Национальная дискриминация в США

Black&White: расизм – неудобная проблема США

Проблема расизма в Соединенных Штатах Америки стоит довольно остро, особенно после избрания на пост президента афроамериканца. Однако, не только чернокожие представители подвергаются дискриминации и притеснениям: сейчас в США нередки и проявления так называемого “белого расизма”, когда светлокожее население притесняется в угоду афроамериканцам.

Можно ли сказать, что проблема расизма в современных США исчерпана? Конечно, нет. Даже избрание Барака Обамы на пост президента, который является представителем афроамериканского населения, не дает повода утверждать, что теперь-то расизм в Штатах кончился. Понятно, что вряд ли какой-то порок общества можно изжить до конца, но насколько силен расизм как явление в США?

За примерами далеко ходить не приходится — недавно прихожане одной из церквей штата Миссисипи подняли протест против готовящейся в ней свадьбы пары афроамериканцев, сообщает телеканал WLBT. Двое молодых людей — Чарльз и Т’Андреа Уилсон планировали провести церемонию бракосочетания в баптисткой церкви города Кристал Спрингс, которую, кстати, они посещали всю жизнь. Однако небольшая, по заявлению пастора, группа белых прихожан возмутилась планами пары провести церемонию в “их” храме. Стэн Уизерфорд, пастор Первой баптистской церкви Миссисипи, обвенчал новобрачных в другой церкви неподалеку от первой. По его словам, тем самым он пытался избежать скандала с протестующей группой прихожан, однако семья Уилсон уверена, что пастор просто опасался, что его не переизберут на новый срок. Протест белых против венчания черных — что это, если не дискриминация?

Однако сейчас законы США настолько лояльны к черным, что возникают прецеденты притеснения… белых! Да, да, именно так. Не так давно в городе Нью-Хейвен, что расположен в штате Коннектикут, произошел скандал — группу белых пожарных, успешно прошедших служебную проверку, не повысили по службе только из-за того, что их коллеги-афроамериканцев оную проверку не прошли. Чтобы повышение белых не выглядело актом притеснения черных по расовому признаку, результаты испытания были аннулированы. Начальство пожарных пошло на такие меры потому, что чернокожие борцы с огнем, не продвинувшиеся по службе, могли заявить подать иск о дискриминации. Тогда в городской суд обратились белые — но он поддержал решение администрации. Однако Верховный суд проявил благоразумие — те, кто прошел проверку, были повышены в звании.

Одним словом, принять закон о всеобщем равенстве — еще не значит поселить в душах граждан любовь к ближнему своему, особенно если этот ближний отличается цветом кожи. В сознании каждого представителя той или иной расы, возможно, еще сидит психология раба или рабовладельца — у прогрессивных и здравомыслящих людей она не проявляет себя, а вот люди, которые мыслят узко, вполне способны давать ей волю.

Насколько же силен расизм в Соединенных Штатах в сравнении с другими государствами мира? В странах Азии он проявляет себя более явно, однако основа их расизма — разные религии, сосуществующие рядом. А вот чувство превосходства над другими расами американского гражданина — это последствие не столь далекого прошлого страны.

Кстати, избрание Барака Обамы на пост главы государства повлекло за собой сильный всплеск проявления расовой нетерпимости по всей стране. Казалось бы, такой примиряющий фактор, как избрание в президенты афроамериканца — шаг, к которому Америка шла почти 150 лет — должен был стать завершительным этапом искоренения расизма в стране, однако, лишь еще больше подчеркнул расовое различие граждан. Причем агрессию проявляли как белые представители населения страны, так и чернокожие. Первые дни после избрания президента стали самыми напряженными. В Нью-Йорке четверо белых людей избили бейсбольной битой чернокожего подростка, по их словам, “за то что наш президент — черный”. Кстати, в стране снова процветает Ку-клукс-клан, полиция даже арестовала нескольких его членов, которые готовили покушение на президента Обаму.

Многие белые американцы считают, что американская нация разрушена, а избрание “темного” президента — это кульминация краха. Правда, исследователи Организации по борьбе с дискриминаций говорит, что избрание афроамериканца на роль президента — это серьезный шаг, который заставит людей пересмотреть свои стереотипы и менять уклад жизни.

Вопрос расового неравенства был актуальным для прогрессивной страны США с давних пор — началось оно с угнетения коренных индейцев, которых не считали за людей, сгоняли в резервации и истребляли сотнями тысяч, прямо или косвенно. Затем население США пополнилось чернокожими уроженцами Африки, которых везли сюда как скот, чтобы использовать на тяжелых сельскохозяйственных работах — в основном, на юге страны. На севере Америки дело обстояло лучше: там чернокожих использовали как домашних слуг, однако статус раба за ними сохранялся. Фактически, рабство отменили только в 1883 году — чернокожие формально получили статус граждан США, однако расовое превосходство белых оставалось — неграм полагались отдельные школы, больницы и даже места в общественном транспорте. Прогрессивные изменения в политике произошли лишь в 60-х годах XX века, когда были приняты законы, уравнивающие социальный статус всех национальностей граждан Соединенных Штатов.

И все же расизм в США по-прежнему достаточно силен. Виновато в этом и сознание людей, и история страны, не так давно уравнявшей разные расы в правах, причем исключительно законодательным путем. Психологически же законы о расовой дискриминации лишь подчеркивают неравенство белых и черных граждан США. Теперь ситуация стала обратной Ведь даже, к примеру, если белый ударит белого — это преступление не слишком тяжкое, но если белый ударит черного — это преступление на почве расовой ненависти! Законы, подчеркивающие, что люди с разным цветом кожи неравны, не дают забывать гражданам о расовых различиях.

Расовая дискриминация — до сих пор острый вопрос в Соединенных Штатах, и теперь следить за собой приходится уже всем гражданам, как белым, так и черным. А любой поступок, даже самый невинный, приходится совершать с оглядкой — нельзя ли истолковать его как преступление на почве расовой ненависти?

