Российско-китайские отношения во второй половине XIX века
Дата публикации: 01.01.2017 2017-01-01
Статья просмотрена: 4627 раз
Библиографическое описание:
Громов Р. М., Ворожцова А. С. Российско-китайские отношения во второй половине XIX века // Молодой ученый. 2016. №30. С. 347-349. URL https://moluch.ru/archive/134/37705/ (дата обращения: 26.02.2020).
Ключевые слова: российско-китайские отношения, фашизм, Великая Отечественная война,СССР, «Большая земля»
История российско-китайских отношений насчитывает уже более 400 лет, по причине близкого географического расположения стран. Она наполнена как конфликтами, так и периодами сотрудничества.
Главным фактором в развитии двух стран всегда являлись их торгово-экономические отношения. От состояния взаимоотношений России и Китая зависели и их успехи во внутренней и внешней политике.
Вторая половина XIX века это период качественных изменений в российско-китайских отношениях, причинами которых являлись внутренние изменения и реформы Российского государства. Это время подписания договоров, переговоров и посольств.
Россия стремилась как можно быстрее активизировать свою политику в отношении династии Цинь и разрешить все противоречия и конфликты с Китаем. Оба государства оказались в состоянии войны с Францией и Англией. Надо отметить, что это способствовало формированию дружественных отношений между Россией и Китаем, а также разрешению вопроса касаемо границ между двумя государствами. Однако назвать доверительными взаимоотношения двух стран было нельзя.
Образование капитализма и завершение феодализма также повлияли на российско-китайские отношения. Россия часто выступала на стороне Запада, хотя ее политический курс сильно отличался от внешней политики колониальных держав. В этот период между Россией и Китаем было заключено наибольшее количество договоров и актов. Например, Айгуньский договор или Тяньцзиньский трактат.
Айгуньский договор 1858 года был подписан 16(28) мая в городе Айгуни, уполномоченным со стороны Российского государства — Н. Н. Муравьевым и со стороны Цинского Китая Хэйлунцзянским главнокомандующим — И. Шанем. Айгуньский договор заключался по взаимному согласию двух государств, ради взаимной дружбы их народов и пользы. По данному договору левый берег реки Амур от реки Аргуни до устья юридически принадлежал России. Правый же берег реки Амур до реки Уссури закреплялся за Китаем. Передвижение по реке Амур, Сунгари и Уссури было разрешено только для русских и китайских судов. Также разрешалась взаимная торговля между двумя народами, проживших по берегам данных рек.
Тяньцзиньский трактат был подписан между Россией и Китаем в 1858 году 1(13) июня в Тяньцзыне. Уполномоченный со стороны России вице-адмирал Е. В. Путятин, с китайской стороны Хуашаном и Гуйлянем. Данный трактат состоял из 12 статей и подтверждал мирные, дружеские отношения между странами, гарантировал безопасность русских, проживающих в Китае и китайцев, находящихся на территории России. Также Тяньцзиньский трактат открыл ряд китайских портов для русских судов и подтвердил право России на направление посланников в Пекин. Наряду с подданными других стран. Российские подданные получили в Китае право на консульскую юрисдикцию экстерриториальность. Разрешалась сухопутная торговля без ограничений количества провозимых товаров, числа лиц, участвующих в ней и употребляемого капитала. Россия также могла теперь назначать консулов в открытые для нее порты. Что же касаемо территориальной границы, Тяньцзиньский трактат устанавливал, что неопределенный части границ будут исследованы уполномоченными лицами со стороны обеих держав и заключенное между ними условие будет приложено к данному трактату в виде статьи. Между Кяхтой и Пекином было установлено регулярное почтовое соглашение.
Нарочницский А. Л. писал: «новый этап российско-китайских отношений связан с обострением международных отношений в 60–70-е года XIX века. После заключения Пекинского договора Россия ставила своей целью укрепление добрососедских отношений и развитие экономических связей с Цинским Китаем. Поэтому русское правительство добивалось скорейшей реализации условий договора» [1, с. 30].
В 60–70-е года российско-китайские отношения можно охарактеризовать, как стабильные. Между двумя странами возникали различные политические вопросы и проблемы, однако все они были связаны с проблемами внутри Китая, а именно с массовыми антиправительственными восстаниями в Синьцзяне. Россия была заинтересована в сохранении внутренней стабильности Китая и его единства. Поэтому политика Петербурга была сдержана и осторожна, а все пограничные проблемы чаще решались на местном уровне.
Новый конфликт между двумя странами возник, когда Цинское правительство стало претендовать на часть побережья залива Посьет, а это лишало Россию выхода к границе с Кореей. В связи с этим, начался новый этап российско-китайских отношений, который приходится на 80-е-начало90-х годов XIX века. Русское правительство отвергло претензии, и, несмотря на это, отношения между двумя государствами являлись стабильными. И благодаря взаимным уступкам, касаемо важных вопросов того времени, данный период является самым стабильным за всю историю российско-китайских отношений.
Дацышен В. Г. писал: «в конце XIX века Маньчжурия становится центром российско-китайских отношений. Масштабы, уровень, перспективы, формы и методы российской экспансии в Северо-Восточном Китае создали предпосылки к вызреванию в этом регионе самого тяжелого в истории двусторонних отношений комплекса проблем и противоречий» [2, с. 120].
Западные державы также влияли на отношения между Россией и Китаем. В середине XIX века, изменение военно-политической обстановки на Дальнем Востоке повлекло за собой вмешательство в развитие российско-китайских отношений других государств.
Оба государства испытывали на себе ряд агрессивных действий со стороны Англии и Франции, хоть и по разным причинам. Россия предлагала свою военную помощь китайской стороне, однако Пекин принципиально не пошел на сотрудничество со своим северным соседом. Наша страна пыталась использовать в своих геополитических интересах ситуацию в Китае, втянутом во вторую «опиумную войну». Также Россия видела обоснованную угрозу своим интересам на Дальнем Востоке в активных действиях Англии в Китае.
В Англии и Франции же были уверены в том, что Россия оказывает военную поддержку Китаю. На западе были не довольны сближением России и Китая, так как это способствовало бы укреплению позиции нашей страны на Дальнем востоке. Россия же была заинтересована в сильном Китае, способном противостоять другим державам.
