Правовое регулирование повторной занятости

Лекция №19. Правовое регулирование занятости населения в РФ, основные акты и понятия.

Тема V. Правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование занятости населения в РФ, основные акты и понятия. Государственные органы содействия занятости в РФ и субъектах РФ.

Правовое регулирование занятости населения в РФ осуществляется:

  • Конституциею РФ. Ст.37 Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы. /безработных: в России 1,5 млн., в Саратове 70 тыс./.
  • Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).
  • Трудовым кодексом.
  • Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ».
  • Законами субъектов РФ.
  • Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Постановлениями правительства РФ (от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных.
  • Приказ Минздравсоцразвития ( от 29 июля 2005 г № 485), который утвердил положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.
  • Региональные акты (постановление правительства Саратовской области от 7 февраля 2008 г., в котором утверждена величина прожиточного минимума).
  • Коллективными договорами и соглашениями.

Институт занятости

Занятость – это не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок, трудовой доход.

Занятость это фактическая реализация права на труд, охватывающая следующие виды деятельности:

  1. Работа по трудовому договору в течении полного или неполного рабочего времени, включая временные, сезонные работы, общественные работы. При этом временное отсутствие на работе (отпуск) не прерывает состояния занятости.
  2. Предпринимательство (зарегистрированное в особом порядке) в т.ч. фермерство. Предприниматели считаются занятыми даже в том случае, когда их деятельность не приносить дохода, прибыли.
  3. Работа в подсобных хозяйствах и промыслах, в результате которой продукция реализуется на основе договора.
  4. Работа на оплачиваемых должностях, в замещаемых в порядке избрания, назначения, утверждения.
  5. Работа на основе членства в производственных кооперативах.
  6. Военная, альтернативная, гражданская служба.
  7. Учеба на любых очных видах обучения образовательных заведениях, в т. ч. по направлению службы занятости.
  8. Учредительство, участие в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.

Все остальные граждане считаются незанятыми, среди них могут быть безработные. Но, если у вас есть дипломная по экономике, вы сможете устроится на нормальное место работы.

Граждане выбирают вид занятости:

  • Самостоятельно
  • Через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компетенций
  • Через негосударственные службы занятости (но уже без права на гарантии и компенсации).

Государственная служба занятости включает:

  1. Федеральную службу по труду и занятости.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости»).
  3. Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости. Например, в Саратовской области 43 центра занятости).
Функции государственной службы занятости:
  1. анализирование и прогнозирование рынка труда.
  2. Разработка и реализация программ содействия занятости населения.
  3. Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников).
  4. Социальная и психологическая поддержка безработных граждан
  5. Контроль за осуществлением законодательства в сфере занятости.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые). Служба занятости оказывает услуги бесплатно, их деятельность финансируется за счет государственного бюджета. Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учёт, направления на профессиональное обучение и выплаты пособия по безработице. Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Её направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и как правило, для работодателей. В ряде случаев предусмотрена законодательством ответственность, отказы от услуг службы занятости могут повлечь для гражданина приостановку выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. Отказ же инвалиду в приёме на работу может повлечь административную ответственность, отказ беременной женщине – уголовную.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход.

Соотношение понятий «заработок» и «трудовой доход».

Виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба;

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и не занятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

2. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро­ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты, ищут работу и готовы приступить к ней.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

– трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т. е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

– не имеет работы и заработка (дохода);

– зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

– ищет работу и готов к ней приступить.

Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повтор­ное обращение в службу занятости через две недели.

3. Государство гаран­тирует безработным:

– выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности;

– выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности ;

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

– возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Все это не прерывает трудово­го стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имею­щий значение для установления права на трудовые пенсии.

В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на со­держании, органами службы занятости может быть оказана мате­риальная и иная помощь.

4. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выпла­ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под­держки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.

Порядок, размер и условия назначения и приостановления выплаты пособия по безработице определяются законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9103 – | 7710 – или читать все.

16.7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.

Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, так как в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 года (далее – Закон о занятости), в который постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Это свидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином.

К другим источникам, регулирующим вопросы в этой области, относятся Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан», Положение «Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г.).

Занятостьэто деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им трудовой доход.

