы бизнеса лучше, чем про них думают составители рейтингов

Итальянское бизнес-образование появилось на свет около тридцати лет назад. В Италии есть несколько хороших программ МВА, но на мировом уровне признана всего одна школа – SDA Bocconi. В недавнем рейтинге Financial Times она заняла 31-е место.

Читайте также:  Историография иммиграции в США

Итальянские школы бизнеса идеально подходят для людей, которые собираются продолжать карьеру на Апеннинах. Сойдет этот вариант и для тех, кто намерен работать в московских офисах итальянских компаний. Наконец, еще одна сфера деятельности, в которой могут реализовать себя выпускники итальянских школ, – индустрия моды. Италия ведь считается одним из лидеров фэшн-бизнеса.

Преподавание в итальянских школах ведется на английском и итальянском языках. Желающие могут даже чередовать языки обучения.

Россиян, желающих получить диплом в этой солнечной стране, не так уж и много. Дело в том, что во всем мире к итальянским MBA относятся довольно скептически. В американских и европейских школах их воспринимают как неопытных новичков на рынке бизнес-образования.

«Италия не та страна, в которой ценятся программы MBA, – считает Андрей Маршак, выпускник американской школы Yale, ныне финансовый аналитик инвестиционной компании «АТОН». – Развитие бизнес-школ в Италии еще не поставлено на государственный уровень. Сегодня итальянцы пытаются всеми силами привлечь к себе внимание общественности и поднять статус своих MBA-программ».

«Итальянские программы MBA одни из самых молодых в мире. Но я думаю, что итальянцы уже вышли на вполне приличный уровень», – говорит Зоя Зайцева, исполнительный директор московской компании MBA Consult.

Незаметное бизнес-образование

В Италии наберется с десяток школ, которые вполне успешно обучают соискателей МВА. Но в силу ряда объективных причин они остаются незаметными для остального мира. «В России хорошо известна только одна итальянская программа – SDA Bocconi», – говорит Владимир Туманов, директор «MBA-центра Линк», российского партнера Британского открытого университета.

Сами итальянцы выделяют еще несколько школ: миланские Politecnico di Milano (MIP) и Master in International Business (MIB), римские La Sapienza и Link Campus, а также ESE, которая базируется в Риме, но имеет кампусы еще в нескольких европейских городах.

«У каждой итальянской программы своя специализация, – говорит Дарио Конзоли, глава административного офиса школы MIP. – К примеру, у SDA Bacconi первоклассная программа по финансам. Наша школа остается лидером в технологической области, мы выпускаем лучших промышленных консультантов. А в школе MIB делают акцент на международном бизнесе, страховании и риск-менеджменте».

SDA Bocconi была самой первой школой, в которой появилась программа MBA. Школа была открыта в Милане в 1971 году при одном из старейших частных университетов Bocconi. Обучение в ней строится по традиционной для MBA схеме: командная работа, ролевые игры, кейсы и проектные задания. Администрация Bocconi привлекает к учебному процессу известных представителей мирового бизнеса, общение с которыми помогает слушателям лучше усвоить учебный материал.

Как и большинство европейских школ, SDA Bocconi – наглядный пример интернационализма. Почти 50% студентов SDA Bocconi составляют иностранцы, большинство из которых приехали из соседних европейских государств. Профессорско-преподавательский состав школы столь же многонационален. В школе работают приглашенные преподаватели более чем из десяти стран мира.

Для всех иностранных студентов в школе действуют бесплатные факультативные курсы по изучению итальянского языка. Кроме того, для каждого слушателя предусмотрена трехмесячная стажировка в одной из итальянских компаний или – в качестве альтернативы – обучение в какой-либо из европейских или американских школ по программе студенческого обмена.

Все слушатели SDA Bocconi имеют свободный доступ к одной из лучших университетских библиотек Bocconi. Фонд библиотеки насчитывает несколько сот тысяч изданий по экономике, менеджменту, стратегии бизнеса и другим специальным дисциплинам. В рейтинге FT по такому показателю, как уровень исследовательской работы, школа Bocconi вышла на второе место в мире, уступив только испанской IESE.

TOEFL необязателен

Поступать в итальянские школы (в отличие, скажем, от американских) можно только один раз в году. Обязательным требованием к абитуриентам является наличие у них трехлетнего трудового стажа. Вступительные экзамены в итальянские школы схожи со всеми западными аналогами. Только для италоговорящих кандидатов предусмотрено несколько исключений. К примеру, аппликанты могут по выбору сдавать вместо логического экзамена GMAT итальянский аналог – SDA Test. А вместо TOEFL – тест на знание итальянского как иностранного.

Многие итальянские школы работают в альянсе с местными компаниями. Так, школу MIB поддерживают, в том числе и в финансовом плане, несколько страховых и консультационных фирм. Иногда частные компании выступают и в роли учредителей школ. К примеру, школа ESE была создана и управляется консорциумом европейских компаний, сотрудничает с Sony, BMW, Nike, Gucci и World Bank.

В ESE поощряются разработка и реализация собственных проектов, а также самостоятельный поиск места стажировки и работы. Хотя часто и сама ESE находит своим студентам оплачиваемую стажировку и помогает им заключить выгодные контракты с рекрутерами.

В Италии успешно работают и несколько американских университетов. Среди них наиболее известны учебные заведения St. John’s и John Cabot. Многие итальянские школы участвуют в совместных программах с американскими MBA. В рамках этого сотрудничества действует множество программ по обмену студентами. К примеру, у школы Bocconi такие программы есть с американскими университетами Michigan и Wharton и с французской школой HEC.

Слушателям итальянских школ такое партнерство дает новые карьерные перспективы. К тому же, оказавшись на родине MBA – в США, студенты получают реальный шанс сравнить уровень своих знаний с интеллектуальным багажом американских студентов и пообщаться с американскими профессорами.

