Педагогическое образование в США
В какой бы точке мира вы ни оказались, образование везде будет занимать ключевое место в обществе. Вот только не в каждой стране положение педагогов соответствует их реальной значимости. Последнее замечание не касается США. Американские учителя получают одну из самых больших зарплат в мире, они уверены в своём социальном обеспечении, а сам процесс их образования невероятно разнообразен, что даёт студентам возможность формировать свой индивидуальный преподавательский образ.
Получение профессионального педагогического образования
Педагогическое образование в США получают в колледжах, институтах и университетах. Система, как и для других специальностей, трёхступенчатая: бакалавриат, магистратура и докторантура. Существует несколько моделей обучения. Одна распространена преимущественно в колледжах. В ней специальные педагогические дисциплины перемежаются с общеобразовательными предметами. Другая модель принята в университетах, институтах и ряде колледжей. Следуя ей, студенты первые несколько лет получают специальное образование по тому предмету, который планируют преподавать, а на последнем году проходят курс профессиональной педагогики. Обычно он включает теоретические дисциплины и одну-трёх месячную практику.
В любом вузе предусмотрены дополнительные курсы, которые помогают совершенствовать профессиональные навыки. На них ставят речь, рассказывают современные методики преподавания, обучают разным подходам к ребёнку и психологическим приёмам.
Требования к преподавателю на разных ступенях образования
Для учителей в детских садах и начальных классах минимальными требованиями является наличие степени бакалавра, последующее прохождение тренингов и сдача экзаменов. Важным условием является постоянное повышение квалификации, поэтому многие получают сразу же степень магистра.
Основные требования к преподавателям средних и старших классов такие же, как и к преподавателям начальных. Отличие состоит лишь в том, что на второй и третьей ступени образования учителя аттестованы по одному или нескольким предметам, когда как педагог начальной школы имеет многопрофильную специализацию.
Преподаватели высших учебных заведений должны обладать соответствующим опытом и квалификацией. Это означает наличие докторской степени и ведение постоянной научной деятельности.
Начало карьеры преподавателя в США
Вне зависимости получали вы образование в Америке или приехали как уже готовый специалист, для начала работы вам необходимо получить профессиональную лицензию. Педагогика в США разнообразна, требования к сертификации зависят от штата, вашей специализации и образовательной ступени, на которой вы хотите работать. Так, в ряде случаев профпригодность подтверждается сдачей некоторых тестов (например, Praxis I). Порой же специалисту требуется пройти подготовительную программу и сдать экзамен. Аккредитация не потребуется, если вы планируете стать репетитором или работать в частных школах.
В университетах, институтах и государственных школах даже после получения всех необходимых бумаг и лицензий, так просто до детей вас не допустят. Первым этапом в профессиональной жизни молодого учителя является менторинг или наставничество. В это время старший преподаватель помогает новичку адаптироваться, создавать свой индивидуальный стиль и разрабатывать задания для учеников.
Подтверждение профессиональной пригодности
Иностранному преподавателю, чтобы работать в Америке, в первую очередь, необходимо подтвердить свой диплом. Результаты могут быть разными. Если учебная программа вашего университета соответствует базовой программе в США, то останется только получить аттестацию. В противном случае, придётся пройти дополнительные образовательные курсы при школах, центрах или университетах. Они очень распространены в Америке и пользуются популярностью даже среди местных специалистов в качестве программ повышения квалификации.
Поступление в вузы США
Все вузы для преподавателей в США имеют особое видение своего будущего студента, поэтому требования к поступлению отличаются. Например, некоторые колледжи не принимают общераспространённые языковые и стандартизированные тесты, а устраивают свои экзамены. Тем не менее, условия поступления во многом совпадают. Ниже мы привели общераспространённые требования к иностранным абитуриентам.
Необходимые документы для поступления:
Онлайн-заявка на сайте вуза
Аттестат о полном среднем образовании/диплом степени бакалавра или магистра
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Содержание педагогического образования в США
В последние годы определение содержания педагогического образования относится к приоритетным задачам развития государства и находится под постоянным контролем правительства и общественности США. К основным факторам, которые непосредственно влияют на решение этой проблемы, относим исторические предпосылки становления образования, потребности общества, социальные и научные достижения страны, государственные образовательные стандарты, а также процесс гуманизации образования. Кратко объясним свою точку зрения.
Решающее влияние на формулировку содержания современного педагогического образования в США принадлежит обществу. В результате экономического бума 1970-1980-х гг. в стране уменьшилось количество квалифицированных специалистов. Поэтому в высшей школе доминировал профессионально-педагогический компонент, который занимал 60% всей учебной нагрузки и предусматривал углубленное изучение предметов специализации и накопления практического опыта. В течение следующего десятилетия ситуация изменилась. В 1983 г. правительственная комиссия обнародовала доклад «Нация в опасности».
Ее авторы настаивали на немедленной реформе системы образования США и обнародовали чрезвычайно низкие результаты интеллектуального уровня учащихся по базовым дисциплинам (математике, чтению, письму). Поскольку знания детей напрямую зависят от профессиональной компетентности учителя, американское правительство принимает решение о немедленном увеличении части изучения общеобразовательных дисциплин и повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в университетах [7].
Начиная с ХХ в., главным лозунгом высшей школы США остается подготовка компетентных учителей для каждого американской ребенка. То есть, формирование таких умений и навыков, которые помогут педагогам максимально развить способности учащихся, воспитать общечеловеческие ценности и сформировать практически-необходимые знания. Выполнению поставленной задачи способствует также образовательная программа «Америка 2000».
Особое влияние на формирование педагогического содержания имел исторический аспект, а именно деятельность философских школ XIX-ХХ вв.: прагматизма, рационализма, экзистенциализма, бихевиоризма, гуманизма.
Прагматизм (от греч. Prágma — поступок, деятельность) — субъективно-идеалистическое философское учение, возникшее в 70-х гг. XIX в. в США и достигло наибольшего развития в 20-е гг. ХХ в. Это течение произвело большое влияние на духовную жизнь страны и полностью отразило менталитет американской нации. Основные идеи прагматизма сформулировал Ч. Пирс, а впоследствии его доктрину поддержал У. Джеймс [5]. Однако, окончательные идеи педагогики прагматизма отображены в работах Дж. Дьюи и предпологают полную перестройку традиционной школы и ее приближения к реальным условиям жизни. Важной философской основой американского прагматизма в высшей педагогической школе США есть подготовка учителя способного развивать самостоятельность и активность учащихся при обучении, учитывать их индивидуальные потребности.