В итоге Цинская империя потерпела поражение от Англии и Франции, вследствие чего подписала невыгодные ей договоры, которые ограничивали суверенитет страны.
Несмотря на то, что российская сторона стремилась наладить и укрепить военно-политические отношения с Китаем, никакого развития не произошло.
Отношения между Китаем и Россией отличались отсутствием заинтересованности с китайской стороны, недоверием и недружелюбием. Китай добровольно и самостоятельно отказался от протянутой ему руки помощи, вследствие чего и был вынужден подписать столь невыгодные для него договора. Хотя такая бескорыстная помощь в лице России могла содействовать реорганизации и реформированию китайских вооруженных сил.
Западные державы, в особенности Англия, оказывали крайне сильное влияние на Китай, который Россия фактически «уступила» им, в том числе, как и рынок сбыта оружия.
Однако несмотря на неудачи и провалы в развитии и формировании дружеских отношений с Китаем. Россия ни разу не оказывалась в состоянии войны с китайской стороной, в отличие от западных держав. Также наша страна не совершала никаких агрессивных действий в отношении ослабленного соседа.
- Нарочницский А. Л., Бескровных Л. Г. К истории внешней политики России на Дальнем Востоке в XIX / Л. Г. Бескровных, А. Л. Нарочницский // Вопросы истории. –1974. с. 30.
- Дацышен В. Г. История русско-китайских отношений (1618–1917) / В.Г. Дацышен; Крас. гос. пед. ун-т им. Астафьева. — Красноярск: КГПУ, 2004. с. 120.
- Попов И. М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны. / И. М. Попов. — М., 2004.
- Мясников В. С. Россия и Китай: контакты государств и цивилизаций [Текст] / В. С. Мясников // Общественные науки и современность 1996.
- Нарочницский А. Л., Бескровных Л. Г. К истории внешней политики России на Дальнем Востоке в XIX / Л. Г. Бескровных, А. Л. Нарочницкий // Вопросы истории. — 1974.
Российско-китайские отношения XVIII века
В истории партнерства между Россией и Китаем в XVIII веке были как времена конфронтации, так и эпохи мирных, добрых соседских взаимосвязей. Тщательное изучение хода действий этих контактов, путей преодоления несогласий и недоверия друг к другу, укрепления понимания в разнообразных отраслях – это важная тема во все времена. Стоит отметить, что складывание нынешних и будущих взаимоотношений между Китаем и Россией также зависит от решения трудностей и проблем, накопившихся за продолжительное время сотрудничества этих двух государств. Умаление или незначительное игнорирование многовековых знаний российско-китайских отношений могут оказаться сегодня просчетами, которые завтра отразятся не самой благоприятной стороной.
История взаимосвязей между Китаем и Россией включает в себя около четырех веков. Их началом принято считать XVII век, а точнее его первое десятилетие. Однако какие-то фрагментарные сведения о Китае доходили до Руси еще в XIII века, во время монгольских завоеваний, а также поступали в XV—XVI веках как от купцов из средней Азии, так и от европейских географов. Но сближение границ России и Китая можно отнести лишь к XVII – XVIII векам. Именно в данный период времени русские начинают взаимодействовать с Китаем в экономическом, политическом и географическом аспектах.
Первоначально было предпринято установить торговые отношения между Китаем и Россией через территории Средней Азии, а в дальнейшем через Сибирь и Монголию[3]. Правители династии Цин негативно оценили идею русских освоить Забайкалье и Приамурье с середины XVII века. Китай остерегался соперничества России в борьбе за влияние на данной территории и усиления ее позиций вблизи границ, принадлежавших Цинской империи. Таким образом, именно на данных принципах строилась политика отношений между Россией и Китаем на протяжении второй половины XVII века и почти всего XVIII столетия.
Рассматривая и анализируя дипломатическую деятельность правительства Китая в 50—90-х годах XVII века, можно найти ответы на многие основные вопросы, касающиеся международных отношений на Дальнем Востоке в XVII—начале XVIII веков. В первую очередь на вопросы, связанные со становлением маньчжурской державы, превращением ее в могущественную империю. В этом процессе маньчжурской дипломатии принадлежит не меньшая роль, чем таким политическим институтам Цинской империи, как армии, административному, налоговому аппарату и многим другим.
В 1726 году Савва Владиславич возглавил визит русского посольства в Пекин [2]. Главной целью данного мероприятия стало заключение ряда договоров, касающихся разделения границы между территорией России и Монголии (являвшейся частью империи маньчжуров), перебежчиков, торговых караванов и торговли двух государств. Позже, в 1727 году Цинский Китай и Россия заключили Буринский, а в начале 1728 года – Кяхтинский договоры [5]. С их помощью удалось разрешить вопросы о перебежчиках, торговле и пограничных территориях. Буринский трактат закрепил новую границу, а с помощью Кяхтинского договора строились дальнейшие торговые и политические связи между Россией и Империей Цин. Также он стал первой попыткой достигнуть состояния равновесия после Нерчинского договора 1689 года.
Основные пункты Кяхтинского соглашения подтверждали все раннее заключенные пограничные договоры, основы и порядок русско-китайской торговли. По данному соглашению граница установилась к западу от реки Аргунь. Относительно земель Амура и Тихоокеанского побережья, было решено оставить их не разграниченными.
Также данный договор дал возможность не только 200 купцам посетить Пекин, но и русским ученикам, желающим изучать китайский язык, культуру и историю, получать там образование. Отметим, что только Россия среди всех европейских стран имела такую возможность. Так, в период 1727 по 1864 год в Пекин прибыло 48 русских учеников. 1708 год считается одним из самых важных в развитии русско-китайских отношений, так как в это время в Цинской империи появляется первая русская школа.
В России ситуация сложилась немного иначе: хотя и было создано несколько китайских школ, они просуществовали недолго [4]. Одной из первых стала школа в Тобольске, функционировавшая с 1739 года. Позже в Петербурге открыли еще две школы: И.К. Россохина (1741-1751г.) и А.Л. Леонтьева (1763-1767г.). В 1798 году при Коллегии иностранных дел была официально учреждена школа для подготовки переводчиков с китайского, татарского, персидского, маньчжурского, турецкого языков. Для подготовки профессиональных переводчиков в 1798 году при Коллегии иностранных дел была создана и официально учреждена школа. Она представляла возможность изучать китайский, татарский, персидский, турецкий и маньчжурский языки.
Россия передавала Китаю земельную территорию в Северной Монголии, взамен она обретала право на учреждение нового пункта для российско-китайских торговых отношений. В первой статье Кяхтинского договора закреплена его цель: «мир крепчайший и вечный», а седьмая статья того же соглашения утверждает положения Нерчинского договора касательно не доступных к разделению земель, что делало возможным дальнейшие корректировки пограничной линии. Эти “поблажки” являлись возможным только вследствие стремительных торговых и экономических отношений, а также двустороннему интересу в них. В Нерчинске и Кяхте устанавливались пункты постоянной торговли.
В данный период времени большое значение придавалось функционировавшей Российской духовной миссии. Стоит отметить, что в Китае она была одной из самых ранних по времени создания. Там данное церковно-политическое представительство Российской церкви и государства действовало с XVIII века до 1954 года. Центральной деятельностью данного представительства стали не только дипломатические отношения, но и выполнение обязанностей в роли торгового представителя.
Основными причинами создания Российской духовной миссия стали: необходимость русского государства, во-первых, в развитии отношений с государствами Дальнего Востока и, во-вторых, в приобщении язычников в лоно православной церкви.
Также духовная миссия стала одним из источников о Китае, его языке и культуре. Только поэтому можно говорить о том, что миссия играла большую роль в русско-китайских отношениях. С её помощью нам известны такие китаеведы, как Илларион Россохин — один из первых переводчиков на русский язык китайских текстов, работавший позже в Академии наук в Петербурге, Алексей Леонтьев, известный своими переводами китайских и маньчжурских книг.
Что касается Пекинской духовной миссии, она была «каналом», с помощью которого и осуществлялись контакты между русским и китайским правительствами.Такая форма взаимных отношений оказалась наиболее приемлемой для обеих сторон, так как она позволяла обходить весьма щекотливые вопросы дипломатического церемониала, затрагивающего престиж Российского и Цинского государств.
В этот период бурное развитие получила торговля между двумя данными государствами. В Кяхту из Китая везли чай, крепкие напитки, шелк-сырец, шелковые и хлопчатобумажные ткани, тростниковый сахар, ревень, фарфор и прочие товары. Из России в Китай ввозили меха, шерстяные ткани, зеркальное стекло и многие другие вещи.
Однако в 1744 году был введен запрет на ввоз товаров из Китая в Россию через территории Западной Европы. Это решение было предпринято с целью укрепления непосредственных русско-китайских торговых связей. Позже, в 1761 году введен новый таможенный тариф, освободивший от пошлин ввоз в Россию китайского шелка-сырца, хлопчатобумажных изделий, красок, жемчуга, а также вывоз в Китай русского сукна, иголок и других товаров.
В середине XVIII века наблюдается обострение международных отношений в районе Центральной Азии. Казалось, что настал момент, когда все хитроумные и запутанные политико-дипломатические дела цинских правителей должны были быть разоблачены.
А в этот время в данном районе Азии происходило все большее сближение России и Китая. Россия приняла в свое подданство ряд казахских ханств, что привело, во-первых, к возможности исследования, а в дальнейшем и к освоению новых южных территорий и, во-вторых, способствовало продвижению сферы русского влияния в район озера Балхаш. Это продвижение вновь обострило русско-джунгарские отношения, но силы Джунгарского ханства были уже ослаблены. В то же время цинский Китай в середине XVIII века приступил к активным действиям против Джунгарии.
Русскиевласти заинтересовало и даже встревожило распространение Китая цинского периода в Джунгарии. В данный период происходили большие изменения,как соотношение сил государств, так и в политической карте. Отметим, что превосходство было на стороне наиболее сильных держав, действовавших на территории Центральной Азии. Несомненно, русская администрация имела одну цель: ограничить действия Китая. Для этого было отдано распоряжение беспрепятственно пропустить в русские пределы беглых джунгаров.
В конце XVIII- начале XIX века торговля Китая обретает новый, более высокий уровень развития. Однако именно масштабный характер торговли стал одной из причин крупных военных действий, ярким примером которых являются Опиумные войны [5]. В дальнейшем такие военно-политические столкновения отразятся на формировании торговых связей Китая с другими государствами.
А в это время Россия проводила успешную политику на территории Центральной Азии, в том числе и Казахстане[1]. Именно это позволило русской администрации заключить серию договоров с Китайской империей, находившейся под давлением Западных держав. Также теперь у России открылись новые возможности для дальнейшего распространения своей торговой политики в данном регионе.
Итак, XVIII век полон всевозможными важными и сложными событиями, которые стали одними из самых главных не только в развитии российской дипломатии, но и в истории становления русско-китайских отношений. К одним из главных в этот период событий можно отнести решение вопроса о Дальнем Востоке в начале 50-х годов XVIII века и разрешение на свободное плавание по реке Амур, которое должно было дать китайская администрация. Именно опыт, накопленный за данный промежуток становления русско-китайских отношений, может помочь современной российской дипломатии в современном мире.
1. Akopyan V.Z., Ermakov V.P., Miljakova L.I. The «local» form of the national and territorial autonomy and the possibility of the application of its experience / Akopyan V.Z., Ermakov V.P., Miljakova L.I. World Applied Sciences Journal. 2013. № 8. С. 22.
2. Ermakov V.P., Klychnikov Y.Y., Milyaeva L.I. The «Circassian issue» and the wars of memory in the northen Caucasus modern political practice // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 9. С. 1280-1284.
3. Sukhovskaya D.N. Characteristics of standardization and classification of hotels for agritourism. Young Science. 2011. Т. 2011. С. 18.
4. Sukhovskaya D.N. Creative XXI century city space formation: social and philosophical aspect. Europaische Fachhochschule. 2013. № 7. С. 45.
