Вторичная занятость и дефицит трудовых ресурсов

Вторичная занятость

Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости – это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. В рамках национального рынка труда труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регулирования, продолжительностью и режимом рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы.

Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как с ее спецификой, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда.Вторичную занятость можно определить как дополнительную (вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Можно выделить целый ряд причин, подталкивающих граждан к поиску дополнительной работы:

1) стремление повысить уровень доходов. Такое стремление возникает у работников тогда, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обеспечивать его основные материальные и духовные потребности, но, по тем или иным причинам, работник не решается на увольнение, на поиск новой работы. Конкретные ситуации, порождающие стремление повысить уровень доходов путем вторичной занятости, могут быть различными, но существуют и определенные закономерности их возникновения. Например, для современной России характерен низкий уровень цены труда, при котором заработная плата работников среднего (а в ряде случаев и высокого) уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может только путем вторичной занятости. Экономический кризис в России вызвал к жизни неполную занятость, при которой работник используется работодателем неполный рабочий день (или сокращенную рабочую неделю). При этом оплата труда осуществляется в зависимости от выполненного объема работ или отработанного времени. Сокращенный рабочий день и соответствующим образом уменьшившаяся заработная плата стимулируют работника к поиску дополнительной оплачиваемой работы.

2) стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда. Оно достаточно часто возникает у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве. Однако, в связи с кризисным состоянием предприятия, они в любой момент могут стать реальными безработными. По оценкам специалистов, совокупный размер скрытой безработицы в России составляет во второй половине 90-х годов около 12 млн. человек. Большинство людей, охваченных скрытой безработицей, но не увольняющихся с предприятий в надежде на стабилизацию ситуации и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы им пережить трудные кризисные времена. В ряде случаев, когда совместительство оформляется на временных условиях, работник находится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией, а особенно тогда, когда рабочее место соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподготовки, смежная деятельность может трансформироваться в основную. В этом случае вторичная занятость может выступать своеобразным «мостиком», обеспечивающим смену рабочего места без периода безработицы и длительной адаптации в новой организации.

В большинстве случаев вторичная занятость остается за рамками государственной политики в области регулирования рынка труда. Однако те или иные меры воздействия на сферу социально-трудовых отношений со стороны государства могут привести к увеличению или сокращению масштабов вторичной занятости. При этом особую роль может сыграть размер минимальной заработной платы, устанавливаемый в законодательном порядке. Именно минимальная заработная плата, являясь своеобразной точкой отсчета при построении систем оплаты труда на конкретных предприятиях и в организациях, оказывает существенное влияние на формирование цены труда. В свою очередь, цена труда влияет на масштабы его предложения. Своеобразное избыточное предложение труда, при котором наемные работники стремятся занять не одно, а два-три рабочих места, порождается именно низкой ценой труда и невозможностью поддержания достойного уровня жизни на одну зарплату. При таком положении вещей вторичная занятость может привести к росту безработицы, так как в условиях ограниченного количества рабочих мест наиболее мобильные работники займут более одного места, а кто-то останется вообще без работы. В этом случае у органов государственной власти может появиться желание ограничить распространение вторичной занятости, с тем чтобы сократить масштабы безработицы. Однако опыт государственного регулирования социально-экономических процессов свидетельствует о том, что применение мер административного характера (запрещение совместительства, ограничение совокупного дохода граждан, прогрессивное налогообложение и т.д.) без устранения экономических причин того или иного явления приводит к злоупотреблениям, а в случае со вторичной занятостью может привести к превращению ее в скрытую занятость.

Следует учитывать также и те негативные последствия, которые может иметь вторичная занятость для самих работников. В первую очередь, это повышение интенсивности труда и увеличение его продолжительности. При этом работодатели не нарушают трудового законодательства, так как на своем рабочем месте работник трудится в пределах установленной законом продолжительности рабочего дня (рабочей недели). Интенсификация труда в условиях ненормируемого рабочего времени ведет к тому, что человек не успевает восстановить свои силы к следующему рабочему дню, его рабочая сила не воспроизводится в прежнем качестве и преждевременно изнашивается. Это может впоследствии привести к ранней потере трудоспособности, производственному травматизму, инвалидности. Человек, вынужденный работать в нескольких местах, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивационные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессиональному росту, ни гармоничному развитию личности.

Существование вторичной занятости соответствует изменившимся условиям экономической жизни общества. Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, выражающиеся в концепции глобальной занятости. Она исходит из потребностей в трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает нормирование совокупного объема работ и распределения его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социально-трудовых отношений безусловно повышают уровень конкурентоспособности и гарантируют занятость даже в условиях экономических кризисов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Трудовые ресурсы и проблема занятости

Государственная система управления трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы и проблема занятости

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).

Трудовые ресурсы делятся на активные (лица, непосредственно занятые в общественном производстве) и потенциальные (учащиеся с отрывом от производства и занятые в домашнем хозяйстве). Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России они составляют около 50% общей численности населения. В западной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистических изданиях стран с рыночной экономикой, а также в международной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике данной категории.

Занятость как экономическая категория — это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Полнота занятости учитывается по отношению к экономически активному населению, т.е. к тем, кто участвует в производстве продукции, товаров и услуг. Трудовой статус экономически активного населения количественно рассчитывается по числу отработанных дней в определенный период времени. Экономически активное население – население, занятое общественно-полезной деятельностью, приносящей ему доход, т.е. население, предоставляющее свою рабочую силу для производства товаров и услуг; лица, активно ищущие работу.

Экономически активное населениеделится на следующие группы:

1. Наемные работники – лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую он получает оговоренную при найме оплату. Наемные работники распределяются на подгруппы: гражданское население и военнослужащие. Наемные работники распределяются по длительности найма на работу: постоянные работники, временные работники, сезонные работники, работники, нанятые на случайные работы.

2. Лица, работающие на индивидуальной основе – это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или использующие на очень короткий срок.

3. Работодатели – это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и использует труд наемных работников на постоянной основе для осуществления производственной деятельности.

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – лица, работающие на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.

