Семья индейцев

Индейский брак

2.

У индейцев считалось, что такие вопросы, как вступление в брак, не были частным делом тех лиц, которые к этому имеют непосредственное отношение. На первом месте всегда стояли вопросы обеспечения выживания и жизнедеятельности племени, а все внутриплеменные вопросы, в том числе и вступление в брак, рассматривались в первую очередь именно с этой точки зрения. Рассмотрим этот процесс более подробно. Итак,

Вступление в брак. Мальчики и девочки достигли 13-14 летнего возраста, а это значит, что им пора вступать в брак. Подыскивается невеста (жених) с учетом следующих требований – отдаленные родственные связи, положение семьи жениха и невесты в племени, наличие различных табу. Конечно же, если жених и невеста явно не подходили друг другу, то вступать в брак их никто не заставлял. При всем при этом невесту и жениха могли подобрать с огромной разницей в возрасте – очень молодой человек мог жениться на пожилой женщине и наоборот – это делалось сознательно, для того, чтобы они могли перенять знания и опыт друг у друга. Но вот, молодые подобраны, с учетом всех правил, и их ожидает сам процесс вступления брак, который очень прост – они просто обмениваются подарками и с этого момента считаются семьей . Теперь их ожидает

Семейная жизнь. Обычно браки у индейцев были моногамные, за исключением редких случаев, когда во время войны было захвачено много пленниц. Но и тогда все происходило на добровольной основе, насильно идти во вторые жены никто не заставлял, вторая жена считалась «временной», и должна была найти себе постоянного мужа. Или бывали случаи, что мужу очень нравилась сестра жены, и он мог попросить её стать его второй женой. Многомужество практически отсутствовало, но женщинам некоторых племен можно было быть с другими мужчинами, если муж был на охоте. Часто бывало так, что при смерти мужа его жена вместе с детьми автоматически становилась женой брата мужа, а при смерти жены муж и дети переходили сестре жены. Более того, у некоторых племен, если индеец убил человека, то ему в иждивение переходила вся семья убитого, возможно, поэтому криминал у индейцев был редкостью.
В семейной жизни не было четкого распределения ролей. Считалось, что мужчина вполне может быть женоподобным, он мог носить женскую одежду и заниматься домашними делами. В воспитании детей обычно принимали активное участие оба родителя и братья жены. Таким образом, получалось, что у ребенка как бы было несколько отцов. Однако внебрачные связи сурово осуждались, если только, конечно, муж в это время не был на охоте, а детей от таких связей даже могли задушить в колыбели.
Примерно в половине племен имел место быть матриархат, все имущество в доме, да и сам дом, принадлежали жене, фамилия передавалась по женской линии, часто практиковалось, что молодой зять был обязан прожить в доме тещи два года и помогать ей во всем. К индейской женщине дети порой чаще обращались за советом, чем к отцу.
К детям с довольно раннего возраста начинали относиться как к взрослым, и к моменту достижения полового созревания они были уже достаточно сформировавшимися, чтобы вступить в брак. С самых ранних лет дети учились тому, что делали взрослые. Мальчики добывали рыбу при помощи маленьких острог и охотились с помощью такого же оружия, как у взрослых, только меньшего размера. Девочки помогали матери по дому, нянчились с младшими братиками и сестренками, помогали собирать орехи и ягоды. Вследствие того что к ним не относятся как к игрушкам или избалованным чадам, для детей индейцев характерно серьезное отношение к жизни и не по возрасту мудрые суждения, что оказывает сильное впечатление на общающихся с ними белых людей.
Но вот, предположим, семейная жизнь не складывается, молодым не получается жить вместе счастливо, тогда семью ожидает

Развод. Право на развод имели мужчины и женщины в равной степени. Обычно о своем решении о разводе достаточно было просто сообщить племени, и с этого момента формально семьи больше не существовало. Женщина могла просто дать «от ворот поворот» (возможно, пока муж был на охоте, кто-то понравился ей куда больше) – собрать личные вещи мужа, пока он отсутствует, и сложить их у порога. И тому ничего не оставалось, кроме как забрать вещи и вернуться к матери. Вот такая нехитрая процедура развода.

