Однополые браки и церковь

Узаконивание «однополых браков»: как нам реагировать?

26 июня 2015 года Верховный суд США принял решение о легализации однополых браков по всей стране. Теперь власти всех штатов обязаны регистрировать такие «браки», а также признавать их, если они заключены в других юрисдикциях. Решение было принято с перевесом всего в один голос: пятеро верховных судей проголосовали «за», четверо – «против».

Публикуемый ниже материал – реакция нашего православного собрата – священника РПЦЗ отца Иоанна Уайтфорда (Техас, США) – на решение Верховного суда. Отец Иоанн попытался дать прогноз, как изменится после повсеместного узаконения содомии в США жизнь православных христиан и христиан вообще в этой стране, и посоветовал, что надо предпринять в связи с этим.

Такое решение вряд ли стало шоком, ставка была сделана правильно, ведь четверо судей являются либералами, которые никогда не отступали от своего мировоззрения, и Энтони Кеннеди (председатель Верховного суда США. – Ред.) переходит на сторону гомосексуальных активистов каждый раз, как только появляется возможность.

Возникает вопрос: что теперь делать? Политически можно продолжить борьбу несколькими способами. Но гораздо важнее для нас, как православных христиан, вопрос о том, чем каждый может ответить на этот вызов – и лично, и как член малой Церкви – своей семьи, и как член Православной Церкви.

Вот то, что нам предстоит сделать, если мы хотим остаться верными учению Церкви.

1. Образовывать себя в данном вопросе и быть готовым обсуждать его

Многие люди могут быть переубеждены, если услышат четкие доводы против однополых «браков»

Вы будете постоянно сталкиваться с этим вызовом. Опросы свидетельствуют: сегодня большинство американцев поддерживают однополые «браки», но при этом большой процент таких людей просто следует переменчивой моде в данном вопросе, раздутом средствами массовой информации. А это значит, что такие люди могут быть переубеждены, если услышат четкие доводы против однополых «браков». К сожалению, многие христиане опасаются приводить эти доводы, поскольку на них сразу же вешается ярлык «гомофоба». Но Христос никогда не обещал нам, что мы, став христианами, будем любимы всеми, – Он говорил как раз об обратном. Так что мы должны преодолеть страх того, что подумают о нас неверующие, и стоять за Христа, невзирая на последствия.

Один из способов изучить подробнее вопрос – прочитать книгу «Библия и гомосексуальная практика» доктора Роберта Гэнона. Этот труд весьма высоко оценен двумя выдающимися протестантскими учеными последних 50 лет: Брюсом Метцгером и Бревардом Чайлдсом.

Также мы должны стараться принять тех, кто страдает гомосексуальными наклонностями, но хочет раскаяться. Гомосексуальность не является непрощаемым грехом. Мы дискутируем с теми, кто утверждает, что гомосексуализм не является грехом, а не с теми, кто понимает, что это греховно, и ищет благодать и прощение от Христа.

2. Надо осознавать, в какое время мы живем

В школах и колледжах быть антигеем – это всё равно что заявить о себе как о куклуксклановце

Учитывая успех левых в распространении гомосексуальной пропаганды, было бы глупым говорить: «Этого никогда не случится». Если всё продолжится с нынешней скоростью и если христиане будут и дальше ежится от страха при возможных вызовах, то можно поставить все последние деньги на то, что именно это и произойдет. Конечно, куклуксклановцы имеют право находиться в Соединенных Штатах, но осталось очень мало рабочих мест, с которых их немедленно не выкинут, узнав о том, кто они такие. Вот такая «толерантность» приготовлена и нам.

И это решение не только приведет к закрытию христианских агентств по усыновлению, которые не позволяют гомосексуалистам усыновлять детей, но и, возможно, не за горами тот день, когда христиане, не подчинившиеся легализации гей-браков, не смогут усыновлять детей или даже рискуют потерять своих собственных, потому что их дети будут изъяты из их домов, так как пребывание ребенка в такой «атмосфере ненависти» будет приравнено к жестокому обращению с детьми.

3. Вы должны серьезно обдумать все варианты на случай, если ситуация будет и дальше развиваться в нынешнем духе

Есть такая китайская поговорка: мудрый кролик имеет три норы. Вам надо начать готовить вторую и третью норы.

У вас могут быть трудности на работе, и, возможно, надо обдумать, что делать, если вы ее лишитесь. Например, в штатах, где уже легализованы гомосексуальные «браки», детей могут учить, что гомосексуализм – это норма. И если вы – учитель, что делать, если это начнется в вашей школе?

Если ваши дети учатся в государственной школе, стоит подумать о домашнем обучении или отдать их в частную христианскую школу.

Также вам нужно донести до избранных вами представителей, что они должны заняться этим вопросом, который потребует больше усилий, чем один телефонный звонок или одно электронное письмо.

Ссылки и видео (на английском языке):

Доктор Роберт Гэнон о гомосексуальности:

О гомосексуальном лобби:

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью

На этой неделе в Ватикане проходит Синод католических епископов и, чёрт возьми, на этот раз пожилые клерикалы приготовили (и уже подожгли) настоящую информационную бомбу. «Гомосексуалисты имеют таланты и достоинства, которые они могут предложить христианскому сообществу; готовы ли мы принять этих людей и гарантировать им место в нашем сообществе? Часто мы хотели бы видеть Церковь такой, чтобы она стала для них гостеприимным домом», — гласит текст документа Relatio post disceptationem, вынесенного на обсуждение рабочей группой епископов. В нём, конечно, содержатся оговорки о непризнании церковью гей-браков и гомосексуальности как нормы, но не всё же сразу!

Перед нами вызревает один из важнейших прецедентов века в истории церкви — католики, осознав невозможность радикального сопротивления, признают гомосексуалов полезными для христианского общества людьми. В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение. «Должно пожаловать в наш дом, можете предложить нам ваши таланты и достоинства?». Вместе с этим документ содержит и упоминание «позитивных аспектов гражданских союзов и сожительства». Видели когда-нибудь полное торжество свободы над властью? Так вот это оно и есть.

Винить или благодарить все будут не ход истории, но конкретного человека — Хорхе Марию Бергольо, папу Франциска. Лучше биографию для реформатора нарочно не придумаешь: первый в истории папа из Нового света, первый за 150 лет папа-монах, да ещё и с дипломом химика-технолога, болельщик футбольного клуба «Сан-Лоренцо», отказавшийся от дворца архиепископа и личного лимузина в пользу общественного транспорта и скромной квартиры. При этом большим либералом Франциска не назовёшь: в бытность свою кардиналом он придерживался консервативных позиций по всем болезненным для РКЦ вопросам: эвтаназии, абортам и всё той же гомосексуальности. Но в 2013-м, уже в статусе понтифика, Франциск вдруг заявил: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Эхо раздалось на этой неделе.

В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение

Священники, поддержавшие геев

Я бы никогда не стал поклоняться гомофобному Богу. Я бы отказался отправиться в гомофобный рай. Я бы сказал: «Спасибо, но я лучше отправлюсь в другое место».