Итальянцы в американских школах

Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)Лаури-Вольпи (Lauri-Volpi) Джакомо (1892—1979), итальянский певец (лирический и драматический тенор). На оперной сцене Италии с 1919 года (в т. ч. в «Ла Скала»), США (в 1922—1933 в «Метрополитен-опера»). С 1935 года жил в Испании. Труды по теории и истории вокального искусства. С 1977 года в Мадриде проводится Международный конкурс вокалистов им. Лаури-Вольпи.

Тольятти (Togliatti) Пальмиро (1893— 1964), генеральный секретарь Итальянской КП (ИКП) с 1926 года. Один из основателей ИКП. В 1940—1944 годах жил в СССР. В 1944—1946-м участвовал в итальянских правительствах. С 1944 года директор журнала «Ринашита». С 1948 года председатель парламентской группы ИКП. Труды по теории и практике рабочего движения и др.

Начнем со статистики. Вот несколько интересных цифр. В период с 1821 по 1850 год из Италии в США эмигрировало 4530 человек. А дальше цифры стали расти с фантастической быстротой.
1851 — 1860: 9231
1861 — 1870: 11 728
1871 — 1880: 55 759
1881 — 1890: 307 309
1891 — 1900: 651 899
1901 — 1908: 1 647 102.

Конечно же, феномен итальянской эмиграции в США — это тема специального исследования. Однако давайте не забывать, что за этими абстрактными цифрами стоят живые люди. По-разному сложились их судьбы. Здесь мы лишь вспомним имена американцев итальянского происхождения, прославившихся на своей новой родине.

Правильно будет начать с Франчески Кабрини (1850—1917), первой гражданки США, канонизированной католической церковью. Она родилась в Италии, где в 1880 году основала Миссию Сестер Священного Сердца. Позднее папа Лев XIII послал ее в Америку для работы среди итальянских эмигрантов, и через несколько лет она построила множество больниц, здравниц, школ и приютов для сирот, которые опекала до самой смерти. Вполне естественно, что она считается покровительницей эмигрантов.

Целый ряд крупных американских политиков имеет итальянское происхождение. Начнем с «отцов-основателей». Среди тех, кто подписал Декларацию независимости США 4 июля 1776 года отметим двоих — это губернатор Мэриленда Уильям Пака (1740—1799) и губернатор Делавэра Цезарь Родни (1728— 1784). Среди политиков XX века также немало итальянцев. Назовем имена Фи-орелло Ла Гуардиа (1882—1947), который трижды избирался мэром Нью-Йорка и чьим именем назван один из аэропортов, Марио Куомо (р. 1932), губернатора штата Нью-Йорк в 1983—1995 годах, и Рудольфе Джулиано (р. 1944), который был мэром Нью-Йорка в 1994—2002 годах.

Далеко не у всех судьба сложилась так благополучно. Вспомним историю итальянских эмигрантов в первом поколении, простых рабочих Никола Сакко (1891—1927) и Бартоломео Ванцетти (1888—1927). Эта история началась в 1920 году в штате Массачусетс, когда были ограблены и убиты двое служащих, которые везли зарплату рабочим обувной фабрики. Бандиты (а их было пятеро) скрылись на автомобиле. Через несколько дней по подозрению в грабеже и убийстве были арестованы Сакко и Ванцетти. Следствие и суд носили явно предвзятый характер, многие «улики» были сфабрикованы, свидетели обвинения — подкуплены. Тем не менее, суд приговорил обоих к смертной казни. Приговор вызвал возмущение в самых широких слоях американского общества, так что казнь пришлось отложить. Дело приняло широкую огласку и в течение шести лет не сходило со страниц американской и европейской печати. Несмотря на многочисленные протесты (в том числе правительства Италии), в 1927 году Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле.

Итальянцы не только убивали, но и становились жертвами убийц. Вспомним совсем недавнюю историю, когда на пороге собственного особняка во Флориде был убит всемирно известный итальянский модельер Джанни Версаче (1946—1997).

Из американских литераторов итальянского происхождения отметим культового поэта Лоуренса Ферлингетти (р. 1919) и прекрасно известного у нас в стране писателя Марио Пьюзо (1920—1999), автора бессмертного «Крестного отца».

Раз уж мы вспомнили этот роман, вспомним и его героев, а точнее сказать — их прототипы, главарей итальянской мафии в США. Самым известным из них был Аль Капоне (1899— 1947). Он родился в Неаполе в семье бедного парикмахера, а юность его прошла в Южном Бруклине, где в драке Капоне получил удар бритвой по левой щеке. Затем гангстер перебрался в Чикаго, где в 1920-е годы его банда терроризировала весь город и занималась нелегальной продажей спиртного. В 1931 году Аль Капоне был обвинен в уклонении от уплаты налогов и приговорен к 11 годам тюрьмы. Печально известны также другие главы мафиозных кланов: Вито Дженовезе, Фрэнк Костелло, Сальваторе Маранзано, Карло Гамбино. Впрочем, все это дела давно минувших дней.

Мы уже назвали целый ряд имен знаменитых американцев итальянского происхождения, однако наиболее мощная «итальянская группировка» представлена в американском кинематографе и шоу-бизнесе. В настоящее время это уже внуки и правнуки эмигрантов из Италии, многие из них даже не знают итальянского языка. Однако в сознании рядовых американцев эти люди по-прежнему ассоциируются с Италией. Да и подавляющее большинство из них гордится своим происхождением, испытывает ностальгические чувства по родине предков. Достаточно прочитать их интервью. Мы здесь назовем имена лишь самых-самых известных.

Открывает галерею легенда кинематографа, итальянский эмигрант в первом поколении Рудольф Валентино (1895— 1926). Он прославился в немых фильмах 1920-х годов («Четыре всадника Апокалипсиса», «Шейх», «Кровь и песок», «Сын шейха» и др.), создав образ экзотического «латинского любовника», рокового соблазнителя. Был невероятно популярен. Ранняя смерть актера вызвала массовую истерию и серию самоубийств среди его поклонниц.