5. Члены коллективных предприятий – это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями. Среди членов коллективных предприятий выделяют членов производственных кооперативов, колхозников, членов товариществ и членов других коллективных предприятий.

6. Лица, не поддающиеся классификации по статусу – это безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью, приносящей доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости.

учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего дня;

ученики и лица, проходящие профессиональную подготовку на производстве и получающие стипендию или зарплату.

Экономически активное население на текущий период в странах с рыночной экономикой определяется как «рабочая сила».

Экономически неактивное население – это население обследуемого возраста, которое не входит в состав занятых и безработных. Экономически неактивное население включает следующие категории:

– учащиеся и студенты, слушатели и курсанты очных форм обучения (включая дневные аспирантуру и докторантуру), не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

– лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

– лица, получающие пенсии по инвалидности;

– лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.;

– отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

– другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.

В качестве наиболее общего показателя оценки экономической активности населения используется показатель, называемый уровнем экономической активности:

Уровень экономической активности = Численность экономически активного населения*100.

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Полная занятость – это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым.

Частичная занятостьпредполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости. Рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда.

Скрытая занятость (потенциальная безработица) характеризуется тем, что работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная занятость преуменьшает число безработных.

Первичная занятость возникает непосредственно после инвестирования определенного капитала.

Вторичная занятость означает наличие дополнительной работы (доходного занятия) у лиц, имеющих основную работу или занятых очным обучением. Дополнительной работой может быть совместительство любого рода, другая работа по контракту или случайная разовая. Не считается вторичной занятостью работа на нескольких предприятиях, если это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки и т.п., а также работа на приусадебном или садовом участке, ремонтные работы, производство одежды, обуви, мебели для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не для продажи.

Теневая занятость — активное участие граждан в теневой экономической деятельности.

Занятыми гражданами считаются:

• работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, включая сезонные и временные работы;

• занимающиеся предпринимательской деятельностью;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой;

• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

• выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также члены производственных кооперативов;

• временно отсутствующие на работе по различным причинам: болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве, а также вследствие установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

• выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.

Непосредственно на рынке труда субъектом является незанятое население, которое подразделяется на следующие группы:

• уволенные с предприятий, или никогда не принимавшие участие в труде, не желающие работать и не имеющие законных источников средств существования — добровольная незанятость;

• лица, живущие на средства одного из супругов, или родителей и являющиеся их иждивенцами — добровольная незанятость;

• лица, высвобожденные по разным причинам с производства, уволенные с одного места работы, но не успевшие зарегистрироваться на бирже труда, — вынужденная незанятость;

• безработные, т.е. люди, желающие работать и иметь заработок, зарегистрированные на бирже труда, — вынужденная незанятость.

Уровень занятости = Численность занятых *100 .

Численность экономически активного населения

Безработные — это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, они ищут работу и готовы к ней приступить.

При фрикционной безработице безработные ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем. Она считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Многие рабочие добровольно переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и продуктивную. Таким образом создается и функционирует рынок труда, который поддерживается несоответствием численности рабочих количеству рабочих мест. Фрикционную безработицу составляют люди, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе движения, перехода на новое место работы.

Добровольная безработица возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам не желает работать.

Институциональная безработица порождается устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Люди, потерявшие работу, рассчитывают на социальную поддержку и получают ее. Уровень оказываемой помощи по безработице не может не влиять на поведение безработного. Относительно большое пособие может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда. При этом это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода. К институциональной безработице следует отнести также и незанятость, сопряженную с несовершенством работы информационных систем об объемах и структурах, как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободных рабочих рук.

Читайте также:  Правовое регулирование повторной занятости

Структурная безработица представляет собой изменение структуры общего спроса на рабочую силу. В условиях рыночных отношений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вообще прекращается, а на другие профессии, в том числе и на новые, ранее не существовавшие, увеличивается. При структурной безработице безработные не могут получить работу без соответствующей переподготовки, дополнительного обучения, а иногда и перемены места жительства. Если фрикционная безработица носит кратковременный характер, то структурная имеет долговременный характер.

Технологическая безработицасвязана с переходом с новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной, либо требует более высокого уровня квалификации или переквалификации.

Конверсионная безработица – разновидность структурной безработицы, связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, когда спрос на товары и услуги уменьшается, а занятость сокращается. Данный тип безработицы связан с дефицитом спроса. После выхода экономики из кризиса объем производства увеличивается и растет потребность в рабочей силе для производства товаров и услуг.

Региональная безработица имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств.

Сезонная безработица характеризуется регулярными годовыми колебаниями, короткой продолжительностью безработицы, высокой долей безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов.

Конъюнктурная безработица характеризуется высокой долей безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры, резким повышением безработных в периоды спадов.

Уровень безработицы определяют как отношение численности безработных к общей сумме рабочей силы. Ее рассчитывают по следующей формуле:

Чб — численность безработных;

Чр – количество людей, имеющих работу.

Уровень безработицы = Численность безработных*100 .

Численность экономически активного населения

Уровень трудоустройства = Численность трудоустроенных граждан .

Численность обратившихся в службу занятости

Соотношение понятий трудовые ресурсы и экономически активное население

Постоянное население
Трудоспособное населениеНетрудоспособное население
В нетрудоспособном возрастеНаселение в трудоспособном возрастеВ нетрудоспособном возрасте
Работающие пенсионерыРаботающие подросткиТрудоспособное население в трудоспособном возрастеНетрудоспособные инвалидыПенсионеры-льготникиПенсионеры по старостиДети и подростки
Трудовые ресурсыНе являются трудовыми ресурсами
Занятые в экономикеНезанятые в экономике
Занятые в экономике в отраслевом разрезе (в том числе пенсионеры и студенты)Занятые в ЛПХНе являются трудовыми ресурсами
Занятые в экономике и безработные по методологии МОТДругие незанятые в экономике, в том числе предъявляющие спрос на рабочие места и не предъявляющие
Экономически активное населениеЭкономически неактивное население

2 – учащиеся дневных учебных заведений,

3 – добровольно незанятые,

4 – отчаявшиеся найти работу.

