США в 1970 годы: политика, экономика и общество

Экономика США 1960-1970х гг. Программа «новых рубежей» Дж. Кеннеди

Особенности экономического развития страны в 1960-1990-х годах. В начале 1960-х годов в экономике США стали происходить большие изменения, связанные с поиском новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции. Запуск в СССР

первого искусственного спутника Земли (1957) и полет первого космонавта Ю. Гагарина (1961) заставили американское правительство критически оценить уровень научных исследований и степень развития образования в стране. Для преодоления отставания в этих сферах потребовалось выделение значительных финансовых средств на развитие приоритетных направлений науки и техники.

Рост государственных и частных инвестиций позволил Соединенным Штатам совершить стремительный рывок в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, уйти в “технологический отрыв” от своих конкурентов. В этот период были полностью модернизированы целые отрасли промышленности и сельского хозяйства, массовое применение получили новые машины, механизмы, виды сырья и энергии. Примерно на 10 лет раньше, чем в других промышленно развитых странах, в США стали развиваться такие новые отрасли, как производство радиоэлектронной продукции, пластмасс, синтетических волокон и т.п. Широкое распространение получили химизация, электрификация производственных процессов, автоматизация производства. Именно в США в 1950-1960-х годах впервые в мире стали применяться электронно-вычислительные машины (ЭВМ) в сфере производства, банковском деле и других отраслях.

Более высокий технологический уровень производства усилил роль крупных корпораций, которые создавались на базе массового слияния крупных и мелких предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В 1960-1970-х годах к их числу можно было отнести такие объединения, как “Вестерн электрик”, охватывавшее почти 85% американского рынка телефонного оборудования; “Дженерал моторз” – до 77% рынка дизельных локомотивов; ИБМ, чья доля на рынке ЭВМ и компьютеров составляла около 80%; “Истман Кодак”, которое производило почти 90% фотопленки для любителей и осуществляло около 65% продаж всей пленки в стране.

В 1960-е годы США довольно успешно стали осуществлять внешнеэкономическую экспансию. Зарубежные инвестиции росли в полтора раза быстрее, чем внутренние, а доход от этих инвестиций в течение 15 послевоенных лет вырос более чем в четыре раза. В этот период Соединенные Штаты стали инициаторами создания крупнейших в мире транснациональных корпораций, на базе которых обеспечивали себе приток дешевого импортного сырья из развивающихся стран. Этим можно объяснить тот факт, что американские капиталы вкладывались в основном в добывающие отрасли (прежде всего в нефтедобычу)

Латинской Америки и Ближнего Востока. Одновременно с этим транснациональными по своей сути становились и ведущие банковские монополии США: в 1960 году девять американских банков имели около 100 филиалов в зарубежных странах.

В середине 1950-х годов огромное развитие получила компания “Юнайтед фрут”. Ей принадлежали плантации бананов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, она контролировала там железнодорожный и морской транспорт, радиостанции, морские порты и пр. На долю данной компании приходилось около 90% экспорта из стран-поставщиков, под ее контролем находилось 75% мирового рынка бананов. И хотя после национализации, проходившей во многих странах в 1970-х годах, доля экспорта бананов сократилась до 35%, эта компания оставалась по-прежнему очень мощной. В 1970-х годах она получила название “Юнайтед брэнде”.

В начале 1960-х годов в связи с глобальными переменами в социально-экономической жизни перед правительством США встала задача определения новых приоритетов дальнейшего развития страны. В 1960 году на выборах победил президент-демократ Джон Кеннеди. Сразу же после прихода к власти Дж. Кеннеди стал уделять большое внимание экономическим проблемам. Он пригласил на должности советников молодых экономистов, исповедовавших кейнсианство. Они постарались привнести в экономическую политику идеи увеличения государственных расходов, в том числе и на социальные нужды. Вскоре при их непосредственном участии была разработана программа “новых рубежей”, где была четко сформулирована новая стратегия управления экономикой.

В течение 1961-1962 годов по предложению правительства Дж. Кеннеди Конгрессом США были утверждены следующие шаги по реализации программы “новых рубежей”: повышалась минимальная почасовая заработная плата (установленная в 1955 году) с 1 до 1,25 долл.; выделялись дополнительные средства для помощи депрессивным районам и фермерским хозяйствам; увеличивался на три месяца срок выплаты пособий по безработице. Впервые в истории страны был утвержден закон, по которому государство принимало на себя дополнительные обязательства по профессиональной подготовке квалифицированной рабочей силы. В эту программу входили также мероприятия по совершенствованию налоговой и кредитно-денежной политики. Так, с 1962 года заметно сократился срок амортизации основного капитала для всех компаний, а также были введены налоговые скидки на инвестиции, направляемые в сферу производства.

Администрация Дж. Кеннеди даже решилась на такой шаг (впервые в мирное время), как установление косвенного контроля за ценами и заработной платой, проводимого при согласовании предпринимателей с профсоюзами.

Однако не все деловые круги одобряли такую государственную политику, поскольку одновременно с этим в стране стали замедляться темпы экономического роста, снизился объем капиталовложений, безработица оставалась на уровне 5,5%. В мае 1962 года на бирже было зафиксировано самое сильное с 1929 года падение курса акций. Наиболее резкое неприятие контроля за ценами и заработной платой продемонстрировали сталелитейные компании во главе с “Юнайтед Стейтс стил”, которые объявили о намерении повысить цены на сталь, несмотря на запреты со стороны правительства. Это заставило президента Дж. Кеннеди вмешаться в конфликт, чтобы предотвратить нежелательное повышение цен.

