Роль католической церкви в иммиграции

Роль католической церкви в иммиграции

Среди основных документов, сформировавших социальную доктрину Католической Церкви, в которых акцентируется внимание на вопросах миграции, следует упомянуть, по крайней мере, следующие: «Новая реальность» (1891), «Развитие народов» (1967), «Социальные вопросы» (1987), «Столетняя годовщина» (1991) и «Благотворительность в истине» (2009). Последний документ ставит вопросы целостного развития человека в свете позиции «благотворительность в истине», которая считается «главной движущей силой подлинного развития каждого человека и всего человечества» (п. 1).


2.​ Два ведущих критерия: справедливость и всеобщее благо

Что касается социальной доктрины Церкви, благотворительность является её высшим путем. Бенедикт XVI писал следующее: «благотворительность, в связи с её тесной связью с истиной, можно восприниматься как подлинное выражение человечности и как крайне важный элемент человеческих отношений, в том числе общественных» («Благотворительность в истине», п. 3). В этом суть христианского гуманизма, о котором не раз упоминается в тексте документа Папы.

Социальная доктрина Церкви имеет два ведущих критерия, которые выражают ответственное отношение к развитиюнашего глобализированного общества: справедливость и общее благо (см. «Благотворительность в истине», п. 7, 36, 78). В контексте миграции, я бы хотел особо подчеркнуть роль всеобщего блага, исходя из которого Католическая Церковь предлагает четыре принципа правового регулирования правительствами миграционных потоков, а именно:

1.​ Обязанность государственных институтов обеспечивать такие условия для людей, живущих в бедных странах, чтобы они не были вынуждены мигрировать, чтобы могли жить и не умалять своё человеческое достоинство (право не мигрировать);

2.​ Право мигрировать;

3.​ Право органов местной власти регулировать миграционные потоки (уважая при этом фундаментальные человеческие права мигрантов и их различия в смешанных потоках, среди трудовых мигрантов, эмигрантов и ищущих убежища), учитывая при этом общее благо граждан;

4.​ Но в контексте универсального всеобщего блага (см. «Благотворительность в истине», п. 7, см. так же в заключительной части п. 34 и в утверждении п. 35, что «бедные не должны рассматриваться как «бремя», а скорее как ресурс, даже строго с экономической точки зрения». В любом случае, «каждый работник – это творец» (там же, п. 41).

3.​ Пересмотр ценностей сельскохозяйственного мира

Во второй части «Благотворительность в истине», Бенедикт XVI говорит о том, что «мир нуждается в глубоком обновлении и повторном открытии фундаментальных ценностей, на которых предстоит строить лучшее будущее» («Благотворительность в истине,» п. 21). 14 ноября 2010 года во время воскресной молитвы на площади Св. Петра Папа сказал, что для того чтобы справиться с глобальным экономическим кризисом, требуется стратегическое возрождение сельского хозяйства.

«Текущий сценарий, – сказал Папа, – должен быть принят со всей серьезностью, поэтому он представляет собой «острый симптом, который является дополнением к другим более серьезным и уже хорошо известным, таким как продолжающийся дисбаланс между бедностью и богатством, голод, экологические чрезвычайные ситуации, безработица».

«Поэтому необходимо, – продолжил Понтифик, – пересмотреть ценность сельского хозяйства, но не ради ностальгических чувств, а видеть в нём незаменимый ресурс для будущего».

«Действительно, – добавил он – процесс индустриализации часто оставляет в тени сельскохозяйственный сектор, в котором используются новые знания и современные технологии. Однако сам сельскохозяйственный сектор утратил значимость, в том числе и в смысле оказания значительного влияния на культурный уровень».

Кроме того, «существует искушение для более динамичных экономик гнаться за выгодными союзами, которые, однако, могут иметь пагубные последствия для более бедных государств, тем самым продлевая экстремальную обстановку для человечества и для уничтожения природных ресурсов Земли».

К этому следует добавить, что в индустриальных странах часто распространен «образ жизни, безудержного потребления, который также опасен для окружающей среды и бедных».

«Необходимо в таком случае поистине единообразное формирование нового баланса между сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг с тем, чтобы обеспечить устойчивое развитие, чтобы никто не оставался без хлеба и без работы, воздуха, воды и других первичных ресурсов, которые были и остаются универсальными товарами».

Таким образом, важно «культивировать и распространять ясное понимание этических принципов, сложность решения множества проблем современности; каждый должен более мудро и ответственно относиться к вопросам потребления; стимулировать личную ответственность совместно с социальными аспектами сельской деятельности, базирующихся на извечных ценностях, таких как гостеприимство, солидарность, коллективное перераспределение тягот труда».

Наконец, на основе утверждения, что «люди чувствуют себя реализованными в межличностных отношениях» («Благотворительность в истине», п. 53), можно предположить, что в культурном контексте важен вопрос личной идентификации, а также то, что различные народы, культуры, отдельные личности «не растворятся в единой человеческой семье, но станут лучше понимать друг для друга, станут более едиными, при всех закономерных различиях» («Благотворительность в истине», п. 54).

4.​ Взаимосвязь причин

К причинам того, почему миллионы мужчин и женщин мигрируют, Католическая Церковь относит «крайнюю незащищенность жизни, которая является результатом острой нехватки продовольствия» («Благотворительность в истине», п. 27), проблемы с водой, сельским хозяйством, окружающей средой (там же, п. 48), энергетикой (там же, п. 49); сочетания прав и обязанностей (там же, п. 43), с акцентированием внимания на прямую связь между «бедностью и безработицей» и «достойным трудом» (там же, п. 63), который является правом всех работников, даже тех, кто работает нелегально (там же, п. 64 и «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»).

Мы должны иметь в виду, что «место есть для всех на Земле: на ней вся человеческая семья должна обрести ресурсы, необходимые для достойной жизни, с помощью самой природы, дара Божия Его детям, и с приложением собственного труда и собственной изобретательности» (там же, п. 50). В любом случае мы должны принять «новый образ жизни» (там же, п. 51), и это тесно связано с образованием (там же, п. 61), нельзя забывать о необходимости создания «нового производственно-экономического порядка, социально ответственного и соразмерного человеку» (там же, п. 41).

Другой причиной миграции является сама по себе глобализация, проявлением которой и является человеческая мобильность.

Кризис, который сейчас переживает весь мир, доказывает, что развитие не может быть только технологическим или экономическим, что не смотря на «поднятие миллиардов людей из нищеты» и «предоставление многим странами возможностей стать эффективными игроками в международной политике», развитию «мешали и мешают искажения и серьёзные проблемы» (там же, п. 21). Развитие должно быть одной из составляющей «во всех смыслах целостной личности» (там же, п. 11), оно не может быть самоцелью, но средством реализации прав человека, «судьбой человечества, которое, между тем, не может абстрагироваться от своей природы». (там же, п. 21). В каждом человеке есть «образ Бога», что позволяет им «действительно узнать друг друга и взрастить любовь, которая «становится заботой и вниманием друг к другу» (там же, п. 11). Человеческие существа развиваются через их отношения с другими людьми и, следовательно, развитие не может быть исключительно индивидуальным, а обязательно представляет собой социальное явление. Оно призвано внести свой вклад в создание «цивилизации любви», предложенной Папой Павлом VI, «семена которой Бог посеял в каждом народе, в каждой культуре» (там же, п. 33).

Становится необходимым великое сближение между людьми, которое могло бы измениться в истинную общность, если мы хотим получить подлинное развитие народов. Действительно, «оно зависит, прежде всего, от осознания того, что мы – одна семья, которая взаимодействует в подлинном единстве и состоит из людей, не просто живущих бок о бок» (там же, п. 53).

5.​ Экономическое влияние

Стоит отметить, что взаимоотношения между разными культурами оказывают своё влияние на экономическую сферу. В энциклике “Любовь в истине” папа говорит, что «сужение культур до технологий в кратчайшие сроки позволяет заработать прибыль, однако в долгосрочной перспективе мешает взаимному культурному обогащению и динамике развития сотрудничества», так как «работник старается адаптироваться к автоматическим механизмам, вместо того, чтобы проявлять творчество». (там же, п. 32) Так сам технологический прогресс был порожден благодаря «человеческому творчеству как инструменту личной свободы» (там же, п. 70)

Необходимо акцентировать внимание на том, что рабочий, фермер или мигрант, прежде всего, человек – «прообраз Бога». На самом деле вся работа и любые действия, которые выполняют люди вне зависимости от рода их деятельности, должны вести к реализации человечности, выполнению предназначения быть человеком. Определять ценность нужно не по выполненной работе, а по тому факту, что есть человек, который её выполняет. Таким образом, нельзя воспринимать работающего «как товар или как всего лишь рабочую силу», или вести себя с ним «как с любым другим элементом производства». Работник «обладает фундаментальными, неотъемлемыми правами, которые каждый должен уважать при любых обстоятельствах». (там же, п. 62)

Поиск работы, который вынуждает все большее количество мужчин и женщин пересекать границу их родных государств, с разрешения или без него страны-реципиента, вовлекает в процесс миграции практически все страны – страны – реципиенты, транзитные государства и страны-доноры. Исходя из этого, Папа Римский пишет, что «мы сталкиваемся с социальным феноменом мирового масштаба, и поэтому требуется четкая, долгосрочная стратегия международного сотрудничества, чтобы справиться с этим явлением» (там же, п. 62). Требуется стратегия, которая призывает «к близкому сотрудничеству между странами, из которых мигранты уезжают и странами, куда они прибывают», подкрепленному адекватными международными нормами, которые соотносятся с разными законодательными системами, сохраняют права и нужды, как отдельных личностей, так и семей мигрантов, а так же тех, кто принимает мигрантов». (там же)

Темы сельского хозяйства и окружающей среды очень дороги Папе Римскому Франциску. Так на традиционной общей аудиенции, которая состоялась 5 июня, последнее, что он сказал: «”У меня возникают вопросы – что значит возделывать и хранить землю? Действительно ли мы возделываем и храним творение? Или мы эксплуатируем его и пренебрегаем им?”Глагол “возделывать” напоминает мне о заботе, которую проявляет к своей земле земледелец, чтобы она приносила плоды, и чтобы этими плодами можно было поделиться с другими: сколько внимания, страсти и преданности!Бог заповедовал возделывать и хранить творение не только в начале земной истории, он обращается к каждому из живущих ныне; это часть Божественного замысла, означающего необходимость “содействовать возрастанию мира с ответственностью, преобразуя его, чтобы он стал садом, местом, обитаемым для всех”».

6.​ Обязательства на перспективу

Чтобы справиться с огромными сложностями , связанными с развитием территорий,необходимо укрепить международную солидарность, таким образом, важнейшим обязательством для решения данного вопроса является обеспечение продовольственной безопасности для всего человечества, но так же нужно дать достойные ответы тем, кто трудиться на земле, мелким фермерам, ремесленникам и их семьям, которые живут и работают в сельской местности. К тому же, нужно исключить риск того, что сельская экономика будет рассматриваться в качестве второстепенной, или ещё хуже – будет вовсе забыта, так как можно вовсе потерять те социальные, экономические, духовные элементы, которые характерны для сельского уклада жизни.

Ситуация в современном сельскохозяйственном мире показывает, как глобальные изменения, использование современных технологий, постоянный прогресс в научных исследованиях позволяют увеличить как объемы производства, так и развитие человечества в целом. Это объективная реальность, которую невозможно отрицать или не замечать, она должна быть воспринята и должна цениться при том условии, что её надо воспринимать как дополнительный инструмент творения, который предложен человеческой семье, а не как способ разрушения существующего природного жизнеустройства.

Читайте также:  Китайцы в США

Что касается идеала всеобщих благ, то, к сожалению, зачастую они сконцентрированные в руках небольшого количества людей, которые не принимают во внимание тех, кто не имеет возможности насладиться этими благами, ограничены в своих желаниях и тех, кто вообще живет в условиях, унижающих человеческое достоинство.

Учитывая все многочисленные вопросы, связанные с аграрными реформами и развитием аграрного сектора, мы должны помнить неизменный принцип, что «Бог дал землю и все её дары всем людям и народам» (Gaudium et Spes, лат. Радость и надежда, п. 69), и что этот общий критерий социального и экономического устройства вовлекает и мотивирует каждого члена человеческой семьи. Основываясь на этом принципе, социальная доктрина Католической церкви часто неодобрительно относится к частной собственности, которая по сути своей является незаконной. (“Популорум прогрессио” (лат. “Populorom progressio” — “Развитие народов”, Папский совет мира и справедливости, “Компендиум социальной доктрины Католической Церкви, п. 300, 2004))

Такая стратегия предает большее значение распределению товаров внутри страны, стимуляция развития сельских территорий внутри развивающихся стран, улучшение условий жизни, в которых даже базовые потребности не удовлетворяются. В сельских условиях бедность, эксплуатация, отсутствия возможности выхода на рынок, социальная изоляция достигают своего критического пика, когда отсутствует защита тех, кто работает на земле. Фактически они подчинены бедным условиям жизни. Так на их работу влияют неблагоприятные условия среды и природные катастрофы, у них нет ресурсов, чтобы справиться с потерей урожая, что ведет к постепенному отказу от сельскохозяйственной деятельности, с иллюзорной надеждой, что избавиться от бедности можно только в городах.

Другой важной составляющей, которая влияет на будущее развитие сельских территорий, является ответственность сегодняшнего поколения за сохранение и защиту природы и природных ресурсов, в том числе разнообразных экосистем сельской местности (сельское хозяйство, лесное хозяйство, дикая природа, водные ресурсы и атмосфера). Очень часто отсутствие должных взаимоотношений между землей и теми, кто её обрабатывает, неопределенность в том, что входит в понятие землевладения, невозможность взять кредит и многое другое, что оказывает влияние на мелких фермеров, является причиной чрезмерной эксплуатации природных ресурсов с единственной целью – получение сиюминутной выгоды.

Вопрос землевладения является важнейшим фундаментальным элементом в экономических и аграрных политических стратегиях, который может значительно повлиять на развитие сельских территорий и в то же время обеспечить социальную справедливость, политическую стабильность и мирное сосуществование. Известно, и многие ученые подтверждают это, что ненадежный доступ к земле становится основной причиной бедности в сельской местности.

Этот вопрос вызывает ещё большие опасения, когда из-за конфликтов, эпидемии и вынужденной миграции ответственность за хозяйство перекладывается на женщин. Традиционные обычаи и порядки часто не разрешают женщинам иметь право на владение землей. Таким образом, необходимы меры, которые дадут женщинам, на которых лежит социальная и семейная ответственность, легальное признание их роли и способностей.

Уменьшение концентрации земель в руках малого числа людей должно «увеличить доход, улучшить рабочие условия, повысить трудовую безопасность и стимулировать личную инициативу, и даже служить тем реформам, которые способствуют перераспределению неэффективно используемых земель, в пользу тех, кто может обрабатывать». (Gaudium et Spes (лат. Радость и надежда), п. 71) Это означает продвижение определенных форм предприятий, в том числе небольшие семейные сельскохозяйственные фермы, кооперативы, которые могут функционировать автономно и эффективно; также важна возможность получение кредита для мелких фермеров, и в особенности, специальное обучение новым подходам к использованию современных технологий, к сельскохозяйственному производству и маркетингу. Это может помочь избежать негативных последствий на объемы производства и миграции местного населения, так как сейчас многие покидают сельскую местность, те области, где отсутствует необходимая инфраструктура, и крупные города испытывают колоссальное демографическое давление.

Католическая церковь всегда уделяла особое внимание сельской жизни и её ценностям, хорошо понимая, что её основными характерными чертами являются человечный уровень условий жизни, непосредственное восприятие порядка, гармонии и красоты космоса, удовлетворение от усердного труда, щедрый обмен услугами, как между отдельными людьми, так и между группами. – все это можно найти во все времена во всех уголках планеты. Более того, Католическая церковь понимает всю значимость, которое сельское населения представляет для религии, для личной и общественной жизни, в работе и в семье, в особенности оно выступает как источник моральных принципов, которые могут распространиться в обществе, обеспечивая стабильность и интеграцию в сложностях сегодняшнего дня.

Католическая церковь, столкнувшись с огромными сложностями сегодняшнего дня в сельском хозяйстве, развитии и миграции, предупреждает, о существовании риска, что независимость людей и народов де факто не соотноситься с этическим взаимопроникновением совести и умонастроений, которые могли бы в действительности способствовать человеческому развитию «Любовь в истине, п.9». Подлинное развитие предполагает, что нужно делиться товарами и ресурсами, и не просто, чтобы обеспечить технологический прогресс и обычное удобство отношений, но проявить потенциал любви, которая победит зло и откроет взаимность осознанности и свободы (там же).

Хотелось бы закончить словами, с которыми Папа Франциск обратился к участникам 38-й конференции организации сельского хозяйства и продовольствия ООН 20 июня, 2013: «Вам нужно найти такие решения, чтобы каждый мог пользоваться плодами земли не только, чтобы сократить всё увеличивающуюся разницу между теми, кто имеет больше, и теми, кто вынужден собирать крошки, но для того, чтобы честность и справедливость и уважение каждого человека восторжествовали».

Ватикан собирается расширить роль мирян в управлении Римско-католической церковью

2-3 октября в Ватикане проходило заседание Совета кардиналов, который должен предоставить папе Римскому Франциску свои рекомендации по реформе управления Римско-католической церкви и «ватиканской конституции» Pastor Bonus. Как заявил в интервью Radio Vaticana пресс-секретарь Святого престола отец Federico Lombardi, ожидается, что Pastor Bonus будет существенно переработана в сторону усиления принципа коллегиальности за счет уменьшения принципа централизма. Работа Совета кардиналов основана на экклезиологии Второго Ватиканского собора, отмечает Vatican insider. В этой связи издание призывает обратить внимание на слова, сказанные 21 сентября 1963 папой Римским Павлом VI в Римской курии. Что же ждет «ватиканскую бюрократию»? Предположительно, сокращение и слияние структурных подразделений, а также уменьшение полномочий Государственного секретаря (аналог председателя правительства). Будет усилена в Римско-католической церкви и роль мирян.

Институт религиозных дел, известный также как Банк Ватикана, впервые за свою многолетнюю историю опубликовал на своем сайте финансовый отчет за 2012 год. В интервью L`Osservatore Romano президент Института религиозных дел Ernst von Freyberg заявил, что этот шаг призван «обеспечить прозрачность нашей деятельности, что отвечает законным ожиданиям наших клиентов, католической церкви, властей Ватикана, банков-корреспондентов и общественности». В центре отчета – результаты аудиторского отчета, подготовленного аудиторской компанией KPMG, они занимают примерно две трети доклада. Есть замечания кардиналов. «За последние полгода мы сосредоточили свое внимание, в основном, на трех вещах, – заявил изданию глава Банка Ватикана. – Во-первых, на вопросах прозрачность или репутация. Для Святого престола очень важно, что имидж IOR становится позитивным, и потому не будет отвлекать внимание общественности от сообщений Святейшего Отца. Во-вторых, процесс борьбы с отмыванием денег в рамках сотрудничества с MONEYVAL (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег). Под этим я подразумеваю команду из 25 человек, которые контролирует каждый счет и ведут специальные расследования. В-третьих, реформа управления, например, мы ввели пост директора по управлению рисками. Когда Святой Отец решил, в каком направлении должен следовать IOR , мы быстро адаптироваться к новой модели».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 27.10.13 Братья по вере: Британские католики озабочены преследованием гомосексуалистов в России и на Украине
  • 20.10.13 ВВС против Сулеймана Великолепного и епископ против католических иерархов

Kath.net обращает внимание на Турцию. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган объявил, что в рамках реформ, направленных на выполнение условий для вступления в Европейский Союз, будут решены некоторые из требований местных христиан, пишет агентство. Среди прочего, разрешение конфликта с монастырским комплексом st.Gabriela, расположенным близи турецко-сирийской границы. Это старейший христианский монастырь, вокруг которого собралась община из трех тысяч верующих сирийцев, и резиденция местного архиепископа. Однако курды из окрестных деревень заблокировали христианам доступ в монастырь, утверждая, что они имеют право на земли вокруг монастыря. Хотя он был построен за два столетия до возникновения ислама. Имущественный спор рассматривался в турецких судах, которые выступали на стороне курдов. Дело вызвало большой шум. Премьер-министр Эрдоган заявил, что сирийцы будет иметь статус меньшинства, но не религиозного, а национального. Это означает, что они смогут преподавать в частных школах на арамейском. Тем не менее, сирийская христианская община требует, чтобы ее права были закреплены в Конституции Турции. Также Kath.net пишет о публичном обращении бывшего заместителя главы Федерального конституционного суда Ernst Gottfried Mahrenholz, который призывает Европу решительнее и громче требовать утверждения свободы вероисповедания в Турции как условия каких-либо переговоров между ЕС и Турцией по вопросу вступления в Евросоюз.

Фонд Hrant Dink, названный в честь турецкого писателя и журналиста армянского происхождения, убитого в январе 2007 года турецким националистом, начал работу по исследованию феномена «крипто-армян», передает из Стамбула корреспондент Agenzia Fides. Речь идет о подданных Османской империи армянского происхождения, которые в ходе Геноцида армян в 1915 году заявляли о своем переходе в ислам. Фонд Hrant Dink намерен совместно с отделом научной истории Босфорского университета в Стамбуле выяснить, сколько в стране насчитывается таких «крипто-армян». Некоторые исследователи считают, сообщает Agenzia Fides, что поддающиеся проверке сведения говорят об обращении в ислам не менее 200 тысяч армян, в основном, женщин и детей, которые таким образом спасались от истребления, при этом оставаясь втайне христианами. Отражением этой тенденции можно найти в широком распространении этого мнения в турецком обществе, что вызывает дискриминацию, которой продолжают подвергаться турецкие граждане армянского происхождения.

Radio Vaticana анализирует анонсированную турецким премьером Реджепом Эрдоганом политическую реформу. Об этом в эфире радиостанции рассуждал профессор стратегических исследований в университете LUISS Germano Dottori. «Мне кажется характерным тот пункт, что касается свободы носить чадру для женщин, которые работают в государственных учреждениях – это еще шаг на пути повторной исламизации турецкого общества, – заявил эксперт. – Что касается послаблений для курдов, они полностью органичны по отношению к процессу трансформации идентичности Турции. Если современная Турция ведет основание от кемализма как идеи небольшой турецкой нации-государства, то нео-Османская многонациональная империя подразумевает сосуществование турецкого народа с курдами в едином государстве». Говоря о геополитической динамике в отношении всего Ближнего Востока, профессор Dottori обратил внимание на диалог между Вашингтоном и Тегераном: «Израиль опасается, что примирение между США и Ираном может вывести последний из изоляции и ослабит американо-израильское партнерство. Но я думаю, что Израиль в конце концов примирится с новыми реалиями, которые несут больше угроз для Саудовской Аравии. Иран по численности населения и месту, которое он занимает, имеет намного больший геополитический потенциал, чем Саудовская Аравия».

Читайте также:  Второе поколение немецких иммигрантов

Terrasanta.net публикует интервью с одним из авторитетных представителей мировой ветви суннитского ислама, Генеральным секретарем Комитета по христианско-мусульманскому диалогу Mohammed Sammak. «Мусульмане должны понимать, что террористы, прикрывающиеся исламом, опасны для ислама и для мусульман во всем мире, – заявил Mohammed Sammak. – Недостаточно просто сказать: «Мы осуждаем». Мы должны что-то сделать ради ислама, христианства и христианско-мусульманских отношений. Конечно, многое можно сделать с помощью образования, школ, средств массовой информации. Но мы понимаем, что это требует времени, и время не на нашей стороне. Треть населения арабского мира неграмотно. Арабский мир инвестирует полтора миллиарда долларов в год на научные исследования и два миллиарда долларов в год на косметику. Я думаю, пришло время для правительств действовать, по крайней мере, тех, кто может сделать это, учитывая, что правительства многих стран Ближнего Востока, Северной Африки и других мусульманских стран почти парализованы… Беспорядки, вызванные «арабской весной», были выражением поисках лучших условий жизни. Но сегодня доминирующим страхом на Ближнем Востоке, и не только среди христиан, является переход от политического произвола к религиозному деспотизму, который намного хуже тирании».

О ситуации на Ближнем Востоке пишет журнал Popoli. Многолетняя гражданская война в Сирии – отражение неудач международного сообщества за последние 25 лет, говорится в редакционной статье. Организация Объединенных Наций все чаще парализована вето, и в краткосрочной перспективе реформ не ожидается. Под влиянием теорий о «столкновении цивилизаций» мы так и не смогли понять, что происходит в мусульманском мире, отчего нас застигла врасплох «арабская весна», а в Сирии, как и в Египте, Ливии и Йемене немногие искренние сторонники демократических ценностей оказались зажатыми между защитниками статус-кво и исламскими экстремистами. Но мы не можем сдаваться. Есть инструменты, которые могут открыть новые перспективы. Например, Международный уголовный трибунал.

leon_rumata

Время собирать камни.

Журнал настоящих людей

Интересная информация об острой проблеме раскола среди хритстиан Европы по отношению к вопросу нашествия мигрантов, мало освещаемая в наших СМИ. Вызывает вопросы позиция Ватикана и лично папы Римского Франциска, а также о
прямом вмешательстве Церкви в политику по проблеме мигрантов.

Можно ли сделать выбор между общественно-политическими взглядами и религиозными убеждениями? Такой вопрос задают себе десятки миллионов европейцев, опасающихся новой волны миграции с Ближнего Востока, но вынужденных считаться с позицией папы Римского Франциска. Понтифик утверждает решительно: долг христианина – помогать своему ближнему, особенно если тот попросил убежища в вашей стране. Свою позицию папа подтвердил делом, разместив вынужденных переселенцев на крошечной территории Ватикана.

Жест доброй воли со стороны Церкви мог бы остаться незамеченным, если бы католическое духовенство не принялось с необычной для себя настойчивостью вмешиваться в политику, выступая против тех, кто призывает закрыть двери Европы перед беженцами. Верующим – а многие противники миграции известны своими христианскими убеждениями – приходится решать, с папой они или нет, и этот выбор не из легких.

В феврале с.г. отношения между противниками миграции и католическим духовенством обострились в Германии. Причина проста: надвигающиеся в стране местные выборы, по результатам которых успеха может добиться крайне правое движение “Альтернатива для Германии” (АДГ). Накануне голосования епископы Кельна и Эрфурта вмешались в политическую борьбу: погасили освещение своих соборов во время шествия борцов с миграцией, чтобы показать, что не имеют с ними ничего общего. Ультраконсерваторы в долгу не остались и пустили в ход громкую фразу. “Храм – это дом не Католической церкви, а всего народа”, – заявил один из лидеров АДГ Бернд Хёке. “Такая партия, как ваша, не может быть альтернативой для Германии”, – парировал кардинал Райнхард Маркс. Возглавляемая им Конференция католических епископов страны приняла решение запретить сторонникам “Альтернативы” участие в Дне католической молодежи, который намечен на ближайшее время.

Чем ближе местные выборы, тем резче католические лидеры критикуют крайне правых: “Необходимо четко дистанцироваться от АДГ”, – заявил в середине февраля епископ Роттенбурга и Штутгарта Гебхард Фюрст. Кардинал Маркс подчеркнул, что идеология этой партии является “абсолютно неприемлемой” и “человеконенавистнической”. Проблема, однако, заключается в том, что, как признал католический публицист Александр Гёрлаш, в рядах “Альтернативы для Германии” немало убежденных христиан. Более того, позиции крайне правых и Ватикана очень близки по всем вопросам, кроме одного: миграции.

Политические взгляды папы Франциска, который называет себя сыном мигрантов и поддерживает переселенцев во всем мире, а не только в Европе, заставляют традиционалистов Старого Света размежеваться. Одни поддерживают точку зрения Ватикана, придавая своему консерватизму “левый” отлив, другие заявляют о своем несогласии с понтификом и оказываются перед необходимостью объяснить свою позицию. “Католическим епископам следует больше заботиться о христианах Ближнего Востока, чем о беженцах”, – заявляет одна из лидеров АДГ Фрауке Петри, пытаясь перевести разговор с позиции Церкви на заблуждения отдельных представителей духовенства. Тем же путем пошел губернатор итальянской области Венето, представляющий ультраправых, Лука Зайа. Он предположил, что папу неправильно информируют и тот не знает, что среди мигрантов настоящих выходцев из Сирии только лишь “около трети”.

Возможен и другой путь: конфликт с Ватиканом. В Италии эту стратегию использовал лидер местной партии палеоконсерваторов “Лига Севера” Маттео Сальвини, употребивший по поводу епископов, призывающих предоставлять убежище мигрантам, непереводимое итальянское выражение, содержащее прямую аллюзию на мужские половые органы. Мэр города Бергамо Фабрицио Сала, единомышленник Сальвини, упрекнул духовенство в забвении заботы о ближних, понимая под ними итальянцев. Средства, расходуемые на мигрантов, могли бы быть израсходованы для поддержки местных неимущих, считает он. В “Лиге Севера” пробуют использовать против Католической церкви ее собственный катехизис, который рекомендует оказывать помощь мигрантам, но с оговоркой, что это следует делать “в меру сил”. В Европе нарушают меру, считает “Лига”.

Наконец, еще одна возможность выйти из щекотливого противоречия между политическим и религиозным консерватизмом: игнорировать послание папы Франциска и все-таки апеллировать к христианским ценностям. Во Франции в ходе региональных выборов 2015 года эту стратегию использовал “Национальный фронт”. Ультраправые заявляли о христианских корнях республики, призывали свести к нулю поток мигрантов, при этом ни словом ни упоминали понтифика.

Использование религиозной карты для “Национального фронта” – сравнительно новая тенденция. Основатель партии Жан-Мари Ле Пен и его дочь Марин Ле Пен, не будучи в полной мере атеистами, очень далеки от церковной жизни.

Однако наследница политической империи Марион Марешаль-Ле Пен строит карьеру консервативного христианского политика. “Католицизму следует предоставить в нашей стране преимущество по отношению к исламу”, – осенью заявила она.

Реакцию католических епископов можно назвать предсказуемой, и она не имела ничего общего с одобрением. “Невозможно одновременно быть и христианином, и ксенофобом”, – заявил архиепископ Марселя Жорж Понтье. В том же ключе выразил свое мнение пресс-секретарь Конференции епископов Франции Оливье Рибадо-Дюма: “Мы продолжаем говорить, что отрицание чужого, отказ принять другого, видение общества, основанное на страхе, представляют собой проблему. Среди идей “Национального фронта” есть такие, которые не могут быть согласованы с Евангелием”.

Во Франции, как и в других странах Европы, крайне правые, Католическая церковь и мигранты образовали “любовный треугольник”, в котором одна сторона неравнодушна ко второй, а вторая – к третьей, но никто не может рассчитывать на взаимность.

Римский папа Франциск тем временем продолжает свою ставшую всемирной кампанию по поддержке миграции. В ходе недавнего визита в Мексику понтифик отслужил литургию, посвященную вынужденным переселенцам. Вскоре вслед за тем глава Церкви выступил с обличением кандидата в президенты США Дональда Трампа, назвав его взгляды на миграцию несовместимыми с христианством. Ранее Ватикан уже критиковал по этому вопросу других американских политиков, включая самого Барака Обаму. В 2014 году, когда президент США посетил Ватикан, стороны, согласно утечкам, не сошлись в оценке именно этого вопроса.

Не вызывает сомнений, что разлад между Католической церковью и ультраправыми движениями начался не сегодня, но массовая миграция с Ближнего Востока в Европу существенным образом обострила его. Тем более что она началась на фоне моральной реабилитации палеоконсервативных движений, продемонстрировавших политическую гибкость и готовность искать новую форму для выражения своих идей. Неслучайно, что лидерами как “Альтернативы для Германии”, так и “Национального фронта” являются женщины – факт, абсолютно невозможный еще 20 лет назад.

Однако, с точки зрения Ватикана, поддержка европейских крайне правых бесперспективна – точно так же, как не имеет особенного смысла сама ставка на Западную Европу. “Старый свет похож на бесплодную женщину”, – заявил не так давно папа Франциск, сделавший из критики современного состояния европейской цивилизации одну из главных тем своего понтификата. Глава Римской церкви надеется обрести новых верующих во втором и особенно в третьем мире. В этой связи курс на поддержку мигрантов даже в ущерб потенциальным друзьям в Европе представляется не столь уж неоправданной тактикой.

Игорь ГАШКОВ
Источник: “Интерфакс-Религия “

Роль католической церкви в иммиграции

Католическая вера в США занимает второе место по числу приверженцев среди религиозных конфессий после протестантизма. В большей мере ее представителями являются испаноговорящие жители страны, которых на сегодняшний день насчитывается уже около 77 миллионов.

В США католицизм начал распространяться в ходе испанской колонизации в начале XVI века во Флориде, где создавались католические миссии с целью остановить распространение пуританских настроений. Подобные миссии возникали также в Калифорнии и Джорджии. Но натиск английских колонизаторов остановить не удалось, и уже к XVII веку численность католиков существенно снизилась (учитывая, что они и так составляли всего 1 %). На такой исход повлияла Английская революция, в ходе которой во всех 13 существовавших на тот момент штатах ограничились права католиков. Запрещалась деятельность католических миссионеров. Сами власти английских колоний поддерживали запретительные меры против католической церкви, так как расценивали враждебное отношение англиканского духовенства и пуритан к католической церкви как фактор, играющий значительную роль в объединении британских переселенцев различных протестантских направлений.

Католической церкви удалось активизироваться только в конце XVIII века. Смягчение отношения к католической церкви привело к тому, что в 1789 году образовывалась первая католическая епархия в Балтиморе, а первым епископом стал уроженец Мэрилэнда Джон Кэролл. Это событие дало существенный толчок к институализации религии, стали появлятся университеты и епархии в других штатах.

XIX век был ознаменован грандиозным увеличением числа католиков. Их количество изменилось от 35.000 до 2 млн. человек, что было связано преимущественно с притоком иммигрантов из различных католических стран Европы. Это повлекло за собой волну протестов, возникла даже политическая партия “нейтивистов”, активисты которой принялись преследовать католиков, узрев в них опасность для американской идентичности. Многие политические деятели также недолюбливали католиков, поскольку видели свою страну сугубо протестантским государством. Такое отношение удалось изменить только при президенте Кеннеди, который был избран в 1961 году и сам являлся католиком. Он выступал активным борцом за гражданские права (в том числе право на свободу вероисповедания) и добивался принятия соответствующего закона. Однако в разгар этой борьбы он был убит. Закон все же был принят, он отменял все формы дискриминации и сегрегации.

Читайте также:  Индейцы в США

В период 1976 – 1980 гг. сам епископат активно начал действовать в политических вопросах. Это выражалось в широкой мобилизации католических организаций на борьбу за законодательное запрещение абортов. На выборах 1980 г. список вопросов, имеющих моральное значение, удлинился и стал конкретнее. Епископы оказывали давление на всех кандидатов (будь то кандидаты в Конгресс или в президенты), стремясь навязать им свою программу. Непосредственное участие католической церкви в политической борьбе вызвало осуждение и противодействие со стороны многих влиятельных общественных и политических кругов. Наиболее яростно, однако, политическую активность епископата осуждали сторонники женского равноправия, легализации абортов.

В конце XX века американская католическая церковь занималась проблемами сдерживания гонки ядерных вооружений, а во время войны во Вьетнаме выступала против нее. В пастырском послании 1976 г. епископы заявляли, что нельзя не только использовать ядерное оружие, но даже вынашивать планы применения его против мирного населения. В 1978 г. католические епископы США высказались за договор об ограничении стратегических вооружений.

Говоря о настоящем, можно отметить, что в последнее время церковные иерархи США прилагают огромные усилия к тому, чтобы американизировать католическую церковь. Одним из средств к этому послужила проведенная в Ватикане канонизация святых. До 1973 г. католическая церковь США не имела ни одного святого, американца по происхождению. Стремясь поднять престиж католической церкви в США, Ватикан решил пополнить сонм святых за счет церковных деятелей американского происхождения. Этой чести удостоилась Элизабет Сетон. Она родилась в 1874 г., была прихожанкой епископальной церкви и занималась благотворительностью.

Судьба католицизма в США сложилась весьма непросто. Католичество – одна из первых ветвей христианства, появившихся на американском континенте. Несмотря на то, что США считают протестантским государством, роль католической церкви в стране с течением времени лишь возрастает.

Католицизм

Краткая история католицизма

Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Католицизм и православие образовались в далеком 1054 году, когда на знаменитом Софийском соборе произошел раскол Католической Церкви (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный» — Википедия) и восточная церковь отделилась от западной.

Еще позже, в 16 веке католицизм раскололся на католиков и протестантов под влиянием учения Мартина Лютера.

Важно помнить, что все эти три конфессии составляют христианство, и ни в коем случае не являются «врагами» православия, а братья и сестры во Христе.

Сами католики отличаются обрядом литургии: есть римский, византийский и другие. Но отличительной особенностью католической церкви является вера в единую Вселенскую церковь, с Папой Римским во главе.

Основы католицизма

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)

Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь – церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу – святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.

Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный верующий. Чего только стоят появляющиеся постоянно в новостях сюжеты о том, как Папа Римский моет ноги заключенным. Или помогает беженцам.

Какие страны исповедуют католицизм

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.

Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.

Один из красивейших католических храмов «Непорочного зачатия девы Марии» находится в центре Москвы и является излюбленным местом для прогулок, привлекая туристов своим готическим силуэтом.

Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные – христиане, некоторые различия все таки есть:

Самое важное из них – это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.

Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство – или таинство брака, или таинство священнослужения.

Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу – тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.

Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие – мытарства души).

Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:

9.3. Роль Римско-католической церкви в развитии западноевропейского государства и права

Итак, для этого времени характерны: огромное богатство церк­ви, владение третью всех земель, изъятых из гражданского оборота, повсеместная десятина в ее пользу, юрисдикция церковного суда.

Стремясь еще более упрочить свое положение и шире распро­странить влияние в борьбе с Востоком, где находились все христи­анские святыни, церковь сделала ставку на рыцарей, вооружив их лозунгом «Вера и помощь слабым». Был организован ряд крестовых походов: 1095—1099 гг. (причина — «турки-сельджуки не пускают христиан в Палестину на поломничество», после разграбления Ие­русалима рыцари основали Иерусалимское королевство); 1147— 1149 гг., 1189—1192 гг. (провальные походы); 1202—1204 гг. (поход на Константинополь, после захвата Палестины до 1261 г. существо­вала образованная рыцарями Латинская империя, произошел раз­рыв церквей); 1212 г. («поход младенцев» — до 50 тыс. детей было собрано со всей Европы для освобождения гроба Господня, но они были проданы купцами пиратам для продажи на невольничьих рынках); 1228—1229 гг. (африканские походы).

Между тем церковь сама все более входила в полосу кризиса. Прежде всего следует отметить такое явление, как иконоборчество — движение в восточной христианской церкви в УШ—1Х вв. против икон и скульптур, возникшее как ересь. Окончательно иконы вос­становлены в 843 г., но сохранились только в Православной церкви, отделившейся от римской в 1054 г. после отлучения папой визан­тийского патриарха.

Особенно ярко кризисная ситуация проявлялась на фоне декла­рируемых Римской церковью целомудрия и бескорыстия и реаль­ной картине — стяжательство, браки священников, торговля доход­ными местами (симония), широкая практика продажи индульген­ций. Оставалось немного для превращения священнослужителей в закрытое наследственное привилегированное сословие. Кардиналь­ные реформы церкви были предприняты Григорием VII в 1050 г., который всячески пытался поставить церковь выше светской власти («Диктат папы» 1075 г.). Во внутренних делах церкви он запретил браки для духовенства (целибат), а также продажу и покупку цер­ковных должностей и сана (симонию).

В XI—XII вв. в период так называемой «папской революции» начинает складываться каноническое право — новое право, вырабо­танное в рамках Римско-католической церкви. Оно не только оказа­ло влияние на формирование правовой культуры и правосознания, но и напрямую содействовало распространению юридического об­разования и совершенствованию многих правовых институтов. В число главных источников нового права наряду с Библией и реше­ниями церковных соборов включались папские конституции (бул­лы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Кроме них, на формиро­вание канонического права оказывали влияние труды католических теоретиков, отдельные нормы римского и обычного права. В про­цессе создания декреталий папы Григория X в 1234 г. проведена первая систематизация папских законов. В 1580 г. был создан об­щий Свод канонического права, до сих пор являющийся официаль­ным источником права Римско-католической церкви.

Позиции церкви усилились с созданием нищенствующих (францисканского и доминиканского) орденов, подчиняющихся непосредственно папе. Их деятельность привела к появлению с 1232 г. суда святой инквизиции («церковь выявляет еретиков, а свет­ская власть наказывает»; конфискованное имущество шло в пользу церкви, позже треть стали отдавать короне, только в Испании все поступало в королевскую казну).

В каждой епархии работала специальная комиссия по борьбе с ересью, состоящая из епископа и двух монахов нищенствующих орденов. Каждый житель в течение определенного «срока милосер­дия» должен быть явиться с донесением к инквизиторам, иначе его ожидало заочное отлучение. На суде не устанавливалась истина, а подтверждались подозрения; оправдательные показания в протокол не заносились; отлучаемый от церкви мог покаяться «пока горит свеча»; если обвиняемый в еретизме не мог доказать обратное, то он предавался анафеме. Кто не отрекался от еретика, через год объ­являлся бесчестным (лишение права занятия должностей, быть сви­детелем, завещать и наследовать имущество). Все господа обязаны были очищать свою землю от еретиков, а если сеньор вел себя не­достаточно активно, он мог быть отлучен от церкви и тогда его вас­салы освобождались от обязанностей к нему.

Святая инквизиция разработала и особые методы выявления пре­ступлений, позволяющие наносить «превентивный удар» по преступни­кам (например, пресловутый «Молот ведьм», созданный в 1487 г. двумя так называемыми «специалистами по демонологии» — инквизиторами Я. Шпренгером и Г. Инсисторисом). Сами «преступники» рассматрива­лись как безвольные пособники злых сил, и поэтому бороться было не­обходимо не с людьми, а с теми темными качествами, носителями ко­торых они являлись. Отдельная личность совершенно исчезала, раство­рялась в «дьявольском проявлении». Изгнание злого начала должно бы­ло происходить посредством очищения самого святого — души человека через страдания его «грешного» тела.

Ослабление позиций Римско-католической церкви произошло в XVI в. в период Реформации. На Тридентском соборе (1545—1563) нормы канонического права подверглись пересмотру, а сфера цер­ковной юрисдикции была сокращена. Церковный раскол периода Реформации привел к появлению протестантского течения.

Ссылка на основную публикацию