Италия
Великие традиции художественной культуры, в частности, музыкального искусства — композиторского и исполнительского, зародившиеся в эпоху Возрождения, как считают исследователи, не обеспечили аналогичного расцвета музыкальной педагогики и музыкального образования в современной Италии. Даже консерватории, появившиеся в XIV в., по сути скорее напоминали детские дома для обездоленных и увечных детей. Однако в этих консерваториях уделялось большое внимание обучению музыке. В одном из таких заведений в свое время преподавал великий
А. Вивальди, создавший из воспитанниц прекрасный оркестр с ярчайшим авторским репертуаром. В силу этого именно консерватории стали впоследствии теми учебными заведениями, где можно было овладеть «ремеслом» музыканта. В консерваториях преподавались различные дисциплины (пение, композиция и др.) и велось обучение игре на музыкальных инструментах. Эта практика стала популярной и в эпоху Просвещения распространилась по всей Европе [1] .
Однако консерваторское образование было и по сей день остается профессиональным. Об общем музыкальном образовании речь не шла. Постепенное усложнение композиционных приемов и драматургии, жанров и форм профессиональной музыки привело к сложностям в ее восприятии широкой публикой. В этой связи в результате реформ образования 1888 г. в школах были введены музыкальные занятия, которые предусматривали, прежде всего, хоровое пение. В начале XX в. два замечательных педагога — Роза Агацци и Мария Монтессори — способствовали включению в музыкальные занятия сольфеджио, ритмики и игры на ударных инструментах. Однако в отличие от авторских систем, государственная система и программы обучения по-прежнему ограничивались пением с его неопределенным статусом в школе: то ли это учебный предмет, то ли форма досуга учащихся. Даже после очередной школьной реформы в 1923 г. усилилось внимание к философии, литературе, изобразительному искусству в школе, но не к музыке.
Определенная активизация музыкального образования наметилась, как ни странно, во время фашистского режима, однако она проявилась в навязывании школьникам лишь религиозных и патриотических песен, отличающихся «воспитательной силой» и «политической ценностью». Только в процессе реформ образования в 1962 г. был поставлен вопрос о «музыкальном образовании для всех», наряду с реформированием профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей и композиторов [2] .
Для итальянской музыкальной педагогики характерен подход к обучению как естественному, спонтанному процессу, связанному одновременно с биологическими, физиологическими, а также культурными факторами. Музыкальное образование при таком подходе заключается в передаче культурного наследия, но обучение рассматривается как индивидуальный процесс. Сущность процесса обучения видится современным итальянским педагогам в «отношениях между людьми», в данном случае — между учителем и учеником.
Современная методология, разработанная итальянскими педагогами, включает четыре составляющих:
- 1) «взаимодействие двух типов поведения: с одной стороны, преподавания как комплекса активных действий, поведенческих «интервенций» учителя, с другой — обучения (заметим, что отечественные педагоги говорят в этом случае не об обучении, а об учении), как комплекса поведенческих модификаций ученика, вызванных преподаванием;
- 2) главные герои этих взаимоотношений, а именно учитель и ученик — их личности, их потребности и интересы, их компетенции и роль в этом процессе; термин “компетенция” означает здесь “знания” — знания о том, как делать, как общаться;
- 3) контекст, в котором развиваются взаимоотношения, то есть коллектив учителей и учеников и сам предмет обучения;
- 4) цели, содержание, методы и оценочные приемы, существующие в данном разделе образования» [3] .
В итальянской педагогике есть три ключевых термина, актуальных и для музыкальной педагогики: educazione, istruzione и formazione. Educazione означает передачу элементов культуры и системы ценностей — как с участием педагога, так и без него (например, в семье, в социуме). Она направлена на формирование социальной составляющей личности. Istruzione характеризует цели и содержание обучения, а также знания и умения в данной области. Foimazione означает обучение, подготовку или овладение профессиональными умениями и навыками или же культурными моделями [4] .
В сфере музыкального образования istmzione musicale означает разучивание и исполнение музыки на одном из инструментов, а также сочинение или дирижирование. Educazione musicale означает развитие различных навыков, в том числе, исполнения и сочинения, пения и др., но на более скромном уровне. В первом случае речь идет, как правило, о профессиональных занятиях музыкой, которая и стоит в центре внимания; во втором — в центре находится ученик, поскольку музыка рассматривается лишь как средство — в направленности на развитие его личности.
Первый подход реализуется в консерватории, куда ученики поступают в 11 лет (или чуть позже) и заканчивают которую в 18—20 лет, получая профессию исполнителя, композитора или дирижера. Это — так называемое «музыкоцентричное» образование. Характерно, что у студентов разных специальностей отличаются сроки консерваторского обучения: у скрипачей — 10 лет, у композиторов — 10, у вокалистов — 5, у флейтистов — 7 лет И т.д.
Второй подход реализуется в системе общеобразовательных школ, где делается акцент на музыкальное развитие личности учащегося, способного наслаждаться музыкой и с ее помощью посильно выражать себя. Этот подход характеризуется большей свободой в обучении и меньшей требовательностью к его результатам. Это личностно ориентированный подход или educazione musicale. Он предполагает раскрытие музыкальных талантов каждого ученика, развитие его воображения, творческих способностей, критического мышления и обеспечение возможности самовыражения с помощью музыки. Основная цель школьного музыкального образования — воспитывать самостоятельного и критически мыслящего потребителя музыкальной культуры.
Другими словами, «музыкоцентричное» консерваторское образование направлено на «творческое производство» исполнителя, композитора или дирижера. Общее музыкальное образование — на потребителя музыкальной культуры, реализующего свои интересы, потребности и возможности 1 .
Главными задачами музыкального образования в общеобразовательной школе являются «понимание» и «творчество». При этом умение понимать трактуется как умение интерпретировать воспринимаемую музыку. Интерпретация музыки предполагает постижение ее смысла, функции, контекста и стиля и представляет собой не только «процесс расшифровки структурированных данных», а творческий процесс, который определяется с учетом индивидуальностей, культур, систем ценностей и идеологий слушателя и автора музыки. Для этого необходимы хотя бы элементарные знания, которые постепенно пополняются.
Умение создавать музыку (исполнение, импровизация, сочинение) предполагает развитие способности организовывать звуковой материал и создавать музыку для самовыражения, общения и т.д. Педагоги должны учитывать все особенности слухового развития ребенка. Так, ухо начинает функционировать на шестом месяце внутриутробного развития плода — с этого времени слух развивается на основе приобретенного опыта восприятия и деятельности.
В этой связи в дошкольных учреждениях педагоги должны развивать музыкальную восприимчивость детей, поощрять слушание музыки, поддерживать и стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность. Основные цели музыкального воспитания дошкольников — «изучение, создание и слушание музыки». Одним из наиболее эффективных средств музыкального развития дошкольников считаются движения под музыку как средство приобретения музыкального опыта.