Я знаю кучу гомосексуальных пар, чьи отношения могут послужить примером для других людей, и это важно. Было бы абсурдом заявлять, что в них меньше любви.

Я думаю, что есть мужчины, заточённые в женское тело, и наоборот. И они хотят изменить пол. Это радикальная процедура, и я не вижу в ней никакого греха, и никого не виню.

Раньше вот никто судить не стеснялся. На протяжении всей истории христианства гомосексуальные отношения рассматривались как тяжкий грех, однозначное отношение к которому неоднократно зафиксировано в книгах Ветхого и Нового Заветов. Первое полноценное упоминание содержится в книге Левита, в «Кодексе святости»: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». До женщин добрался уже Новый завет. Послание к римлянам, первая глава: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным».

В IV веке христианские императоры приговаривали мужеложцев к сожжению, в VI — кастрировали и водили по улицам на потеху толпе. Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния. К концу XIII века в игру вступила инквизиция, и обвинения в педерастии стали рутиной. Примерно тогда же гомосексуалы окончательно оформились в качестве козла отпущения для социума: на их нечестивое поведение списывали катаклизмы, войны и эпидемии. Параллельно произошло смягчение наказания, первый вселенский католический собор 1179 года постановил изгонять провинившихся монахов из орденов и заключать в монастырях, а мирян — изолировать и лишать общения с верующими.

Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния.

Гомосексуальность в рядах клира

Ирония судьбы, над которой не перестают смеяться последние несколько десятков лет, — обилие гомосексуальных скандалов внутри самой католической церкви. Официально Церковь всегда яростно боролась с провинившимися, но при этом, как это частно бывает во властных институтах, борьба зачастую заканчивалась где-то у порога высоких уровней иерархии. Например, в XI веке архиепископ Турский Ральф пролоббировал назначение своего любовника епископом Орлеанским, реакции папы Урбана II так и не последовало.

Хотя папу Бенедикта IX в 1048 году по обвинениям в гомосексуализме со святого престола сместили, а репутация папы Юлия III в XVI веке была основательно подмочена отношениями со своим приёмным племянником. Этот ряд можно продолжать достаточно долго: надуманным или имеющим основания обвинениям в «противоестественном грехе» подвергось немало понтификов.

В XXI веке в дьявольские сети попадались рыбы поменьше — в основном латиноамериканские епископы, скандалы с которыми во многом и спровоцировали назревшую революцию в РКЦ.

Дальнейшего смягчения пришлось подождать ещё без малого 700 лет: в 1791 году Декларация прав человека и гражданина в революционной Франции отменила уголовное наказание за гомосексуализм. Ряд государств отказался от наказаний за мужеложество в XIX веке, но по большему счету окончательно процесс декриминализации в развитом мире завершился в прошлом — двадцатом. Россия присоединилась к списку в 1993 году вместе с католической Ирландией.

Что вообще такое XX век для христианской церкви и её самой могущественной конфессии? История уступок и поражений. Авторитет уже давно растерян, а тут ещё расцвет социализма, сексуальная революция, май 1968-го и прочие катаклизмы. Лишившись инструментов насилия, церковь столкнулась с суровой реальностью капитализма: как сохранить аудиторию, когда есть Rolling Stones? Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоанна Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали, но вот отношение к литургии и другим конфессиональным и межконфессиональным аспектам смягчили — за это Второй ватиканский собор 1962-1965 до сих пор чтят главным этапом реформации церкви в прошлом столетии. С ним же, кстати, сравнивают и нынешний Синод. В 1986-м, правда, дошло и до гомосексуальности. Тогда Конгрегация доктрины веры выпустила письмо ко всем епископам под заголовком «Забота пасторов о гомосексуальных личностях» с подробными указаниями по обращению с геями, лесбиянками и бисексуалами. В нём гомосексуальность объявлялась уже не грехом, но опасным недугом, ведущим к моральному злу. Документ осудил физическое и вербальное насилие по отношению к сексуальным меньшинствам, с известной оговоркой: гомосексуальность — это всё равно очень и очень плохо. На самом деле оговорок было множество, среди них —обвинения в адрес гей-активистов и категорическое непризнание христианских про-ЛГБТ-групп.

Да, такие есть, и в немалом количестве. Квир-богословие определяет себя как теология, очищенная от гетеронормативной религиозности. Квир-богословы используют риторику теологии освобождения и позиционируют Библию как источник освобождения в том числе и от гнёта общественной дискриминации. Главное практическое направление квир-теологии — очищенное от линз гетеросексизма переосмысление священных текстов. Например, известный ветхозаветный эпизод про Содом и Гоморру, сожжённые богом за распущенность их жителей. В нем содомляне, узнав о том, что житель города Лот принял в доме трёх странников, приходят к его порогу и изъявляют желание коллективно «познать» их. Классический канон трактует это как проявление гомосексуальности, но квир-богословы вслед за протестантским теологом Дереком Бейли видят причиной божьего гнева негостеприимность и насильственные намерения содомян. По примеру и все остальные упоминания божественного запрета на однополую любовь про-ЛГБТ христиане переносят именно на сексуальное насилие над мальчиками по его римскому образцу.

Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоана Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали

Гомосексуальность в других конфессиях

Лютеранство является одной из наиболее либеральных христианских конфессий. В США, Германии, Италии и Нидерландах Церковь освящает однополые союзы. Церковь Швеции официально венчает однополые браки, а в Норвегии гомосексуалы могут становиться священниками.

Англиканская церковь занимает относительно консервативную позицию. На Ламбертской резолюции в 1998 году гомосексуальные акты были объявлены «не совместимыми с Писанием», а архиепископ Вестминстерский Бэйзил Хьюм в 1997 году назвал гомосексуальность заболеванием, призвав, однако, уважительно относиться к «больным».

Русская православная церковь официально считает гомосексуальность «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». РПЦ отказывается принимать концепт «гомосексуальная ориентация», но призывает «с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности».

Но лояльное отношение и даже поддержка прав гомосексуалов католиками — не субкультурное явление. По данным опросов 2003 года, 35% американских католиков поддерживают однополые браки. Спустя 10 лет, по данным Public Religion Research Institute, их поддерживают уже 57%. И это последовательная позиция: 60% поддерживают также усыновление детей гей-парами. Более глобальные исследования подтверждают предсказуемый тезис о том, что восприятие проблемы католической паствой напрмяую коррелирует с уровнем экономического развития страны: 99% угандийцев будут против, а вот 43% испанцев — за однополые браки.

Если утвержденные государством и освященные церковью однополые браки пока остаются остро дискусионным вопросом, то отношение к гражданским бракам или моногамным гомосексуальным отношениям принимает однозначно одобрительный характер. В конце концов, в XXI веке моногамность — это почти роскошь, и тут уж действительно не до привередливости, противники промискуитета будут всем рады. В защиту гражданских союзов между представителями одного пола за последние десять лет высказались архиепископы Милана, Вашингтона, Венны, Боготы и Брюсселя.