Государственная политика в области содействия занятости населениянаправлена на:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• поддержку законной трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние, впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы; одинокие и многодетные родители; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и др.);

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

• координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Основные формы обеспечения занятости

1. Информирование о рынке труда, о возможности трудоустройства по конкретной специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное подыскание подходящей работы.

3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Молодежная практика (трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу).

5. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

6. Привлечение к общественным работам.

7. установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов, что позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан.

Условия признания граждан безработными. Порядок назначения и выплаты пособий по безработице

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в отношении только того гражданина, которому служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой иной ответственности за это законом о занятости не предусмотрено.

Подходящей считается работа, соответствующаяпрофессиональному критерию(соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки),имущественному критерию(соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате),критерию транспортной доступности, (устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, так, например, в Москве предел транспортной доступности равняется 1,5 часам),состоянию здоровья(предлагаемая работа не должна быть противопоказана), условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.

Необходимо отметить, что безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если же его, например, направили на работу а он не явился на собеседование с работодателем, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.

Безработные граждане имеют право на:

• выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;

• бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

Читайте также:  Экономические и физиологические границы рабочего дня

• бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

• пособие по безработице;

• обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.

Отдельным категориям граждан (несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) предусмотрены дополнительные права и гарантии:

1) активно осуществлять поиск работы;

2) предоставить подлинные документы;

3) проходить перерегистрации;

4) являться к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.

Пособие по безработицевыплачивается, как правило, в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Общественные работы– это виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан (например, работы по озеленению территории, строительству дорог, строительству жилья, уход за престарелыми больными и т.д.). Привлечение граждан к общественным работам осуществляется исключительно на добровольной основе (в форме срочного трудового договора), при этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления может оказываться дополнительная материальная и иная помощь (например, дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

Правовое регулирование занятости населения

Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”.

В соответствии со ст. 1 Закона “О занятости населения в Российской Федерации”, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Помимо определения самого понятия занятости, в ст. 2 Закона приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим, это:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и перечисленных в п. 3 ст. 4 указанного Закона);
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого Законом “О занятости населения в Российской Федерации” закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.

К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона “О занятости населения в Российской Федерации”, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

Последние статьи:

Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (Симич И.)

Согласно предложенному Минюстом проекту поправок в Закон о занятости самозанятые – это физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность по оказанию услуг другим физлицам, направленную на систематическое получение прибыли, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору.

Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе.

Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения (Серегина Л.В.)

Демографические тенденции старения населения ставят перед государствами новые цели и задачи в отношении лиц старшего поколения и общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, за период с 2000 по 2050 г. доля населения мира в возрасте старше 60 лет возрастет примерно с 11 до 22%, что потребует кардинальных социальных перемен. Организация Объединенных Наций и Международная организация труда обращают внимание государств на необходимость особой повышенной защиты прав граждан старшего поколения, поскольку с возрастом они могут испытывать трудности в области труда и занятости.

Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

Численность детей-инвалидов в России с каждым годом увеличивается, в связи с этим среди работоспособного взрослого населения появляются родители таких детей, ограниченные в способности к полноценному труду и наиболее уязвимые в сфере занятости. Такая ограниченность, заключающаяся в нехватке времени на постоянное нахождение на рабочем месте из-за необходимости ухода за ребенком-инвалидом, вынуждает родителя (опекуна, попечителя) отказываться от профессиональной деятельности.

К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости (Павловская О.Ю.)

Если самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление – одна из наиболее актуальных, обсуждаемых, противоречивых проблем современной России, то в исторической ретроспективе самозанятость не является для России феноменом. Более того, в советский период самозанятость рассматривалась как комплексный правовой институт, причем правовое регулирование традиционно предваряло принятие Основного Закона

Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Начиная с 90-х гг. XX в. каждое государство, являющееся сегодня членом ЕАЭС, создавало собственное законодательство в области занятости населения с учетом темпов развития национальной экономики, демографическими особенностями, а также исходя из финансовых возможностей, направляемых на борьбу с безработицей среди экономически активного населения. В каждом государстве – члене ЕАЭС действует законодательство, регулирующее отношения не только по занятости населения, но и в сфере социального обеспечения, которое определяет государственную политику по социальной защите инвалидов, в том числе по их трудоустройству и иным видам профессиональной реабилитации.