В начальной школе музыка рассматривается как язык общения и самовыражения. Отсюда акцент на понимании ее как языка. Соответственно, у младших школьников следует развивать способность понимать, создавать и воспринимать различные звуковые языки с учетом их коммуникативных и выразительных возможностей. На этом этапе приоритетным считается использование голоса и пения. Параллельно происходит знакомство с музыкой различных культур, стилей и функциональных особенностей: музыка для кино, для театра, танцевальная и др. К этому периоду относятся первые попытки сочинять музыку и записывать ее с помощью самостоятельно придуманных знаков. После этих опытов происходит знакомство с общепринятой нотацией. Музыкально-исполнительская деятельность в это время почти не практикуется.
В средней школе младшей ступени ставится аналогичная задача — развить способность детей к общению и самовыражению, но помимо этого ставится более сложная задача — обострение восприимчивости учащихся (узнавание и запоминание мелодий, ритмов, инструментов и пр.), а также слушание, сочинение и исполнении музыки. При этом используется традиционная нотация. На этом уровне в школах с музыкальным уклоном возможно углубленное обучение, включающее обучение игре на музыкальных инструментах, освоение потной записи и игру в ансамбле.
Обязательное среднее образование младшей ступени завершается в 14 лет. Следующая ступень — среднее образование старшей ступени – обычно специализированная и осуществляется в естественнонаучном, гуманитарном, педагогическом и других направлениях. После 1991 г. в средних школах старшей ступени повысилась роль эстетического развития учащихся. В силу этого понимание, сочинение и исполнение музыки вновь в центре внимания, причем акцент делается на практическую музыкальную деятельность и изучение связей между музыкой и обществом. Большое внимание при этом уделяется связи музыки с другими видами искусства. Однако такая направленность характерна не для всех школ, в основном, для школ с гуманитарным или педагогическим профилем.
Что касается высших музыкальных учебных заведений, то это — консерватории, которые в конце 1999 г. преобразованы в музыкальные институты (высшие учебные заведения) и университеты. В последних в центре внимания стоят теоретические предметы. В университетах исполнительству не обучают, зато изучаются история и теория музыки, этномузыковедение, анализ, семиотика музыки и др. После завершения обучения выпускникам университета присуждается степень по специальностям «Искусство», «Музыка», «Исполнительское искусство» и др. В консерваториях же, наоборот, обучают практически — исполнению, сочинению музыки и дирижированию — при ограниченной историко-теоретической подготовке.
Реформа университетского образования, проведенная в 2000 г., несколько изменила структуру итальянского университетского образования: первый раз студенты получают степень бакалавра после трех, а не четырех лет обучения, как в других странах, а второй раз — после специализированного обучения — после двух лет (степень магистра). Музыка стала преподаваться на некоторых гуманитарных факультетах и факультетах культуры — на них читаются новые курсы: музыкальная иконография, информационные музыкальные архивы, акустика и др. В целом, в образовательной системе Италии придается большое значение теоретической подготовке студентов, что и осуществляется в области музыки в университетах. В консерваториях и музыкальных институтах количество теоретических дисциплин по-прежнему ограничено.
Профессиональная подготовка учителей музыки для общеобразовательных школ осуществляется по-разному. Учителя начальной школы обучаются в университетах, и курс методики преподавания музыки продолжается у них один-два семестра. Учителя средней школы обязаны иметь диплом консерватории или университетскую степень по музыке. В связи с этим во многих консерваториях имеются четырехлетние курсы подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, включающие пять основных предметов: музыкальную педагогику, историю музыки, хоровое дирижирование, композицию и чтение с листа на фортепиано. В настоящее время закон предписывает учителям всех специальностей иметь специализированные дипломы, включающие основы педагогики и методику преподавания конкретной специальности 1 .
Основная цель музыкального образования в Италии — эго формирование умений понимать и создавать музыку. Причем если речь идет не о консерватории, где в центре внимания остается традиционная музыкальная классика, а об общеобразовательной школе, то здесь используется музыкальный материал из множества культур и эпох (наряду с музыкальной классикой поп-музыка, этномузыка и др.). Итальянские педагоги убеждены, что знакомство с различными видами музыки расширяет музыкальные интересы учащихся и формируют у них соответствующие понятия. Что касается теории музыки, то в процессе музыкального образования учащиеся знакомятся с ритмическим, мелодическим и гармоническим синтаксисом, семантическим и прагматическим аспектами музыки, ее историческим и антропологическим своеобразием.
Данные итальянских исследователей свидетельствуют, что несмотря на внимание к музыкальному образованию детей уже с 3—4 лет, учащиеся 9—10 лет уже отличаются стойкой приверженностью к поп-музыке. Эта приверженность сохраняется и у подростков 11 — 14 лет, в то время как классическая и народная музыка ими просто игнорируется [5] . Параллельно, в силу полиэтнического состава учащихся в итальянских школах, отмечается рост внимания к внеевропейским видам и стилям музыки. Иногда это происходит в ущерб освоению богатого музыкального фольклора Италии, с которым учащиеся едва знакомы. Тем не менее педагоги видят позитивные стороны в знакомстве учащихся с музыкальными культурами разных народов, поскольку в этом случае музыкальное образование создает основу для контактов и мирного сосуществования различных культур.
Что касается методов педагогической деятельности, то в них существует три основных подхода, отражающих различные типы профессионального поведения учителя музыки. Эти подходы заключаются в следующем:
- 1) метод передачи и упражнений: педагог сообщает информацию, ученик выучивает ее путем повторения; это однонаправленный процесс;
- 2) метод эвристического руководства: двусторонний процесс, в котором педагог предлагает, руководит и предоставляет средства обучения, в то время как ученик овладевает практикой и теорией путем дискуссий и решения конкретных задач;
- 3) метод спонтанной активности: ученики действуют по своему усмотрению, а педагог наблюдает за ними или успокаивает их [6] .
В зависимости от темы и содержания урока педагог может по своему усмотрению воспользоваться любым из трех методов, однако наиболее эффективным считается все же второй — метод эвристического руководства. Он позволяет сочетать проявление инициативы со стороны учащихся с целенаправленным педагогическим руководством, а также способствует активизации деятельности учащихся во время урока.
Что касается применения классических методов Э. Жака-Далькроза, К. Орфа и 3. Кодаи, то ни один из них, как правило, не применяется в чистом виде, а лишь отдельные элементы каждого — в зависимости от потребности педагога в каждом конкретном случае.
