ЗАГАДКИ ПАРКА ВИЛЛЫ ,,МЫНДЫК,,
#1 Roman Gutu




- Город DROCHIA
ЗАГАДКИ ПАРКА ВИЛЛЫ ,,МЫНДЫК,,
Есть в Молдове множество прекрасных территории, заповедников, природных ландшафтов, дендропарков и т.д. Спорить о том, какие из этих мест наиболее прекрасны, просто невозможно. Все в своем мере прекрасны, неповторимы и даже уникальны. Но дендропарк виллы ,,Мындык”, наверное, самый ,,радостный” и загадочный в Молдове, среди старых парков…
На территории Дрокиевского района расположены три денропарка: 1- Дендропарк ,,Вилла Мындык,, (с. Мындык), 2- Дендропарк ,,Ясная поляна,, (с. Мичурин), 3- Денропарк ,,София,, или ,,Хаснаш,, (с. София). А в целом по Молдове насчитывают около 52 старинных садово-парковых усадьб.
Территория дендрологического парка ,,вилла Мындык,, раскинулась на около 16,4 га в близи грунтовой дороги Котова – Мындык, в 4 км от села Мындык и 7 км от с. Котова Дрокиевскогого района. Общая площадь территории виллы с парковыми посадками, плодовыми садами, усадьбой, фамильным склепом и тремя прудами занимает около 10 га. Сам парковый участок (лесные насаждения) в прямоугольном виде (в целом) занимает северо-западную часть территории площадью около 3 га, с почти ровным рельефом. С восточной и южной сторон к парку примыкают плодовые сады.
Этот удивительный парк был разбит в конце 19 века, но почему то считается и особенно часто встречается в литературе что этот парк был основан именно в 1896г., но есть прямые аргументы что он основан еще раньше в начале 1870г. Парк был основан при усадьбе помещика Кайтан Григоре Огановичь (Сaătan Grigore Ohanowicz) родом из Польши, принадлежащий к роду польских помещиков OHANOWICZ (выходцев из Армении), который примерно в 1865-70х годах купил у молдавского помещика усадьбу в месте с землей. Потом примерно в 1870-75х годах здание усадьбы перестраивают в готическим стиле с одного этажа в двух этажное здание с мансардой, при этом с учетом на то что скоро будет посадка парка и сада. Естественно до этого тут уже существовали плодовые деревья и лесные насаждения, еще от молдавского боярина Мындык (Мындыкан(у)). В этом же периоде строится новые и расширяются старые пруды. На всех работах были привлечены личные служащие (батраки) которые жили при поместье в так называемом хутор Вила – Cătunul Vila, а также жители села Мындык. Относительно через некоторое время, роется котлован и начинается строительство фамильного склепа OHANOWICZ. Интересен и тот факт, что над реконструкции усадьбы, разбивки парка, проектирование и конструкции самого склепа, работал знаменитый архитектор Бернардации итальянского происхождения. Но самым главным архитектурным объектом в то время считалось присутствии в парке водяной мельницы! Действительно в то время для самого архитектора Бернардации было нелегко проектировать и построить на холме не на берегу реки водяную мельницу. Эта загадка скрывала в себе длинный подземный туннель построенный из прочного красного кирпича, длиной примерно 1 км и который снабжал мельницу водой. Давление и поток воды был очень сильным, видимо они врезались в одну из подземных рек, питающее знаменитый Котовский родник, который в то время давал примерно 300 лит./сек. Поэтому вся гидрологическая система парка стала контролируемой с помощью специальных шлюз. К сожалении сама мельница не сохранилась, но в некоторых местах мы обнаружили следы от кирпичных стен и самих шлюз.
НО все таки в чем заключается эта ,,веселая радость,, и загадочность этого парка? … Неискушенному посетителю парк предстанет как набор ярких, действующих на воображение, но непонятных пейзажных картин, едва ли связанных друг с другом. Само здание виллы находится на территории парка, отдельно от плодовых садов либо плотными рядовыми посадками (район к востоку от здания), либо отдельными ландшафтными группами. Странной покажется ,,мешанина” плодовых и парковых насаждений, сомнительным покажется размещение фамильного склепа OHANOWICZ в плодовом саду и рядом отдельно стоящее 100 летнее дерево сосны черной и просто экзотическим – открывающаяся с видовой площадки крупная группа хвойных на фоне плодовых деревьев (?!) В первом случае плодовый сад изолируется от парка и представляет собой отдельный садовый пейзаж с водной поверхностью пруда в центральной части плодового сада. Во втором случае парк и плодовые насаждения из сильнорослых яблонь, груш и ореха взаимно обогащают друг друга в пейзажном отношении и воспринимается как единая парковая композиция. Тем не менее после посещения парка останется подсознательное ощущение радости и гармонии, особенно в период времен года, весной, в пору цветения и особенно цветения плодовых деревьев; летом в тени алей или под шатер ясеня плакучего; осенью глаз радует спектр множество ярких цветов и тихий шелест падающих листьев; и наконец зимой высокие сосны и ели одеваются в белом, то здесь то там с дерева на дерево прыгают бельки, длинным и громким звуком всех разбудит дятел, косули, зайцы и лисицы зимой постоянные жители парка. Чтоб оценить достоинства этого парка, осознать его уникальность и получить