Главной задачей в сфере труда является более эффективное использование трудовых ресурсов. При этом должны быть обеспечены увеличение объема рабочего времени, равномерное его использование в течение года и всемерная экономия труда. Важными показателями использования трудовых ресурсов являются степень вовлечения ресурсов в общественное производство, функционирование труда в течение рабочего дня и года, сезонный характер использования трудовых ресурсов (табл. 2).

Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется показателем производительности труда: выходом валовой продукции на одного среднегодового работника (в человеко-часах).

Таблица 2 – Показатели использования трудовых ресурсов

|следующая лекция ==>
Методы и принципы управления персоналом|Государственная система управления трудовыми ресурсами

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 3059 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Eurasianet

Кавказ

Центральная Азия

Другие регионы

Зоны конфликтов

Восточная Европа

Политика

Экономика

Общество

Безопасность

Фотоэссе

Блоги

Россия: дефицит рабочей силы тормозит экономику

Трудоспособное население сокращается, производительность труда не растет.

В России сокращается трудоспособное население. Чиновники хотят решить проблему путем повышения производительности, а также пополнения рабочей силы пенсионерами, инвалидами и женщинами, которые после рождения ребенка хотят «быстрее вернуться на работу».

Однако в последние годы власти уже пытались повлиять на производительность труда, но это не привело к ощутимым результатам. Не верят российским властям и международные эксперты, которые к 2060 году прогнозируют крайне низкий рост эффективности труда и весьма скромное развитие экономики.

Рабочая сила сокращается

По данным Росстата, за 10 лет численность рабочей силы сократилась на 7,5 млн человек: с 89,7 млн в 2008 году до 82,3 млн в 2018-м. Количество пенсионеров увеличилось на 7,2 млн человек — с 30,2 млн до 37,4 млн. Число детей младше 16 лет выросло с 22,8 млн до 27,3 млн — в основном за счет возрастной группы до 9 дет. Сильно сократилось количество молодых людей 15-24 лет — почти на 40%: с 23 млн до 14,1 млн. Это то поколение, которое сейчас вступает в трудоспособный и детородный возраст.

В июне 2017 года Центробанк впервые включил нехватку рабочей силы в перечень инфляционных рисков. «Усиление структурного дефицита трудовых ресурсов может привести к значимому отставанию темпов роста производительности труда от роста заработной платы», — говорится в данных ЦБ.

Спустя месяц в Минэкономразвитии признали, что «рынок труда функционирует в условиях, близких к дефициту» По итогам января-августа 2018 года ведомство снова объявило о «все более явно проявляющемся дефиците трудовых ресурсов».

Нехватку трудовых ресурсов в августе 2018 года глава Минтруда Максим Топилин связал с низкой рождаемостью 1990-х годов. «Состояние рынка труда свидетельствует о дефиците трудовых ресурсов. С рынка труда сейчас уходят те, кто рожден во время послевоенного бэби-бума, а выходит на него малочисленное поколение 1990-х годов», — утверждает он.

К чему это ведет

В результате дефицита кадров растут зарплаты, говорится в данных Минэкономразвития. Однако этот рост слишком сильно опережает увеличение производительности труда, утверждается в материалах Центробанка.

Это при том, что производительность труда в России более чем в два раза ниже, чем в странах Евросоюза, «Большой семерки» и ОЭСР, говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ, основанном на данных за 2005-2015 годы, полученных из разных источников. Хотя время, проводимое жителями России на работе, является одним из максимальных, — 1974 часов по итогам 2016 года, утверждают в Минэкономразвитии. Исходя из этих данных и количества рабочих дней в 2016 году (247), работники трудились около 8 часов в рабочие дни.

Низкая производительность труда, по мнению сотрудников Аналитического центра при правительстве РФ, представляет собой опасное явление, которое может затормозить экономический рост, формирование конкурентоспособной экономики, вызвать проблемы в социальном развитии страны, в том числе в повышении уровня и качества жизни населения.

В свою очередь, отставание роста производительности труда от роста зарплаты, которое вызвано ростом дефицита трудовых ресурсов, может привести к росту цен, который Центробанку, по традиции, придется сдерживать увеличением ключевой ставки. А это значит, что кредиты для бизнеса и населения и вообще стоимость денег в стране будет дорожать.

«Едва ли не единственным “позитивным” последствием данного явления можно назвать сдерживание безработицы, — однако оно также чревато возникновением в перспективе негативных социально-экономических и политических последствий», — говорится в исследовании Аналитического центра.

В августе 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин как раз объявил о достижении исторического минимума официальных безработных за всю историю наблюдений — с 1991 года. Тенденция к сокращению безработицы в России отмечается также Росстатом, Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Правда, средние показатели безработицы таят в себе большой разброс в зависимости от регионов. По данным Всемирного банка, в третьем квартале 2017 года в Москве и Петербурге безработица составила 1,3% и 1,7% соответственно, а в Ингушетии — 27%, в республике Тыва — 18,7%.

Смогут ли власти решить проблему

Во всех трех сценариях демографического развития Росстата до 2035 года ожидается естественная убыль населения. По нейтральному сценарию, ежегодно численность россиян будет уменьшаться на 200-400 тыс. человек в год в 20-х годах и на 500-550 тыс. человек в 30-х. Миграционный прирост не сможет компенсировать эту убыль, следует из прогноза.

Рождаемость бьет негативные рекорды. В 2017 году в России родились 1,69 млн человек, что является самым низким показателем за последние 10 лет.

В марте 2018 года президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости увеличивать производительность труда на предприятиях базовых отраслей не менее, чем на 5% в год, чтобы к концу следующего десятилетия «выйти на уровень ведущих экономик мира», писало агентство РИА «Новости».

Аналогичное поручение Путин давал еще в мае 2012 года. Тогда он просил увеличить производительность труда во всех отраслях в 1,5 раза к 2018 году. Однако как следует из данных Росстата, этого и близко не произошло.

Чтобы исправить ситуацию, правительство запустило специальную госпрограмму, которая предполагает рост производительности труда на 30% на тех предприятиях, которые примут участие в программе. В 2018 году в ней участвуют предприятия из шести регионов. Суть программы — переобучение работников, в том числе управленцев, господдержка технологического развития предприятий, содействие занятости, увеличение количества рабочих мест.