5. Sukhovskaya D.N. Sustainable development of rural areas of the North Caucasus Federal District, based on the use of their socio-cultural and natural potential for the development of the agricultural and eco-tourism. Наука и технологии. 2013. Т. 1. С. 224-233.
6. А.П. Горбунов, В.П. Ермаков Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: материалы IV Междунар. конгр., 21-24 сент. 2004 г. / редкол.: А.П. Горбунов, В.П. Ермаков (отв. Ред.), П.И. Гришанин. Пятигорск, 2004. Том История Северного Кавказа: социально-экономические, национальные и политические процессы.
7. Гончарова Е.Н., Суховская Д.Н., Черкесов О.Д. Риски, связанные с заключением туристских договоров. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 204-206.
8. Ермакова Л.И. Суховская Д.Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информационное пособие / Москва, 2016.
9. Ермакова Л.И., Волкова С.Е. Научное сотрудничество России и Китая: перспективы развития. В сборнике: Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 76-77.
10. Ермакова Л.И., Гурин М.В., Маринов М.Б. Возможные пути развития коммуникационной сферы китайского информационного полюса. В сборнике: Университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 90-103.
11. Ермакова Л.И., Сидорова М.С. К вопросу о многофакторном равновесии между Россией и Китаем / Л.И. Ермакова, М.С. Сидорова // В сборнике: Роль науки в развитии общества сборник Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 95-96.
12. Ермакова Л.И., Хазыкова К.Б. Исторические подходы к исследованию российско-китайских отношений / Л.И. Ермакова, Хазыкова К.Б. // В собрнике: Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 98-100.
13. Ермакова Л.И., Хакунова Ж.А. Спорные вопросы в российско-китайских методологических подходах к исследованию двусторонних отношений / Л.И. Ермакова, Ж.А. Хакунова // В сборнике: Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 100-102.
14. Каспарян К.В. Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи (конец 30-х гг. XIX в. – начало ХХ в.). // Автореф. дисс… канд. ист. наук. – Ростов-на-Дону, 2010. С. 13.
15. Линец С.И., Ермаков В.П. История политических партий и движений в России / С.И. Линец, В.П. Ермаков // учебное пособие для студентов. Пятигорск, 2008.
16. Суховская Д.Н. Анализ отечественной и зарубежной практики реализации творческих индустрий в условиях современного города / Д.Н. Суховская. European Social Science Journal. 2014. № 5-1 (44). С. 427-432.
17. Суховская Д.Н. Деструктивное влияние креативных пространств поселений на процессы социализации и самореализации личности и среду ее формирования в условиях глобализации / Д.Н. Суховская. European Social Science Journal. 2015. № 1-2 (52). С. 100-106.
18. Суховская Д.Н. Концепции и этапы создания и развития креативных культурных площадок в современной городской среде / Д.Н. Суховская. Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 10 (31). С. 31-34.
19. Суховская Д.Н. Кретивные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 139-143.
20. Суховская Д.Н. Роль концепции креативного города в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию / Д.Н. Суховская. European Social Science Journal. 2013. № 9-1 (36). С. 41-49.
21. Суховская Д.Н. Социально-философский анализ креативных структур современного городского поселения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 121-125. – URL: https://e-koncept.ru/2015/65026.htm.
22. Суховская Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке / Д.Н. Суховская. Молодой ученый. 2015. № 7. С. 713-719.
Китай в 18-19 веках
Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» – «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).
У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» – китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.
Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884–1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане – «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».
Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» – «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.
В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли – подданный императора».
Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь – отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император – подданные, отец – сын, муж – жена, старший – младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI–V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.
Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи – Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.
Так, на рубеже XVIII–XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды – из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.
Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники – шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» – «править, управлять»).
Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.
► Читайте также другие темы части VII «Дальний Восток и Новый Свет против европейцев» раздела «Запад, Россия, Восток в конце XVIII–начале XIX века»:
Связи Китая и Англии во второй половине XVIII века
Сладковский М.И. Китай и Англия
Сладковский М.И. Китай и Англия
М.: Наука, 1980. — 351 с.
Информация о файле: pdf, 16 mb.
В книге рассматриваются отношения Англии и Китая с момента получения первых сведении друг о друге до наших дней: поиски англичанами путей в Китай, появление у его берегов первых британских кораблей, создание английских торговых факторий на юге Китая, «опиумные» войны и неравноправные договоры, отношения между обеими сторонами в период первой и второй мировых войн и после образования КНР (до 70-х годов).
Содержание:
Предисловие
Глава первая. Первые знакомства н ранние связи Западной Европы с Китаем
Глава вторая. Установление прямых связей Англии с Китаем
Первые английские суда у берегов Китая
Китайско-английские отношения во второй половине XVII в.
Китайско-английские связи в первой половине XVIII в.
Англо-китайские отношения во второй половине XVIII в. (до прибытия в Китай миссии Макартнея)
Ужесточение контроля над западноевропейской торговлей в Китае и ее территориальное ограничение
Нарушение англичанами китайского запрета на ввоз опиума
Англо-китайская торговля во второй половине XVIII в.
Первые дипломатические контакты Англии с Китаем (посольство лорда Макартнея в Китае)
Глава третья. Англо-китайские отношения в первой половине XIX в.
Нарастание напряженности в англо-китайских отношениях
Англо-китайские отношения в 20—3’0-х годах XIX в.
Миссия лорда Нэпира
Первая «опиумная» война
Англо-китайский Нанкинский договор — первый неравноправный договор Китая с европейской страной
Англо-китайские отношения после заключения Нанкинского договора
Глава четвертая. Ведущая роль Англии в установлении неравноправных для Китая отношений с капиталистическими государствами (1850—1896 гг.)
Китай и Англия п середине XIX в.
Китайско-английские отношения накануне второй «опиумной» войны
Англо-китайская торговля накануне второй «опиумной» войны
Вторая «опиумная» война
Тгньзиньский договор, третья «опиумная» война н Пекинская конвенция
Тяньзиньский договор и Пекинская конвенция в действии
Британская политика «интернационализации и совместных действий»
Политика «самоусиления» и Англия
Обострение англо-китайских отношений. Чнфуская конвенция
Англо-китайские отношения накануне китайско-японской войны (1876—1894 гг.)