истинное удовольствие необходимо понять, что парк это не просто зеленное насаждение, но это в первое очередь художественное произведение. И это не только место где можно летом отдохнуть и развлечься, но это опять в первую очередь – музей, музей природы. Здесь мы можем увидеть скопление разных жанров многих искусств, и это есть единство прошлого и настоящего. И все это до наших дней скрывает еще множество тайн и загадок. Оказывается, парк виллы ,,Мындык” восходит к такой исторической форме, как сад древнеримской виллы ,,фруктуарии”, включавших в качестве главного элемента фруктовые сады. И пока еще не раскрыта тайна проектирования и разбивки парка в целом. Проектировщик – архитектор Бернардации по сколько нам известно весь план составил в месте с заказчиком Огановичем. Но(!) Было ли третье лицо которое внесло свою лепту и тайну в проектирование этого парка пока не известно. Авторы тщательно пытались через эту красоту довести до нас (будущее поколение) некую скрытую информацию полной загадками, образа и смысла. Вот поэтому этот парк является полной противоположностью рассмотренных ранее (в других парках), композиции, которые строились с учетом существования противоречия между хозяйственной и декоративной функциями. В этом случае и есть очень (возможно) странная, или намеренная скрытая ,,информация. Речь идет о ,,большом кресте,, положенный в центральной части парка. Конечно, вы долго будете его искать, и не найдете, а он есть, есть и сегодня. Но он вот как раз и является одним из образно – смысловой скрытой информации. Если смотреть с птичьего полета, или правильно, на правильно составленную карту парка, возможно, не сразу но перед вами в пересечение аллей, покажется крест, имеющий в основание круглую точку – круговую площадку перед склепом. Этот крест, или аллеи составляющие его, направлены строго на север. Такие точные линии ,,строгих,, аллей больше не встречается ни в одном подобном парке в Молдове.
В зависимости от преставления создателя парка о степени возможного примирения этого противоречия декоративная и хозяйственная зоны в общем композиции парка либо имели композиционные связи, либо композиционно изолировались друг от друга. И это опять имеет двух смысловой философский подход. Так, например, на участке плодового сада к востоку от виллы на берегу пруда размещена круглая видовая площадка. В центре ее посажен ясень плакучий, который достиг крупных размеров и образовал над площадкой – натуральный шатер. С видовой площадки обозревается водная поверхность центрального пруда окружен тополями, соснами, березами, ивами растущие прямо в воде вдоль берега. Но место для площадки не выбрано случайно! Она направлено строго на 135 о Юго-Восточной части парка, именно там где над тихой гладью воды, самого большого пруда, отражается закат солнца, ЗРЕЛИЩЕ – СКАЗАЧНОЕ. Что это чисто случайность, или хорошо спланированное за ранее место для медитации …. ,,живой,, шатер, круглая видовая площадка, вокруг тихий всплеск воды и закат солнца … Присутствии в плодовом саду элементов декоративного парка – тенистых аллей, видовых площадок, живописного пруда, фамильного склепа – создает необыкновенно эффектный тип парка.
И тут, невольно возникающее подсознательное ощущение радости, легкости или невольной грусти и медитации также не случайно это одно из загадок запроектировано автором парка. Дело в том, что пейзажи парка созданы по принципу пейзажей настроения, разработанных в Древнем Китае. Пейзажи настроения строились на основе глубокого знания общих знаков психологии восприятия. И именно это и делает его таким ,,радостным. С начало парк, покажется обычным и только пройдя по его алей в полной гармонии и медитации, то перед нами действительно открывается нечто другое – книга жизни. Парк разделен ровно на две части, границей между этими двумя частями служит ручей. Согласно восточной философии, ручей в данном случае символизирует хрупкую, ненадежную нить жизни, границу между жизнью и смертью. На берегу ручья имеется 5 родников которые вместе с ручьем питают большой пруд, ориентирован на другую часть парка, который и несет смысл генератора жизни. Интересен и тот факт, что все родники расположены на левом берегу именно на той части территории, где находятся все хозпостройки, в том числе и усадьба, на второй части парка (правый берег) из построек стоит только склеп по середине парка в окружение плодового сада. И тут невольно ощущаешь смысл жизни и грань между двух миров. С одной стороны, это левый берег со всеми строениями, жизненной суетой, родники расположены на этом берегу, которые в данном случае символизируют – источник вечной энергии, источник жизни. И противоположенная часть, правый берег, с полной гармонии природы, и душевного спокойствия, не вызывающее и не говорящее ничего об присутствие человека, но при этом имеющее лишь один символ человеческого творения – фамильный склеп. Именно присутствие или постройку склепа в этой части парка на правом берегу, и имеет задачу, как подчеркивать именно его роль в этом пространстве – то есть в мир иной.