Именно эти идеи были впоследствии использованы в личностно ориентированном обучении. На основе концепции прагматизма американского педагога Дж. Дьюи его последователь В. Килпатрик разработал проект системы обучения, который постепенно трансформировалася в современный метод проектов и активно используется при подготовке учителей в университетах США.
Еще одним заимствованием из прагматизма стало использование в современной высшей школе США проблемного обучения. По мнению прагматистов, с его помощью можно моделировать и решать проблемные ситуации и задачи, возникающие в работе будущих учителей. Во время проблемного обучения происходит процесс активного учения, в течение которого студент получает профессиональный опыт взаимодействия в разумной и рефлективное манере [6, с. 323].
Другим философским направлением, который повлиял на формулировку содержания системы образования США, был рационализм (от лат. Rationalis — умный). Он признавал разум основой познания и поведения человека, источником и критерием сущности всех стремлений. Ключевым лозунгом рационализма стало высказывание Гегеля: «Все действительное разумно, а все разумное действительно» [5].
Согласно рационализма субстанция человека — это рациональная природа, которую необходимо подчеркнуть высшем образованием. Поэтому, главной целью любого обучения является достижение знаний, основанных на истине, которую можно познать только с помощью мышления [1, с. 156]. К представителям этого направления принадлежат Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза.
Влияние экзистенциализма на образование Соединенных Штатов произошело после Второй мировой войны. Экзистенциализм основан на идеях М. Хайдеггера, Ж. Сартра, М. Бубера. В 1960-е гг. это направление пропагандировали В. Лоури, У. Баррет. Философия экзистенциализма (фр. Existentialisme от лат. Exsistentia — существование) рассматривает человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу [5].
Екзистенциалистическая направленность образования заключается в свободе выбора, тем самым подчеркивая лозунг американской высшей школы: суверенитет учебного заведения и право студентов самостоятельно выбирать учебные предметы и курсы. Сторонники упомянутого направления рассматривали учебные заведения как место, где учителя преподают материал в человечной, эстетической атмосфере, поскольку главной задачей в обучении является развитие личности.
Свобода студентов проявляется не только в свободном выборе, но и в равных правах с преподавателями (возможность задавать вопросы, предлагать ответы и участвовать в дискуссиях, диалоге). Цель педагогического образования США экзистенциалисты видели в росте самосознания будущих учителей, привлечении студентов к участию в философских дискуссиях и поиске собственных ответов на поставленные вопросы. Итак, преподаватель-екзестенциалист побуждает студентов к размышлению о значении человеческого опыта, любви и смерти, а также требует от них персональных и субъективных ответов [8, с. 5].
К одной из главных философских течений в США также принадлежит бихевиоризм (от англ. Behavior — поведение), который возник в начале ХХ в .. Его представители (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К. Холл, Б. Скиннер и другие) сводили поведение людей к механическим, машинообразным ответам на внешние раздражители. Идейной базой возникновения бихевиоризма был прагматизм. Бихевиористы рассматривали только то поведение человека, подлежащей наблюдению, так же как и те факты, что подвергались экспериментальной проверке.
Они внесли весомый вклад в разработку эмпирических методов исследования, обучения и преподавания, которые сегодня ушпешно используют при подготовке учителей в США. Влияние бихевиористических идей Б. Скиннера был колоссальным на педагогическое образование не только Америки, но и всего мира. В течение 1960-1970-х гг. он доминировал в процессе подготовки учителей США, выступая методологической основой для исследования педагогической эффективности, мастерства, компетентности [5].
Гуманизация американского образования началась в 1980-х прошлого века. Центральной фигурой этого направления является человек, а главные идеи связаны с внутренними потребностями развития общества. Возникновение гуманизма способствовало появлению нового типа мышления, выделение культуры личности, способной самостоятельно и независимо существовать в социуме. Отметим, что все современные учебные программы подготовки учителей в университетах США неразрывно связаны с изучением религиоведения, латинского языка, истории, искусства, философии и тому подобное. Таким образом, будущие учителя получают моральное, эстетическое, духовное и интеллектуальное развитие, которое смогут использовать с целью творческого развития личности учащихся.
Несмотря на то, что процесс гуманизации образования начался еще в конце ХХ в., он до сих пор остается актуальным. Это направление предусматривает изучение и введение гуманитарных наук в учебные программы технических учебных заведений и наоборот — изучение точных наук в учебных заведениях гуманитарного направления. Процесс гуманизации можно охарактеризовать как построение отношений участников учебного процесса на основе изменения стиля педагогического общения от авторитарного к демократическому, преодоление манипулирования сознанием воспитанников, практики индоктринации учеников и студентов (навязывание им стереотипов мышления, догм) [2, с. 156].
Гуманизация педагогического образования направлена на воспитание уважения к личности, формирование самостоятельности, духовной и человеческой культуры. По мнению американских ученых, изучение гуманитарных дисциплин способствует развитию всесторонне развитого, сознательного человека, способного творчески мыслить и эффективно действовать во всех сферах общественной жизни [4, с. 73].
Таким образом, опредиление современного содержания высшего педагогического образования в США частично зависит от влияния исторического аспекта, а также от целей и задач, которые отвечают потребностям общества, типа и уровня образовательного учреждения, учебной дисциплине. Добавим, что в США при формулировании содержания высшего образования учитывают позитивные аспекты развития всей системы, а вся ответственность за определение ключевых елементов возложена на Департамент образования США (U.S. Department of Education).
Сюда относят: гуманизацию и демократизацию учебного процесса; подготовку профессионального учителя, компетентного в профильном предмете и способного работать в поликультурной среде; формирование высокого уровня педагогической культуры и мастерства учителей; соблюдение общепринятых моральных, этических и общественных ценностей; основных принципов дидактики; уважение к личности и создание условий для ее гармоничного существования и развития.
Кроме того, определение содержания образования в США неразрывно связано с образовательными целями. Это идеальные прогнозируемые результаты педагогической деятельности. На современном этапе они направлены на всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, формирования граждан, способных к сознательному выбору [2, с. 989].