Частные агентства занятости и заемный труд в России: сравнительно-правовое исследование (Зайцева Л.В., Чукреев А.А.)

Первоначально коммерческое (промысловое) посредничество в трудоустройстве получило распространение в крупных городах Германии и Франции. Оно имело как положительные, так и отрицательные черты. Эти плюсы и минусы сохранили свою актуальность до сих пор. Наиболее положительные стороны такого посредничества – нейтральность, беспристрастность и высокий уровень эффективности, поскольку от результата зависит прибыль. Негативный момент – злоупотребления во имя той же выгоды и возможное пренебрежение интересами сторон.

Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса (Попкова Ж.Г.)

Нельзя не отметить, что термин “самозанятые граждане” не является новым для отечественной правовой системы. И до 1 января 2017 г. исходя из судебных актов (в т.ч. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П, Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1116-О, от 12.05.2016 N 1144-О) и норм права (подп. 5 п. 1 ст. 23; п. 6 ст. 83; п. 1 ст. 227 НК РФ) можно было выделить две подгруппы самозанятых физических лиц: индивидуальные предприниматели;) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

Оценка современного состояния российского рынка труда свидетельствует об усилении негативных тенденций в сфере занятости. Так, численность безработных россиян, официально зарегистрированных в службах занятости по состоянию на 1 января 2016 г., превысила 1 млн человек, что на 6,4% больше, чем было зарегистрировано 1 декабря 2015 г. (941 тыс. человек). Такие данные содержатся в опубликованном 25 января 2016 г. отчете “Ситуация на рынке труда РФ”, подготовленном специалистами Роструда. Из отчета следует, что численность безработных в декабре 2015 г. увеличилась в 80 субъектах России, а снизилась всего лишь в пяти.

Правовая природа права на занятость (Шабанов Р.И.)

Всестороннее признание права на труд связывается с проведением экономической и социальной политики, цель которой – содействие полной продуктивной и свободно выбранной занятости. В этом понимании право на занятость является одним из составляющих механизма реализации положений национального законодательства о праве на труд, которые в конечном итоге должны привести к основной общественной цели в трудовой сфере – достижению и поддержанию высокого и стабильного уровня занятости. Все это предполагает необходимость рассмотрения и анализа правовой природы права на занятость и выделения основных точек соприкосновения данного права с правом на труд в механизме правового регулирования обеспечения занятости населения.

Страницы со статьями: [1] [2]

Лекция 8. Правовое регулирование занятости

Понятие занятости населения

Правовая организация трудоустройства

Правовой механизм государственной политики в области заня­тости и трудоустройства в настоящее время включает две основ­ные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денеж­ных сумм, имеющих компенсационный характер (оплата выну­жденного прогула и т. п.). Они содержатся в основном в Трудо­вом кодексе. Во вторую группу входят правовые нормы, непо­средственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли рабо­ту и нуждаются в поддержке государства,

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой целую систему нормативных актов, осно­ванную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда и право каждого на защиту от безработицы, а также на международно-правовых актах1.

Читайте также:  Список профессий после 9 класса для девушек и парней

Ведущую соль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального за­кона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ; далее — Закон о занято­сти)2.

В целом правовой институт занятости населения носит комплексный характер, так как включает нормы не только тру­дового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется админи­стративно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам — социально-обеспечительными нормами.

Понятие занятости населения

В соответствии со ст. 1 Закона о занятости «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодатель­ству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граж­дане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняю­щие работу за вознаграждение на условиях полного либо не­полного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвую­щих в общественных работах); зарегистрированные в качестве индивидуальных предприни­мателей; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с ин­дивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государст­венной противопожарной службе, учреждениях и органах уго­ловно-исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных уч­реждениях, включая обучение по направлению государствен­ной службы занятости; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетру­доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтер­нативной гражданской службе), исполнением других государст­венных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и рели­гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Как видно, понятие «занятые граждане» значительно шире, чем понятие «работники», так как работа по трудовому догово­ру — это лишь один из видов занятости.

За пределами занятости (как правовой категории) находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода: это женщины, занятые домашним хо­зяйством и уходом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи, и т. п. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; не­работающие пенсионеры и инвалиды; трудоспособные гражда­не, не занятые общественно полезной деятельностью — как не желающие трудиться, так и высвобожденные с производства и ищущие работу1.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют рабо­ты и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы при­ступить к ней.