Особенностью развития музыкального образования в стране за последние 20 лет стало внимание к семантическим аспектам музыки, се эмоционально-чувственному содержанию, образности, моторике, их связи с мелодикой, ритмикой и музыкальными формами, которые, как считают итальянские педагоги-музыканты, изучены в Италии лучше, чем в других странах. Параллельно больше внимания стало уделяться творчеству – сочинению и импровизации. С этих позиций массовое музыкальное образование развивается в Италии даже более динамично и продуктивно, нежели профессиональное музыкальное образование. В последнем слишком очевидно внимание к технической стороне исполнения в ущерб глубине понимания музыки, ее художественно-образной природы и знаний о ней. Недооцененной остается и импровизация, овладение которой не считается обязательным для профессионала. Остро ощущается и недостаточно высокий уровень методологического осмысления музыкального образования — как с теоретических, так и с практических позиций. Большие надежды возлагаются на активизацию научно-педагогической мысли в Италии, что может и должно способствовать улучшению ситуации в музыкальном образовании с учетом его национальных разновидностей, содержания и форм.
Музыкальное образование в Италии
Высшее художественное, музыкальное и хореографическое образование в Италии.
В последнее время приходит очень много вопросов от желающих поступить в Институты AFAM, жалуясь на почти полное отсутствие информации по данному направлению. Поэтому разберемся в данной теме.
Istituzioni dell’Alta Formazione Artistica, Musicale e Coreutica это Институты, которые дают художественное, музыкальное и хореографическое образование высшего уровня в Италии. Данный тип обучения приравнивается к университетской системе, и как Институты AFAM, так и Университеты находятся под контролем Министерства образования, университетов и исследований (создано в 1999 году).
Традиционно Академии Искусств и Консерватории в Италии являлись частью школьной системы, поэтому находились на попечении Министерства Образования. Но в начале 90-х годов многочисленные протесты студентов данных учреждений привели к необходимости присудить университетский уровень дипломам академий и консерваторий, которые также были переведены под руководство Министерства Университетов (в те времена это ведомство было отделено от Министерства Образования).
Основные причины данной реформы:
• во-первых, аналогичным институтам в Европе бал дан статус университета, в результате данные учреждения являлись более конкурентоспособными на рынке образования по сравнению с итальянскими институтами, хотя последние предлагали тот же курс обучения;
• во-вторых, университеты Италии открыли курсы обучения в сфере искусства и музыки, конкурируя, таким образом, с академиями и консерваториями.
По данным мотивам Правительство Италии в 1999 году пересмотрело сложившуюся ситуацию и приравняло академии и консерватории к университетам.
На сегодняшний день в AFAM входят:
— Академия изящных искусств (Accademia di belle arti);
— Национальная академия танца (Accademia Nazionale di Danza);
— Национальная академия театрального искусства (Accademia Nazionale d’Arte Drammatica);
— Институт промышленного искусства (Istituto superiore per le industrie artistiche (ISIA). Это государственный институт, предлагающий особое обучение в сфере дизайна (графический дизайн). В Италии есть 4 Института промышленного искусства:
• в Фаэнца (специализируется на керамическом дизайне);
• в Риме и Флоренции (специализируется на промышленном дизайне;
• в Урбино (специализируется на графическом дизайне)
— Музыкальные Консерватории (Conservatori di musica);
— Музыкальные Институты (Istituti musicali pareggiati).
Структура курса в AFAM такая же, как и в университетах: три года основного обучения плюс 2 года — специализация.
Поступление.
Что касается записи иностранных студентов на курсы в Институты AFAM, Министерство образования, университетов и исследований дает ссылку на правила, регулирующие «Поступление на программы обучения в университетские учреждения» за исключением небольших деталей. Так, например, надо заполнять Modello A bis, а не Modello A.
Также Институты AFAM, как правило, требуют дополнительные документы от иностранных студентов. Например, детальные программы обучения (Curriculum studi).
Как и в Университетах, в Институтах AFAM 1 сентября предусмотрена проверка знаний итальянского языка для иностранных абитуриентов. Необходимо в обязательном порядке пройти данный экзамен, так как в ином случае студент должен вернуться домой и ждать следующего года для поступления.
Если вы удачно прошли тест по итальянскому языку, вас ждет второе испытание – специализированный тест по выбранному направлению. Например, вступительный экзамен в Академию изящных искусств на направление Сценография состоит из импровизации и подготовка персонального проекта (Extempore e sviluppo di un progetto).
В заключение, хочу напомнить, что университеты и институты Италии, как правило, имеют право вводить дополнительные испытания для студентов, и экзамены могут меняться от учреждения в учреждение. Поэтому, выбрав учебное заведение, узнайте и соберите всю необходимую информацию для поступления. Мы поможем на каждом этапе.
Share this:
Понравилось это:
Похожее
This entry was posted on 17 июня, 2011 at 10:58 дп and is filed under Обучение. You can subscribe via RSS 2.0 feed to this post’s comments.
Метки: Италия
40 комментариев на “Творческие ВУЗы Италии”
А какие государственные вузы в сфере дизайна одежды?, спасибо)
Мы подбираем факультеты, это будут или университеты или академии искусств, отдельные школы моды это все частное от 12-15т евро год.
подскажите, в каких вузах италии искать специальности дизайна мебели и интерьеров? спасибо
Для подбора специальностей нужно записаться на программу http://www.eueasy.ru/zadat-vopros
Если вы ищите сами то обратите внимание, что вам нужно подобрать факультет и дальше узнать есть ли там места для иностранцев и какие критерии стоимости курса. То есть само нахождение факультета в гос вузе еще не говорит о том что вы можете приехать и учиться на бюджете.
Существует ли предмет»Балетная гимнастика» в Римской Академии балета?
Подбор факультетов и консультации только после внесения депозита. Вы можете зайти на сайт, обычно факультеты и предметы входящие даны. Обратите внимание, что вам надо отдельно на сайте МИДа Италии смотреть есть ли там квоты для вашей страны.
подскажите а студенту скульптору куда можно поступить в италии? и платное ли там образование?
[…] Институты AFAM или Istituzioni dell’Alta Formazione Artistica, Musicale e Coreutica это Институты, которые дают художественное, музыкальное и хореографическое образование высшего уровня в Италии. Как и в Университетах, в Институтах AFAM 1 сентября предусмотрена проверка знаний итальянского языка для иностранных абитуриентов. Далее вас ждет второе испытание – специализированный тест по выбранному направлению. Узнать больше о данном обучение можно в статье«Творческие ВУЗы». […]
Здравствуйте, я студентка Колледжа искуств, мне 21, в этом году у меня гос. экзамен, по специальности я Артист академического пения, т.е оперный исполнитесь.. имеется высшее заочное обр-е, «преподаватель музыки по классу фортепиано и вокал».. так вот, я хотела бы получить 2е высшее обр-е в Италии, в акажемии или университете, естественно по спец-ти «академический вокал» возможно ли это? и к кому обратиться по всем вопросам? заранее спасибо!
Скажите пожалуйтса, есть ли в гос.вузах Италии специальность Стилист (там их называют персональный шопер).Если да, то в каком из гос.вузов? Если в гос.вузах нет, то какова стоимость (примерная) обучения в частных вузах по этой специальности. У меня уже есть высшее образование, полученное в России (юриспруденция). Но хочется поменять профессию. Заранее спасибо за ответ!
сколько стоит обучение на актера и режиссера?
Все как и на другие гос факультеты, от 600 евро в год, зависит от дохода семьи, подробнее есть тут таблица и видео.
Здравствуйте, я студентка 3-его курса Художественного училища . Учусь на художника-живописца, после окончания Училища буду иметь специальность Художник Живописец(Педагог). Высшее образование хочу получить именно в Европе, и хотелось бы в Италии , но не могу найти полную информацию о том, есть ли в Италии университеты с факультетами Живописи или книжной графики . Буду очень признательна, если ответите мне
Подскажите, я в ВУЗах Италии существуют летние программы по рисованию? Интересуют курсы акварели на месяц-два.
Да, такие бывают. Но это не из системы образования, так что мы такие не подбираем. При этом в английском/ итальянском интернете посмотрите через гугл. Если хотите, я знаю, что вот эта девушка организует такие группы из России с преподавателем в Австрию (возможно другие страны) — http://vk.com/queenannet
Здравствуйте, а есть ли в Италии художественные колледжи? Дочь заканчивает 9 класс российской школы, собирается поступать в художественный колледж в России, но рассматриваем и вариант поступления в европейский художественный колледж, если такое вообще возможно. Заранее спасибо.
Поступление в не высшие учебные заведения возможно только при наличии вида на жительство. То есть колледжи то может и есть, но вам тогда нужно с семьей туда переезжать. Так же в связи с разницей программ ей скорее всего нужно будет доучиться до базового среднего и сдать единый экзамен.
Спасибо. Значит, это сложно. Хотя мы бы переехали всей семьей, только бы понять как. А такая система с колледжами только в Италии? Есть ли другие европейские колледжи, куда можно поступить после 9-го класса?
Везде можно если вы житель данной страны и иммигрант. При этом вы говорите о том, что ребенок едет без родителей, это только в пансионаты, а это от 30т евро в год.
Здравствуйте! Я хочу выучиться на дизайнера одежды, в частности нижнего белья. Помогите пожалуйста подобрать дизайнерский колледж, самый недорогой, или школу мод. Заранее спасибо)
Все подобные школы мод — это частные учебные заведения, то есть стоимость учебы порядка 8т евро. При этом вы можете поступить в гос вуз на дизайн или моду, там не так гламурно, но цена будет порядка 600-800 евро в год.
Здравствуйте, меня интересует специальность — режиссер. Подскажите хорошие вузы по этому направлению. Что необходимо для поступления по этой специальности, какие экзамены, какой конкурс
Для записи на подбор программы под ваши критерии в государственных вузах — заполняйте форму тут http://www.eueasy.ru/zadat-vopros и вносите депозит, после этого свяжется сотрудница.
Здравствуйте,меня интересует специальноть модельера обуви и акцессуаров.Какие Вузы самые лучшие и преподающие на английском языке ? Какие экзамены,документы ? Зараннее спасибо
По такой узкой специальности и на английском будут только частные вузы с ценой от 8т евро в год.
Здравствуйте! Подскажите, где можно найти информацию о Консерваториях Италии или Академиях, конкретно интересует академический вокал.
Список в статье, если нужно подобрать программу под запрос то записывайтесь на консультации http://www.eueasy.ru/zadat-vopros
Здравствуйте, меня интересует магистратура в гос.вузе, факультет графический дизайн в группе на английском языке. Есть ли в AFAM? или в других худож. вузах?
Вообще такое направление магистры и мастера на английском в гос вузах есть, другой вопрос, что наних может быть цена выше, чем на итальянские программы, а так же если цена небольшая обычно выше конкурс. Если нужен подбор и консультации то запись тут http://www.eueasy.ru/zadat-vopros
[…] повсеместно. Помимо итальянских вузов, существуют Академии изящных искусств. Курс обучения в итальянских академиях искусств как и […]
[…] высших учебных заведений, факультет дизайна есть в творческих вузах (AFAM). В данных учебных заведениях Вы сможете получить […]
Подскажите пожалуйста, есть ли в Италии обучение по специальности «Художественная керамика» как у нас в Строгановке, или вся керамика только в рамках обучения дизайну?
В Греции точно есть в Афинах на факультете Искусств направление именно керамика. Про Италию нужно искать, может где-то и есть. Если хотите записывайтесь — посмотрим http://www.eueasy.ru/zadat-vopros
[…] AFAM или академия изящных искусств в Италии это творческ…, где студенты обучаются следующим дисциплинам: живопись, графический рисунок, скульптура, декорация, сценография, дизайн и фотография. Это традиционные курсы академий. Если у вас уже есть диплом творческого направления или опыт по одному из указанных профилей, то можно рассмотреть один из курсов специализации и получить диплом второго уровня (Diploma Accademico di 2 livello). Период обучения на таких программах составляет 2 года. […]
Здравствуйте а сколько будет стоить обучение в Италии на дизайнера одежды и можно ли обучаться на бюджет?
Особенности образования в Италии
Италия считается центром мировой моды, родиной дизайна и колыбелью образования. Страна известна своими старейшими университетами и вокальными школами. Истоки современной (Болонской) системы обучения в вузах находятся именно здесь – в одноименном городе. Неудивительно, что молодежь из России и других стран СНГ притягивает образование в Италии.
Плюсы образования в Италии
Число желающих поступить в итальянские высшие учебные заведения постоянно растет, так как специальность, подтвержденная дипломом европейского образца, сможет обеспечить трудоустройство во всех странах Евросоюза и почти в любой точке мира. Но это еще не все.
В чем преимущества итальянского образования:
- Стоимость обучения значительно ниже, чем в других европейских странах, особенно обучения на итальянском языке.
- Вузы пользуются широкой автономией и сами составляют учебные программы.
- Поступить в университет несложно, процедура и требования достаточно просты. И все же диплом бакалавра получает лишь каждый третий, так как учиться в Италии гораздо сложнее, чем в других европейских странах.
- Качество образования высокое, в особенности в таких сферах, как дизайн, живопись, мода, музыка и оперный вокал.
- Существует свобода выбора в том, что изучать. Есть базовый набор дисциплин, относительно остальных студенты могут решать сами, выбирая курсы и преподавателей. Они даже могут определять для себя график занятий и сдачи экзаменов.
- Процесс и качество учебы в частных школах проверяется и контролируется государством.
- Есть возможность постоянной пересдачи экзаменов.
- Государственная стипендия для успешных учеников.