Определение целей высшей педагогической школы в США зависит от Национальных образовательных целей (National Education Goals) и предполагает соблюдение следующих требований: обеспечение школ компетентными, лицензированными и профессиональными учителями; привлечения всех детей к обучению и создание специальных программ для «трудных» учащихся; знания профессионального предмета и владение новейшими педагогическими технологиями его преподавания; развитие у учащихся творческого и критического мышления, использования методики активного обучения; мотивация к самообразованию и непрерывного обучения; создание безопасного и дисциплинированного учебной среды.
Предложенные выше цели являются своеобразным ориентиром для педагогических факультетов и вузов. Руководство заведения учитывает их при формировании учебного курикулуму. В отечественной педагогике равнозначными понятиями являются «учебный план» и «учебная программа». Под «учебным планом» следует понимать главный нормативный документ, на основании которого формируется весь процесс обучения (определен перечень дисциплин, последовательность их изучения и количество часов). Учебная программа — это составляющая стандартов высшего образования, которая определяет место каждого предмета в системе подготовки специалистов, формы и методы контроля [2, с. 536].
В процессе исследования установлено, что в США педагогический курикулум (teacher education curriculum) — это программа обучения учителей, которая включает следующие элементы: цель; задание; способы и методы организации деятельности; объем знаний, умений и навыков; распределение учебных дисциплин по годам [9, с. 21]. Сторонниками такого объяснения сущности теории курикулуму являются М. Джонсон, Р. Зейс, Дж. Бичамп, Дж. Гудлэд.
В ходе научного поиска установлено, что основой для дальнейшего определения содержания, целей и курикулуму являются образовательные стандарты. Определением общих требований и коррекцией базовых пунктов занимаются организации, которые проводят аккредитацию учебных программ и педагогических учреждений, а также объединение профессиональных преподавателей, администрация и факультеты университетов.
Каждая группа предлагает собственные стандарты подготовки будущих учителей, дифференцируя при этом подобные сферы. Окончательное определение, обнародование и распространение стандартов образования зависит от Департамента образования штата. Поэтому на всей территории США трудно найти основной перечень требований к процессу подготовки учителей.
К главным разработчиков стандартов можно отнести Национальный совет по вопросам аккредитации педагогического образования (The National Council for Accreditation of Teacher Education, NCATE), который оценивает подготовку будущих учителей в высших учебных заведениях США по следующим критериям:
Профессиональная компетентность:
— знание предмета специализации (content knowledge). Кандидат в учителя имеет глубокие знания по предмету специализации, соответствующие определенным профессиональным, правительственным и вузовским стандартам; демонстрирует знание посредством критического анализа и синтеза информации; сдал лицензионные тесты и признан специалистом в своей предметной области.
— педагогические знания (pedagogical content knowledge). Кандидат в учителя четко понимает взаимосвязь между предметом специализации и педагогическими дисциплинами в соответствии с принятыми стандартами; практически использует полученные знания при ведении урока; излагает материал в четкой, понятной форме; активизирует работу учащихся.
— профессионально-педагогические знания и умения (professional and pedagogical knowledge and skills). Кандидат обладает высоким уровнем профессионально-педагогических знаний; использует новейшие педагогические технологии для мотивации и поощрения учащихся к обучению; умеет самостоятельно разработать и эффективно использовать новые методические разработки; обладает задатками лидера школьного сообщества.
— профессиональное отношение (professional dispositions). Кандидат в учителя активно сотрудничает с учениками, родителями, коллегами по работе, учитывая их пожелания и требования; демонстрирует надлежащее поведение в классе, создает благоприятную учебную атмосферу, поощряет всех учеников к самосовершенствованию; без особых усилий приспосабливается к новой среде и требований.
2. Оценка достижений будущих учителей во время обучения в вузе (evaluation). Эксперты NCATE в сотрудничестве с местными образовательными организациями систематически оценивают достижения кандидатов в учителя на основе разработанных профессиональных требований. Регулярно происходит проверка надежности и валидности материалов, используемых при определении уровня знаний студентов. Решение по профессиональному развитию кандидатов в учителя принимается на основе анализа результатов многократных внутренних и внешних оценок, которые систематически проводятся в течение обучения.
3. Приобретение педагогического опыта во время прохождения школьной практики (field experiences). Во время прохождения педагогической практики кандидат в учителя в полной мере применяет получении теоретические знания, умения и навыки; он полностью поглощен процессом преподавания, регулярно консультируется с учителями-наставниками, методистами, преподавателями университета, родителями по улучшению условий обучения учащихся; систематически использует новейшие методы обучения, информационные технологии и самостоятельно разрабатывает учебные проекты.
4. Способность работать в поликультурной среде (diversity). Приобретенные во время обучения знания и умения позволяют кандидату в учителя работать с детьми и коллегами разного социального, материального, религиозного уровня. Полученный опыт позволяет ему свободно чувствовать себя в поликультурной среде, правильно дифференцировать и индивидуализовуваты учебно-воспитательный процесс [10].
Итак, формирование современого содержания педагогического образования США, хотя и имеет связь с историческим аспектом, в большей мере связано с процессом стандартизации. Американские ученые соглашаются, что на данном этапе развития общества чрезвычайно важно унифицировать требования и стандарты к образования, поскольку это способствует укреплению всей системы и интеграции образовательных учреждений по всей стране.
Стандарты профессионального развития учителя отражены в содержании педагогического образования США, объединяющий основные дидактические и методические принципы систематизации учебного материала для разных образовательно-квалификационных уровней. Он формируется для каждой специальности отдельно и зависит от образовательной политики штата. Реализация содержания обеспечивает целенаправленную и профессиональную подготовку будущих специалистов.
Высшее образование в США по педагогике
Система высшего педагогического образования в США прошла сложный и достаточно долгий путь исторического развития. Характер и содержание образования всегда диктуется требованиями общества, прогрессом, развитием экономики. Основываясь на этом можно выделить четыре основных этапа развития высшего педагогического образования в Америке.
Колониальный период
Первый этап приходится на период $XVII$ – начала $XVIII$ веков. Это начало колонизации Северной Америки англичанами. Среди колонистов было много людей, которые получили образование в Англии в колледже Кембриджа. Это спровоцировало открытие первой школы в $1636$ году в поселении Ньютаун. Основной целью этой школы была подготовка священнослужителей. После смерти авторитетного священнослужителя колонии Джона Гарварда в $1639$ году школе присвоили его имя, и данное учреждение стало колледжем, а поселение переименовали в Кембридж в честь города в Англии.