Не могут быть признаны безработными граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (или ее часть), в том числе до­срочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по госу­дарственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от Двух вариантов подходящей работы, включая работы временно­го характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу вре­менного характера. При этом (что крайне важно) гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка по одной и той же специ­альности или профессии) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в ор­ганы службы занятости для предложения им подходящей рабо­ты, а также не явившиеся в срок, установленный для регистра­ции их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие в службу занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для при­знания их безработными; лица, считающиеся занятыми.

В самом общем виде порядок признания граждан безработными и их регистрации регламентируется ч. 2 и 4 ст. 3 Закона о занято­сти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается ор­ганами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалифика­цию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в те­чение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Следует обратить внимание еще на два немаловажных об­стоятельства. Во-первых, для признания гражданина безработ­ным причина его увольнения с предыдущего места работы зна­чения не имеет. Во-вторых, гражданин, относящийся к катего­рии инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную про­грамму реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Порядок регистрации безработных граждан детально опреде­лен постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных гра­ждан»’. Им установлено, что регистрация происходит в четыре этапа: 1) первичная регистрация безработных граждан; 2) реги­страция безработных граждан в целях поиска подходящей рабо­ты; 3) регистрация граждан в качестве безработных; 4) перереги­страция безработных граждан. Заключительным, пятым этапом является снятие безработных граждан с регистрационного учет*.

После признания его безработным гражданин приобретает специфический статус, выражающийся в совокупности ею прав и обязанностей. Эти права и обязанности можно разде­лить на две группы — те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для опре­деленных категорий безработных.

К общим правам безработных от носятся: право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве; пра­во на получение бесплатной информации от органов службы занятости; право на бесплатную профессиональную ориента­цию; право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; право на социальную поддержку, в том числе пособие по безработице; право на участие в опла­чиваемых общественных работах и т. д.

Наряду с правами государство в законодательстве определя­ет и ряд общих обязанностей безработных: предоставить необхо­димые документы для регистрации в качестве безработного; яв­ляться в установленные сроки на перерегистрацию и предъяв­лять при этом требуемые документы; активно содействовать своему трудоустройству, являться на переговоры с работодате­лем по направлению органов занятости; известить органы заня­тости при поступлении на работу.

Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеют такие понятия, как подходящая работа и неподходящая работа.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа вре­менного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключени­ем оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом макси­мальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Таким образом, в законодательном определении четко выде­ляются четыре основных условия подходящей работы, что в принципе соответствует международным стандартам в этой об­ласти. Первое условие — это профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом; продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профес­сии (специальности), а также уровнем квалификации. Второе условие — учет условий последнего места работы, куда включа­ются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда, при этом заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднегодового заработка на прежнем месте работы. Третье ус­ловие — состояние здоровья гражданина. И четвертое усло­вие — транспортная доступность рабочего места1.

Закон о занятости (ч. 3 ст. 4) предусматривает, что для неко­торых категорий граждан подходящей работой может быть лю­бая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с уче­том возрастных и иных особенностей граждан) предваритель­ной подготовки, отвечающая требованиям трудового законода­тельства. Это правило применяется в отношении граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более од­ного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятель­ность в порядке, установленном законодательством; стремя­щихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные дей­ствия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания пер­вого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 ме­сяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей (т. е является неподходя­щей) работа, если:

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. При этом данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»’. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

Необходимо отметить, что для некоторых граждан именно работа в другом решоне, например в соседнем, может пока­заться подходящей, поэтому служба занятости может по прось­бе обратившегося гражданина подыскать такую работу. При этом ст. 12 Закона о занятости предусматривается компенса­ция в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, матери­альных затрат гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другой регион по предложению службы занято­сти2.

В тех случаях, когда орган службы занятости предлагает гра­жданину работу, которую он считает для себя неподходящей, и мнения сторон по этому вопросу расходятся, гражданин имеет право обжаловать решение службы занятости и ее должностных лиц в вышестоящий орган по вопросам занятости населения, а также в суд.