Читайте также:  Работа в ОАЭ: вакансии и подготовка документов

В 2011 году, более 300 католических теологов подписали меморандум «Церковь 2011», в котором призвали РКЦ пересмотреть свое отношение к людям, живущим в однополых партнерствах. Это был не единственный революционный призыв меморандума — там же содержались пункты о разрешении женатого священства и рукоположения женщин. Посмотрим, чем удивит субботний отчет ватиканского Синода. Но лед, кажется, тронулся окончательно. Иначе и быть не могло — Римско-католическая церковь в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию. Разумеется, солидная часть католической паствы обвинит своих отцов в слабости и неумении хранить традицию. Но это будет обвинение не столько в адрес Церкви, сколько в адрес Истории, которая без всяких сантиментов перемалывает традиции и уклады год за годом, тысячелетие за тысячелетием. Так вечные ценности отделяются от традиционных.

UPD. Из опубликованного в субботу финального варианта документы были исключены спровоцировавшие интерес прессы положения о геях и разводах. Они не смогли набрать необходимых двух третей голосов среди 183 епископов. Как заявил преподобный Томас Росика, англоязычный спикер на Синоде, — «Это показывает, что работа идет. Нам еще есть куда развиваться».

Римско-католическая церковь
в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию

Жизнь10 церквей, которые
не преследуют гомосексуальность

И почему Библия не пособие по сексуальности

Текст: Елизавета Любавина

Постепенно однополые браки легализуют в разных точках мира. В Стокгольме, Барселоне, Тель-Авиве и других городах проходят красочные прайды, а по запросу «каминг-аут» в нашу ленту выпадают жизнеутверждающие посты. Свои шаги в сторону принятия разнообразия делает и церковь: папа Франциск публично задаётся вопросом «Кто я такой, чтобы судить геев?» и призывает христиан извиниться перед гомосексуалами, а Далай-Лама отвечает «Ок» на вопрос об однополых браках.

Конечно, церковь не была первым институтом, подхватившим волну трансформаций. Исторически она осуждала гомосексуалов и считала влечение к своему полу греховным. На то были разные причины: например, на протяжении веков в церкви доминировало представление, что допустим лишь секс, ведущий к деторождению.

Несмотря на то что крупные религиозные институты, будь то Русская православная церковь (РПЦ) или Римско-католическая церковь (РКЦ), придерживаются в целом консервативной политики, другие открываются изменениям. Принимать ЛГБТ-людей на равных позволяет аффирмативное богословие. Его нельзя назвать однородным или выделить как самостоятельное религиозное направление — речь скорее о принятии ЛГБТ-сообщества отдельными священниками или церквями. Степень принятия может быть разной: где-то ЛГБТ-прихожане вправе посещать церковь без условий и ограничений, где-то венчают однополые пары, а гомосексуалам позволено принимать сан священнослужителя. Так, Римско-католическая церковь готова принять гомосексуалов только с условием обязательного и своеобразного целибата: верующий гомосексуал обязан отказаться от однополых связей за три года до принятия сана. Конечно, в таком случае речь не идёт о полном принятии.

Консервативная традиция видит в строках из Левита или в истории Содома и Гоморры утверждение греховности гомосексуальности, но аффирмативные богословы предлагают альтернативу. Так, некоторые из них считают, что Библия осуждает не гомосексуальность саму по себе, а гомосексуальные изнасилования, храмовую проституцию или отдельные сексуальные акты, связанные с ритуальными практиками. Священник епископальной церкви США Сьюзен Рассел утверждает, что «использовать Библию как пособие по человеческой сексуальности бессмысленно в такой же степени, как использовать её же в качестве справочника по астрономии. Те, кто писал библейские тексты, не имел ни малейшего представления о науке, доказавшей, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Точно так же они не имели ни малейшего представления о природе гомосексуальности».

Для многих церквей вопрос об отношении к ЛГБТ — один из самых дискуссионных. В российском контексте ответ на него, казалось бы, однозначен: у нас очень сильны гомофобные настроения, и обоснование им многие стремятся найти именно в религиозных предписаниях. Русская православная церковь выступает против однополых отношений, но и в России можно встретить священнослужителей, выступающих против гомофобии и травли. «Ксенофобия, гомофобные высказывания, всякого рода фобии — это свидетельство прежде всего нехристианина и недостатка в нём христианской любви и христианской веры. А такой недостаток ощущается в том числе и у священнослужителей», — отмечает в интервью протоиерей Георгий Митрофанов.

Рассказываем о зарубежных примерах дружественного отношения к ЛГБТ в церкви и о российских церквях, где люди вне зависимости от их ориентации не встретят осуждения.

Метропольная общинная церковь

Основана в 1968 году, действует в 37 странах

Метропольная общинная церковь стала первой, признавшей духовные потребности ЛГБТ-сообщества: она всегда выступала за брачное равноправие, не отвергала однополые пары и видела свою миссию в помощи ЛГБТ-верующим. Сегодня эта протестантская церковь насчитывает двести двадцать две общины в тридцати семи странах мира, большинство из которых — в Америке и Канаде. Неудивительно: 59 % ЛГБТ-американцев так или иначе связаны с религиозной традицией, а 48 % из них — христиане.

Церковь много раз подвергалась нападкам из-за либеральной позиции. Её основатель, преподобный Трой Перри, провёл первый в США обряд бракосочетания однополой пары в 1968 году и поднял вопрос о легализации таких союзов. Эти события нашли отражение в кино: церковь фигурирует в фильме «Молитвы за Бобби», а документальный фильм «Зови меня Трой» рассказывает о жизни её основателя.

Объединённая церковь Христа

Основана в 1957 году, действует в США

В 2005 году Объединённая церковь Христа приняла резолюцию, позволяющую проводить обряды бракосочетания для однополых пар — она носит рекомендательный характер для приходов церкви. Объединённая церковь Христа давно выступает за права ЛГБТ-сообщества и возводит в сан открытых гомосексуалов и трансгендерных людей; женщины тоже допускаются к служению.

В 2015 году в одном из приходов Объединённой церкви Христа в Северной Каролине, Wedgewood church, вандалы оставили на дверях гомофобные надписи — священнослужители и прихожане закрасили их, изобразив на дверях радужный флаг.

Ассоциация христианских евхаристических общин

Основана в 2015 году, входит в состав Кельтской церкви Германии, есть общины в Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске и Тутаеве

В России можно найти отдельных священников, принимающих ЛГБТ-сообщество, общины или церкви, следующие катакомбной традиции (то есть отказывающиеся следовать официальному курсу церкви). Ассоциация христианских евхаристических общин (ACEC) официально поддерживает ЛГБТ: церковь принимает всех прихожан на равных, женщинам и гомосексуалам позволено становиться священнослужителями. В России ассоциация насчитывает пять общин. Не так давно церковь подняла вопрос о благословении однополых союзов — каждая община приняла решение для себя.

Священник Александр Хмелев в Санкт-Петербургской общине готов благословлять однополые пары. Александр перешёл в ACEC из Истинно-православной церкви: несмотря на то, что в церкви было много гомосексуалов, священнослужители вынуждены были скрывать свою ориентацию. Александру надоело прятаться, и в 2015 году он сделал каминг-аут в соцсетях.