Невозможно представить себе современный американский и мировой кинематограф без таких знаменитых режиссеров, как Фрэнсис Форд Коппола (р. 1939), Брайан Де Пальма (р. 1940), Мартин Скорсезе (р. 1942), Майкл Чимино (р. 1943), Квентин Тарантино (р. 1963).

А список американских актеров и актрис с итальянскими корнями может потрясти воображение человека, даже плохо знакомого с кинематографом. Это Генри Фонда (1905—1982), его дочь Джейн Фонда (р. 1937) и сын Питер Фонда (р. 1939), Алан Альда (р. 1936), Аль Пачино (р. 1940), Роберт Де Ниро (р. 1943), Денни Де Вито (р. 1946), Сильвестр Сталлоне (р. 1946), Лайза Миннелли (р. 1946), Сьюзан Сарандон (р. 1946), Джон Тра-волта (р. 1954), Николас Кейдж (р. 1964), Мира Сорвино (р. 1967), Леонардо Ди Каприо (р. 1974).

Мы перечислили лишь звезд Голливуда первой величины, а сколько еще прекрасных актеров и актрис осталось «за кадром». Как уже было сказано выше, объем книги не позволяет остановиться на их жизни и творчестве.

Не забудем упомянуть таких выдающихся представителей американского шоу-бизнеса, как Фрэнк Синатра (1915— 1998) и Мадонна (настоящее имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе) (р. 1958).

С Соединенными Штатами тесно связаны жизнь и творчество выдающихся итальянских дирижеров Артуро Тосканини (1867—1957) и Туллио Серафина (1878— 1968), в разные годы возглавлявших «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).

Много лет прожила в США великая итальянская актриса Элеонора Дузе (1858—1924).

Америка стала второй родиной для выдающейся итальянской певицы Амелиты Галли-Курчи (1882—1963) и великого тенора XX века Марио Ланца (1921—1959).

Вспомним имя крупнейшего современного американского оперного композитора, «живого классика», итальянца по происхождению Джан Карло Менотти (р. 1911). Он переехал в США в 1928 году. Ему принадлежит ряд опер на собственные либретто: «Медиум» (1946), «Телефон» (1947), «Консул» (1950), «Лабиринт» (1963), балеты, инструментальная музыка. В 1958 году Менотти организовал в Сполето (Италия) ежегодный фестиваль итальянской и американской музыки, который получил название «Фестиваль двух миров».

С 1980 года проживает в США еще один известный современный композитор, родившийся в Италии, Это Джорджо Мородер (р. 1940), которого по праву считают одним из «отцов» музыки диско. Среди его многочисленных наград есть и три премии «Оскар» за музыку к кинофильмам.

Нельзя не сказать несколько слов об американских ученых итальянского про-исхождения. Так, итальянец Антонио Меуччи (1808—1889) еще за несколько лет до Александра Белла изобрел телефон, однако из-за финансовых затруднений не смог получить патент. Справедливость восторжествовала совсем недавно. В июне 2002 года было официально признано, что истинным изобретателем телефона является Антонио Меуччи.

В XX веке восемь американских ученых итальянского происхождения получили Нобелевскую премию. Это физики Энрико Ферми (1901 — 1954), Эмилио Сегре (1905—1989), Карло Руббиа (р. 1934), генетик Сальвадор Лурия (1912—1991), физиолог Рита Леви-Монтальчини (р. 1909), вирусолог Ренато Дульбекко (р. 1914), экономист Франко Модильяни (1918—2003), астроном Риккардо Джаккони (р. 1931). В разное время работали в США математик Гвидо Фубини (1879—1943), строитель дирижаблей Умберто Нобиле (1885— 1978), крупный ученый в области авиации и космонавтики Луиджи Крокко (1909— 1986).

Скажем хотя бы несколько слов и об американских спортсменах итальянского происхождения. Назовем лишь два имени. Во-первых, это легендарный боксер-профессионал, чемпион мира в тяжелом весе Рокки Марчиано (1923—1969). За свою профессиональную карьеру провел 49 боев, победил во всех, из них в 43 нокаутом. Он покинул ринг непобежденным, а через несколько лет погиб в авиакатастрофе. Еще одна легендарная личность — это прославленный американский бейсболист Джо Ди Маджо (1914— 1999). За свою долгую спортивную карьеру он установил целый ряд рекордов, многие из которых не побиты до сих пор и едва ли будут побиты в будущем. Нашему читателю имя Ди Маджо больше известно не столько благодаря его спортивным достижениям, сколько как мужа Мерилин Монро. Они поженились в Лас-Вегасе в январе 1954 года. Для обоих этот брак стал вторым в их жизни. Впрочем, через девять месяцев последовал развод.

А теперь вернемся из США назад, в Европу. В XX веке традиционные связи соединяют Италию с такими европейскими государствами, как Швейцария, Австрия, Германия, Испания, Великобритания. Но все же наиболее тесные отношения связывают Италию с Францией. Это обусловлено историческими, географическими, лингвистическими и другими причинами. Еще в годы правления Муссолини многие итальянские политики нашли прибежище во Франции. Не удивительно, что множество знаменитых людей мы уже давно считаем французами, забывая об их итальянских корнях. Это модельеры и дизайнеры Нина Риччи (1883—1970) и Пьер Карден (р. 1922), всемирно известный предприниматель Марсель Бик (1914—1994), актеры и шансонье Ив Монтан (1921—1991) и Серж Реджани (1922—2004), эстрадная певица Далида (1933—1987), актер Жан Поль Бельмондо (р. 1933), оперный певец Роберто Аланья (р.1963) и многие-многие другие.

Говорить об итальянцах за границей в XXI веке как-то даже несерьезно. В эпоху глобализации итальянцы живут и работают, наверное, во всех странах мира.