И все же в итоге Дж. Кеннеди был вынужден пойти на некоторые уступки крупному бизнесу. Так, в 1963 году были снижены с 52 до 47% налоги на прибыль с корпораций. И хотя это привело к замораживанию государственных расходов на социальные нужды, США сделали первый в своей истории шаг по стимулированию экономического роста средствами налоговой политики. В целом политика “новых рубежей” положительно повлияла на экономику страны, а индекс промышленного производства в 1964 году на 20% превысил уровень 1961 года.

На волне благоприятной экономической конъюнктуры по предложению президента Линдона Джонсона16 в 1960-х годах была начата широкомасштабная социальная реформа, получившая название программы “великого общества”, в рамках которой была провозглашена борьба с бедностью.

Эта программа была обусловлена не филантропическими соображениями, а вполне реальными социально-экономическими причинами. Наличие бедных слоев населения являлось серьезным тормозом при подготовке высококвалифицированной рабочей силы, необходимой в условиях НТР. С другой стороны, массовая бедность провоцировала расовые беспорядки, обострение социальных противоречий, приводящих к углублению конфликтов, росту преступности. В 1964 году в самой богатой стране мира насчитывалось около 20% населения, чьи реальные доходы были ниже “уровня бедности”

(престарелые люди, безработные, представители чернокожего и цветного населения и пр.).

Одной из наиболее острых проблем середины XX века стала проблема городов. После того как в 1920-х годах горожане стали преобладать в общей численности населения, американские города превратились в центры не только интенсивной экономической деятельности и широчайших возможностей, но и глубокого социального расслоения. Так сложилось, что в 1950-1960-х годах наметилась и укрепилась следующая тенденция: большинство квалифицированного и обеспеченного городского населения переехало в пригороды, оставив в городах обветшавшие жилые дома, в которых обосновались менее образованные, бедные люди (чернокожие американцы, выходцы из Пуэрто-Рико и испаноговорящих стран и др.). Возникли негритянские гетто, для которых были характерны низкий уровень образования и медицинского обслуживания, высокая заболеваемость и смертность, нищета и т.д. В этот период крупные американские города захлестнули наркомания, преступность и другие негативные социальные явления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 11. Соединенные Штаты Америки в 1960-70-х годах (учебник)

1. Президентство Д. Кеннеди и Л. Джонсона

На выборах 1960 г. президентом СШАбыл избран лидер демократической партии Д. Кеннеди(1917-1963). Демократы пришли к власти в благоприятный момент экономическогоразвития США. НТР, которая началась в 50-е годы, в 60-е дала существенный приростпроизводства. На первый план выходили области производства основаны на последнихдостижениях научного прогресса – электроэнергетика, электроника, химическаяпромышленность. НТР дала толчок и развитию сельского хозяйства – такназываемой “зеленой революции”. Наука превратилась в производственную сферу.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) стали движущейсилой прогресса. Бурный рост производства продолжался до 1967 г. Послеэтого темпы роста замедлились и достигли 1% в год. 60-е годыхарактеризовались высокой степенью государственного вмешательства в экономику ирегулирования социальных отношений американского общества.

Победа Кеннеди на выборахоживила реформаторскую деятельность. Были приняты меры по стимулированиюэкономического роста. С этой целью использовались инфляционные процессы идефицит государственного бюджета (кейнсианская теория).

Программа предусматривала комплексную”Перестройку” регионов хронической депрессии, помощь фермерам,повышение минимальной заработной платы, улучшение социального обеспечения,переквалификацию безработных и другие мероприятия, призванные увеличитьплатежеспособный спрос населения и стать дополнительным стимулом экономическогороста. Важное место в программе отводилось проблемам гражданских прав,положению национальных меньшинств, женщин, молодежи. Всего выполнения программы получалосьза пределы собственно экономики и должно было вывести США на “новые рубежи”(Такое название получила эта программа).

Некоторые из запланированных мероприятий имелихарактер социальных реформ и начали осуществляться уже в 1961-1962 гг Былоповышен почасовую минимальную заработную плату, увеличена помощь безработным,внедрялась программа подготовки и переподготовки рабочих. Социальныепрограммы в сочетании с государственными программами стимулирования капиталовложенийобеспечили США динамичное развитие в течение 60-х годов.

Для того, чтобы вывести США налидирующие позиции в исследовании космоса, Кеннеди предложил программу”Аполлон”, целью которой была высадка американцев на Луне, что и былосделано в июле 1969 г. американскими астронавтами Н. Армстронгом иЕ. Олдином.

12 апреля 1961 гражданинСССР Ю. Гагарин впервые в мире совершил космический полет. Первая реакция Кеннедибыла нейтральная, но когда он увидел, что это событие в мире дала высокиеположительные дивиденды СССР, он через два дня после этого созывает совещание в Беломдоме где эмоционально говорит: “Существует ли какая-либо отрасль, в которой мы сможем ихдогнать? Что можно сделать? Можно облететь Луну раньше их? .. Можнозапустить человека на Луну раньше их? Можно ли их перегнать?? Если бы толькокто-нибудь, кто бы мог сказать, как их догнать! Давайте найдем кого-нибудь,кого угодно. Мне все равно, пусть это будет сторож, чтобы он знал как “.

Многообещающая карьера Кеннеди былапрервана: 22 ноября 1963 он был убит в городе Далласе. Кнастоящего времени так окончательно и не выяснено, кто убил президента и кто стоялза спиной убийц. Выдвигается много версий: маньяк-одиночка убийца Ли ХарвиОсвальд (основная версия), обвинялись ЦРУ, мафия, Линдон Джонсон и секретныеслужбы, Эдгар Гувер и ФБР, правые экстремисты в союзе с богатыми нефтянымикомпаниями, кубинская эмиграция, лидер Кубы Ф. Кастро, представителивоенно-промышленного комплекса, СССР. Такое разнообразие версий гласит, чтодеятельность Кеннеди затрагивала интересы всех этих групп.