В колониальный период в колледже Гарварда преподавался классический академический курс, который был построен по модели, принятой в английских средневековых университетах. Много времени отводилось изучению древних языков и библии, богословию и философии. Обучение и управление в колледже реализовывалось священнослужителями, осуществлявшими подготовку будущих священников.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Другими знаменитыми высшими учебными заведениями, появившимися в колониальный период, являются колледж Уильяма и Мэри в Виргинии и Йельский колледж в Коннектикуте. Их основной особенностью было осуществление профессиональной педагогической подготовки будущих учителей, что было вызвано распространением общественных школ. В организации учебного процесса эти образовательные заведения копировали английскую систему обучения, но высокого уровня европейских учебных заведений не достигали. Содержание образования включало в себя изучение языков древности, занятия по логике, истории, риторике, элементарной математике. После окончания этих колледжей выпускники могли работать в государственных школах или преподавать в высших учебных заведениях, которые закончили.
Можно отметить, что в этот период происходит зарождение в США высшего педагогического образования, которое предлагает будущим педагогам изучение общих предметов, необходимых для преподавания в первых школах.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Период борьбы за независимость
Второй этап формирования высшего педагогического образования охватывает середину$ XVIII$ – начало$ XIX$ веков. После окончания войны за независимость и приобретения самостоятельности штатами начала формироваться национальная система американского образования с ее специфическими особенностями.
В этот период появляется двухступенчатая система школьного образования, которая состоит из элементарной школы со сроком обучения три года и грамматической школы, где обучение длится четыре года. Данная система требовала большого количества специалистов, имеющих высшее образование, и началось стремительное развитие высших учебных заведений. Вместе с колледжами различных направлений развивались и учебные заведения для подготовки школьных учителей школ. Первоначально они назывались «нормальные школы», а затем получили название учительских колледжей. Примерами таких учебных заведений являются колледж Нью-Джерси, переименованный в Принстонский университет, Королевский колледж, в настоящее время носящий название Университет Рутгерс.
Все эти учебные заведения придерживались двух основных принципов:
- суверенитет учебного заведения;
- свобода в выборе предметов и курсов для студентов.
Еще одной особенностью высшего педагогического образования этого периода времени являлась предметная подготовка, что давало возможность получать специализацию по определенным предметам будущим учителям. После окончания учебного заведения могли преподавать исключительно тот учебный предмет, в рамках которого проходили детализированную подготовку. В это время изменился сам характер образования в колледжах.
Основным методом преподавания было запоминание материала его воспроизведение. Задача преподавателя состояла в проверке выученного текста, заранее предлагаемого студентам. Данный подход к преподаванию долгое время оставался неизменным. Обучение в колледже длилось три года и считалось достаточным для овладения искусством преподавания.
В $1814$ году в университете Виргинии впервые появилась оценочная система в баллах. Определенное учебным заведением количество баллов по совокупности предметов позволяло студентам получить диплом о высшем образовании.
Период развития промышленности
Третий период в развитии педагогического образования – это от начала $XIX$ века до начала $XX$ века. Для данного периода характерно бурное развитие промышленности, что сопровождалось значительными изменениями в системе образования.
В этот период ряд государственных колледжей обрели статус университетов, например, Мичиганский, Калифорнийский. Под непосредственным руководством педагога Николаса Батлера был открыт Нью-Йоркский колледж по подготовке учителей. Батлер пытался организовать обучение педагогике именно как науке. Он предложил ввести педагогику в академические университетские дисциплины.
Одним из основных достижений педагогических заведений высшего образования данного периода является право присуждения выпускникам академических степеней, в частности, степень бакалавра. Получив степень бакалавра, выпускники ВУЗа могли преподавать конкретную дисциплину в школах. Также университеты присуждали степень магистра тем, кто представлял тезисы по различным проблемам и публично свои выводы защищал. Самой престижной была степень доктора философии, которая являлась обязательным условием для преподавания в вузе. Данная степень в современное время является важной и характерной чертой американского высшего образования.
Современный этап развития высшего образования в США
Четвертый этап развития педагогического образования – это период с середины $XX$ века до начала века сегодняшнего. В этот период во многих американских университетах открывались аспирантуры по разным педагогическим направлениям: управление образованием, образовательная психология, образовательная социология, теория и практика учебного плана и другие.
Активная разработка психолого-педагогических дисциплин спровоцировала развитие докторантуры в сфере образования и формирование двух специализированных видов подготовки. Одна из программ ориентировалась на общегуманитарные стороны педагогики и после ее изучения присуждалась степень доктора философии в образовании, а вторая концентрировалась на проблемах прикладного характера, включала научное экспериментирование и после изучения курса выдавалась степень доктора образования.
В это время усиливается критика системы подготовки педагогов. Это касалось того, что, по мнению общественности, преподавательская и исследовательская деятельность педагогов должны дополнять друг друга, а в реальности вес научной работы увеличивался, отодвигая на второй план преподавательскую деятельность. Американский совет по образованию предлагал уделять больше внимания методической и психолого-педагогической подготовке педагогов. Предлагалось организовывать лекции и семинары, на которых опытные преподаватели могли делиться секретами педагогического мастерства с выпускниками. Имело место мнение о необходимости индивидуальной помощи начинающим педагогам посредством создания института наставников. На основании этой идеи была введена обязательная практика под руководством преподавателей со стажем практической работы.
Сегодня в США высшая школа, дающая педагогическое образование, включает в себя множество учебных заведений, отличающихся по качеству подготовки специалистов в области образования.
Педагогическое образование в США
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; АККРЕДИТАЦИЯ; TEACHER EDUCATION; TEACHER TRAINING; QUALITY OF EDUCATION; ACCREDITATION.
Исследование опыта педагогической подготовки за рубежом является одним из основных аспектов в формировании профессиональных стандартов и в реформировании данного вида образования в Российской Федерации. Такая страна как Соединенные Штаты имеет значительные достижения в этой области.
