Транспортировка нефти в США

Транспортировка нефти альтернативными способами в США достигла рекордных объемов

Энергетическая промышленность США ищет пути решения проблемы дефицита нефтепроводов для транспортировки сырья из новых скважин на нефтеперерабатывающие заводы. Активное использование для поставок различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного и водного – привело к тому, что объем таких перевозок достиг рекордного уровня за всю историю сбора подобной статистики – с 1981 г.

Этот импровизированный подход создает новые возможности для транспортных компаний, однако перегружает дороги и вызывает недовольство регуляторов. Но вскоре наступят перемены: объем инвестиций в строительство нефтепроводов, которые появятся на свет в ближайшие годы, превысил $40 млрд, сообщила консалтинговая компания Wood Mackenzie. «Мы, по сути, опутываем трубопроводами страну», – улыбается Курт Анастасио, генеральный директор оператора трубопроводов и нефтяных терминалов NuStar Energy. По его словам, нефть сейчас «хлещет в разные стороны и из разных мест».

Добыча нефти в США достигла максимальных объемов за последние 20 лет. Ее импорт быстро сокращается. Однако инфраструктура транспортировки нефти в США рассчитана именно на импорт и на доставку нефти на НПЗ в береговой зоне. Что в этой ситуации делать с нефтью из Техаса, Северной Дакоты и канадской Алберты – непонятно. «Все нефтепроводы ведут не туда, – говорит Харолд Йорк из Wood Mackenzie. – Очевидно, что уже в следующие 10-15 лет нефтяная промышленность США встанет с ног на голову».

При ценах на нефть выше $100 за баррель у добывающих компаний нет времени ждать транспортников. Для перевозки нефти они используют грузовики, поезда и баржи.

По данным Администрации энергетической информации США, в период с 2011 по 2012 гг. объемы доставки нефти на НПЗ грузовиками выросли на 38%, баржами – на 53%, поездами – на 300%. Несмотря на это нефтепроводы и морские танкеры по-прежнему остаются основным методом транспортировки нефти.

В 2009 г. на большом южнотехасском нефтяном месторождении «Игл Форд» добывалось всего 1000 баррелей нефти в день. Сейчас добыча составляет 500 000 баррелей в день. Чтобы обеспечить транспортировку этого потока, необходимо изменить всю систему доставки нефти.

Например, в прошлом году NuStar использовала нефтепровод, предназначенный для транспортировки импортируемой из Африки и Европы нефти на север через порт Корпус Кристи, в реверсном режиме. Сейчас поток идет на юг, собирая нефть из сотен скважин. Примерно 175 000 баррелей в день перегоняются по нефтепроводу на баржи в Корпус Кристи и доставляются на НПЗ неподалеку от Хьюстона.

Ранее в этом году Phillips 66 (бывшее подразделение транспортировки и нефтепереработки ConocoPhillips, выделенное в 2012 г. в отдельную компанию) начала доставлять нефть на НПЗ в Линден, штат Нью-Джерси, морским путем вокруг Флориды.

Тем временем тяжелые грузовики создают пробки на дорогах в «Игл Форд», вызывая головную боль у местных жителей, а также у чиновников. «Это же сельские дороги, по которым может передвигаться максимум 10 машин в час. Сейчас по ним ездит по 100 машин в час, и 75 из них – грузовики массой более 36 т, – признает Том Волькель, президент Dupre Logistics, которая с ноября 2011 г. занимается перевозкой нефти (в регионе у нее штат из 100 с лишним водителей).

В этом году техасские законодатели выделили $450 млн для ремонта и благоустройства дорог штата. «Этого совершенно не достаточно, – говорит Дэрил Фаулер, высокопоставленный чиновник из Куэро, штат Техас. – У нас одни заторы. Дороги разрушаются».

Чтобы снизить стоимость ремонта и замедлить трафик, департамент транспорта Техаса в июле принял решение снять асфальт со 130 км дорог штата, засыпав их гравием.

Грузовики с нефтью из «Игл Форда» также движутся на запад к каналу, предназначенному для транспортировки баржами. Первая баржа вышла из порта в сентябре 2011 г., держа курс на Мексиканский залив и хьюстонские НПЗ. Сейчас по каналу перевозится 1,6 млн баррелей в месяц, говорит Дженнифер Стастни, заместитель исполнительного директора порта «Виктория». «Представьте, что пятилетний ребенок ложится спать и просыпается уже 16-летним. С соответствующим аппетитом и запросами» – говорит она.

В Северной Дакоте по железным дорогам каждый день перевозится более двух третей из всей добываемой в штате нефти (800 000 баррелей). Нефтяники ценят возможности железной дороги доставлять нефть непосредственно самым платежеспособным покупателям.

Насколько рискованны такие перевозки, стало ясно лишь после июльской катастрофы в Квебеке, которая привела к смерти как минимум 47 человек. Федеральные власти готовят новые правила транспортировки нефти по железной дороге. Ассоциация американских железных дорог заявляет, что готова к росту нефтяных перевозок. Она уже давно занимается транспортировкой опасных грузов. В 2008 г. по основным железным дорогам США было перевезено 9500 вагонов нефти. В этом году их число составит 389 000.