Новым президентом США стал Линдон Джонсон, Который выдвинул амбициозныйплан построения “Великого общества” без нищеты, безработицы,преступности, тяжелых болезней. Он поставил задачу ликвидировать в США бедность.Значительной мере план было продиктовано личным стремлением Джонсона превзойтиКеннеди. В результате принятых мер (повышение уровня минимальной заработнойплаты, предоставление субсидий и кредитов фермерам, увеличение расходов на охрануздоровье, образование, жилищное строительство, создание “трудовых корпусов”,оказание помощи тем, кто живет за чертой бедности) число бедных в Америкесократилось с 36,4 млн. до 25,4 млн. человек, но полностью ликвидировать бедность неудалось.

Во внешней политике демократывыработали доктрину “гибкого реагирования”. Ее суть сводилась кадекватного реагирования на действия СССР в различных регионах мира. В период правлениядемократов состоялось обострение отношений между СССР и США. Кульминацией сталоКарибский кризис (1962 г.). После этого началась нормализация отношений междудвумя странами. 16 июня 1963 Кеннеди даже заявил, что США готовы”Вести мирные соревнования с любой другой системой на Земле”.Улучшение отношений продолжалось недолго. Убийство Кеннеди и втягивание США ввойну во Вьетнаме надолго заблокировали этот процесс.

Читайте также:  Изучение истории американских городов

США изменили свое отношение также кстран Латинской Америки. Была разработана программа “Союз радипрогресса “, которая должна была способствовать проведению реформ для преодолениясоциально-экономических противоречий в регионе. С 1961 г. по 1968 г.США предоставили странам Латинской Америки помощь в размере 4,5 млрд. долларов.

2. Массовые движения за гражданские права

В 40-60-е годы в США развернуласьактивная борьба за гражданские права различных слоев населения, в частностиамериканских негров против расовой дискриминации. Это связано с изменениемположения негритянского населения. В годы второй мировой войны возрос спрос нарабочую силу в промышленных городах Севера США, и много негров оставило Югстраны, где они подвергались жестокой дискриминации и фактически были лишеныправа голоса. На Севере, где не было традиций расовой сегрегации, негры активновключились в политическую борьбу. Их голоса стали серьезной поддержкой длядемократической партии и она не могла игнорировать их требования. В 1948 г.было запрещено дискриминацию негров при найме на государственную службу, началась подготовкак ликвидации дискриминации в армии.

В 50-е годы борьба вступила вновый этап. Признанным лидером негритянского населения стал Мартин Лютер Кинг, Баптистский пастор. Он предложилиспользовать в борьбе тактику ненасильственных действий Махатмы Ганди. Такая тактикаспособствовала втягиванию в борьбу значительного количества населения. В 1955 г. Кингорганизовал бойкот автобусной компании в Алабаме, проводившая сегрегациюпассажиров. В 1956 г. Верховный суд признал такую сегрегациюантиконституционной. Еще ранее Верховный суд признал незаконной сегрегацию вшколе. Такие решения суда наталкивались на значительное сопротивление белых на Юге США. В1957 для выполнения решений суда в городе Литтл-Рок (штат Арканзас) былоиспользованы войска.

В 60-е годы движение за гражданскиеправа совпал с началом массового движения социального протеста. Тогда школузакончило многочисленное поколение американцев, родившееся после войны. Это былопервое поколение, выросшее в государстве процветания. Оно не видело массовогобезработицы и нищеты, считавшего социальную защищенность и материальный достатокнормой жизни. Их ценности существенно отличались от ценностей их родителей.Молодежь была склонна отрицать ценности общества потребления, онавыступала за большую простоту жизни, свободной от условностей и лицемерия. Символомэтой контркультуры стали джинсы и рок-н-ролл. Борьба за реформууниверситетского образования быстро переросла в движение против вьетнамской войны: “Из-зачего должны умирать солдаты во Вьетнаме и погибать в вьетнамские дети? Почемуусиливается давление на университеты со стороны военных ведомств и правительственныхчиновников? “и др. Вьетнамская война была первой, показанной по телевидению.Каждый день американцы видели сцены насилия и кровь. Молодежь с ее обостреннымчувством справедливости, молодежь, которая должна была стать пушечным мясом на этойвойне, стала крупнейшим противником этой войны. Молодое поколение. Чторазочаровалось в старых идеалах, стало искать себе новых. Их учителями стали МаоЦзэдун, Герберт Маркузе, Че Гавара. Нельзя сказать, что взгляды молодежи имеличеткое формулирование. Скорее это была гремучая смесь из идей коммунизма, анархизма,экзистенциализма т.д. Молодежь не очень переживала теоретическими размышлениями, онавзяла на вооружение лозунг Мао “Бунт – дело верна!” Начало молодежныхвыступлений пришелся на 1964 Это было т. н. академический движение. События вспыхнулив университете Беркли в Калифорнии. Для подавления выступления студентов пришлосьприменять войска. Но на этом выступления молодежи не прекратились. Новымкатализатором стала война во Вьетнаме. Собирались многотысячные демонстрации.Молодежь в знак протеста сжигала флаг США, уклонялась от призыва на военнуюслужбу, требовали освободить университеты от опеки военных и т.д. Наряду смолодежным движением активизировались всевозможные ультраправые, ультралевые экстремистскиеорганизации, организованная преступность. В 60-е годы произошли трагические события,получили невиданного общественно-политический резонанс. В 1968 г. был убитбрата Д. Кеннеди – Роберта, который выдвинул свою кандидатуру на должностьпрезидента. В том же году был застрелен Мартина Лютера Кинга,1964 получил Нобелевскую премию мира. Его смерть вызвала массовыерасовые волнения (“Черные бунты” 1964 – 1969 гг.) для подавления которыхиспользовалась армия.

