Переработка и транспортировка нефти в Колумбии

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

Вовсе не только наркотики

Латинская Америка у многих ассоциируется с тремя особенностями — государственными переворотами, наркотиками и брутальными повстанцами. Со всеми этими напастями борются центральные власти, которым хочется развивать туризм и другие отрасли экономики. Как показывает история, для многих государств региона такие признаки уже нехарактерны — все или частично.

Но для вполне подходящей по всем параметрам Колумбии (здесь и знаменитые наркокартели, и повстанческие формирования, и богатая политическая история) есть еще одна особенность, которую нельзя сбрасывать со счетов. Страна активно экспортирует нефть.

Колумбия стала экспортировать нефть (и раньше добывавшуюся в стране, но в относительно небольших объемах) с 1986 года, после открытия месторождений легкой нефти в 200 километров к востоку от столицы — Боготы (в 1991-2000 годах носившей исконное название Санта-Фе-де-Богота). Доля нефти, идущей на экспорт, составляет, в среднем, около 30%.

На 1980 год доказанные запасы нефти составляли 600 млн. баррелей. В 1990-2000 годах этот показатель колебался около 2 млрд баррелей, в 2010 году — 1,9 млрд баррелей, а в 2015 вырос до 2,3 млрд баррелей.

Добыча нефти в целом стране с 1956 по 1970 год выросла с 10,7 млн тонн до 11,8 млн тонн, а в 1980 году упала до 6,8 млн тонн. Затем начался рост — 23,4 млн тонн в 1990 году, 43,7 млн тонн в 1999 году, а затем отскок назад в 2000 году — 36,3 млн тонн. И снова рост объёмов добычи — 41,4 млн тонн в 2010 году и 51,3 млн. тонн в 2015 году, в результате чего Колумбия зафиксировала свою долю в мировой добыче на уровне 1,2 процента.

Национальная нефтяная компания Ecopetrol (Empresa Colombiana de Petroleos) ведет свою историю с 1921 года, кода на территории Колумбии появились первые нефтяные концессии в районе города Барранкабермеха (около 300 километров от Боготы). Здесь работала Tropical Oil Company, права которой правительство страны пыталось аннулировать в течение чуть ли не до лет до 1941 года, пока ему это не удалось сделать легальными способами. В 1948 году появилась собственно Ecopetrol, продолжившая работать на месторождении Cira-Infantas в долине реки Магдалена – основном нефтяном бассейне страны.

Одним из главных партнёров национальной нефтяной компании в разработке месторождений является концерн ВР, с деятельностью которого связана трагикомическая история, напрямую имеющая отношение к местным повстанцам.

ВР в определенный момент оказалась чуть ли единственной нефтяной компанией, в отношении объектов которой повстанцы не устраивали диверсий. Как позже выяснилось, представители британского концерна смогли заключить нечто вроде серии «джентльменских соглашений» с местным властями низовых уровней. Нефтяники помогали муниципалитетам обустраивать школы, дороги, учреждения культуры и так далее. А локальные мэры, свою очередь, объясняли боевым команданте, что не стоит мешать курице, которая несет золотые яйца.

Несколько позже таким же образом стали действовать и многие другие компании, причем не только нефтяные.

Для транспортировки сырья еще в 1969 году был построен трубопровод «Трансандино», который, как и следует из названия, пересекает горную систему Анд, начинаясь в департаменте Путомайо и заканчиваясь на побережье Тихого океана в порту Тумако в департаменте Нариньо. Оператором нефтепровода является национальная нефтяная компания Ecopetrol.

Длины трубы — 305 километров. Диаметр ее различен и на различных участках составляет 260 мм, 360 мм и 460 мм. Пропускная способность трубопровода — 190 тыс. баррелей в сутки.

Нефтепереработка представлена двумя крупными заводами — в Барранкабермехе и Картахене, перешедшими под контроль Ecopetrol, соответственно, в 1961 году и в 1974 году. Первый завод – крупнейший в стране – расположен в долине реки Магдалена, а в торой – на побережье Карибского моря.

Обхемы переработки нефти в Колубии в 1980 году составляли 153 тыс. баррелей в сутки, в 1990 году – 232 тыс. баррелей в сутки, в 2000 году – 291 тыс. баррелей в сутки, в 2010 году – 299 тыс. баррелей в сутки. По итогам 2015 года на заводах страны перезабывалось 227 тыс. баррелей в сутки.

Примечательно, что часть аналитиков отмечает нехватку в стране автомобильных бензинов и дизельного топлива собственного производства, что заставляет производить закупки данных видом моторного топлива за рубежом. Вместе с тем, статистика говорит о том, что у заводов в Барранкабермехе и Картахене есть практически двукратный запас мощности по переработке.

Обратимся к цифрам. В 1965 году мощность колумбийских НПЗ составляла 95 тыс. баррелей в сутки, в 1970 году – 131 тыс. баррелей в сутки, в 1980 году – 181 тыс. баррелей в сутки, в 1990 году – 245 тыс. баррелей в сутки, в 2010 году – 336 тыс. баррелей в сутки.

По итогам 2015 года совокупная мощность обоих нефтеперерабатывающих заводов составила 421 тыс. баррелей в сутки, что на 25,3 процента больше, чем в 2014 году. Но, как мы помним, реальный объем переработки в 2015 году был на уровне 227 тыс. баррелей в сутки.

Газовый потенциал Колумбии пока достаточно низок — доказанные запасы природного газа в 1980-2000 годах оценивались в 100 млрд кубометров, в 2010 году – в 200 млрд кубометров, снизившись по итогам 2015 года снова до 100 млрд кубометров.

Добыча газа, соответственно, также невелика. В 1980 году она составила 3,2 млрд кубометров, в 1990 году — 4,1 млрд кубометров, в 2000 году — 6 млрд кубометров, в 2010 году — 11,3 млрд кубометров. Впрочем, в 2015 году из недр Колумбии было добыто лишь 11 млрд кубометров.

Переработка и транспортировка нефти в Колумбии

&nbsp Нефть Латинской Америки

Со своей нефтью латиноамериканцам самим не справиться
На прошедшей неделе в Венесуэле, где на протяжении 20 лет сохранялся госконтроль над нефтедобычей, были выставлены на торги 10 перспективных месторождений. Запасы каждого из них оцениваются в 300-1000 млн баррелей. Освоение новых месторождений и эксплуатация ранее заброшенных участков частным, преимущественно иностранным, капиталом позволит к 2005 году увеличить ежедневную добычу нефти в этой стране с 2,4 млн до 5 млн баррелей. Вообще интерес к нефти Латинской Америки растет — и ввиду продолжающейся нестабильности на Ближнем Востоке, и ввиду того, что инвестиции в страны Латинской Америки благодаря проводимым там рыночным реформам становятся все более привлекательными.

В недрах Латинской Америки сосредоточено около 13% мировых запасов нефти, примерно такова же доля континента в ее мировой добыче и экспорте. Лидирующие позиции занимают Мексика (38% в регионе и 5% в мире) и Венесуэла (31 и 4% соответственно). Главный покупатель латиноамериканской нефти — США, причем в последние годы объемы поставок нефти в США заметно возросли. При этом собственное нефтепроизводство в Штатах падает: имеющиеся запасы истощены, перспективы обнаружения новых сомнительны, а высокие налоги и жесткие экологические нормы — факторы далеко не стимулирующие.
В 1994 году на долю США приходилось 73%, а в первой половине 1995 года — уже почти 80% нефтеэкспорта Мексики. Поставки жидких углеводородов из этой страны в США превышают 1 млн баррелей в день и будут, видимо, увеличиваться по мере укрепления интеграционных процессов в рамках НАФТА. Вместе с тем Мексика продолжает ревностно оберегать эксплуатацию своих природных ресурсов от иностранного, в том числе американского, капитала. В 1993 году там был принят закон об иностранных инвестициях, по которому исключительные права на нефтедобычу предоставляются местным госкомпаниям (крупнейшей среди них является Pemex).
Иная картина наблюдается в других латиноамериканских странах. Привлечением иностранных инвестиций занялись раньше всего в Аргентине, где первыми к нефтеразведке и добыче подключились американцы и голландцы — Exxon Corp. и Royal Dutch Shell. В сентябре 1995 года Аргентина и Великобритания заключили соглашение о сотрудничестве в разработке богатейших месторождений морской нефти в районе Фолклендских (Мальвинских) островов, за которые они еще недавно воевали.
В 1994 году первой среди крупных стран — участниц ОПЕК, давших иностранным компаниям “зеленый свет” на нефтеразведку, стала Венесуэла. Сейчас идет отбор десяти претендентов из трехсот на разработку венесуэльских месторождений. В частности, компании Lagoven и Corpoven (филиалы вышедшей в 1993 году на второе место в мире компании Petroleos de Venezuela) подписали соглашение с американским Mobil Oil и Arco International Oil & Gas Corp. о совместной разведке и эксплуатации ресурсов на юге и юго-востоке страны. В реализации другого проекта на юге принимают участие французская Total, японские “Марубени” и “Иточу”. Что же касается проведенных в конце января торгов, то, несмотря на весьма жесткие условия, предложенные государством, заявки на участие в них подали 74 иностранных и одна местная компания, причем 28 из них объединились в 11 консорциумов. Среди них: British Petroleum — Amoco Oil, Mobil Oil — Nippon — Weba, Texaco — British Gas — Mitsubishi, Exxon — Shell, Occidental Petroleum — Repsol. На ближайшие 10 лет разработка месторождений потребует вложений порядка $10 млрд.
Важные поправки в конституцию, отменяющие госмонополию на операции с нефтью, были внесены недавно в Бразилии. Иностранный капитал получил право заключать контракты на разведку и эксплуатацию месторождений, переработку нефти и транспортировку нефтепродуктов. Правда, президент Фернандо Кардозу обещал компании Petrobras — монополисту на нефтяном рынке страны, — что доступ иностранного и местного частного капитала к месторождениям, уже разрабатываемым этой компанией, будет закрыт. Сейчас Petrobras эксплуатирует более 5,5 тыс. скважин и около 100 шельфовых буровых платформ, а ее ежедневная производительность достигает 650 тыс. баррелей нефти.
Повышенный интерес иностранных компаний вызывает сегодня и Колумбия, которой к концу столетия прочат роль одного из крупнейших производителей нефти в мире и третьего в Латинской Америке. Только за счет освоения богатых нефтью восточных районов (примерно 275 млн тонн) увеличится добыча нефти с 600 тыс. до 1 млн баррелей в день. Главными зарубежными инвесторами в Колумбии выступают англичане — прежде всего British Petroleum, которая открыла в 1991 году крупнейшее в республике месторождение Кусиана, окрещенное “нефтяным морем”. По некоторым сведениям, англичане готовы вложить в развитие нефтедобычи в этом районе до $2 млрд.
В Перу контракты с американскими компаниями Murphy Oil и Arco (на разработку участков вдоль границы с Бразилией и Эквадором), а также с испанской Repsol (на освоение месторождения на северном побережье) оцениваются в $120 млн. Кроме того, заявки на получение концессий поступают от Royal Dutch Shell, Japanese National Oil Company, американских Atlantic Resources Field Company и Santa Fe Energy, канадской Amoco, китайской “Сапет”, мексиканской Mexpetrol, бразильской Petrobras, аргентинских Plus Petrol и Perez Compac. В целом в Перу предполагается предоставить в концессию участки, в недрах которых сосредоточено 15% достоверных запасов нефти. Сегодня почти 60% нефтедобычи этой страны сконцентрировано в руках иностранных компаний, среди которых американские Occidental Petroleum Co. (40%) и Petrotech (14%), американо-аргентинская OXY-Bridas (4%).
Внимание нефтяных компаний других стран сосредоточено на крупном месторождении, открытом совсем недавно в районе Восточной Кордильеры. Перспективы там столь многообещающи, что наряду с заключением контрактов с инофирмами госпредприятие Ecopetrol предполагает самостоятельно вкладывать в его разработку не менее $100 млн ежегодно. С целью увеличения притока капиталов правительство Колумбии намерено улучшить условия для инофирм, в частности снизить налог на нефтедобычу на новых месторождениях и начать оплату 50-процентной доли расходов на поисково-разведочные работы.
Даже Куба, где вслед за прекращением советской опеки наступил настоящий энергетический голод, вынуждена с 1990 года привлекать к поиску и добыче нефти иностранные компании. Сейчас там на условиях риска интенсивно ведут разведку и обустраивают нефтяные месторождения канадские, английские, французские, шведские и мексиканские фирмы. Причем работают они преимущественно с документацией и материалами, в свое время подготовленными советскими специалистами. Добыча нефти на Кубе доведена до 1,45 млн тонн, что на 550 тысяч превышает максимальный объем добычи в период сотрудничества с СССР. Примерно 35% из них добывается канадской Sherritt. Россия также намерена возобновить на Кубе разведку нефти, правда, уже на условиях риска и по принципу разделения прибыли. Буровые работы на трех шельфовых участках в районе северного побережья предполагается начать нынешней весной. По предварительным данным, разведанные там запасы позволят добывать до 5 млн тонн в год.
Пока же в Латинской Америке Россия участвует только в одном проекте по освоению нефтяных месторождений — на юге Перу в районе озера Титикака. Организованное там СП “Юганск-Петро-Андес” (75% капитала принадлежит АО “Юганскнефтегаз”, 25% — перуанской компании Petro Andes S. A.) в августе прошлого года получило концессию на нефтегазовое месторождение с ориентировочным объемом запасов 45 млн тонн. По условиям контракта, заключенного с госкомпанией Petroperu, российско-перуанскому предприятию выдана лицензия на 30 лет, включая 7 лет разведочных работ.

Читайте также:  Торговля между Китаем и Англией во второй половине XVIII века

Транспортировка нефти альтернативными способами в США достигла рекордных объемов

Энергетическая промышленность США ищет пути решения проблемы дефицита нефтепроводов для транспортировки сырья из новых скважин на нефтеперерабатывающие заводы. Активное использование для поставок различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного и водного – привело к тому, что объем таких перевозок достиг рекордного уровня за всю историю сбора подобной статистики – с 1981 г.

Этот импровизированный подход создает новые возможности для транспортных компаний, однако перегружает дороги и вызывает недовольство регуляторов. Но вскоре наступят перемены: объем инвестиций в строительство нефтепроводов, которые появятся на свет в ближайшие годы, превысил $40 млрд, сообщила консалтинговая компания Wood Mackenzie. «Мы, по сути, опутываем трубопроводами страну», – улыбается Курт Анастасио, генеральный директор оператора трубопроводов и нефтяных терминалов NuStar Energy. По его словам, нефть сейчас «хлещет в разные стороны и из разных мест».

Добыча нефти в США достигла максимальных объемов за последние 20 лет. Ее импорт быстро сокращается. Однако инфраструктура транспортировки нефти в США рассчитана именно на импорт и на доставку нефти на НПЗ в береговой зоне. Что в этой ситуации делать с нефтью из Техаса, Северной Дакоты и канадской Алберты – непонятно. «Все нефтепроводы ведут не туда, – говорит Харолд Йорк из Wood Mackenzie. – Очевидно, что уже в следующие 10-15 лет нефтяная промышленность США встанет с ног на голову».

При ценах на нефть выше $100 за баррель у добывающих компаний нет времени ждать транспортников. Для перевозки нефти они используют грузовики, поезда и баржи.

По данным Администрации энергетической информации США, в период с 2011 по 2012 гг. объемы доставки нефти на НПЗ грузовиками выросли на 38%, баржами – на 53%, поездами – на 300%. Несмотря на это нефтепроводы и морские танкеры по-прежнему остаются основным методом транспортировки нефти.

В 2009 г. на большом южнотехасском нефтяном месторождении «Игл Форд» добывалось всего 1000 баррелей нефти в день. Сейчас добыча составляет 500 000 баррелей в день. Чтобы обеспечить транспортировку этого потока, необходимо изменить всю систему доставки нефти.

Например, в прошлом году NuStar использовала нефтепровод, предназначенный для транспортировки импортируемой из Африки и Европы нефти на север через порт Корпус Кристи, в реверсном режиме. Сейчас поток идет на юг, собирая нефть из сотен скважин. Примерно 175 000 баррелей в день перегоняются по нефтепроводу на баржи в Корпус Кристи и доставляются на НПЗ неподалеку от Хьюстона.

Ранее в этом году Phillips 66 (бывшее подразделение транспортировки и нефтепереработки ConocoPhillips, выделенное в 2012 г. в отдельную компанию) начала доставлять нефть на НПЗ в Линден, штат Нью-Джерси, морским путем вокруг Флориды.

Тем временем тяжелые грузовики создают пробки на дорогах в «Игл Форд», вызывая головную боль у местных жителей, а также у чиновников. «Это же сельские дороги, по которым может передвигаться максимум 10 машин в час. Сейчас по ним ездит по 100 машин в час, и 75 из них – грузовики массой более 36 т, – признает Том Волькель, президент Dupre Logistics, которая с ноября 2011 г. занимается перевозкой нефти (в регионе у нее штат из 100 с лишним водителей).

В этом году техасские законодатели выделили $450 млн для ремонта и благоустройства дорог штата. «Этого совершенно не достаточно, – говорит Дэрил Фаулер, высокопоставленный чиновник из Куэро, штат Техас. – У нас одни заторы. Дороги разрушаются».

Чтобы снизить стоимость ремонта и замедлить трафик, департамент транспорта Техаса в июле принял решение снять асфальт со 130 км дорог штата, засыпав их гравием.

Грузовики с нефтью из «Игл Форда» также движутся на запад к каналу, предназначенному для транспортировки баржами. Первая баржа вышла из порта в сентябре 2011 г., держа курс на Мексиканский залив и хьюстонские НПЗ. Сейчас по каналу перевозится 1,6 млн баррелей в месяц, говорит Дженнифер Стастни, заместитель исполнительного директора порта «Виктория». «Представьте, что пятилетний ребенок ложится спать и просыпается уже 16-летним. С соответствующим аппетитом и запросами» – говорит она.

В Северной Дакоте по железным дорогам каждый день перевозится более двух третей из всей добываемой в штате нефти (800 000 баррелей). Нефтяники ценят возможности железной дороги доставлять нефть непосредственно самым платежеспособным покупателям.

Насколько рискованны такие перевозки, стало ясно лишь после июльской катастрофы в Квебеке, которая привела к смерти как минимум 47 человек. Федеральные власти готовят новые правила транспортировки нефти по железной дороге. Ассоциация американских железных дорог заявляет, что готова к росту нефтяных перевозок. Она уже давно занимается транспортировкой опасных грузов. В 2008 г. по основным железным дорогам США было перевезено 9500 вагонов нефти. В этом году их число составит 389 000.

По мнению аналитиков, железнодорожные перевозки нефти сохранятся, а объемы транспортировок грузовиками и баржами начнут падать, как только будут запущены новые нефтепроводы.

Экологи критикуют некоторые проекты нефтепроводов, включая Keystone, который должен обеспечить поставку канадской нефти на побережье Мексиканского залива. Федеральные власти пока не дали официального разрешения на его строительство.

Правительственные организации тщательно проверяют новые проекты.

Уменьшение импорта, инвестиции в инфраструктуру и рост промышленности – это лишь некоторые преимущества от расцвета энергетического сектора, считает Стив Кин, президент и директор по операционной деятельности оператора нефтепроводов Kinder Morgan: «Это, пожалуй, лучшее, что произошло в нашей экономике за последние 10 лет. Это даже лучше, чем iPad».

Нефть — самый востребованный природный ресурс

Нефть — самый востребованный природный ресурс

Экономика множества стран основывается на нефти. Это полезное ископаемое нашло применение в большинстве сфер хозяйственной деятельности человека, включая не только получение различных видов энергии, но и производство лекарств и косметики. Что же такое нефть, и как строятся процессы ее добычи и использования?

Нефть – это ископаемое топливо, черная маслянистая жидкость с горючими свойствами и своеобразным запахом. Она представляет собой сложную смесь углеводородов и других химических элементов.

Добыча нефти – это многоступенчатый промышленный процесс, который включает следующие стадии:

  1. Разведка месторождений.
  2. Бурение скважин.
  3. Извлечение и сбор нефти и попутного газа.
  4. Очистка сырья от воды, примесей и пр.
  5. Транспортировка к НПЗ.

Места добычи нефти называются нефтяными промыслами или месторождениями. Их определяют с помощью геологической разведки местности. Нефть может залегать не только глубоко под землей, но и на дне морей и океанов, на шельфах. Нефтяные компании постоянно исследуют новые районы добычи нефти и совершенствуют технологии, чтобы наращивать объемы полученного сырья.

Способы добычи нефти

Способы добычи зависят от давления в разрабатываемом пласте нефти.

1. Фонтанный способ. Как правило, в начале разработки месторождения нефть фонтанирует из скважины (поднимается по стволу коллектора) самостоятельно. Это происходит из-за высокого водяного давления на дне скважины. Постепенно в процессе добычи внутреннее давление снижается и выработка скважины (дебит нефти) уменьшается быстрыми темпами.

2. Механизированный способ. В его основе лежит применение различных глубинных насосов для «выкачивания» нефти на поверхность. Для прокачки используют штанговые глубинные насосы, электроприводные центробежные насосы.

3. Гидроразрыв пласта. В рабочем пласте образуют трещину, в результате чего давление в забое снижается и нефть добывается фонтанным способом.

Обработка нефти

Цель обработки нефти – получение различных видов топлива (бензин, керосин, ДТ, СМТ, печное топливо и пр.), а также сырья для химической промышленности.

Этапы обработки нефти:

  1. Подготовка сырья.
  2. Прямая перегонка нефти (первичная обработка).
  3. Вторичная обработка.
  4. Очищение полученных продуктов.

Транспортировка нефти

Соединение мест добычи нефти с местами ее переработки (НПЗ) называется транспортировкой и является жизненно важным процессом для нефтяной промышленности.

Транспортировка нефти осуществляется разными способами:

По нефтепроводу. Это самый эффективный и бюджетный способ доставки нефти к НПЗ и к местам погрузки на танкеры. Нефтепроводы прокладываются преимущественно под землей и позволяют транспортировать огромные объемы сырья.

По водным путям. Перевозка нефти морскими путями используется для доставки в соседние государства, а речными путями – для перемещения внутри страны. В обоих случаях нефть перевозят специальные грузовые суда – танкеры, грузоподъемность которых доходит до 30 000 т.

Читайте также:  Нефть в Колумбии

• Транспортировка нефти по железной дороге. Железнодорожные цистерны могут перевозить относительно небольшие объемы нефти и используются в основном для доставки сырья в отдаленные регионы.

Автомобильным транспортом. Автомобили-бензовозы заправляются автоналивом на специальных эстакадах и используются для перевозки небольших объемов продукции, в основном готовых нефтепродуктов для конечных потребителей. Для перевозки сырой нефти такой способ слишком затратен.

Перевалка нефти и нефтепродуктов – это перемещение сырья с одного вида транспорта на другой.

Хранение нефти и нефтепродуктов обеспечивают нефтебазы – организованные хранилища нефти различного масштаба. Нефть в них хранится в специальных вертикальных наземных или подземных резервуарах и именно отсюда осуществляется реализация нефти и ее производных топливным компаниям и АЗС.

Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути

Нефть — самый продаваемый ресурс в мире. Нефть — это инструмент политического и экономического влияния. Нефть — это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину — в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка фьючерсных контрактов, на NYMEX — порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки — главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли — Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта — вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» — единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в уже 50 млн пудов, а в 208 млн пудов.