Священник считает, что при трактовке Библии необходимо учитывать исторический контекст. Так, он полагает, что речь в тексте шла о ритуальных практиках. «Эти ритуалы совершались без любви к партнёру. К тому же их проводили гетеросексуалы: однополый секс они практиковали в качестве ритуала или наказания, надругательства. В своём Послании к римлянам апостол Павел удивляется, почему гетеросексуалы практиковали не свою природу. То есть текст осуждает попытку человека пойти против своей природы, какой бы она ни была», — говорит Александр Хмелев.

Лютеранская церковь Швеции

Образована примерно в десятом веке

Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом и с 2009 года проводит обряды бракосочетания однополых пар. Более того, церковь допускает к служению женщин и гомосексуалов, а епископом диоцеза Стокгольма сейчас служит открытая лесбиянка Ева Брунне. Она участвует в прайдах, а девизом при принятии сана епископа выбрала цитату из послания Иакова 2:1 «Невзирая на лица». Либеральная позиция характерна и для других лютеранских церквей в скандинавских странах: однополые пары венчают в Дании, Норвегии и Исландии.

«Nuntiare
et Recreare»

Основано в 2000 году, действует в Санкт-Петербурге

Аффирмативное богословие в России продвигают христианская община «Свет мира» в Москве и ЛГБТ-служение «Nuntiare et Recreare» в Санкт-Петербурге. Община «Свет мира» проводит встречи для ЛГБТ-верующих всех конфессий. ЛГБТ-служение в Санкт-Петербурге организует встречи, проводит тренинги и мастер-классы по вопросам гендера, сексуальности и религии, издаёт книги — например, сборник статей «Гомосексуальность и христианство в XXI веке» — и оказывает психологическую помощь ЛГБТ-людям: комьюнити-центр сотрудничает с профессиональными психологами. Они работают в том числе и с синдромом религиозной травмы: многие ЛГБТ-верующие сталкиваются с серьёзным осуждением со стороны церкви, что чревато психологическими проблемами.

Координатор ЛГБТ-служения «Nuntiare et Recreare» Татьяна Лехаткова обращает внимание на то, что мужские гомосексуальные практики, о которых идёт речь в Библии, могли служить средством установления иерархии, как, например, было в Месопотамии. Это расценивалось как акт унижения. «В истории Содома речь идёт как раз об акте насилия. Город был осуждён за гордыню и презрение к бедным, как написано в книге пророка Иезекииля», — считает Татьяна.

Помимо истории Содома, гомосексуальные практики упоминаются ещё в ряде фрагментов Библии: в Левите (20:13) и в посланиях апостола Павла к римлянам (1:26-27), Первом послании Титу (1:10) и коринфянам (6:9-10), рассказывает координатор «Nuntiare et Recreare». И важно учесть, что это именно письма, адресованные конкретным людям и общинам, — мы не знаем, в каком контексте и по какому поводу они были написаны, поэтому не всегда можем оценить их значение.

В служении напоминают, что всегда были и трудности перевода: по одной из версий, само слово «мужеложество» — результат непонимания сложного неологизма апостола Павла. Существуют и альтернативные переводы фразы из книги Левит, где речь о гомосексуальности не идёт. К тому же любой переводчик смотрит на текст сквозь оптику своей культуры.

«Всей истины мы не узнаем. Любая метафора может раскрываться по-разному, поэтому не нужно прочитывать текст буквально. Многие гомосексуалы находят поддержку в сюжетах про Давида и Ионафана или про Руфь и Ноеминь. Важно то, что эти истории вызывают в нас отклик и позволяют находить новые слова для выражения любви. Очевидно, что если два человека любят друг друга — живут вместе, проявляют заботу, то есть делают всё то, что и гетеросексуальные пары, это не может быть плохо. Ведь к этому нас и призывает Библия: к любви, нежности и заботе», — говорит Татьяна Лехаткова.

Евангелическая церковь в Германии

Образована в 1933 году, объединяет двадцать региональных церквей

Недавно парламент Германии одобрил законопроект об однополых браках. Евангелическая церковь страны тоже признаёт моногамные гомосексуальные союзы — более того, гомосексуальность не является препятствием и для возведения в сан священника.

Евангелическая церковь — это объединение двадцати региональных церквей. Единого решения по ЛГБТ-повестке у церкви нет, есть только рекомендации для служителей, допускающие любые формы семейных отношений: в отдельных землях священники могут обвенчать однополую пару, в других регионах речь идёт только о благословении, но не о полноценном обряде бракосочетания. Если же священник не готов провести обряд, ему следует предложить паре альтернативу, то есть посоветовать пастора, который сможет обвенчать партнёров.

Апостольская православная церковь

Образована в 2000 году, есть общины в России, Белоруссии и на Украине

Апостольская православная церковь (АПЦ) следует катакомбной традиции. Епископ АПЦ Григорий Михнов-Вайтенко говорит, что церковь должна принимать всех прихожан без исключения, независимо от цвета кожи, политических пристрастий или сексуальной ориентации. «В разные времена в повестку формально входили другие вопросы: можно ли принимать рабов без согласия их хозяев? Можно ли принять женщину, если муж против? Постепенно общество и церковь с этими вопросами справлялись. Сейчас наиболее актуальной кажется ЛГБТ-повестка. Но со временем, лет через пятьдесят, и этот вопрос решится путём естественного развития. Исключать и отталкивать людей — это всегда неправильно. Человечеству нужно привыкать к мысли, что единой для всех нормы не существует», — поясняет свою позицию епископ.

По вопросу однополых браков у АПЦ пока не сформирована общая позиция, но епископ полагает, что это надо сделать. Решать этот вопрос Григорий Михнов-Вайтенко предлагает внутри общины и без вмешательства государства.

Прямых указаний на гомосексуальность как преступление в Библии он не видит. «Очевидно, что такая вариация человеческих отношений существовала всегда, но могла не приниматься обществом: выполнять изначальное библейское повеление „плодитесь и размножайтесь“ в однополом союзе было невозможно до появления современных репродуктивных технологий. Но, мне кажется, не стоит привлекать Библию как окончательный и бесповоротный источник: человечество развивается, появляются новые технологии. Мне же сейчас куда более опасным кажется легкомысленное отношение к другим людям, нежели искренняя верность и крепкий союз, если люди определяют свои предпочтения как гомосексуальные», — полагает епископ.

Украинская автокефальная православная церковь

Была провозглашена на Украине в 1920 году, есть епархии по всей Украине, а также Западноевропейский экзархат

Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов публично высказывается в поддержку ЛГБТ-сообщества и осуждает гомофобию. Отец Яков писал, что «пример ЛГБТ блистательно выявляет неумение большинства христиан понимать Священное Писание», а попытки «излечить» гомосексуала или запретить «пропаганду» — это заблуждение. Священник указывает на то, что Библия не осуждает гомосексуальность — в те времена не было даже самого понятия, — и утверждает, что естественное поведение не может быть греховным.