- Студенты, в том числе иностранные, могут официально работать во время обучения.
Программы обучения
Хорошие родители хотят, чтобы их дети стали всестороннее развитыми полноценными членами общества, и система образования в Италии помогает этого достичь. Для этого специально введены ступени, такие как начальная, средняя младшая и старшая школа. Для повышения уровня образования для школьников введены государственные экзамены.
Многие итальянские учебные заведения содержатся за счет государства, но все они пользуются широкой свободой в составлении учебной программы, а также в организационном отношении.
Некоторые из них, включая институты дизайна в Италии, частные университеты и академии моды, предоставляют обучение не только на итальянском, но и на английском языке.
Лингвистические центры и школы, например, в городе Римини, специализируются в преподавании итальянского языка как иностранного. Группа из примерно 10 человек проходит стандартный курс – 20 уроков итальянского языка в неделю. Индивидуальный курс может длиться до 30 уроков.
Русские студенты при необходимости могут пройти:
- бизнес-курс итальянского языка, обучаясь экономике и праву;
- специальные курсы по искусству и дизайну;
- программу для историков и искусствоведов, при этом посещая музеи и дизайнерские мастерские.
Дошкольное образование в Италии
Особенности детских садов в Италии в том, что практически все они находятся в частной собственности. Группы из 15-20 человек возрастом с 3 до 5 лет совместно и активно готовятся к получению начального образования в школе. Родители оплачивают страховку и питание ребенка. Возможна доставка детей из сада домой, но за отдельную плату. Дошкольное образование в Италии не является обязательным.
Маленькие дети от 6 месяцев до 3 лет могут находиться в яслях. Но таких заведений в стране недостаточно. Поэтому, если мама на работе, нередко малыши находятся в частных семейных детских учреждениях.
Что входит в среднее образование
Дети получают начальное образование в Италии с 6 лет. Обязательный учебный процесс длится 12 лет.
Учебный год начинается с октября. В государственных школах обычно классы больше, чем в частных, но программа в них идентична.
Среднее образование состоит из трех возрастных этапов:
- Начальная школа – с 6 до 11 лет. Обучение длится 6 лет.
- Средняя младшая школа – подростки с 11 до 14 лет.
- Средняя старшая школа – с 14 до 19 лет.
Обязательными являются первые два этапа. Начальная школа разделена на 2 ступени, они бесплатны для всех. Пять дней в неделю обучают чтению, рисованию, письму, арифметике и музыке. Программа включает в себя также изучение одного иностранного языка, а по желанию – религии.
Инклюзивное обучение детей с инвалидностью также возможно. В школах первой и второй ступеней они могут учиться в одной группе с ровесниками. Их право на получение необходимого образования не ограничено.
Русская школа в Италии не является редкостью для приезжих из России и других стран СНГ. Маленькие иностранцы здесь обучаются итальянскому и английскому языку. Их успехи оцениваются по 10-балльной системе.
После 5-летнего обучения сдаются экзамены. По их результату выдается аттестат начальной школы, и ученики переходят в среднюю. Там они изучают историю, географию, литературу и естественные науки.
По окончании среднего курса обязательны государственные письменные экзамены по математике, итальянскому и иностранному языку. По остальным предметам – устные.
В школе бесплатная учеба в Италии для русских невозможна. Они могут получать образование в частных учреждениях или школах-пансионах для иностранцев. Для поступления следует иметь табель успеваемости и знать местный язык.
Выпускники средней школы могут учиться в старшей. На этом этапе они решают, продолжать ли школьное обучение. Подростки имеют возможность учиться в лицее, накапливая знания, необходимые для поступления в университет, или приобрести профессию, учась в колледже.
Высшее образование
Итальянские высшие учебные заведения предоставляют очное, заочное и дистанционное обучение. Учебный год состоит из двух семестров, в конце курса студентам необходимо защитить дипломную работу.
В высшее образование входят:
- Первая ступень – аналог степени бакалавра. Обучение длится 3 года.
- Вторая ступень – 4-5 лет, в зависимости от специальности. Фармацевтика и медицина – 6 лет.
- Третья ступень – специализированные учебные заведения и университеты. Выдается степень доктора или диплом специалиста.
Поступление в итальянский университет – прекрасная возможность приобрести творческую профессию. Политехнический институт Турина и Миланский технический университет также дают престижное техническое образование.
Для получения второго высшего образования требуется иметь степень бакалавра или магистра и 15 лет учебы.
В систему обучения входит как университетское, так и неуниверситетское образование, к которому относятся академии изящных искусств, военные академии, консерватории, школы психологии, учебные центры культурных ценностей и реставрации, а также дополнительного профессионального образования. Все учреждения выдают вузовские дипломы.
Молодые люди из России и других стран чаще всего стремятся в сферу творческих и гуманитарных наук.
Получить высшее образование в Италии для иностранцев можно только после того, как был пройден конкурсный отбор. Для этого иностранные абитуриенты, так же как и местные, должны соответствовать основному требованию о суммарном 12-летнем обучении.
Выбор университета
Частные вузы Италии, в отличие от государственных, обучают студентов на английском языке, предоставляя им широкую возможность для практики. Студенты имеют возможность лично участвовать в показах моды, проходить стажировки в крупнейших компаниях, много внимания уделяется отработке практических навыков.
Обучение для иностранцев– это не только возможность достичь европейского уровня образования, но и выучить итальянский язык, приблизившись к культурному наследию страны. Самые популярные специальности – дизайн интерьера, аксессуаров, одежды, создание стиля, бренд-менеджмент.
Так как Италия является родоначальницей мировых мод и дизайна, неудивительно, что здесь находятся одни из самых престижных вузов, предлагающих программы бакалавриата и магистратуры в данных сферах.
Обучение делится на 3 ступени:
- степень бакалавра получают с 18 лет, обучаясь от 3 до 6 лет;
- курс степени магистра составляет от 2 до 3 лет;
- в докторантуре учатся после 3 лет практики по специальности.
Система высшего образования в Италии состоит в основном из университетов, колледжей, академий, технических университетов. Вузы и колледжи в Италии имеют впечатляющий список и рейтинг выпускников, которые прославились во всем мире. Например, Франческо Риссо и Массимилиано Джорнетти, закончившие fashion-школу Polimoda.
Каждый итальянский вуз известен своей спецификой.
Некоторые лучшие университеты Италии:
- Высшая школа дизайна Istituto Marangoni использует современные программы по моде и дизайну, сотрудничая с крупнейшими компаниями. Во время обучения студенты получают опыт работы с известными брендами. Будучи «Оксфордом» в данных направлениях, эта школа выпустила специалистов, внесших вклад в историю не только итальянской модной индустрии, но и других стран.