Для того чтобы компенсировать сокращение трудоспособного населения, правительство планирует также привлекать к труду пенсионеров и молодых мам. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, например, считает необходимым позаботиться о мамах, которые после рождения ребенка желают «быстрее вернуться на работу».

«Мы уже решили проблему с детскими садами [для детей] от трех до семи лет, теперь предстоит создать более 250 тыс. новых мест для самых маленьких детей — для того, чтобы две трети мам могли выходить из декрета раньше и трудиться», — цитирует Медведева агентство ТАСС.

Помимо молодых мам, Минэкономразвития, которым руководит Медведев (в качестве руководителя глав всех министерств) намерено привлекать к работе пенсионеров — «стимулировать активное долголетие, улучшение качества жизни, использовать знания, опыт и трудовой потенциал старшего поколения как важного ресурса экономического роста». Также министерство хочет повышать уровень занятости инвалидов. Все эти меры должны «нивелировать… нехватку рабочей силы».

Несмотря на попытки властей исправить ситуацию, международные специалисты слабо верят в успех. В докладе ОЭСР об экономическом развитии до 2060 года экономисты организации прогнозируют снижение уровня жизни в России из-за слабого роста эффективности труда. По прогнозу организации, в 2018-2030 годы его производительность будет расти всего на 0,3% в год, в 2030-2060 годах — на 1,1%, при среднемировых показателях в 2,5% и 1,9% соответственно. Экономически активное население будет убывать на 0,1% ежегодно до 2030 года, затем еще быстрее — на 0,2%. ВВП на душу населения будет расти лишь на 0,5-1,2% в год, в сравнении с 1,9-2,5% в среднем по миру.

Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).

НЕДОСТАТОК ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

студент, кафедра Экономической и правовой безопасности БФ РанхиГС

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической и правовой безопасности БФ РАНХиГС,

Из всех факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд. Трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью ресурсов общества. Как недостаток остальных ресурсов, так и нехватка трудовых ресурсов может представлять угрозу для экономической безопасности страны.

Низкие заработные платы, недостаток квалифицированных кадров, все это ведет к уменьшению трудовых ресурсов и нехватки кадров. В современных условиях не предоставляется возможности быстро обучить персонал, а если это и получится, то приведет к непрофессионализму и некомпетентности работников, что в свою очередь может повлечь еще большие риски и затраты для предприятия.

Нехватка трудовых ресурсов ведет к тому, что зарплаты растут сильнее производительности труда и потребуются реформы, которые смогут повысить качество человеческого капитала и увеличить территориальную и профессиональную мобильности работников.

«Экономический рост страны определяется инвестициями, числом занятых и их производительностью. Но доля экономически активного население в ближайшие годы возможно будет уменьшаться. Способ повышения зарплат, чтобы удержать сотрудника или привлечь новых будет малоэффективным. Это только ускорит рост цен». [6]

Большую угрозу для рынка труда представляет государственный сектор. Слишком большое повышение зарплат в государственном секторе негативно сказывается на других секторах экономики, ресурсы должны идти туда, где в них больше нуждаются. Таким образом, необходимо сдерживать рост заработных плат в государственном секторе, и тем самым уменьшить отток работников из частного сектора.

В настоящее время в России наблюдается дефицит отдельных категорий трудовых ресурсов: высококвалифицированных рабочих (фрезеровщиков, слесарей, токарей и т.д.) и специалистов среднего звена линейных подразделений. Причин этому достаточно много, основными являются следующие:

– перекос в структуре экономики и потребности в специалистах в сторону торговой деятельности с соответствующим изменением соотношения заработных плат (заработка) (многие высококвалифицированные специалисты эмигрировали в другие страны: кибернетики, медицинские работники, ученые);

– диспропорции в структуре подготовки и выпуска специалистов средними специальными и высшими учебными заведениями в сторону специальностей юридического, экономического и т.п. профиля;

– снижение качества образования и соответственно производительности труда, что приводит к увеличению издержек производства и росту уровня инфляции, сдерживает социально-экономическое развитие страны;

– идеология последних 20 лет, когда посредством СМИ пропагандировался американский образ жизни, богатство без приобретения особых знаний и умений, стремление к высшему образовании, в основном гуманитарной направленности. При этом никак не поощрялся и не пропагандировался выбор технических профессий, рабочие специальности считались своего рода признаком «неудачливости человека»

«С начала 2017 года число безработных сократилось на 400 000 человек. Быстрый рост экономики увеличивает спрос на труд, но из-за демографических причин предложение вакансий ограниченно. Рост зарплат пока соответствует темпам роста экономики. Но уже к середине 2018 года тенденция может измениться и экономика может столкнуться с этим ограничением.» [5]

Безработица сейчас близка к историческому минимуму, но было бы ошибочно заявлять, что российская экономика достигла состояния полной занятости. Сейчас происходит очень важная трудовая перестановка в жизни нашей страны: происходит смена многочисленного поколения на малочисленное (родившиеся в 1990 г.г.), и пока острого дефицита кадров в реальном секторе экономики еще не было и при правильной экономической политике его можно избежать. Но санкции и политика импортозамещения могут этому помешать.

Сейчас в основном на рынок труда выходят юристы, менеджеры, экономисты и IT-специалисты, но как показывает статистика Минтруда, это приведет к тому, что востребованы будут не они, а агрономы и фермеры и инженеры. Кадры с нужными для такой экономики компетенциями есть, но они уже в пенсионном возрасте и задержать их на рынке труда могло бы только повышение пенсионного возраста.

Для молодых же абитуриентов все эти специализации не представляют большой привлекательности и актуальности. Для изменения этой ситуации было бы целесообразнее провести ряд мероприятий для популяризации этих специальностей для школьников и абитуриентов. Предложение на рынке труда не соответствует спросу еще из-за того, что абитуриенты не выбирают те специальности которые, требуется работодателям.