И, напоследок, вспомним довольно мудрое индейское высказывание на этот счет:
«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек

Индейцы Северной Америки племена. Список, фото, как живут их предки сейчас

Индейцы, с которыми жители Европы впервые встретились в конце XV в., проживали на территории Северной Америки в изоляции на протяжении тысяч лет. Однако, с открытием этого континента местные племена за каких-то 300 лет оказались на пороге исчезновения под натиском европейской цивилизации.

Лишь благодаря их отчаянному сопротивлению на протяжении всего этого времени некоторые племена смогли сохранить свою культуру, быт и не кануть в историю.

Племена доколумбовой эпохи

Индейцы Северной Америки, племена которых к XV в. заселили весь континент, впервые встретили европейцев в конце XVI в. К тому времени насчитывалось около 400 различных народов, чья жизнь протекала в традиционных родоплеменных отношениях на протяжении многих тысяч лет.

Основные исторические события

Впервые люди попали в Северную Америку на момент, когда между Чукоткой и Аляской было сухопутное сообщение. Предположительно, это была группа из 250 человек. Дальнейшее заселение Северной Америки имело «капельный» характер, проходя в несколько волн.

Первая из них случилась около 20 тыс. лет назад, когда были заселены территории современной Мексики, Калифорнии и Техаса. Вторая волна прокатилась еще через 10 тыс. лет и затронула территории США и Канады. Третья волна произошла всего 3-5 тыс. лет назад и была эскимосско-алеутской.

Территории и города

До прихода европейцев на территории Северной Америки практически не имела городов. Урбанизированным обществом могли похвастаться только ацтеки, майя и сапотеки, но они проживали в Центральной Америке и уже имели свои государства. Кочевыми племенами были освоены Великие Равнины и прерии, а оседлые индейцы проживали в лесах на территории нынешней Канады и США.

Пожалуй, единственным известным городом к северу от реки Колорадо было поселение Кахокия, принадлежавший к Миссисипской культуре. Он находился на территории штата Иллинойс и представляет собой 109 курганов, носивших погребальный характер. Своего расцвета город достигал с X по XII вв. н.э., занимая площадь в 16 кв.км., превосходя многие европейские столицы того времени.

Агломерация города в то время составляла 40 тыс.чел., что говорит о высоком уровне развития общества. Считается, что цивилизация Кахокии погибла из-за постоянных наводнений, которые происходили на реке в середине XIV в.

Внешний вид

Заселение Северной Америки происходило через Чукотку и Аляску, что доказывает родственность индейцев и представителей монголоидной расы. У них были черные прямые волосы, пигментация глаз имела темный оттенок, а на теле практически отсутствовал волосяной покров. Антропологи разделяют североамериканцев на две локальных подгруппы — тихоокеанскую и атлантическую.

Особенности менталитета

К моменту высадки европейцев на территорию Северной Америки аборигены зарекомендовали себя как опытные в рукопашном бою воины и хорошие разведчики. Они были очень суеверными и религия играла большое значение в их жизни. Без общения с духами не проходило ни одно важное событие в жизни племени.

Индейцы отличались немногословностью, выносливостью и стойкостью.

Особенности культуры

Практически каждое племя Северной Америки имело свой язык или диалект, отличающийся произношением или структурой. Письменность была известна далеко не всем племенам и была исключительно пиктографической. Религиозные верования жителей североамериканского континента были представлены различными культами — животных, духов, предков.

Хранителями веры и традиций были шаманы и старейшие люди племени.

Повседневными занятиями мужчин были охота и собирательство, представители оседлых племен занимались земледелием. Женщины занимались выделкой шкур, приготовлением пищи, воспитанием детей и обустройством быта. Индейцам не было известно колесо, хотя технология керамики была освоена задолго до прихода европейцев.

Вручную создавалась не только посуда, но и статуэтки, маски, ритуальные предметы. У ирокезов, хопи и мускогов господствовал материнский род, а у племен северо-запада и юго-запада — отцовский.

Индейцы от Колумба до современных дней

Индейцы Северной Америки, племена которых начали испытывать на себе гнет европейцев, начиная с конца XVI в., на протяжении трех сотен лет вели войны с колонизаторами, отстаивая свою независимость любыми способами.

Исторические факты:

    Наиболее многочисленным племенем к концу ХХ в. оставались чероки — около 300 тыс.чел.

Индейцы Северной Америки. Племена чероки были самыми многочисленными.

  • Согласно законам США, индейцем считается человек, который может доказать, что хотя бы один его предок является коренным жителем Америки.
  • У племени команчи существовала традиция, когда после военной победы они совершали ритуальные пляски в одежде побежденных ими воинов.
  • Около 8 тыс. индейцев воевало на фронтах Первой Мировой войны.
  • Язык племени навахо использовался армией США во Второй Мировой войне для передачи шифрованных сообщений, т.к. считается практически недоступным для перевода.
  • Женщины из племени ирокезов не ели мясо черепах, чтобы их дети не родились неуклюжими и медлительными.
  • У десантников армии США существует клич: «Джеронимо!». На самом деле это имя одного из вождей апачи, который более 20 лет оказывал сопротивление войскам США.
  • Территориальные изменения

    Индейцы, испытывая постоянное давление со стороны европейцев, были вынуждены либо сражаться и вымирать, либо мигрировать все дальше вглубь материка. Территориальные изменения между европейцами и индейскими племенами Северной Америки отражены в таблице ниже. Для простоты понимания занимаемые земли будут представлены штатами США и Канады.

    ДатаЗанимаемые европейцами территории
    БританияФранцияИспанияРоссияСША
    1550-1600Побережье Виргинии (неудачно)НьюфаундлендЮжная Флорида, Мексика
    1601-1650Виргиния, Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Род-АйлендКвебекТехас, Калифорния
    1651-1700Онтарио, Дакота, Айова, Висконсин, Мичиган, Огайо, Индиана, Иллинойс, Арканзас, ЛуизианаАризона
    1701-1750Манитоба, Саскачеван,Независимость США от Британии (13 восточных колоний)
    1751-1775Флорида, все французские колонии в Северной Америке, Юта, Вайоминг, КолорадоУтеря всех колоний в Северной АмерикеАлеутские острова,
    1776-1800Аризона, Потеря всех колоний на территории нынешних СШАПотеря АризоныАляскаЮта, Вайоминг, Колорадо
    1801-1850Утеря всех колонийКалифорния (Форт Росс)Присоединение Техаса
    1851-1880Завершение колонизации КанадыПродажа всех колоний СШААляска, формирование США в нынешних границах
    К 1880 году 99% индейских племен было помещено в резервации, а их земли заселены. Лишь несколько племен до сих пор сохраняют независимость, проживая на севере Канады. Они изредка вступают в контакт с местными жителями и скрываются от полиции, ведя жизненный уклад своих предков.

    Индейцы далеко не всегда соглашались переселяться на новые земли без боя, выбирая путь войны и защиты земель своего обитания. Наиболее успешным было создание Лиги Ирокезов, объединивших к 1570 г. семь сильнейших племен, проживающих в районе Великих озер.

    Европейцам удалось уничтожить Лигу лишь спустя более 150 лет. История сохранила имена вождей разных племен, оказавших наиболее упорное сопротивление европейцам во время колонизации Северной Америки.

    Например:

    • Сидящий Бык (лакота);
    • Джеронимо (апачи);
    • Главный Джозеф (нез-персе);
    • Метакомент (вампаноаг);
    • Черный Ястреб (сауки);
    • Текумсе.

    Как изменялся внешний вид

    С приходом европейцев внешний облик его коренных жителей начал постепенно претерпевать изменения. С колонизаторами в Америку вновь попали лошади, которые здесь вымерли за несколько тысяч лет до этого. Ставший постоянным спутником индейцев прерий конь получил свои религиозные символы.

    Оружие индейцев постепенно заменялось более современным — многие вместо луков и копий отдавали предпочтение винчестеру или кольту. Индейцы продолжили традицию украшать свое оружие особой ритуальной символикой. В XIX в. колонизаторами было выделено Пять цивилизованных племен (чикасо, чероки, чокто, крики и семинолы), которые наиболее сильно восприняли европейскую культуру и быт.

    Постепенно даже традиционная одежда индейцев стала заменяться европейской, а раскраска тела в ритуальные цвета оказывалась менее популярной. К началу ХХ в. многие из них проживали в городах, вынужденные искать работу и жилье, ведь жизнь в резервациях была трудной.

    Традиции, законы и ритуалы

    Индейцев прозвали «краснокожими» из-за их раскраски, а не цвета кожи. Раскраска для индейцев — элемент традиции и культа. Она не только давала воину особую силу, но и защищала его от злых духов. У каждого народа были свои определенные правила ее нанесения на тело. Например, у сиу это были преимущественно волнистые горизонтальные линии, а красным цветом индейцы отмечали места прошлых ранений.

    Черный цвет у большинства племен считался символом победы над врагом. Его использовали как сиу, так шайенны, пауни и арапахо. Они раскрашивали свое тело в черный цвет в знак завершения войны, а вот представители команчей и осейджи покрывали тело ритуальной краской перед сражениями.

    Нередко мужчины покрывали свое тело татуировками, служившими оберегами или указывающими на племенную принадлежность.

    У каждого племени было свое животное-покровитель. Его изображения обычно наносились на одежду, жилище или оружие, а во время ритуальных танцев шаманы надевали костюмы, символизирующее дух животного. Одним из важнейших событий в жизни земледельцев был Праздник кукурузы. Например, у ирокезов праздник проходил несколько дней подряд.

    Читайте также:  США в 1970 годы: политика, экономика и общество

    В племени не только проводили ритуалы, повышающие урожайность, но и танцевали, курили церемониальный табак, пели песни и играли в различные игры. Подобный праздник проходил и у индейцев Великих равнин. Он назывался Праздник Солнца.

    На северо-западе Америки вождями племен было принято раздаривать личные вещи, накопленные за долгое время. Делали они это в качестве проявления своей силы, богатства и великодушия.

    Современные народы

    Индейцы Северной Америки, племена которых ныне проживают в резервациях, составляют около 0,5% от населения Земли, что составляет около 13,5 млн. чел.

    В США официально зарегистрировано 566 племен, крупнейшими из которых являются:

    310 тыс.чел.);
    навахо (

    280 тыс.чел.);
    ирокезы (

    125 тыс.чел.);
    сиу (

    115 тыс.чел.);
    апачи (

    Резервации и поселения

    На данный момент на территории США расположено около 300 индейских резерваций и 140 в Канаде. Крупнейшей из них считается «Нация навахо» (около 65 кв.км.), однако, большая часть резерваций гораздо меньше. В племенах имеется свое самоуправление, но там действуют федеральные законы.

    Как правило, земля, на которой находится резервация, мало пригодна для земледелия, что является одной из причин высокого уровня безработицы и детской смертности. В поисках заработка молодежь покидает выделенные территории и уезжает в города и села. Родной язык постепенно забывается, уступая свое место английскому. Лишь около 20% индейцев в совершенстве знают язык своих предков.

    Во многих домах резерваций нет электричества и водопровода, отсутствует система образования. Жители резерваций постоянно судятся с Правительством США, требуя компенсаций за сотни лет геноцида их предков, и довольно часто выигрывают суды. Так же у них имеется исключительное право на владение землей.

    Часть резерваций установила коллективное пользование племенем, иные перешли к частной собственности. В ряде штатов на территории резерваций разрешен игорный бизнес, дивиденды от которого идут племени. 75% проживающих в индейских резервациях на самом деле не являются индейцами. Только 28% индейцев на сегодняшний день проживают на территории резерваций.

    Как выглядят

    К началу XXI в. внешний облик индейцев практически ничем не отличается от облика среднестатистического американца. Национальную одежду они надевают лишь по особенным случаям — на праздники, торжества или когда в резервацию приезжают туристы.

    Тем не менее, до сих пор в качестве аксессуаров к современной одежде добавляются перья птиц, зубы животных, изделия из кожи или наносятся татуировки, намекающие, что их владелец является коренным жителем Северной Америки.

    Культура и традиции

    Коренное население Америки на сегодняшний день составляет всего 1% от общего населения. Многие традиции и обычаи были утрачены за время войн и индейского геноцида. Сегодняшние индейцы бережно хранят то, что удалось сохранить и не забыть их предкам, передавая знания будущим поколениям.

    До сих пор в племенах устанавливаются тотемы, как и сотни лет назад из специальных трубок курят табак, а во многих городах проводится фестиваль Пау-Вау, на котором индейцы проводят обряды, танцуют и поют песни. Стать его участником может только коренной индеец.

    В качестве исключения для сохранения традиций Правительство США разрешило индейцам охотиться на охраняемые виды животных — бизонов и белых орлов. Шкуры и перья индейцы могут использовать по своему усмотрению, но не имеют право продавать или передавать другим народам.

    Индейцы используют национальный наряд, быт и традиции племени для маркетинга и заработка за счет приезжающих туристов. Несмотря на суровые условия, они продолжают сохранять свою самобытность, сохраняя генетическую принадлежность коренного населения Северной Америки.

    Автор: Михаил Пушкарев

    Оформление статьи: Лозинский Олег

    Видео об индейцах

    10 фактов об индейцах Америки:

    Индианки. Мир победившего феминизма

    Индианка – не только мать, сакральный источник жизни, работник домашнего хозяйства, но и полноправный член общины, а порой – воин, глава семьи и правитель.

    Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счета рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей.

    Европейское представление о гендерных ролях, в рамках которого мужчина рассматривается как работник и воин, а женщин — как домохозяйка, было непривычным для индейцев, стремившихся к половому балансу, взаимному распределению большинства обязанностей. Конечно, за мужчинами оставалось преимущество при участии в охоте и наступательных войнах, но за женщинами нередко — владение жильем и семейным имуществом, занятие земледелием, ведущая роль в воспитании детей. У ирокезов — одной из самых крупных групп племен, мужчины хотя и были вождями, но нередко выбирались свободным голосованием женщин и мужчин или только женщинами, недовольство которых было чревато потерей почетного места. Либеральным было у ирокезов и отношение к браку — совершенно неподходящих партнеров не принуждали к супружеству, и заключенные брачные союзы выдерживали «испытательный срок»: в течение года одна из сторон могла свободно и быстро расторгнуть брак, если не понравилось.

    Европейцы, наблюдавшие жизнь «дикарей», были поражены тем, как индианки пашут землю и собирают урожай, строят и устанавливают типи (индейские дома), заготавливают дрова и еду, занимаются ремеслами и порой даже участвуют в охоте.

    Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жен и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают ее, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин».

    Женщины в патриархальных племенах в большинстве повседневных социальных, экономических вопросов, а также в браке были практически равноправны с мужчинами, так как их работа была не менее важна для выживания сообщества. Приняв участие в войне, женщина могла обрести равный мужскому социальный статус. Немало племен отличались равноправием. У индейцев хопи женщины, помимо политического, обладали и сексуальным равенством с мужчинами. Индианки племени чероки были воинами наравне с мужчинами, владели домами, построенными мужчинами и управляли семьями. На войну ходили и женщины племен омахов, шайеннов, понков, сиу etc. Техасские рейнджеры в столкновениях с команчами убивали женщин так же, как мужчин, так как те представляли не меньшую опасность и владели оружием не хуже своих мужей и братьев. Согласно легенде шайеннов, именно женщина по имени Тропа Бизонихи выбила из седла Джорджа Кастера, командира американцев в битве при Литтл-Бигхорн в 1876 г. (самая громкая военная победа индейцев над захватчиками). Капитан Роберт Картер, воевавший против команчей в начале 1870-х гг., писал, что индианка «сражается со всей силой ее дикой натуры и отчаянием тигрицы, используя лук и револьвер, из которых великолепно стреляет». Воистину, ни один гендерный шовинист не осмелится указать такой женщине на «ее место на кухне».

    Отличия в определении гендерных ролей в традиционных индейских сообществах и у европейцев Нового времени объясняются как разностью менталитетов, так и тем, что индианки оказались более включенными в экономическую, социальную и даже военную жизнь своих обществ, что позволяло им не только пользоваться равенством с мужчинами, но и нередко ставить их в зависимое положение. Уважение к женщине естественным образом проистекало из того факта, что не только без ее роли матери, но и без участия во всех жизненно важных работах выживание племени невозможно.

    Вместе с тем, индианки совсем не чужды женственности. Фотографии, сделанные в основном на рубеже 19−20 вв., запечатлели их великолепную национальную одежду, страсть к украшениям и особую, гордую и красивую манеру держаться. В большинстве племен женщины носили рубахи и юбки и рубахи-платья, снабженные бахромой, вышивкой, рисунками, бисером, ракушками и перьями. Индейские мужчины и женщины носили серьги, ожерелья, кольца, браслеты и другие аксессуары. Уже более ста лет визуальная красота индейской культуры пользуется устойчивой популярностью у художников различных жанров, исследователей и ценителей искусства.

    Женщины индейцев: их место в обществе, правильное наименование

    О жизни индейцев люди, как правило, узнают из приключенческих романов и художественных фильмов. Но вот о том, как на самом деле жили представители коренного населения Америки, известно немногим. Тем более, это касается женщин индейцев. О них известно еще меньше, чем о мужчинах. О том, как называются женщины у индейцев , будет рассказано в статье. А также будет уделено внимание тому, каково было их место в традиционном обществе.

    Индеец-женщина: как правильно ее назвать?

    Индейцами называют всех представителей коренного американского населения. Исключение составляют только алеуты и эскимосы. Индейцы по антропологическому типу относятся к американоидной расе. Сейчас существует примерно одна тысяча таких народов. В конце XV века их было около 2,2 тысяч. В Латинской Америке к концу прошлого века индейцев насчитывалось около 40 млн, в США – больше 1,5 млн, а в Канаде – 500 тысяч.

    Обобщенное название «индейцы» возникло из-за ошибки, которую допустили европейские мореплаватели, которые, открыв новую землю, приняли ее за Индию. Так получились, что с тех пор принято называть мужчин индейцами. А женщины? Как их назвать – вот в чем вопрос. Существуют варианты: индуска, индейка, индианка. Правильным будет последний вариант. Почему он часто вызывает сомнение? Это связано с тем, что он полностью совпадает с названием женщин из Индии. Они также именуются индианками, тогда как в названии мужчин есть различие: коренные жители Америки – индейцы, а те, кто живет в Индии, – индийцы.

    Интерес представляет тот факт, что в обществах североамериканских индейцев, которые были в сравнении с европейскими гораздо более архаичными, распределение гендерных ролей можно даже назвать прогрессивными. Подробнее об этом будет сказано ниже.

    Женщина – полноправный член общины

    Индианка рассматривалась не только в качестве матери, сакрального источника жизни и работницы в домашнем хозяйстве. Оказывается, она была полноправным членом общины, а порой ей приходилось быть и воином, и главой семьи, и правителем. Но, тем не менее,у индейцев женщины, фото которых помещено в статье, не теряли своей красоты и женственности.

    По мнению историка Джона Уайта, не меньше половины всех индейских племен, которые раньше жили на территории современных Соединенных Штатов, были матриархальными и матрилинейными. Сегодня среди индейских общин, признанных властями США, в 25 % за женщинами остается доминирующая роль.

    Как известно, матриархальность – это такая форма общества, где женщинам принадлежит лидирующая роль, особенно матерям семейств. Что касается матрилинейности, характерной для архаичных обществ, то она говорит об определении имени и ведении счета рода по материнской линии.

    Это влекло за собой соответствующие правовые последствия. Имущество наследовалось по женской линии, судьбой семьи и общины управляли женщины. Например, у представительниц слабого пола из племени навахо было больше прав как на домашнее имущество, так и на распоряжение семейным доходом и судьбой детей.

    Баланс полов

    Для индейцев было нехарактерным представление о гендерных ролях, существовавшее у европейцев, согласно которому мужчина – это воин и работник, а женщина – домохозяйка. У них наблюдалось стремление к балансу между полами, к распределению большинства обязанностей на взаимной основе.

    Безусловно, преимущества по участию в охоте и войнах наступательного характера оставались за мужчинами. А за женщинами индейцев – владение жильем, другим семейным имуществом, занятие земледелием, главная роль в воспитании детей.

    У ирокезов вождями были мужчины, которых нередко выбирали путем свободного голосования представителей обоих полов или же исключительно женщин. Если последние были недовольны вождем, он мог лишиться своего почетного места.

    Отношение к браку

    Как правило, оно было либеральным. Например, у ирокезов, если партнеры не были желанными друг для друга, принуждение к супружеству не практиковалось. А брачные союзы, которые уже были заключены, подвергались испытательному сроку. На протяжении одного года какая-либо из сторон могла незамедлительно расторгнуть брак при желании.

    Европейцы, которым доводилось наблюдать за жизнью «дикарей», удивлялись тому, как женщины индейцев пашут землю, занимаются сбором урожая, сами строят и устанавливают дома – типи. А также готовят еду, заготавливают дрова, осваивают различные ремесла, иногда принимают участие в охоте.

    Женщина ближе к богу

    Почтением к женщинам как к источнику жизни и демократичностью по отношению к ним отличались даже патриархальные индейские общества. Европейские колонизаторы, зная о таком трепетном отношении к жизни слабого пола, пользовались им в своих целях. Взяв в заложники женщин, они могли заставить мужчин сложить оружие.

    Читайте также:  Религиозные конфликты в США

    Например, именно так произошло, когда кавалерийский полк под командованием Джорджа Кастера в 1868 году при Уошите быстро напал на мирное население, взяв в плен больше 50 детей и женщин. После этого американцы вынудили большую группу индейцев уйти со своих земель в резервации.

    Воле захватчиков готовы были подчиниться и шайенны, оберегая своих женщин – жен, матерей и сестер. Примечательными являются слова Рональда по прозвищу Громовой Конь – воина из племени сиу. Он так говорил о женщинах индейцев: «Мы верим в то, что женщина гораздо ближе к богу, чем мужчина. Ведь она дарует жизнь, создает ее, поэтому она более святое и духовное существо, чем мужчина. Женщины важнее мужчин».

    Вопрос выживания

    Отличия, присущие определению гендерных ролей у европейцев Нового времени и в традиционных обществах индейцев, объясняются разностью менталитетов и более широким включением индианок в такие важные жизненные аспекты, как экономический, социальный и даже военный.

    Это давало им возможность пользоваться равенством прав с мужским полом и часто ставить мужчин в зависимое положение. Таким образом, уважение к женщине вытекало из факта того, что выживание племени было невозможным не только без ее способности вынашивать и рожать детей, но и без ее участия в большинстве важных работ.

    Индейцы в 10 вопросах

    Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык

    1. Когда и как индейцы попали в Америку

    Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14–16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты­сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре­деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про­лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен­тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав­рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро­чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы­шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма­терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

    2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

    Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот­никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли­чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564–1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

    3. Где и как жили индейцы

    В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы­ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь­ной части Канады, а также на северо-восточ­ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна­чает вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен­но­стью около 120 тысяч человек, живу­щих в США и Канаде. . Они делались из де­рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

    У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро­ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш­ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита­лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

    4. Что они ели

    Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле­дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка­шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку­рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

    «Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку­рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

    5. Мог ли неиндеец возглавить племя

    В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей­цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из­вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

    6. Кто такой кенневикский человек

    В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ­ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско­рее напоми­нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо­ложили, что скелет принадле­жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг­леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.

    Реконструкция внешнего облика кенневикского человека © Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

    Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно­ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

    7. Что индейцы думали о луне

    Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи­вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита­ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по­лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

    8. Когда у индейцев появились лук и стрелы

    Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб­разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре­менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти­нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер­ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри­торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

    9. На каких языках говорят индейцы

    Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы­ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей­ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра­тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор­нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо­танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

    10. Как живут современные индейцы

    Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До­статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

    Племена определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин­дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

    См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».

    Американские индейцы — мифы и реальность

    Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28°С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег, сосны и ели, как будто и не было никаких кактусов…

    Как живут сегодняшние индейцы? У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой – подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация — в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

    Резервации. Въехать на территорию большинства резерваций может каждый — сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

    Читайте также:  Этнический состав населения США

    В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» — вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» — дешёвых каркасных домиках.

    Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

    Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

    Традиции. Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» (« Sweat Lodge », или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

    Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

    Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. « Walk your talk » — говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

    Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» (« dream catcher ») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

    Особое отношение индейцев к земле. Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом (« Wakan Tanka »), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

    Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

    Посмотри на нашу разбитость.

    Мы знаем, что во всём Творении

    Только семья людей сбилась со Священного Пути.

    Мы знаем, что мы — те, кто разделился

    И мы — те, кто должен вернуться, чтобы вместе идти по Священному Пути.

    Прародитель, Святой Единый,

    Учи нас любви, состраданию, почтению,

    Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

    Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

    Из истории. Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке — День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

    Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» — объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

    Здесь я не удержусь и расскажу анекдот , который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» — спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» — ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» — поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» — спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» — сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец — и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

    Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

    Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь ( Sun Bear ), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

    Индейцев называют коренными жителями Америки. Они действительно сохраняют свои корни, передают их следующим поколениям. В их традиции почитание предков — это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они постоянно обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

    Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню — экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

    Ссылка на основную публикацию