Исследователь Уильям Феррис из Центра исследования Юга при университете Северной Каролины отметил, что расизм — это как рак, полностью излечиться невозможно, можно только добиться ремиссии. Получается, что для исправления ситуации стране потребуются долгие годы, десятилетия и даже века. Что ж, посмотрим, что будет дальше.

Читайте самое интересное в рубрике “Мир”

Расовая дискриминация в США: миф или реальность?

Соединенные Штаты, будучи одним из самых развитых государств мира, традиционно считаются страной свободной, с безграничными равными возможностями для каждого её гражданина в независимости от цвета кожи, расовой принадлежности, религиозных воззрений или образа жизни. Такое мнение бытует, пожалуй, в любом уголке земного шара, но только не в самой Америке. На деле ситуация выглядит немного иначе.

США продолжают оставаться довольно сложным образованием, состоящим из множества составных элементов, которые вряд ли смогут сделать страну единой монолитной структурой. Конечно, можно вспомнить расхожую идею об «американской мечте», но сплачивающим звеном она быть уже не в состоянии. Америку раздирают внутренние общественные конфликты и противоречия. И наиболее ярким из них стала расовая дискриминация.

Обыватель заметит, что президент – символ всей нации, является чернокожим. Даже при поверхностном поиске можно без труда выяснить, что генеральный прокурор, множество губернаторов и сенаторов также черные. А как же многочисленные спортсмены, спортивные функционеры, медиа персоны, артисты и бизнесмены? Среди них немало успешных, влиятельных афроамериканцев.

Однако как представляется, проблема намного шире и сложнее, поскольку не укладывается в привычную плоскость, разделяющую общество на белых и черных. Хотя именно она является основной. Но далеко не единственной. Сформировавшееся из переселенцев, иммигрантов и колонизаторов, американское общество вмещает представителей всех рас и очень большого числа национальных групп (латиноамериканцы, азиаты). И современное его расслоение вряд ли может оправдать характерный слоган «единство в многообразии» (Unity in Diversity).

Афроамериканцы: США «откатились» на 50 лет назад

На протяжении всей второй половины 20 в. американское общество предприняло немало усилий, чтобы уравнять чернокожих в правах с белыми. А ведь не так давно афроамериканцы были на особом положении чуть ли не рабов. Попытки отхода от многолетней политики сегрегации оказались для Белого Дома весьма трудными и ресурсозатратными. Одно дело законодательно отменить расово дискриминирующие акты и совершенно другое искоренить их в умах граждан (например, законы Джима Кроу Сегрегация (от лат. – разделение) Особый вид дискриминации и политика принудительного отделения представителей одной расы или этнической группы от другой. Ограничение мест и территорий для поселений, строго раздельное обучение, воспитание или армейская служба, создание преград для социального общения, разграничение посадочных мест в общественном транспорте – подобные меры были узаконены в США вплоть до середины 1960-х годов. В общем виде весь перечень законодательных актов о расовой сегрегации (особенно в южных штатах) получил широко распространенное, но неофициальное наименование Законов Джима Кроу (Jim Crow laws). ).

И даже сегодня, в пору президенства чернокожего Барака Обамы, волнения, массовые акции протестов и беспорядки на фоне расовой дискриминации остаются нормой для США. Хорошо известные печальные события в Цинциннати (2001 г.), Фергюсоне (2014 г.) или Балтиморе (2015 г.) показали, что Америка далека от расового равенства. Если ты черный и вызываешь малейшие подозрения у представителей правопорядка, на тебя можно вполне безнаказанно открыть огонь на поражение. Излишняя жестокость и безнаказанность полицейских вызывает широкую волну негодования среди цветного населения. И стереотипы, а также пресловутая расовая почва играют здесь далеко не последнюю роль.

Показательным в этом плане является доклад одного из гарвардских руководителей Проекта по защите гражданских прав профессора Гэри Орфилда. Еще в 2006 г. исследователь отмечал, что по уровню сегрегации страна буквально вернулась в 1960-е годы. Сегодня это очень наглядно представлено в американских школах. Чернокожие и цветные посещают школы, в которых белые учащиеся составляют менее 10%. Причем школы с высокими долями национальных меньшинств относятся к учебным заведениям с очень высоким уровнем бедности. И за прошедшее десятилетие ситуация практически не изменилась.

Хотя сообщения об успехах по преодолению расовой дискриминации в американском обществе делаются с завидной регулярностью, к реальному положению вещей они имеют мало отношения. Сфера высокой политики, качественного образования, открывающего солидные перспективы, все еще закрыты для широких слоев афроамериканцев. А «вкрапления» чернокожих в политическую или бизнес элиту являются не более чем ширмой или прикрытием перед сохраняющимся доминирующим положением белых и их «россказнями» о демократии.

В последнее время тематика дискриминации и ущемления прав на почве расы все чаще находит отражение в американском киноискусстве. Нашумевший фильм 2004 года «Столкновение» (Crash) наглядно обрисовал существование непримиримых конфликтов и расизма в обществе. Другой знаковой кинопремьерой 2016 г. стал 1-й сезон сериала «Американская история преступлений» под названием «Народ против О. Джея Симпсона». Здесь в полной мере отразились все спекуляции общественным мнением, связанные с цветом кожи. К другим характерным кинолентам последних лет можно отнести «Прислугу» (The Help) и «12 лет рабства» (12 Years a Slave).

Вместе с, казалось бы, пристальным вниманием к проблеме в американском обществе, местная киноиндустрия сама чуть не оказалась втянутой в довольно громкий скандал. Так, по итогам 2015 года среди номинантов на главную Премию Американской академии кинематографических искусств и наук (Оскар) не оказалось ни одного чернокожего. После чего ее руководство обвинили в скрытом расизме, а часть гостей даже отказались от посещения мероприятия. Напомним, что за все время существования кинопремии (с 1929 года) только 15 афроамериканцев удостоились высших наград.

Латиноамериканцы и азиаты: новые вызовы американского общества

Соединенные Штаты, тем не менее, нельзя разделять только на белых и черных. Черный расизм является уже далеко не единственной проблемой, преследовавшей Америку на всех этапах ее становления и развития. За последние десятилетия в страну переехали на постоянное место жительства огромное число представителей других национальных групп, которые также отчасти стали новой «головной болью» как для местных, так и федеральных властей.