Итальянские государственные деятели принимают активнейшее участие в работе различных политических и экономических структур единой Европы. Целые коллективы итальянских ученых работают в научно-исследовательских институтах Европы, Азии и Америки. Итальянские дирижеры, исполнители, драматические актеры, актеры оперы и балета, эстрадные звезды выступают с гастролями по всему миру. Спортсмены завоевывают награды на спортивных аренах всех континентов. Итальянские футбольные специалисты руководят многими зарубежными клубами и даже национальными сборными других стран. Важно, что сегодня все они вовсе не ощущают себя оторванными от родины. Ведь всего за несколько часов они могут вернуться в свой родной город — Милан или Неаполь, Рим или Палермо, Турин или Венецию.

Особенности учебного процесса в школах Италии

Образовательная система Итальянской Республики полностью подчинена государству, которое финансирует школы всех категорий и уровней и контролирует работу частных учебных заведений, разрабатывает программы и набирает учителей на конкурсной основе. Школа в Италии имеет ряд отличительных особенностей, учитывать которые необходимо всем, кто решил, что его ребенок должен получить образование в этой стране.

Что собой представляет школьная система

Учебный процесс в рамках школы начинается для маленьких итальянцев в 6 лет. Длится он 12 лет и делится на несколько этапов:

  1. Начальные классы (scuola primaria) – 6-10 лет.
  2. Средние классы I ступени (scuola secondaria di primo grado) – 11-13 лет.
  3. Средние классы II ступени (Istruzione secondaria) – 14-19 лет.

Начальное образование – обязательная ступень для всех жителей, включая детей иммигрантов, независимо от того, пребывают родители школьника на итальянской территории легально или нет.

Система образования в Италии предполагает еще дошкольное воспитание и обучение в вузах. Но оба эти этапа не являются обязательными, а потому родители и дети могут сами решать, насколько многоуровневым будет для них образовательный процесс. В детском саду детей не учат писать и читать. Основной упор делается на развитие творческих навыков, мышления, коммуникабельности.

Школьные занятия начинаются в середине сентября и длятся до середины июня. В каждом регионе точные даты начала и конца занятий могут выпадать на разные числа. Учебный год в Италии состоит из двух семестров.

Особенности обучения и типы школ

Все школьные учреждения разделены на государственные и частные. И те, и другие подчиняются Министерству образования. Но вторые чаще всего предоставляют услуги на платной основе и не имеют права выдавать аттестаты. Все выпускники частных школ должны будут сдать экзамены в государственном учебном заведении.

Обязательный этап обучения длится 10 лет (5 лет начальной школы, 3 года средней, два года профориентации второго цикла учебного процесса). Поэтому сказать, сколько классов в итальянской школе, довольно трудно. Все зависит от того, какой путь выберет ученик. Обучение с 6 до 16 лет предоставляется бесплатно.

Очень важно, чтобы на занятия школьники приходили всегда вовремя (8.00 или 8.30). Пропуск уроков необходимо обосновать. Но, какими бы ни были причины, общее количество пропущенных занятий не должно быть больше четвертой части всего академического года. Если ребенок не ходит в школу более 6 дней по болезни, понадобится справка от врача.

Длительность одного урока составляет 50-60 минут. Перемены длятся не более 10 минут. Это позволяет завершить учебный процесс к обеду, а потому в большей части школ не предусмотрены столовые.

В Италии действует 10-балльная система оценивания знаний. Итоги успеваемости подводятся в июне и в январе. Все результаты заносятся в табель, который отправляется родителям.

Даже если к концу года у ребенка будет 1-3 незасчитанных предметов, его могут (с одобрения учителей) перевести в следующий класс при условии, что он погасит задолженность. Сделать это можно посредством посещения дополнительных занятий и сдачи экзамена.

Школьная форма в итальянских школах не предусмотрена. Но для учащихся начальной школы действуют некоторые правила: мальчикам разрешено ходить на занятия в бело-синей клетчатой или однотонной синей одежде, девочкам – в розово-белой или розовой. В средней школе никаких требований ни к стилю одежды, ни к ее цвету не устанавливается.

Начальные классы

Scuola Primaria начинается для маленьких итальянцев в 6 лет. На этом этапе они изучают:

  • арифметику;
  • чтение;
  • музыку;
  • рисование;
  • родной язык и письменную грамоту;
  • иностранный язык и другие предметы.

Оценок в первых классах не ставят. Вместо них ученик получает «хорошо», «отлично», «удовлетворительно». Получить инклюзивное образование итальянские дети с особыми потребностями могут уже с первого года обучения.

В завершение начальной “пятилетки” школьники сдают экзамены по нескольким предметам (письменные и устные) в государственных учебных заведениях. Только после этого они могут получить аттестаты и перейти в среднюю школу.

Средняя школа I ступени

В средних классах к основным предметам добавляются:

  • искусство;
  • естественные науки;
  • география;
  • история (включая право и конституцию);
  • физика;
  • второй иностранный язык (любого государства ЕС на выбор);
  • химия.

Особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Контроль знаний осуществляется каждый год. Если экзамены сдаются на «удовлетворительно», ученика оставляют на второй год.

К концу первой ступени средней школы школьникам предстоит сдать письменный экзамен по итальянскому, английскому и второму иностранному языку, и пройти устный тест по алгебре и геометрии. После этого ученику выдается диплом об окончании первой ступени, с которым он может продолжить обучение.

Средняя школа II ступени

Дети обучаются в Istruzione secondaria с 14 до 19 лет. После пятого учебного года им предстоит сдать выпускные экзамены. Они являются обязательными для устройства на работу или для поступления в университет.

Как только первая ступень школы будет завершена, ученик может выбрать, где именно он будет обучаться следующие 5 лет:

  • в лицее;
  • в художественной школе;
  • в техническом колледже.

Отличаются они учебной программой. В лицее акцент делается на абстрактные и теоретические дисциплины. Существует 6 видов лицеев: художественный, гуманитарный, научный, классический, лингвистический, музыкальный.

В технических колледжах основное время посвящается освоению профессии: от туроператора до повара и сельского работника. Здесь ученик через три года учебы может получить промежуточную специальность, сдав экзамен по профильному предмету, и начать работать.

Те, кто планирует поступать в вуз, должны отучиться еще два года в высших классах.

Расписание и каникулы

Школьное образование в Италии построено так, чтобы родители могли выбрать нужное расписание для ребенка из двух предусмотренных вариантов:

  • 40 часов в неделю, понедельник-пятница с 8.30 до 16.30 с предоставлением питания в школьной столовой;
  • 27-30 часов в неделю, понедельник-суббота, с обедом вне школы.

Некоторые школы устанавливают единый для всех режим учебного процесса.

В Италии школьные каникулы выпадают на такие периоды:

  • две недели на Рождество (чаще всего с 26 декабря по 6 января);
  • одна неделя в марте или апреле на Пасху;
  • 2 месяца летом.

О дополнительных выходных днях в течение года родителям сообщает администрация школы.

Поступление в итальянскую школу

Зачисление детей иностранных граждан в одну из местных школ осуществляется на тех же условиях, что и для итальянцев. Детей, приступивших к занятиям не с начала учебного года, могут обязать сдать тесты, которые позволят выявить уровень их знаний.

Прием в итальянскую школу проходит в онлайн-режиме. Лица, пребывающие в стране нелегально, не имеют codice fiscal (ИНН), а потому с заявлением могут обратиться непосредственно в учебное заведение.

При поступлении можно выбрать:

  • изучать ли религиеведение или заменить его другими предметами;
  • посещать ли группу продленного дня;
  • пользоваться ли школьным автобусом, если он предусмотрен;
  • обедать ли в столовой. Если да, в заявлении необходимо указать, требуется ли ребенку особая диета.

Среднее образование в Италии для русских доступно в любом типе школ. Для зачисления необходимо подготовить следующие документы:

  1. Онлайн-заявление.
  2. Удостоверение личности ребенка.
  3. Справки о том, что он проходил обучение в стране своего гражданства.
  4. Медицинскую справку с указанием состояния здоровья ученика и списком прививок. В Италии существует перечень обязательной вакцинации. Если каких-то прививок не будет, администрация школы уведомит об этом отдел здравоохранения.

Приступить к занятиям можно будет и при отсутствии этих документов. Но только при условии, что родители смогут предоставить их в течение ближайших 6 месяцев. Все бумаги необходимо перевести на итальянский и заверить у нотариуса.

Популярные итальянские школы

Выбор, куда отдать ребенка, остается за родителями и будущим школьником. Доля приватных школ составляет 5 % от общего числа учебных заведений страны.

Рейтинг частных школ Италии на начало 2019 года по принципу популярности выглядит так:

  • Saint Stephen’s School (г. Рим) – предлагает программы на английском и итальянском языке, тип проживания – полный пансион.
  • Renaissance School (г. Ланчиано) – обучение ведется только на английском языке. Стоимость обучения составляет от 15 тысяч евро за 1 семестр.
  • Liceo Eleonora d’Arborea – для тех, кого интересуют школы Сардинии. Обучение здесь возможно на всех ступенях среднего образования, от начальной школы до старших классов.
  • Saint Louis School (г. Милан) – частная школа совместного обучения. Предлагает программы только на английском языке. Цена за 1 семестр от 32 тысяч евро.

В какой бюджет выльется обучение в частном учебном заведении, зависит от города, программы и особенностей проживания. Школа в Пизе, к примеру, обойдется дешевле, чем в Милане. А полупансион будет стоить меньше, чем постоянное проживание при школе.

Отдельного внимания заслуживают международные учебные заведения:

  • British School of Milan – совместная дневная школа, основанная в 1969 году. Здесь обучаются дети от 3 до 18 лет.
  • American Overseas School of Rome – открыта в 1947 году. Эта международная школа в Италии обучает более 600 учеников 43 национальностей по 12 программам.
  • Blyth Academy Florence – дневная школа, которая проводит обучение по канадской программе на английском языке. Год основания – 2017.
  • Marymount International School Rome – частная католическая совместная дневная школа, программа которой построена по американскому образцу.

Отнести в категорию «Лучшие школы в Италии» можно и следующие учебные заведения: Canadian College Italy, St. George English International School, International School of Como, Gentium Scola Opitergium (Школа талантов).

Учебные заведения для русских

Многие мигранты стараются подобрать своему ребенку школу, в которой обучение ведется на русском языке. Одни руководствуются тем, что это позволит ребенку не забыть свои корни, другие просто сталкиваются с языковым барьером. Русскоязычные школы в Италии существуют, и выбор есть.

В Риме при посольстве Российской Федерации работает школа для детей сотрудников российских органов власти и российского МИДа. Но при наличии свободных мест администрация зачисляет на обучение детей всех российских граждан, прибывших в страну для ведения трудовой деятельности и постоянно проживающих в ней.

Русская школа в Милане носит имя Л.Н. Толстого. В 2019 году ей исполнилось 10 лет. Это некоммерческое учебное учреждение, предоставляющее полное среднее образование. Здесь обучается порядка 200 учеников и на сегодняшний день школа является одной из самых крупных русских школ в Италии. На базе учебного заведения работает детский сад, группа раннего развития детей, начальная школа, лицей, студии и кружки, курсы русского языка для носителей итальянского языка.

Школа “Гармония” в Милане – это двуязычный учебно-образовательный центр, в котором обучение проводится на таких этапах:

  • дошкольная группа;
  • начальные классы;
  • средняя школа;
  • лицей.

Здесь же работают творческие кружки, Ассоциация образовательного туризма, организовываются выездные лагеря для детей на территории Италии и за ее пределы. Желающие могут воспользоваться программой дистанционного обучения.

Все школы в Италии для русских детей обеспечивают изучение итальянского и английского языков.