Что касается статистики, по данным Национального Центра Статистики Образования (National Center for Education Statistics) только 8% учителей в Америке ушли из профессии по собственному желанию[1]. Мы думаем, это, прежде всего, связано с ожиданиями, которые не оправдались. В США Федеральный департамент образования ежегодно публикует списки, из которых видно, что есть тенденция к улучшению. В то же время, существует проблема значительного дефицита представителей расовых меньшинств в данной профессии.
В России же 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% — в течение первых пяти[2]. Причинами таких показателей, нам кажется, являются: низкая зарплата, плохое отношение родителей к учителю, большой объем бумажной работы или разные взгляды с администрацией школы. Поэтому изучение данной проблемы становится наиболее актуальным.
Целью статьи является рассмотрение особенностей педагогического образования в США на основе анализа программ Принстонского университета по подготовке квалифицированных кадров учителей.
При написании статьи нами использовались подготовленные Принстонским университетом справочники, содержащие описание процесса обучения преподавателей, и учебным пособием «Реформы образования в современном мире». Мы использовали именно электронные ресурсы, так как только они обеспечивают получение неустаревшей информации.
Образование в Америке, как и в России, многоуровневое. Существуют программы колледжей, бакалавриата и магистратуры. Финансируются они в основном за счет внебюджетных средств. При этом каждый штат совместно с Национальным Советом по Аккредитации Педагогического Образования (National Council For Accreditation Of Teacher Education) выдает лицензии педагогическим факультетам. Выделяются следующие критерии оценки педагогических факультетов, которые должны присутствовать в аккредитационных системах:
1) знания и умения будущих учителей,
2) практика в педагогической сфере,
3) культурное многообразие,
4) профессиональный рост[4].
Существует три модели профессиональной подготовки учителей в США: параллельная, альтернативная и последовательная. Первая модель представляет собой педагогическую подготовку, которая идет параллельно с общим и специальным образованием. В Америке она, по сравнению с Россией, характерна для колледжей, а не высших учебных заведений[3, С. 32].
В художественных и технических педагогических колледжах используется последовательная модель. Она включает в себя получение так называемых степеней: обучение предметам специализации и прохождение педагогических курсов после университета.
Моделью альтернативного образования в США пользуются центры по получению первоначальных педагогических навыков, что в России соответствует отделениям вторых профессий.
Если сравнивать подготовку высших ступеней педагогических кадров в этих двух странах, то в Соединенных Штатах Америки она представляет собой степень Доктора Философии, которая присваивается после двухгодичного обучения и защиты научно-исследовательской работы, объемом 100 тысяч слов, и сдачей устного экзамена. В России эта степень называется «Доктор педагогических наук», она присваивается после получения степени кандидата наук и защиты докторской диссертации, которая должна утвердиться в Высшей аттестационной комиссии.
Инновации в профессиональной подготовке учителей в США реализуются в рамках образовательных программ, одной из которых является «Гонка к вершинам». Суть данной программы заключается в том, что зарплата учителя должна напрямую зависеть от результатов обучения студентов. Однако эта идея не была поддержана преподавателями, так как эта инновация не позволяла одаренным детям развиваться дальше, ведь они уже получают высокий балл, и в то же время, программа могла лишь спровоцировать уход учителей из трудных классов.
С другой стороны в Соединенных Штатах получила развитие клиническая модель образования. Она подразумевала, что любое обучение должно быть закреплено практикой: годовой интернатурой. Эта программа имела много преимуществ. Например, вузы обзаводились площадками для практики, студенты перенимали опыт, а школы обеспечивались новыми разработками.
Огромную роль в развитии обучения в Америке играют технологические инновации, которые непосредственно связаны с использованием информационных технологий. Сюда можно включить различные проекты, разрабатывающие видеоматериал и виртуальные практики. К примеру, «Обучай Как Чемпион» («Teach Like a Champion») Дага Лемова или «Стержень преподавания» («Teachscape»).
По нашему мнению, самой влиятельной моделью образования остается альтернативная. Она представляет собой обучение, когда студент после получение диплома, устраивается на работу и в то же время берет несколько дополнительных курсов. На основе этой модели разработана программа Принстонского университета, представителя «Лиги Плюща» (объединение 8 элитных американских университетов). На сайте вуза указано, что данная педагогическая программа реализуется с помощью таких организационных форм, как семинарские занятия, курсовые работы, практические занятия и непосредственно практику[5]. Обучение начитается с вводного практикума, позволяющего в режиме реального времени наблюдать за деятельностью учителя и учеников в школе. В последующие годы добавляется курс, направленный на овладение основными принципами психологии в образовании – «педагогическая психология». Заключительным этапом подготовки учителей является «профессиональный семестр», который подразумевает практику в местной школе под руководством учителя или куратора из вуза на протяжении двух месяцев. После отрицательного промежуточного и окончательного оценивания преподаватель продлевает ее студенту еще на 12 недель.
В течение обучения студенты педагогических профессий сдают тест по медицине и независимый от их предметной области тест, направленный на оценивание профессиональной подготовки учителя.
В данном университете существуют профилирующие и выборочные дисциплины. Таким образом, выпускник при выпуске может иметь сертификат по одному предмету, а специализацию по другому[6].
Программа Принстонского университета по подготовке профессиональных педагогов направлена на реализацию следующих функций:
1) развитие базы теоретических знаний путем изучения продуктивных методик и принятых профессиональных стандартов;
2) практика для выработки умений на основе полученных знаний;
3) создание группы или сообщества для поддержания профессиональных педагогических навыков студентов;
4) устройство выпускников на работу в школы и университеты и дальнейшая поддержка связи с ними.
Таким образом, изучение и анализ профессиональной подготовки учителей в Соединенных Штатов позволяют извлечь уроки из опыта зарубежных коллег. Можно сделать вывод, что такие инновационные программы, которые связывают заработок преподавателя с успехами студентов, не являются перспективными. Мне кажется, в России стоило бы внедрить клиническую или альтернативную программу, так как они показали наиболее эффективный результат в Америке. А идея с годом стажировки в школе была бы выгодным вариантом для всех: школ, вузов и самих учеников.
Педагогическое образование в США
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588
Бокова Татьяна Николаевна
к андидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, докторант кафедры педагогики В олгоградский государственный социально-педагогический университет , г. Волгоград
tnbokova@mail.ru
О достоинствах и проблемах педагогического образования в США
Аннотация
В статье рассматриваются и анализируются достоинства педагогического образования : критерии отбора студентов, многоуровневая система высшего образования, вариативность системы повышения квалификации, инвестиции в сферу педагогического образования и др., а также проблемы в педагогическом образовании , такие как качество полученных знаний, отсутствие практического овладения профессиональными компетенциями, высокая стоимость обучения, девальва ция оценок, отсутствие единой аттестации педагогического состава.