Инвестирование в экономику, внедрение новых управленческих технологий, развитие человеческого капитала позволят повысить производительность труда. Мера с повышением пенсионного возраста не окажет воздействия на рынок труда. Так как те пенсионеры, которые хотят работать, уже работают. А главная задача этой пенсионной реформы– не заставить работать тех, кто не хочет, а дать возможность тем, кто хочет. И только тогда мы сможем получить какой- то результат в решении проблемы недостаточности трудовых ресурсов.

Читайте также:  Как просить повышения зарплаты у начальника

Начиная с конца 20 века. мы наблюдаем за тем, как изменилась иммиграционной политика развитых стран в их стремлении пополнить недостаток рабочей силы на национальном рынке труда с помощью трудовых мигрантов с высокой профессиональной подготовкой. Конкуренция за кадры высшей квалификации на мировом рынке человеческого капитала видна и на примере эмиграции из России.

По данным Росстата России, «по контракту выезжало из всего объема российских исследователей, работавших за рубежом 29,2 % в США и 15,5 % в Германию. На третьем месте расположилась Индия, в которую по контракту уезжали 10,3 % наших исследователей.» [5]

В концепции Государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., которая утверждена Президентом РФ, «в качестве одной из целей миграционной политики определено привлечение иностранных специалистов высокой квалификации.» [3] В связи с этим в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» была внесена специальная глава, посвященная труду высококвалифицированных специалистов.

Проблемы привлечения высоквалифицированных специалистов из-за рубежа требуют решения многих других назревших проблем. Одной из них является упрощение визового режима. Так, облегченный визовый режим существует у России со странами СНГ, включая бедные страны Центральной Азии, в то время как жесткие визовые правила действуют со многими развитыми странами, в том числе со странами ЕС.

Таким образом, проблемы привлечения высоквалифицированных специалистов и ученых, проживающих вне России, очень сложны и требуют серьезного внимания и комплексных решений. Эффективным методом в решении этой проблемы станет разработка долгосрочной стратегии на государственном уровне.

Особенности регулирования занятости в условиях дефицита трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаймарданов Наиль Залилович, Неклюдова Наталья Павловна

В статье рассмотрены современные проблемы и особенности занятости населения, обусловленные нарастающим дефицитом трудовых ресурсов. Предложены приоритетные направления регулирования региональной занятости с учетом негативного действия демографического фактора.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаймарданов Наиль Залилович, Неклюдова Наталья Павловна

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования занятости в условиях дефицита трудовых ресурсов»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА

В статье рассмотрены современные проблемы и особенности занятости населения, обусловленные нарастающим дефицитом трудовых ресурсов. Предложены приоритетные направления регулирования региональной занятости с учетом негативного действия демографического фактора.

Демографические проблемы оказывают все большее влияние на сферу трудовой деятельности, и, как следствие, на перспективы экономического развития в целом. В связи с этим актуальна оценка степени данного воздействия, прежде всего, в отношении ограничений занятости в региональной экономике. Для определения перспективного дефицита трудовых ресурсов в регионе совокупный спрос на труд (сумма численности занятых и числа вакантных рабочих мест) оценивался по функциональной зависимости от объемов ВРП и динамики накопления капитала. Расчеты свидетельствуют, что на макроуровне коэффициент эластичности совокупного спроса на труд по ВРП составляет примерно 0,2%, а по капитальным ресурсам (-0,1%).

На основе прогнозных вариантов развития экономики Свердловской области до 2022 г. Институтом экономики УрО РАН была сделана оценка перспективного спроса на труд (по инерционному, оптимистическому и инновационному сценариям развития). Совокупный спрос на труд в экономике региона по оптимистическому сценарию увеличивается со средним темпом прироста в 1%, а по инновационному — 0,6% в год, в инерционном варианте заложено

1 Публикация выполнена в рамках Целевой программы УрО РАН поддержки междисциплинарных проектов, выполняемых в содружестве с учеными СО и ДВО РАН. Интеграционный проект № 09-С-6-1004 «Региональная социально-экономическая политика как инструмент устойчивого экономического роста в условиях экономической интеграции».

Н. З. Шаймарданов, Н. П. Неклюдова

незначительное снижение спроса в трудовых ресурсах). Рост потребности экономики в рабочей силе был сопоставлен с численностью трудовых ресурсов. Результат интерпретирован как возможный объем предложения труда, с которым может столкнуться региональная экономика в ближайшей перспективе. В данном варианте — без учета миграции [7].

В соответствие с проведенной оценкой дефицит трудовых ресурсов в Свердловской области начнет проявляться во все увеличивающемся со временем масштабе, достигнув к концу 2022 г. в среднем по 3 вариантам, от 150 до 200 тыс. чел. Несмотря на происходящее в перспективе наращивание основных фондов и замещение труда капиталом путем внедрения трудосберегающих технологий дефицит трудовых ресурсов, будет проявляться достаточно явно, при этом реализация второго и третьего сценария приведет к более раннему возникновению дефицита трудовых ресурсов [1].

Экспертные оценки причин возникновения дефицита трудовых ресурсов свидетельствуют о пяти основных причинах кадрового голода (кроме демографических):

— низкая заработная плата, которую предлагает соискателям предприятие;

— отсутствие возможности предоставить жилье новым работникам;

— нежелание выпускников высших учебных заведений работать по полученной специальности;

— тяжелые условия труда;

— недостаточное количество специалистов, выпускаемых средними и начальными профессиональными образовательными учреждениями.

Проблемы, возникающие в сфере занятости и на рынке труда, определяют социально-экономическое положение населения и непос-

редственно влияют на процессы его воспроизводства. Так, безработица оказывает негативное влияние на развитие семьи, определяя ее жизненный уровень, социальный статус. Следовательно, необходимо говорить не только об актуальности демографических проблем в контексте развития рынка труда, но и о важности обратных связей. В свою очередь, мигранты предъявляют достаточно высокие требования к принимающей территории.

Можно выделить основные направления в построении системы государственного регулирования занятости населения с имеющимся дефицитом трудовых ресурсов и необходимостью проводить иммиграционную политику.

Основные возможности преодоления возникающего дефицита связаны с повышением экономической активности, повышением производительности труда, смягчением структурных проблем рынка труда, замещающей миграцией. Рассмотрим внутренние источники смягчения остроты выявленной проблемы.

