 |  |  |  |  |  |  | 
… о проблемах иммиграции в США
Нелегалы заполонили Америку
Нация иммигрантов безуспешно пытается справиться со стихией незаконного въезда
“Соединенные Штаты нуждаются в реформе иммиграционной системы, мы попытаемся вернуться к этому вопросу вновь”. Так вновь и вновь отвечают представители Белого дома и руководства Конгресса США, когда их спрашивают о том, что они намерены делать после очередной неудачи законопроекта, решающего проблему незаконной иммиграции.
Страна иммигрантов отгораживается забором
“А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных. Своих изгоев, люд забитый свой. Пошлите мне отверженных, бездомных”. Эти слова, посвященные известной поэтессой Эммой Лазарус статуе Свободы в Нью-Йорке, устарели раньше, чем были написаны (1883 год).
Нация иммигрантов, как часто называют себя американцы, страна, приютившая у себя сотни тысяч людей, бежавших от религиозных и иных преследований, миллионами приплывавших сюда в поисках лучшей доли, довольно рано стала отгораживаться от внешнего мира, ограничивая прибытие новых иммигрантов. При этом в число неугодных или нежелательных прежде всего попадали наиболее бедные.
После первых четырех законов, определявших правила и условия натурализации – вступления в гражданство США, в 1882 году Конгресс принял закон “О недопущении китайцев”. Выходцам из крупнейшей азиатской страны было отказано в праве селиться на жительство в США под тем предлогом, что они плохо ассимилируются в Америке, не знают и не изучают английского языка и т.п. Это был первый и единственный американский закон, который прямо вводил запрет на въезд на жительство по расовым мотивам.
В дальнейшем расовые и национальные мотивы в иммиграционном регулировании прикрывались терминами вроде “квот по странам происхождения”. Сначала была введена норма приема иммигрантов пропорционально первоначально сложившемуся составу американского населения, потом появились квоты по странам выезда. Закон “Об иммиграции” 1924 года раскладывал общую квоту приема иммигрантов в количестве 150 тыс. человек по странам выезда.
Со временем были введены и ограничения политического характера – на “красных” в 1920-х годах и на “коммунистов и им сочувствующих” в 1950-х (закон Маккарена-Уолтера 1952 года).
Ныне в США действует жесткий визовый режим, который регулирует не только краткосрочные поездки в США, но и правила иммиграции.
Масштабы иммиграции в США с годами менялись в зависимости от правил, вводимых федеральной властью с учетом социально-экономической и демографической ситуации в стране. В годы Великой депрессии иммиграция в США упала больше чем в десять раз – с 279 тысяч в 1929 году до 23 тысяч в 1933-м.
По официальным данным, в 2006 году в США по временным визам въехали около миллиона человек, при этом из них 600 тысяч человек стали добиваться смены статуса, то есть разрешения на постоянное проживание.
Кто может получить визу на постоянное жительство в США, в частности сменить временную визу на право постоянного жительства? Вопреки словам поэтессы о “бедных и отверженных” в первую очередь претендовать на это могут люди с деньгами. Например, долгое время действует правило, что в США имеет право въехать на постоянное жительство иностранец, вложивший в американскую экономику, хотя бы в качестве банковского вклада, миллион долларов. Благосклонно относится американское иммиграционное законодательство и к тем, кто обладает профессиями, которых не хватает в США. Наконец, добиться права на въезд в США могут люди, имеющие в этой стране родственников.
Нелегальная миграция – аутсорсинг наоборот
Получается, что для “бедных и отверженных” путь в Америку закрыт? Да, по крайней мере – официально. Однако в действительности они десятилетиями прибывали в США и скопились на ее пространствах в большом количестве. По разным оценкам, ныне в США проживают от 5 до 20 млн. нелегальных мигрантов. Чаще всего называют цифру 12 млн.
Нелегальными мигранты становятся тогда, когда остаются в стране после окончания временной визы, не получив соответствующего разрешения. Скажем, приезжают туристами или на учебу, а затем остаются в стране и устраиваются на работу. Впрочем, как считают в американской иммиграционной службе, чем беднее страна, тем больше вероятность того, что турист из нее превратится в нелегального мигранта. И, соответственно, отказывают в визе, как только возникнет сомнение в намерениях такого туриста.
По оценке американских экспертов, более половины всех нелегальных иммигрантов прибывают в США без виз. Пересекают вплавь пограничную с Мексикой реку Рио-Гранде, переходят границу сухопутным путем, приплывают на мелких суденышках из Гаити и других стран Карибского бассейна, часто прибывают, спрятавшись в трюмах морских судов или кузовах грузовиков международных перевозок.
Наиболее активно проникновение на американскую территорию идет через мексиканскую границу. Правда, годы борьбы с ходоками и строительства различных заграждений и заборов привели к тому, что преодоление границы в районе крупных городов оказалось практически невозможно.
Ныне не используется когда-то часто употреблявшийся термин “мокрые спины” – так называли не только тех, кто переплывал Рио-Гранде, но вообще всех, кто прибывал со стороны Мексики. Зато появился новый термин – “койоты”. Так называют людей, занимающихся за плату переправкой в США иностранцев. Их перевозят скрытно в грузовиках, ведут по горным тропам или через пустыню, где нет пограничных патрулей.
Теперь переход через границу – сложное и дорогостоящее дело. Иммигранты платят большие деньги “койотам”, сами нередко гибнут в пути от обезвоживания и тепловых ударов – несколько сот человек в год. Дороже обходится властям и задержание таких нарушителей – арест одного человека, стоивший в 1986 году 100 долларов, приблизился к 2000 долларам.
В результате нарушители, которые раньше нередко прибывали в США лишь на время уборки фруктов либо на другую сезонную работу, остаются в стране надолго либо вообще навсегда, пытаясь при этом ввезти в США свои семьи. Нелегальные иммигранты из регулярно обновляющегося контингента превратились во все более увеличивающуюся часть постоянного населения страны.
Причины, толкающие людей порой с риском для жизни перебираться в США, очевидны. Это стремление найти работу, притом оплачиваемую выше, чем в своей стране. В Мексике, например, минимальная оплата труда в развитых районах составляет около 3,5 долларов в день, а в США этот же рабочий может получать по 19 долларов в час. По словам бывшего президента Мексики Висенте Фокса, в 2002 году денежные переводы, полученные от легально и нелегально находившихся в США мексиканцев, составили 12 млрд. долларов.
Есть и другая часть этого экономического насоса – заинтересованность американского бизнеса в дешевой рабочей силе. США прибегли к массовому использованию труда временных иммигрантов раньше, чем к аутсорсингу – переводу производства в страны с дешевой рабочей силой. Можно считать, что нелегальная иммиграция – аутсорсинг наоборот. Особенно нужны рабочие руки нелегальных иммигрантов в сельском хозяйстве, строительстве, мясопереработке, розничной торговле. В этом смысле, как отмечают многие американские эксперты, экономика США находится на игле не только импортной нефти, но и нелегальной миграции.
По подсчетам профессора Гарвардского университета Джорджа Борхаса, приток в США рабочих-нелегалов в 1970-х и 1980-х способствовал долгосрочному понижению уровня зарплаты бедных слоев населения на 4,8%. Как считает видный экономист Пол Самуэлсон, нелегальные рабочие выгодны для богатых и невыгодны для бедных. Больше всего от такой конкуренции страдает наименее квалифицированная часть населения США – афроамериканцы и законно въехавшие мексиканцы.
Иммигранты меняют лицо Америки
По подсчетам Правительственного счетного управления США, ежегодно в страну прибывают 400-700 тысяч иммигрантов-нелегалов. Из них около половины – безвизовым способом. Анализ потока нелегальных иммигрантов США показывает, что примерно 57% из них прибывают из Мексики, 24% – из Центральной и Южной Америки, 9% – из Азии и 6% – из Европы.
Обилие испаноязычных иммигрантов – легальных и нелегальных -и их значимая доля в естественном приросте населения – один из факторов меняющегося лица Америки.
Ныне в 35 из 50 крупнейших городов США белые non-Hispanics, то есть люди европейского происхождения, составляют меньше половины населения. В штате Калифорния в 1970 году белые non-Hispanics составляли 70% населения, а сейчас 43%. Меняющаяся демографическая картина вносит свои аргументы в споры о вреде и пользе нелегальной иммиграции.
В итоге получается противоречивая картина: с одной стороны, нелегальные иммигранты выгодны для американского бизнеса и экономики США в целом, с другой – наличие миллионов людей, проживающих и работающих в стране незаконно, коррумпирует общество, провозглашающее верховенство закона, и даже способствует изменению сложившегося демографического баланса. Кроме того, ситуация вокруг иммигрантов сама по себе представляет серьезную социальную проблему. Ведь нелегальные иммигранты лишены многого: они получают более низкую, чем американцы, зарплату, не пользуются важными социальными услугами, в том числе касающимися обучения детей после школы.
Вот почему так витиеваты и запутаны в Конгрессе и в американском обществе в целом дебаты о реформе иммиграционной системы. При этом правовой аргумент наталкивается на экономический, консервативная идеология – на либеральную, желание одних заполучить дешевую рабочую силу – на нежелание других распрощаться с работой. И ни одна из сторон не может взять верх. Между тем масштабы проблемы возрастают.
Покарать или простить?
Избавиться от наплыва нелегальных иммигрантов в США пытаются давно. Фактически испробованы все способы и методы – от усиления контроля на границе до проверок на улицах. В свое время президент-генерал Дуайт Эйзенхауэр приказал провести показательные аресты бизнесменов, нанимающих людей без документов. Не помогло. Была амнистия 1986 года для тех, кто прибыл ранее и прожил уже минимум четыре года, но с одновременным введением найма нелегалов в разряд нарушений закона.
Идея контроля над бизнесом не отвергнута, но соответствующие меры предпринимаются больше для показа. В 2005 году гигант розничной торговли корпорация “Уолл-Март” была оштрафована на 11 млн. долларов за то, что в ее филиалах выявили немалое число нелегалов. В то же время без последствий обошлись попытки наказать такие крупные корпорации, как Swift Co и Tyson Foods. Массовых акций против бизнеса давно не проводят, в последние годы от них практически отказались. Вместо этого внедряется несколько добровольных программ по созданию баз данных на всех работающих с указанием их правового статуса.
Показательно, что бизнес и сами нелегалы совместно находят способы обойти все более усиливающийся контроль. Необходимые для всех работающих по найму отчисления в Фонд социального страхования проводятся на вымышленные или принадлежащие другим лицам индивидуальные номера соцстраха. Это привело к тому, что нелегалы стали для американского государства источником дохода, точнее – поступлений в Страховой фонд, которые никогда не превратятся в реальные пенсии. По оценкам, они составляют до 7 млрд. долл. в год.
В 2005 году Конгресс принял закон “О подлинном удостоверении личности”, предусматривающий меры против выдачи водительских прав нелегалам. Это не помогло, лишь увеличилось число водителей, избегающих страховки автомашины. В 2006 году был принят закон “О дополнительном строительстве пограничных заграждений”, однако поток нелегалов не снизился.
Акцент на усиление мер борьбы не принес успеха. Неудачи убедили американские власти и общественность в том, что без проведения широкой реформы проблему не решить. Ее разработкой занялся Конгресс. При этом власти на местах в ожидании реформы и во избежание социальных осложнений ослабили борьбу с нелегалами. В частности, во многих крупных городах полиции приказано воздержаться от поиска иммигрантов, не имеющих нужных документов.
Рецепты Кеннеди-Кила и “Шайки двенадцати”
С 2005 года Конгресс каждый год представляет новый законопроект о реформе иммиграции применительно к нелегалам. В Сенате авторами и соавторами этих биллей являлись Эдвард Кеннеди, Джон Маккейн, Джон Кил и Арлен Спектер и другие. Эту группу сторонников реформы, представляющих обе партии – Республиканскую и Демократическую, иной раз в шутку называют “Шайкой двенадцати”.
Последний билль о реформе был предложен в Сенате 9 мая с.г. Он сразу стал объектом острых споров. В документе предлагались, казалось бы, радикальные меры: легализовать всех нелегальных иммигрантов, предоставив им вводимую специально по этому случаю бессрочную визу “Z”. После восьми лет проживания по этой визе иммигрант может получить “зеленую карту” (вид на жительство), что позволяет еще через пять лет начать процесс натурализации.
Предлагается также ввести еще одну категорию виз – “Y” для guest workers (термин, соответствующий немецкому гастарбайтер) – лиц, въезжающих в США на временную работу (с приглашением от работодателя) на два года.
Одновременно законопроект предусматривает усиление пограничного контроля, в том числе строительство новых пограничных заборов длиной 370 миль и увеличение пограничной патрульной службы до 20 тысяч человек.
Изучение текста законопроекта показывает, что решения в пользу нелегалов не так уж радикальны. Их ослабляют процедурные хитрости вроде требования к иммигрантам выехать из США на родину, перед тем как подать заявление об оформлении американской “зеленой карты”, – это создает условия для отказа.
Несмотря на ухищрения, запротестовали сразу два политических фланга американского общества – консерваторы и либералы. Либералы осудили законопроект за излишне жесткий подход к легализации незаконных иммигрантов, а консерваторы назвали его попыткой амнистировать нарушителей закона. Прозвучали ссылки на угрозу потери американцами рабочих мест и даже на опасность чрезмерно быстрого роста населения США. По подсчетам экспертов вашингтонского консервативного “Фонда наследия”, если по ныне существующим правилам в течение ближайших 20 лет в США могут легально иммигрировать лишь 19 млн. человек, то по предлагаемому закону – около 100 млн.
В ходе обсуждения законопроекта в Сенате было предложено 40 поправок и проведено 28 промежуточных голосований (по поправкам). В каких-то частях они заметно ослабили наиболее значимые предложения. Например, квоту гастарбайтеров снизили с 400 тысяч человек в год до 200 тысяч, а саму программу ограничили пятилетним сроком.
Однако и это не привело к компромиссу. Когда был поставлен вопрос о прекращении прений и проведении голосования по всему законопроекту, его поддержали лишь 45 сенаторов (при необходимом числе 60). Законопроект провалился.
37 демократов, 7 республиканцев и 1 независимый проголосовали за прекращение дебатов и переход к голосованию, в то время как 38 республиканцев, 11 демократов и 1 независимый были против. Это обернулось неудачей не только “Шайки двенадцати”, но и президента Буша, который энергично поддерживал и фактически всячески проталкивал законопроект. Против реформы выступило большинство сенаторов-республиканцев. Получается, что однопартийцы не дали президенту возможности оставить заметный след во внутриполитической жизни страны.
По мнению сенатора Дайанны Файнстайн, в провале законопроекта виноваты телекомментаторы, приклеившие реформе ярлык “амнистия”. А конгрессмен Том Танкредо объясняет провал тем, что в реформе не заинтересован большой бизнес, зависящий от дешевого труда нелегалов как от наркотика.
Впрочем, если верить лидеру демократического большинства в Сенате Гарри Рейду, в этом году будут предприняты новые попытки решения проблемы нелегалов. Как ожидают, нынешний законопроект будет рассечен на части и предложен в качестве отдельных законопроектов. На первом месте в этих планах Dream Act – закон, предоставляющий некоторые льготы для послешкольного обучения детей нелегалов и облегчающий для них натурализацию в случае, если они отслужат в армии. По всем признакам, авторы иммиграционной реформы начинают ходить по кругу – новых идей у них нет.
Артур БЛИНОВ. «Независимая газета», 3 августа 2007 года
Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней
Колониальный период

Наиболее длительной по времени волной миграции в США был период освоения новых земель. Эпоха колонизации Нового света началась в середине 17-го века и длилась вплоть до войны за независимость. Основными странами – донорами мигрантов были Великобритания со всеми своими землями (Ирландией, Шотландией, Англией и Уэльсом), страны Северной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды), Германия, Франция. Мигранты из разных стран предпочитали размещаться в разных колониях, которые впоследствии стали отдельными штатами.
Причинами, побуждавшими первых переселенцев в США покидать свою родину и уезжать за океан, были разные ситуации экономического, политического, социального и религиозного характера. В Западной Европе продолжалась промышленная революция, породившая масштабные миграционные процессы. Кроме того, религиозные притеснения протестантов и гугенотов также способствовали их желанию переехать подальше от плохой жизни.
Первые мигранты занимались земледелием, будучи наемными работниками. Впоследствии им удавалось получить небольшой надел земли и заниматься своим делом. Несмотря на очень тяжелые условия работы , их жизнь можно было считать более успешной, чем на родине.
Массовый период миграции

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.
Иммиграция того периода характеризовалась большим ареалом стран-доноров. В первую очередь это Ирландия и Германия (вернее, земли, которые впоследствии станут Германией), Швеция, Польша, Франция, Италия, Англия. Кроме того, в южные штаты хлынул поток мексиканцев, а в северные начали перебираться канадцы. В середине 19-го века Америку открыли для себя китайцы, сформировав первую волну иммиграции.
Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.
Основными причинами второй волны иммиграции в США можно назвать активное освоение Среднего Запада и открытие порта в Нью-Йорке. Кроме того, США переживали экономический подъем: бурное развитие промышленности требовало новых рабочих. С другой стороны, в Европе, только отошедшей от наполеоновских войн, появилась масса молодых людей, ищущих свое место в жизни. При этом стремительная индустриализация и переход сельского хозяйства на другие принципы не требовали большого количества рабочей силы. Естественно, что молодое государство за океаном манило многих своими возможностями.
Характерным является расселение новых жителей компактными группами. Средний Запад, ставший к середине 19-го столетия самым плодородным регионом мира, стал новым домом для целых общин из Дании, Норвегии, Швеции, Богемии и Германии. Кстати, в этот период появились первые признаки недовольства и даже враждебности со стороны старожилов к иммигрантам. Причина такого отношения связана с религией — иммигранты-католики из Ирландии вызвали недовольство протестантов, составлявших на тот период большинство населения США.
Еще одним негативным фактором того времени было резкое неприятие китайцев, также устремившихся в Соединенные Штаты в поисках счастья. Впервые для США был принят закон «Об исключении китайцев» в 1882 году. Это была политика ограничения.
Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.
Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.
Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.
Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.
Последняя эпоха иммиграции

Принятый в 1920-е годы закон об ограничении иммиграции не распространялся на страны Западного полушария. Вплоть до 1965 года иммигранты из стран Карибского бассейна, Мексики, других стран Южной Америки успели буквально наводнить некоторые штаты . Кроме того, знаковыми были волны миграции евреев из предвоенной Германии, венгров после событий 1956 года, кубинцев с залитого кровью острова. Но при этом закон об ограничении иммиграции действовал, обрастая ужесточающими поправками.
В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.
Изначально при помощи этого закона удалось изменить вектор иммиграции в сторону европейских стран, но впоследствии жители Кореи, Индии и других азиатских государств буквально хлынули в США. К новому тысячелетию объем иммиграции достиг уровня 1900 года. Таким образом иммигранты снова стали основной силой, формирующей нацию.
Выходцы из СССР и России в течение 20-го века постоянно пополняли число жителей США. Советский период ознаменовался массовым выездом интеллигенции, после распада СССР в США хлынул большой поток людей, покинувших родину в поисках лучшей жизни.
Начало 21-го века характеризуется дебатами в обществе о принятии законов, ужесточающих иммиграцию. Американцы видят в новых жителях угрозу для своего уклада и образа жизни, неприятие своих правил и знаменитой американской мечты .
Существует и противоположное мнение — о положительном влиянии иммиграции на развитие американской экономики и общества в целом.
В настоящее время тройка стран – лидеров по количеству мигрантов в США выглядит следующим образом: Мексика, Китай, Индия. Всего мигранты составляют 13% от общего числа жителей Соединенных Штатов.
Иммиграционная политика США: тенденции и результаты
Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, не дающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относится, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам, а также различные политические соображения. Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов, потребность американской экономики в дешевой рабочей силе.
С самого момента своего образования Соединенные Штаты Америки представляли особый интерес для иммигрантов. Будучи построенной силами приехавших сюда европейских миссионеров, Америка превратилась в универсальный источник природных ресурсов, богатства и работы. На протяжении большей части истории США иммиграция является основным источником роста населения и культурных изменений. Экономические, социальные и политические аспекты иммиграции вызвали споры в отношении этнической, экономической выгоды, рабочие места для неиммигрантов, населенных пунктов, воздействие на восходящую социальную мобильность, преступность, и его поведение при голосовании.
В первые сто лет существования американского государства иммиграция в США не составляла проблемы, поскольку американское общество целиком состояло из переселенцев и обладало обширными возможностями для трудоустройства прибывающих приезжих. До начала XiX века не существовало никакого специального закона, касающегося иммиграции, и не велись официальные списки прибывающих. В Xviii веке вопрос об ограничении иммиграции не возникал. В 1798 году были приняты законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Эти законы не преследовали цель контролировать иммиграцию, скорее, они было направлены на выбор людей, достойных стать гражданами Америки. Федералисты, бывшие у власти в 1790-х годах, считали, что иммигранты из Европы в большинстве своем являются сторонниками оппозиции, т. е. демократических республиканцев. Стремясь закрепиться у власти, федералисты увеличили срок пребывания в стране, необходимый для получения гражданства, до четырнадцати лет. В 1802 году эти законы были отменены.
В 1850-х годах была весьма популярна так называемая Партия «незнаек», известная так же, как Орден звездно-полосатого флага, которая возглавила националистическую политику, направленную против рабочих-иммигрантов и католиков. Она выступала за увеличение срока натурализации, всячески стараясь воспрепятствовать всем, кроме выходцев из западноевропейских государств, в получении гражданства США. Члены партии были убеждены, что восточные европейцы и католики своим присутствием подрывают культурные устои Америки [1]. Некоторое время «незнайки» контролировали законодательные органы нескольких северовосточных штатов. С началом Гражданской войны это движение утратило силу. С 1870 по 1920 год в США иммигрировало около 26 миллионов человек, что превышало все население страны по данным на 1850 год. За эти пятьдесят лет образ американского иммигранта приобретает романтические черты. Пункты приема иммигрантов в то время располагались в основном на восточном побережье. Иммигрантов, приплывавших в страну через Нью-Йоркскую гавань, встречала статуя Свободы, затем их доставляли на остров Эллис – крупнейший перевалочный пункт Америки. Большинство переселенцев были уроженцами европейских стран. Это немаловажное обстоятельство часто упускается из виду. Иммигрантский контингент резко изменился (заодно изменив демографический состав всей Америки) лишь в ХХ веке, когда большую часть приезжих составили выходцы из Азии и Латинской Америки.
По окончанию Первой мировой войны антииммигрантские настроения снова дали о себе знать. Опросы общественного мнения выявили опасения многих американцев, что приток европейских иммигрантов из разоренных войной государств приведет к возрастанию конкуренции на рынке труда. Кроме того, снова усилились антииммигрантские настроения в отношении определенных групп выходцев из Европы. Исходя из экономических мотивов и соображений нативизма, в 1921 и 1924 годах Конгресс США принял так называемые Постановления об ограничении квот, ознаменовавшие начало особых ограничений на въезд в США определенных групп иммигрантов. В эти группы входили выходцы из Восточной Европы, Африки, Австралии и Азии. Тем не менее на представителей западного полушария ограничения не распространялись [1].
Принятие этих законов поставило перед Службой иммиграции и натурализации новую и непредвиденную задачу. Дело в том, что все моряки прибывающих в США судов имели право сходить на берег, и многие из тех, кому по закону въезд в страну был запрещен, пользовались этим, чтобы инсценировать дезертирство с корабля. Кроме того, все больше европейцев, которым не удавалось получить право на въезд изза отсутствия необходимых документов или по законам о неграмотности, перебирались в США через мексиканскую границу. В 1922 году через Мексику в США проникло 309 556 человек, а в 1923 году их число почти удвоилось, достигнув 600 тысяч [2].
В помощь пограничным пропускным пунктам, по решению конгресса, было организовано патрульное подразделение, члены которого стали верхом на лошадях регулярно объезжать мексиканскую и канадскую границу. Нужно отметить, что в этот период не существовало строгих ограничений на въезд из Мексики, поскольку мексиканцы, как правило, не оставались в США надолго. Мексиканская миграция была явлением двусторонним и относительно сбалансированным. Однако революция, произошедшая в Мексике, вызвала в 1911 году первый приток мексиканцев в страну. По имеющимся данным, в Соединенные Штаты въехало тогда на легальной основе приблизительно 250 тысяч мексиканцев. В это же время внутри мексиканского сообщества сформировались социальные сети, функционирующие по сей день.
Вторая мировая война вызвала в США острую нехватку трудовых ресурсов, вновь возникла необходимость привлечения иностранной рабочей силы. В документах значится, что в 1946 году Служба иммиграции и натурализации при содействии Министерства труда США трудоустроила в сельском хозяйстве и тяжелой промышленности 82 000 рабочих. Было зарегистрировано 43 088 мексиканцев, 9 589 ямайцев, 5 052 жителя Багамских островов, 2 187 жителей Барбадоса, 669 жителей Ньюфаундленда и 160 гондурасских рабочих.
Начиная с 1942 года в аграрном секторе появилась возможность сезонного найма дешевой рабочей силы. Правительство Соединенных Штатов в сотрудничестве с мексиканским правительством разработало упрощенную систему заключения трудовых договоров, получившую название «программа брасеро». Эта программа предоставляла мексиканцам статус сезонных сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем она была подвергнута критике за чрезмерную эксплуатацию мексиканских рабочих. Наниматель имел право по собственному усмотрению назначать размер их заработной платы, определять условия труда, отдыха, питания. Положение бесправных сезонных рабочих сравнивали с рабским. В начале 60-х годов программа была остановлена обоими государствами. Тяжелые условия труда, созданные «программой брасеро», привели к тому, что иммигранты предпочитали въезжать в страну на заработки нелегально [1].
Во время корейской войны (начало 1950-х годов) вновь стала ощущаться острая нехватка рабочих рук. Вскоре почти единогласно был восстановлен закон, позволявший нанимать на работу мексиканцев. Служба иммиграции и натурализации приступила к найму рабочих и отсылке их на сельскохозяйственные предприятия. К 1964 году, когда этот закон прекратил свое действие, Служба иммиграции и натурализации обеспечила работой на юго-западных плантациях и ранчо около трех миллионов иммигрантов [3].
Наряду с другими законами, принятыми в 1960-е годы («О гражданских правах», «Об избирательном праве», «О равноправии при трудоустройстве»), Закон об иммиграции 1965 года предоставлял права въезда в страну лицам, которым ранее было отказано в допуске по этническим признаку [4]. Был также снят запрет, касающийся некоторых других групп иммигрантов, и созданы льготные условия для воссоединения семей иммигрантов. Жители стран Азии и Латинской Америки, ранее не имевшие права на въезд, теперь устремились в огромном количестве. Неудивительно, что сотрудникам Службы иммиграции и натурализации пришлось работать с удвоенной энергией.
Общественные и политические беспорядки в странах Восточной Азии и Центральной Америки вызвали большой поток беженцев. В 1960е и начале 1970-х годов США приняли многих выходцев из этих стран сверх существовавших норм. В 1980 году, в дополнение к системе льгот, введенных в 1965 году, Законом о беженцах была установлена особая процедура допуска беженцев в страну. В этом законе давалось определение статуса беженца и были введены правила подсчета количества беженцев, которое в состоянии принять государство. В 1980-е годы количество нелегальных иммигрантов в США значительно возросло.
Правительство постаралось снизить экономическую привлекательность работы в США. Политики рассчитывали, что, создав препятствия для трудоустройства иммигрантов, они смогут существенно снизить их приток. В 1986 году был принят Закон об иммиграционной реформе и контроле. Главной целью этого закона было уменьшение числа нелегальных иммигрантов в США. Для этого предстояло реализовать два положения: «О санкциях в отношении работодателей» и «Легализация иммигрантов». Первое должно было лишить иммиграцию привлекательности для тех, кто стремился в США в поисках работы, второе узаконивало пребывание нелегальных иммигрантов, уже находящихся в США, с тем чтобы снизить общее число нелегальных иммигрантов. В результате этих нововведений около трех миллионов иммигрантов смогли оформить документы для получения легального статуса.
В 1990 году иммиграционная политика снова была подвергнута коренному пересмотру. Согласно Закону об иммиграции 1990 года, число иммигрантов, работающих в стране по так называемой «гибкой схеме» («flexible cap»), увеличилось до 675 000 человек, были выделены средства на увеличение числа патрульных нарядов, для чего были наняты дополнительно 1 000 пограничников [4]. Основные направления деятельности Службы иммиграции и натурализации были пересмотрены, больший удельный вес стали занимать мероприятия по ограничению въезда и натурализации, а также по депортации нелегальных иммигрантов. Меры по усилению пограничного контроля, особенно жесткие в штатах Техас и Калифорния, привели к тому, что умножилось число нелегальных переходов через менее охраняемую аризонскую границу. Температура в районе Ногалеса (штат Аризона) может достигать 120 градусов по Фаренгейту (49°C). Результатом явилось то, что уровень смертности среди иммигрантов, в большинстве своем неготовых к столь суровому климату, увеличился в четыре раза по сравнению с 1993 годом.
Террористическая атака 11 сентября на Международный торговый центр и Пентагон повлекла за собой необходимость абсолютно новых политических решений. Сразу после терактов пограничные службы получили распоряжение перекрыть границы и разместить агентов в аэропортах, что в очередной раз продемонстрировало чисто реактивный характер американской иммиграционной политики. Внимание общества переключилось с нелегальных иммигрантов на «засидевшихся», т. е. иммигрантов, оставшихся в стране после окончания действия визы. Общество потребовало ответа на вопрос, как могло произойти, что нескольким террористам удалось въехать в страну «легально». Политики, чутко реагирующие на перемены общественного настроения, подготовили ряд инициатив экономического характера для решения проблемы «засидевшихся». И хотя специалисты по иммиграции говорили об этой проблеме задолго
до совершения терактов, лишь в настоящее время вводится новая система оформления статуса студентов-иностранцев и участников программы обмена.
Проблема иммиграции в США, как легальной, так и нелегальной, чрезвычайно сложна. Специалисты высказывают мнение, что относительно благополучное состояние американской экономики в настоящее время позволяет привлечь в нее больше иностранных рабочих, не считаясь с мнением тех, кто боится потерять работу из-за иммигрантов или полагает, что иммигранты отнимают у них льготы. И действительно, представители деловых кругов требуют новой «программы брасеро» для пополнения рынка рабочей силы. Мексиканским рабочим предоставляются временные разрешения на работу в США в сфере услуг. Они нужны в гостиничном бизнесе, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания пенитенциарных заведений. Обобщая, можно сказать, что в периоды экономической стабильности политики более радикально решают вопросы, связанные с иммиграцией [1].
Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции [4], недостаток рабочих мест на родине иммигрантов [5], потребность американской экономики в дешевой рабочей силе [6]. Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.
Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов [7]. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов [7].
Оценки экономических последствий иммиграции достаточно противоречивы. Экономическая «отдача» иммигрантов второй волны уменьшается – во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Это тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов.
И все же в долгосрочной перспективе иммиграция продолжит играть очень важную роль и как фактор роста населения, и как стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики и низкооплачиваемой рабочей силой, и высококвалифицированными специалистами (а это и значительная экономия средств на их подготовку). Например, в 1998-м инженеры китайского и индийского происхождения контролировали приблизительно четверть высокотехнологичных бизнесов в калифорнийской Силиконовой долине с годовым объемом продаж в 17,8 млрд. долларов.
В целом можно выделить три основных фактора, в первую очередь определяющие важность иммиграции:
- приток высококвалифицированных специалистов, облегчающий нагрузку на образовательную систему Соединенных Штатов и снижающий затраты на их подготовку;
- приток малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, обеспечивающий заполнение непривлекательных для американцев рабочих мест и позволяющий снизить производственные издержки и цены, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг;
- широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах, позволяющая осуществить отбор лучших кадров для предоставления им работы и местожительства в США и стимулировать формирование носителей новой политической культуры и идеологии среди тех, кто затем вернется домой. Последний аспект иммиграции особенно важен, поскольку она обеспечивает расширение американского политического, экономического и культурного влияния в странах эмиграции. Иммиграция важна также с точки зрения изменения демографической структуры населения. В частности, американское население заметно стареет, хотя и не столь быстро, как это происходит в Европе и России. Ожидается, что доля лиц в возрасте старше 65 лет, составлявшая в 1990 году 12%, к 2030-му может возрасти до 22%.
Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что иммиграция из Латинской Америки способствует экономической стабилизации в государствах южнее Соединенных Штатов: она снижает давление на рынок труда в этих странах и обеспечивает поток денежных переводов примерно 45 млрд. долларов ежегодно. В Мексике, например, около 18% населения получают переводы из США [7].
Необходимо искать новые формы иммиграционной политики. С одной стороны, иммиграция несет в себе огромный положительный заряд, а с другой – остановить поток нелегалов демократическим путем практически невозможно, особенно когда относительно благополучная страна граничит с гораздо более бедными и трудоизбыточными государствами. Как недавно писал известный политолог Джозеф Най, современный мир характеризуется «размыванием границ». Этот процесс, стимулируемый как рыночными, так и технологическими факторами, ведет к интенсификации международного движения не только товаров и услуг, но и рабочей силы. Наряду с изменениями в отношении мирового сообщества к вопросам прав человека и государственного суверенитета, этот процесс вынуждает многие страны, в том числе и США, пересматривать свои взгляды на миграцию и методы миграционной политики.
Для кого иммиграция в США может стать роковой ошибкой

Количество прохожих в центре Сан-Франциско говорит о том, что для многих имигрантов не страшны бытовые сложности при адаптации в США. Фото Depositphotos
Говорят, США — это страна мечты. И ведь правда, каждый из нас хотя бы раз в жизни за думывался о том, можно ли иммигрировать в США и зажить наконец-то счастливой жизнью. Мечтая о жизни там, мы представляем себе высокую зарплату, достойные условия жизни, красивые сияющие небоскребы и много других символов развитого государства и американского народа, но… Готовы ли вы “открыть глаза” на бытовые реалии жизни, а не только на Статую Свободы?
Если да, то читайте анализ портала Home-Hotel о том, почему нельзя мечтать об иммиграции в США, не побывав ни разу в Америке, и почему иммиграция без предварительного анализа бытовых мелочей, может стать действительно роковой ошибкой.
Вариантов для переезда в Штаты — не то что бы миллион, но достаточно. Кто-то выигрывает грин-карту, другим “везет” уехать благодаря востребованной специальности и хорошей работе, не менее популярна и бизнес-эмиграция. По наблюдениям портала, большую часть потенциальных эмигрантов объединяет одно — они знают о США все, но по красивым картинкам, общим тезисам и далеким перспективам.
По статистике, больше 80% иммигрировавших США в тот или иной момент чувствуют разочарование и сильные сомнения в своем поступке. И это связано, во многом, именно с бытовыми раздражителями, к которым человек не был готов.
Почему так происходит? Дело в том, что большинство потенциальных эмигрантов попросту не видели перед переездом страну “изнутри” и ее некоторые действительно существенные различия с родной страной и “подводные камни”, о которых следовало бы знать заранее.
Мало того, порой разочарование настолько велико, что каждый пятый эмигрант возвращается из США в родную страну, а каждый четвертый хоть и остается там, чувствует себя все последующее время “пленником на чужбине” и как следствие — полную неудовлетворенность своей жизнью, причем часто гораздо большую, чем на родине.
На самом деле, избежать столь фатальной ошибки можно. Прежде чем сложить в чемоданы все свои вещи и продать имущество, стоит побывать там «на разведке», причем очень важно — не как турист.
Эксперты по эмиграции составили ТОП-10 разочаровний в США в бытовом аспекте, которые неприятно удивляют людей при переезде в страну без подготовки.
Налоги
Конечно, вы наверняка наслышаны о том, что в Америке наряду с неплохими доходами и достойной работы находятся высокие и порой не понятные налоги. Но загвоздка совсем не в этом… Дело в том, что практически все цены, которые вы видите в магазинах, супермаркетах или где-либо еще — указаны без учета налогов.
Здесь стоит так же напомнить о еще одной детали — налоги в каждом штате отличаются. А это значит, что расплачиваясь за товар на кассе, вы заплатите не 100$ за товар, как указано на ценнике, а как получится — в каком то штате 110$, в другом, и того более — 118$.
Причем, процент налога вы должны помнить сами. Так же стоит учитывать, что иногда ставки комбинируются и вы платите сразу налог округа, штата или государственный вместе.
Да и помимо государственных сборов в разных общественных заведениях, таких как рестораны, отели и другие места, с вас так же возьмут определенные проценты за сервис, туристический сбор, воду, воздух или что-то еще.
Питание и продукты
Все мы не раз слышали шутки о толстых американцах и популярности фаст-фудов в этой стране. Но приезжая сюда, начинаешь понимать, что в каждой шутке есть лишь процент шутки — остальное правда.
И дело не совсем в фаст-фудах, дело в культуре потребления, а точнее ее отстутствии. Так, говоря о порциях, стоит отметить, что они здесь невероятно огромные — будь то ресторан, закусочная или даже заправка. Куда бы ты ни пришел и что бы ни заказал, будь то даже салат — тебе приносят огромное ведро еды, щедро политое маслом или калорийным майонезом.
Конечно, никто вас силой не заставит все съедать, но ведь так сложно остановиться, когда ты голоден.
В магазине же намного дешевле, проще и соблазнительнее купить какую-то откровенную химию или полуфабрикаты в ярких упаковках. А когда начинаешь скучать по обычной картошке, выясняется, что на весах под вами уже совсем другие цифры, и вообще отказаться от полуфабрикатов просто лень. А зачем начинали?

Общественный транспорт
Для тех, кто жалуется на наши “развалюхи” и “тарантайки”, наверное, будет неожиданной новостью, что качество поездок в общественном транспорте зачастую довольно схоже.
Автобусы такие же неповоротливые и довольно грязные, то же самое касается поездов и электричек. Мало кому поездка в местном транспорте может показаться приятным путешествием. К этому нужно быть готовым, чтобы не постигло разочарование.
Платежные карты
С учетом того что на дворе уже 17-й год 21-го века, вы будете довольно сильно удивлены, когда в сверхразвитой Америке не сможете расплатиться своей карточкой на какой-нибудь заправке или даже в отеле.
Неудобно только в первое время, пока у вас не появится местная карта, но тем не менее… Мы рекомендуем всегда иметь при себе хотя бы какую-то наличность, поскольку неизвестно, где именно вас застанет врасплох подобная ситуация.

Чаевые
Хотя мы постепенно и привыкаем к тому, что, находясь в кафе или ресторане, нужно оставить какие-то чаевые официанту сверх счета, и даже если для вас это никогда не было проблемой, в Штатах с этим делом особая ситуация. Например, воспользовавшись услугами таксиста, вы помимо счета “имеете возможность” заплатить таксисту около 20 или даже 30% чаевых.
Так же и в ресторане и кафе — не заплатить чаевые считается оскорбительным. И это касается не только заведений общественного питания или услуг такси — это касается практически всех сфер услуг.
Кофе
Разбавлять эспрессо кипятком — это кощунство? Тогда просто смиритесь с тем, что кофе вас ждет именно такой, и не жалуйтесь. Это просто часть быта и культуры. Просто не заказывайте «американо». Берите «лунго» — это эспрессо, который сразу готовят с использованием большего, чем обычно, количества воды.
И не удивляйтесь, что попросив латте, вы можете получить напиток со льдом. Но прежде чем ругать Америку за холодный кофе, представьте любого иностранца, получившего у нас на родине порцию холодца.

Холод и господство кондиционеров
Где бы вы ни были — в транспорте, такси или в номере отеля — летом или зимой, осенью или весной — вас непременно настигнет ощущение холода.
Если вы собираетесь летать американскими авиалиниями, нужно обязательно запастись пледом или пуховиком — потому что там тоже непривычно холодно. В Соединенных Штатах повсеместно стоят и активно работают кондиционеры. Причем зачастую на полную мощность, поэтому неподготовленному человеку порой будет сложно “вытерпеть” этот холод. Особенно это чувствуется в отелях или такси, и часто приходится просить непонимающего американца “приглушить” кондиционер.
Душевые кабины
Душ со шлангом практически везде отсутствует, а в любом отеле или квартире чаще всего можно встретить лишь встроенный в стену душ. Не хотите намочить волосы или собираетесь просто помыть ноги?
Нет, тут о таком не слышали — или надевай шапочку для головы или делай, как хочешь. Конечно, это не касается всех домов и квартир в США, но в 80% случаев все-таки так. Остается надежда лишь на те остальные 20%, где все еще можно встретить привычный душ со шлангом.
Но с другой стороны, поймите: вы уже не дома. Это другая страна и другие привычки, которые устоялись тут и являются родными и понятными для всех местных жителей.

Выключатели
Если вы все еще не можете смириться с тем, что в США совсем другой быт, и вам кажется, что душ — единственное неудобство, то есть еще и… свет. Много света, разбросаного по всей комнате…
В европейских отелях и домах часто устанавливают один выключатель, но в Америке такое редко можно встретить — чаще всего приходится перед сном ходить и выключать каждый светильник отдельно.
Измерительные величины
Во всем мире принято использовать метрическую систему мер, но есть 3 страны, которые все еще используют другую систему — это Либерия, Мьянма и США.
И если первые две страны еще можно понять — их и на карте-то далеко не каждый покажет, то почему такой гигант, как США, до сих пор все измеряет в милях, футах, дюймах, градусах Фаренгейта — для многих загадка.
На самом деле, причина кроется в том, что для того чтобы перевести страну на общую измерительную систему, понадобится очень-очень много финансовых средств, поскольку нужно будет параллельно с этим решением перевести всю техническую и прочую документацию в государстве.
Например, для того лишь, чтобы просто перевести техническую документацию NASA, потребуется свыше 370 миллионов долларов, а это на секундочку — больше половины от цены запуска космических шаттлов.
Этот небольшой антирейтинг США — лишь часть того, что можно ощутить, побывав в США не как турист, а как потенциальный иммигрант. В любом случае, чтобы узнать наверняка, стоит ли иммигрировать в Соединенные Штаты или любую другую страну — нужно обязательно все увидеть, да так, чтобы рядом были эксперты, которые помогут «открыть глаза».
stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )
stdClass Object ( [term_id] => 13378 [name] => эмиграция [taxonomy] => post_tag [slug] => emigratsiya )
stdClass Object ( [term_id] => 23901 [name] => привычки американцев [taxonomy] => post_tag [slug] => privychki-amerikancev )
stdClass Object ( [term_id] => 27367 [name] => Иммиграция в США [taxonomy] => category [slug] => immigraciya-v-ssha )
Оценка статьи:

Загрузка...
Проблемы европейской иммиграции в США Ссылка на основную публикацию