Ключевые слова:
педагогическое образование в США, многоуровневая система высшего образования, индивидуализация и вариативность, уровень качества знаний
Проводимая в нашей стране модернизация высшей школы призвана сблизить позиции отечественной и передовых зарубежных образовательных систем. В этом плане может быть интересно рассмотрение положительных и отрицательных сторон педагогического образования в США.
Наиболее известными учебными заведениями, где можно получить педагогическую специальность в США являются колледжи: Западной Аризоны (Arizona Western College) и Клинтон Колледж (Clinton Community College), а также Мохаук Вэли Колледж (Mohawk Valley Community College). Самыми известными университетами являются: Гарвардский и Принстонский, Йельский и Стэнфордский университеты. В данной статье предпринята попытка рассмотреть основные достоинства и проблемы педагогического образования в США.
На наш взгляд, к достоинствам высшего педагогического образования в США можно отнести:
Критерии отбора студентов в высшие педагогические заведения: предоставление справки с высокими баллами, полученными за сдачу тестов на получение среднего образования SAT или ACT, сдача вступительного экзамена. После зачисления для первокурсников обязательным является прохождения курса «Введение в профессию». Одним из основных требований в педагогических вузах остается рекомендательные письма (letters of reference), представляющие собой личную характеристику или описание академических компетенций студента. Так, в требованиях для первокурсников, поступающих на педагогические специальности университета естественных и гуманитарных наук Оклахомы значится: успешное окончание подготовительного курса «Введение в специальность» (Orientation to Teaching), рассчитанный на 30 часов; показатель среднего балла – 2.5; успешная сдача стандартизированного теста; тест по качеству владения английским языком в устной речи и аудированию; наличие положительных рекомендаций, сдача вступительного теста. При собеседовании учитываются эмоциональная стабильность, умение грамотно говорить и писать [1].
Многоуровневая система высшего образования, «бакалавриат»- «магистратура»-«докторантура», в которой бакалавриат готовит студента к профессиональной деятельности, а магистратура выступает послевузовской формой образования, в которой функционирует и различные альтернативные программы, например «Магистр искусств в преподавании» (Master of Arts in Teaching). Более того, в педагогических колледжах США предусмотрены дополнительные курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения.
Построение обучения на принципах индивидуализации и вариативности, что предполагает построение индивидуального образовательного маршрута в соответствии с возможностями и способностями каждого студента, основываясь на основной специализации и выбора из дополнительных предметов. В педагогическом образовании США на общеобразовательные предметы отводится 32-50% учебной нагрузки. Учебный план включает 20-30 курсов по выбору. Блок специальных учебных дисциплин (30-50%) состоит их вводных курсов по специальности для студентов первого, второго и третьего годов обучения и курсов повышенной сложности [2, c 113].
Рейтинговая система и кредитная системы как формы контроля и возможность измерить общую академическую успеваемость студента (Grade Point Average – GPA). Требованиями к качеству конечных результатов педагогического образования в США выступают: академическая компетентность выпускника педагогического вуза, педагогические знания, успешное применение их в процессе обучения, обширная педагогическая практика. При условии набора положительных оценок выпускник получает диплом об окончании университета, который права преподавания в школе не дает. Как и многие выпускники университета, молодые специалисты должны получить лицензию на работу в школе.
Компьютеризация обучения при сдаче зачетов, экзаменов и учете зачетных единиц студента. активное внедрения передовых информационных технологий в процесс обучения — при чтении лекций, проведении практических занятий и семинаров и т. д. Подобные технологии решают многие проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в области образования: сокращают время на проверку домашних заданий, их рассылку студентам, проверку контрольных работ и т. п.
Вариативность системы повышения квалификации и стимулирование научной и педагогической деятельности учителей и студентов высших педагогических заведений. Согласно законам большинства штатов учителя проходят аттестацию каждые пять лет. За этот период они должны набрать установленное число «кредитов» — часов занятий в системе повышения квалификации. Занятия выбираются учителем в соответствии со своими интересами: в университете, на курсах, которые открывают негосударственные исследовательские институты, курсах местных отделов образования. «Кредиты» выдаются за участие в конференциях, публикации в журналах и т.п. Такая гибкая и вариативная система повышения квалификации стимулирует творческие способности учителей. Они создают творческие группы, проводят дискуссии, разрабатывают программы экспериментальной работы, организуют посещение учителями семинаров в интересных для них школах, встречи с учеными. За свою работу такой педагог имеет надбавку к зарплате или сокращенную учебную нагрузку.
Инвестиции в сферу высшего педагогического образования. Как утверждает В. Рубцов [3], ректор Московского городского психолого-педагогического университета, в соответствии с инициативой президента Барака Обамы правительство США предполагает выделять ежегодно около 6 млрд долларов США в качестве инвестиций в повышение качества подготовки американских учителей, включая дополнительное вознаграждение в форме стипендий для будущих преподавателей особо дефицитных педагогических профессий или учителей для особо нуждающихся в них сельских и городских общин.
Несмотря на эти значимые положительные аспекты высшего педагогического образования в США, в этой системе возникает и много проблем.
Прежде всего, это качество полученных знаний. Как утверждает П. Грэм, за последние полвека более половины всех Нобелевских премий и медалей Филдса (наград за математические открытия) были отданы ученым из США [4, c 197 ]. Однако, важно заметить, что большинство этих ученых проживали в США, но являлись иностранными специалистами, так как в средних и высших учебных заведениях дается достаточно низкий уровень знаний по математике, физике, биологии и химии. В высших педагогических образовательных учреждениях США недостаточное внимание уделяется изучению иностранных культур и языков, за исключением испанского языка. Образование в США призвано дать учащимся глубокие познания в интересующей их сфере, с которой в дальнейшем будет связана их карьера и преподавание того или иного предмета. При этом важной проблемой является отсутствие общих базовых знаний по тому или иному предмету. Например, многие американцы понятия не имеют, кто автор «Много шума из ничего». В последнее время, ученые отмечают также значительное понижение уровня знаний по своим правам и обязанностям, так • 47% не знают, что в каждом штате выбирается по 2 сенатора; половина студентов полагает, что президент назначает членов конгресса; 1 из 8 студентов считает, что президенту не обязательно следовать законам. Более того, американские студенты очень часто воспринимают процесс обучения как « fun »(забаву). Несомненно, увлекательность, неординарность, творческое мышление являются важными мотивирующими факторами, но не должно обходится без усилий и работы. Возможно, причина кроется в культуре жизни молодых американцев, влиянии на них телевидения, компьютера, Интернета.