В 70-е годы массовые движенияпрекратились. Причиной этого была не политика республиканцев. Что победы навыборах 1968 г., а экономический кризис 70-х годов, изменившей приоритетностьпроблем, стоявших перед населением. Кроме того, большая часть требований массовыхдвижений была удовлетворена: американские войска были выведены из Вьетнама, ликвидировановсеобщую воинскую повинность, расизм поставлен вне закона, а в 1972 г.вступило в силу 26 поправка к Конституции США, давшая право голоса молодежи с18 лет.

3. Кризисные 70-е годы. Президентство Р. Никсона, Дж.Форду,Дж.Картера.

На президентских выборах1968 победу одержали республиканцы. Президентом стал Ричард Никсон (1913-1994).

Уже в первые годы правленияреспубликанцев США были поражены экономическим кризисом. Особенностью этой циклическойкризисы перепроизводства (1969-1970 гг) было, то сокращение производства иувеличение безработицы сопровождались повышением цен это явление получило названиеинфляция). В конце 60-х годов начались энергетические трудности, которые вылились в1973 в энергетический кризис, который углубил предварительную перепроизводства. Этосразу привело к новому падению производства, росту безработицы, значительномуповышение цен. Все это заставило республиканцев отказаться от политикинеоконсерватизма, которую они провозгласили, и прибегнуть к активному использованиюметодов государственного регулирования экономики. В январе 1971 г. Р. Никсон дажезаявил журналистам: “Я теперь кейнсианець”.

Экономическаякризис – Внезапное падение, сокращение производства,сопровождается разорение значительной части предприятий, ростом безработицы,падением заработной платы и курса акций.

Для преодоления экономических трудностейбыла разработана программа мероприятий, которые получили название “новая экономическаяполитика “Следствием проведения этой политики стало широкое государственноерегулирования. Впервые в мирное время был введен контроль за ценами. Непомерновозросли государственные расходы на социальные программы. Но все эти меры оказалисьмалоэффективными. В 1973-1974 гг США поразила и политический кризис, которыйвыявила все недостатки американской политической системы и государственного аппарата.

Особенности проявленийкризиса 1973-1975 гг в США

Спад производства сопровождался ростом цен и неконтролируемой инфляцией

Стремительный рост безработицы.

Падение жизненного уровня населения.

Кризис перепроизводства переплелась со структурной, сырьевой и валютно-финансовой.

Экономический кризис совпал и с политической кризисом.

17 июня 1972 припредвыборной кампании в штаб-квартиру демократической партии в отеле”Уотергейт” забрались их политические конкуренты, чтобы установитьподслушивающую аппаратуру. Они были обнаружены и арестованы. Возник грандиозный”Уотергейтский скандал”. В результате расследования президент Никсонвынужден был в 1974 г. уйти в отставку. Одновременно было принято решениео введении государственной системы финансирования выборов президента. Место Никсоназанял вице-президент Джеральд Форд (1974-1976 гг.)

Американский историк А. Шлезингерназывает в качестве основной причины возникновения импичмента Р. Никсона то обстоятельство,что Никсону удалось стать слишком “сильным” президентом. В борьбе с кризиснымиявлениями в экономике, социальным кризисом, которая была порождена войной во Вьетнаме,молодежными бунтами, Никсон – опытный, волевой и энергичный политик -словно поднялся над конгрессом, нарушив традиционное соотношение исполнительной изаконодательной власти в США. Именно это сделало президента “неудобным” и привело кего отставки. Кроме того, в средствах массовой информации разгорелась дискуссияо последствиях разрядки. Ее инициаторыутверждали, что разрядка выгодна только СССР. Именно Советский Союз приобретаетполитический капитал в мире, получает существенные экономические выгоды от режиманаибольшего благоприятствования в торговле с США.

Во внешней политике республиканцыР. Никсон и Дж.Форд пытались реализовать политику разрядки: нормализацияотношений с СССР, ограничения стратегических ядерных вооружений, уменьшение угрозывоспламенения ядерной войны. Также США нормализовали отношения с коммунистическимКитаем (1971 г.), прекратили войну и вывели свои войска из Вьетнама (в1975 коммунисты победили в гражданской войне на юге во Вьетнам).Поражение во Вьетнаме породила в США так называемый “во вьетнамской синдром” – боязньбыть втянутым в длительное кровавый конфликт без перспективы победы.

Период президентства Дж.Фордунаименее исследованный в истории США. Годы его правления приходятся на наиболеетрагический в послевоенное время период в истории страны: экономический кризис, ростпреступности, последствия политического кризиса, который подорвал доверие к институтамвласти, завершение в Вьетнамской войны, разочарование в обществе. Форда, с егоуравновешенным и спокойным характером удалось восстановить доверие к властипрезидента, вселить в души американцев надежду на будущее. Однако”Уотергейтский скандал” настолько подорвал престиж республиканцев,что на президентских выборах 1976 победу одержал демократ Джимми Картер, Губернатор штатаДжорджия, специалист в области атомной энергетики.

В годы его президентства состоялсяперелом в настроениях американского общества. Оно убедилось, что невозможновыйти из кризиса с помощью государственного регулирования. Для демократа Картера это имелофатальные последствия, поскольку с ними ассоциировалось государственное регулирование, хотя всвоей политике он пытался реализовать противоположную стратегию В частности, он сократил социальные программы.Пытался согласовать государственные расходы и доходами бюджета. Эти изменения играли на рукуреспубликанцам. К тому же неудача в освобождении американских дипломатов вТегеране, где состоялась исламская революция, (1979 г.) дала повод дляобвинений администрации в слабости. А новая фаза энергетического кризиса(1979-1980 гг.) Добавила новых экономических проблем.