Основные направления государственной политики в сфере за­нятости закреплены в ст. 5 Закона о занятости, где отмечается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор за­нятости; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производи­тельному труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан; объединение усилий участников рынка труда и согласован­ность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занято­сти населения.

Полномочия федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содейст­вия занятости населения определены ст. 7 Закона о занятости.

С 1 января 2007 г. производится передача осуществления от­дельных полномочий Российской Федерации органам государ­ственной власти субъектов РФ. В их числе: контроль за обеспечением государственных гарантий в об­ласти занятости населения; регистрация граждан в целях содействия им в поиске подхо­дящей работы и безработных граждан; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения некоторых государственных услуг (содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в под­боре необходимых работников, информирование о положении на рынке труда, организация профессиональной ориентации граждан, психологическая поддержка, профессиональная под­готовка, переподготовка и повышение квалификации безработ­ных граждан и т. д.); принятие мер по устранению обстоятельств и причин выяв­ленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

Читайте также:  Интенсивность труда в системе социально-экономических характеристик величины трудовых затрат

Средства на осуществление передаваемых полномочий пре­дусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

К лицам, испытывающим большие трудности в поиске рабо­ты. Законом о занятости (ч. 2 ст. 5) отнесены следующие категории граждан: а) инвалиды; б) лица, освобожденные из учреж­дений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; г) лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую); д) беженцы и вынужденные пе­реселенцы; е) граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; ж) одинокие и многодетные родители, воспитываю­щие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; з) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыль­ской и других радиационных аварий и катастроф; и) граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений на­чального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Таким образом, обеспечение занятости — это комплекс со­циально-экономических и юридических гарантий, способст­вующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и оказанию помощи в содействии при по­дыскании работы и трудоустройстве.

Правовое регулирование трудоустройства

Трудоустройство в широком смысле это любой процесс устройства на работу либо самостоятельно, либо: а) с помощью работодателя, обязанного в ряде случаев при увольнении, например, по сокращению штатов, предложить увольняемому другую работу: б) органов службы занятости; в) негосударственных организаций на возмездной основе. В узком смысле трудоустройство – это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу.

В первом случае работодатель осуществляет трудоустройства работника самостоятельно путём заключения с ним трудового договора. В других случаях как государственные органы, так и негосударственные организации. выступают в качестве посредников при трудоустройстве.

Таким государственным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в структуре Министерства труда и социальной защиты и ее территориальные органы.- департаменты, управления, центры занятости. Это государственные учреждения службы занятости, основной задачей которых является организация и оказание гражданам бесплатных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Их

обязанность – обеспечить реализацию прав граждан, в том числе и безра

ботных, предусмотренных законодательством. ..

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

– -информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

– разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, , единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

-содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

-осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и, в свою очередь, по запросу этих органов представляют им необходимые сведения о лицах, ищущих работу и о безработных.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

-проведения оплачиваемых общественных работ;

-временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Негосударственное оказание услуг в сфере занятости может осуществляться различными организациями (кадровые агентства, бюро: биржи труда) без лицензии, за исключением трудоустройства за границей.

Органы службы занятости по месту жительства безработного обязаны предложить ему подходящую работу, при её отсутствии зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице. При наличии подходящей работы безработному выдаётся направление на работу в конкретную организацию, с которой им может быть заключён трудовой договор. Но безработный вправе, получив направление не вступать в переговоры с работодателем либо отказаться от предложенной работы. В тоже время согласно ст. 29 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

Но для некоторых категорий граждан, которые в ст.5 Закона о занятости определены как «испытывающие трудности в поисках работы» предусмотрены дополнительные меры по их трудоустройству. Они осуществляются путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К числу этих граждан относятся: (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

. Среди предназначенных для них мер по трудоустройству особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Обязательное квотирование рабочих мест в настоящее время на федеральном уровне предусмотрено только для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Такой порядок квотирования утвержден федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для других категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы, квоты устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Работодатель обязан принять на работу безработного имеющего направление органа службы занятости в пределах квоты по этой категории граждан. Его решение об отказе в приёме на работу может быть обжаловано в суд.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

-сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

-информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. (ст.25 Закона о занятости)

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг(ст.26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

. Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Они имеют право:

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.21 Закона о занятости)..

Ссылка на основную публикацию