Отсутствие практического овладения профессиональными компетенциями, обучение бывает излишне теоретическим, абстрактным и не обеспечивает выпускника специфическими средствами работы в классе. Необходимость теоретически обоснованных средств (инструментов) (tools) профессиональной деятельности учителя в широком спектре – от знания содержания учебного предмета и средств оценки его усвоения до организации групповой работы учащихся и планирования исследовательской деятельности детей – нуждается в систематической работе по их освоению в учебном процессе. В эффективных образовательных программах студент начинает осваивать эти средства еще до получения диплома, продолжает обучаться их использованию под руководством опытного супервизора, организующего его рефлексию в ходе пробного преподавания непосредственно в школе.
Высокая стоимость обучения. Стоимость обучения зависит от рейтинга университета. В Гарварде это 50—60 тыс. долларов в год, ведущие университеты — 40—50 тыс. долларов в год. Например, в Мерилендском университете стоимость обучения в год составляет 38 тыс. долларов. Частные вузы лидируют по уровню оплаты за обучение, особенно Стэнфорд, Гарвард, Дюк, Корнуэльский, Джона Гопкинса, Рокфеллеровский университет, Техасский университет в Далласе, Калифорнийский университет в Сан-Франциско.
Г.Д. Дмитриев подчеркивает такую проблему, как девальвация оценок, выставляемых преподавателями. В 2004 году шестерым преподавателям Университета в Питтсбурге за слишком большое количество отличных отметок (Д) – до 50%, а в ряде случаев до 70% от их общего числа – снизили ежегодное повышение зарплаты с 2000 до 1000 долларов [5, с. 64]. Преподаватели опасаются, что их курс не выберут или исключат из программы из-за оценки, которую им выставляют студенты в конце каждого семестра и поэтому оценивают необъективно.
Отсутствие единой аттестации педагогического состава, так требования к аттестации учителей варьируются во всех 50 штатах. Обычно Департамент образования или государственное сертификационное правление выдает сертификаты, которые позволяют учителям быть принятым на работу именно в этом штате. Сорок четыре из пятидесяти штатов требуют по меньшей мере завершения четырехлетнего курса обучения, со степенью бакалавра , для преподавания в высшей школе требуется 5 год обучения. Для начального обучения в 36 штатах достаточно 2 лет обучения, а другие требуют завершения четырехлетнего курса обучения и степени бакалавра.
Проблемы возникают и в структуре вузов, так как ряде штатов вместо раздельных департаментов по управлению школами и вузами создаются единые департаменты образования, что приводит к слиянию кафедр. Так, в Миддлбери-колледже, в Вермонте вместо пяти кафедр сделали четыре, а затем сократили до трех [5, с 115] .
Таким образом, проблемы модернизации высшего педагогического образовании в России в известной мере пересекается с проблемами американской системы, которая развивается на протяжении нескольких столетий. Однако, в США возникают и новые проблемы, с которыми российские ученые, педагоги, преподаватели высших учебных школ и учителя школ могут столкнуться в ближайшем десятилетии.
Ирхина И.В., Широкова М.В. Технологии управления качеством педагогического образования в США // http://yspu.org/images/pdf
Pulliam J. History of Education in America NJ: Merrill, 2005. 439р.
Рубцов В. В. Модернизация педагогического образования в США. «УГ Москва», №40 от 5 октября 2010 года // URL: http://www.ug.ru/archive/37116 .- [дата обращения 29.07.2013г]
Грэм П.А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. – М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 20011. – 288с
Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. М.: Народное образование, 2005. 224 с
Рекомендовано к публикации:
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Pедакционной Kоллегии,
Tatiana N. Bokova
Candidat of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of English language and its teaching methodology, Pedagogy doctoral student, Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd
tnbokova@mail.ru
About advantages and problems of pedagogical education in the United States in the XX century
Advantages of pedagogical education: vocational guidance of students, multilevel system of higher education, variety of training systems, investments in the sphere of pedagogical education , etc. as well as problems, such as quality of knowledge, a lack of practical mastery of professional competencies, high cost of education, the devaluation of marks, a lack of an unified certification of teaching staff are discussed and analyzed in the article.
Keywords:
pedagogical education in the United States, a multi-level system of higher education, individualization and variability, level of knowledge
Irhina I.V., Shirokova M.V. Tehnologii upravlenija kachestvom pedagogicheskogo obrazovanija v SShA // http://yspu.org/images/pdf
Pulliam J. History of Education in America NJ: Merrill, 2005. 439r.
Пошаговая инструкция, как стать учителем в штате Нью-Йорк
Основатель компании Art Easy Learning
Не секрет, что в США иммигрировали одни из лучших специалистов, которым удалось достичь высочайшего уровня результатов и прогресса в своей сфере работы. Могут быть разные способы и причины, по которым наши соотечественники иммигрировали в Америку, но у всех этих иммигрантов есть одно общее — по приезде в Америку они должны все начать с самого начала и доказать в первую очередь самим себе, что обладают знаниями и опытом, которые востребованны на современном рынке труда.
Для кого-то этот процесс может быть пугающим, для кого-то станет стимулом работать еще более энергично, а кто-то будет просто потерян. Все упирается в банальную нехватку информации, и бывает сложно ответить на элементарные вопросы. Как это сделать? С чего начать? Что нужно сделать, чтобы получить работу? Как получить лицензию и сертификат? Но я же не знаю английский язык? Или я не могу общаться совсем? Kак побороть первый барьер? Как не растерять свою силу воли и использовать правильно все свои знания для достижения своей цели?