Итоги

60-70-е годы стали важной вехой вистории США. В этот период завершился тот период, который был учрежден « новым курсом »Ф. Рузвельта. В этот период американцы замахнулись надостижение «новых рубежей», создание «великого общества» и стремились«Окончательно побороть бедность». Но реалии 70-х годов заставили США сосредоточитьсяна решении совсем других проблем. Кризисы надвигались одна за другой. Америкатребовала изменений.

Вопросы и задания:

1. Как называлась стратегия развития США предложенная Д. Кеннеди? На чемосновывалась внутренняя политика Кеннеди?

2. В чем заключалась разница политических курсов Кеннеди и Джонсона?

3. Назовите основные достижения правления демократов в 60-е годы.

4. Назовите основные внешнеполитические события связаны с правлением демократов.

5. Определите основные причины массовых социальных движений в США в 50-60-е годы?

6. Укажите составляющие массовых движений в США в 60-е годы?

7. С выясните последствия и результаты массовых движений.

8. Какие достижения и просчеты президентства Никсона?

9. Что такое “Уотергейтский скандал”? Каковы его уроки и последствия?

10. Какое влияние экономического кризиса 70-х годов на развитие США?

Основные этапы экономического развития США в 1950-е – 1970-е гг

В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.

Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе.

Однако НТР приводила к созданию новых проблем:

· быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;

Читайте также:  Итальянцы в рабочем движении США

· рост структурной безработицы;

· разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;

· снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе “новых рубежей”, предложенной правительством Джона Кеннеди в начале 60-х. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. Гибкая в целом политика “новых рубежей” дала положительные результаты.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы “великого общества”. Ее центральным звеном стала “война с бедностью”, направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйств. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.

Экономический кризис конца 60 – начала 70-х вынудил правительство Ричарда Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.

Особенности экономической политики Никсона:

· Первый этап (1971):

o замораживание цен и зарплаты на 90 дней;

o установление дополнительного 10% налога на импорт;

o прекращение обмена долларов на золото.

· Второй этап (1971-1973):

o контроль над ценами и зарплатой;

o девальвация доллара.

· Третий этап (1973)

o отмена прямого государственного контроля над ценами и зарплатой;

o замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля.

· Четвертый этап (1973-1974)

o снятие ограничений с объемов производства сельхозпродукции;

o сокращение социальных расходов.

Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом 1973, вызвавшим мировой экономический кризис 1973-1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в других странах, но по своим показателям он уступал “Великой депрессии”.

§ свёртывание производства на фоне роста цен и неконтролируемой инфляции;

§ переплетение циклического кризиса с сырьевым, структурным и финансовым.

Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что в свою очередь способствовало дальнейшему ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершении к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.

Дата публикования: 2015-01-04 ; Прочитано: 1175 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Экономическая политика стран запада в 1970–2000-е годы

Урок 13. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века

Конспект урока “Экономическая политика стран запада в 1970–2000-е годы”

«Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать – регулируй, а если остановилось – субсидируй». Таких взглядов на экономическое развитие государства придерживался президент США Рональд Рейган.

О том в действительности ли такая позиция была оправданна сегодня и пойдёт речь.

Вопросы занятия будут такими:

политика «третьего пути».

Кризисы конца 1970-х – начала 1980-х годов сильно повлияли на экономические взгляды правящих партий стран Запада.

Политики пересмотрели своё отношение к государственному регулированию. По-новому оценили возможности государственного сектора экономики. Изменили взгляды на социальные расходы. Произошёл поворот к консервативно-реформистскому типу экономической политики. В его основе лежала монетаристская теория Милтона Фридмана.

Её главная идея – регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением.

А также неолиберальная экономическая теория Фридриха фон Хайека. Её смысл – ограничение деятельности правительства во всех областях экономики.

Поворот к неоконсерватизму в экономики проявился в активизации рыночных механизмов, в смене форм государственного регулирования, в ограничении социальных расходов государства. Кроме того – в пропаганде консервативных ценностей и идеологии. В большинстве случаев поворот к неоконсерватизму был вызван приходом к власти консервативных партий. Например, в Великобритании такую политику проводила Маргарет Тэтчер. Этот курс получил название «тэтчеризм».

В США – Рональд Рейган. Его экономическая политика получила название «рейганомика». Но чем была вызвана настолько резкая смена курса экономической политики?

Консерваторы критиковали социал-демократов и либералов за то, что, в соответствии с теорией Кейнса, они слишком раздули социальные расходы. Из-за этого появились огромные государственный и бюджетный долги. В то время как для перестройки экономики, выхода из кризиса и сдерживания инфляции необходимы жёсткая экономия средств и приток новых инвестиций. Помимо этого, консерваторы справедливо осуждали политику государства благосостояния за расточительство.

Считали оказываемую им социальную помощь недостаточно адресной. По этой причине у населения ослабевали стимулы к труду, а в обществе процветало иждивенчество.

В 1979 году Маргарет Тэтчер так описала цели своей политики: «Я пришла к власти с одним чётким намерением – изменить Британию. Превратить её из иждивенческого общества в самостоятельное, из страны, сидящей и ожидающей неизвестно чего, в страну энергично действующих людей.

Цель нашего правительства – гораздо больше, чем содействие экономическому росту. Наша цель – обновить моральный дух и единство нации».

Ещё одним доводом консерваторов в пользу рыночных отношений было следующее положение. Многие государственные предприятия и собственность не приносят доход.

Ввиду этого убыточные предприятия необходимо приватизировать. Тем самым бюджет избавится от трат на содержание банкротов.

Для того чтобы стимулировать рост производства и внедрение новой техники консерваторы предлагали понижать налоги.

В целом суть неоконсервативного поворота заключалась в обеспечении структурной перестройки экономики.