Состояние англо-китайской торговли в 1864—1884 гг.
Глава пятая. Англо-китайские отношения в условиях обострившейся борьбы империалистических держав за раздел Китая
Китай в фокусе империалистических противоречий на Дальнем Востоке
Влияние японо-китайской войны на международное положение Китая и англо-китайские отношения
Англо-китайские отношения в период оформления в Китае «сфер влияния» империалистических государств
Роль Великобритании в борьбе империалистических монополий за «сферы железнодорожных интересов» в Китае
Экспорт британского капитала в экономику Китая
Ихэтуаньский кризис
Британская политика в Китае в первые годы XX в.
Торговый договор Великобритании с Китаем от 5 сентября 1902 г.
Британская политика в Китае в условиях русско-японской войны
Англо-китайские отношения в период Снньхайской революции
Англо-китайская торговля в 1856—1914 гг.
Английские инвестиции в Китае в начале XX в.
Глава шестая. Англо-китайские отношения в 1914—1927 гг. (от начала первой мировой войны до прихода к власти правогоминьданов
ского правительства)
Китай в период первой мировой войны
Англо-китайские торгово-экономические отношения в годы первой мировой войны
Англо-китайские отношения в первые послевоенные годы (1919—1921)
Китайский вопрос на Вашингтонской конференции
Антиимпериалистическое движение в Китае в начале 20-х годов и Великобритания
Англо-китайские отношения в период революции 1925—19(27 гг.
Торговые отношения между Великобританией и Китаем в первое послевоенное десятилетне
Британские владения и инвестиции в Китае
Глава седьмая. Англо-китайские отношения в 1928’—1949 гг. (в период от образования иравогоминьдановского национального правительства до победы народной революции в Китае)
Нанкинское национальное правительство
Восстановление тарифной автономии Китая
Вторжение Японии в Маньчжурию и позиция Англии
Кризис британской «политики умиротворения» Японии
Англо-китайские отношения накануне японо-китайской войны
Антияпонская война китайского народа и Великобритания
Китайско-английские отношения в годы Тихоокеанской войны (1941—1945)
Китайско-британские отношения в годы гражданской войны в Китае (1946—1948)
Китайско-британские торгово-экономические отношения при правительстве Чан Кайши
Глава восьмая. Отношения Китайской Народной Республики с Великобританией (1949—1978 гг.)
Образование Китайской Народной Республики
Установление китайско-британских отношений
Судьба британских владений в Китае
Великобритания в фарватере враждебной Китайской Народной Республике политике США
Англо-китайские отношения после отхода правительства КНР от социалистической генеральной линии КПК
Китайско-британские отношения в годы «культурной революции» в Соглашение об обмене послами. Расширение торгово-экономических отношений (1970—1976 гг.)
Состояние торговли между КНР и Великобританией в 1965—1975 гг.
Китайско-британские отношения в послемаоцзэдуновскин период (1976-1979)
Англо-китайская торговля в 1976—1978 гг.
Гонконг и его роль в китайско-британских отношениях
Заключение. Прошлое, настоящее, будущее
Примечания
Библиография
Приложения
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Китай в 19 веке
В начале XIX в. в Китае все отчетливее стали проявляться признаки кризиса, что было обусловлено внутренней политикой Цинской династии. В результате произошел упадок экономики, продолжалось обезземеливания и обнищания крестьян, выросли налоги. Ситуация значительно осложнилась из-за частых неурожаев. Не в лучшем положении были и жители городов, поскольку частные мануфактуры в значительной степени зависели от крупных монопольных объединений, не выдерживая конкуренции с ними. Армия по своей организации и обеспечению существенно уступала вооруженным силам европейских стран.
Китай под властью маньчжуров
В начале XIX в. маньчжуры продолжали придерживаться политики самоизоляции от внешнего мира. Поэтому Китай значительно отставал в своем развитии от Европы и Америки. Впрочем, это не останавливало европейские страны. Их экономика находилась на этапе бурного развития, а потому требовала новых рынков сбыта своих товаров, дешевого сырья и рабочей силы.
Наиболее активную позицию в «открытии» Китая имела английская Ост-Индская компания, которая видела в нем вторую Индию. В 1816 и 1834 годах компания направляла своих представителей в Китай для установления торговых отношений. В результате была достигнута договоренность об увеличении ввоза в Китай опиума из Индии. Объемы его импорта за несколько лет выросли в 20 раз.
Китайские власти неоднократно намеревалась запретить торговлю опиумом, но англичане игнорировали запреты, ведь это приносило им огромные прибыли.
«Опиумные» войны
В 1839 г. в Пекине были разработаны новые правила, предусматривающие суровое наказание как для иностранных, так и для китайских торговцев опиумом. Это стало поводом для объявления Великобританией войны, которую называют «опиумной». Она продолжалась в течение 1839-1842 гг. и закончилась подписанием нанкинского договора — первого неравноправного соглашения между Великобританией и Китаем. По договору китайские власти обязывалась открыть для английских торговцев порты Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Также Китай должен был выплатить контрибуцию за уничтоженную партию опиума и восстановить двустороннюю торговлю.
Первая «опиумная» война стала началом длительного периода ослабления государства и гражданской смуты в Китае, что привело к закабалению страны европейскими государствами.
Используя ослабление Китая, Англия стала расширять там свои позиции. Это привело к англо-франко-китайской (второй «опиумной») войне, которая длилась в течение 1856-1860 гг. Великобританию в этой войне поддержала Франция.
В конце 1857 г. англо-французские войска захватили и ограбили Кантон, а в начале 1858 — форты Дагу и подступы к г. Тяньцзинь. В июне 1858 года Англия и Франция вынудили Китай подписать Тяньцзиньский договор. Через год Англия и Франция спровоцировали новую грабительскую войну, в результате которой навязали Китаю в 1860 г. Пекинский договор. По нему Китай платил Франции и Великобритании контрибуцию, открывал для иностранцев порт Тяньцзинь, отменял запрет выезда китайцев из страны и позволял иностранным государствам нанимать китайских рабочих.
Восстание тайпинов (1850-1864)
Поражение Китая в первой «опиумной» войне обусловило волну недовольства среди населения. Оно выражалось как в выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурской власти. В 1840-х годах по всей стране вспыхнуло более 100 крестьянских восстаний.
В 1851 г. повстанцы — тайпины — провозгласили создание Тайпинского государства, лидер которой Хун Сюцюань (принял христианство) объявил о походе на север с целью захватить столицу — Пекин и установить в Китае справедливое общество. Однако на практике достичь всеобщего равенства не удалось: Хун Сюцюаня провозгласили Небесным князем, который считал себя повелителем не только Китая, но и других государств и народов; его соратникам были присвоены титулы князей Севера, Юга, Востока и Запада. Европейцев тайпины считали братьями по христианской вере и налаживали с ними контакты. В 1853 г. повстанцы захватили г. Нанкин, который был провозглашен Небесной столицей.
К середине 1850-х годов армия повстанцев значительно возросла, была уже достаточно организованной силой и имела большую поддержку среди местного населения. Однако, продвигаясь на север и захватывая новые города, тайпины не закрепляли за собой завоеванные территории. В результате правительственные войска снова возвращали их под свой контроль.
На подконтрольных территориях тайпины пытались провести реформы. Земельная реформа предусматривала перераспределение земли в равных частях для каждого. Объявлялась обязательная трудовая повинность. Была ликвидирована старая армия, определены принципы административной реформы.
Развертывание Тайпинского движения и неспособность правящей династии подавить его вызвали беспокойство европейских стран. Если на начальном этапе они высказались о своем нейтралитете и даже пытались установить дипломатические отношения с Хун Сюцюанем, чтобы получить от него торговые привилегии, то в дальнейшем ситуация изменились. Великобритания и Франция решили воспользоваться ослаблением тайпинов и вмешаться в конфликт. Поводом для войны стали события, связанные с торговым судном «Эрроу», которое находилось в Гуанчжоу.
Продолжением событий стала вторая «опиумная» война. Объединенные англо-французские войска оказали военную помощь Цинской династии, в результате чего восстание тайпинов было подавлено.
Национально-освободительное движение в Китае в конце XIX — начале XX в.
Поражения, понесенные Китаем во франко-китайской войне 1884-1885 гг. и в японо-китайской войне 1894-1895 гг., стали одновременно и крахом его «политики изоляционизма». Китай потерял как подчиненные территории (Корея и Вьетнам), так и часть собственной территории (Тайвань и ряд островов). Также Китай вынужден был открыть возможность проникновения в центральные районы иностранного капитала. Передовые индустриальные страны довольно скоро воспользовались этой возможностью, чтобы разделить страну на сферы влияния.
В Китае в 1890-х годах происходит формирование основных направлений национально-освободительного движения — конституционно-монархическое и революционно-демократическое. Деятели конституционно-монархического (лидер — Кан Ювэй) направления стремились путем либеральных реформ осуществить модернизацию страны, учитывая зарубежный опыт (европейский, японский) в рамках традиционной имперской власти.
Кан Ювэй (1858-1927)
Родился в Кантоне. Изучал мировую историю. Особый интерес вызвала у него Япония. Его книга «Размышления над японским патриотизмом» была попыткой проанализировать причины ее подъема. Он считал, что Япония достигла успехов благодаря патриотизму. Китай, который потерял его, отстал в своем развитии и стал объектом для экспансии. 1898 г. Кан Ювэй и его соратники были назначены советниками императора Гуансюя. В июле-августе 1898 г. они объявили план модернизации страны. Но в результате мятежа, который возглавила императрица Цыси, император был арестован, а Кан Ювэй вынужден был покинуть Китай. Его соратники были схвачены и казнены. Так было покончено с первой попыткой модернизировать Китай.
Революционно-демократическое направление возглавил Сунь Ятсен — китайский политический деятель, основатель антиправительственной организации, ставившей целью свержение монархии и провозглашения республики.
В 1905 г. был создан Китайский объединенный революционный союз, в основу деятельности которого были положены три народных принципа, которые сформулировал Сунь Ятсен:
- Первый из них — «национализм» — состоял в ликвидации маньчжурской династии, изгнании иностранцев и приходе к власти национального правительства.
- Второй принцип — «народовластие» — имел целью установления республиканского правления.
- Третий — «народное благоденствие» — предусматривал постепенную национализацию собственности иностранных граждан.
1907 после поражения ряда восстаний, организованных Союзом, правительство обратилось к Японии с просьбой «выселить из страны штабы китайских революционеров». Сунь Ятсен и руководители Объединенного союза эмигрировали в Ханой, но и оттуда их выгнали по просьбе китайских властей французские колонизаторы, которые также были обеспокоены распространением революционных выступлений в Китае. Сунь Ятсен эмигрировал в США.
Продолжало существовать и традиционное направление национально-освободительного движения — стихийные выступления населения против императорской власти и иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Последним значительным стихийным выступлением было восстания ихэтуаней (буквально — «отрядов гармонии и справедливости») в 1899-1901 гг.
Сначала восстание имело поддержку властей Китая, но через некоторое время императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми государств (Великобритания, Франция, США, Россия, Япония, Италия, Германия, Австро-Венгрия), который подавил восстание. В результате Китай попал в еще большую зависимость от иностранных государств, что сказалось на его политическом и экономическом развитии в первой половине XX в.
В связи с подъемом национального движения правящая в Китае маньчжурская династия (императрица Цыси) пошла на некоторые реформы.
В частности, отменялись привилегии дворянства, по европейскому образцу реорганизовывалась армия, унифицировалось денежное обращение, создавались национальные банки и акционерные общества. Значительные изменения произошли в области образования. На 1908 г. количество учеников гимназий и школ с родным языком преподавания превысило 1 млн.
В стране создавались либерально-буржуазные партии и организации. Правительство обещало через 9 лет принять конституцию. Однако смерть императрицы Цыси и императора Гуансюя положили конец реформам. На трон взошел 3-летний Пу И. При нем стали происходить реакционные изменения. Это дало новый толчок к развертыванию революционного движения.
Синьхайская революция
10 октября 1911 г. в Учане началось восстание, руководимое Объединенным союзом. К восставшим присоединился гарнизон Учана, а вскоре — студенты и рабочие-металлурги. Учанское восстание дало начало большой революционной волне, прокатившейся по стране. Власть правительства была свергнута в Ханькоу и Ханьян, в ноябре — в Шанхае. 2 декабря восставшие захватили Нанкин — южную столицу Китая. Практически юг страны отделился от севера.
В то же время на родину из эмиграции вернулся Сунь Ятсен, который заручился финансовой поддержкой Великобритании, Франции, Бельгии. 29 декабря делегаты провинций, которые собрались в Нанкине на конференцию, провозгласили образование Китайской республики. Сунь Ятсен был избран ее временным президентом, 1 января 1912 он принял присягу.
Юань Шикай (1859-1916)
Военный и политический деятель, один из лидеров милитаристских и компрадорских (от лат. — «покупатель») сил, стремились к власти и ставили целью ликвидацию правления маньчжурской династии и реформирования страны. Несмотря на свои либеральные взгляды, пользовался популярностью и авторитетом среди высшего офицерского корпуса, поддержкой у представителей индустриальных государств.
Юань Шикай (в центре) вместе с дипломатами после избрания его президентом
Правящая династия предложила Юань Шикаю стать главнокомандующим вооруженных сил, а затем — премьер-министром. Вскоре он фактически превратился в полновластного диктатора края. 12 февраля Юань Шикай заставил регента от имени 6-летнего императора Пу И подписать акт об отречении от престола. На следующий день Сунь Ятсен подал в отставку с поста президента в пользу Юань Шикая. Нанкинское национальное собрание избрало Шикая президентом. В марте 1912 г. была принята временная Конституция Китайской республики, которую подготовил Сунь Ятсен. В ней закреплялись демократические свободы.
Однако борьба за власть после установления республики не прекратилась. Юань Шикай перенес столицу в Пекин, где он имел более сильные позиции, и начал наступление на демократические силы. В этих условиях Сунь Ятсен в августе 1912 г. на базе Союза и других организаций создает новую партию — Гоминьдан (национальная партия). На выборах в парламент весной 1913 г. эта партия получила большинство, но Юань Шикай, не желая допускать ее к власти, отдал приказ об убийстве Сун Цзаожена, кандидата от Гоминьдана на пост премьер-министра, и разогнал парламент.
В ответ Сунь Ятсен потребовал отставки Юань Шикая и призвал народ к новому выступлению. Началась гражданская война между Югом и Севером. Однако в конце лета революционные войска потерпели поражение. В ноябре 1913 г. Юань Шикай распустил парламент, запретил деятельность Гоминьдана. Сунь Ятсен снова должен был эмигрировать. После роспуска парламента из Конституции были изъяты статьи о демократических свободах. Началась подготовка к реставрации монархии. Но смерть Юань Шикая в июне 1916 г. помешала осуществить задуманное.
Важнейшим итогом революции, вошедшей в историю под названием Синьхайской (Синьхай — название года по китайскому календарю), была ликвидация маньчжурской династии, установления республиканского правления (подробнее об этих событиях можно прочитать в статье Синьхайская революция в Китае 1911-1913 гг.). Но, как и раньше, в стране царили иностранный капитал и помещичье землевладение. Страна оставалась полуколонией великих держав, а после смерти Юань Шикая был похоронены и надежды на единство страны.
Китай в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. цинский Китай вступил в полосу кризиса и упадка. Под военным давлением европейских держав правящая династия Цин отказалась от политики самоизоляции. Всему миру была продемонстрирована экономическая и политическая отсталость китайского государства. Крестьянская война тайпинов, разразившаяся в 50-х гг., до основания потрясла устои Цинской империи.
Территория и рост населения
На рубеже XVIII — XIX вв. Китай представлял собой огромную империю, в состав которой входили Маньчжурия, Монголия, Тибет и Восточный Туркестан. В вассальной зависимости от династии Цин находились Корея, Вьетнам и Бирма. Более 300 млн человек проживало в этой стране. Население росло так быстро, что через пятьдесят лет оно увеличилось до 400 млн и составило почти треть человечества.
Императорские сады. Пекин. Правители цинского Китая жили в сказочной роскоши, поражавшей воображение европейцев
Обострение социальных противоречий
Стремительный рост населения не сопровождался достаточным увеличением посевных площадей. В густонаселенных районах земли не хватало, что являлось одной из причин социальной напряженности в китайском обществе. Другой причиной были произвол и вымогательство чиновников.
В Китае император считался неограниченным властелином всего государства, «отцом и матерью» всех китайцев. Чиновники, в свою очередь,— «родителями» всего подопечного населения. Родители-управители были настоящими деспотами. Они вершили суд и расправу по собственному произволу. Под разными предлогами вводили косвенные налоги (на чай, соль, табак, рис, хлеб, сахар, мясо, дрова), присваивая себе их значительную часть.
И горе было крестьянину, осмелившемуся обратиться с просьбой о защите к вышестоящей власти. Жалоба все равно возвращалась на рассмотрение к обидчику. Битье плетью было самым распространенным наказанием. «Чиновники империи хуже разбойников» — так отзывался о них один из вождей крестьянского восстания тайпинов.
Первая «опиумная» война
В это время европейцы усилили свое давление на Китай. Они стремились «открыть» страну, чтобы вести с ней ничем не ограниченную торговлю и постепенно превратить ее в свой колониальный придаток.
Наибольшую активность проявляла Англия. Она была даже готова к военным действиям. Но первую брешь в стене китайской самоизоляции пробило не оружие, а наркотик — опиум. История его распространения в Китае весьма драматична и поучительна.
Эту отраву европейцы и раньше поставляли в Китай, расплачиваясь ею за китайские товары. Но в первой трети XIX в. ввоз опиума значительно увеличился. В особенно выгодном положении были английские купцы. Они поставляли наркотик из только что завоеванной Индии. Опиумокурение приобрело в Китае широкие масштабы. Курили правительственные чиновники и солдаты, хозяева мастерских и лавок, курили слуги и женщины, и даже будущие монахи и даосские проповедники. Здоровью нации угрожала серьезная опасность. Кроме того, торговля опиумом способствовала выкачке серебра из Китая, в результате чего финансовое положение страны ухудшилось.