Я прекрасно понимаю,что от такого количества вопросов голова идет кругом, но все же давайте на минутку остановимся и посмотрим на ситуацию с другой стороны. Дорогу осилит идущий, а значит вам предстоит дорога самопознания, которая поможет посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, через призму ваших реальных возможностей. Да, да, я не ошиблась. В первую очередь вам надо реально посмотреть, какими навыками вы владеете. Что вы умеете делать действительно хорошо? Назовите перечень ваших реальных достижений и знаний. Не забывайте о вашем предыдущем образовании. Оно вам здорово пригодится и существенно повысит вашу зарплату. Для этого вам нужно правильно заполнить документацию — и тогда с помощью трудовой книжки вы сможете подтвердить ваш стаж, но об этом чуть попозже.
Итак, большинство наших иммигрантов, которые в прошлом были учеными или педагогами, и даже большинство людей, которые хотели бы попробовать свои силы в сфере образования, считают, что стать учителем в США — это непосильное задание, что-то из области фантастики. На самом деле, это не так. К сожалению, если у людей нет конкретной информации по этой теме, они склонны доверять советам знакомых, подсказкам людей из других сфер, которые опираются на логику или принцип работы в их сфере, или же попросту додумывать недостающую информацию. В следующей статье я более детально опишу их, но сейчас я расскажу о главном камне преткновения — как я буду учить, если я свободно не владею английским?
Давайте начнем с того, что человек, не владея хотя бы средним уровнем разговорного и письменного английского, не сможет осилить это задание. Вам нужно хотя бы элементарно общаться. В Нью-Йорке есть много платных и бесплатных курсов, окончив которые вы сможете элементарно общаться.
Но не зацикливайтесь на них, поскольку там вы научитесь так называемой “street language”. Вам, как будущему педагогу в сфере образования, нужно оперировать терминологией и словарным запасом среднестатистическoй программы обучения. И тут вы будете приятно удивлены, сколько похожих и знакомых слов вы найдете, поскольку большинство из их пришли из латыни. Более того, если вы сдадите тест на помощника учителя, будете знать ВЕСЬ словарный запас и программу от первого по двенадцатый класс среднестатистической школы.
После окончания этой программы с Art Easy Learning вам не будет трудно устроиться на работу помощника в любом образовательном учреждении штата Нью-Йорк, посколькy ваш сертификат дает право работы с киндергардена по 12 класс школы, включая взрослых. Oкончив этот курс, вы будете знать 567 терминов и вспомните 354 навыка и приёма работы на английском языке. Более того, этот экзамен предполагает проверку ваших знаний по методике преподавания. A это значит, что вы будете в курсе всех возможных просьб и заданий, которые могут поступить в xоде работы со стороны учителя. Согласитесь, что с таким словарным запасом и знаниями не страшно идти в любую школу.
Давайте рассмотрим поближе процесс, который позволяет стать сертифицированным педагогом на территории США. Теперь, когда мы знаем, что будут учить в школе, пора подумать о том, как это правильно донести детям. Помочь ответить на этот вопрос может тест по методике преподавания материала. Он состоит из 40 вопросов и 3 коротеньких сочинений по 200 слов каждое. Звучит страшно? На самом деле, нет. Вы как педагог посмотрите на описанную ситуацию, дадите краткий анализ и предложите решение проблемы в ходе обучения. Не скрою, к этому тесту надо тщательно готовиться. Просто общие фразы и сумбурные рекомендации не пройдут. Аrt Easy Learning Corp разработала свою программу, которая дает очень хорошие результаты. Мы уверенны в качестве своего сервиса, поэтому у нас есть свой план выхода из ситуации на случай, если тест не сдан с первого раза, а также мы даем гарантии и при необходимости бесплатно обучаем до того момента, пока человек не сдаст.
Педагог должен быть всесторонне развитым человеком и иметь определенный объем знаний на разные темы. За проверку этих знаний отвечает Multi-Subject тест по десяти разным дисциплинам. Этот тест будет состоять из трех основных частей: математика, английский язык и сборный тест по природоведению и искусству. Тут будут не только вопросы с четырьмя вариантами ответов, но и сочинение минимум на 600 слов. Не скрою, что здесь нужно хорошо готовиться, а также следить за временем, чтобы все успеть. В конце концов, учитель обязан уметь хорошо планировать свое время.
Последнее важное задание лицензированного педагога в штате Нью-Йорк может показаться самым сложным, ведь на него нужно потратить много времени и усилий. Вам нужно будет разработать темы уроков, разобрать и объяснить их структуру и обосновать ваш ход мыслей, опираясь на методику уже известных педагогов. После этого идет написание детального плана-конспекта урока, вы готовите необходимые пособия и снимаете два коротеньких видео импровизированного урока длиною в 10 и 5 минут. И в конце концов вы пишете простую рецензию-отзыв о том, что прошло нормально, а где надо отработать момент по-другому. Испугала? На самом деле, нет, вы это делали тысячу раз в вашей родной стране. Я просто помогу вам пройти этот процесс на английском и сделать это в том формате, который соответствует нью-йоркским требованиям и стандартам.
Вы, наверное, спросите, почему я не указываю конкретные номера и названия тестов и как оформить документацию. Ответ прост: для каждого типа предметов и специализации и в соответствии с предыдущим опытом работы и образованием выбирается определенный из нескольких альтернативных путей получения лицензии. Когда потенциальный кандидат приносит свой перечень классов и дипломы, тогда можно сказать более точно. Мы приглашаем вас на бесплатный тренинг-консультацию, который будет проходить в воскресенье 10 марта в 5 часов вечера, где мы обсудим больше деталей и альтернативных путей развития.
После консультации желающим будет предложено платное устное и письменное тестирование продолжительностью в 3 часа, которое покажет ваш настоящий уровень владения языком и общими дисциплинами. Стоимость тестирования $80 и вам будет предложено 5 разных вариантов тестов, а также вы получите сразу ключ с ответами. Пожалуйста, подпишитесь на нашу страницу в Фейсбуке, чтобы быть в курсе событий по линку. В следующей статье мы более детально рассмотрим мифы и реалии о работе в школе.
stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )
stdClass Object ( [term_id] => 10131 [name] => работа в США [taxonomy] => post_tag [slug] => rabota-v-ssha )
stdClass Object ( [term_id] => 16228 [name] => Колонки [taxonomy] => category [slug] => bloggers )
stdClass Object ( [term_id] => 27048 [name] => Работа [taxonomy] => category [slug] => rabota )