В качестве её основы выступали:

активизация рыночных отношений;

развёртывание частно-корпоративной деятельности;

стимулирование рыночной конкуренции.

Следует отметить, что упор был сделан на частную инициативу, а не на государственное регулирование. Однако на пути новой экономической политики стран Запада были помехи.

Прежде всего это государственный сектор, развитая система социальной защиты, сопротивление профсоюзов. Против этих преград на пути новой экономической перестройки и были направлены тэтчеризм и рейганомика. В 1980-е годы поворот в экономической политике произошёл почти во всех капиталистических странах.

Но в 1990-е годы выросло недовольство консервативным курсом правительств. Во второй половине 1990-х годов партии консерваторов повсеместно лишаются поддержки.

Например, в 1999 году в большинстве западноевропейских государств ЕС на парламентских выборах победили партии социалистов и левые силы. Проблемы, порождённые неоконсервативным курсом, требовали решения. Прежде всего безработица, особенно среди молодёжи, социальная незащищённость ряда групп населения.

Поэтому в 1990-е годы и в начале 21 века на смену неоконсервативному курсу пришла политика «третьего пути». К её приверженцам можно отнести президента США Билла Клинтона, премьер-министра Великобритании Энтони Блэра, канцлера Германии Герхарда Шрёдера.

Суть политики «третьего пути» состоит в отказе от крайностей. Как от характерного для 1960-х годов активного вмешательства государства в экономику, так и от предпринятых в 1980-е годы попыток консерваторов свести экономическую и социальную деятельность государства почти к нулю. Политика «третьего пути» — это поддержка предпринимательской инициативы рынка при социальной ответственности государства перед малоимущими, поощрение ответственности граждан в решении общественно важных проблем. Таким образом, после Второй мировой войны западные страны прошли три основных этапа в экономической политике:

формирование общества благосостояния;
неоконсервативный поворот;

политика «третьего пути».

Они приходили на смену друг другу и были характерны не только для развитых стран, но и для многих развивающихся государств. В формировании общества благосостояния в той или иной мере приняли участие все основные политические силы – консерваторы, либералы, социал-демократы.

Вспомните, общество благосостояния – это общество с широкими гражданскими и социальными гарантиями. Неоконсервативный поворот конца 1970-х – 1990-х годов – заслуга консервативных партий. Политика «третьего пути» 1990-х – начала 21 века осуществлялась вновь получившими власть социал-демократами и либералами.

Подытожим всё вышесказанное. До начала 1970-х годов шло развитие общества благосостояния.

Проводниками этой политики были Джон Кеннеди и Линдон Джонсон в США, Вилли Брандт в ФРГ, Клемент Эттли и Гарольд Вильсон в Великобритании.

Для этой экономической политики характерны:

активное вмешательство государства в экономику;

рост налогов и социальных расходов;

борьба с безработицей, а не с инфляцией;

государственное регулирование и государственная поддержка предприятий;

создание смешанной экономики;

широкая государственная социальная помощь трудящимся.

Неоконсервативный поворот произошёл в 1970-х годах и продолжался до 1990-х годов. Такой политики придерживались: Рональд Рейган и Джордж Буш-старший в США; Маргарет Тэтчер в Великобритании; Гельмут Коль в ФРГ.

Для неё характерны:

ограничение вмешательства государства в экономику;

приватизация государственного сектора в экономике;

снижение налогов и социальных расходов;

ориентация на борьбу с инфляцией, а не с безработицей;

расчёт на самоорганизацию рынка;

ставка на ответственность граждан за собственную судьбу.

Экономическая политика «третьего пути». Её реализация началась с 1990-х годов. Её проводили Билл Клинтон в США, Энтони Блэр в Великобритании, Герхард Шрёдер в ФРГ.

Основой такой политики являются:

курс на снижение налогов и приватизацию;

расширение адресной социальной помощи тем, кто в ней нуждается;

поощрение активности граждан в решении общественно значимых вопросов.

Зачем США в 1970-е разрушили глобальное кейнсианское чудо?

После окончания Второй мировой в Первом мире началось экономическое чудо – не виданное прежде и, как выяснилось позже, не превзойдённое и сегодня. Экономика США выросла более, чем вдвое с 1948-го по 1973 год, экономики Англии, ФРГ и Италии – в 4 раза, Японии – в 10 раз. В основе этого роста было государственное дирижирование экономикой. Кстати, первым дал прогноз, что будет лежать в основе этого экономического суда советский академик Варга в 1946 году – опробованный во время войны госкапитализм.

Это экономическое чудо искусственно ликвидировали США в 1971 году, когда отказались менять доллары на золото, уничтожив тем самым Бреттон-Вудскую систему. Главная причина такого шага: капитал стал утекать из США в Европу и Японию, которые грозились обойти Америку.

К 1948 году был запущен план Маршалла, началась Холодная война и в Bell изобретён транзистор. Каждое из этих событий повлияло на четвёртую технологическую волну, которая принесла Первому миру невиданный прежде рост экономики, главенство социал-демократической повестки, резкий рост уровня жизни, технологические прорывы, на которых до сих пор стоит научно-технический прогресс. С 1870 по 1950 год в шестнадцати передовых странах рост ВВП на душу населения составлял в среднем 1,3%, а с 1950 по 1973 год он рос на 3,2%.

PS Кстати, эта четвёртая технологическая волна задела и СССР. Подушевой рост ВВП с конца 1940-х и по конец 1960-х составлял в среднем 4-5% в год. Это время также стало расцветом социального государства в Советском Союзе – когда началось массовое жилищное строительство, выдача пенсий большинству советских граждан, резкий рост образования и урбанизации. И эта волна стала уходить в СССР примерно в то же время, что и на Западе – в середине 1970-х, и вылилась в печально знаменитый «застой» (и сворачивание косыгинских реформ, которые постепенно привели бы СССР к европейской социал-демократической системе). Но это тема отдельной заметки.