Повышение экономической активности населения предполагает прежде всего вовлечение на рынок труда части экономически неактивного населения. Отдельной проблемой является повышение возраста выхода на пенсию, а также привлечение на рынок труда пенсионеров старше трудоспособного возраста.

Повышение производительности труда как один из путей смягчения перспективного его дефицита в значительной степени связано с повышением капиталовооруженности труда. Это требует (как и предполагает инновационный сценарий) более интенсивных инвестиционных вложений, прежде всего в реальном секторе производства. Их недостаток будет усиливать отраслевую неоднородность эффективности использования рабочей силы и, следовательно, усугублять проблему ее дефицита. В настоящее время отечественная экономика испытывает недостаток в новых, современных трудосберегающих технологиях.

Необходимым направлением превентивной политики по смягчению возникающего ограничения предложения труда в экономике является решение проблемы структурной безработицы. В противном случаев в экономике будет наблюдаться острая нехватка специалистов в целом ряде секторов экономики и одновременно — высокий уровень безработицы.

При этом преодоление диспропорций — это, в первую очередь, задача рынка образования (в самом широком смысле, включая корпора-

тивные курсы и курсы переподготовки, предоставляемые службой занятости населения), во вторую — внутренней миграции (с помощью которой устраняются структурные диспропорции на рынке труда, носящие географический характер), и уже в третью — иммиграции.

В стратегической перспективе необходимо формировать региональную комиссию по изучению и развитию трудового потенциала. Сегодня, в ситуации перехода к экономике знаний, не сырьевые, а человеческие ресурсы становятся ключевым фактором экономического развития и залогом конкурентоспособности страны в XXI веке.

Ведущей идеологией данной структуры должно стать практическое применение научных результатов исследований в области демографии, миграции, рынка труда и занятости населения при разработке и тесной взаимоувязке политики занятости и иммиграционной политики, а также встраивание их в общий контекст регионального социально-экономического развития [1].

В решении социальных вопросов речь должна идти не столько об увеличении объема социальных обязательств, сколько о разработке новой парадигмы социально-трудовой политики, опирающейся на институты гражданского общества, бизнеса и государства.

Следующим направлением является внешний источник и связанное с ним прогнозирование и планирование трудовой иммиграции, которое должно осуществляться в контексте общей иммиграционной политики с четко обозначенными задачами и целями. Огромным недостатком в данном направлении, однако, является отсутствие Концепции миграционной политики и, как следствие, стратегических ориентиров в сфере трудовой миграции. Концепция миграционной политики, обсуждаемая еще с 2002 года, так и не принята [5]. Вместо нее в 2003 году распоряжением Правительства была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов. В действующей же Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года буквально сказано: «Демографическая политика Российской Федерации направлена на , регулирование внутренней и внешней миграции, » [6]. То есть вновь речь идет исключительно о задачах регулирования. И даже воссоздание в мае 2009 г. Правительственной комиссии по миграционной политике говорит пока только о намерении эту политику иметь.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Можно выделить конкретные факторы, которые могут обусловливать выбор целей и средств иммиграционной политики:

— структурное реформирование экономики;

— влияние общественного мнения и заинтересованных лобби;

политическая ситуация и др.

Для оценки уровня обеспеченности регионов трудовыми ресурсами и определения потребности экономики в иностранной рабочей силе необходимо проведение постоянного мониторинга экономической и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда. Проводимая политика должна опираться на тщательный анализ всего имеющегося статистического материала.

Важнейшей предпосылкой эффективности политики занятости становится создание и правильная организация работы координирующих органов. Для решения проблем координации работы между различными компетентными органами связь между иммиграционной политикой, взаимоотношениями со странами, являющимися источниками иммиграционных потоков, политикой обеспечения национальной безопасности, социальной политикой, политикой занятости и в сфере образования, налоговой политикой должна быть более тесной.

Например, миграционная сфера, закрепленная в настоящий момент за Федеральной миграционной службой (ФМС), в программе оказалась представлена только контрольными функциями. Необходимо обратить также внимание на то, что к компетенции Министерства внутренних дел относится выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области миграции [2], а соответствующие полномочия в области трудовой миграции находятся в компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [3].

Таким образом, компетенция в области выработки миграционной политики «разорвана» ведомствами, имеющими разную подчиненность, более того, между указанными ведомствами искусственно разделены вопросы регулирования миграции и трудовой миграции. К тому же из документов, регулирующих деятельность Министерства здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по труду и занятости РФ, не видно, чем же конкретно в области регулирования трудовой миграции должны заниматься указанные ведомства.

Ключевая проблема — это несоответствие полномочий и институциональных возможностей уполномоченного ведомства и характера самой миграционной сферы.

Миграционная политика является функцией ряда политик, находящихся в более высоком слое принятия решений. На этом основании в системе государственного управления миграционная функция может быть, к примеру, отнесена к разным ведомствам. Кроме известных вариантов, она может быть в структуре полномочий Министерства регионального развития РФ на том основании, что регулирование миграционных потоков является функцией политики регионального развития.

Сегодня функции уполномоченных государственных органов в сфере управления миграционными процессами не встроены в модель государственного регулирования рынка труда. Из документов, регулирующих деятельность соответствующих органов исполнительной власти, должно более конкретно следовать, какие функции осуществляет то или иное ведомство в области управления процессами миграции, поскольку деятельность государства как регулятора рынка трудовых ресурсов должна строиться на основе четких и понятных рынку правил, быть публичной и прозрачной.

С учетом вышесказанного необходимо выделить следующие важнейшие направления при формировании политики, направленной на более тесную взаимосвязь демографических, миграционных процессов и занятости населения:

1. Усиление взаимодействия министерств и ведомств по координации действий в социально-трудовой сфере. Проведенный Институтом экономики УрО РАН анализ, целей, задач и функций семи министерств правительства Свердловской области, деятельность которых прямо или косвенно влияет на состояние социально-трудовой сферы области, свидетельствует об отсутствии координации между ними.