Выйдя из усадьбы через главную дверь ведущая в сад и где раньше был розарий, незаметно переходим на алею из липы которую пересекает алея граба (к стати единственной регулярной аллеи парка), которая начинается на одном берегу и продолжается на другом строго по прямой линии. Деревья на этой алее посажены очень густо (раньше даже стриглись) и формируют зеленый коридор – туннель, который даже в зимнее время кажется темным. Это не просто случайность, эта алея, алея скорби которая начинается на одном берегу (при жизни) и кончается на другом берегу в мир иной. И что очень интересно то именно эта регулярная алея из граба, и есть та ось выше указанного образно – символизирующего креста. Само название алей ГРАБОВОЙ уже имеет второй смысл в названии, и не случайно автор(ы) посадили именно деревья граба. Разделяет, а может даже соединяет эти два мира – мостик, который с точки зрения архитектуры является главным связующим звеном между двумя различными пространствами. Психологически мост- это пауза, в течение который человек подготавливается к восприятию другого пространства. Сам мостик, опять в своем манере не простой, а виде арки, то что предполагает начальный подъем в ,,небо” и потом ,,приземление” в мир иной. Миновав мостик, мы продолжаем идти по грабовой аллее, и выходим на круглую площадку, расположенную на ее оси. Эта площадка ,,говорит“, о том что круг замкнулся, путь пройден. Полукруглые ступени, огибающие площадку, обозначают последний рубеж преодоление, которого требует физическое усилие. И, наконец, мы выходим на площадку, где стоит склеп. Здесь неожиданно приходит чувство успокоенности, облегчения. Оно возникает благодаря скромному, спокойному размещению склепа сбоку от оси аллеи и тактичному, обозначению скорбной памяти единственным деревом (посажен рядом) сосны черной –символом вечности. Еще одна из загадок является сам факт что, переходя из аллеи граба через замкнутым кругом и площадкой перед склепом дальше ведет алея ореха черного, которая как бы продолжает разделять на две части плодовые сады и заканчивается строго на южной границы парка, от куда начинается открытые просторы полей. Раньше при помещике в конце этой алей стояла на пьедестале скульптура белого ангела (в полный рост). Возможно, по замыслу это говорит о том, что в склепе лежат лишь тела, а сам дух человеческий пройдя по аллее ореха черного окруженного цветущим садом, уходит в вечное пространство. Нет сомнений, что эта аллея не была посажена случайно из ореха черного. Тут можно перейти на древнегреческой философии, где орех является символом вечности, а черный орех, наверное, для самой фамилии Огановичь олицетворяло еще и вечная скорбь в месте с радостью жизни окружающих цветущих садов.
Но к сожалению, все выше так романтично рассказанном в этом тексте, это лишь попытка автора текста воссоединить то что было и то что еще осталось… Но осталось очень мало… На сегодняшний день, говорить о коком то состоянии парка, вообще очень трудно. Насаждения парка в значительной степени уничтожены или погибают из-за отсутствия ухода под наблюдением специалистов, все мраморные вазы, скульптуры, розарии исчезли и поэтому композиционно-художественный облик парка сильно нарушен. И это можно продолжать и продолжать… В 1996 г. члены молодежной экологической ассоциации ,,PRO NATURA,, дали старт экологическим акциям и работ по спасению, восстановлению и сохранению экосистемы парка ,,вилла Мындык. Сделано было не мало. Самое, что есть обидно то, что ни сами специалисты и руководители экогосстрктур не воспользовались и не последовали нашим рекомендациям и методами решения проблем по восстановлению этого уникального парка. В то время (который актуален и сегодня) было предложено очень недорогой и эффективный метод хотя бы законсервировать и остановить деградацию экосистемы парка. К сожалению, прошли годы, власти менялись и меняются, а ситуация в парке сейчас на критическом уровне… Мы, члены АЕТ,, PRO NATURA,, смогли бы и в дальнейшем заняться этой проблемой, но к сожалению для продолжения работ, нужны средства(гранты) на протяжение несколько лет, по сколько в один этап проблемы парка не решить.
Парк при вилле Мындык
Ландшафтный парк «Вилла Мындык», Дрокия
Примерно в 25 км от районного центра Дрокия, вблизи проселочной дороги между селами Мындык и Котова, среди чистого поля, расположен один из самых удивительных в Молдове приусадебно-парковых ансамблей, дендрологический парк – Вилла Мындык.
Эта усадьба была куплена у молдавского помещика шляхетско-армянской семьей Оганович (Ohanowicz) в 19-м веке, а в 1896 году здесь был заложен парк, перестроено здание усадьбы, стилизованное под китайскую пагоду. Также были очищены и облагорожены 3 пруда, построен каменный фамильный некрополь, водяная мельница с километровым подземным водоводом. Но главное, что был тщательно продуман план парка и согласно ему разбиты аллеи, выложены камнем тропинки, перекинут через ручей ажурный металлический мостик, Мост скорби. Планированием парка и его общей концепцией занимался великий архитектор, Александр Бернардацци, постоянно сверяясь с замыслом хозяина поместья, Каэтаном Огановичем.
А замысел это был совсем непрост. Изначально парк был разбит на 2 равные части, границей между которыми служил ручей с перекинутым через него мостиком. Сам ручей символизировал тоненькую нить жизни, отделяющую верхнюю, земную, часть парка от нижней, символизирующей вечность. Именно в этой части парка и находится единственная постройка – некрополь. Все остальные здания – самой усадьбы, водокачки и других хозяйственных построек находятся в первой, «земной» части парка. Через весь парк протянулась длинная, густо обсаженная грабом, аллея, символизирующая собой дорогу жизни. Посредине она пересекается ручьем, через который перекинут ажурный мостик. Вдоль ручья, на левом (земном) его берегу, в свое время било 6 родников, подпитывающих ручей, который впадает в центральный пруд усадьбы.
Огромное внимание было уделено видам высаженных деревьев. Так, например, вблизи некрополя стоит огромная одинокая черная сосна и начинается аллея, обсаженная черным орехом, символом вечности. Аллея эта доходит в южном направлении вплоть до границы парка, за которой раскинулись просторы полей.
Весь же парк пронизан целой сетью аллей. Еще одной особенностью парка является сочетание декоративных деревьев с окружающими их плодовыми деревьями, т.е. это и парк и сад одновременно, на манер древнеримской виллы «Фруктуарии».
А теперь вернемся в сам парк и расположенную в нем усадьбу и поговорим о грустном. В советские времена парк и усадьба были отданы под пионерский лагерь и в результате на территории усадьбы появилось несколько совершенно чужеродных для этого места построек – жилые корпуса, общежитие. До сих пор в парке разбросаны стандартные полуразрушенные скульптуры пионеров, вожатых. Пионерлагерь давно закрыт, а парк и усадьба совершенно заброшены и ветшают год от года. Здание усадьбы полуразрушено, так же, как и остальные постройки. Некрополь был разграблен местными жителями, из-за чего районное начальство распорядилось залить склеп бетоном. Из 3-х прудов ныне существуют только 2, 3-й зарос и обмелел, а два остальных заиливаются. Лес в центральной части парка давным-давно не чистился от сухостоя, зарос кустарником и стал почти непроходим, больше напоминая джунгли. Из 6-ти источников только 1 восстановлен. От водяной мельницы не осталось и следа. Естественно, что богатое убранство усадьбы также разграблено, остались только несущие стены и старинная деревянная лестница, ведущая в мансарду.
И все же, несмотря на разор и запустение, гуляя по аллеям парка и по берегам центрального пруда, проникаешься каким-то особым настроением, а задержавшись на мостике через ручей в душу проникает умиротворение. По счастью аллеи и стоящие вдоль них каменные скамьи сохранились и не дают этому удивительному месту потерять свой истинный облик, плод раздумий и уменья его творцов. Но покидая этот парк, все же испытываешь грусть и сожаление о том, что нам пока нет дела до оставшегося от предков наследства, и что мы так и не научились ценить и беречь красоту нашей земли.
Ландшафтный парк «Вилла Мындык», Дрокия
Примерно в 25 км от районного центра Дрокия, вблизи проселочной дороги между селами Мындык и Котова, среди чистого поля, расположен один из самых удивительных в Молдове приусадебно-парковых ансамблей, дендрологический парк – Вилла Мындык.
Эта усадьба была куплена у молдавского помещика шляхетско-армянской семьей Оганович (Ohanowicz) в 19-м веке, а в 1896 году здесь был заложен парк, перестроено здание усадьбы, стилизованное под китайскую пагоду. Также были очищены и облагорожены 3 пруда, построен каменный фамильный некрополь, водяная мельница с километровым подземным водоводом. Но главное, что был тщательно продуман план парка и согласно ему разбиты аллеи, выложены камнем тропинки, перекинут через ручей ажурный металлический мостик, Мост скорби. Планированием парка и его общей концепцией занимался великий архитектор, Александр Бернардацци, постоянно сверяясь с замыслом хозяина поместья, Каэтаном Огановичем.
А замысел это был совсем непрост. Изначально парк был разбит на 2 равные части, границей между которыми служил ручей с перекинутым через него мостиком. Сам ручей символизировал тоненькую нить жизни, отделяющую верхнюю, земную, часть парка от нижней, символизирующей вечность. Именно в этой части парка и находится единственная постройка – некрополь. Все остальные здания – самой усадьбы, водокачки и других хозяйственных построек находятся в первой, «земной» части парка. Через весь парк протянулась длинная, густо обсаженная грабом, аллея, символизирующая собой дорогу жизни. Посредине она пересекается ручьем, через который перекинут ажурный мостик. Вдоль ручья, на левом (земном) его берегу, в свое время било 6 родников, подпитывающих ручей, который впадает в центральный пруд усадьбы.
Огромное внимание было уделено видам высаженных деревьев. Так, например, вблизи некрополя стоит огромная одинокая черная сосна и начинается аллея, обсаженная черным орехом, символом вечности. Аллея эта доходит в южном направлении вплоть до границы парка, за которой раскинулись просторы полей.
Весь же парк пронизан целой сетью аллей. Еще одной особенностью парка является сочетание декоративных деревьев с окружающими их плодовыми деревьями, т.е. это и парк и сад одновременно, на манер древнеримской виллы «Фруктуарии».
А теперь вернемся в сам парк и расположенную в нем усадьбу и поговорим о грустном. В советские времена парк и усадьба были отданы под пионерский лагерь и в результате на территории усадьбы появилось несколько совершенно чужеродных для этого места построек – жилые корпуса, общежитие. До сих пор в парке разбросаны стандартные полуразрушенные скульптуры пионеров, вожатых. Пионерлагерь давно закрыт, а парк и усадьба совершенно заброшены и ветшают год от года. Здание усадьбы полуразрушено, так же, как и остальные постройки. Некрополь был разграблен местными жителями, из-за чего районное начальство распорядилось залить склеп бетоном. Из 3-х прудов ныне существуют только 2, 3-й зарос и обмелел, а два остальных заиливаются. Лес в центральной части парка давным-давно не чистился от сухостоя, зарос кустарником и стал почти непроходим, больше напоминая джунгли. Из 6-ти источников только 1 восстановлен. От водяной мельницы не осталось и следа. Естественно, что богатое убранство усадьбы также разграблено, остались только несущие стены и старинная деревянная лестница, ведущая в мансарду.
И все же, несмотря на разор и запустение, гуляя по аллеям парка и по берегам центрального пруда, проникаешься каким-то особым настроением, а задержавшись на мостике через ручей в душу проникает умиротворение. По счастью аллеи и стоящие вдоль них каменные скамьи сохранились и не дают этому удивительному месту потерять свой истинный облик, плод раздумий и уменья его творцов. Но покидая этот парк, все же испытываешь грусть и сожаление о том, что нам пока нет дела до оставшегося от предков наследства, и что мы так и не научились ценить и беречь красоту нашей земли.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Парк при вилле Мындык
К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!
Про замок Манук-Бея знают все, но Locals отыскал еще несколько старинных усадеб, заслуживающих внимания.
Усадьба Замфир Ралли-Арборе
Красивое и живописное место, полюбившееся великому русскому поэту А. Пушкину, находится в 55 км от Кишинева, в селе Долна. Усадьба укрыта прекрасным парком, с родником «Замфиры» и памятным бюстом А.С Пушкину. А. Пушкин, находясь в ссылке в Бессарабии, в период с 1820 – 1823 годов, проживал какое-то время в усадьбе Ралли-Арборе. Именно тут он влюбился в прекрасную цыганку Замфиру. В эти годы великий поэт написал и посвятил цыганке Замфире ряд своих произведений.
Великосветские рауты Ралли-Арборе считались одними из самых изысканных в Молдове. А.С Пушкин, со временем, стал завсегдатаем раутов в усадьбе. Благодаря местным жителям, на сегодняшний день, усадьба сохранилась и находится в отличном состоянии. Все музейные экспонаты были сохранены. В данный момент усадьба Ралли-Арборе является филиалом Пушкинского музея в Кишиневе.
Дворец Манук-Бея был построен в 1817 году Манук-Беем Мирзояном — армянином по происхождению, турецким дипломатом и одновременно русский разведчиком, который купил в 1815 году за 300 тысяч «золотых леев» в Ганчештах (современных Хынчештах) лесной массив с летней резиденцией княгини Долгоруковой. Дворец имел зимний сад, крытый бассейн и множество подземных выходов. Кстати, даже сейчас на главной улице Хынчешт (улица Михалча Хынку, бывшая улица Ленина) периодически образуются провалы из-за обрушения кирпичных сводов подземных ходов.
Дворец находится в южной части города и расположен на северном склоне холма, на окраине парка. От главного входа к дворцу сквозь парк ведёт аллея. Из-за наклонности рельефа, с вершины холма видны только два этажа, а с подножья — три. Дворец выполнен в духе французского классицизма, с широкими проёмами окон и лоджий. На террасе, в толще стен были предусмотрены украшенные красивыми фресками ниши, куда помещались статуи. Усадьба была окружена крепостными стенами, снесёнными в конце 1950-х годов. Потолки дворца расписывал другой армянин – Ованес Айвазян, впоследствии ставший известным как русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский, приезжавший тогда погостить в Кишинев к своему брату. Росписи, к сожалению, не сохранились.
После окончания Второй мировой войны, дворец был реконструирован и приспособлен под техникум, который покинул помещения дворца и переехал в новое здание в начале 1980-х годов. В результате землетрясения 1986 года дворец получил сильные повреждения. В 1993 году дворцу придали статус архитектурного памятника, он был включён в список национального достояния Молдавии. В 2014 началась его масштабная реконструкция.
Строительство усадьбы началось в 20-х годах XIX века, при жизни графини Екатерины Россетти-Рознован, урожденной Гика (1785 – 1870). Здание дворца было возведено рядом с церковью св. Екатерины, которая не сохранилась до наших дней. Поcле смерти графини усадьба перешла к ее племяннице Екатерине К. фон Дитман, происходящей из семейства Розенов (1845 – 1923). При ней были построены двухэтажный флигель и водонапорная башня (1884 г.).
Усадьба Росетти-Рознован в Липканах — одна из первых в Бессарабии, построенных в классическом стиле. Усадьба реконструировалась в 1870 году и в середине 50-х годов XX века — последний раз перед тем, как сооружение преобразовали в больницу. С тех пор усадьба пришла в упадок и в ней уже много лет не проводили никакого ремонта.
Парк-усадьба Вилла Мындык
В 25 км от города Дрокия, между селами Мындык и Котова, расположена старинная вилла Мындык, окруженная уникальным приусадебным парком. Усадьба была куплена семьей польских дворян Оханович, и именно они придали этому месту столь уникальный вид. В 1896 году здесь начались работы по благоустройству усадьбы и прилегающей к ней территории: был заложен парк, перестроено само здание усадьбы, очищены и облагорожены три пруда, построен каменный фамильный некрополь и водяная мельница с километровым подземным водоводом.
Главным украшением поместья является его парк. Планированием парка и его общей концепцией занимался знаменитый архитектор Александр Бернардацци. Был тщательно продуман план парка, разбиты аллеи, выложены камнем тропинки, перекинут через ручей ажурный металлический мостик, «Мост скорби». В парке собраны уникальные виды деревьев, так вблизи некрополя стоит огромная черная сосна, а сама аллея обсажена черным орехом. Еще одной особенностью парка является сочетание декоративных деревьев с плодовыми.