Читайте также:  Второе поколение немецких иммигрантов

О том, как протекало это экономическое чудо 1950-60-х и почему завершилось, рассказывается в книге британского экономиста Пола Мейсона «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему» (изд-во Ад Маргинем,2016). Мы приводим отрывки из главы «Длинная прерванная волна» этой книги.

«Наступление бума повергло левых в смятение. Сталинский экономист Варга всё правильно понял: ещё в 1946 году он предупредил советских лидеров, что методы госкапитализма, опробованные во время войны, принесут Западу стабилизацию. Доминирующие англо-саксонские державы, прогнозировал он, одолжат остальному миру достаточно денег, чтобы оживить потребление, а методы организации времён войны (планирование и регулирование) заменят анархию капиталистического производства. Даже умеренные теоретики социал-демократии были настолько растеряны, что стали заявлять: экономическая система Запада стала некапиталистической. В середине 1950-х почти все левые разделяли теорию, впервые выдвинутую Бухариным, затем Варгой и теперь превращённую в полноценную теорию американским левым экономистом Полом Суизи.

Он считал, что вмешательство государства, меры по обеспечению социальной защиты и постоянные высокие военные расходы уничтожили тенденцию к кризису. Сокращение нормы прибыли могло компенсироваться растущей производительностью – опять-таки постоянно. СССР придётся привыкать к сосуществованию с капитализмом: западное рабочее движение должно забыть о революции и извлечь максимальную выгоду из бума.

Бреттон-Вудская конференция установила систему фиксированных обменных курсов на основе чётко прописанных правил. Все валюты фиксировались по отношению к доллару, а США фиксировали доллар по отношению к золоту по цене $35 за унцию. Страны, испытывавшие серьёзный торговый дисбаланс, должны были покупать или продавать доллары для того, чтобы удержать валюту на установленном уровне.

Система была устроена так, чтобы поддерживать инфляцию. Правые негодовали. Генри Хэзлитт, доверенное лицо гуру свободного рынка Людвига фон Мизеса, раскритиковал план на страницах New York Times: «Трудно придумать более серьёзную угрозу стабильности в мире и полноценному производству, чем постоянная перспектива единообразной мировой инфляции».

Однако эта система была предназначена и для противодействия крупному финансовому капиталу. Строгие ограничения средств, которые могли взаймы давать банки, были установлены законом и поддерживались посредством мягкого давления, которые центральные банки оказывали на банки, одалживающие слишком много денег. В США крупнейшие банки обязаны были держать наличность или облигации в объёме, равном 24% средств, которые они одолжили. В 1950 году кредиты, выданные банками в 14 передовых странах, составляли лишь 20% ВВП – самый низкий показатель с 1870 года.
Банки и пенсионные фонды по закону должны были держать долговые облигации своих стран; кроме того, им не рекомендовалось осуществлять капиталовложения за рубежом. Добавьте к этому потолок для процентных ставок и вы получите то, что теперь мы называем «финансовым подавлением».

Финансовое подавление действовало так: вы удерживаете процентные ставки ниже уровня инфляции, вследствие чего вкладчики платят за привилегию обладания деньгами; вы не позволяете им выводить деньги из страны в поисках более выгодных вложений и заставляете покупать долги их собственной страны по цене выше номинала. Результатом стало резкое сокращение долгов развитого мира.
В 1945 году вследствие понесённых войной расходов госдолги развитых стран составляли около 90% ВВП. Однако благодаря скачку инфляции сразу после окончания войны и умеренной инфляции после реальные процентные ставки стали отрицательными. В итоге к 1973 году долги передовых стран упали до исторически минимального уровня – 25% ВВП.

Бреттон-Вудская система добилась беспрецедентного результата: сократила долги, подавила спекуляцию, направила сбережения в инвестиции в производство, что обеспечило впечатляющий рост. Возмущение правых тем, что Бреттон-Вудс поощрял инфляцию, сошло на нет в период прежде не виданной стабильности и расширения производства.

Госконтроль над инновациями

Второе масштабное изменение произошло во время войны и выразилось в установлении госконтроля над инновациями. В 1945 году национальные бюрократии научились мастерски использовать госсобственность и контроль – а ещё и СМИ – чтобы влиять на поведение частного сектора. Совершенно заурядные менеджеры поставили технократию под свой контроль.

В США на федеральном уровне исследование и развитие были централизованы и связаны с промышленностью в рамках Отдела научных исследований и развития (ОНИР). Ключевым элементом этой системы был запрет на получение прибыли непосредственно от исследований. Прибыль – это производная от производства, а не исследования – заявлял ОНИР.

Капитализм достиг удивительных рубежей – исследования стали общественным имуществом, подавление конкуренции развивалось, а планирование не только производства, но и направления исследований было значительным достижением. Новый подход поместил математику и физику в самый центр промышленного процесса, а экономику и обработку данных – в основу политических решений.
Военная экономика создала один из основных методов капитализма времён долгого бума, который заключался в том, что проблемы решались путём смелых технологических скачков, объединения в одну команду специалистов из разных областей.

Почему США «кинули» весь мир?

В августе 1971 года президент США Ричард Никсон в одностороннем порядке отказался менять доллары на золото и уничтожил тем самым Бреттон-Вудскую систему. Соображения, которыми руководствовался Никсон, хорошо задокументированы. Поскольку конкуренты догнали Америку по уровню производительности, капитал стал утекать из США в Европу на фоне ухудшения американского торгового баланса. Америка превратилась в главного проигравшего Бреттон-Вудской системы. Она должна была расплачиваться за войну во Вьетнаме и за социальные реформы 1960-х, но не могла (в США за время 1960-х расходы на социальное обеспечение, пенсии и здравоохранение удвоились – с 5 до 10% ВВП; кстати, такое удвоение этих расходов произошло и в Европе – с 8 до 16% ВВП).