657 тыс. тонн — грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно — пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн — в годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму — так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии — это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого — использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода — до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод — это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Читайте также:  Торговля между Китаем и Англией во второй половине XVIII века

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку —50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того — влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» — свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы — поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Первый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен — Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км — не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире — он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье — Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала — на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти — Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон — WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals — смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти — Arctic Oil (ARCO).

indbooks

Читать онлайн книгу

Транспортировка нефти

К началу XX века нефтепроводы и танкеры выступили на сцену • как средства транспортировки нефти и нефтепродуктов. За короткий период времени они вытеснили нефтяные бочки и бидоны. Нефтепровод вначале был применен в США в больших масштабах для перекачки сырой нефти из скважин к нефтеперегонным заводам, а также для перекачки нефти в порты; позднее он стал основным способом транспортировки нефти. С ростом спроса на нефтепродукты во всех частях мира танкер, как наиболее удобный и дешевый вид морского транспорта, стал главным средством их перевозки. Даже в Соединенных Штатах, которые кичатся своей необычайно широко разветвленной сетью нефтепроводов, максимально используются каботажные перевозки на большие расстояния.

Соединенные Штаты, имеющие крупнейшую нефтепромышленность, естественно, являются крупнейшим владельцем нефтепроводов. Перед вступлением Америки в последнюю войну 24 из ее штатов были пересечены нефтепроводами протяженностью свыше 200 тыс. километров. Протяженность нефтепроводов Ирака составляет 1872 километра, Колумбии — 960, Ирана — 640, Венецуэлы — 592 и Румынии — 440 километров. Во время военных действий в Северной Африке, Сицилии и Италии и в Западной Европе для снабжения действующих фронтов нефтью были проложены нефтепроводы протяженностью в несколько тысяч километров.

Крупные нефтяные монополии всегда считали обладание средствами транспортировки нефти тесно связанным с их ведущим положением в нефтяной промышленности. «Стандард ойл» под руководством Рокфеллера вела самую ожесточенную борьбу против малейших покушений на ее монопольное владение железнодорожным транспортом и нефтепроводами в Соединенных Штатах. «Ройал датч» никогда не смогла бы достичь такой мощи без танкерного флота «Шелл транспорт энд трейдинг компани». Конечно, не столь существенно, чтобы танкеры и нефтепроводы находились в одних руках, в особенности когда владение добычей и переработкой нефти твердо закреплено за определенными компаниями, но на ранней стадии развития нефтяной промышленности это являлось решающим оружием для сокрушения конкурентов, ибо тот, кто не имел транспортных средств для торговых перевозок, был совершенно беспомощен. Как в области добычи нефти, так и в области переработки ее имеются независимые компании, но существует «Большая тройка» — «Стандард ойл», «Ройал датч-Шелл» и Англо-иранская нефтяная компания, — которая является также главным владельцем танкерного флота, а поэтому ни одна из мелких компаний не может итти против диктата всесильных.

За последние семь лет резко изменилось соотношение мощности танкерного флота Великобритании и Америки. В течение второй мировой войны Англия потеряла почти половину своего довоенного танкерного флота, в тс время как Соединенные Штаты имели возможность быстро увеличить свой танкерный флот как абсолютно, так и относительно. Нижеприведенная таблица наглядно показывает происшедшее изменение соотношения танкерного флота Англии и США, в особенности если к английскому танкерному флоту причислить танкерный флот Норвегии, находившийся обычно под контролем Англии.

Здесь, как и в области авиации, США смогли осуществить обширную программу и вышли из войны крупнейшим владельцем нефтеналивных судов. Несомненно, что Соединенные Штаты попытаются продать часть своего танкерного флота, построенного во время войны и значительно превышающего потребности мирного времени, но это не лишит их того исключительного места, которое они занимают в перевозке нефтепродуктов. Усиление танкерного флота США, рассмотренное в сочетании с возрастающим участием американских нефтяных компаний в добыче нефти на Среднем Востоке, Дальнем Востоке, а также в Южной Америке, дополняет общую картину, показывающую цели американских представителей на нефтяной конференции в Вашингтоне и смысл позднейшего соглашения, подписанного в январе 1945 г.(См. приложение II).

Вместе с Панамой, послушно плывущей в американском фарватере, нефтяные компании США владеют почти 2/3 всего мирового танкерного флота. Этот фактор был одним из наиболее убедительных аргументов в переговорах Соединенных Штатов с их английскими соперниками.

Ссылка на основную публикацию