Вред от опиума был столь очевидным, что в 1839 г. китайский император запретил завозить его в страну. Все запасы наркотика, принадлежавшего английским и другим иностранным купцам, были конфискованы и уничтожены. В ответ на эти действия британские войска высадились в портах Китая. Так началась англо-китайская, или первая «опиумная», война 1839—1842 гг. Американский президент назвал войну, которую развязала Англия, справедливой.
В 1843 г. китайский император издал очередной указ о запрещении курения опиума. На картине показано, как жена уничтожает опиумную трубку своего мужа
В ходе войны проявились отрицательные последствия политики самоизоляции. На вооружении китайской армии находились лишь крохотные джонки (лодки) и холодное оружие. Военное командование было слабым и беспомощным. Оно почти ничего не знало о международной обстановке и о стране, с которой воевало. Во время войны один китайский губернатор сделал наконец-то «открытие». Оказывается, колеса пароходов вращают не быки, а машины. Нетрудно догадаться, о чем свидетельствует приведенный факт.
Британский корабль обстреливает китайские джонки
Стоит ли удивляться, что поражения китайских войск следовали одно за другим. Боясь полного разгрома, цинское правительство поспешило капитулировать. По мирному договору Англия добилась для своих подданных права свободной торговли в пяти китайских портах. На английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины — не выше 5 %. Китай выплачивал Англии огромную контрибуцию (21 млн лянов) и уступал ей остров Сянган (Гонконг), который только в 1997 г. снова стал китайским. Англичане получали также право не подчиняться китайским законам и суду.
Вслед за Англией подобные договоры с Китаем заключили другие государства Европы. В результате Китай был открыт для иностранного проникновения и вмешательства.
Восстание тайпинов 1850 — 1864 годы
Поражение Китая от «европейских варваров» привело к падению престижа цинской династии и росту антиманьчжурских настроений. Правящей династией были недовольны не только простые китайцы, но и часть помещиков. Военные расходы, контрибуция, выплаченная победителю, оплачивались дополнительными налогами с населения. В особенно трудном положении оказались крестьяне. Многие из них нищенствовали и влачили полуголодное существование. Некоторые бросали свое хозяйство и пополняли ряды разбойной вольницы, которая получила в Китае широкое распространение. Повсюду возникали тайные антиманьчжурские общества, и в воздухе явно запахло грозой.
Китайское представление о европейских захватчиках и борьба с ними
Мощное антифеодальное восстание вспыхнуло летом 1850 г. Оно охватило центральные районы Китая и длилось почти 15 лет. В ходе восстания было создано «государство всеобщего благоденствия» — Тайпинтяньго. Поэтому восставших часто называли тайпинами.
Вождем восстания был Хун Сюцюань — выходец из крестьянской семьи, учитель сельской школы. Находясь под сильным влиянием христианства, он именовал себя младшим братом Иисуса Христа и проповедовал идеи равенства. Он мечтал о создании «мира великого спокойствия» и справедливости. Для достижения этой цели, по его мнению, необходимо свергнуть цинскую династию. Все маньчжуры — даже простолюдины — подлежали истреблению.
В 1851 г. Хун Сюцюань был провозглашен императором тайпинского государства. Он и его сподвижники пытались на практике осуществить идею всеобщего равенства. Принятый ими «Земельный закон» провозглашал совместную обработку земли и уравнительное распределение материальных благ.
Англия и Франция внимательно следили за развитием гражданской войны в Китае. Они решили воспользоваться ею для проникновения в глубь страны. Цинское правительство попыталось противостоять этому. Тогда Англия и Франция перешли к открытой агрессии. Началась вторая «опиумная» война (1856—1860). Осенью 1860 г. англо-французские войска вошли в Пекин, покинутый императором и его вельможами. Европейцы грабили город и истребляли мирное население.
Их особое внимание привлек Летний дворец императора. Это было одно из самых великолепных архитектурных сооружений города. Оно состояло из 200 зданий, заполненных предметами роскоши, произведениями китайского искусства и ремесла. Во время дележа добычи, чтобы всем досталось «поровну», и «по заслугам», европейцы создали комиссию. Специальные подарки были отобраны для английской королевы Виктории и императора Франции. Однако цивилизованного дележа не получилось. Ослепленные блеском богатства и обезумевшие от жадности, солдаты стали грабить дворец. Затем, чтобы скрыть следы варварского грабежа, дворец был сожжен. Место, на котором он стоял, превратилось в пустырь.
Летний дворец в Пекине с мраморным мостиком на переднем плане
Цинское правительство, занятое борьбой с тайпинами, отказалось от продолжения войны с иностранцами. Оно капитулировало, пойдя на новые уступки. Только после этого европейские державы оказали помощь маньчжурским феодалам в безжалостном подавлении тайпинов, которые, в отличие от Цинов, называли иностранцев «братьями», а не «варварами». Тайпинское восстание, во многом схожее с восстаниями Разина и Пугачева в России, окончилось поражением.
Крестьянская война тайпинов была самым продолжительным восстанием в истории Китая. Погибли многие миллионы людей. Значительная часть страны была опустошена и разрушена. Гражданская война предельно ослабила Китай и правящую цинскую династию.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
«Иероглиф» в переводе с греческого — «священное письмо». Китайское письмо, использующее иероглифы,— старейшее в мире. Оно возникло в XVIII в. до н. э. Это действительно самое сложное и трудное письмо. Для его понимания прибегнем к такому сравнению. Если нам надо написать, к примеру, слово «человек», то мы с вами напишем букву «ч», потом «е», затем «л» и т. д. А китайцы рисуют символ, обозначающий понятие «человек». Слов в языке много и для каждого нужен значок, т.е. иероглиф. На заре возникновения иероглифов сначала просто рисовали человека с головой, руками, ногами. Однако при быстром письме нет времени вырисовывать все детали человеческого тела. Поэтому через некоторое время рисунок превратился в условное изображение, отдаленно напоминающее своего прародителя.
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. XX в., 1998.