Фонд Аль-Фатиха и Организация мусульман за прогрессивные ценности

Фонд основан в 1998 году в США, действует во многих странах мира

Организация основана в 2007 в США, действует во многих странах мира

Либеральный ислам считает, что именно в толерантности и равенстве заключается основа религии. Фонд Аль-Фатиха, международная мусульманская ЛГБТ-организация, основанная Фейсалом Аламом, выступает за права гомосексуальных мусульман и против бинарных представлений о гендерной идентичности. Либеральные взгляды разделяет и Организация мусульман за прогрессивные ценности. Постепенно в Европе появляются инклюзивные мечети: они открыты для всех, включая мусульман из ЛГБТ-сообщества. Женщинам дозволяется молиться вместе с мужчинами и самим вести молитвы.

Основательница подобной мечети в Берлине Сейран Атеш видит своей целью обновление ислама и открывает двери мечети для всех без ограничений. Во Франции открытую для ЛГБТ-мусульман мечеть основал гомосексуальный имам Людовик-Мохаммед Захед. Правда, в некоторых странах поддерживать ЛГБТ мусульманам рискованно: иранскому мулле, тайно проводившему однополые бракосочетания, пришлось бежать из страны из-за смертельных угроз.

Реформистский иудаизм

Возник в Германии в двадцатые годы XIX века, после чего распространился в Европе и США

Читайте также:  Однополые браки в Европе: в каких странах разрешены по закону

Реформистский иудаизм считается самым либеральным и в целом толерантно относится к гомосексуальности: центральная конференция американских раввинов признала возможным бракосочетание однополой еврейской пары. Впрочем, вопрос об однополых браках и позволении гомосексуалу служить раввином остаётся на усмотрение каждой общины. Реформистское направление пересматривает и роль женщины: общину прогрессивного иудаизма «Шаарей Шалом» в Санкт-Петербурге возглавляет раввин Елена Рубинштейн.

Тем не менее вопрос об однополых браках в России всё ещё вызывает споры. В 2006 года экс-раввин Нелли Шульман провела обряд бракосочетания для лесбийской пары, что вызвало скандал в иудейской среде. Не одобрил поступок Шульман даже Зиновий Коган, бывший на тот момент главой реформистов.

Угрожает ли Церкви разрешение однополых союзов?

Если да, то да, если нет, то нет — ответ Сергея Худиева прот. Роберту Арриде

Читайте также по теме:

Представляет ли собой легализация однополого брака, или союза, угрозу положению Православной Церкви о том, что супружество есть освященный союз одного мужчины и одной женщины? Этот вопрос снова оказался в фокусе внимания многих православных христиан после недавнего определения законодателей штата Нью-Йорк, дающего однополому браку статус законного.

Протоиерей Роберт Арида

По священническому своему опыту в штате Массачусетс, где гомосексуальные браки узаконены с 2004 г., могу сказать, что не было случаев, чтобы данный закон штата затруднял мое служение, не понуждал он и к перемене взглядов Церкви и богословия брака.

То, что некоторые православные верующие считают нужным озвучивать свой протест против однополых браков из страха, будто Церковь заставят пойти на уступки и в дальнейшем ее обяжут совершать обряд венчания над однополыми парами – по-моему, несколько преждевременно.

Ведь, с одной стороны, гражданский закон не есть и не будет первоопределяющей нормой для того, что происходит внутри церковной ограды. С другой стороны, легализация однополых браков в некоторых наших штатах предоставляет верующим повод поразмышлять о долгой и сложной истории моногамного гетеросексуального брака в Церкви.

Если начать с открытого служения нашего Господа, то евангельское повествование свидетельствует, что Его понимание брака было не во всем согласно с взглядами фарисеев. Это особенно наглядно проявилось в споре о разводе.

Фарисеи оправдывали развод, опираясь на авторитет Писания в лице Моисея (Втор 24, 1). Христос отвечает: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10, 5-9).

В Евангелии от Матфея ответ Иисуса содержит в себе дополнительную подробность: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею кроме как за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19, 8-9).

Христос спорил о природе брака с фарисеями и саддукеями, и в последнем случае речь главным образом идет об обычае левирата, при котором бремя заботы о потомстве умершего мужа возлагалось на его братьев (Лк 20, 27-33). Послания Павла свидетельствуют о том, что великий миссионер трактовал вопросы, близкие к теме брака, в свете того, что он предвосхищал как второе пришествие нашего Господа.

Если тщательно просмотреть те места у Павла, в которых говорится о браке, то бываешь поражен непоследовательностью миссионерских утверждений.

К примеру, – должно ли брак поощрять или не должно (1 Кор 7, 25-33)? Должен ли христианский супруг дать развод своей нехристианской половине (1 Кор 7, 12-13)? Предназначен ли брак лишь для сдерживания страстей и, стало быть, для преграды последствиям падения в отношении человеческой любви (1 Кор 7, 1-9)? Служит ли брак для восстановления правильных отношений между мужчиной и женщиной, в соответствии с чем покорность жены мужу, проявляемая в рождении детей, приведет ее ко спасению (1 Тим 2, 15)? Или же, не есть ли общий жизненный удел мужа и жены отражение связи Христа и Церкви (Еф 5, 21-33)?

В силу того, что св. Павел был миссионером, его подход (или подходы) к проблеме брака не следует воспринимать как системное исследование по теме. Как апостол язычества, он столкнулся с новым и непредвиденным, будучи при этом не иудеем, но иудео-христианином, недавно обратившимся к распятому и воскресшему Господу.

Протоиерей Роберт Арида

С течением веков Церковь продолжала сталкиваться с новыми и неизведанными вызовами. Каноны нашей Церкви свидетельствуют об этом, особенно в той своей части, которая касается вопросов брака и развода. С тех пор как между Церковью и государством установилась «симфония», чистота и святость моногамного гетеросексуального брака стала подвергаться эрозии не извне, но изнутри ограды Церкви.

На смену множеству канонов, в которых было стремление установить равновесие между супружеством и монашеством и охранить институт брака (а также женатое духовенство) от поборников крайностей монашества и аскетизма (собор в Гангре, постановление 341-е), с неизбежностью пришли нормы, сместившие баланс в сторону последних.

В одном из поразительный образцов, дающих нам знать об установившемся неравноправии, «Алфавитном собрании священных и божественных канонов» Матфея Властаря (середина XIV в.), есть дозволение на развод в случае, если кто-то из супругов изберет «лучшую жизнь», т. е. монашескую. Развод легко давали даже в том случае, когда не было взаимного согласия супругов (Письмо 3-е, глава 13). Монашество многие в Православной Церкви продолжают ставить больше брачного союза и ныне.

Монашество оказалось не единственной трудностью, с которой Церкви пришлось иметь дело в связи с местом института брака в обществе. Вопрос о рабстве также предстал перед Церковью и христианской империей в новом ракурсе. В то время как христианство способствовало более человечному обращению с рабами, само рабство оставалось общепринятым установлением, которое, по большей части, было необходимым для поддержания естественного хода вещей. С христианской точки зрения это означало, что рабство – явление общественной жизни, установленное Богом.

Прояснить это помогает Послание к Колоссянам. Св. Павел недвусмысленно утверждает, что отношения между рабом и хозяином столь же важны, как и отношения между женами и мужьями, детьми и родителями (Кол 3, 18-25). Рабство было краеугольным камнем в основании упорядоченного общественного уклада. Что св. Павел возвращает беглого раба Онисима его владельцу – предположительно Филимону, своему «сотруднику» в деле проповеди Евангелия – также показывает, что рабство как институт не должно понести никакого вреда (Филимон, 8 слл.). Мимоходом можно было бы спросить, как соотносится возвращение Онисима его владельцу с учением, изложенным в книге Второзакония: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего» (Втор 23, 15).

К IV в. о рабстве как о составляющей естественного права стали писать св. отцы. Однако, в отношении к рабству естественный закон был осмыслен как последствие грехопадения. Как таковое, по воле Божией рабство было утверждено в качестве наказания за безумие и преступление человека. Иоанн Златоуст подчеркивал, что Бог изначально сотворил всех людей свободными, но рабство стало результатом греха, вражды и жадности («На Послание к Эфесянам», 24).

Но пока св. отцы, как на Востоке, так и на Западе, пытались обнаружить истоки рабства, рабы продолжали пребывать в правовом и общественном бесправии. Среди прочего, это означало, что рабам нельзя вступать в брак. Св. Григорий Богослов, обличая рабство, сам обладал рабами, которым даровал по своей воле свободу и личное достоинство. Св. Василий Великий рассматривал рабство как необходимое зло. Св. Феодор Студит владеть рабами монахам запрещал, а тем не менее известны монастыри, державшие рабов. Третий канон собора в Гангре предал анафеме тех, кто подбивал рабов на бегство от хозяев.

Образ раба как бесправного существа также проходит в разных образцах житийной литературы. В этих повествованиях освобождение рабов, которыми святой владел, не было первым и главнейшим из свершений милосердия, но способом избавления от собственности (ср. жития св. Мелании Младшей и св. Симеона Юродивого).

Пройдет период почти в тысячу лет, прежде чем гражданское и церковное законодательство признает за рабами статус правоспособного лица, что, в свою очередь, позволило им венчаться в Церкви. В самом деле, если такова воля Божия, то естественный закон должен отступить.

При знакомстве с библейскими, святоотеческими, литургическими и каноническими текстами нашей Церкви можно, в итоге, отметить, что в них нет общепринятого законченного учения о браке в аспекте его происхождения, смысла и назначения.

Брак – он до грехопадения, или его последствие? Он вечен или временен? Расторжим или нерасторжим? Есть ли он подтвержденный законом контракт между свободными людьми? Приспособление ли он к человеческим страстям – форма узаконенного прелюбодейства – и посему подведомствен монашескому пуританизму, или же это таинство, знаменующее Царство Божие, которое ведет супругов ко спасению? На каждый вопрос был двоякий ответ, да и нет.

Если Церковь собирается дать ответ на легализацию однополых брачных союзов, то очевидно, что начать следует с того, чтобы определиться – как обходиться с теми однополыми парами, которые, став гражданским законным брачным союзом, приходят со своими детьми и стучат в дверь наших приходов, взыскуя Христа. Отвергнем ли мы их? Прогоним ли мы их с порога, от первого впечатления? Станем ли мы, согласно правилу покаяния, увещевать их к разводу и роспуску их семьи? Или же предложим им, как предлагаем всякому, кто ищет Христа, пастырское попечение, любовь и духовное убежище?

Воистину, Церковь не совершала плавания в этих неизведанных водах.

Но наша история учит нас, что новшества не должны повлечь за собой дискредитации Христа, который «Тот же вчера, сегодня и всегда».

Протоиерей Роберт Арида, настоятель Троицкого собора в Бостоне.

Перевод с английского Сергея Акишина специально

Новое в блогах

Должны ли общество и церковь признать однополые браки?

Вслед за общественным и юридическим признанием однополых браков в западных странах изменилось отношение к данной проблеме некоторых церковных конфессий.

Пошатнулись и устои католической церкви. Браки между геями и лесбиянками во всем мире имеют как сторонников, так и ярых противников.

Каждая из сторон приводит свои аргументы, причём ссылается при этом на одни и те же источники: религиозные учения, медицинские и социологические исследования, законы и конституции государств.

Противоречат ли однополые браки устоям морали и церкви?

Доводы за то, что общество и церковь не должны признавать однополые браки.

Христианство и Ислам рассматривает единственную богоугодную и законную форму брака – союз между мужем и женой. Бог изначально создал человеческие особи двух полов, а именно – мужчину и женщину. По божьему замыслу, они, вступая в брак, должны восполнять друг друга.

Пророк Мухаммед предостерегает: «Мужчина не должен смотреть на аурат другого мужчины, так же как и женщина – на аурат (в данном случае – область от колен до талии) другой женщины. Мужчина не должен спать под одним покрывалом с другим мужчиной, а женщина – с другой женщиной».

На протяжении всего развития человеческой цивилизации практиковался только брак между мужчиной и женщиной. Такой союз ведёт к сотворению новой жизни, а значит, продолжению человечества. Однополые семьи не могут продолжить род естественным путём. Для рождения ребёнка даже лесбиянке требуется искусственной оплодотворение донорской спермой. При всём желании законы природы не обойти.

Признание однополых браков открывает ящик Пандоры и вносит хаос в отношения между людьми. Теперь представители ислама могут потребовать в любом государстве изменение законов о моногамии браков. Действительно, почему однополые союзы получают законный статус, а традиционные для ислама многожённые находятся вне закона? Ведутся дебаты уже и по поводу семейных союзов с тремя родителями. Так, в газете “Guardian” в 2012 году появилась статья Мартина Роббинса, который пытается доказать, что наиболее комфортная обстановка для воспитания ребёнка создаётся в семье, где есть 3 родителя.

Однополые семьи по закону могут усыновить детей, воспользоваться услугами суррогатной матери, а также произвести искусственное оплодотворение. Дети, растущие в таких семьях, изначально воспринимают однополый брак как норму межполовых отношений. К тому же такие союзы, вопреки бытующему мнению, довольно нестабильны. Американское лесбийское семейное исследование приводит статистику, свидетельствующую о том, что 40% «женских» пар после рождения ребёнка с помощью искусственного оплодотворения, разорвали отношения.

Большая часть населения стран, в которых легализовались однополые браки, является их противниками. Например, в США идея легализации однополых браков была категорически отвергнута в результате референдумов в 31 штате. Но сегодня они признаны на территории всего государства. Легализация произошла через судебные решения, быструю смену законов, ставшую возможной благодаря договорным коалициям депутатов. В Канаде однополые браки были легализованы через Апелляционный суд Онтарио. В Британии чиновники в 2004 году узаконили «гражданские партнёрства» геев и лесбиянок и дали твёрдое обещание не ставить знак равенства между традиционным браком и однополыми союзами. А уже в 2012 году премьер-министр Британии заявил, что однополые браки будут признаны, невзирая на растущую оппозицию гомосексуальному активизму. Как видим, изменение государственной политики в отношении однополых браков произошло не демократическим путём, а в результате мощной и щедро финансируемой международной кампании.

Признание “гей-браков” подрывает авторитет традиционного института семьи. Чтобы ввести однополые браки в правовое поле любой страны, приходится изменять устоявшиеся нормы и даже вносить поправки в конституции. Вместе с традиционным понятием брака исчезают и многие нравственные критерии, на которых он базируется. Так, в Британии из законов уже исчезли понятия «супружеская верность» и «прелюбодеяние».

До относительно недавних пор гомосексуальность рассматривалась медициной и психологией, преимущественно, как отклонения в половом поведении. Даже если признавать право таких людей на создание и развитие однополых отношений в соответствии с их потребностями, все же нельзя отрицать тот факт, что сексуальный акт между двумя мужчинами или двумя женщинами противоречит законам природы. В последние же годы ЛГБТ-активисты все чаще пытаются доказать всему миру, что их уклад жизни является нормальным, и именно таковым и должен считаться. Это влечёт за собой многие проблемы, включая излишнюю информированность подрастающего поколения о подобной разновидности сексуальных отношений.

После того, как в сознании людей будет сломано традиционное представление о браке между мужчиной и женщиной, начнётся настоящий хаос в общепринятых нормах естественных отношений. На протяжении короткого времени нормой станут многожёнство, многомужество, а затем — инцест, педофилия, зоофилия… Любые изменения по политическим мотивам или по настроениям части общества классического определения брака со временем приведёт к уничтожению самого понятия брака. Под видом «толерантности» в общество активно внедряются понятия, противоречащие представлениям о нравственности и христианстве.

Читайте также:  Однополые браки в России: позиция закона и общественное мнение

Доводы за то, что общество и церковь должны признать однополые браки.

Многие ученые-сексологи рассматривают гомосексуализм не как извращение или болезнь, а как форму сексуальной ориентации, такую же, как и гетеросексуальность. По их мнению, сегодня ориентировано на однополые отношения 1-4% мужчин и 1-3% женщин. Если явление существует в обществе, оно должно быть регламентировано законом, поэтому признание однополых браков не только допустимо, но и необходимо. Свидетельство о браке даст гомосексуальным парам те же права, что и гетеросексуальным.

С 2000-х годов стремительно меняется отношение к однополым бракам. Сегодня официальный брак с партнёром своего пола можно заключить в 18 странах: Франции, Исландии, Испании, Уругвае, Канаде, Великобритании, США и др. С 2017 года к ним присоединиться Финляндия. Прошедший в Ирландии референдум показал, что население также одобряет однополые браки. Многие протестантские церкви, Епископальная церковь США проводят церемонию бракосочетания однополых пар.

Не все мировые религии однозначно негативно относятся к однополым союзам. Например, буддизм практически не регулирует семейную жизнь мирян. Сексуальное поведение входит в 5 правил этических норм. Но однозначно недостойным считается только супружеская измена, принудительный секс и растление малолетних. Гомосексуальные связи в этот список не входят. Один из авторитетных буддологов Алекс Берзин утверждает, что буддийские тексты не табуируют гомосексуальные отношения, а только призывают соблюдать этические нормы в рамках своей сексуальной ориентации.

Геи и лесбиянки являются гражданами определенной страны, а значит, должны быть наделены теми же фундаментальными правами, которые имеют члены традиционной семьи. Брак – это признание не только этических, но и правовых отношений между партнерами. Без государственной регистрации брака однополые партнеры по закону не являются субъектами семейных отношений, поэтому не могут рассчитывать на определенные социальные бонусы. Например, вступить в права наследования без завещания после смерти одного из партнеров; в экстренной ситуации получить информацию о состоянии здоровья партнера и разрешение на его посещение в больнице. После смерти одного из партнеров второй родитель не имеет гарантии, что ребенок останется с ним. По законодательству многих стран родителем является только один партнер. У второго нет родительских прав и обязанностей, и суд может передать опеку над ребенком родственникам умершего или третьим лицам. Не защищены права партнеров в судопроизводстве, льготном кредитовании и др.

Легализация однополых браков, по мнению их сторонников, никоим образом не угрожает традиционной семье, а только лишь отражает свершившиеся перемены в обществе. Правовая дискриминация по сексуальной ориентации противоречит демократическим устоям государств. Активисты ЛГБТ сравнивают запрет на однополые браки с ушедшими в прошлое запретами на регистрацию брака между представителями различных рас, вероисповедания, определённых социальных групп (каст). Консервативное отношение к однополым бракам сродни перечисленным запретам. По мнению сторонников равноправия представителей разной сексуальной ориентации, легализация однополых семей – индикатор цивилизованности общества.

Легализация однополых браков экономически выгодна. Сотрудники Университета Лос-Анджелеса провели исследования финансового состояния людей нетрадиционной сексуальной ориентации. По этим данным, доход лесбиянок и гомосексуалистов на 20% выше, чем у гетеросексуалов, следовательно, они больше тратят.

Исследования британских социологов показали, что геи и лесбиянки в стране принадлежат к наиболее респектабельной части населения Великобритании. В отчёте учёных указывается, что с экономическим ростом и расширением демократии неизбежно возрастает число лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, и это естественный этап развитых стран. Не случайно на беднейшем Африканском континенте однополые браки признаны только в самой богатой стране – ЮАР.

Многие противники однополых браков в качестве своего «главного козыря» используют утверждение о том, что воспитываемые в таких парах дети не просто появляются на свет не совсем естественным путём, но и страдают от психических нарушений. Однако многочисленные исследования, в ходе которых дети однополых пар сравнивались с детьми гетеросексуальных родителей, не подтвердили эти предположения.

“При наличии половых клеток из эпителия кожи, про которые мы точно будем знать, что они не содержат генетических сбоев, можно будет не зачинать детей традиционным способом, – говорит Генри Грили в своей книге “Конец секса”. – Через 20 лет можно из кожи будет всё тестировать: выбрать нужного эмбриона, редактировать геном, кого вы хотите зачать и от кого. ЛГБТ-пары, естественно, тоже смогут иметь детей с их собственным генным материалом. Как говорят психологи, все родители подсознательно хотят внуков. Тут же им будет все равно, какой ориентации их ребёнок”.

Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме

Во времена, когда общины, относящие себя к христианским, венчают однополые пары, вопрос – как Церковь относится к гомосексуализму, однополой любви, требует уточнений. У Церкви есть ее классический первоисточник: Священное Писание и церковное Предание. Обратившись к нему, можно исследовать этот вопрос, а также увидеть, что здесь пытается добавить «от себя» лукавый человеческий ум во имя «церковного прогресса».

Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин (John Martin), 1852

Ветхий Завет

Прежде чем цитировать тексты из книги Левит, содержащей осуждение однополой любви и карающей за нее смертью, нужно объяснить, что библейские тексты составлялись в разное время и написанное в них отражает нравы, обычаи и представления той эпохи и того народа, которому было дано Откровение. Поэтому формы наказания за грех, использовавшиеся в иудейском обществе до Рождества Христова, не могут быть механически распространены на другое время.

В 18 главе книги Левит среди прочих запретов говорится о невозможности спать с мужчиной как с женщиной: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». ( Лев.18:22 ). Чуть ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». ( Лев.20:13 ).

Отметим, что в той же главе книги Левит запрещаются близкородственные связи, супружеская измена и другие грехи, относящиеся к сексуальной сфере человека. Все они наказываются либо смертью, либо изгнанием из общины. В древности это был традиционный способ защиты племени, который позволял ему не сойти с исторической сцены. Система табу была распространена во многих культурах, и столь суровые меры к их нарушителям можно найти не только в Ветхом Завете.

Самая же известная ветхозаветная история о гомосексуализме, которая ввела в наш язык выражение «содомский грех», описывается в 18 и 19 главе книги Бытия. В городе Содоме был крайне распространен гомосексуализм, и развратные и распущенные жители захотели изнасиловать ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Праведник пытался защитить своих гостей, но обезумевшие от похоти жители попытались выломать дверь, чтобы совершить желанный грех. После этого ангелы поразили жителей города слепотой, а наутро уничтожили Содом, забрав с собой семейство Лота:

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города…

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. ( Быт.19:15, 24-25 )».

Конечно, христианину не стоит думать, что жители Содома и Гоморры были самыми большими грешниками в человеческой истории. От такой точки зрения предостерегает Христос, но жесткость наказания за гомосексуализм, как и за другие тяжелые нераскаянные грехи, не оставляют сомнений в том, что христианин не может считать гомосексуализм вариантом сексуальной нормы, оправдывать их.

Подтверждение этому можно найти и в текстах Нового Завета.

Новый Завет

Первые свои шаги христианство делало в эпоху расцвета Римской империи. В I веке Рим представлял собой цивилизацию со сложившими этическими установками, среди которых не было осуждения гомосексуализма. О Гае Юлии Цезаре ходили слухи, что он пылал страстью к одному из юношей, в творениях римских историков можно найти осуждение некоторых императоров за безудержную похоть, за связи с мальчиками или кровными родственниками, но осуждению подвергался не сам гомосексуализм, а скорее невоздержанность и неумеренность в пороках. Про гетеросексуальность Октавиана Августа историки говорят скорее как об исключении из правил.

В этих условиях молодой Церкви пришлось рассказывать христианам о недопустимости супружеской измены, однополых отношений и других грехов, распространенных в римском обществе.

В Послании к Римлянам апостол Павел предупреждает верующих о недопустимости противоестественного поведения в сексуальной сфере: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

« подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» ( Рим.1:26-28 ).

Апостол Павел напрямую связывает однополые отношения с развращенностью человеческого сознания и советует христианам не осквернять свой разум и тело и не совершать подобных грехов.

В другом послании гомосексуализм включен в перечень пороков и проступков, препятствующих человеческому спасению: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. ( 1Кор.6:9-11 )

Двери храмов не закрыты для человека, кающегося в любом грехе, но при этом христианин не может считать однополые отношения разновидностью нормы, а тем более требовать церковного благословения на гомосексуальный союз. Это не означает, что верующий должен оскорблять гея, вора или пьяницу. Осуждая грех, христианин всегда должен относиться к грешнику с любовью и состраданием.

Отношение отцов Церкви гомосексуализму

В обширной святоотеческой литературе непросто найти тексты, специально посвященные однополым отношениям, что вызвано удивительной попечительностью и ответственностью Отцов, их общим стремлением не искусить читателей смакованием соблазнительных подробностей или невольно не научить их такому греху, о котором они не имели представления и не оказаться самими в роли соблазнителей. Так прп. Иоанн Лествичник порой, говоря о различных видах блуда, останавливается и ограничивается лишь: читающий да разумеет, а если нет, то и тем лучше. Тем не менее, Отцы, преподавая новоначальным науку из наук, путь борьбы со страстями и похотями, и эту страсть не обходят. В той же «Лествице» описывается тонкий пример, когда один бес изгоняет другого: как ссоры и раздражительность исцелили двух монахов от противоестественного влечения друг ко другу. «Отечник» рассказывает о красивом юноше-пустыннике, нырнувшем в известь, чтобы обезобразить себя и не быть соблазном для своих собратий.

Церковные каноны, призванных регулировать, в том числе и дисциплинарно, жизнь Церкви, однозначно свидетельствуют о том, что клирик-содомит должен быть извержен из сана, а мирянин не может быть членом Церкви без длительного покаяния. 7 правило святителя Василия Великого назначает 30-летний срок покаяния для гомосексуалистов и прелюбодеев: «Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники — того же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих; а о принятии каявшихся тридцать лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало». 7 правило Григория Нисского предусматривает за прелюбодеяние и гомосексуализм отлучение от причастия больше чем на 12 лет.

Другие древние церковные правила столь же суровы, и требуют многолетнего искреннего раскаяния. Другое дело, что эти сроки не носят обязательного характера, и могут быть сокращены в случае искреннего раскаяния христианина и отказа от тяжелого греха.

С течением времени сроки епитимий сокращались, но это не означает, что отношение Церкви к самому греху стало либеральнее. Речь идет лишь о снисхождении к человеческой немощи, о неоставлении человека в беде.

Напомним, что земная Церковь состоит не из святых, а из грешных людей и за долгую историю христианства среди мирян, священников и епископов встречались и встречаются недостойные люди, подверженные этому греху. Их запрещали в служении, призывали к покаянию, а в крайних случаях лишали сана и отлучали от Церкви.

Современное отношение Русской Православной Церкви к гомосексуализму

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» проблеме гомосексуализма посвящен 9 раздел 12 главы, где говорится о том, что однополые отношения не могут быть признаны «вариантом нормы»: «Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях».

Однозначно осуждая гомосексуализм как грех, Церковь признает право гомосексуалистов на личное уважение и участие в жизни общества. В документе нет призывов к насильственным действиям к гомосексуалистам или к необходимости восстановления уголовной статьи за однополые отношения среди взрослых людей. Другое дело, что Церковь, защищая человека от пропаганды греха или возможного насилия, просит, чтобы люди, открыто заявляющие о своей гомосексуальной ориентации, не могли работать в школах, ВУЗах, или быть начальниками в армии или исправительных учреждениях.

Гомосексуальные связи супруга являются основанием для церковного развода. Гомосексуальные связи после крещения – каноническим препятствием к священству, в Православной Церкви запрещено рукополагать гомосексуалистов, грешащих тайно, не говоря уже об «открытых геях», что в последнее время становится нормой для Англиканской и ряде протестантских церквей в США и Европе.

Иными словами, Церковь не оправдывает насилие или унижение в отношении геев, не оскорбляет их человеческое достоинство, но стремиться защитить общество от распространения порока и размывания понятия нормы.

Ссылка на основную публикацию