2. Разработка модели научно обоснованного мониторинга социально-трудовой сферы, включающего анализ ситуации, контроль и краткосрочный прогноз. Без хорошо налаженной научной системы мониторинга невозможно принимать эффективные управленческие решения. Данный мониторинг должен проводиться не только на уровне региона, но и в разрезе муниципальных образований. Для этого необходимо развитие муниципальной статистики и формирование показателей как количественных, так и качественных, характеризующих

процессы в социально-трудовой сфере, в т. ч. миграционные.

Для проведения мониторинга целесообразно внедрение аутсорсинга функций по его реализации. Мониторинг должен проводиться независимой организацией при участии ученых-экономистов, демографов, социологов, юристов, хорошо знающих регион, особенности его развития и относящихся к нему не формально, а с интересом и желанием помочь в решении проблем.

3. Модернизация программного обеспечения занятости населения в современных условиях:

— разработка программ на основе региональной стратегии развития занятости на долгосрочную перспективу (10-15 лет) с учетом территориальных особенностей социально-экономического развития;

— расширение сферы применения региональных программ развития занятости на процессе воспроизводства трудового потенциала, в отличие от ныне действующей практики, когда программным регулированием охвачено лишь население, обратившееся в службу занятости за консультацией или в поисках работы;

— разработка региональных программ временной и постоянной трудовой миграции;

— внедрение селективного подхода в практику регулирования трудовой миграции;

— разделение трудовых мигрантов на категории (временные, долгосрочные и постоянные) и проведение в отношении каждой из них специализированной политики привлечения, возвращения, адаптации и интеграции;

— длительный временной период действия, позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты от реализации программ;

— встроенность в программы социально-экономического развития региона на основе тесной взаимоувязки целей, задач, приоритетов и механизмов реализации политики занятости населения, иммиграционной политики в другие направления регионального развития;

— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия всех субъектов политики занятости населения;

— установление количественных параметров результативности программ по годам реализации, с ежегодной оценкой фактических результатов;

— постоянная система мониторинга, оценки и контроля за ходом реализации программ.

4. Формирование постоянно обновляющейся информационной базы для миграционного планирования, включающей:

— текущее состояние и прогнозные (средне-и долгосрочные) оценки демографического развития региона;

— текущее состояние и прогнозные (средне-и долгосрочные) оценки развития рынка труда и занятости населения в отраслевом разрезе;

— формирование каталога профессий с дефицитом рабочей силы (полугодовой или ежеквартальный);

— оценку социально-экономической безопасности региона;

— ежегодные обзоры потребности работодателей в рабочей силе;

— оценку эффективности использования иностранной рабочей силы.

1. Козлова О. А., Шаймарданов Н. З. Миграция и занятость населения, проблемы взаимодействия // Демографическая политика в регионе. Проблемы и перспективы: Екатеринбург: ИЭУрО РАН, 2010

2. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 31 июля 2000 г. №1415 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. ст. 3342.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 321. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravsoc. ru/docs/government/postan/gov

4. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» от 1 марта 2003 г. №256-р. Электронный ресурс]. URL: http://www.ufmsoren.ru/Docs/PP/RaspP_256_ 01032003.htm

5. Указ Президента РФ «Об утверждении концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г. № 1351. Электронный ресурс]. URL: http://www.ufms.spb.ru/desc/ukazy-cid-16/

6. Постановление Правительства Российской Федерации «О правительственной комиссии по миграционной политике» от 26 мая 2009 г. № 450. Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/images/newsimg/450.pdf

7. Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы: сб. статей / Под ред. д. с. н. А. И. Кузьмина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 196 с.

ключевые слова: дефицит трудовых ресурсов, регулирование занятости, политика занятости, иммиграционная политика

Занятость и безработица: современные тенденции на российском и региональном рынке труда

Занятость — важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения имеется несколько трактовок занятости: полная, рациональная, эффективная, потенциальная занятость. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Рациональная занятость — это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны. Эффективная занятость предполагает отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической и социальной эффективности. Потенциальная занятость характеризует верхний предел занятости, который при определенных условиях может быть достигнут в том или ином регионе.

Читайте также:  Экономические и физиологические границы рабочего дня

Следует различать виды и формы занятости. Виды занятости — это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства. Формы занятости — это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. По форме занятости выделяют прежде всего занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. К специальным формам занятости относятся также такие, как: занятость на условиях надомничества; вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство; занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения; занятость с условиями гибкого рабочего времени и др. По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

  • занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
  • военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике;
  • учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

  • наемные работники – занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  • работодатели – предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
  • самозанятые – работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:

  • наемные работники;
  • работодатели;
  • лица, работающие за свой счет;
  • члены производственных кооперативов;
  • помогающие члены семьи;
  • работники, не классифицируемые по статусу.

Основные принципы занятости:

  • добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни;
  • ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
  • учет и обеспечение долговременных национальных интересов;
  • комплексный подход к решению проблем занятости — включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Рассмотрим более подробно основные виды занятости и их влияние на рынок труда.

  1. Полная и эффективная занятость заключается в обеспечении соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах. Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество — недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды. Поэтому возникает проблема эффективной занятости. Первый показатель в этой системе — уровень занятости населения профессиональным трудом. Второй показатель — уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Третий показатель — это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. Четвертый показатель — рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики. Об эффективности занятости можно судить по показателю «норма безработицы». Полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы — это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменные уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда.
  2. Вторичная занятость — это дополнительная (вторичная) форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подталкивающие граждан к поиску дополнительной работы:
  • стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обеспечивать его основные материальные и духовные потребности. Однако по тем или иным причинам работник не решается на увольнение, на поиск новой работы;
  • стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда, достаточно часто возникающее у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но которые в связи с кризисным состоянием предприятия могут стать реальными безработными в любой момент.

Большинство людей, охваченных скрытой безработицей, но не увольняющихся с предприятий в надежде на стабилизацию ситуации и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы пережить трудные кризисные времена. В случае, когда совместительство оформляется на временных условиях, работник находится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией, когда рабочее место соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподготовки, смежная деятельность может трансформироваться в основную.

Безработицы и ее причины

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные граждане наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. На рынке труда ситуация с занятостью может быть охарактеризована с помощью показателя измерения уровня занятости: уровня безработици или нормы безработицы (u). Уровень безработицы (u) – отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выражается в %: u=(U/L)*100%. Показатель рассчитывается для населения в целом и для отдельных групп: мужчин и женщин, белых и черных, подростков, по возрасту и т.д. По данным Международной организации труда, в 2005 г. в мире насчитывалось 191,8 млн безработных, что на 35 млн больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растет во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы — 13,2% от трудоспособного населения. На втором месте — «черная Африка» с 9,7%. В развитых странах уровень безработицы в 2005 г. составил 6,7%. Существует ряд причин, делающих существование безработицы устойчивым явлением даже при достижении равновесия на рынке труда.

Выделяют пять основных причин безработицы:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад (депрессия), который вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.

В качестве причины безработицы может выступать жесткость заработной платы, т.е. ее неспособность к быстрому изменению для приведения рынка труда в равновесие. Если з.п. выше равновесного уровня, предложение труда превышает спрос на него. Безработные ждут возможности получить работ. Безработицу, вызванную жесткостью з.п., называют безработицей ожидания. Причин жесткости з.п. три:

  • законы о минимальной заработной плате,
  • монопольная сила профсоюзов,
  • установление стимулирующей з.п.

Закон о минимальной з.п. не позволяет фирмам нанимать работников, предельный продукт труда которых меньше установленного государством минимума. Среди экономистов и политиков есть сторонники и противники этого закона. Коллективные договоры членов и не членов профсоюза заключаются на несколько лет, в них устанавливается размер з.п., и администрация фирмы не имеет права изменять ее до окончания срока действия договора (3-5 лет).

Стимулирующие эффективный труд системы з.п. направлены на повышение производительности труда работников. Платить мало – не выгодно, считаю фирмы, т.к. высокая з.п. сокращает текучесть кадров, а, следовательно, время на прием и обучение новых рабочих. Более того, если з.п. низкая, то лучшие работники уйдут («отрицательная» селекция), останутся менее производительные. В условиях современного производства трудно осуществлять постоянный контроль интенсивности труда работников, их добросовестности. А высокая з.п. может стимулировать желание сохранить работу, быть старательным, активным.

Для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на рынок труда, и управление ими необходимо определить, с каким видом (типом) безработицы мы имеем дело. В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на четыре типа: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную. Фрикционная безработица возникает при перемещении работников от одного места работы к другому. Такая безработица выступает следствием кратковременных изменений на рынке труда и существует потому, что процесс подбора работников и рабочих мест требует определенного времени. Уровень фрикционной безработицы в экономике определяется притоком людей на рынок труда и выходом из него и тем, насколько быстро безработные находят работу. Эта скорость зависит от развитости институциональной структуры рынка труда. Структурная безработица возникает при длительных изменениях в структуре экономики, которые приводят к несоответствию между существующей квалификацией и профессиональными требованиями к рабочему месту. Могут возникать также структурные территориальные несоответствия. Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, фрикционная и структурная безработица составляют естественную безработицу. Такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость характеризуется наличием естественной безработицы. Циклическая, конъюнктурная, или спросодефицитная безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, определяется изменениями экономической конъюнктуры.

При классификации безработицы выделяют также безработицу вынужденную и безработицу добровольную (или безработицу ожидания). Вынужденная безработица возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Добровольная безработица возникает, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски вышеоплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.

Сезонная безработица вызвана колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В России скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работы и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.

Особенности российского рынка труда

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что рынок труда в нашей стране отягощен многочисленными диспропорциями, придающими ему большое своеобразие. Прежде всего, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости. Другой особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах. Данные, существующие на этот счет, противоречивы, однако, по оценкам, доля таких работников в совокупной занятости в 90-х гг. была не менее 15% (для сравнения, в США — 6%). Подобная ситуация нередка для небогатых стран с относительно образованной рабочей силой.

Главной особенностью российского рынка труда является то, что, как и в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. По разным оценкам число таких работников составляет от 4 до 5 млн. человек, или 9—10% от среднесписочной численности занятых. Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными.

Так, в целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышает спрос на нее, в то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей. Анализ данных позволяет сформулировать ряд проблем в Российской Федерации в области занятости и использования трудовых ресурсов, решение которых, несомненно, будет способствовать тому, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития, а, напротив, способствовала переходу к экономическому росту и обеспечению конкурентоспособности предприятий и организаций. В перечне этих проблем необходимо упомянуть следующие:

  • ухудшение демографических показателей ведет к уменьшению численности трудовых ресурсов и ухудшению их качественных характеристик;
  • низкий жизненный уровень населения значимо влияет на формирование трудового потенциала региона: специалисты фиксируют снижение работоспособности, ухудшение состояния здоровья населения и условий его воспроизводства;
  • преобладание неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, накоплении значительных «излишков» рабочей силы на многих предприятиях, что приводит к неполному использованию рабочего времени занятых, недостаточному использованию профессионально-квалификационного уровня работников, низкой эффективности труда;
  • ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест (в течение последних лет они практически не обновлялись), в частности, сохранение рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, малоэффективных и низкооплачиваемых, резко снижает возможности использования трудовых ресурсов;
  • снижение мотивации к труду, низкая стоимость рабочей силы не способствуют повышению производительности труда, привлечению в производственную сферу молодых людей, приводят к расширению неформальной занятости среди молодежи, включая криминальные способы получения дохода;
  • система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части «предложения и спроса» на конкретные профессии. Увеличивается разрыв между требуемым работодателем качеством рабочей силы и квалификацией соискателей рабочих мест. Не имея, по существу, обратной связи с рынком труда, образовательные учреждения продолжают обучать молодежь профессиям, в настоящее время не имеющим спроса;
  • отсутствие реальной связи между доходом и уровнем профессиональной подготовки работника, что приводит к «перетеканию» трудовых ресурсов в сферу неформальной занятости, часто не требующей прежней квалификации. Возникающий дефицит опытных кадров становится дестабилизирующим экономическим фактором на производстве, серьезным препятствием росту производства.

Ссылка на основную публикацию