Итоги

Получение школьного образования в Италии делится на несколько этапов: начальная школа, средняя первой ступени, средняя второй ступени. Образовательный процесс длится 12 лет и является обязательным для всех детей, независимо от статуса и легальности пребывания в стране. Школьная программа и учебный процесс в целом полностью регламентируются государством.

Факты о школе в Италии: Видео


ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ.

В период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 30 миллионов человек, 9 из которых впоследствии вернулись.

Как и любые статистические данные, эти не обладают совершенной точностью: Италия начнет вести статистику по эмиграции только с 1876 года. Современные исследования показали, что не существует ни одной итальянской семьи, особенно на юге страны, которую не коснулась бы проблема эмиграции.

В первую очередь меня интересует итальянская эмиграция в Америку как предпосылка для возникновения итало-американской кухни, поэтому первостепенное внимание уделю именно США. Со своей стороны обещаю, что таких слишком отвлеченных и исторических постов больше не будет, даже про Первую мировую войну напишу легче и в более в кулинарном аспекте.

Феномен именно американской эмиграции, среди прочего, объясняется тем, что билет на пароход в Америку стоил менее, чем билет на поезд в страны северной Европы, а также тем, что Америка нуждалась в рабочей силе и предлагала рабочие места. Например, в 1900 году 47,20% эмигрантов уехали именно в США. На пике эмиграции, в 1913 году, приходилось 2.500 эмигрантов на 100.000 жителей Италии, т.е. примерно каждый 40 итальянец эмигрировал.
Общие сведения по направлениям эмиграции в таблице:

Например, эмиграция в Бразилию имела неудачный исход. После отмены рабства, в 1888 году, Бразилия очень нуждалась в рабочей силе. С белыми итальянцами-католиками обращались лучше, чем с бывшими рабами, но условия жизни там были настолько невыносимыми, что эмиграция в Бразилию была запрещена Декретом Принетти 1902 года. Несмотря на это, итальянский консул в Сан Паоло писал о том, что даже самые бедные итальянцы, жившие в глиняных хижинах, ели намного лучше, чем на Родине – кроме маиса, ели также фасоль, рис, картофель, свежие овощи и потребляли ошеломляющее количество мяса (свинина, говядина, курица) на семью в год – 570 килограммов.
У меня есть знакомый «итальянец», Даниеле (мама- латышка), потомок бразильских эмигрантов. Он уже совершеннолетним переехал из Бразилии в Рим – работает рекламным фотографом. Скучает, холодно ему в Риме, очень хочет вернуться обратно.

Несколько слов о женской эмиграции. Существовало такое явление, как “spose per procura”, что в наших реалиях проще всего назвать «невеста по переписке». Итальянцы уезжали в том числе в Колумбию, как ее тогда назвали «английская Канада», это было время, когда существовали индейские поселения и медведи бродили сами по себе. Пароход, груженый невестами, прибывал в место назначения – итальянцы хотели жениться именно на итальянках, а невесты видели суженых, если видели, дай бог, только на фото. Женщины уезжали в надежде на лучшую жизнь.

По официальной статистике, за десятилетие 1901-10 Италию покинуло 6 миллионов человек (встречала и большие цифры). Для того, чтобы Вы могли представить масштабы явления – население Италии в 1900 году составляло 33 миллиона 570 тысяч человек, из них примерно половина трудоспособного населения.

Основным лозунгом эмиграции было «Mi emigro per mangier» – «эмигрирую, чтобы есть». По наблюдению одного из социологов, в то время у итальянцев был выбор «о brigante o emigrante» – разбойник или эмигрант.
Более 70% уехавших – крестьяне и сельскохозяйственные рабочие. Для сравнения – художники и скульпторы – 0,11%, рабочие – почти 10%, каменщики и каменотесы – 9,3%. И по нашему профилю – владельцы гостиниц и занятые в пищевом производстве – 1,04%. Последняя цифра важна – распространение итальянской кухни в США пошло не от профессионалов.
Из тех, кто уезжали, 90% были неграмотны. Заработок среднего крестьянина или рабочего был крайне невысок – в 1880 году около 80% тратилось на скудную еду, в начале 20 века – около 70%, и только в 1953 году расходы на еду составят примерно 20-25% заработка.

Чтобы Вы не утомились читать текст, перегруженный фактами, можете посмотреть ролик. Он проиллюстрирован фотографиями того времени: люди, корабли, совершавшие трансатлантические переходы, реклама круизных кораблей, билеты, паспорта эмигрантов. Примерно с 2:15 звучит одна из самых известных эмигрантских песен «Мама, дай мне сто лир, хочу уехать в Америку… – Сто лир я тебе дам, но в Америку – нет, нет и нет!»

Италия как государство, конечно же, пыталась бороться с эмиграцией, влекущей потерю рабочей силы. В 1868 году выпущен циркуляр, предписывающий, что эмиграция возможна при условии подписанного трудового договора и наличии средств к существованию. Циркуляр Ланца 1873 года ограничивает выдачу паспортов и обязывает будущих эмигрантов представить доказательства покрытия расходов в случае их репатриации. В 1888 году был принят закон De Zerbi, запрещающий эмиграцию замужних женщин без супруга и мужчин, не прошедших воинскую службу. Впоследствии Муссолини также примет меры, направленные на борьбу с эмиграцией.