В 90-е годы здание усадьбы было практически разрушено, так же, как и остальные постройки. Некрополь разграблен местными жителями, а после залит бетоном. Из 3-х прудов ныне осталось только два, третий зарос и обмелел. От водяной мельницы не осталось и следа, а в разграбленной усадьбе, остались только несущие стены и старинная деревянная лестница, ведущая в мансарду.
Архитектурное сооружение начала 20 века, к проектированию которого вроде бы, приложил руку сам Александр Иосифович Бернардацци, в результате нескольких перепродаж оказалось в частных руках и теперь находится в удручающем состоянии. Кроме времени, ему нанесли серьезный ущерб черные археологи, которые надеются найти в имении клад, якобы оставленный здесь Яновскими перед приходом советской власти.
Усадьба «Драгэлина» расположена в живописном уголке, на берегу реки Днестр, в 5 км западнее села Гура Быкулуй. Она принадлежала боярам Яновским, которые владели землёй в этой округе. Комплекс включал в себя барский дом с парком, мельницу, большие конюшни, огромный подвал с уникальной системой вентиляции, кирпично — черепичный завод и различные другие хозяйственные постройки. В разные времена здесь бывали Карл Xll, гетман Мазепа, Александр Сергеевич Пушкин.
Кстати, в этой усадьбе снимались некоторые эпизоды фильма Э.Лотяну «Лэутары».
Усадьба расположена в селе Иванча, в 14 км от Оргеева. Она была построена по заказу помещика Карабета Балиоза, армянина по происхождению. Усадьба окружена старинным парком, площадью 7 гектаров, заложенном в 1880 году. Здесь можно прогуляться по аккуратным дорожкам ухоженного парка и увидеть нехарактерные для Молдовы растения, такие как канадская ель, американская сосна, липа красная, кладрастис желтый, аргентинская сосна, китайская глициния, тис.
Парк усадьбы является одним из самых давних парков на территории Молдовы. Красивый господский дом гармонично вписывается в общую планировку парка. Здание превосходно согласуется со всеми парковыми композициями. Полный романтических мотивов этот дивный реликтовый парк был заложен почти 130 лет назад. Поместье занимает доминирующее местоположение над селом и прилегающей к нему местности.
Согласно архитектурному плану, дом превосходит все дома господ того времени, хотя и отличается от других боярских усадьб простотой в плане общего стиля. Само здание является красивым архитектурным шедевром и построено в стиле западноевропейского ренессанса и обладает элементами русского классицизма. Колонны и барельеф на фасаде самого владельца говорит о специфике этого барского дома.
Эта красивейшая усадьба была возведена в селе Цауль в начале XX века. Участок выкупил у мелких собственников банкир Андрей Поммер (1851–1912). В 1901–1912 годах все постройки были завершены. До 1945 года наследники А. Поммера не вносили изменений в интерьер усадьбы. А в начале 60-х годов там были сооружены жилые и учебные помещения для агрономического техникума. Изменилось и здание усадьбы, а хозпостройки и архитектурные элементы парка вокруг нее снесли. Тем не менее, комплекс в Цауле сохранился лучше других усадеб начала XX века.
Дом-музей Александра Донича
Классик молдавской литературы, баснописец и переводчик Александр Донич родился 19 января 1806 года в бессарабском селе Безин (сейчас Донич Оргеевского района Молдавии). Долгое время родовое поместье семьи баснописца, расположенное в селе Донич (Безень), использовалась в качестве среднеобразовательной школы. Но в 1976 году власти, признав заслуги А. Донича в области литературы, постановили открыть в его доме музей.
В усадьбе царит атмосфера начала XIX века: в гостиной и кабинете писателя обстановка состоит из модной в те времена мебели в египетском стиле, паркетные полы устланы домоткаными молдавскими коврами. Музей располагает обширной коллекцией предметов быта, но, к сожалению единственным, личным предметом писателя, сохранившимся до наших дней, является пистолет, изготовленный в девятнадцатом веке. Тут же собрана впечатляющая коллекция печатных изданий того времени, а также документов и фотографий, так или иначе связанных с жизнью А. Донича.
Музейный комплекс помимо усадьбы включает в себя приусадебный парк и семейную часовню Доничей.
Особняк и парк Павловка
Парк и поместье Павловка расположены примерно в 2 км от села Ларга. Парк и имение заложены в 1900 году владельцем этих земель, Крупенским Павлом Николаевичем, видным государственным деятелем. Территория парка в плане имеет вид прямоугольника, расположенного поперек довольно широкой балки. По дну ее протекает ручей, образующий в пределах парка пруд с водной поверхностью 2,7 га. Автора проекта этого интересного и сравнительно хорошо сохранившегося парка установить не удалось.
В отличие от многих других парков Молдовы, Павловский парк сохранил свою территорию в 15,8 га и почти не вырубался. В настоящее время в зданиях поместья расположена психиатрическая и наркологическая больница. Центральное здание усадьбы находится в неплохом состоянии, однако из-за пристроек к нему значительно изменило свой внешний облик.
Усадьба семьи Чолак-Мальски
В центре села Бахмут можно набрести на полуразрушенную усадьбу семьи Чолак-Мальски (Ciolac-Malski). Поместье выстроено в неоклассическом русском стиле польскими дворянами в середине XIX века. До 1945 года здание находилось в отличном состоянии. Затем польская аристократия покинула республику, а в усадьбе разместилась местная школа. С 1989 года, с момента строительства новой школы, здание заброшено. К сожалению, в настоящее время эта, некогда одна из самых красивых помещичьих усадеб в Молдове, находится в плачевном состоянии.