По мнению аналитиков, железнодорожные перевозки нефти сохранятся, а объемы транспортировок грузовиками и баржами начнут падать, как только будут запущены новые нефтепроводы.

Экологи критикуют некоторые проекты нефтепроводов, включая Keystone, который должен обеспечить поставку канадской нефти на побережье Мексиканского залива. Федеральные власти пока не дали официального разрешения на его строительство.

Правительственные организации тщательно проверяют новые проекты.

Уменьшение импорта, инвестиции в инфраструктуру и рост промышленности – это лишь некоторые преимущества от расцвета энергетического сектора, считает Стив Кин, президент и директор по операционной деятельности оператора нефтепроводов Kinder Morgan: «Это, пожалуй, лучшее, что произошло в нашей экономике за последние 10 лет. Это даже лучше, чем iPad».

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

США экспортируют нефть в 42 страны

Сланцевая революция привела к существенным изменениям на нефтяном рынке. Соединенные Штаты начали крупномасштабные экспортные поставки. Согласно статистике Управления энергетической информации США, в 2018 г. экспорт сырой нефти из страны вырос до 2 млн баррелей в сутки (в 2017 г. этот показатель составлял 1,2 млн баррелей в сутки). Из-за торговых войн между Штатами и Китаем экспортный поток американской нефти в КНР существенно снизился. В результате выиграли другие направления нефтяных поставок из США: Южная Корея, Тайвань, Индия и Канада.

Как сообщает EIA, рост экспорта сырой нефти из Соединенных Штатов стал результатом увеличения нефтедобычи, а также расширения инфраструктуры поставок. Производство нефти в США выросло в 2018 г. на 17% до 10,9 млн баррелей в сутки. В настоящее время 90% экспортных нефтяных поставок из Штатов выполняются с побережья Мексиканского залива, в штатах, расположенных в этой части страны, сейчас добывается 7,1 млн баррелей нефти в сутки. Наращивание производства обеспечено главным образом так называемой сланцевой нефти (легкой, низкосернистой по качеству), тогда как нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива ориентированы главным образом для переработки тяжелой нефти. По мнению аналитиков Управления энергетической информации, эта диспропорция между растущим производством легкой нефти и ограниченными возможностями ее переработки, несоответствие между типом сырой нефти и конфигурацией местных НПЗ заставляет компании экспортировать все большие объемы нефти.

В начале 2018 г. морской нефтяной порт Луизианы (Louisiana Offshore Oil Port – LOOP) в Мексиканском заливе был модифицирован с целью расширения возможностей загрузки судов для экспорта сырой нефти. В настоящее время этот порт является единственным в Штатах способным принимать и обслуживать крупнотоннажные нефтяные танкеры типа VLCC (Very Large Crude Carriers), рассчитанные на перевозку приблизительно 2 млн баррелей сырой нефти. Модернизация портовой инфраструктуры LOOP привела к резкому росту поставок из США. В настоящее время инвестиционные потоки направлены в проекты увеличения мощности других экспортных портов на побережье Мексиканского залива: в районе Хьюстона и Корпуса-Кристи (штат Техас). В Штатах началась эра глубоководных портов-гигантов, способных принимать супертанкеры.

Азия лидировала в прошлом году среди регионов-импортеров американской нефти, за ней следовало европейское направление поставок. Среди стран пока на первом месте по объемам расположилась Канада, на которую пришлось 19% всех экспортных поставок из США — 378 тыс. баррелей в сутки. Из-за американо-китайских торговых войн Южная Корея обогнала КНР и вышла на второе место среди импортеров нефти из Соединенных Штатов — 236 тыс. баррелей в сутки, тогда как на Китай пришлось в среднем за год 228 тыс. баррелей в сутки. По результатам прошлого года EIA отмечает значительное падение поставок в направлении китайских портов. В первом полугодии 2018 г. поставки нефти из США в КНР составляли 376 баррелей нефти в сутки, что сделало Китай главным направлением экспорта нефти из Соединенных Штатов. Тогда как августе-октябре прошлого года Штаты не поставляли сырую нефть в Китай. Экспорт был возобновлен лишь в последние два месяца 2018 г., но в гораздо меньших объемах.

Летом 2018 г., в рамках продолжающихся торговых споров, Китай временно включил сырую нефть из США в список товаров, потенциально подверженных увеличению импортных тарифов. В результате во второй половине прошлого года значительно вырос экспорт американской нефти в Южную Корею, Тайвань, Канаду и Индию.

Нефть и нефтепродукты США

Ведущая роль в структуре топливно-энергетического комплекса США принадлежит нефтяной промышленности. Около 55 % потребностей в энергии и топливе удовлетворяется именно за счет нефти.