Один из мифов, касающихся итальянской эмиграции, это утверждение о том, что в основном эмигрировали итальянцы из южных провинций. Это неправда, вернее, неполная правда! Начало эмиграции как раз положили жители северных провинций, спасаясь от долгов и потери работы в результате надвигающейся индустриализации. В период между 1876 и 1900 годами основной поток эмигрантов как раз составляли жители северных регионов: Венето – 17,9%, Фриули – 16,1%, Пьемонт – 12,5%. Далее картина изменится. Последними уезжали жители Сицилии и Апулии, по одной из версий, этому факту есть очень любопытное и неожиданное объяснение. Когда во Франции с 1863 по 1895 г.г. филлоксерой было уничтожено 1,5 миллиона гектаров виноградников, практически более 90% всех имеющихся на тот момент виноградников страны, южные итальянцы вместо пшеницы стали сажать виноград, что как-то помогало им выживать.
Ссылка на статистические данные, табличку с цифрами можно понять, не зная языка: http://www.emigrati.it/Emigrazione/Esodo.asp

Одно из первых художественных свидетельств об итальянской эмиграции оставил писатель Эдмондо де Амичис (Edmondo De Amicis), который в 1884 году вместе с 1600 пассажирами проплыл на пароме из Генуи в Уругвай. По мотивам этого путешествия, занявшего 3 недели, в 1889 году была опубликована книга «Sull’oceanо» (я бы перевела как «Через океан»). Книга имела такой успех, что с момента ее выхода, была перепечатана 10 раз в течение двух недель.
Кто эмигрировал в Уругвай? «Эти крестьяне из Мантуи, которые в холодные месяца, переходили на другой берег реки По собирать черные клубни, вскипятив их в воде, не поддерживали себя, но умудрялись не умереть от голода зимой… и эти сборщики риса из нижней Ломбардии, которые за одну лиру в день трудятся в поту часами, чтобы купить поленту, заплесневелый хлеб и прогорклое сало»…
Де Амичис также описывает подарки, которые люди везли в Америку: «Кто бутылку особого вина, кто качокавалло, кто салями или килограмм пасты из Генуи или Неаполя, литр масла, коробочку сушеного инжира, даже фартук, набитый фасолью, но из собственного дома, из того уголка огорода, который родственник или друг наверняка должен был бы вспомнить»…
Внучка итальянцев, эмигрировавших в Аргентину, вспоминала, как бабушка, с глазами полными слез, рассказывала ей, девочке, о прекрасной покинутой Италии. И вынимала из ящика комода пакетик, который нежно гладила. Там был кусок хлеба, который дала ей мама, чтобы она его съела во время путешествия в Америку. Бабушка сохранила его на всю жизнь, поскольку свою мать ей больше увидеть было не суждено.

***
Первоначально основным портом, откуда отходили корабли в Америку, была Генуя. Путешествие длилось примерно 14 дней.

Отплытие корабля из порта Генуи в Америку, открытка того времени:

В таких условиях люди плыли, типичная картинка:

А вот так эмиграция освещалась в газетах:

Подпись под фотографией. Сообщение в газете Domenica del corriere 2 июня 1901 года: «Эмигрант ложится на лежак одетый и в носках, там же узлы и чемоданы…здесь же дети писают и какают, но, в первую очередь их тошнит. Через несколько дней каждое спальное место превращается в собачью конуру».

Не всем удавалось достичь места назначения. 9 августа 1906 года паром «Сирио», отплыв из Генуи в Америку с 2000 эмигрантами на борту, решил сократить маршрут, пройдя слишком близко к испанским берегам, но напоролся на риф и полностью ушел под воду в течение 15 дней. По данным страховых компаний погибло около 300 человек, по сообщениям газет – 700.

Песню, посвященную этой трагедии, также пел известный певец Франческо де Грегори. Я привела более колоритный и богато иллюстрированный вариант.

Того же, кому посчастливилось доплыть до Америки, ждала высадка на Эллис Айленд. Практически без багажа, с узлами и картонными чемоданами.

По прибытии пассажиры первого и второго класса досматривались в своих каютах. Высадка и сортировка эмигрантов третьего класса проходила с 1894 года на Ellis Island, который расположен практически напротив Манхэттена. Остров эмигранты быстро окрестили островом слез. «Распределитель» существовал там до 1954 года, с 1990 года это музей эмиграции.
Американский закон от 20 февраля 1907 N 96 года запрещал въезд на территорию страны, среди прочего, слепым, хромым, глухонемым, горбатым, слабоумным, беременным незамужним женщинам, анархистам, лицам старше 40 лет которые при высадке не смогут предъявить сумму не менее 250 итальянских лир и не докажут, что следуют к близким родственникам, которые обязаны содержать их либо предоставить работу. Пункт 7 Закона запрещает въезд «бедным» (!).
Прибывшие эмигранты вначале подвергались унизительному досмотру, сначала медицинскому, потом проходили собеседование, часто не знаю по-английски ни слова. Помимо этого, был еще один экзамен: проверялась национальность и политические взгляды. При этом, если эмигрант был неграмотным ему еще в Италии выдавался особый паспорт красного цвета – Passaporto rosso, что влекло дополнительные унижения. Хотя среди эмигрантов было примерно 90% неграмотных.
При проверке каждому выдавалась Inspection Card с номером. Вся процедура занимала, как правило, целый день После проверок предусматривался карантин.
Не прошедшие медицинский осмотр помечались белым крестом на спине. Капитаны судов были обязаны доставить тех, кого Америка не приняла, обратно, в порт отплытия. По статистике, таких вернувшихся людей только 2%. Большинство «отбракованных» бросалась в воду с Ellis Island, с целью самоубийства или в надежде добраться до Манхеттена вплавь.
Вид на Эллис Айлэнд:

Эмиграция в США существенно уменьшится в период Первой Мировой войны, не в последнюю очередь по причине демобилизации, а также инфляции, обнищания населения и практической невозможности купить билет. Потребность США в рабочей силе уменьшалась и американские декреты об эмиграции 1921 и 1924 года фактически положат конец политике «открытых дверей». Quota Act от 19 мая 1921 года ввел ограничения на въезд в страну иностранцев в пределах 3% от людей соответствующей национальности, проживающих в США. National Origins Act 1924 года снизил это количество до 2% жителей США соответствующих национальностей по состоянию на 1890 год. При принятии первой квоты въезд в США был разрешен 42.000 итальянцам, при принятии второй – только 5.645.
Основными направлениями эмиграции для итальянцев станут Аргентина, Канада и Австралия. Многие их эмигрантов в период фашизма будут арестованы, оказавшись заложниками политики Муссолини. В период Второй Мировой войны Эллис Айленд станет фактически местом заключения японских, немецких и итальянских граждан., каковым и останется до своего закрытия.
Один из самых трагических эпизодов итальянской эмиграции после второй мировой войны, пожалуй, касается Бельгии. Было подписано межгосударственное соглашение, по которому в 1954 году в Бельгию уехали трудиться более 5000 рабочих, в первую очередь из северных регионов Италии. Бельгия за это расплачивалась с Италией углем. Люди жили в бывших фашистских ангарах, по 10-12 человек на комнату, как говорится, с удобствами на этаже. Работали по 12-15 часов в день при температуре 45 градусов. Ситуация долго замалчивалась, пока 8 августа 1954 года в результате пожара не взорвалась шахта – в Mercinelle погибло 262 рабочих, 132 из которых были итальянцами.

И даже этому итальянцы умудрились посвятить песню. Вот она в прекрасном исполнении Клаудио Вилла.

Впоследствии, после 50-х, эмиграция стала все больше носить временный характер, итальянцы предпочитали европейские страны – Германию, Швейцарию, Францию.
Официальным годом окончания эмиграции в Италии считается 1976. После этой даты страна, наоборот, сталкивается не с проблемой эмиграции, а иммиграции. В 90-2000х в Италии происходит всем известный brain drain: в период 1997 -2007 уехало более 600.000 образованных молодых людей.

***
Как жили итальянцы в эмиграции?

Spaghettifresser (примерно «жрущие спагетти»), babis (жабы), dago/дейго (в США), chianti (слово понятно всем, здесь – пьяницы), bat (летучие мыши), bolanderschlugger (глотающие поленту»), rital, macaron, WAP («без документов, типа наш БОМЖ) – это те немногие прозвища, которыми итальянцев «награждали» за рубежом.

В некоторых общественных заведениях вешали объявления «Вход итальянцам строго запрещен». Вот, например, фото, сделанное 1958 (. ) году в немецком городе Saarbruchen. Картинку скопировать не смогла, поэтому ссылка, надпись на двух языках : http://foto.libero.it/Mario1664/foto/tuttelefoto/eintritt-fr-Italiener-verbot Это грустное проявление национализма. В одном из блогов молодой итальянский парень прокомментировал его примерно так: «Нас немцы не пускали, потому что мы мало пьем!»))

Одна из непредумышленных ошибок, которые совершали итальянцы, переезжая жить в США, – нарушение правила расовой сегрегации. Не зная правил новой родины, они селились рядом с черными кварталами, там, где было дешевле.

В 1891 году в Новом Орлеане 12 итальянцев были линчеваны. Разъяренная толпа напала на тюрьму, где они находились, и совершила самосуд. В течение последующих 50 лет еще 28 итальянцев были подвергнуты суду Линча. В 1927 году на электрическом стуле были казнены Сакко и Ванцетти, которых даже самый незаинтересованный читатель знает по одноименным карандашам. Впоследствии их виновность подверглась очень серьезным сомнениям, особенно Ванцетти.

В то время в американской иммиграционной политике господствовала теория «социального дарвинизма» – если выходцы из Северной Италии относились к белым, кельтской расы, то выходцам с Юга приходилось намного тяжелее. Например, в переписи 1911 года сицилийцы отражены как «не белые», средиземноморской расы.

В Америке итальянцы предпочитали селиться «кучно» – так возникают Little Italy и Garlem Italianо в Нью-Йорке, который в 30-х годах насчитывает примерно 100.000 жителей. Поселения образовываются по типу «городская деревня» – несмотря на мегаполис, итальянцы сохраняют сельский уклад жизни.

Работают все. Например, в 1895 году ежедневная зарплата белого рабочего составляла 1,30$, черного – 1,25$, итальянца – 1,15$. Средний годовой заработок рабочего составлял около 300 долларов, чтобы скромно содержать семью требовалось примерно 800$. Дети помогают родителям, либо разносят газеты, чистят обувь, продают овощи и фрукты. С 14-ти лет дети работают вне дома. Женщины в основном заняты в текстильной промышленности, или, выражаясь гламурно, в индустрии моды. Мужчины заняты на тяжелых работах. Практически весь метрополитен Нью-Йорка построен усилиями итальянских рабочих.
Банки не дают кредиты, если заемщик не может представить 10.000 долларов наличными. Возникают кассы взаимопомощи, когда сосед занимает у соседа. Итальянцам запрещено заходить в американские католические церкви. В школах детям запрещено говорить по-итальянски, даже между собой на переменах, они обязаны американизироваться.

Как горек этот хлеб – поет Марио Мерола, один из самых неаполитанских певцов, мастер мелодрамы, в песне “Неаполитанские слезы”. Субтитры на английском. И опять песня демонстрирует иесную связь итальянского менталитета с домом и традициями – “поставь тарелку для меня на стол”.

Один итальянский энолог, эмигрировавший в Аргентину в 1907 году писал: «Мое первое самое большое впечатление в Аргентине, которое я получил – это количество мяса, которое есть этот народ… Мясо насколько дешево, что стоит менее, чем свежие овощи… Аргентина – единственная страна, где, сварив бульон, мясо выбрасывают».

Итальянские эмигранты достигли своей мечты – есть в достатке и в немалой степени способствовали распространению и популяризации итальянской кухни в США и других странах. Популярность итальянской кухни, конечно же, объясняется не только качеством ингредиентов, сбалансированностью и вкусом, но еще и экономией. Исследование, проведенное в США в 1907 году показало, что работодатель, предоставляя итальянскому рабочему жилье и питание, тратил 6,90$ в месяц, рабочему из других стран – 18$.

Ссылка на основную публикацию
Итальянцы за границей. Итальянцы в США