- Знаменитый Болонский университет является первым высшим учебным заведением в Европе. Уже в XI веке он функционировал как Школа права. Во многом благодаря университету система образования в Италии имеет глубокие исторические корни. Università di Bologna выпустил множество известных деятелей в сферах искусства и науки: его закончили Галилей, Николай Коперник и Парацельс, поэты Франческо Петрарка, Данте Алигьери и Торквато Тассо, врач и философ Юрий Дрогобыч, философ Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола, физик Луиджи Гальвани, кинорежиссер Микеланджело Антониони, модельер Джорджо Армани.
- Академия Domus – одна из ведущих школ в области дизайна, моды и архитектуры. В течение одного года молодые люди учатся магистерским курсам в широкой специализации, развивая свои навыки и таланты. Академия находится в топ-30 лучших вузов мира по магистерским программам в этих областях.
Лучшие медицинские вузы Италии:
- Sapienza University of Rome – Римский университет Ла Сапиенца.
- Università di Padova – Падуанский университет.
- University of Turin – Туринский университет.
- University of Naples — Federico II – Неаполитанский университет.
- University of Florence – Флорентийский университет.
- University of Pisa – Пизанский университет.
- Università degli Studi di Roma “Tor Vergata” – Римский университет Тор Вергата.
- Università degli Studi di Perugia – Университет Перуджи.
- Università degli Studi di Bari Aldo Moro – Университет Бари.
Академии искусств в Италии
Обучение за границей
К образованию в сфере искусств в Италии относят рисование, дизайн, музыку и хореографию (AFAM). Какие заведения для обучения в этих сферах можно выбрать украинцам, расскажет Workland.com.ua
Что такое AFAM?
Высшее образование в Италии делится на университетское и неуниверситетское. К первой категории относятся вузы, ко второй – учебные заведения из числа системы AFAM. Это Академии и Консерватории, дающие своим студентам знания в областях дизайна, рисования, изобразительного искусства, музыки и хореографии. Все это еще называется творческие вузы Италии или институты AFAM. По окончанию таких заведений студенты получают академические дипломы Министерства образования Италии. Структура обучения такая же, как и в первой категории (срок: 3 базовых года + 2 специальных).
Перечень вузов AFAM:
- Национальная Академия танца
- Национальная Академия Театрального искусства
- Академия изящных искусств
- Консерватории
- Музыкальные институты
- Высшие институты дизайна (промышленное искусство)
- Прочие заведения, которые находятся в Постановлении Президента Италии №2012 от 08/07/2005 ст.11
Уровни обучения неуниверситетских заведений, не требующие регистрации в реестре студентов:
- Бакалаврат системы AFAM. На эту степень учатся от 3 лет и больше. Для зачисления нужно иметь школьное образование 12 классов. Для украинцев это обеспечивается 11 классами + 1 курс университета или колледжа. Академический диплом бакалавра по системе AFAM приравнивается к такому же диплому университетских программ
- Магистратура системы AFAM. Обучение длится от 2 лет и больше. Поступают на эту степень те, кто имеет 15 лет обучения за спиной. Для украинцев реально попасть на эту программу, завершив 11 классов и 4 курса университета. Академический диплом магистра AFAM приравнен к аналогичному диплому магистра университета.
- Обучение единого цикла. Некоторые вузы AFAM принимают студентов после 12 лет образования на диплом магистра. В итоге выдается диплом магистра AFAM после пяти лет обучения на программе.
Зачисление студентов на эту программу проходит через Итальянский институт культуры в Киеве или через официального представителя выбранного вуза в Украине.
Категория неуниверситетских программ, которые не нуждаются в регистрации:
- Исследовательская работа по системе AFAM. Учеба длится от 3 лет и больше, в украинском варианте – докторат. Для зачисления на эту программу нужно иметь диплом магистра AFAM.
- Повышение квалификации
Как иностранцу поступить в учебные заведения AFAM?
Для поступления в институт AFAM необходимо заполнить анкету, которую можно найти в Итальянском институте культуры или взять у посредника-агентства. Далее нужно учесть, что такие заведения требуют дополнительные документы от иностранцев.
Если у вас есть проблемы с итальянским языком, в начале сентября нужно сдать экзамен на знание языка. Это обязательная процедура и ее нужно пройти, иначе поступить можно только через год.
В случае успешной сдачи теста на владение итальянским, вы проходите второй этап: специальное тестирование. Каждый вуз системы AFAM выдвигает свои требования к абитуриентам. К примеру, Академия изящных искусств предлагает продемонстрировать сольный проект импровизации. Такое «самоуправство» закреплено на законодательном уровне. Вузы Италии, работающие по неуниверситетской программе, могут сами создавать и требовать от абитуриентов выполнения личных интервью, постановок, образцов, прочих креативных проявлений себя.
Сколько стоит обучение в Италии?
Академия изящных искусств обойдется студенту-бакалавру в 15695 евро в год, магистру – в 13250 евро в год. Регистрация (сбор) 250 евро. Проживание и питание обойдется студенту до 700 евро в месяц.
Академия Риаччи – в год 15 тыс евро, магистратура – 16 тыс евро в год. Проживание в кампусе (300-400 евро в месяц).
Оформление визы в Италию
Для обучения в Италии нужно будет оформить визу тип D, стоимость которой 18 евро (сервисный сбор). Устройство на обучение в вузы по системе AFAM берут на себя официальные представители в Украине данных вузов за определенную комиссию. Перелет в Италию составляет до 300 евро на самолете, плюс медстраховка от 360 евро.
Как получить высшее образование в Италии
Лайфхакер и выставка образования «Учись в Италии! Studiare in Italia» рассказывают главное, что нужно знать об учёбе, сессии и стипендии в итальянских университетах.
Зачем учиться в Италии
Италия — одна из самых удобных и гостеприимных стран для студентов. Там 89 вузов с огромным выбором специальностей. Итальянское образование признаётся и в Евросоюзе, и в России.
В Италию едут за образованием в сфере дизайна, моды, музыки и искусства. Это главные направления, которыми известна страна. Но это не значит, что другим специальностям там плохо учат. Скорее, наоборот: сказывается многовековой опыт работы со студентами.
Кто может поступить в итальянский университет
Стать бакалавром могут все, кто проучился 12 лет. В России в школу ходят меньше, чем в Италии. Поэтому у нас после 10 или 11 лет школы нужно проучиться ещё где-нибудь: в колледже, университете. Получать диплом в России не обязательно. И даже продолжать обучение в Италии можно по другой специальности.
Если же вы хотите учиться на магистра или получать докторскую степень, то нужен диплом бакалавра, который подтвердит, что у вас достаточно знаний и опыта.
Вступительные испытания зависят от университета и от специальности.
На некоторые курсы нет вступительных экзаменов вообще.
Чтобы получить творческую профессию, надо сдать экзамен на оценку способностей и принести портфолио, но условия поступления меняются и в разных вузах не совпадают. Некоторые университеты требуют сертификат о знании итальянского, а некоторые предлагают уже в Италии сдать экзамен по языку.
Сколько лет учатся в Италии
Сроки обучения зависят от того, какую степень и специальность вы хотите получить. Условно высшее образование в Италии можно разделить на три ступени:
- Corsi di Laurea — то, что у нас называют бакалавриатом. Учиться по таким программам могут все, у кого за плечами 12 лет любого образования. Corsi di Laurea занимает не меньше трёх лет, на некоторых специальностях обучение длится дольше.
- Corsi di Laurea Specialistica, Corsi di Laurea Magistrale — магистратура, на неё поступают с дипломом бакалавра. Занимает не меньше двух лет, даёт право учиться дальше.
- Corsi di Dottorato di Ricerca — это докторантура, направленная на серьёзные исследования. Занимает около трёх лет. Существуют также отдельные программы для некоторых специальностей, например для медиков.
Но нужно учитывать, что указанные сроки не для студентов, а для вузов: в такое время может уложиться учебная программа. Студенты же сами определяют, сколько экзаменов им сдавать каждый год, потому что в Италии нет привычных нам сессий. Учиться можно и дольше, если вы чувствуете, что знания нужно подкопить.
Сколько стоит образование в Италии
Стоимость учёбы в Италии зависит от самого учебного заведения, региона, в котором оно находится, и от доходов вашей семьи.
Учёба в Италии доступна и не требует бешеных денег.
В государственных вузах существуют бесплатные программы, так что студенты платят только налоги и в год университету отдают от 500 до 3 000 евро. В частных высших школах и вузах стоимость обучения выше, но выучиться за 5–10 тысяч долларов в год реально.
Конечно, деньги уходят не только на университеты. Не в каждом вузе есть общежитие, поэтому приходится снимать жильё. И хотя у студентов есть льготы на проезд и развлечения, большая часть учащихся в Италии занята подработкой — это позволяет студенческий вид на жительство.
В государственных вузах также выплачивают стипендию, её размер зависит от нескольких факторов:
- Региона, в котором вы учитесь.
- Успеваемости.
- Доходов семьи. Чем выше доход, тем меньше стипендия.
Как выучить итальянский для поступления
Лучше, конечно, начать его учить прямо сейчас. Большинство вузов требует знания языка на уровне B2. Это значит, что вы легко общаетесь на языке и можете понимать специализированные тексты. Хорошая новость: итальянский не самый сложный для изучения хотя бы потому, что там простое произношение.
Но если с итальянским вы совсем незнакомы и боитесь, что не успеете выучить его к следующему учебному году, выберите курсы на английском языке — таких тоже хватает.
Как подготовиться к поступлению
Для начала необходимо выбрать университет и специальность, чтобы понять, какие экзамены надо (или не надо) сдавать, подсчитать, сколько будет стоить учёба, и собрать все документы.
Затем вплотную заняться оформлением бумаг. Некоторые учебные заведения принимают документы весь год, но в большинстве случаев нужно успеть всё сделать до июля.
Документы придётся подавать через посольство или консульство, где они пройдут проверку. Вам понадобятся документы, удостоверяющие личность, документы об образовании с апостилями и заверенными переводами. Если вы претендуете на стипендию, то нужны справки о доходах семьи (какие именно — зависит от региона, в котором вы будете учиться). Плюс, если есть, сертификат о знании языка.
Учёба в Италии начинается в сентябре-октябре. И чтобы без помех влиться в следующий учебный год, задуматься о поступлении надо уже сейчас.
Вуз присылает подтверждение, что вас приглашают на вступительные испытания или же сразу на учёбу. И к этому времени у вас должны быть все документы для учебной визы и получения вида на жительство: страховка, подтверждения платёжеспособности и контракт на жильё, фотографии, авиабилеты.
Дальше останется только пройти вступительные испытания (если они есть), уладить формальности с документами и погрузиться в студенческую жизнь.
С чего начать, чтобы учиться в Италии
Переехать в другую страну за образованием несложно, если подготовиться. Чтобы определиться, хотите ли вы учиться в Италии и где именно, обратитесь непосредственно к университетам, которые работают с иностранными студентами.
Для этого существует выставка «Учись в Италии! Studiare in Italia», которая пройдёт 28 октября в Москве и 29 октября в Санкт-Петербурге. Её проводит агентство в сфере образования START! при поддержке официального представительства европейских вузов в России и СНГ STUDIES&CAREERS и Итальянского института культуры в Москве.
Выставка бесплатная: каждый может прийти и спросить, как получить образование в Италии.
На мероприятие приезжают представители высших учебных заведений, чтобы рассказать об условиях поступления и учёбы. За последние шесть лет в выставке приняли участие 60 итальянских вузов.
Выставка поможет определиться, какой университет вас устраивает. В этом году на «Учись в Италии! Studiare in Italia» приедут представители вузов, специализирующихся на искусстве, дизайне, архитектуре, моде, менеджменте и экономике, а также университетов широкого профиля. Последние расскажут о факультетах, где изучают всё что угодно: от техники и медицины до лингвистики и философии.
На выставке вы узнаете:
- Какие вузы считаются самыми востребованными.
- Чему вы научитесь.
- На какие программы и в какие университеты вы можете поступить.
- Какие экзамены вас ждут.
- Сколько средств отложить на переезд.
- К кому обратиться, чтобы поступить без лишних нервов и ошибок новичков.
Всё, что вам нужно, чтобы попасть на выставку, — зарегистрироваться. Это и будет первый шаг в сторону Италии.
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Вокальное образование в Италии XX века осуществляется: в консерваториях – средних специальных учебных заведениях; национальной академии Санта Чечилия – высшем учебном заведении; в) частных школах, готовящих певцов-премьеров и примадонн.
В настоящее время в Италии насчитывается четырнадцать консерваторий. На вокальном отделении изучается в основном оперная литература. Консерватории готовят певцов для оперных театров и преподавателей пения. Прием абитуриентов проходит дифференцированно с учетом исполнительской и педагогической направленности. На педагогическом отделении требуется, помимо достаточных вокальных и музыкальных данных, свободное владение фортепиано, знание анатомии и физиологии голосового аппарата, эрудиция в области теории и истории музыки. При приеме на исполнительское отделение особое внимание уделяется наличию хорошего голоса и актерской одаренности, для определения которой абитуриент читает отрывки из драматических произведений. Первый курс консерватории считается конкурсным. Окончательное зачисление происходит только после сдачи всех экзаменов, завершающих первый год обучения.
Во время обучения студенты с исполнительской и педагогической направленностью проходят в основном одни и те же дисциплины. Серьезное внимание обращено на занятия по общему фортепиано. Выпускная программа включает такие обязательные произведения, как сонаты Бетховена, прелюдии и фуги Баха. Много времени уделяется чтению с листа, которое входит в программу на протяжении всех пяти лет.