Исторический аспект

История нефти в США началась с бурения в 1859 г. скважины-первопроходца в Предаппалачском бассейне. Преимущество нефти и нефтепродуктов в первой половине XX столетия доказала скорость темпов использования ДВС, а затем и Вторая мировая война.

Таким образом, нефть превратилась в базу топливно-энергетического хозяйства. Ее тесная связь с развитием автотранспорта и обеспечением стратегических нужд государства послужила тому, что нефтяная промышленность все больше определяла экономический и политический характер США.

В общем потреблении в 70-х гг. ХХ века доля нефти в первичных энергоисточниках составила 45 %. 528 млн. тонн – рекордный максимум за все годы был добыт в 1972 году.

Характеристика нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность Штатов стоит на весьма высоком уровне. Нефтедобыча в США существенно разнится от расположения нефтепереработки. Большая доля мощностей располагается не исключительно в местах непосредственной добычи, а и в больших северо-восточных промышленных узлах, на трассах нефтепроводов и в портах (т.е. в районах потребления).

Районы, где сконцентрированы заводы по нефтепереработке:

  • берег Мексиканского залива;
  • Центр и Юг Калифорнии;
  • участок побережья Атлантики.

Таким образом, существенная часть нефтепродуктовиз западных и южных штатов транспортируется в промышленный северный регион США.

Суммарная длина нефтепроводов составляет 300 000 км. В особенности густая сетка распределительных трубопроводов наблюдается на побережье Мексиканского залива. Ее назначение – соединять нефте- и газопромыслы с соответствующими заводами, портами и комбинатами.

Американские нефтепродукты

США – один из крупнейших в мире производителей и потребителей нефтепродуктов. Их низкую стоимость можно пояснить хорошо развитой сеткой магистральных трубопроводов, автотранспортной перевозкой, понижающей цену транспортировки нефтепродуктов, высокой конкурентоспособностью на рынке, концентрацией заводов и эффективностью государственной политики в данной сфере.

США, как основной производитель светлых и темных нефтепродуктов производит примерно 24% общего объема мировой нефтепереработки.

К ним можно отнести:

  • разные виды топлива;
  • смазочные вещества;
  • электроизоляционные среды;
  • нефтехимическое сырье;
  • растворители.

Самой крупной группой нефтепродуктов являются топлива. К ним, в свою очередь относят горючие бензины, разные газы (попутный, нефтепереработки и др.), мазут, лигроины, авиационное топливо и много других.

Осуществление продажи нефтепродуктов лежит в компетенции вертикально-интегрированных и нефте-трейдерских компаний и розничных сетей АЗС.

Посредниками в покупке и продаже нефтепродуктов выступают биржи нефтепродуктов, обеспечивающие возможность выбора самого комфортного варианта продажи-покупки, а также расчета цены и поставки.

В зависимости от вида нефтепродукта и индивидуальных свойств вещества для их хранения и транспортировки необходимо использовать разные емкости, соблюдая при этом определенные правила и нормы по обеспечению безопасности и длительного хранения.

Главные нефтяные компании США

Американская компания Exxon Mobil Corporation — крупнейшая нефтяная компания и одна из самых крупных мировых корпораций со штаб-квартирой компании в городе Ирвинг, штат Техас.

Нынешняя компания создана в 1999 г. путем слияния крупных американских нефтяных компаний Mobil и Exxon.

Ее деятельность представляет собой нефтедобычу в разных регионах мира, в том числе в США, Канаде, на Ближнем Востоке и пр. Exxon Mobil располагает 45 НПЗ в 25 государствах и развитой сетью АЗС. Общее количество сотрудников — 82 тыс. человек. Доказанные запасы — 22,4 млрд. баррелей нефти.

Интегрированная американская энергетическая компания Chevron Corporation занимает второе место после Exxon Mobil и представляет собой одну из крупнейших мировых корпораций. Штаб-квартира находится в городе Сан-Рамон (штат Калифорния).

Компания основана в городе Пико-Каньон (штат Калифорния) в 1879 г. Chevron Corporation обладает множеством нефтеперерабатывающих заводов и обширной сетьюАЗС. 13 млрд. баррелей – доказанные запасы нефти Chevron.

Транснациональная нефтяная и химическая компания Amoco Corporation (изначально – Standard Oil Company) — одна из крупнейших нефте- и газопроизводителей в мире. Была основана в Индиане в 1889 г., а в конце 1998 г. объединилась с британской компанией «BP».

Amoco Corporation располагает глобальной сетью и насчитывает 42 тыс. сотрудников в разных государствах. Объемы продаж составляют 21,2 млрд. дол., нефтедобыча – 40 млн. тонн, 45 % из них – в США.

Читайте также:  Добыча нефти в США

Важную роль в нефтедобыче играют штаты Луизиана, Техас, Оклахома и Нью-Мексико, которые поставляют более 70% нефти. Разработка нефти ведется и на суше, и в шельфе Мексиканского залива (побережье Луизианы обеспечивает существенную долю прироста добычи за счет подводного бурения).