Меньшинства селятся компактными группами, которые довольно медленно и крайне неохотно интегрируются в общество. Языковые и тем более культурные барьеры так просто не стираются. Характерным явлением особенно для крупных городов стали внушительные латиноамериканские или азиатские кварталы или даже целые районы. А в отдельных частях страны они уже стали доминирующей этноязыковой группой (южные и приграничные с Мексикой штаты). Но о плюрализме культур речь по сути даже не ведется.

По разным оценкам латиноамериканское население США составляет почти 50 млн. человек, что приравнивается к 16% всех жителей.

Политики активно спекулируют этой частью населения, преследуя не более чем свои меркантильные цели, завоевывая лишь новые голоса в свою пользу. А по факту положение национального меньшинства остается прежним. Сохраняется сегрегация, имеют место случаи бытовой дискриминации и бытового расизма, а также незаконных арестов, депортаций и многих других злоупотреблений на почве расы.

Читайте также:  Последствия вьетнамской войны для простых американцев

Определенное внимание заслуживает и ситуация с выходцами из стран Азии. Характерный цвет кожи и разрез глаз сделали свое дело. Азиаты, к которым без особого разбора относят и китайцев, и японцев и корейцев и т.д., также сталкиваются с расовой дискриминацией на бытовом уровне. И хотя эта часть населения самая безобидная, война во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.) или в Корее (1950 – 1953 гг.), в которые ввязалась Америка, сделали свое дело. Зачем искать какие-то особенности или различия, когда можно просто обвинить человека в том, что его потомки убили его деда или отца?

«Белый» расизм существует?

В последнее время появилось такое понятие как расовая дискриминация белой части американского населения, доля которого продолжает снижаться. Новое исследование, проведенное институтом Public Religion Research, показало, что белый расизм такая же крупная проблема, как и расовая дискриминация чернокожих. Существование предубеждения перед былыми подтвердили 45% всех опрошенных респондентов. Такого же мнения придерживаются 50% белых, 29% латиноамериканцев и 25% черных.

Действительно отрицать существование обратного расизма довольно сложно. Если чернокожий переедет в район с преимущественно былым населением он автоматически столкнется с предвзятым отношением и косыми взглядами. Но разве ждет что-то другое белого человека, если он окажется среди чернокожих, или в окружении представителей любого другого национального меньшинства? Предрассудки и сложившиеся стереотипы по-прежнему господствуют даже в самом прогрессивном обществе. Цвет кожи, вероисповедание, образ жизни не могут не влиять на суждения окружающих.

Сегодня США испытывают трудности и обратного порядка. Белые граждане устали чувствовать вину или оправдываться только за то, что родились белыми. Вся система, построенная для преодоления сегрегации и дискриминации в отношении цветных, совершенно не учитывает интересы белого населения. Хотя именно англосаксы все еще составляют доминирующую часть американского общества (около 60%).

Против расовых преференций выступает все больше американцев.

Верховный суд оказался буквально завален исками от белых студентов, которые не смогли попасть в ВУЗы только из-за существования расовых квот, которые были поставлены вне закона еще в 1978 г., но до сих пор являются устоявшейся нормой. Этническое происхождение или цвет кожи учитываются приемной комиссией наравне с такими показателями как результаты экзаменов или внеучебная деятельность. Так, в 2013 году Абигейл Фишер подала иск против Техасского университета, который, по ее словам, отказался принять ее из-за белого цвета кожи.

В сфере трудовых отношений проблема с цветом кожи также существует. По данным Комиссии по равенству возможностей при устройстве на работу, за период с 2002 по 2011 год количество исков, поданных белыми на почве расовой нетерпимости, возросло с 9,7% до 13%. Соответственно увеличилось количество судебных разбирательств, связанных с обратной дискриминацией. Так, в 2011 году суд признал правоту почти 50 блюстителей правопорядка из Мичигана, которые заявили, что не могут продвинуться по карьерной лестнице опять же из-за белого цвета кожи.

Как видно, расовые противоречия и трения в США сегодня действительно продолжают существовать, становясь заметной проблемой для полиэтнического и мультикультурного американского общества. Свои сложности наблюдаются и у черных, и у латиноамериканцев, и у выходцев из Азии, и даже у белого большинства. Как неправильно определять каждого мусульманина в качестве террориста или любого чернокожего как преступника и наркоторговца, так и в корне неверно считать, что белый цвет кожи делает человека априори лучше других или его проблемы первостепенными. Для настоящего искоренения расизма активисты призывают прекратить использование этнической и расовой принадлежности людей в качестве любого предлога, преимущества или оправдания.

Немного о расовой сегрегации в США

Вход для «цветных» в универсальный магазин в Алабаме. 1956 год.

Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.

Различается сегрегация де-юре и де-факто. Законодательно расовая сегрегация отменена, однако существует мнение, что некоторые её проявления встречаются и сегодня.

Willie Causey Juniior сидит с оружием у дверей своего дома в Shady Grove, в штате Алабама. В этом штате в 1956 году черные жители часто подвергались атакам и нападениям со стороны белых.

Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — отдельные школы (для белых и негров), негритянские воинские подразделения и тому подобное.

Две кассы — одна для белых, другая для «цветных» — в магазине мороженого. Город Shady Grove, в штате Алабама, 1956 год.

Сегрегация на транспорте

По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» – об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.

В 1955 году представители движения за гражданские права начинают бойкот автобусных линий в Монтгомери. Они требуют отменить дискриминационные законы.

1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и приговорили к штрафу. В том же году, в Монтгомери, в автобусах арестовали ещё пятерых женщин, двоих детей, и множество чёрных мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил на месте. Тогда, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».

В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70 % от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие. Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.

После подачи иска от активистов, Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно.

На это решение расисты ответили террором: расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с чернокожими жителями, и избиением чернокожих.

Сегрегация в школах

В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически, на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.

Ondria Tanner и ее бабушка засмотрелись на витрину с одеждой в магазине для белых, куда им, к сожалению, нельзя было войти.

Ряд южных штатов протестовал против данного решения. Суд штата Алабама, в частности, постановил безосновательность юридического запрета Верховного суда по причине противоречия с законодательством штатов.

В 1957 году в город Литтл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.

В начале сентября в Первый день занятий девять чернокожих детей (позднее известны как «девятка из Литл-Рока») пытаются пройти в школу, но их со штыками встречают вооружённые солдаты Национальной гвардии штата, находящиеся в подчинении губернатора. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления.

Афроамериканские дети смотрят через сетку как белые дети играют и веселятся в парке аттракционов. Алабама, 1956 год.

В 1958 году Верховный суд вновь подтвердил своё решение.

Сегрегация в общественных местах

Мальчик около колонки для цветных

В 1919 году в Чикаго был убит чёрный подросток. По тем временам — проступок негра серьёзный: он заплыл в озере на сторону «для белых». Последовали массовые беспорядки в Чикаго с серьёзными жертвами.

Отдельные рукомойники для белых и черных

В 1961 году в Олбани (штат Джорджия) местные чёрные провели кампанию за десегрегацию общественных мест. На помощь им прибыл сам Мартин Лютер Кинг. Последовали мирные демонстрации протеста. В ответ власти города провели массовые аресты, были закрыты парки и библиотеки. Масштабы борьбы были таковы, что около 5 % городских чёрных было арестовано. Чёрная кампания в Олбани оказалась проиграна, но в умах чёрных не подавлена.

На вывеске написано, что пиво индейцам не продается

Водяные краны отдельно для белых и черных

Отель только для цветного населения

Театр только для цветного населения

Места только для цветного населения

Существует мнение, что расовая сегрегация не уходит из учебных заведений и сейчас. В докладе Проекта по гражданским правам Гарвардского университета 2006 года, профессор Гэри Орфилд говорит: «Уровень сегрегации в стране поднялся до уровня конца 1960-х годов. Мы растеряли почти весь прогресс, достигнутый в ходе отмены сегрегации в городских сообществах»

С момента принятия в 1964 году закона о гражданских правах, запретившего расовую дискриминацию в США, прошло полвека. С одной стороны, с тех пор в положении чернокожих в Америке был сделан большой шаг вперед. С другой – де-факто сегрегация проявляется в новых формах и сегодня. Возникают опасные тенденции, которые могут поставить проделанный путь под вопрос.

Например, в 2013 году город Гардендейл (округ Джефферсон, штат Алабама) после голосования жителей вышел из состава образовательного округа, а затем добился и права самостоятельно собирать налоги. В Гардендейле 88 процентов – белые, в то время как в округе Джефферсон почти половина населения афроамериканцы. В штате Джорджия за последние десять лет шесть пригородов Атланты с преимущественно белым населением добились статуса отдельного города.

В этой ситуации влияние расового вопроса, скорее всего, играет косвенную роль, хотя последствия для ситуации с правами афроамериканцев самые что ни на есть прямые. Жаждущих автономности горожан смущает не цвет кожи соседей. Отделяющиеся районы не полностью “белые”, до 10-20 процентов населения там составляют “цветные” меньшинства. С их точки зрения, суть в том, что в среде менее состоятельных соседей существует больше проблем, выше уровень агрессии, криминала.

Особенно заметны такие контрасты в школах, ведь система школьного образования в США по большей части государственная и выбор школы привязан к образовательному округу, в котором проживают родители ученика, а не к размеру их кошелька. Поэтому в одной школе могут учиться дети из семей, весьма разных по социальному положению и амбициям.

Таким образом, попытки создавать новые школьные округа в сущности формируют более благоприятные условия для детей состоятельных американцев, то есть на первый взгляд отделяются не столько белые от черных, сколько богатые от малоимущих. Но реальность в том, что в США в среднем белые состоятельнее, а темнокожие беднее. Поэтому углубление разрыва между богатыми и бедными на практике влечет и социальную поляризацию общества по расовому признаку.

Читайте также:  Семья пуэрториканских иммигрантов

Расовый вопрос традиционно остро стоит в стране, ныне считающей себя “Меккой” для мигрантов, и американское общество проделало немалый путь в борьбе за права афроамериканцев. Однако и спустя десятилетия проблемы сегрегации и неравенства далеки от решения. Американцы со светлым и темным цветом кожи имеют разный достаток, зачастую живут в разных районах. Состоятельные горожане тяготеют к жизни в пригородах, в то время как афроамериканцы реже могут позволить себе покупку дома, поэтому чаще живут в городах. В крупных мегаполисах, как, например, в Нью-Йорке существуют исключительно “черные кварталы”.

Поэтому исходя из вышеизложенного делайте выводы сами, насколько обоснованы или необоснованны высказывания Джады Пинкетт Смитт и других известных американских актеров. И дело не только в Оскаре. Просто Джада Пинкетт Смитт вращается в этой области, имеет достаточный вес в данной среде, знает ее проблемы не по наслышке, поэтому и говорит то, о чем знает. Она медийная и популярная персона. Ее слова сразу привлекают внимание и прессы и населения. Как я указала выше, специалисты в других областях (например, в образовании), тоже обращают внимание на расовую сегрегацию в своих исследованиях. Но их не так много читают и они не настолько популярны. В этой связи их сообщения не так муссируются в прессе и интернете. Расовая сегрегация в США до сих пор есть, и это очень серьезная проблема их общества. И Джажа Пинкет Смитт и Марк Руффало молодцы, что обсуждают эту проблему во всеуслышание. Лично у меня их поступки вызывают только уважение.

“Позитивная дискриминация” в США. Что это такое и почему Трамп ее упраздняет

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Администрация президента США Дональда Трампа отозвала рекомендации университетам, согласно которым те принимают в льготном порядке абитуриентов расовых и национальных меньшинств. Эксперты рассказывают в интервью Би-би-си, каковы результаты политики “позитивной дискриминации” и почему республиканская администрация хочет ее свернуть.

    На прошлой неделе генеральный прокурор США Джефф Сешнс отменил 24 официальных документа, в значительной части которых содержались рекомендации относительно “позитивной дискриминации” (на английском – “affirmative action”) при приеме в учебные заведения.

    Американская пресса предполагает, что администрация президента Трампа и вовсе предложит колледжам и университетам не учитывать расу и национальность при приеме абитуриентов – это будет в русле идеологии администрации Трампа и республиканцев.

    Администрация Джорджа Буша-младшего уже отменяла рекомендации о “позитивной дискриминации”, но при президенте от Демократической партии Бараке Обаме их вернули в свод официальных документов. В Верховном суде США сейчас рассматривается иск организации “Студенты за честный прием” против Гарвардского университета, связанный с “позитивной дискриминацией”.

    Русская служба Би-би-си попросила экспертов-американистов ответить на три вопроса о “позитивной дискриминации”.

    Почему Республиканская партия и Трамп – против “позитивной дискриминации”?

    Иван Курилла, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге (Россия):

    Во-первых, надо понимать исторический контекст введения affirmative actions (остановимся только на образовании, хотя эта политика применялась и применяется и при приеме на работу): когда в 1960-е годы наследие рабства и сегрегации вышло на первый план в национальных дебатах, встал и вопрос о том, как его можно быстро преодолеть: ведь более образованные американцы имели преимущество, когда готовили своих детей к колледжу, и воспроизводили социальное разделение. В США оно имело расовую форму.

    Affirmative actions были созданы для того, чтобы преодолеть это разделение, позволить большему числу не-белых детей попасть в университеты.

    С точки зрения стимулирования образования для афроамериканцев, эта политика принесла успех. Но с точки зрения классического либерализма, важного для многих членов республиканской партии, она нарушала базовый принцип индивидуального равенства: принадлежность к группе, занимавшей в обществе непривилегированные позиции, теперь дает преимущества. Споры вокруг affirmative action продолжаются уже почти 50 лет – демократы их поддерживают, республиканцы критикуют. Хотя есть исключения с обеих сторон.

    Андрей Знаменский, профессор Университета Мемфиса (США)

    “Позитивная дискриминация» Трампу и многим республиканцам не нравится потому, что она ставит права отдельной расовой, этнической или гендерной группы выше прав индивида. Они часто указывают, что “позитивная дискриминация” противоречит известному посылу Мартина Лютера Кинга: судить о человеке по его индивидуальным качествам, а не по его цвету кожи.

    Важной частью предвыборной кампании Трампа была борьба с политкорректностью, которая раздражает многих американцев. Для них политкорректность, особенно в расовых и гендерных вопросах, тесно связана с политикой “позитивной дискриминации”, в том числе в области образования.

    Позитивны ли результаты “позитивной дискриминации”?

    Иван Курилла:

    Результаты позитивны, – но вопрос в том, как долго имеет смысл поддерживать эту политику. Можно ли в какой-то момент счесть, что она достигла целей и себя исчерпала, и если да, то когда?

    Андрей Знаменский:

    На мой личный взгляд, если смотреть не в кратковременной, а в долговременной перспективе, результаты “позитивной дискриминации” негативны.

    Встроенная в административно-политическую систему государства, она способствует не обьединению, а разъединению людей, косвенно пооощряя недоверие и зависть на расовой, этнической или гендерной почве.

    “Позитивная дискриминация” прежде всего для афроамериканцев, испаноязычных и женщин в образовании, приеме на работу и предоставлении бизнес-контрактов была задумана в 60-е годы прошлого века изначально как временная мера. Но по прошествии 50 лет эта политика исчерпала свои возможности, обросла сетью бюрократических институтов и, как это часто бывает, превратилась в идеологическую самоцель: обеспечить сверху административным путем пропорциональное представительство расовых и гендерных групп.

    Например, в Университете Беркли в Калифорнии 175 специальных чиновников следят за выполнением этой политики.

    Исследования показали, что многие афроамериканские и испаноязычные студенты, принятые в элитные университеты с заведомо низкими показателями, не справляются, и поэтому среди них большой отсев. Это создает другую проблему: как удержать их в стенах учебного заведения, поскольку для отчетности надо иметь хорошие показатели по выпускникам, представляющим меньшинства. Иначе говоря, благодаря искусственной политике квот люди оказались не на своем месте.

    В последнее время “позитивная дискриминация” вообще и в образовании в частности подвергается критике не только справа, но и слева. На страницах журналов “Нейшн” и “Слейт” критики отмечали, что демократы и левые слишком зациклилась на политике идентичности (расовые и гендерные вопросы) и предали забвению социально-экономические показатели. Условно говоря – почему бедный белый школьник с низкими оценками откуда-нибудь из района Аппалачей отбраковывается элитным вузом, тогда как школьник из семьи зажиточного афроамериканского адвоката или чиновника проходит в этот вуз с теми же оценками из-за своего цвета кожи?

    Администрация Трампа решила поддержать иск 60 организаций американцев азиатского происхождения к Гарвардскому университету, чтобы частично свернуть “позитивную дискриминацию”. Школьники и студенты азиатского происхождения превосходят по всем образовательным показателям не только “цветные меньшинства” но и белых американцев. В своем судебном иске эти организации обвиняют Гарвард в искусственном занижении показателей азиатских абитуриентов в пользу белых и прочих поступающих ради обеспечения пропорционального представительства этнических и расовых групп в этом университете.

    Какими могут быть последствия отмены “affirmative action”?

    Иван Курилла:

    Частным университетам администрация прямо указывать не может.

    Но если федеральная власть хочет добиться исполнения, она может ставить условия для получения федеральных денег. Для работодателей так оно и есть: affirmative action обязательны для тех, у кого есть госконтракты.

    Андрей Знаменский:

    На мой взгляд, в кратковременном плане это вызовет сильное недовольство мейнстримовского крыла Демократической партии, которое завязано на политику идентичности, а также недовольство националистических афроамериканских и испаноязычных групп.

    В долговременной перспективе, смещение акцентов с градацией абитуриентов по расовому признаку в сторону их оценки по индивидуальным качествам и социально-экономическим показателям должно создать более здоровую атмосферу в американских вузах и в обществе.

    Pars Today

    Дискриминация в отношении коренных народов Америки

    С 1600 года, после путешествия Кристофа Колубма на американский континент, и открытия Америки, постепенно европейцы стали пребывать на этот континент.

    В 1776 году Америка официально объявила свою независимость на территории, которая многие годы была обитаема коренными народами и основными хозяевами этой земли. Коренные цивилизации Америки составляли цивилизации майя, теотихуакан, ацтеков и инков. Переселенцы из Европы и других частей мира начали воевать с местным населением. Эти войны привели к уничтожению древних цивилизаций и вымиранию коренных народов этой земли. Те из аборигенов, кто остался в живых, были порабощены. С момента появления американских переселенцев, на этом континенте процветало рабовладение, которое продолжалось многие столетия.

    Коренные народы США — различные племена индейцев, проживающих на территории США, а также эскимосы, алеуты и гавайцы. Численность населения коренных народов США существенно снизилась в процессе колонизации территории европейскими переселенцами, болезней, постепенного истребления и вытеснения со своих территорий. По данным переписи 2010 года в США проживает более пяти миллионов индейцев и их потомков (около 1,6 процента населения страны).

    Коренное население Америки всегда подвергалось дискриминации и притеснениям. Случаи расовой дискриминации в отношении коренных жителей Америки участились в 2013 году – в разгар экономического кризиса. Отсутствие равноправия при трудоустройстве, отсутствие справедливого государственного бюджета в сфере здравоохранения, обучения и медицинского лечения коренных народов, и постоянные посягательства правительства и частных компаний на земли коренных жителей Америки ввиду наличия на этих землях богатых природных ресурсов – из числа примеров расовой дискриминации в отношении коренных народов США.

    Уровень безработицы среди коренного населения составляет 28-30 процентов, что в два раза выше, чем среди американских граждан. Согласно существующим данным, 27-29 процентов коренного населения Соединенных Штатов живет за чертой бедности. Тогда, как эта цифра для других американцев составляет 8-13 процентов.

    «Коренные народы США подвергаются насилию со стороны властей даже в больше степени, чем афроамериканцы», – подчеркнул официальный представитель базирующейся в штате Южная Дакота правозащитной организации Lakota People’s Law Project Мэттью Рэнда.

    Он подчеркнул: «Во-первых, по данным целого ряда федеральных агентств, коренным американцам в наибольшей степени грозит опасность погибнуть от рук сотрудников правоохранительных органов, и это отражено в наших докладах. Во-вторых, коренные американцы составляют лишь 1,2% населения США, однако их доля среди заключенных тюрем в стране непропорционально больше».

    В последнем докладе организации, получившем название Native Lives Matter, уточняется, что для индейца мужского пола шанс попасть в тюрьму примерно в четыре раза выше, чем для белого гражданина США. Индианки оказываются в местах лишения свободы в шесть раз чаще, чем белые американки.

    «Коренному американцу, которого обвиняют в таком же по тяжести преступлении, как и белого, вероятнее всего, будет грозить более жестокое наказание», – подчеркнул Рэнда.

    «Никто не понимает, в каком положении в действительности находятся коренные народы, и каково жить в резервациях»

    Официальные представители базирующейся в штате Колорадо организации Native American Rights Fund, которая выступает в защиту прав североамериканских индейцев и оказывает им юридическую помощь, представили материалы, касающиеся убийств коренных американцев стражами порядка.

    В них также подчеркивается, что «из всех расовых групп наиболее часто сотрудники правоохранительных органов убивают коренных американцев, за ними следуют афроамериканцы, затем латиноамериканцы».

    По оценкам Native American Rights Fund, в результате освоения современных США выходцами из Европы территория, на которой живут индейцы, сократилась в несколько десятков раз. Сегодня ее площадь составляет лишь около 2,3% от первоначальной или немногим больше 220 тыс. квадратных км в континентальной части страны.

    Как уточнил Рэнда, индейцы в большинстве случае не владеют землей, которая им выделена для проживания.

    «Резервации принадлежат правительству Соединенных Штатов, – указал он. – И если коренные американцы, к примеру, захотят продавать нефть, урановую руду или золото, залежи которого, в частности, есть в Блэк-Хиллс (горный массив на Среднем Западе США) в Южной Дакоте, то делать это за них будут власти США. На протяжении веков правительство торговало природными ресурсами так, что обкрадывало коренные народы».

    В фонде First Nations Development Institute, оценивающем экономическое положение индейцев, также подчеркнули, что почти все резервации в США находятся на землях, которые по классификации американского министерства сельского хозяйства являются «пищевыми пустынями». Это означает, что на них чрезвычайно сложно найти свежую здоровую пищу, в связи с этим 22 процентов коренных американцев систематически не получают достаточно продуктов питания.

    Правозащитники отметили, что средства массовой информации и общественные деятели уделяют гораздо меньше внимания случаям дискриминации со стороны властей в отношении североамериканских индейцев.

    Читайте также:  Пресса американских немцев

    Большинство американцев считают, будто бы ущемления коренных народов остались в далеком прошлом, что эти ужасные вещи имели место когда-то давно, и сейчас их уже больше нет. Однако, очевидно, что это не так. Пережитки жестокой, граничащей с геноцидом американской политики, которая осуществлялась в отношении коренных американцев, вполне реальны и сегодня.

    Одной из причин такой «слепоты» в отношении происходящего, как считают в Lakota People’s Law Project, является то, что коренные американцы – это очень небольшая доля граждан США.

    Напомним, в мае отмечалась годовщина принятия «Закона о переселении индейцев», ставшего основой для геноцида нескольких народов в США.

    Времена борьбы за равноправие чернокожих и белых американцев ушли в прошлое: массовым выступлениям против сегрегации уже более полувека. Одно из них – весной 1965 года – закончилось кровопролитием. Но и 50 лет спустя Соединённым Штатам далеко до искоренения расовых проблем. И это несмотря на то, что в 2008 президентом страны впервые стал афро-американец.

    В 1865, в год отмены рабства и предоставления гражданства чернокожим американцам, многие их права остались не признанными.

    А ровно сто лет спуся, в 1965, восторженные толпы слушают выступления Мартина Лютера Кинга. В этом же году был принят закон об избирательном праве, который гарантировал участие афро-американцев во всех выборах в США.

    Но одно дело – права, записанные на бумаге, и совсем другое – их применение на практике. Расизм по-прежнему разделяет американское общество.

    В 1967 вслед за убийством чернокожего шофёра такси белым полицейским массовые акции протеста охватили страну, приведя к смерти 43 человек и ранению ещё 400.

    1980-й, волнения в Маями: вслед за убийством чернокожего Артура МакДаффи, которого полицейские забили до смерти при задержании, город охватывают протесты. Результат: 18 убитых.

    В 1992 году четверо полицейских избивают невиновного темнокожего водителя. На улицы городов выходят более 100.000, погибло 55.

    Но изменилась ли ситуация с приходом к власти темнокожего президента?

    Почти что не изменилась….

    Первый президент США с афро-американскими корнями не подписал ни одного нового закона для борьбы с расовой дискриминацией. Он лишь создал специальные департаменты, которые отвечают за вопросы равноправия в Министерстве юстиции.

    Но расизм по-прежнему регулярно становится предметом горячих споров. Так, в 2012 полицейский Джордж Циммерман застрелил чернокожего Трейвона Мартина. Несмотря на многочисленные акции гражданского несогласия, полицейский позднее был оправдан.

    А летом 2014 года в Техасе белый полицейский застрелил 18-летнего Майкла Брауна. Волна протестов захлестнула на этот раз все Соединённые Штаты. А расовый вопрос несомненно попал в предвыборную повестку кандидатов на президентское кресло.

    Нельзя забывать о том, что в США до сих пор есть сторонники движения куклуксклан, которое считается экстремистской террористической организацией, построенной на радикально националистической и расистской идеологии. Название организации происходит от имитации звука, который получается при зарядке винтовки. В первые десятилетия своего существования независимые и никем не регулируемые объединения и группы сторонников куклуксклана действовали только в южных штатах. Они стремились вернуть превосходство белых над чернокожими, ограничить права последних, в том числе право голоса, устраивая террористические акты, убийства чернокожих, а также белых, защищающих их интересы. В начале 1870х годов Конгресс США принял ряд постановлений, в результате чего куклуксклановцев стали активно преследовать по федеральному закону, что помогло свести действие клана почти на нет. В свою очередь, сам клан стал трансформироваться в настоящую организацию по типу масонской ложи, со своей иерархией, членством и внутренним уставом. В 1920–1930е годы около пятнадцати процентов белого мужского населения, достигшего совершеннолетия, то есть четыре-пять миллионов американцев, были членами клана.

    Армия США в течение длительного времени была сильным источником расовой вражды и дискриминации. Большую часть ее истории черные и белые военнослужащие были разделены по разным подразделениям. Существовала система сегрегации. Белые подразделения не только имели большие преимущества, но и командование относилось к ним с особой осторожностью. В результате и в Первую, и во Вторую мировую войну подразделения чернокожих военнослужащих несли гораздо большие потери. Для офицеров-афроамериканцев существовал неофициальный потолок карьерного роста, поэтому Бенджамин Дэвис стал первым чернокожим бригадным генералом армии США только в 1940 году. Интересно, что его сын Бенджамин Дэвис-младший тоже стал первым чернокожим генералом, но в ВВС Америки. В составе армии США во Второй мировой войне участвовали 125 тыс. чернокожих военнослужащих, многие погибли. Но даже после победы над нацизмом отношение к чернокожим ветеранам войны в Америке было далеким от равноправия. Проявления расизма носили вполне официальный характер. В коллекции американского антиквариата есть немало свидетельств того времени – от знаменитых табличек наподобие «Вода – только для белых» и «Вода для черных» до автобусных надписей «Только для белых» и «Места для цветных – на задних рядах».

    Национальная дискриминация в США

    Публикуем авторские статьи в рецензируемых научных журналах

    Авторы

    Аннотация

    Сохраняющееся расовое неравенство в США продолжает вызывать интерес к возможной роли дискриминации. И все же, в отличие от эпохи, когда расовые предрассудки и дискриминация были явными и широко распространенными, сегодня дискриминация менее легко поддается идентификации, что создает проблемы для социальной научной концептуализации и измерения. В данной статье рассматривается американский взгляд на понимание вопросов дискриминации.

    Ключевые слова

    раса, неравенство, измерение, механизмы, афроамериканцы, расовые меньшинства.

    Статья

    ВОПРОСЫ ПОНИМАНИЯ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В США

    ДВФУ г. Владивосток

    магистрант 1 курса напр. «Политология»

    Сохраняющееся расовое неравенство в США ​​ продолжает вызывать интерес к возможной роли дискриминации. И все же, в отличие от эпохи, когда расовые предрассудки и дискриминация были явными и широко распространенными, сегодня дискриминация менее легко поддается идентификации, что создает проблемы для ​​ социальной научной концептуализации и измерения. В данной статье рассматривается американский взгляд на понимание вопросов дискриминации. ​​

    Ключевые слова: ​​ раса, неравенство, измерение, механизмы, афроамериканцы, расовые меньшинства

    Согласно самому ​​ простому определению, под расовой дискриминацией понимается неравное обращение с лицами или группами по признаку их расы или этнической принадлежности. Фундаментальным принципом являются равенство прав расовых, этнических и национальных меньшинств перед законом и право на равную защиту закона. Международное право запрещает расовую дискриминацию в следующих областях (но не ограничивается только ими): образовании, здравоохранении, обеспечении жильём, трудоустройстве, а также в доступе к общественным услугам. ​​ Государства несут прямые обязательства за предотвращение, наказание и способы борьбы с дискриминацией [1].

    При определении сущности дискриминации многие американские ученые и юристы сталкиваются с необходимостью определения места дискриминации,​​ c ​​ потребнос тью проанализировать суть различий в обращении, посмотреть, носят ли они целесообразный и обоснованный характер, имеется ли у них законная цель, можно ли достичь ту же самую законную цель, не прибегая к дискриминационным мерам. Важно и то, по каким признак ам проводится различие в обращении. Ограничение каких-либо фундаментальных прав или создание затруднений для доступа к ним из-за расового признака или этничности не может быть обосновано никакими причинами.

    Более чем столетний интерес социальных наук к вопросам дискриминации привел к появлению многочисленных методов для изучения, выявления ее присутствия и анализа ее последствий [2]. Хотя ни один метод не лишен своих ограничений, вместе эти методы обеспечивают целый ряд перспектив, которые могут помочь нам ​​ понять, имеет ли, как и в какой степени дискриминация значение в жизни современных американских расовых меньшинств.

    Несмотря на то, что это кажется очевидным, один из основных вопросов, занимающих современных американских исследователей дискриминации, связан с ее сохраняющейся актуальностью. Если 50 лет назад проявления дискриминации ​​ были явными и широко распространенными, то сегодня труднее оценить степень дискриминации. Действительно, большинство белых американцев считают, что чернокожий человек сегодня имеет те же шансы на получение работы, что и одинаково квалифицированный белый человек, и только треть считают, что дискриминация является важным объяснением того, почему черные получают преимущество на рабочих местах. ​​

    В научной литературе также ставится ​​ под сомнение актуальность дискриминации для современных результатов, при этом все большее значение приобретают структурные изменения в социуме и другие нерасовые факторы, обусловливающие увеличение количества различий в индивидуальных результатах [3]. Действительно, дискриминация — это не единственный и даже не самый важный фактор, формирующий современные возможности. Тем не менее важно понимать, когда и каким образом дискриминация играет определенную роль в распределении этих самых ресурсов и возможностей.

    Основная структурная концепция дискриминации в большей степени соответствует общепринятому пониманию этого термина, акцентируя внимание на тех современных стратегиях и практике, которые систематически ставят в невыгодное положение определенные группы. Парадигматические случаи структурной дискриминации включают кастовую систему в Индии, Южной Африке во времена апартеида или в Соединенных Штатах во времена Джима Кроу — каждый из них представляет общество, в котором законы и культурные институты создают и поддерживают систематическое неравенство, основанное на принадлежности к определенной группе. Хотя следы Джима Кроу давно исчезли в истории современных Соединенных Штатов, в американском обществе все еще сохраняются признаки, которые могут способствовать формированию структурной дискриминации [4].

    Эти примеры указывают на ситуации, в которых якобы расово-нейтральная политика может структурировать и усиливать существующее социальное неравенство. Согласно​​ Omi ​​ &​​ Winant ​​ [5], «посредством политики, которая явно или ​​ неявно является расовой, государственные учреждения организуют и проводят в жизнь расовую политику. Например, они проводят политику расовой дискриминации, которую они осуществляют, регулируют и кодируют в законе. Они организуют расовую идентичность посред ством образования, права и процедур наказания, обращения и наблюдения за преступниками, девиантами и больными». Даже без какого-либо намерения политика может играть активную роль в определении бенефициаров и жертв конкретной системы распределения ресурсов, ​​ что имеет важные последствия для сохранения расового неравенства.

    Эта категория структурной дискриминации привлекает наше внимание к тому, как последствия дискриминации в одной области или в один момент времени могут иметь последствия для определения результатов. Благодаря процессам кумулятивного проявления дискриминации в различных областях и эффектам обратной связи, последствия дискриминации могут усиливаться и в некоторых случаях становиться самоподдерживающимися.

    Хотя традиционные способы дискриминации ​​ сосредоточены на отдельных моментах принятия решений (например, решение о найме, аренде, предоставлении кредита), последствия этих решений могут распространяться и на другие соответствующие области. Одноточечные оценки дискриминации в конкретной ​​ области могут существенно недооценивать совокупные последствия дискриминации с течением времени и способы, с помощью которых дискриминация в одной области может вызвать неблагоприятные последствия во многих других областях.

    Попытки акцентирования особого внимания на структурных и институциональных источниках дискриминации побуждает нас рассмотреть вопрос о том, как можно регулировать предоставления равных ​​ возможностей при отсутствие прямых предубеждений или преднамеренных предубеждений. Трудно охватить структурные ​​ и кумулятивные последствия дискриминации с использованием традиционных методов исследования; достижения в этой области потребуют новых творческих подходов. Тем не менее для точного учета последствий дискриминации мы должны признать, каким образом историческая практика и современная политика могут способствовать развитию расовой дискриминации.

    Дискриминация не является единственной причиной расового неравенства в Соединенных Штатах. Действительно, сохраняющееся неравенство между расовыми и этническими группа ми является результатом сложных и многогранных влияний. Тем не менее имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дискриминация по-прежнему влияет на распределение современных возможностей; и, кроме того, учитывая зачастую скрытый, косвенный и кумулятивный​​ характер этих последствий. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый с начала 1960-х годов, проблема расовой дискриминации остается важным фактором формирования современных моделей неравенства.

    Reskin B. The Race Discrimination ​​ System. Annual Review of Sociology. 2012;38(1):17–35 .

    Boutwell B, Nedelec J, Winegard B, Shackelford T, Beaver K, Vaughn M et al. The prevalence of discrimination across racial groups in contemporary America: Results from a nationally representative sample ​​ of adults. PLOS ONE. 2017;12(8):e0183356. pmid:28837680.

    Heckman J. Detecting discrimination. J. Econ. Perspect. 1998;12:101–116.

    Massey DS. Categorically Unequal: The American Stratification System. New York: Russell Sage Found; 2007.

    Omi M, Winant H. Racial Formation in the United States: From the 1960s to the 1980s. 2nd ed. New York: Routledge; 1994.

    © А.С. Сахненко, Е.Е. Нечай, 2019​​ ​​

    СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ​​

    Научный руководитель – Е.Е. Нечай, к.п.н., доц., ДВФУ г. Владивосток

    Ссылка на основную публикацию