Ландшафтный парк “Вилла Мындык», Дрокия (Слайдшоу)
![]() |
Примерно в 25 км от районного центра Дрокия, вблизи проселочной дороги между селами Мындык и Котова, среди чистого поля, расположен один из самых удивительных в Молдове приусадебно-парковых ансамблей, дендрологический парк – Вилла Мындык.
Эта усадьба была куплена у молдавского помещика шляхетско-армянской семьей Оганович в 19-м веке, а в 1896 году здесь был заложен парк, перестроено здание усадьбы, стилизованное под китайскую пагоду. Также были очищены и облагорожены 3 пруда, построен каменный фамильный некрополь, водяная мельница с километровым подземным водоводом. Но главное, что был тщательно продуман план парка и согласно ему разбиты аллеи, выложены камнем тропинки, перекинут через ручей ажурный металлический мостик, Мост скорби. Планированием парка и его общей концепцией занимался великий архитектор, Александр Бернардацци, постоянно сверяясь с замыслом хозяина поместья, Каэтаном Огановичем.
А замысел это был совсем непрост. Изначально парк был разбит на 2 равные части, границей между которыми служил ручей с перекинутым через него мостиком. Сам ручей символизировал тоненькую нить жизни, отделяющую верхнюю, земную, часть парка от нижней, символизирующей вечность. Именно в этой части парка и находится единственная постройка – некрополь. Все остальные здания – самой усадьбы, водокачки и других хозяйственных построек находятся в первой, «земной» части парка. Через весь парк протянулась длинная, густо обсаженная грабом, аллея, символизирующая собой дорогу жизни. Посредине она пересекается ручьем, через который перекинут ажурный мостик. Вдоль ручья, на левом (земном) его берегу, в свое время било 6 родников, подпитывающих ручей, который впадает в центральный пруд усадьбы.
Огромное внимание было уделено видам высаженных деревьев. Так, например, вблизи некрополя стоит огромная одинокая черная сосна и начинается аллея, обсаженная черным орехом, символом вечности. Аллея эта доходит в южном направлении вплоть до границы парка, за которой раскинулись просторы полей.
Весь же парк пронизан целой сетью аллей. Еще одной особенностью парка является сочетание декоративных деревьев с окружающими их плодовыми деревьями, т.е. это и парк и сад одновременно, на манер древнеримской виллы «Фруктуарии».
фруктуарий имеет такое значение:
— помещения в римской вилле, служащие для хранения плодов;
А теперь вернемся в сам парк и расположенную в нем усадьбу и поговорим о грустном. В советские времена парк и усадьба были отданы под пионерский лагерь и в результате на территории усадьбы появилось несколько совершенно чужеродных для этого места построек – жилые корпуса, общежитие. До сих пор в парке разбросаны стандартные полуразрушенные скульптуры пионеров, вожатых. Пионерлагерь давно закрыт, а парк и усадьба совершенно заброшены и ветшают год от года. Здание усадьбы полуразрушено, так же, как и остальные постройки. Некрополь был разграблен местными жителями, из-за чего районное начальство распорядилось залить склеп бетоном. Из 3-х прудов ныне существуют только 2, 3-й зарос и обмелел, а два остальных заиливаются. Лес в центральной части парка давным-давно не чистился от сухостоя, зарос кустарником и стал почти непроходим, больше напоминая джунгли. Из 6-ти источников только 1 восстановлен. От водяной мельницы не осталось и следа. Естественно, что богатое убранство усадьбы также разграблено, остались только несущие стены и старинная деревянная лестница, ведущая в мансарду.
И все же, несмотря на разор и запустение, гуляя по аллеям парка и по берегам центрального пруда, проникаешься каким-то особым настроением, а задержавшись на мостике через ручей в душу проникает умиротворение. По счастью аллеи и стоящие вдоль них каменные скамьи сохранились и не дают этому удивительному месту потерять свой истинный облик, плод раздумий и уменья его творцов. Но покидая этот парк, все же испытываешь грусть и сожаление о том, что нам пока нет дела до оставшегося от предков наследства, и что мы так и не научились ценить и беречь красоту нашей земли.
О парке из книги П. Леонтьева «Парки Молдавии»
Общая площадь территории виллы с парковыми посадками, плодовыми садами и прудом — около 10 га. Парковый участок занимает северо-западную часть территории площадью около 3 га с ровным рельефом. С восточной и южной сторон к парку примыкают плодовые сады. Насаждения парка в значительной степени уничтожены или погибают из-за отсутствия ухода, поэтому композиционно-художественный облик парка теперь сильно нарушен.
Рис. 30. Схематический план парка при вилле Мындык:
I — здание виллы, II — склеп, III — купальня, IV — видовая площадка, V — плодовые сады, VI — луг; 1 — ель обыкновенная, 2 — можжевельник виргинский, 3 — сосна черная, 4 — акация желтая, 5 — бук лесной, 6 — лещина обыкновенная, 7 — орех черный, 8 — береза бородавчатая, 9 — черемуха обыкновенная, 10 — ясень обыкновенный плакучий
Из хорошо сохранившихся элементов можно указать на несколько хвойных групп и солитеров, оформлявших примыкающий к зданию участок с расположенными ранее на партере цветниками и группами красиво цветущих кустарников. Наиболее интересна здесь плотная группа из 4 елей обыкновенных с несколько отклоненными друг от друга стволами (рис. 31). На участке бывшего партера сохранились также декоративные кустарники: лещина краснолистная, айва японская, дейция розовая.
Здание виллы находится на территории парка, отделенной от плодовых садов либо плотными рядовыми посадками (район к востоку от здания), либо отдельными ландшафтными группами. В первом случае плодовый сад изолируется от парка и представляет собой отдельный садовый пейзаж с водной поверхностью пруда в центральной части плодового сада. Во втором случае парк и плодовые насаждения из сильнорослых яблонь и груш взаимно обогащают друг друга в пейзажном отношении и воспринимаются как единая парковая композиция (рис. 32).
Другой особенностью организации территории виллы является размещение отдельных элементов парковых устройств в плодовых садах. Так, на участке плодового сада к востоку от виллы на берегу пруда размещена круглая видовая площадка. В центре ее посажен ясень плакучий, который достиг крупных размеров и образовал над площадкой шатер. С видовой площадки обозревается водная поверхность, открываются виды на плодовые сады и прилегающие непахотные сельскохозяйственные угодья. На другой стороне пруда размещена крупная группа из елей, сосен и берез, которая смотрится на фоне плодового сада.
Плодовый сад за ручьем перерезает аллея, отдельные участки которой обсажены разными породами. Аллея начинается у ручья и на протяжении почти 70 метров обсажена буками, которые раньше стриглись и давали плотные стены по бокам аллеи, а теперь разрослись, создав зеленый туннель. Буковая аллея заканчивается полукруглой площадкой и далее переходит в ореховую. Сбоку от площадки, в плодовом саду, находится архитектурное сооружение — фамильный склеп бывшего владельца виллы (в виде паркового павильона), около которого высажен солитер сосны черной (рис. 33).
Очень красива ореховая аллея. Деревья ореха черного, оформляющие аллею, имеют в среднем высоту 18 метров и диаметр ствола 60 см. Их смыкающиеся наверху кроны начинаются на высоте 4—5 метров от земли и не препятствуют обзору прилегающих плодовых садов.
Планировочно-композиционные особенности решения территории виллы Мындык с регулярными плодовыми садами и насаждениями паркового характера, размещенными и в плодовых садах, придают всей территории виллы парковый характер и позволяют назвать весь этот комплекс парком.
Аналогичное композиционно-планировочное решение может быть с успехом применено при создании ряда зеленых объектов как общественного, так и ограниченного пользования.
В дендрологическом ассортименте Мындыкского парка, кроме плодовых, насчитывается 35 видов и 2 формы древесно-кустарниковых растений, в том числе 15 видов местной флоры.
Из редко встречающихся в Молдавии декоративных кустарников в парке успешно растут и плодоносят айва японская, дейция розовая, краснолистная форма лещины обыкновенной, а из древесных — орех черный и бук лесной, который издавна применяется в паркостроении, но совершенно не используется для этих целей в МССР, хотя и растет в лесах республики.
Парк при вилле Мындык
Фамильные усадьбы, парки с аллеями, хранящие тайны давно минувших лет, старый пруд…здесь все приглашает вас к неспешной прогулке, созерцанию.
Цаульский парк.Примерно в 200 км к северу от Кишинева, в центре с. Цауль расположен самый большой парк в Молдове, основанный вокруг усадьбы семьи Поммер в начале 20 века. Это был смелый план по меркам того времени. Для формирования парка свозились растения со всего мира. Результат впечатляет и по сей день – густая сеть аллей, с различными цветочными композициями, множество тропинок и дорожек, длина которых составляет более 12,5 км.
Усадьба Огановичей. Вблизи проселочной дороги между селами Мындык и Котова, среди чистого поля, расположен один из самых удивительных в Молдове приусадебно-парковых ансамблей, дендрологический парк – Вилла Мындык. Эта усадьба была куплена у молдавского помещика шляхетско-армянской семьей Оганович (Ohanowicz) в 19-м веке, здесь был заложен парк, перестроено здание усадьбы, стилизованное под китайскую пагоду. Также были очищены и облагорожены 3 пруда, построен каменный фамильный некрополь, водяная мельница с километровым подземным водоводом. Но главное, что был тщательно продуман план парка и согласно ему разбиты аллеи, выложены камнем тропинки, перекинут через ручей ажурный металлический мостик, Мост скорби. Планированием парка и его общей концепцией занимался великий архитектор, Александр Бернардацци, постоянно сверяясь с замыслом хозяина поместья, Каэтаном Огановичем.
Поле Lavanda Moldova .Французы любовно называют лаванду синим золотом. Этим богатством обладает и наш край. Лавандовые поля в Молдове расцветаю к середине июня, на севере цветут до начала августа. Не так уж много времени, чтобы насладиться этим природным великолепием. В сочетании с виноградниками и деревушками получается поразительная картина. Неудивительно, что туристы так и спешат увидеть эти сказочные места каждый год.
Стоимость тура:
Количество человек в группе | Стоимость тура на одного человека ( евро) |
1 | 190 |
2 | |
13-18 | 25 |
18-40 | под запрос |
Программа включает:
- Сбор гостей из гостиницы
- Экскурсия в усадьбу Вила Мындык
- Экскурсия в Цаульский парк
- Экскурсия на лавандовое поле с.Дондюшаны
старт : Кишинев
продолжительность : 12 часов
расстояние : 450 Км