Главные нефтеперерабатывающие заводы

Как уже упоминалось ранее, в начале 1979 года общая мощность заводов по переработке «черного золота» достигла отметки в 358 млн. тонн в год, что приравнивалось 27 % общей мощности заводов развивающихся и капиталистических государств. Количество нефтеперерабатывающих предприятий уменьшается, но единичные мощности заводов растут. В условиях жестокой конкуренции небольшие предприятия теряют свою рентабельность и закрываются.

В число самых крупных заводов нефтеперерабатывающей отрасли входят заводы

  • «Экссон Корпорейшн» в Батон-Руж, Луизиана — 22,0 млн. т/г;
  • «Тексако инкорпо-рейтед» в Порт-Артур, Техас — 20,0 млн. т/г;
  • «Экссон Корпорейшн» в Хьюстоне, Техас — 19,7 млн. т/г;
  • «Амоко Ойл» в Тексас-Сити, Техас — 16,4 млн. т/г.

Вся нефтяная промышленность Соединенных Штатов является собственностью 10 огромнейших нефтегазовых монополий. Крупнейшая среди них – не только в США, но и во всем мире рокфеллеровская корпорация «Экссон» стоит во главе. Эта десятка монополий обладает непосредственно 60% всех мощностей соответствующих предприятий США.

Под их контролем находится значительная часть газо- и нефтедобычи небольших компаний, также они владеют газовыми и нефтяными трубопроводами, обладают собственной флотилией танкеров и точками реализации нефтепродуктов практически в каждой стране.

Основные хранилища

Резервы нефти США сосредоточены в 4-ех крупнейших подземных хранилищах. Они являют собой соленые купола, расположенные вдоль Мексиканского залива: в Мексике и в Луизиане. Подобное расположение делает транспортировку нефти и нефтепродуктов значительно проще. Кроме того, весьма удобно перекачивать нефть на большое количество предприятий по нефтепереработке за счет возможности использования танкеров.

Все хранилища имеют по несколько искусственных полостей под землей, созданных в специальных соляных куполах при помощи бурения и дальнейшего растворения соли прокачиваемой водой. Средний размер такой полости – примерно 6 м вширь и около 600 м вглубь. Объем каждой из полостей приравнивается от 6 до 37 млн. баррелей. Некоторые из них располагаются на глубине километра. Чтобы создать и оснастить эти хранилища американские власти вложили кругленькую сумму – примерно в 4 млрд. дол.

Главные нефтехранилища США – это Bryan Mound (Техас), West Hackberry (Луизиана), Big Hill (Техас), Bayou Choctaw (Луизиана).

Методы управления ценами на нефть

Резкий спад цены на нефть в текущем году остановился на показателе в 60 дол/баррель, что послужило темой для разговоров об окончании нисходящей тенденции на нефтяном рынке и вхождении цен на «черное золото» в ближайшей перспективе снова в рост.

Специалисты полагают, что рост, демонстрируемый ранее, имеет краткосрочный характер. По мнению экспертов, рынок отмечен тенденциями, которые ведут к возврату понижения стоимости нефти. По расчетам аналитиков, основные хранилища заняты на 60%, а запас американской нефти достиг своего максимума за 80 лет. Вместе с тем, сокращение числа скважин не повлияло на объем нефтедобычи – он только увеличивается.

Итог ценовых войн между Саудовской Аравией и Штатами – не ликвидность большинства проектов по добыванию сланцевой нефти, что, в свою очередь, послужило поводом для сокращения многих скважин в Штатах, так как цена нефти WTI держалась на рекордно низкой отметке.

Осложнением ситуации является тот факт, что уровень нефтедобычи не снизился, а наоборот возрос, как и запасы в нефтехранилищах, хотя и уменьшилось число буровых. На сегодняшний день ее запас – это 60% общего объема хранилищ, так что точка «насыщения» не скоро будет достигнута. Однако наметившаяся тенденция вызывает беспокойство у аналитиков.

Избыток нефти

Вышеописанная ситуация, с учетом подобных факторов роста или понижения ценна баррель нефти, способна спровоцировать глобальное падение стоимости нефти. Стоит отметить, что данная перспектива уже не за горами: в случае продолжение нефтедобычи на прежнем уровне, при этом, не понижая объем имеющейся в запасе нефти, возможен обвал цены на нефть до 30 дол. за баррель (и это не предельная черта!).

В любом случае, подобная версия развития событий весьма маловероятна, так как чересчур дешевая нефть в первую очередь не принесет выгоды США, даже при ориентировании исключительно на внутренний рынок.

Угрожать рентабельности собственных нефтяных проектов – шаг весьма странный, ведь в данном случае нефтепроизводители будут в проигрыше, а выиграют только государства с развивающейся экономикой, которым выгодна невысокая барреля нефти.

В соответствии с выдержками из доклада Всемирного банка, дающего оценку ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, можно сделать следующий вывод – эксперты полагают, что в ближайшем будущем рост стоимости на «черное золото» не предвидится.

2015 год, как и предполагалось, станет годом низкой стоимости нефти, а 2016 год добавит только незначительное повышения. Подобное обстоятельство угрожает разведке и освоению новых сланцевых месторождений и нефтедобыче на морском шельфе.

Мнение Всемирного банка сводится к тому, что стоимость нефти в значительной мере подвержена влиянию изменений политики ОПЕК и росту курса доллара. Авторы доклада делают акцент на том, что низкая стоимость нефти превратится в серьезный вызов крупным государствам-экспортерам нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, они окажут благотворное влияние на всемирную экономику. Так, например, падение цен на нефть в пределах на 30% обещает на 0,5% дополнительного прироста мирового ВВП.

Как США вытесняет конкурентов с нефтяного рынка: исследование Bloomberg.

Американские нефтедобытчики вышли на такой уровень рентабельности, при котором смогут продолжать окупаемую добычу при падении цен до $30 за баррель. Семь новых нефтепроводов в Техасе позволят им увеличить экспорт.

Разведанные запасы нефти в Соединенных Штатах увеличились 4,85 млн баррелей на и достигли 447 млн баррелей, подсчитали в Управлении энергетической информации (EIA) США. Этот результат превзошел прогнозы аналитиков: те рассчитывали на прирост запасов в 3,45 млн баррелей.

Большая часть этих запасов относится к одному региону — гигантскому Пермскому бассейну, который расположен в штатах Нью-Мексико и Техас на юге страны. Там находятся колоссальные запасы трудноизвлекаемой сланцевой нефти. Долгое время тем не добывали нефть из-за сложности и дороговизны процесса: было намного проще купить дешевую нефть у России, Саудовской Аравии или Норвегии. Но ситуация изменилась.

Чем вызван прорыв американских нефтяников

За последние десять лет американские нефтяники пробурили 114 тысяч скважин на территории Пермского нефтеносного бассейна, следует из большого исследования Bloomberg. Американское издание выяснило: прогресс нефтедобывающей отрасли привел к тому, что значительная часть этих скважин будет прибыльна даже при цене в $30 за баррель. Сейчас баррель техасского сорта WTI стоит $54.

В начале двухтысячных Пермский бассейн развивался очень вяло из-за нерентабельности производства. В отличие от Саудовской Аравии или России, где большую часть нефти добывают государственные компании, американский нефтяной рынок целиком контролирует частный бизнес. Предприниматели не будут вкладываться в разработку месторождений, если это не принесет им прибыль.

Из-за этого у США осталось очень много недобытой нефти. Экономический смысл выкачивать ее из Пермского бассейна появился только сейчас — когда технологии сланцевой добычи позволили сильно удешевить процесс.

Семь нефтепроводов за два года.

Только в следующем году американские поставщики увеличат свой экспорт на 2 млн баррелей в день. Возможности добычи позволяют сделать это прямо сегодня; все упирается в ситуацию с транспортом. На данный момент все нефтепроводы, доставляющие нефть с месторождений в глубине Техаса на нефтеперерабатывающие заводы и к танкерам у побережья Мексиканского залива, заполнены на 100%. Поэтому в следующие два года заработают семь новых трубопроводов.

Первыми откроются Cactus II, Enterprise, EPIC и Grey Oak суммарной мощностью в 2,67 млн баррелей в сутки. Все они заработают в 2019 году. Следом в строй введут Exxon/PAA JV, Jupiter и Permian-Gulf Coast. Их совокупная пропускная способность превысит 2 млн баррелей в сутки. Таким образом, к концу 2022 года США получат возможность увеличить экспорт нефти более чем на 4,6 млн баррелей в день.

В Хьюстоне, нефтяной столице Соединенных Штатов, местные бизнесмены описывают ситуацию словами «цунами» и «потоп библейского масштаба». «Объем [будущей] экономически обоснованной добычи нефти в Пермском бассейне поражает, — цитирует Bloomberg финансового директора нефтяной компании Chevron Патрисию Яррингтон. — Четыре-пять лет назад мы прикидывали, какой должна быть цена барреля, чтобы добыча нефти в этом регионе приносила прибыль. Оказалось, что мы закладывали намного более высокую цену, чем получилось в действительности».

Прогнозы не оправдались. Они были слишком осторожными.

Несколько месяцев назад аналитики были уверены, что к середине 2019 года нефтедобыча в Пермском бассейне перестанет расти. Эксперты говорили о так называемом «выходе на плато». Так характеризуют высокий и при этом неизменный уровень какого-либо показателя. Иными словами, американские компании не должны были наращивать производство еще сильнее.

Выход на плато прогнозировался на август. Вместо этого в августе американские компании зафиксировали самый большой прирост добычи за год за 98-летнюю историю наблюдений. За один месяц техасские компании увеличили добычу на 3 млн баррелей в сутки. Для сравнения, столько нефти за день добывает Кувейт — страна, экономическое благополучие которой полностью построено на экспорте нефти.

Общая добыча нефти в США достигла 15,9 млн баррелей в день — больше чем у России и Саудовской Аравии.

У индустрии все еще есть «бутылочное горлышко» — то есть отрасль, недоразвитость которой тормозит добычу. Это транспортировка нефти потребителям. Однако бурное строительство трубопроводов и готовность отправлять сырье по железной дороге практически устраняет этот эффект.

«Полгода назад рынок думал, что «бутылочное горлышко» [окончательно] исчезнет в первом квартале 2022 года. Теперь мы говорим о третьем квартале 2019 года», — заявил консультант по вопросам нефти хьюстонской компании Wood Mckenzie Ltd Джон Коулмэн. «Соперничество техасских нефтедобытчиков вспыхнет с новой силой во второй половине 2019 года, — подтвердил глава нефтетрейдингового подразделения Trafigura Group Кори Пролого. — Трубопроводы заполнятся нефтью очень быстро».

Инвесторы могут заработать на сланцевом буме в США, если инвестируют в американские нефтяные компании. Консенсус-прогноз, подготовленный сервисом Refinitiv, предсказывает рост котировок таких добытчиков. В частности, через год акции Chevron могут подорожать на 23,3%, акции ConocoPhillips — на 25,9%, а Phillips66 — на 37,3%. Профильные аналитики рекомендуют покупать бумаги всех перечисленных компаний.

Проблемы для ОПЕК и России.

За все 60 лет, что существует Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК, она не сталкивалась со столь острой проблемой, утверждает Bloomberg. Долгие годы ОПЕК и Россия могли контролировать баланс сил на нефтяном рынке за счет возможных сокращений или увеличений добычи в своих странах. Если стоимость уходила вниз, добычу наращивали; если нефть дорожала — сокращали. Это позволяло гарантировать доходы стран-экспортеров. Пока на рынке не появились США.

Ближайшая встреча стран ОПЕК и их союзников, в числе которых есть Россия, пройдет в Вене 6 декабря. Если на этой встрече государства-экспортеры примут решение сократить добычу, то американская нефть из Пермского бассейна быстро займет освободившееся место на рынке. Таким образом США увеличат долю рынка и снизят доходы конкурентов.

Если же ОПЕК и Россия сохранят добычу на прежнем уровне, то стоимость барреля упадет еще сильнее. Экспортеры не могут себе этого позволить: бюджет Саудовской Аравии и России слишком сильно зависит от нефтяных доходов. Причем для исполнения бюджетов этим странам нужна куда более высокая стоимость, чем приемлемый для США ценник в $30 за баррель.

Становление трубопроводного транспорта США Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов А.И., Никишин А.А., Мастобаев Б.Н.

В работе рассмотрены первые проекты трубопроводного транспорта в США. Показаны начальные этапы использования трубопроводов в качестве альтернативного вида транспорта добываемой нефти в штате Пенсильвания.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов А.И., Никишин А.А., Мастобаев Б.Н.

FORMATION OF PIPELINE TRANSPORTATION IN THE USA

The first drafts of the pipeline transport in the United States are considered in this work. The initial stages of the pipelines used as an alternative mode of transport oil produced in the state of Pennsylvania are shown.

Текст научной работы на тему «Становление трубопроводного транспорта США»

СТАНОВЛЕНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА США

А.И. ИВАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа А.А. НИКИШИН, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет. (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Ivanov_ai@inbox.ru

В работе рассмотрены первые проекты трубопроводного транспорта в США. Показаны начальные этапы использования трубопроводов в качестве альтернативного вида транспорта добываемой нефти в штате Пенсильвания.

Ключевые слова: нефть, трубопровод, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт

Читайте также:  Нефтепереработка и сбыт в США

Впервые идея транспорта нефти с помощью трубопроводов возникла у Сэмюеля Дункана Карнса в ноябре 1860 года, когда ему было 17 лет. Карнс предложил соорудить деревянный трубопровод диаметром 6 дюймов (15,24 см) для доставки нефти от скважины в Бернинг Спрингс (Западная Вирджиния, США) до нефтеперерабатывающего завода в Паркерсберг (район реки Огайо, Западная Вирджиния, США). Скважина была пробурена братьями Разбон в 1840-х годах (рис. 1).

Трубопровод должен был иметь длину 36 миль (58 км) и как минимум один переход через реку, а также несколько пересечений ручьев и оврагов. Такая трасса была выбрана для обеспечения самотечного режима движения нефти.

Отец Сэмюеля Карнса был категорическим противником его идеи и считал его замысел безрассудством. Сам же трубопровод так и не был сооружен: Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 году, расставила свои приоритеты.

В июле-августе 1861 года Эванс Шиппен выдвинул предложение по созданию трубопровода от Ойл-Крик (рис. 2) до Ойл Сити (США, штат Пенсильвания) протяженностью 10 км.

Основанием послужила опасность транспортировки добываемой нефти существующими способами – сплавом в бочках по ручьям на плотах (рис. 3) и доставкой бочек с помощью лошадиных упряжей по разбитым дорогам (рис. 4).

По расчетам Шиппена, затраты на покупку самих труб и их укладку должны были составить 16 000 долларов.

Идея о сооружении трубопровода была воспринята владельцами скважин в Ойл-Крик, без энтузиазма, несмотря на то что все увеличивающиеся объемы добычи на месторождении подводили к вопросу расширения транспортной инфраструктуры.

Следующей стала попытка заинтересовать знакомых капиталистов из Филадельфии. Многие из них могли полностью профинансировать проект из собственных средств, но Шиппен сделал акцент на трубопроводные компании, главным доводом при этом стала возможность получить прибыль используя собственные производственные мощности.

| Рис. 1. Схема штата Пенсильвания, в котором проектировался первый нефтепровод. Заштрихованная область показывает район проектирования

I Рис. 2. Добыча нефти на месторождении «Ойл-Крик», США, 1863 год

| Рис. 3. Подготовка бочек к транспортировке сплавом по реке

Жители штата Филадельфия были далеки от первых нефтяных месторождений США и не видели перспектив в «нефтяной лихорадке», считая убежденных в идее нефтедобычи сумасшедшими.

После множества попыток один из друзей Эванса Шиппена, Таунсенд Вэлер, сказал ему: «Я думаю, ты сошел с ума из-за всей этой нефти». Это на время приостановило деятельность Шиппена.

Следующая попытка воплотить в жизнь проект трубопроводного транспорта была осуществлена Химаном Джейнсом в ноябре 1861 года в ходе собрания добывающих компаний месторождения «Тарр Фарм» (Ойл-Крик, Пенсильвания, США). Джейнс инвестировал значительные средства в восточную часть месторождения и хотел обеспечить оперативную, экономически выгодную и безопасную доставку добытых ресурсов на 10 км на юг – в Ойл-Сити. Проект заключался в прокладке деревянного 100-мм трубопровода вдоль русла ручья. Движение нефти по трубопроводу должно было происходить самотеком, чему должен был способствовать перепад высот в 18,5 м.

На проект Джейнса было дано разрешение одного из собственников месторождения, Колонела Кларка. Условия были оговорены, но контракт так и не был подписан из-за огромного, исчислявшегося тысячами, числа протестов перевозчиков нефти, которые опасались, что сооружение трубопровода повлечет за собой значительный спад спроса на их услуги, и они останутся без средств к существованию. Даже не состоявшись, проект отметился как первый случай попытки официальной регистрации разрешения на прокладку трубопровода.

Впервые разрешение на прокладку трубопровода в Пенсильвании получила компания «Ойл Крик Транспорт Компани» год спустя, в 1862 году. Первые же попытки уложить трубопровод показали, что технологии в начале 1860-х недостаточны для выполнения поставленной задачи. Кроме того, сооружаемые трубопроводы намеренно повреждали владельцы водного и гужевого транспорта, делая эксплуатацию невозможной.

В 1860-е годы наиболее часто для сооружения трубопроводов применялось дерево. Деревянные трубопроводы служили для водоснабжения фермерских и сельских хозяйств. Упоминается использование в 1821 году деревянных труб для снабжения потребителей газа рядом с месторождением «Канадавей Крик» (Нью-Йорк, США). Для производства соли также применялись деревянные трубы (рис. 5).

| Рис. 4. Подготовка бочек к транспортировке гужевым транспортом

Для транспорта по месторождениям использовались желоба из дерева. Одном из примеров является применение конструкции для доставки добытой нефти в резервуар (рис. 6). Металл использовался, но реже. В основном трубопроводы из железа, свинца и олова строили в городах и заводских районах.

| Рис. 5. Использование выработанных изнутри, полых стволов деревьев для транспорта соляного раствора, 1880-е годы (Сиракьюс, Нью-Йорк, США)

| Рис. 6. Заполнение резервуара для нефти посредством V-образной конструкции из дерева. Соединялись детали гвоздями. Июль 1862 года (Ойл-Крик, Пенсильвания, США)

| Рис. 7. Месторождение «Питол», Пенсильвания, США

| Рис. 8. Сэмюель Ван Сайкл

Первые нефтяные месторождения США располагались в непосредственной близости к водным и существующим сухопутным транспортным путям. Острая потребность во внедрении трубопроводного транспорта возникла лишь при открытии и эксплуатации удаленных месторождений нефти, таких как «Питол», открытое в 1865 году (рис. 7). Автором проекта стал Сэмюель Ван Сайкл (рис. 8).

Длина трубопровода составляла 8 км, диаметр – 50 мм. Трубопровод был сооружен из кованых железных труб длиной 4,5 м каждая. Трасса трубопровода проходила по холмистой местности с перепадом высот около 120 м от юго-восточной части месторождения «Питол» до железнодорожной станции Миллер Фарм на западе Ойл-Крик. На станции производился налив груза в железнодорожные цистерны. Половину всего пути составлял спуск с одного из хребтов. Каждая труба была проверена на работу под давлением. Трубы сваривались внахлест.

Работу по разработке метода укладки и подбору насосного оборудования проводил Уильям Сноу – инженер из компании Сайкла. Часть трубопровода была уложена на глубину 0,6 м, остальная же часть располагалась наземно.

В проекте было использовано три паровых насоса компании «Рид энд Когсвелл» (рис. 9), два из которых были установлены на самом месторождении и еще один на небольшом удалении от первой группы.

Запуск трубопровода датируется 10 октября 1865 года. Производительность трубопровода составляла 13 м3 в час. В день на станцию в Ойл-Крик поступало около 310 м3 добытой нефти, что потребовало сооружения новых емкостей хранения. Позднее был установлен еще один насос на пересечении с ручьем Чери Ран, на юго-запад от Питола, что повысило производительность трубопровода на 25%, до 400 м3 в сутки. Технические проблемы были незначительны и легко устранялись. Настоящей проблемой были многочисленные попытки владельцев других видов транспорта повредить трубопровод. Для его сохранности даже была нанята охрана, которая работала до тех пор, пока буйство не закончилось.

Это был первый в мире успешно состоявшийся проект сооружения трубопровода, в котором было учтено все: протяженность, рельеф, выбор требуемых насосов, производительность. Проект Сэмюеля Сайкла произвел революцию в транспортировке нефти и стал сигналом к окончанию монополий местных транспортировщиков нефти, а также к сооружению новых трубопроводов, стремительно прокладываемых по существующим месторождениям молодыми компаниями.

Воодушевленный собственным успехом, Сэмюель Сайкл проложил еще один трубопровод, практически параллельно первому, но в Мередите – поселении на западном берегу Ойл-Крик. Второй трубопровод начал свою работу 8 декабря 1865 года.

По трассе нефтепровода был установлен телеграф, как это делалось вдоль железных дорог. Телеграф использовался для координирования транспортных потоков, когда транспорт нефти осуществлялся с разных месторождений, а также для передачи данных о повреждениях и неисправностях трубопровода.

Первые проекты трубопроводов ставили перед инженерами практически невыполнимые задачи. За пять лет, начиная с 1860 года, идея о создании трубопровода для транспорта нефти выросла из предложения 17-летнего юноши до состоявшегося проекта, положившего начало новой эры и ставшего точкой отсчета для множества компаний в США и во всем мире.

| Рис. 9. Паровой насос компании «Рид энд Когсвелл»

1. A History of Oil. Available at: http://historyofoil.typepad.com/

2. Giddens, Paul H., 1938, The Birth of the Oil Industry, The Macmillan Company, 216 pp.

3. McLaurin, JohnJ., 1896, SketchesinCrude-Oil, J. HoraceMcFarlandCompany, 406 pp.

4. Oil & Gas Journal and Oil City Derrick, 1934, The Petroleum Industry 1859-1934, 268 pp.

5. Oil and Natural Gas History, Education Resources, Museum News, Exhibits and Events. Available at: http://aoghs.org/

6. PA History. Available at: http://explorepahistory.com/

7. Tait, Samuel W. Jr., 1946, The Wildcatter, Princeton University Press, 218 pp.

FORMATION OF PIPELINE TRANSPORTATION IN THE USA

IVANOV A.I., Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof., Department of Transport and Storage of Oil and Gas

NIKISHIN A.A., pos-tgraduate student of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

MASTOBAEV B.N., Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan,

The first drafts of the pipeline transport in the United States are considered in this work. The initial stages of the pipelines used as an alternative mode of transport oil produced in the state of Pennsylvania are shown.

Keywords: oil, pipeline, pipeline transportation, railway transportation. REFERENCES

1. A History of Oil. Available at: http://historyofoil.typepad.com/

2. Giddens, Paul H. The Birth of the Oil Industry. The Macmillan Company Publ., 1938. 216 p.

3. Mc Laurin, John J. Sketches in Crude-Oil. J. Horace Mc Farland Company Publ., 1896. 406 p.

4. The Petroleum Industry 1859-1934. Oil & Gas Journal and Oil City Derrick Publ., 1934. 268 p.

5. Oil and Natural Gas History, Education Resources, Museum News, Exhibits and Events. Available at: http://aoghs.org/

6. PA History. Available at: http://explorepahistory.com/

7. Tait, Samuel W. Jr. The Wildcatter. Princeton University Press Publ., 1946. 218 p.

Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути

Нефть — самый продаваемый ресурс в мире. Нефть — это инструмент политического и экономического влияния. Нефть — это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину — в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка фьючерсных контрактов, на NYMEX — порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки — главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли — Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Читайте также:  Юридическое образование в США

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта — вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» — единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в уже 50 млн пудов, а в 208 млн пудов.

657 тыс. тонн — грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно — пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн — в годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму — так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии — это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого — использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода — до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод — это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку —50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того — влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» — свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы — поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Первый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен — Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км — не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире — он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье — Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала — на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти — Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон — WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals — смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти — Arctic Oil (ARCO).

Ссылка на основную публикацию