В классе сольного пения занимается, как правило, восемь-десять человек, которые обязаны присутствовать на занятиях своего профессора в течение всего рабочего дня. Такой режим занятий воспитывает слуховое представление об эталоне звучания и является, с точки зрения вокальных педагогов Италии, важнейшим условием вокального образования. Педагогу отводится двенадцать часов в неделю, которые он распределяет по своему усмотрению, учитывая индивидуальные особенности учеников, увеличивая время занятия с одними и сокращая его с другими. В репертуар кроме оперных произведений включается большое количество вокализов, пение которых является обязательным с первого курса до выпускного экзамена. В программу экзаменационных требований на первом курсе входит исполнение одного вокализа из восьми, представленных комиссии, и старинной арии композиторов ХVII-ХVIII века. На втором курсе экзамен не предусмотрен, что дает возможность профессору заниматься по индивидуальному плану. На третьем курсе студент исполняет гаммы, несколько технически сложных вокализов, арию с речитативом, романс или камерное произведение итальянских композиторов XVII века (Д.Каччини, Д.Монтеверди, М.Чести). На четвертом курсе количество вокализов увеличивается, один из которых должен быть в современном стиле. В экзаменационную программу входят также старинная ария, отрывок из духовного сочинения композитора XVIII века, ария композитора XIX века, романс. Кроме того, обязательным является проверка чтения с листа.
На пятом, выпускном, курсе программа экзамена включает два вокализа старинного и современного авторов, две арии (одна из которых композитора XX века), исполнение (после самостоятельной трехчасовой подготовки) незнакомого вокального произведения, предложенного комиссией. Выпускник также экзаменуется в чтении с листа произведения средней трудности. Заканчивается выпускной экзамен проверкой знаний в области физиологии и анатомии голосового аппарата.
В учебном плане не предусмотрены отдельные занятия с концертмейстером, однако студент обязан являться к профессору с выученной программой. Такая система дает положительные результаты: студенты приучаются к самостоятельности и инициативности. В классах ведущих профессоров используются разнообразные вокальные упражнения, развивающие диапазон, силу, динамические и тембровые возможности голоса. В отмеченном многообразии есть некоторые общие установки, помогающие приблизиться к эталонному звучанию – округлому и звонкому на опоре с выраженным вибрато. Добиться такого результата помогает устойчивое положение гортани (по выражению некоторых педагогов – “гортань, поставленная на якорь”), “ощущение зевка или поднятого нёба”, направление звука “в маску”, раскрытие регистровых возможностей голоса, тренировка певческого дыхания, обеспечивающего пение legato и динамическое разнообразие голоса.
Музыкальная академия Санта Чечилия – высшее учебное заведение. На вокальное отделение академии принимается не более восьми человек, окончивших консерваторию и получивших рекомендацию от дирекции. Поступающие в музыкальную академию должны иметь отличную вокально-техническую подготовку. Цель двухгодичного обучения -овладение стилем исполнения камерных музыкальных произведений. Во время обучения студенты пользуются правом посещения концертов во всех залах города. Выпускной экзамен представляет собой сольный концерт в двух отделениях, программа которого составляется из романсовой литературы разных стилей.
Дать исчерпывающую характеристику методов преподавателей современных педагогов-вокалистов необычайно трудно. Однако достаточно ярко прослеживаются некоторые общие положения.
Одна из особенностей итальянской вокальной школы – вокализация на гласный “а” (в ХVII-ХVIII веке – открытый, в XIX – закрытый). В настоящее время эта традиция пересматривается, и многие педагоги предпочитают вокальные упражнения на округлый гласный “и” или “у”. Такое изменение связано с необходимостью добиться более крепкого звучания за счет активной работы голосовых складок. Указанные гласные большого импеданса создают высокое подскладочное давление, которое и активизирует работу голосовых складок.
Вторым существенным отличием современной итальянской педагогики является особенность формирования верхнего участка голоса. Осторожное бережное отношение к верхнему регистру заменяется смелым подходом. Упражнения даются с охватом всего певческого диапазона, включая крайние звуки головного регистра. Наиболее распространенным является требование пониженного положения гортани. Упражнения для сопрано в классе Ирис Корадетти – педагога Венецианской консерватории, как правило, поют на гласный “а”; для тенора – на округлый “и”. Эмиссия звука начинается с того момента, когда ученица, набрав умеренное количество воздуха, ощутит прохождение его через голосовую щель. Особенное внимание уделяется однородности звучания на всем диапазоне. Упражнения начинаются на среднем участке голоса и постепенно по полутонам доходят до си второй октавы.
Неизменность низкого положения гортани, поднятого мягкого нёба, широкого горла – обязательное условие исполнения всех упражнений. Для выработки колоратурной техники педагог требует меньшей активности в подъеме нёба, то есть менее округлого звука, чем при пении legato. Для всех голосов Иоланда Маньони – профессор Римской консерватории Санта Чечилия использует упражнения на гласный “и”, в отдельных случаях – “о” или “у”, но только не “а”. Основные положения И.Маньони сводятся к следующему: раскрепощенная гортань (широкое горло), свободное, легкое дыхание с хорошо натренированной диафрагмой, выполняющей роль “поддержки” голоса, мягкая атака, наличие “вибрато”. Упражнения охватывают весь диапазон голоса. Профессор не стремится сгладить регистровые “переходы”, а напротив, смело выявляет особенности звучания всех регистров. Понимая важность работы диафрагмы, Маньони дает упражнения на чередование forte и piano. Широко применяется portamento, особенно при пении больших интервалов. При этом профессор требует активных толчков диафрагмы.
Для выработки беглости необходимо полное раскрепощение гортани, а потому Маньони рекомендует пение гамм на слог “ха”. Такая придыхательная атака снимает излишнее напряжение голосовых складок, отчего дыхание делается гибким и эластичным.
Для освоения верхнего участка диапазона голоса Маньони использует арпеджио, гаммообразные пассажи, диатонические и хроматические гаммы. Интересным и рискованным является метод освоения верхних звуков. Игнорируя не очень качественное звучание верхних нот, профессор смело переходит к еще более высокому, доходя до крайних пределов.
Особое внимание уделяется выработке вибрато. С точки зрения Маньони, вибрато должно вырабатываться с первых же шагов обучения пению у всех учеников, независимо от характера голоса.
Существенное место занимают упражнения на legato. Профессор требует, чтобы они исполнялись полным (но не напряженным!), округлым звуком. При работе над произведениями профессор добивается скрупулезного выполнения авторских указаний, зафиксированных в тексте, соблюдения традиций и неприятия “новшеств”. Эта установка характерна и для других педагогов итальянских консерваторий.
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы