УПАВШАЯ СИСТЕМА
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Вы здесь » УПАВШАЯ СИСТЕМА » Другие религии » Религия викингов
Религия викингов
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-06-18 23:05:37
- Автор: sharingan
- Участник
- Зарегистрирован: 2011-06-18
- Сообщений: 11
- Уважение: +0
- Провел на форуме:
1 час 20 минут - Последний визит:
2011-06-24 13:03:08
Религия викингов
Религиозные верования скандинавов. Относительно стройная система мифологии и религиозных верований, которую выводят многие историки древнегерманской культуры на основе изучение песен «Старшей Эдды» и исландских саг, вряд ли может быть отнесена к эпохе викингов. Скорее, это продукт позднейшего переосмысления разрозненных и противоречивых представлений, причем переосмысления, совершавшегося уже в период господства христианства, наложившего свой отпечаток на скандинавский эпос. Язычество в этот период господства христианства, наложившего свой отпечаток на скандинавский эпос, сохранялось преимущественно в эпосе, перестав быть живой религией. Судить по сагам и эддическим песням, сохранившимся в записи XIII в., о скандинавском язычестве было бы неосторожно. Эпоха викингов, начало которой ознаменовалось большим духовным подъемом, напряженностью языческой религиозной жизни, вместе с тем характеризовалась разрушением традиционных верований и представлений, кризисом привычного мировоззрения скандинавов.
Разложение общинно-родовых отношений, получившее новые мощные толчки в период экспансии викингов, в конечном счете привело к краху язычества. Христианское влияние, шедшее в Данию и Швецию из Германии, в Норвегию из Англии, нашло поддержку в самой Скандинавии, где его проводником стала укреплявшаяся и нуждавшаяся в идеологическом обосновании королевская власть. Тем не менее язычество медленно уступает свои позиции христианству, и даже в песнях о богах оно еще выступает в качестве духовной традиции, дающей мощные стимулы фантазии средневековых исландцев.
Как уже отмечалось, в отличие от поэзии скальдов, которая хранилась в первоначальной форме, песни о богах и героях , — «Старшая Эдда» — не восходят непосредственно к эпохе викингов. В большинстве своем ко времени их записи в XIII в. эти песни уже бытовали в устной традиции на протяжении многих поколений, подвергаясь изменению, переработке и переосмыслению. Поэтому то изучение духовной жизни скандинавов IX—XI вв. при помощи анализа эддических песен чревато ошибками и анахронизмами. Датировка эддических песен неясна и спорна, в любом случае они известны нам в позднейшей форме. Но вместе с тем есть все основания утверждать, что поэтический эпос скандинавов по своему содержанию восходит к героической поре их истории, к которой неизменно обращались исландцы последующих веков. Попытки некоторых археологов датировать песни «Старшей Эдды» при помощи упоминаемых в них вещей (оружия, украшений) неубедительны, но о том, что мифы, лежащие в основе многих песен, были распространены в Скандинавии уже в эпоху викингов, свидетельствуют как многочисленные изображения сцен из мифологии на камнях с руническими надписями, на дереве, оружии, тканях, относящихся к этой эпохе, так и стихотворения скальдов, в которых нашли широкое отражение мотивы эддических сказаний.
Древняя религия скандинавов, насколько о ней можно судить по наскальной живописи и данным археологии, основывалась на поклонении силам природы. Эта ее черта сохранилась в памяти о «старших» богах — ванах. Ньерд, Тир, Улль, Фрейр, Фрей были богами плодородия и изобилия, неба, солнца, морской стихии. К началу эпохи викингов в религиозных представлениях скандинавов произошли некоторые сдвиги. Отдельные божества, прежде олицетворявшие силы природы, приобрели антропоморфные черты. Главное место в скандинавском пантеоне перешло от ванов к асам. Согласно легенде, между асами и ванами произошла война, закончившиеся соглашением и обменом заложниками. От ванов в качестве заложников асам были даны Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя. Видимо, в этой легенде нашел отражение конфликт двух религий, а может быть, и какие-то столкновения между племенами. Так или иначе, ваны не потеряли своей популярности, и культ Фрейра в эпоху викингов был широко распространен в Скандинавии. Особенно важное место в этом культе занимали мотивы плодородия. Адам Бременский рассказывает, что в капище в Старой Уппсале стояли изображения Тора с молотом, Одина с оружием и Фрейра с фаллосом. Летописец воздерживается от описания культа этого бога. Но найдена статуэтка фаллического божества, возможно Фрейра. Фрейр давал людям мир и благоденствие, ему приносили жертву «для мира и урожая».
Постепенно складывается представление об асах, как о семье богов, живущих, подобно людям, в своей усадьбе Асгард. Они воюют с враждебными родами великанов и чудовищ, захватывают добычу и заложников, похищают женщин, пируют. Главой рода асов был Один. Он правит другими богами, как отец правит родом. Играл ли он эту роль в эпоху викингов, неясно. Однако черты хавдинга, инициатора битв и покровителя воинов, видимо, были присущи Одину уже в то время. По верованиям скандинавов, умершие попадали в Хель — мрачное царство мертвых, где царят холод, печаль, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою, считались избранниками Одина. Они одни получали доступ в Вальгаллу — огромный чертог Одина. Туда плыли на кораблях или ехали на конях, и о наличии таких представлений, помимо погребений, свидетельствуют многие рисунки на камнях. На некоторых из них видна валькирия, которая встречает всадника, подъезжающего к Вальгалле, в руке у нее кубок. Статуэтки, изображающие богато одетых женщин (предположительно валькирий) с кубками, и фигурки всадников были популярны: они найдены в Бирке, Хедебю и других местах. Викинги, принятые Одином в Вальгаллу, пируют в украшенном золотом зале. Каждый день они покидают дворец и вступают в сражение между собой, но затем вновь возвращаются к пиршеству и возлияниям. Когда наступит конец света, Один пойдет в бой во главе своего воинства. По преданию, датский вождь Рагнар Лодборг носил перед своим отрядом знамя с вышитым на нем изображением ворона Одина, который крылом указывал воинам направление похода (отсюда прозвище Рагнара: brog — знамя, lod — судьба). В честь Одина совершались возлияния «за победу» на пирах.
Но Один в глазах скандинавов был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятелем раздоров. Он — и вечный странник, никогда не остающийся не одном месте, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнире (конь почитался скандинавами как священное животное), в сопровождении волка и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям, овладевший скандинавами в эпоху викингов. Он же — покровитель торговли. Наконец, Один — воплощение высшей мудрости, он считался источником магии и поэзии («меда Одина»). Чтобы стать всеведущим и получить знание рун, Один принес самого себя в жертву, повесившись на мировом дереве, пронзив себя копьем, и отдал один глаз в обмен на внутреннее зрение — мудрость.
Мнение некоторых ученых о том, что Один был божеством знати, военного класса, тогда как бог грома и молнии, рыжебородый силач Тор, являлся богом землевладельцев, вряд ли верно. Языческий культ в Скандинавии оставался общим для всех приверженцев, независимо от их социального положения. Показательна необычайно широкая популярность Тора, имя которого родители охотно давали детям, надеясь на его покровительство. Такие имена, как Торольф, Торфинн, Торгрим, Торир, Тора, Торгейр и т.п. — их насчитывается много десятков, — носили равно и знатные, и бонды. Амулет, изображающий молот Тора, можно найти в самых богатых погребениях. Его изображение скандинавские правители чеканили на своих монетах. Нередко викинги шли в бой, призывая на помощь Тора, ибо он тоже был богом-воителем. Вооруженный своим молотом, Мьелльниром, он сражался с великанами и чудовищами, защищая от них Мидгард — мир людей. Норвежские и вслед за ними ирландские конунги считали себя его потомками, викингов иногда называли «народом Тора». Имена Одина и Тора сохранились в скандинавских (а отсюда и в английских) названиях дней недели (швед. onsdag — день Одина, среда, torsdag — день Тора, четверг, fredag — день Фригг, жены Одина, пятница).
Но хотя Один и Тор равно были наиболее почитаемыми богами скандинавов, все же можно предположить, что в образе Одина викинги с бoльшей полнотой находили воплощение своих идеалов, нежели в образе Тора. Один несравненно более противоречив, многогранен, сложен и аристократичен, чем простодушный молотобоец Тор. Если в последнем воплотился культ физической силы, то могущество Одина заключалось скорее в мудрости, всеведении, хитрости. Качества, приписываемые Одину, — это качества, которыми в глазах тогдашних скандинавов должен был обладать удачливый вождь. В генезисе культа Одина остается много неясного (так, не выяснено его отношение с носителем злого начала в скандинавской мифологии — Локи), но существенно подчеркнуть одно обстоятельство. В эпоху викингов, как мы видели, наряду с развертыванием военной активности скандинавов, их агрессивности, наблюдался большой духовный подъем, который выразился в расцвете поэзии и изобразительного искусства. В Одине также можно видеть олицетворение обеих сторон жизни народов Севера: бог войны одновременно был и покровителем скальдов, источником вдохновения, колдуном.
Религия скандинавов не была проникнута моральным пафосом, нравственные понятия добра и зла в абстрактной форме были им чужды. Но вместе с тем эта религия придавала напряженность жизни. Все поведение человека подчинялось одному требованию, принципу: способствовать благу своего рода. Трусость, недостойные поступки могли повредить родовому счастью; неотомщенная обида, причиненная самому человеку или кому-либо из его близких, ложилась не только темным пятном на его честь, — она грозила разрушить душу рода, переходившую от предков к потомкам. И эта угроза была несравненно бoльшей в глазах скандинава, чем страх смерти, которую он презирал. Поэтому каждый шаг, каждый поступок имел определенное значение. Человек был преисполнен чувства ответственности за будущее рода, частью которого он являлся, частица души которого жила в нем. Но по этой же причине он постоянно ощущал в себе присутствие силы рода и знал о поддержке, которую в случае необходимости он получит от него.
В плавании, в далекой стране скандинавы не могли рассчитывать на такую поддержку. Но, нуждаясь в ней, они создавали подобие родовой группы, делаясь побратимами друг друга, обмениваясь нерушимыми и скрепленными кровью клятвами верности, вступая в защищенные гильдии и союзы воинов.
Разложение общинно-родового строя, ускорившееся в эпоху викингов, переселение в другие страны, разрушение прежней замкнутости и изолированности жизни, открытие новых миров — от Африки до Гренландии — неизбежно вели к подрыву и старой родовой идеологии, и синтеза ее — язычества. Войны, торговля, колонизация сопровождались установлением постоянных и тесных контактов с культурой народов, исповедовавших христианство. Для достижения успеха в чужой стране викинг, купец, переселенец должны были заручиться поддержкой господствующего в ней бога, ибо, по их представлению, божества, которые правили у них на родине, вне Скандинавии силы не имели. Скандинавы принимали христианство в Ирландии, Англии, Франции, в других странах, но по возвращении домой вновь совершали возлияния и жертвоприношения в честь Одина, Тора, Фрейра, чтили предков, насыпали курганы и ставили камни в память об умерших. Христианское учение о грехе и искуплении оставалось чуждым их сознанию. Христа они воспринимали как могучего витязя, правителя многих народов. Таким он и изображен на знаменитом Еллингском камне. Христос представлен здесь в позе распятого, но мастер, который высек его фигуру, изобразил скорее воина с распростертыми руками, чем страдальца.
Часто скандинавы меняли религию, убедившись в могуществе Христа, в удачливости поклонившихся ему людей. Саги упоминают скандинавов, придерживающихся, как тогда говорили, «смешанной веры»: обращаясь за помощью к Богу христиан, они не порывали с язычеством. Таков был исландский хавдинг Хельги Тощий: он верил в Христа, но на море прибегал к помощи Тора. Когда в 1000 г. альтинг принял закон о переходе всех исландцев в христианство, одновременно было оговорено, что допускается тайное отправление языческих обрядов и употребление конского мяса и крови, а также выбрасывание новорожденных. Языческие жрецы — годи становились нередко священниками, но интересовались при этом, смогут ли они обеспечить место в раю для такого количества сородичей и друзей, сколько может вместить построенная ими церковь. Синкретизм скандинавов этого времени проявлялся и в том, что бок о бок с предметами языческого культа в могилы нередко клали кресты. Все это, равно как и упомянутый выше разнобой в погребальных обрядах, — симптомы глубокого кризиса язычества.
Вместе с тем это был и социально-политический кризис: за сохранение старой веры в скандинавских странах обычно держалась родовая знать, которая издавна контролировала языческий культ и видела в нем гарантию своего могущества и независимости от конунга-объединителя, тогда как последний вместе с поддерживающими его слоями населения добивался установления своего единовластия, находя оправдание в христианском монотеизме. Как раз в эпоху викингов развертывается в странах Севера ожесточенная борьба между королями и родовой знатью, вылившаяся в конфликт между христианством и язычеством.
В песнях «Старшей Эдды» обитатели скандинавского Олимпа выступают не только вполне очеловеченными — в них подчас содержится насмешка над старыми богами и весьма низкая их оценка. В одной из песен о богах, известной под названием «Перебранка Локи», асам приписываются все низменные страсти, пороки и неблаговидные поступки. Забияки, воры, прелюбодеи, развратники, клятвопреступники, злословы — эти боги далеко не являлись в глазах своих почитателей образцами высокоморального поведения. Таковы картина, отражающая влияние христианства, но она возникла не вдруг.
Дискредитация асов началась задолго до XIII в. Недаром скандинавские источники говорят об отдельных викингах, которые не верили в богов и полагались только на «собственную силу». Конечно, неверно видеть в них каких-либо вольнодумцев и атеистов. Скорее то были люди, пережившие духовный перелом вследствие распада традиционных общественных связей и освящавших их языческих представлений. Подобные сообщения, как и поэзия скальдов, свидетельствуют, видимо, о становлении человеческой индивидуальности. Люди, порывавшие с родиной и не принадлежавшие более к тесно сплоченным родовым коллективам, которые в значительной мере поглощали личность и растворяли ее в себе, нередко поставленные вне закона, не могли не столкнуться со сложными и подчас неразрешимыми проблемами. Индивид в известной мере обособлялся от родовой группы, но в то же время не был способен достичь внутреннего самоопределения и утвердиться как личность. В условиях жизни, полной опасностей и превратностей, когда вслед за удачей и победой могло прийти жестокое поражение, а смерть подстерегала на каждом шагу, широкое распространение получили фаталистические взгляды. Возникла вера в безличную силу, правящую миром, в судьбу, которой подвластны и люди, и сами боги. Впоследствии, в «Прорицании Вёльвы», эта вера в судьбу примет форму предсказания всеобщей гибели мира в результате космической битвы асов с чудовищами, которая приведет к гибели богов.
В творчестве скальдов нашли отражение смятение человека того времени, переоценка ценностей, утрата веры в прежних богов. Скальд Халльфред, приближенный норвежского конунга Олафа Трюггвасона, который принуждал крестьян креститься, не хотел отказываться от приверженности Одину, за что получил прозвище «Трудного скальда». В одной из его песен нашла выражение внутренняя борьба, вызванная сохранением привязанности к старой вере, с одной стороны, и необходимостью следовать увещаниям конунга — с другой. В конечном счете побеждает воля государя. Халльфред, как и многие дружинники скандинавских королей, переходили в христианство по требованию своих повелителей, ибо в них в бoльшей мере, чем в богах, видели источник своего благополучия — и материального и духовного. Современники говорили, что нужно верить в того бога, которому поклоняется конунг Олаф Трюггвасон, ибо он был удачлив и обладал всеми доблестями хавдинга.
В религии всегда есть как бы два уровня: высший — учение о богах, то, что называется «богословием», и низший — культовые, обрядовые формы, действия, символика и ритуалы, священные предметы. Сила традиции в наибольшей мере присуща этому второму слою религиозных представлений и актов, которые играли значительную роль в общественной жизни скандинавов. Вера во всемогущество сов разрушалась, их место постепенно начинали занимать Христос и дева Мария, наделяемые при этом некоторыми качествами старых богов, тогда как традиционные обряды проявляли еще огромную живучесть. Язычество сохранилось не как система взглядов и идеология, а как суеверие и комплекс ритуалов. Из сферы официальной жизни его вытеснило христианство, но в частной жизни людей оно оставалось важным элементом.
Неистовые скандинавы: во что верили и о чём мечтали викинги
Текст предоставлен издательством «Альпина нон-фикшн».
В эпоху викингов обычный удел скандинава был таков: тяжёлый труд на земле, постоянно подстерегающие опасности и смерть на четвёртом или пятом десятке. Того, кто решил стать викингом в буквальном смысле этого слова, то есть пиратом, смерть зачастую настигала ещё раньше. Опасность утонуть в море была повседневной реальностью для каждого: в непогоду хрупкие скандинавские суда шли на дно или в щепки разбивались о скалы. Купцы постоянно рисковали подвергнуться нападению морских разбойников, а на каждого викинга, вернувшегося домой с мешком серебра или добывшего себе надел земли на завоёванных территориях, приходился по меньшей мере ещё один, изрубленный на куски в битве или умерший от болезни в зимнем лагере.
Ясно, что в стремлении стяжать добро, землю и славу викинги охотно шли на отчаянный риск. Идеология этого дерзкого и предприимчивого сообщества всячески порицала уклонение от опасности. Мир, в котором жили древние скандинавы-язычники, не предполагал стремления к какой-либо высокой цели, и если людей и вправду создали боги, они сделали это лишь для собственной выгоды: чтобы было кому приносить им жертвы. Если человеческая жизнь в этом мире могла иметь какой-то смысл, то лишь тот, который ты придашь ей сам, совершив деяния, за которые тебя будут помнить.
Гнев и милость богов
В скандинавских мифах боги никогда не представали образцами добродетели, достойной подражания. Они стояли выше человеческой морали и, если нужно, легко лгали и обманывали, особенно в общении с великанами. Законы в Скандинавии также не были освящены авторитетом богов: за поддержание общественного порядка отвечали люди, и относились они к этому предельно серьёзно, несмотря на те бесчинства, что творили в чужих землях. Среди богов лишь Один, верховный бог, обладал мудростью. Он принёс людям знание рун, поэзию, ярость берсерков (воинов, посвящающих себя Одину) и опасную магию под названием сейд, наделявшую даром предвидения и другими, более зловещими способностями.
Мудрость Одина записана в «Речах Высокого» — созданном в эпоху викингов анонимном собрании афористичных стихов, которые приписываются Одину и сохранились в единственном исландском манускрипте XIII века. «Речи Высокого» не затрагивают метафизических материй, они целиком посвящены прагматичной житейской мудрости, ценимой практичными людьми. Заводи друзей, не воспринимай радушие как должное и отдаривай полученные дары. Не ссорься без нужды, не затевай драки по глупости. В походе держи оружие под рукой. Не пей много пива и мёда, они отнимают разум. Если не знаешь предмета беседы, молчи: слушать полезнее. Будь осмотрителен в делах и всегда опасайся обмана. Сам всегда будь честен, но только не с врагами: их, если сумеешь, обманывай. Советы подчас противоречивы. Автор «Речей» порицает труса, который думает, что, избежав схватки, будет жить вечно, но в то же время заявляет: лучше быть живым псом, чем мёртвым львом.
Как и все доиндустриальные аграрные общества, скандинавы были беззащитны перед превратностями стихий и в борьбе за выживание уповали на помощь богов. Тех нужно было умилостивить, и в этом помогали только молитва и жертвы. Главной культовой практикой был праздник с жертвоприношениями, называвшийся «блот» («приношение крови»), которые устраивались осенью, в середине зимы и весной.
В скандинавском язычестве не было жрецов, поэтому совершал жертвоприношения местный король или вождь. Чаще всего на алтарь приносили свиней и лошадей. Кровь жертвенных животных, которую разбрызгивали на идолов, на стены святилищ и участников праздника, как считалось, укрепляла и людей, и богов. Мясо животных после этого варили в огромных котлах и съедали на священном пиру, на котором, по верованиям скандинавов, присутствовали и боги. Возносились молитвы и провозглашались тосты за плодородие, здравие и процветание. Иногда практиковались и человеческие жертвоприношения (делались обычно путём удушения), особенно в честь Одина, который пожертвовал собой, провисев девять дней на Иггдрасиле («древе жизни»), чтобы познать тайну рун.
Хладнокровный и расчётливый Один особенно почитался королями, воинами и поэтами, но его скорее боялись, нежели любили. А самым популярным богом был, вероятно, сын Одина, могущественный громовержец Тор. Он был довольно вспыльчив и не особенно сообразителен — в большинстве сюжетов о Торе присутствует ирония по поводу его ограниченности и грубой силы, — но зато дружелюбен по отношению к людям. Тор защитил людей от великанов, желавших хаоса, разбив тем головы волшебным молотом Мьёльниром. Крестьяне и мореходы молили Тора о хорошей погоде. Путешественники носили миниатюрные молоты как защитный амулет, подобно тому как христиане — образки святого Христофора.
Бог плодородия Фрейр управлял солнцем и дождём, и ему молились и приносили жертвы те, кто хотел мира и доброго урожая.
Из женских божеств самыми популярными, вероятно, были Фрейя, богиня секса и любви, и жена Одина Фригг, которую призывали женщины в родах. Жертвы приносили также дисам, безымянным сверхъестественным существам, связанным с плодородием и смертью. Дисы могли содействовать в деторождении, и у каждой семьи была своя диса-защитница. Однако, если их прогневать, дисы становились опасны, так что раз в году им приносили жертвы на празднике, называвшемся «дисаблот», который в Норвегии и Дании устраивали в начале зимы, а в Швеции — в конце. Случалось, кровавыми жертвоприношениями задабривали и эльфов, так как и они могли досадить человеку множеством способов.
Слава как жизнь после смерти
Обещание Вальгаллы (рая для павших воинов) не означало, что викинги были безрассудны в бою. Да, оно могло утешить воина, встретившего на поле боя смерть, но чего викинги хотели на самом деле, так это жить и пользоваться плодами победы. Только для берсерков, фанатичных приверженцев Одина, гибель в сражении бывала действительно желанна. Перед боем берсерки, воя и кусая щит, вводили себя в яростное исступление (berserksgangr, что означает «становиться берсерком»), в котором становились нечувствительны к боли и ранам. Берсерки не носили доспехов, и такое пренебрежение собственной безопасностью устрашало противника, однако большинство из них неизбежно находили свою смерть, которой так жаждали.
За исключением Вальгаллы, в остальном скандинавские представления о загробной жизни были довольно туманными и мрачными. Распространённая практика погребения вместе с умершим даров и принесённых в жертву животных и даже рабов подсказывает, что скандинавы представляли загробную жизнь похожей на земную, вплоть до сохранения социальных различий, и что умершие для них оставались некими призрачными сущностями, обитающими в могилах.
Наряду с этим бытовало поверье, что умершие от болезни и старости попадают в наполненный ледяным туманом Нифльхейм, где их не ждёт ничего хорошего, например — делёж скудной снеди, раздаваемой разлагающейся богиней Хель. Души незамужних дев забирала Фрейя, которая помещала их в своем дворце Фолькванге: Один разрешил ей забирать туда же часть его воинов, чтобы девы не скучали в одиночестве. Души утопленников собирала Ран и доставляла на остров Хлеси во дворец своего мужа, бога моря Эгира. Попавшим к Эгиру повезло по крайней мере в том, что среди богов он был лучшим пивоваром.
Возможно, вследствие христианского влияния в скандинавском язычестве возникла концепция посмертного воздаяния, хотя и в виде судилища без судьи. Души праведных попадали в Гимле — дворец с золотой крышей в Асгарде, или в другой гостеприимный чертог Синдри на горе Нидафьёль в подземном царстве. Клятвопреступники и убийцы принимали заслуженные страдания в Настрандире, страшном дворце в Нифльхейме, построенном из переплетающихся ядовитых змей. Самые чёрные души низвергались в Хвергельмир, колодец в подземном царстве, где их пожирал дракон Нидхёгг.
Для большинства варианты посмертного жребия не обещали ничего такого, что было бы лучше их земного существования: даже самым славным воинам предстояло сгинуть в битве, которой им не суждено было выиграть, так что разумнее всего было жить сегодняшним днём.
Викинги верили в конечность всего, даже богов и посмертной жизни, это формировало у них фаталистический взгляд на жизнь и безразличие к смерти. Считалось, что воин должен встречать её пожатием плеч и мрачной усмешкой, чтобы показать, что он сохранил самообладание и не поддаётся страху. Жизнь не стоила того, чтобы за неё особенно цепляться, и если выпало погибнуть, ты всё равно не мог ничего с этим поделать.
Язычники-скандинавы считали, что при рождении каждого человека присутствуют норны — женские божества, определяющие его судьбу. Предсказание судьбы выглядело как сучение пряжи или нанесение зарубок на дерево, и раз указанную судьбу изменить было невозможно. Норны были высшей силой во Вселенной, и даже боги не смели оспаривать их приговор. В иных культурах подобные воззрения могут воспитывать апатию. В Скандинавии, однако, они питали дух авантюризма и предприимчивости, без которых никогда не случилось бы эпохи викингов. Добрую или злую, норны предписывали судьбу человека, но они не могли предписать, как он примет свою участь. Человек мог осторожничать и избегать малейшей опасности, но это не уберегало от рока: в назначенный час он умирал, в уютной ли постели или в гуще сражения.
Человек, понимавший и принимавший такую картину мира, сознавал, что, идя на риск, мало что теряет. Смерть приходит к каждому, а всё, что остаётся после него — это слава, которая, таким образом, куда важнее жизни. Когда викинг насмерть стоял за своего господина и товарищей, он делал это не потому, что хотел попасть в Вальгаллу, а чтобы оградить свою честь от малейших подозрений в трусости.
Человек без чести становился «нидингом», в буквальном смысле никем, его забывали — и поделом — даже родные. Тот, кто не рисковал ничем, достигал меньше, чем ничего. Лучше было проявлять храбрость и стяжать славу, богатство и почести дальними опасными походами и подвигами на поле брани. Тогда можно было умереть спокойно, зная, что и в следующих поколениях скальды (придворные поэты) будут петь тебе хвалу за пиршественным столом: вот единственная несомненная посмертная жизнь, на какую стоило надеяться.
Религиозность по-американски
IN GOD WE TRUST?
В религиозности американцев (а по статистике, лишь христианами себя считает 82% населения США [Newsweek, 6 января 1992 года (96% американцев – верующие; 56% – протестанты; 25% – католики)] поражает непривычная легкость отношений с Богом, который представляется этаким добрым и милым приятелем: ему следует нанести визит с друзьями в воскресенье, чтобы вместе порадоваться жизни, попеть песни и послушать проповедь, например на тему «Бизнес и Евангелие»…
Америка дала миру новый тип религиозности, который поначалу был абсолютно неизвестен и даже чужд европейскому сознанию. Истоки «религии по-американски» уходят корнями в далекое прошлое.
Колонисты, сошедшие в XVII веке на американскую землю с палубы «Мэйфлауэра», были протестантами. Вдохновленные идеей создания здесь, на обетованной земле, нового (без европейских недостатков) христианского общества будущие американцы с жаром принялись за работу. Построение земного Рая оказалось делом не таким уж легким, но протестантская этика (отвергнув «ненужный» аскетизм монашества и «излишнюю» обрядовость Церкви) с ее новым отношением к труду и тут дала обильный урожай: расцвел американский прагматизм, который был просто необходим для выживания в тех условиях. Практичными американцы были не только в решении бытовых и социально-политических вопросов, практичностью отличалась и религиозность строителей нового общества.
Но практицизм по-американски имел и другую сторону: отсутствие интереса к богословию – ведь важнее проповедовать, наставлять, молиться; важнее дать людям конкретное руководство к действию. Вопросы понимания догматов и сложные философские построения мало волновали как простых американцев, так и их пасторов. Современный американский историк Д.Бурстин пишет: «Отсутствие у виргинцев ревностного отношения к религиозной догме объясняется довольно просто: зачастую они о догме ничего не знали. Так, например, Джордж Вашингтон, весьма деятельно принимавший участие в работе своего приходского совета, наверное, не смог бы отличить англиканского вероисповедания от любого другого христианского…» [Бурстин Д., Американцы: Колониальный опыт, М., Изд. группа «Прогресс», «Литера», 1993, с. 167.]. Прошли времена, когда умирали за свои убеждения первые христиане, когда святые отцы и пустынники придавали первостепенное значение хранению догматов – ведь догма понимается в христианстве не как результат работы мысли пусть даже самых умных людей, а как результат Откровения Самого Бога, конечно, в той мере, которую человек может вместить. В итоге, за полтора столетия (начиная с XVII в.) Америка не дала миру ни одного оригинального мыслителя в области богословия [см. Бурстин Д., Указ. соч., с. 13.]. Прагматизм требовал, чтобы религия была четкой, простой и быстродействующей, религией в газетном духе. При зарождении печатного дела в молодой Америке предъявлялись следующие требования: «Газета должна быть полезной и своевременной, она не может требовать длительного изучения и сосредоточенности, она должна быть грамотной, но не может отделять художественное и экспрессивное от коммерческого и утилитарного…» [Бурстин Д.. Указ. соч., с. 370.]. Точно таким же требованиям отвечает американский тип религиозности. В отличие от традиционной, «книжной», религии Старого Света американская новинка была явлением более легковесным, «газетным», но зато и намного более удобным и эффективным under the circumstances (При сложившихся обстоятельствах). Нет необходимости изучать традицию, не нужно сохранять апостольскую преемственность.
Эта религия гораздо больше предлагала, чем требовала. Она давала вам смысл жизни и работы, утверждала в сознании своей избранности и богоугодности, не требовала постоянно вести духовную брань (хватало баталий с Англией, природой и индейцами) и краснеть на исповеди. Вместе с тем, она говорила о необходимости упования на Бога, о молитве и спасении…
Самым главным «добавлением» ко христианству в Америке (помимо идеи избранности своей земли и народа) стало «обожествление» свободы и демократии. Символично звучит стихотворная надпись на статуе Свободы в Нью-Йорке: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы». Очень уж напоминает слова Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Таким образом, спасителем оказывается не Бог-Христос, а американская богиня-Свобода.
Плоды симбиоза демократии с христианской религией очень удачно иллюстрирует пример, который приводит М.Вебер в работе «Протестантские секты и дух капитализма». Когда он, путешествуя по США, «случайно упомянул о все еще значительной роли церковности в Америке, то в ответ ему было сказано: «По мне, сударь, каждый может верить или не верить, однако если я имею дело с фермером или купцом, который вообще не принадлежит ни к какой церкви, то я не доверю ему и 50 центов. Что побудит его отдать мне долг, если он ни во что не верит? «[Вебер М., Избранные произведения, М., «Прогресс», 1990, с. 275.] Весьма показательный случай, из которого можно сделать сразу несколько выводов. Прежде всего, налицо свобода, столь высоко чтимая в стране – право верить или не верить; но далее – сильно еще христианство! – невозможно доверять в делах человеку, который не принадлежит хоть какой-нибудь церкви (чисто по-протестантски). Заметим, что уже не важно, к какой именно церкви ты принадлежишь, – это уже протестантизм по-американски. В Америке само понятие «Церковь» исказилось: многие верующие называли свои службы «собраниями» и говорили «пойти на собрание», а не «пойти в церковь»; с другой стороны, появилось множество объединений типа «церковь любителей кофе» или «церковь рок-н-ролла».
На этой почве расцвело такое первоначально чисто американское явление как путешествующие евангелисты-проповедники, со временем вылившееся в современные шоу телепроповедников. Оно – плоть от плоти «газетной религии»: евангелисты путешествуют из города в город, проводя публичные проповеди, традиционно заканчивающиеся покаянием ряда грешников из числа присутствующих. Но дальше этого евангелист не идет. Он вынужден спешить в очередной город, где его ждут жаждущие (или сомневающиеся), которых он потом вновь оставит безо всякого руководства или, как сказали бы православные, «окормления»…
По мере оформления государственности в атмосфере «газетного духа» стала возникать новая религиозная реальность. Появилось то, что мы будем называть «гражданской религией» (ее концепция разработана американским социологом Робертом Белла, а сам термин принадлежит Руссо) [«Догматы гражданской религии должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без объяснений. Существование могучего, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого божества, будущая жизнь, счастье справедливых, наказание злых, святость общественных договоров и законов – вот положительные догматы. Что касается догматов отрицательных, то я ограничиваю их одним только догматом – нетерпимостью… Тот, кто осмеливается сказать: «вне Церкви нет спасения», – должен быть изгнан из пределов государства». – Руссо, «Об общественном договоре, или Принципы политического права». – Государственное соц.-экономическое издательство. М., 1938, с. 120-121.]. Она имеет свои символы и ритуалы. Выросшая из христианства, она во многом напоминает его и по форме образования новой мифологии, и по использованию мифологии старой. Вот как, например, создавался образ «американского символа и отца нации» Д. Вашингтона: сначала мифологизировалась жизнь – «святая жизнь», потом появилось «священное писание» – труды Вашингтона, которые были тщательно отобраны и где надо отредактированы. В создавшемся культе присутствуют и «священные останки», и ежегодные обряды, и ораторское богослужение [См. подробнее: Бурстин Д., Американцы: национальный опыт, с. 427-451.]. Итак, появляется новый «святой», но «святой» не Церкви, а государства.
Не менее интересны и национальные праздники США с этой точки зрения. Пожалуй, наиболее торжественно отмечаемый праздник в Америке – Рождество Христово. Празднуется оно повсеместно и очень широко, но с течением времени все больше и больше утрачивает собственно религиозное, христианское наполнение. Сегодня на всем Западе Рождество (которое празднуется даже с большей торжественностью, чем сама Пасха) – это скорее праздник подарков, праздник, когда можно вкусно поесть, сходить в гости и т.д. Рождество превратилось в фестиваль потребительского американского общества, у которого оно ассоциируется чаще с Санта Клаусом и рождественским discount (рождественское снижение цен на товары), чем с приходом в мир Иисуса Христа. Потребительское общество – мощный источник силы. Оно владеет умами, оно влияет на религиозное сознание, но и формируется им. Популярная семейная история периода конца XIX – начала XX века говорит: «Когда маленького мальчугана в воскресной школе спросили, откуда взяты десять заповедей, он не задумываясь ответил, что из каталога Сиерса и Роубака» [Бурстин Д., Американцы, Демократический опыт, М., Прогресс, 1993, с. 163.].
В качестве национальных праздников отмечаются также дни рождения президентов Вашингтона и Линкольна (первоначально праздновавшиеся раздельно, сегодня они объединены в общий «Президентский день»), и это тоже атрибут гражданской религии, т.к. они являются «святыми» гражданского общества, а не Церкви. Любопытно отметить, что Православная Церковь празднует память своих святых обычно в день их смерти и лишь Христово – Рождество; в традициях гражданской религии – праздновать «рождество» своих святых.
Гражданская религия в США вобрала в себя традиции американского протестантизма, соединила их с идеей свободы-демократии и оказалась новой религией, которую Р.Бэлла христианством уже не называет.
Мы считаем, что гражданскую религию можно определить как духовно-религиозную основу построенного в США общества (с учетом вышеуказанной специфики Америки – где фундамент и стены, против всех правил, возводились одновременно).
Общественно-политическое измерение гражданской религии позволяет активно использовать религиозную лексику в политических программах и общественной деятельности, но гражданская религия «демократично» лимитирует уровень возможной экспрессии религиозности: можно говорить о Боге, но лучше не конкретизировать Его (Иисус Христос например). Так, по наблюдению Бэлла, поступали и поступают все американские президенты, обязательно упоминавшие в своих инаугурационных речах Бога, но, хотя все они были христиане, не называвшие Его Иисусом Христом. Инаугурация (процедура вступления президента в должность) президента, кстати сказать, тоже является важным ритуалом гражданской религии.
Что касается личностного измерения гражданской религии, то тут ее специфика проявляется еще отчетливее. Гражданская религия не является в большинстве случаев заменителем другой религии; можно быть баптистом, католиком, буддистом, но находиться в то же время в сфере действия гражданской религии и подчиняться ее законам. Основное влияние, которое гражданская религия оказала на другие вероисповедания, заключается в низведении их до уровня «Вашего частного дела», до уровня хобби. Естественно, политическое устройство свободного государства требует, чтобы вопрос веры был делом совести самого человека. С этим никто не спорит. Но уровень религии-хобби предполагает внутренний раскол между личным и общественным «я»: не нужно пытаться во всем подчиняться религиозным законам, наивно исповедовать принципы веры во всей жизни (а не лишь в ее «религиозной» части), не стоит говорить о своих религиозных убеждениях, и уж тем более нельзя использовать их в качестве аргумента в споре или диалоге. Такова общая тенденция в сегодняшнем мире. Как отмечал П.Сорокин в работе «Кризис нашего времени»: «По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, а в будние дни – в фондовую биржу».
Не все американцы, конечно, согласны с таким положением вещей, тем более, что с ростом свобод все большего числа меньшинств в Америке (гомосексуалисты например) и с увеличением государственного регулирования этих свобод и защиты прав различных групп и организаций, все чаще возникают конфликтные ситуации, которых раньше и быть не могло. Так, например, Хилари Клинтон подверглась критике ряда общественных наблюдателей за то, что во время инаугурации мужа, ее можно было видеть с нательным крестом на шее. Один телекомментатор даже задал вопрос, подобает ли Первой Леди так открыто демонстрировать религиозный символ? В Колорадо учителю одной из публичных школ пришлось убрать со стола свою личную Библию, т.к. ее могли увидеть ученики, а также читать ее про себя, когда ученики были заняты выполнением самостоятельного задания: суд поддержал инструкцию, согласно которой учителю не позволяется создавать в классе религиозную атмосферу, что, по мнению судей, могло случиться, если бы ученики узнали, что их учитель – христианин [Cм.: Stephan L . Carter, The Culture of Disbelief, Anchor Books, 1994.]. Таким образом, доведенная до логического конца демократия оборачивается своей противоположностью: ряд существовавших ранее свобод начинает исчезать.
Несмотря на широкое использование религиозной лексики, несмотря на то, что культурологи считают религию фундаментом, лежащим в основе любого культурного типа, в демократическом обществе не позволительно аппелировать к религиозным взглядам, использовать их как аргумент при отстаивании своей точки зрения, т.е. принимать религию всерьез, – если это входит в противоречие со свободой американского образа жизни. В итоге получается страшная драма. Психологически расколотый, нецельный человек (вспомним П.Сорокина: «по воскресеньям – Бог, в будние дни – фондовая биржа») уже не замечает своей нецельности. Так, губернатор Нью-Йорка Марио Гийомо в 1990 году публично поддерживал аборты, хотя, по его признанию, как христианин лично выступал против них [Stephan L . Carter, The Culture of Disbelief, Anchor Books, 1994, p. 62.].
Не об этой ли «религиозности» говорится в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:15-17 ).
Религия древних скандинавов
Скандинавские народы за прошедшие столетия стяжали славу, могучих и неукротимых воинов. Отважных, сильных и искусных в вопросах не только владения оружием, сложения стихов, но и мореплаваньем.
Религия этих народов также крайне интересна и богата легендами, описаниями разных божественных существ, малых народов и мистических практик. Тут мы поведаем вам о этой интересной и очень богатой религии. Её особенностях, ключевом пантеоне богов и других важных мистических народах.
Общие данные
Мифология и религия древних скандинавов до христианской эпохи относится к древнегерманской мифологии. Она отличается довольно большим разнообразием мифических рас и народов. И необычным строением мироздания.
В отличии от многих европейских мифологий боги скандинавов хотя и отличались большим могуществом, но могли быть убиты. Поклонения богам предусматривало разнообразные жертвоприношения. И большое количество обрядов, которые производились жрецами определённых богов. Известно, что жрецы пользовались большим уважением в германских и скандинавских племенах.
Каждое племя имела свои способы распознавать свои способы распознавать знаки, посылаемые богами. Один из распространённых способов был гадания на рунах. Кроме того, по легендам временами боги лично являлись к жрецам, правителям и героям, а порой и к простым жителям.
Мистика и магия играли значительную роль в жизни и религии скандинавов. И в отличии от христианского мира почитались. Хотя многое зависело какие именно чары и для чего применялись.
Боги скандинавов
В этой части статьи, мы постараемся перечислить наиболее значимых богов скандинавов и немного рассказать о каждом из них.
В первую очередь следует выделить Одина. Этот могучий Асс, является верховным богом скандинавского пантеона. Мудрец, знаток магии и воинского дела он покровитель войны и победы. Сила и мудрость этого бога огромны и именно он является верховным правителем девяти миров и родителем всех Ассов.
Пожалуй, вторым по почитаемости после Одина и был его сын Тор. Владыка грома и бури, могучий бог войны. Матерью Тора была богиня земли Ёрд.
- Бальдр – сын Одина и Фригг бог света и весны покровитель плодородия и земледелия.
- Браги – бог мудрости и красноречия.
- Вали – божество мщения и владыка растений.
- Видар, ещё один бог мщения и безмолвия, многие также считают его олицетворением леса и силы природы.
- Идун – прекрасная богиня вечной юности.
- Сиф – богиня плодородия и супруга Тора.
- Локи – бог огня и обмана. Хитрец и инриган. Любитель шуток и мастер в колдовстве происходящий из рода Йотунов.
- Ньёрд – владыка ветра и морской стихии относится к ванам.
- Тюр, ещё один сын Одина, бог войны и чести. Изображается с одно рукой так как второй лишился, когда ассы сковали волка Фенрира.
- Улль – бог, покровительствующий стрельбе из лука, спорту и конечно охоте.
- Фрейр, божество плодородия и лета, относится к ванам.
- Фрейя – богиня любви и войны, а также жатвы и урожаев.
- Фриг – супруга Одина богиня домашнего очага и семьи. Была могущественной провидицей и покровительницей воинов.
- Хеймдаль, бог страж мирового древа. Обладал способностью предвидеть будущее. Что было редкостью даже среди Ассов.
- Хёд, слепой бог, был обманут Локи и до Рагнарёка находится в Хель.
Конечно, на этом список богов не заканчивается. Но названные нами боги являются наиболее известными и почитаемыми скандинавами.
Структура мира и расы
Мир согласно верованиям древних скандинавов, состоял из ряда отдельных миров или царств. В центре мира существует древо Илькдрасиль. Оно связывает между собой все миру, расположенные на разных уровнях. Всего миров описывается девять.
Из них пять находятся на одной плоскости. Которую омывает океан где обитает мировой змей. Центральным миром является Мидгард он же земля. На севере от него находится Нифльхейм, на Востоке Йотуехейм и на юге Муспельхем. Другие миры находятся выше или ниже по древу.
Давайте рассмотрим все девять миров:
- Асгард – мир небесный там обитают Ассы.
- Ванайхейм – в этом мире обитают Ванны;
- Йотунхейм – обитель инистых великанов йотунов;
- Утгард – точное место расположение этого, внешнего мирна, сложно понять. По мнению некоторых он является частью йотунхейма или граничит с ним.
- Льесальвхейм – обитель светлых альвов. Нам они больше известны под термином эльфы.
- Мидгард – как вы уже поняли из сказанного выше, это мир обитания людей, наша Земля.
- Муспелльхейм – это весьма жаркое место – огненный мир
- Нифльхейм – место довольно неприятное, считается то этот мир наполнен мраком, холодом и туманом. Говорят, что он существовал ещё до начала творения.
- Свартальвхейм – этот мир находится под землёй, там властвуют цверги.
- Хельхейм или как его многие называют просто Хель – по имени его владычицы. Мир мёртвых, самый глубокий из известных миров.
Что ж теперь, когда с мирами более-менее разобрались, нужно уделить внимания основным расам известным в мифологии древних германцев и скандинавов.
Первыми конечно следует назвать расу Ассов. Они верховные боги дети Одина, живущие и правящие мирами в Асгарде. Вслед за ними идут Ваны, боги, покровительствующие плодородию и заботящиеся о земле. Они воевали с Ассами, но позже заключили крепкий мир.
Противники Ассов Турсы, могучие великаны, воплощения необузданных первостихий и зла. Их было несколько видов наиболее знамениты йотуны, огненные великаны, морские, каменные, вихревые и горные.
Альвы или эльфы – духи природы. Следует знать, что эта раса делится на несколько самостоятельных видов: дворфов, светлых и тёмных эльфов, а также двергов.
Отдельно можно выделить несколько важных существ которые стоят отдельно в классификации видов. К примеру Норн, три богини судьбы. Или двенадцать валькирий дочерей Одина, которые относились к полу богиням, обладая бессмертием и многими мистическими способностями, но всё де занимавшими у скандинавов отдельное почётное место в иерархии мистических существ.
Что ж мы рады, что вы уделили внимание нашей статье и надеемся, что она была для вас познавательна. Возможно позже мы ещё вернёмся к теме скандинавской религии и мифологии ведь тут мы её коснулись лишь в общих чертах.
25 невероятно интересных и удивительных фактов о скандинавской мифологии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Скандинавская мифология
Скандинавская мифология изначально передавалась на различных диалектах древнескандинавского – северногерманского языка, на котором говорили скандинавы в средние века, и который является предком современных скандинавских языков. Большинство этих древнескандинавских текстов были написаны в Исландии.
2. «Младшая Эдда»
Эти тексты включают в себя «Младшую Эдду», написанную в тринадцатом веке Снорри Стурлусоном и «Старшую Эдду» – сборник стихов из более ранних традиционных материалов, который был составлен в том же веке неизвестным автором.
3. Элементы скандинавской космологии
Единицы времени и элементы скандинавской космологии считаются богами или прочими существами.
4. Асы и ваны
Викинги считали, что существуют два типа богов: асы и ваны. Но они также верили в других существ, таких как великаны, карлики и т.д.
5. Царство Хель
Загробная жизнь – довольно сложное дело в скандинавской мифологии. Мертвые могли отправиться в царство Хель, которым правила одноименная богиня. Также их могли забрать валькирии в Валгаллу. Третий вариант – их выбирала богиня Фрейя для жизни в своем дворце Фолькванг. Критерии, согласно которым мертвые отправлялись туда или иначе, остаются загадкой.
6. Дерево Иггдрасиль
Норвежцы описывали свою вселенную, как имеющую трицентричную структуру. Скандинавы верили, что мир похож на три пластины или сферы, которые установлены друг над другом (с пространством между ними). Эти «пластины» удерживаются вместе на вершине гигантского дерева (Иггдрасиля).
7. Девять миров
В пределах трех сфер скандинавской вселенной есть девять миров, обрамляющих центральное космологическое дерево Иггдрасиль. Это Асгард (мир воинов-богов), Ванахейм (мир богов плодородия), Альфхейм (мир светлых эльфов), Мидгард (средний мир), Ётунхейм (мир великанов), Нидавеллир (мир гномов), Свартальвхейм (мир темных эльфов), Хель (царство мертвых), и Нифльхейм (другой мир мертвых).
8. Скандинавский бог Один
В скандинавских мифах Один является эквивалентом Зевса в греческой мифологии – он является отцом всех богов. У Одина только один глаз, потому что он обменял свой другой глаз на глоток из колодца мудрости, после чего получил огромные знания.
9. Тор
Тем не менее, самым популярным богом среди скандинавов и по всему миру (благодаря Marvel) является Тор.
10. Война и справедливость
Вторник был назван в честь скандинавского бога войны и справедливости, Тира. На французском, испанском и итальянском языках вторник назван в честь Марса, греко-римского бога войны.
11. Фрейр
«Викинги» – еще один популярный исторический телесериал, сюжет которого в значительной степени основывается на скандинавской мифологии и фольклоре. Персонажей «Викингов» часто посещают видения Одина и они молятся нескольким норвежским богам, таким как Тор и Фрейр, среди прочих.
12. Валькирия
В скандинавских мифах валькирия – женщина, которая приходит на поля сражений и забирает оттуда павших воинов в Валгаллу. Во время Второй мировой войны группа немцев, вступивших в заговор с целью свержения Гитлера, назвали свой секретный план «Операция Валькирия».
13. «Асатра»
Вопреки распространенному мнению, большинство скандинавской мифологии было настоящей религией для многих людей, особенно в скандинавских странах и Центральной Европе, даже сегодня. В Исландии эту вера, как правило, называют «Асатру», в то время как в Америке – «Одинизм».
14. Аск и Эмбла
Согласно скандинавской мифологии, первыми людьми были Аск и Эмбла, а не Адам и Ева.
15. «Властелин колец»
Толкиен признал, что «Хоббит» и «Властелин колец» находились под сильным влиянием скандинавских мифов. К примеру, образ Гэндальфа был срисован с Одина.
16. Дед Одина
Дед Одина возник из камней соли, которые постоянно лизали коровы. Весьма нетривиальное происхождение бога.
17. “Кольцо Нибелунгов”
Скандинавская мифология вдохновила Рихарда Вагнера написать четыре эпические оперы, которые составляют цикл «Кольцо нибелунга».
18. Боге мщения Видар
Мало кто даже слышал о боге мщения Видаре. Несмотря на то, что он практически неизвестен за пределами Скандинавии, в скандинавских мифах Видар прославился тем, что отомстил за смерть своего отца Одина в Рагнарёке, убив волка Фенрира.
19. Боги скандинавского пантеона
Во Вселенной Marvel, как знают большинство поклонников комиксов, боги скандинавского пантеона играют существенную роль. Особенно выделяется Тор, который встречается чаще всего среди супергероев в комиксах этой компании.
20. Гевьон
Кроме того, в соответствии с некоторыми норвежскими текстами, богиня Ран также могла претендовать на тех, кто умирает в море, а богиня Гевьон – на умерших девственниц. Также в скандинавской мифологии были упоминания о реинкарнации.
21. Рагнарёк
В скандинавских мифах описывается битва в конце времен под названием «Рагнарёк». В этой апокалиптической битве между богами и великанами будет участвовать все живые. Почти вся жизнь погибнет, а девять миров будут уничтожены.
22. Биврёст
Как некоторые могли заметить, в комиксах о Торе или фильмах Marvel есть мост между Мидгардом (миром людей) и Асгардом (миром богов). Этот мост называется Биврёст и является единственным способом попасть в Асгард.
23. Жена Одина
Жена Одина по имени Фригг или Фрейя на сегодняшний день является самой известной скандинавской богиней. Она покровительствует браку и материнству. Также считается, что она якобы знает судьбу каждого человека, но никогда не рассказывает ее никому.
24. «Игра престолов»
Возможно, один из самых успешных телевизионных сериалов нашего времени, «Игра престолов» имеет четкие отсылки на скандинавскую мифологию. Его создатели открыто признали, что североевропейский фольклор был основным источником вдохновения их сериала.
25. Too Human
Сюжет популярной компьютерной игры Too Human основан на скандинавских мифах. В нем боги интерпретируются, как кибернетически улучшенные люди.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Религия в США
Соединенные Штаты Америки – передовая страна с высокоразвитой промышленностью и наукой. Здесь берут начало ведущие бренды мира в области электроники, информационных технологий, во множестве других областей.
Казалось бы, в таких условиях не остается времени и места религиозным воззрениям. Тем не менее, религиозный состав США достаточно объемен и многообразен, и даже до такой степени, что Америку вполне можно назвать страной верующих людей.
Религиозная ли страна Америка?
Церковь в Америке отделена от государства еще с 1791 года, когда была введена в действие поправка к Конституции (15 декабря). Согласно этой поправке никакая из конфессий не может считаться государственной, то есть официальной, как в Великобритании. Так вполне справедливо считали отцы-основатели страны. Такая поправка играет важную роль в Америке – стране, где постоянно проживают выходцы из самых разных стран мира.
Возведение какой-либо из религий в ранг государственной создало бы множество трудностей для огромной части населения страны.
Америку заселяли приезжие из многих стран мира. Каждая диаспора привнесла в страну особенности своей культуры, обычаи и, конечно же, религию. В этой стране каждой народности удалось бережно сохранить свою самобытность, и это при том, что все они вместе составляют новую историческую общность – американский народ.
Так и на вопрос «Какая религия в США?» точного, однозначного ответа быть не может, и сам этот вопрос будет некорректным, поскольку религия в Америке – явление необыкновенно многообразное и уникальное.
Тем не менее, открытым остается другой вопрос: насколько религиозны жители Северной Америки.
В жизни американцев религия занимает особое и очень прочное место. Они постоянно ходят в церковь всей семьей, принимают Причастие, бракосочетание, похороны происходят с участием священника.
Но для большинства американцев церковь – это что-то вроде клуба по интересам. А потому верующих людей нужно отличать от религиозных.
А вообще религиозность в Соединенных Штатах по сути закреплена, правда, на не совсем официальном уровне. Достаточно лишь вспомнить долларовую купюру, на которой есть очень характерная, о многом говорящая надпись In God We Trust. Это официальный девиз страны, Республиканской партии и штата Флорида.
Религиозный состав населения Америки
Итак, официальной, то есть государственной религии в Штатах нет – это закреплено Конституцией страны, к тому же религиозный состав населения настолько разнообразен, что введение государственной религии наверняка вызвало бы много недовольства среди населения.
А раз так, то, как и предполагали основатели, никаких межрелигиозных конфликтов в городах страны не возникает. Мирно соседствуют:
- религиозные общины афроамериканцев, индейцев;
- различные течения псевдопротестантского и неопротестантского толка;
- небольшие замкнутые общины в маленьких уединенных городках, в которых словно остановилось время;
- крупные религиозные направления – вроде протестантских, православных или католических;
- довольно многочисленная (по количеству членов) церковь сатаны;
- и многие другие.
Если верить Википедии, то можно сказать, что основная, крупнейшая религия в стране – все же христианская.
То есть большинство населения исповедуют своим Спасителем Иисуса Христа. Живут в стране и представители иных крупных мировых религий – иудеи, мусульмане, кришнаиты, буддисты и даже синтоисты, но эти религиозные направления малочисленны.
А вот христианские конфессии весьма разнообразны, множественны и многочисленны:
- Основным, то есть самым крупным, считается здесь протестантское вероисповедание – протестантизм исповедует более половины населения США.
- Около четверти населения – католики.
- Довольно заметную роль в духовной жизни страны играет Русская Православная церковь – в Штатах проживает много выходцев из СССР, России и других стран постсоветского пространства, и они тоже имеют возможность отправлять свои религиозные надобности.
Большим спросом среди них пользуются православные храмы в Нью-Йорке – в них проводятся богослужения в чисто православных традициях, принятых в России. Адреса русских церквей в различных городах страны при необходимости можно найти в любом специализированном справочнике, так что жители страны, имеющие славянские корни, вполне могут получить для себя возможность посетить одну из них.
Да и вообще – православная Америка и церковь занимает довольно прочные позиции и играет важную роль в формировании духовной жизни Америки, а Епархия Православной церкви достаточно влиятельна.
Католицизм в Америке
Как уже говорилось выше, католиков в Америке – около четверти всего населения. Религиозный состав страны несколько неравномерен по штатам, и меньше всего католиков на юге. Большинство они составляют только в Луизиане (это потомки переселенцев из Франции), в Техасе, то есть там, где постоянно проживает много выходцев из Латинской Америки, и Кентукки.
А вот в северных штатах католиков много. Особенно заметно их влияние в крупных городах – в Бостоне, Нью-Йорке и Чикаго. Но это еще не значит, что в других регионах страны католиков нет – католические храмы имеются повсюду, и многие из них представляют собой значительную архитектурную и историческую ценность.
Протестантизм – многочисленность и многообразие
История говорит, что Новый Свет заселяли в основном те, кто по религиозным убеждениям не мог более оставаться в Европе, то есть в Старом Свете. В основном это были люди активные, предприимчивые, не согласные с бюрократизацией традиционной католической церкви тех времен – протестанты. Их преследовали церковные власти, имеющие огромную силу и влияние в то время, а потому они весьма охотно принимали участие в экспедициях за море, переселялись в Америку, осваивали новые земли. Строго говоря, именно им Америка обязана своим процветанием – они были первыми.
Неудивительно, что первые религиозные общины были именно протестантскими, а теперь основное религиозное течение в Америке – протестантизм.
Богослужение в американской армии
Для Америки характерны весьма прочные и давно устоявшиеся религиозные традиции, а потому военное командование стремится к созданию всех условий для отправления религиозных потребностей военнослужащих. Американские вооруженные силы ввели специальный институт капелланов, и богослужение в армии давно уже стало совершенно обыденным, повседневным явлением.
Для отбора военнослужащих в войсках нет ограничений по расовым, религиозным признакам.
Именно поэтому считается, что удовлетворение потребностей военнослужащих в общении с Богом весьма важно, а присутствие капеллана способно поддерживать в войсках боевой дух, так что численность священников практически во всех родах войск стараются поддерживать в достаточном для отправления религиозных потребностей военнослужащих количествах.
Особенности протестантских богослужений
Для тех, кто привык посещать православную церковь, богослужения в протестантских приходах могут показаться несколько непривычными и необычными. Типичное богослужение в одной из протестантских церквей Сан-Франциско или в любом другом городе страны в обязательном порядке включает исполнение религиозных гимнов в сопровождении настоящей музыкальной группы. Стили исполнения могут быть различными.
Баптистская русскоязычная церковь, например, отличается некоторой строгостью стиля, и это не только пение гимнов, но и манеры поведения, отношения между людьми – короче говоря, весь стиль жизни. Такова, например, славянская баптистская церковь Спасение в Сиэтле. Поражает некоторая строгость богослужений, атмосфера смирения и хорошо развитая работа с молодежью.
Среди баптистских русскоязычных церквей можно назвать также:
- церковь Вефиль;
- церковь Благодать в Ванкувере;
- церковь на горе Спокен США;
- церковь Пилигрим (Спокен);
- многие другие.
Некоторые баптистские приходы распространили свое влияние на другие страны. Церкви Благодать, например, имеются в Европе, России, Белоруссии и во многих других местах.
Кроме баптистской, в стране действуют епископальная церковь, методистская, пресвитерианская и некоторые другие.
Иное дело – приходы неопротестантской волны, список которых в Америке не так уж и мал. Главное их отличие от баптистов – всеобъемлющая радость от того, что каждый уверовавший в Иисуса и принявший Его Крестную Жертву как великий дар, будет спасен. В таких приходах всегда царит оживление, люди радуются общению друг с другом. В этой среде Иисуса почитают живым и радуются тому, что Он присутствует среди тех, кто собрался на богослужение, которое стало максимально близким к большинству людей.
Прославление Иисуса – важнейшая часть традиционных богослужений в неопротестантских церквях. Служение в группе прославления считается почетным и важным и доверяется далеко не каждому, пусть даже профессиональному музыканту.
Церковь, бизнес и телевидение
В основном религия в США – весьма развитый и продвинутый бизнес с многомиллионными доходами. Этим она отличается от церкви в России. Известные деятели от религии ведут телевизионные проповеди, устраивают своеобразные игровые шоу. Но цель телевизионных проповедников – вовсе не в том, чтобы примирить людей с Богом, а поощрить их к совершению пожертвований, то есть «заплатить» за свое спасение.
Некоторые предприимчивые люди специально основывают какие-либо религиозные организации, которые по американскому законодательству полностью освобождаются от налогов. Принято считать, что это – один из самых быстрых и надежных способов стать богатым человеком.
Воскресные школы и другие образовательные программы
Религиозная жизнь за границей, особенно в Америке, буквально бурлит. Во многих городах страны, особенно небольших, практически каждый житель посещает церковь, желающие ходят на занятия в воскресной школе.
Повсеместно церковные приходы становятся своеобразными центрами общения и социальной жизни. Устраиваются религиозные праздники, пользующиеся огромной популярностью среди населения.
В детских садах тоже работают воскресные школы, многие колледжи активно сотрудничают с религиозными организациями.
Широко развито в Штатах религиозное образование, правда, преобладающее большинство таких учебных заведений – христианские. И самое интересное: гражданская позиция среднестатистического американца не вступает в противоречие с его религиозными воззрениями.