Мир отошёл от фиксированных по отношению к доллару ставок к совершенно свободно плавающим валютам. С тех пор мировая банковская система действительно стала создавать деньги из ничего. Неизбежный крах фондового рынка разразился на Уолл-стрит и в Лондоне в январе 1973 года. Нефтяной шок октября 1973 года стал лишь последней каплей.

Наступило время неолиберализма. Его разработали и внедрили дальновидные политики: Пиночет в Чили, Тэтчер и её ультраконсервативное окружение в Англии, Рейган и рыцари «холодной войны». У неолибералов было главное на уме – атомизация. Поскольку сегодняшнее поколение видит только результаты неолиберализма, оно легко упускает тот факт, что эта цель – уничтожение переговорной силы трудящихся – была сутью всего проекта. Ведущий принцип неолиберализма заключается не в свободных рынках, бюджетной дисциплине, твёрдых деньгах, приватизации или переносе производства за рубеж – и даже не в глобализации. Всё это лишь побочные продукты или орудия для достижения главной цели – устранения профсоюзов.

Во всём мире доля зарплата в ВВП заметно упала. Экономист Энгельберт Стокхаммер, исследуя для Международной организации труда экономический ущерб, показал, что падение доли зарплат было целиком обусловлено последствиями глобализации, финансиализации и сокращением социального обеспечения. Он писал: «Это представляет собой важнейшее историческое изменение, ведь в послевоенный период доля зарплат в ВВП оставалась стабильной или росла».
Это стало толчком к переустройству мира.

PPS В начале 1970-х США пожертвовали и мировой стабильностью, и собственной экономикой лишь для того, чтобы не дать усилиться Объединённой (уже к тому времени) Европе и Японии. К тому времени и СССР становился частью большой европейской экономики через систему газо- и нефтепроводов. Как таран неолиберализма в конце 1970-х был использован и Китай, который позволил сильно удешевить рабочую силу и увеличить прибыли транснациональных корпораций.

США в 70-90-х гг.

Президентство Никсона

С приходом к власти Никсона начался республиканский цикл в политической истории Америки. Никсону пришлось направить свою политику на преодоление экономического кризиса. В августе 1971 г. Никсоном была провозглашена «новая экономическая политика», предусматривающая замораживание цен и заработной платы, сокращались некоторые социальные программы, ужесточались меры против участников антиправительственных протестных движений.

Безусловная заслуга администрации Никсона – в 1973 г. была прекращена война во Вьетнаме. Отмечались положительные сдвиги в советско-американских отношениях, разрядка международной напряженности:

  • в 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, который был подписан еще в 1968 г.;
  • в 1972 году состоялся визит Никсона в Москву, были подписаны десять соглашений, ключевыми среди которых являлись «Основы взаимоотношений» между двумя странами, Договор о противоракетной обороне (ПРО) и Временное соглашение о замораживании наступательного стратегического оружия;
  • в 1973 г. стороны подписали соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении противоракетной обороны.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутренняя и внешняя политика Картера

Следующий президент – Дж. Картер продолжил курс своего предшественника во внутренней политике, однако, ему мало что удалось выполнить из своей предвыборной программы. Особенно неутешительны были итоги его правления в сфере внешнеполитической. В общественном мнении вновь наметился консервативный поворот, администрацией Картера были предприняты меры, положившие конец периоду разрядки международной напряженности. В частности, в Западной Европе с 1983 г., стали размещаться ракеты среднего радиуса действия, что означало фактический откат к временам «холодной войны».

США при Р. Рейгане

Победа Р. Рейгана, который выступал за свертывание роли государства в социально-экономической сфере, стимулирование частной инициативы, резкое сокращение государственных расходов на социальные программы, ограничение деятельности профсоюзов, а во внешней политике – за ужесточение политики в отношении Советского Союза, стала ярким свидетельством нового окончательного поворота вправо в настроениях избирателей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социально-экономическая программа, предложенная Рейганом, вошла в историю как «рейганомика». Ее целями было снижение инфляции, рост научно-технического потенциала США, структурная перестройка экономики, что должно было усилить конкурентные позиции США в мировой экономике.

Рейган сумел остановить экономический спад, который начался еще при Картере, была снижена инфляция и безработица, снижен подоходный налог, ускорены темпы роста экономики, минимизировано забастовочное движение, что обеспечило Рейгану второй президентский срок.

Во внешней политике был дальнейшее взят курс на дальнейшее обострение с СССР и усиление гонки вооружений.

США при Б. Клинтоне

К концу второго президентства Рейгана вновь обострились экономические проблемы, и на выборах победил представитель демократов – Б. Клинтон, провозгласивший «третий путь», включавший в себя:

  • с одной стороны, отказ от жесткой «рейганомики», сводившей к минимуму участие государства в социально-экономической сфере;
  • с другой стороны, отказ от чрезмерного вмешательства государства в экономику, каким оно было в 60-е годы ХХ века.

Суть «Третьего пути» заключалась в преодолении бедности, равенстве возможностей, поддержке малоимущих, снижении налогов, развитии образования и здравоохранения. Решению данных задач должно было способствовать использование трех механизмов:

  • активной социальной политики
  • динамизма и частной инициативы рынка
  • активности граждан и их объединений

«Третий путь» обеспечил США устойчивый рост, профицитный бюджет, снижение инфляции.

Во внешней политике администрация Клинтона следовала отстаиванию позиций США как единственного мирового лидера; наиболее заметной внешнеполитической акцией США была незаконная (несанкционированная ООН) бомбардировка войсками НАТО Югославии в 1999 году.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию