Зарплата учителей: сколько зарабатывают в школах Москвы и регионов
Согласно официальной статистике средняя зарплата учителей в России составляет 38 419 рублей. Однако сами специалисты заявляют, что их доходы редко превышают планку в 20 тысяч рублей. Согласно опросу Общероссийского народного фронта (ОНФ) треть педагогов не знают, из чего складывается их зарплата. Наша редакция провела исследование и выяснила, из чего складывается зарплата учителей и будет ли её повышение в 2019 году.
Из чего складывается зарплата учителя в России
В декабре 2008 года в стране приняли новую систему оплаты труда (НСОТ). Она заменила действующую до этого единую тарифную сетку (ЕТС). Теперь зарплата преподавателя складывается из трёх частей:
- Оклад. Рассчитывается исходя из рабочих часов сотрудников.
- Компенсационные выплаты. Сюда входит классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, добавки за количество учащихся, категорию и нагрузку учителя.
- Стимулирующие выплаты. Направлены на улучшение качества преподавания. В категорию входит количество учеников победивших или занявших почётное место на олимпиаде вне школы, высокие показатели на ЕГЭ, своевременное ведение документации. В некоторых учебных учреждениях учитывается отсутствие жалоб от коллег и родителей, а также сокращение или отсутствие учеников на учёте (КДН и ЗП).
Компенсационные выплаты рассчитываются в процентах, например, учитель первой категории к окладу получает дополнительные 15 %. Каждый пункт стимулирующей выплаты имеет своё количество баллов, назначенное руководством школы. Для определения ценности одного балла в конце отчётного периода фонд выплат делят на общее количество заработанных преподавателями баллов. На основании этих расчётов поощряют сотрудников.
Сколько получают учителя в России = оклад × (1+ коэффициенты компенсационных выплат) + стимулирующие выплаты.
Педагоги коррекционных школ и школ-интернатов получают дополнительные надбавки, зависящие от решения органов местного самоуправления. В частных учебных учреждениях заработная плата начисляется по двум схемам: почасовая оплата труда и оклад. К базовым расценкам добавляют компенсации за классное руководство.
Сколько зарабатывают учителя в России
За 2019 год статистики по доходам преподавателей ещё нет. Однако для представления общей картины приводим данные федеральной службы государственной статистики о средней заработной плате по регионам.
Регион | Средняя заработная плата учителя |
Российская Федерация | 38 419 |
Центральный федеральный округ | 53 798 |
Белгородская область | 27 983 |
Брянская область | 23 942 |
Владимирская область | 28 641 |
Воронежская область | 27 544 |
Ивановская область | 22 809 |
Калужская область | 32 640 |
Костромская область | 24 417 |
Курская область | 25 976 |
Липецкая область | 27 178 |
Московская область | 54 585 |
Орловская область | 24 057 |
Рязанская область | 27 820 |
Смоленская область | 25 948 |
Тамбовская область | 23 998 |
Тверская область | 26 774 |
Тульская область | 30 372 |
Ярославская область | 29 663 |
г.Москва | 92 944 |
Северо-Западный федеральный округ | 43 109 |
Республика Карелия | 34 413 |
Республика Коми | 44 759 |
Архангельская область | 40 753 |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | 79 396 |
Архангельская область без авт. округа | 38 394 |
Вологодская область | 31 521 |
Калининградская область | 30 983 |
Ленинградская область | 42 756 |
Мурманская область | 50 662 |
Новгородская область | 28 259 |
Псковская область | 24 633 |
г.Санкт-Петербург | 53 389 |
Южный федеральный округ | 28 089 |
Республика Адыгея | 23 914 |
Республика Калмыкия | 23 495 |
Республика Крым | 29 099 |
Краснодарский край | 30 046 |
Астраханская область | 27 707 |
Волгоградская область | 26 767 |
Ростовская область | 26 939 |
г. Севастополь | 31 018 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 22 199 |
Республика Дагестан | 20 959 |
Республика Ингушетия | 21 646 |
Кабардино-Балкарская Республика | 21 612 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21 735 |
Республика Северная Осетия — Алания | 21 943 |
Чеченская Республика | 22 609 |
Ставропольский край | 24 866 |
Приволжский федеральный округ | 28 666 |
Республика Башкортостан | 29 999 |
Республика Марий Эл | 23 530 |
Республика Мордовия | 23 479 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 32 349 |
Удмуртская Республика | 28 438 |
Чувашская Республика — Чувашия | 24 357 |
Пермский край | 30 353 |
Кировская область | 24 789 |
Нижегородская область | 30 381 |
Оренбургская область | 28 064 |
Пензенская область | 26 526 |
Самарская область | 30 321 |
Саратовская область | 24 558 |
Ульяновская область | 26 494 |
Уральский федеральный округ | 41 954 |
Курганская область | 24 827 |
Свердловская область | 34 393 |
Тюменская область | 62 051 |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 63 912 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 90 623 |
Тюменская область без авт. округов | 43 894 |
Челябинская область | 31 908 |
Сибирский федеральный округ | 32 828 |
Республика Алтай | 26 492 |
Республика Тыва | 30 725 |
Республика Хакасия | 31 858 |
Алтайский край | 23 187 |
Красноярский край | 40 568 |
Иркутская область | 36 920 |
Кемеровская область | 31 787 |
Новосибирская область | 32 175 |
Омская область | 28 742 |
Томская область | 36 336 |
Дальневосточный федеральный округ | 46 300 |
Республика Бурятия | 32 761 |
Республика Саха (Якутия) | 62 264 |
Забайкальский край | 33 576 |
Камчатский край | 68 154 |
Приморский край | 38 369 |
Хабаровский край | 41 948 |
Амурская область | 37 455 |
Магаданская область | 70 459 |
Сахалинская область | 71 104 |
Еврейская автономная область | 36 273 |
Чукотский автономный округ | 93 147 |
Средняя зарплата учителя: в чём подвох
Изменения в законодательстве были нацелены на увеличение доходов преподавателей. Предполагалось, что школьное руководство будет самостоятельно управлять фондом оплаты труда, выделяя премии самым опытным и умелым работникам. На деле вышло иначе — зарплата администрации увеличилась на 50 %, а учителей снизилась на 30 %. Это получилось из-за нежелания руководства распределять компенсационные выплаты и непонимание педагогов, за что начисляются стимулирующие надбавки.
В таблицу с официальными данными попадает информация о всех работниках школы. То есть суммируется зарплата директора, его заместителей с доходами рядовых учителей и обслуживающего персонала. В итоге цифры получаются сильно завышенными. На практике обычный преподаватель получает в два раза меньше заявленного.
Минимальная зарплата учителя в России
Давайте сначала обратимся к официальной минимальной заработной плате, на которую может рассчитывать любой, даже начинающий преподаватель. Для примера определим доход молодого специалиста в Красноярске.
Отрабатывая каждую неделю по 18 часов преподаватель без стажа и степени получает оклад 3933 рубля. К этой цифре добавляются повышающие коэффициенты за работу с родителями, подготовку к урокам, проверку письменных работ и прочее — получается 5726,45 рублей. Так как школа находится в Красноярске к зарплате добавляется северный коэффициент. В итоге доход молодого учителя начинается от 7971,22 рублей, за вычетом подоходного налога 13 %.
В Москве, если преподаватель в неделю занят 18 часов и в среднем в классе 25 учеников, оклад равен 41 580 рублей. К этой сумме добавляются компенсационные выплаты за проверку тетрадей и другие неаудиторные занятия, это ещё 8316 рублей. В итоге минимальная заработная плата преподавателя — 49 896 рублей.
Средняя зарплата учителя частной школы
Доходы преподавателей частных учебных учреждений начисляются по другим условиям. Здесь делается большой упор на качество образования, а не на бумажную работу. Так в Москве минимальная заработная плата учителя начинается от 35 тысяч рублей. При этом все обязанности специалисты сводятся лишь к проверке тетрадей, заполнению классного журнала и тем для будущих занятий. Если сотрудник согласен работать по времени, тогда каждый час оплачивается примерно 300–350 рублей.
В регионах расценки отличаются от предложенных в столице. Учитель начальных классов в частной школе в Ульяновске зарабатывает около 20 тысяч рублей. При этом количество затраченных усилий намного меньше, чем у коллег в муниципальных учреждениях.
Сколько зарабатывает учитель за рубежом
В странах бывшего Советского Союза начисление заработной платы преподавателям происходит по той же схеме, что и в России. Различаются только расценки. По официальным данным республики Казахстан минимальный доход учителя без классного руководства и категорий всего 11 тысяч рублей. Но с дополнительной нагрузкой — проверкой тетрадей, заведование кабинетом и прочее — 17 тысяч рублей. В частных школах учителя получают в среднем 32 тысячи рублей.
Преподавателям Германии разрешено одновременно вести несколько предметов из разных областей. Зарплаты колеблются от трёх до пяти тысяч евро — всё зависит от стажа и места работы. Например, учитель начальных классов в Рейн-Вестфалии получает каждый месяц 3500 евро (260 тысяч рублей). А специалист по истории в Баварии, со стажем преподавания 20 лет, зарабатывает 4000 евро (295 тысяч рублей).
В США доход учителя сильно зависит от штата, где расположена школа. Средняя зарплата в Калифорнии —7500$, а в Южной Дакоте 3200$. При этом тут также есть надбавки за внешкольные занятия, влияет уровень образования и результаты профессиональных тестов. С увеличением стажа преподавания растёт заработная плата. Максимальный доход, на который может рассчитывать специалист — 12 500$ (820 тысяч рублей).
Средняя зарплата педагогов-предметников: сходства и отличия
Хотя базовая ставка у всех учителей одинаковая, реальная зарплата отличается. На это влияет количество часов, возможность заниматься репетиторством и дополнительные обязанности.
Сколько зарабатывает учитель математики
Преподаватели математики имеют больше всего учебных часов, поэтому их зарплаты значительно выше, чем у коллег. К самим рабочим часам добавляется время, затраченное на проверку тетрадей учащихся. В итоге на одной ставке педагог в регионах зарабатывает около 20 тысяч рублей. В эту сумму не входит классное руководство и другие обязанности.
Дополнительным источником дохода для учителя является репетиторство. На него каждую неделю можно уделять 4-10 часов. Ставка зависит от популярности и количества учащихся. В регионах максимальные расценки колеблются в районе 700 рублей/час. В Москве эта сумма увеличивается в несколько раз.
Средняя зарплата преподавателя английского языка
Учителя иностранных языков обычно получают меньше часов, поэтому их зарплаты намного ниже, чем у коллег. Но при этом у них больше возможностей для репетиторства. По словам некоторых педагогов, школа для них больше рекламная площадка для поиска клиентов. В то же время из-за бумажных работ не каждый учитель способен принимать учеников вне школы.
В итоге учитель английского языка, с учётом репетиторства в регионах может получать не больше 27 тысяч рублей. В Москве же многие педагоги при полной загруженности зарабатывают больше 100 тысяч рублей.
Средняя зарплата учителя физкультуры
В общеобразовательных школах преподаватель физической культуры в регионах получает за одну ставку 11 тысяч рублей. Поэтому часто специалисты работают на две ставки. Помимо оклада системой предусмотрены бонусы за организацию и проведение спортивных мероприятий. Активному педагогу в месяц могут доплатить от 3 до 15 тысяч рублей. В итоге средняя зарплата по России составляет около 20 тысяч рублей.
Ситуация кардинально меняется в Москве. Тут физрук начинается от 70 тысяч рублей. Никакая подработка для педагогов этой дисциплины не предусмотрена.
Повышение зарплаты учителям в 2019 году
Последний раз доходы педагогов повышались в 2018 году: в зависимости от регионов индексация составила от 2,7 до 7,6 %. В 2019 году в планах правительства увеличить зарплату преподавателей ещё на 5,5 %. По словам чиновников, учитель не должен получать меньше 11 280 рублей.
По-прежнему основную часть платы специалистам составляют компенсационные и стимулирующие выплаты. Однако ещё в 2016 году глава Минобрнауки России Ольга Васильева говорила о подготовке проекта, чтобы основной оклад составлял 70 % от зарплаты. 31 января 2018 года президент напомнил чиновнику о том, что важно следить за доходами учителей в регионах:
«Я вас прошу всё-таки отслеживать, что происходит в каждом субъекте Российской Федерации. Зарплата учителей не должна опускаться ниже, чем в среднем по экономике в регионах» — В.В. Путин.
На 2019 год зарплаты учителей сильно разнятся в зависимости от региона, города и профессии. Большинству специалистов, чтобы сводить концы с концами, приходится брать дополнительную подработку. Когда именно планы правительства об увеличении доходов педагогов воплотятся в жизни — неизвестно.
Повышение зарплаты учителям в 2022 году в России
14 июня 2019 года Президент России подписал Указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы…». Он касается прерогативных направлений в области совершенствования оплаты труда госслужащих гражданских структур на 2022-2022 год. Последние новости от финансовых аналитиков сообщают, что это означает и повышение зарплаты учителям в России.
Общий обзор
После того как миновало некоторое время после подписания «майских указов» Президента Российской Федерации, Правительство России было вынуждено признать проблемы с их реализацией. Сложившееся положение показало, что существенных изменений в образовательной и медицинской сфере не наступило, несмотря на некоторые документы, направленные на повышение зарплаты учителям и медикам, работникам социальной сферы.
Последние новости СМИ посвящены мерам правительства, направленным на поэтапное и последовательное улучшение создавшейся ситуации. Начиная с 2019 года предусматриваются денежные взносы для финансовой поддержки (со 120 млрд руб. в 2022 году до 134 млрд руб. в 2022), в то время как в минувшем году эта сумма составила только 109 млрд руб.
Поэтапное повышение зарплаты учителям означает, что в России первыми ощутят на себе действие указа следующие категории:
- педагоги разных уровней и специальностей, работающие в школах;
- преподаватели государственных высших и средних учебных заведений;
- работники специализированных интернатов для детей-сирот;
- те, кто трудятся в школах с профессиональным уклоном.
Последние новости сообщают, что наиболее весомые прибавки ожидают преподавателей вузов – их оклад планируется сделать в размере не менее двух средних зарплат по региону проживания.
Правительство России намерено увеличить заработные платы технического персонала. Это касается тех, чей должностной оклад сейчас равняется региональному МРОТ. С мая 2022 года их заработок должен достигать уровня среднемесячной зарплаты по региону.
Что происходит с зарплатами
Необходимость в принятии дополнительных мер по обеспечению изменений в системе оплаты труда гражданских служащих созрела после того, как было признаны проблемы с реализацией «майских указов», принятых еще несколько лет назад. Поэтому законодатели намерены в 2022 году пересмотреть не только уровень учительской зарплаты в России, но и критерии ее начисления, и закрепить все это внесением изменений в действующие законы.
Последние новости акцентируют внимание на некоторых моментах, выявленных на последних парламентских слушаниях. В некоторых районах недостаточный уровень учительской зарплаты вызван плачевным состоянием местного бюджета, которого едва хватает на базовые выплаты.
Несмотря на существующее распоряжение о том, что зарплаты учителям не могут быть ниже 70 % от среднестатистического показателя по субъекту Федерации или территориальному объединению, они иногда намного ниже установленного минимума. В этом смысле наиболее благополучной считается ситуация в Москве и Санкт-Петербурге.
В Московской области ожидается повышение зарплаты учителям на 15 % по сравнению с аналогичными показателями ушедшего года. Отмечается хорошее материальное положение педагогов во Владимирской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе.
Самыми низкими в России остаются должностные оклады на Северном Кавказе, в Дагестане и Ингушетии.
Новости из Госдумы
Последние новости из Государственной Думы сообщают о рассмотрении нового законопроекта. В конце 2019 года он прошел в первом чтении, был направлен на анализ на предмет соответствия правовым нормам и в трехстороннюю комиссию по урегулированию отношений в социально-трудовой сфере.
Чтобы в 2022 году благие намерения авторов законопроекта увенчались успехом, необходимо изменение норм ТК РФ, определяющих порядок оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Потребуется и еще одно изменение, на которое указало правовое управление – внесение точного и законодательно закрепленного определения понятия базовой месячной ставки. Если это будет проделано достаточно быстро, долгожданный законопроект о повышении будет снова рассмотрен в первом квартале 2022 года.
Реальное увеличение с января
Последние новости в России сообщают о многочисленных изменениях в законодательстве, отрадных и не очень, вступающих в действие с 1 января 2022 года. В конце 2019 года был принят бюджет Российской Федерации на 2022 год. В нем предусмотрены многочисленные индексации:
- пенсий различным категориям граждан;
- окладов военных и силовиков
- з/п, работников образовательной сферы.
В наступившем году педагогам будет проиндексирована зарплата, в наступившем году – на 5,5 %, а в 2022 – на 6,8 %.
Порядок формирования выплат останется прежним. Сумма будет состоять из базового оклада, который определяется несколькими критериями, стимулирующих выплат (они могут выплачиваться регулярно или с определенной периодичностью) и компенсирующих выплат за объем работ, не входящий в должностные обязанности.
Два последних обстоятельства оставляют возможность повышения зарплаты путем получения дополнительных знаний, увеличения стажа или новых обязанностей.
Профсоюзы работников образования внесли предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Их суть вкратце составляет требование установить долю оклада в размере не менее 70 %.
В работе трехсторонней комиссии работники профсоюза согласились на рассмотрение проекта, только при условии, что законодатели уточнят формулу и принципы оплаты труда, их строгую зависимость от объективных критериев.
После индексации зарплату учителям будут устанавливать в зависимости от стажа, уровня профессиональной подготовки, занятости. Возможно, после выполнения требований профсоюзов законодателями появятся и другие основания для пересчета и повышения, кроме предполагаемого увеличения базовой части.
Масштабные изменения
Правительство России и Министерство образования всерьез обеспокоены сложившимся положением – утратой престижности некогда уважаемой профессии, уходом ценных кадров и молодых специалистов в другие отрасли или в предпринимательство.
Масштабная реорганизация сделает более определенными туманные перспективы карьерного роста – сотрудников учебных заведений будут классифицировать во всех территориальных образованиях по системе, прошедшей успешную апробацию в пилотных регионах.
Это потребует законодательно закрепленных изменений в Трудовом кодексе, методических указаний по внедрению. Для успеха новых начинаний потребуется формирование увеличенных фондов оплаты труда.
Оставаясь в прежних рамках, закономерное повышение рейтинга, должности и зарплаты более квалифицированного сотрудника будет означать понижение у других работников образовательной сферы.
Не окладом единым: в России захотели выравнять зарплаты учителей
Зарплаты российских учителей следует привести к единому знаменателю, для чего необходимо создать общую для всей страны систему оплаты их труда. С просьбой проработать этот вопрос в рамках нацпроекта «Образование» к правительству обратится Совет Федерации, сообщили «Известиям» в комитете СФ по науке, образованию и культуре. Реализация проекта, по оценкам сенаторов, может занять около года. Представители профессионального сообщества поддержали идею и выразили мнение, что зарплата педагогов должна быть в два раза больше минимального размера оплаты труда или не меньше двух прожиточных минимумов в регионе.
Год на разработку
О том, что в Совфеде обсуждают вопрос об установлении единой отраслевой системы оплаты труда в образовании, «Известиям» сообщил зампред комитета по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов. По словам сенатора, одна из основных проблем, волнующих сегодня педагогическое сообщество, — отсутствие на федеральном уровне единой нормативно-правовой базы. Это в итоге приводит к «нерациональной дифференциации в вознаграждении воспитателей и учителей», подчеркнул он.
— Сегодня по законодательству систему оплаты труда в конкретном образовательном учреждении устанавливает его учредитель. В общеобразовательных школах им, как правило, выступает муниципалитет, но вопрос нормирования оплаты труда фактически осуществляет субъект РФ, — напомнил Виктор Смирнов.
В стране нет единой системы оплаты труда педагогов, поэтому за одинаковую работу учителя получают совершенно разные зарплаты. В некоторых регионах базовый оклад за норму педагогической нагрузки оказался меньше минимального размера оплаты труда почти в два раза.
— Такое положение дел совершенно недопустимо, поскольку каждый учитель, если вести речь об общем образовании, реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт и должен за свой труд получать оплату, рассчитанную на основе единых принципов, — уверен сенатор. — Дифференциация становится злом, а не стимулом к развитию, когда в пределах даже одного субъекта оплата за норму педагогической нагрузки специалистов одной квалификационной категории, реализующих образовательные программы одного уровня, существенно отличается.
Кроме того, повышение квалификации педагогов должно обязательно находить отражение в системе оплаты труда, причем методологические подходы к материальному вознаграждению должны быть общими во всех регионах, подчеркнул Виктор Смирнов.
По его оценке, решение вопроса о введении единой системы оплаты труда педагогов может занять около года.
— Надеюсь, в течение нынешней осенней и весенней сессии следующего года правительству России во взаимодействии с Федеральным собранием и профсоюзами удастся сформировать подходы к системе оплаты труда в российских образовательных учреждениях, которые устранят существующий негатив. Прежде всего мы будем просить правительство проработать этот вопрос в рамках деятельности проектного офиса по национальному проекту «Образование», — заявил сенатор.
Задача в том, чтобы создать понятную для общества единую в своих принципах систему оплаты труда для всей страны, объяснил Виктор Смирнов. Только после достижения согласия между профессиональным сообществом, финансово-экономическим блоком правительства и профсоюзами станет понятно, будет ли введен единый минимальный оклад учителей для всех субъектов или для каждого в отдельности.
Зарплата должна определяться количеством часов аудиторной нагрузки, уровнем образовательной программы и профессиональными квалификациями педагога, отметил сенатор. При этом он призвал сохранить систему стимулирующих выплат.
— Единая минимальная зарплата учителей должна, безусловно, превышать МРОТ. На сколько? Вопрос для дискуссии. Ради точности следует отметить, что с 2007 года из российского законодательства понятие минимальной заработной платы исчезло, — заключил Виктор Смирнов.
Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь–сентябрь 2019 года составила 40 337 рублей: самая высокая зафиксирована на Чукотке (99 тыс. рублей), а самая низкая — в Северной Осетии (21,9 тыс. рублей).
Менять пакетом
Труд учителя в каждом регионе должен оцениваться по государственному стандарту, заявил «Известиям» председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский.
— Я положительно отношусь к идее введения единой отраслевой системы оплаты труда учителей. Зарплата не может разниться в несколько раз от региона к региону, — подчеркнул сенатор.
Достигнуть выравнивания оплаты труда педагогов до среднероссийского уровня сложно, и в следующем году вряд ли что-то изменится, однако работать в этом направлении необходимо, уверен он. В дальнейшем система оплаты труда учителей в стране должна зависеть только от региональной и географической специфики — например, учитывать северные надбавки.
— Необходимо переработать большой пласт нормативно-правовых вещей и реализовать это всё через систему межбюджетных отношений с регионами. Поэтому за один заход не получится решить эту проблему, — заявил Валерий Рязанский.
В профессиональной среде также поддерживают эти изменения. Сейчас дифференциация оплаты учителей в разных регионах абсолютно несправедлива, считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.
— Нужно установить минимальную гарантированную оплату 18 часов работы учителя в неделю, то есть ставки. Кто-то говорит, что ставка должна быть не меньше двух минимальных размеров оплаты труда. Другие считают, что она должна быть не меньше двух прожиточных минимумов в регионе, — пояснил он.
Если в СФ разработают законопроект, который будет предполагать хотя бы минимальное возвращение к тарифной сетке, профсоюз «Учитель» поддержит эту инициативу.
— Однако придется слишком много менять в других законах — прежде всего в законе «Об образовании». Нельзя сделать это просто одним решением — необходим целый пакет изменений, — подчеркнул Всеволод Луховицкий.
В свою очередь, в Общероссийском профсоюзе образования отметили, что тоже занимаются вопросом и активно выступают за усиление гарантий в сфере оплаты труда. Об этом «Известиям» сообщила заместитель председателя организации Татьяна Куприянова.
— Профсоюз действительно заинтересован во введении единой системы оплаты труда в сфере образования, которая бы была направлена на снижение межрегиональной дифференциации, — заявила она.
В Министерстве просвещения не смогли оперативно предоставить комментарий на запрос «Известий».
Ранее кабмин не поддержал проект о дополнительных гарантиях по зарплате учителей. Эта инициатива предусматривала меру, согласно которой все работающие в государственных и муниципальных учреждениях не могут получать меньше двойной величины регионального прожиточного минимума. В правительстве объяснили, что проект противоречит нормам бюджетного законодательства и может привести к снижению зарплаты некоторых работников, повышение которой предусмотрено майским указом президента от 2012 года.
Бюджетникам в регионах задумали установить минимальную планку зарплат
Парламент Республики Северная Осетия — Алания внес в Госдуму законопроект о минимальной планке месячной зарплаты для работников бюджетной сферы в регионах. Документ доступен в думской базе данных.
В случае принятия изменения коснутся врачей, учителей и работников культуры. Парламентарии считают, что месячная заработная плата не может быть ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Средства на повышение зарплат предлагается брать из доходов, «увеличившихся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы».
24 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 850 рублей, до 12 130 рублей. Повышение произойдет с 1 января 2022 года и затронет около 3,2 миллиона человек, половина из которых является госслужащими. В отдельных регионах рост МРОТ достигнет 12 550 рублей за счет районных надбавок и коэффициентов. По закону МРОТ индексируется ежегодно и равняется прожиточному минимуму.
В июле сообщалось, что ниже 15 тысяч рублей оказались зарплаты четверти российских работников сферы образования. При этом у порядка семи процентов зарплата была и вовсе меньше МРОТ. На втором месте по доле сотрудников с оплатой ниже минимальной находится сфера культуры, спорта, организации досуга и развлечений. На третьем — сфера транспортировки и хранения, административной сферы и сопутствующих дополнительных услуг.
Стало известно, на сколько повысят зарплаты бюджетникам в 2022 году
В следующем году зарплаты российских бюджетников будут проиндексированы на 5,4%. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на первого вице-премьера и главу Минфина Антона Силуанова.
По его словам, бюджет на 2022 год составлен таким образом, чтобы инфляция «не съедала» зарплаты и пенсии россиян. Рост инфляции по итогам следующего года предполагается на уровне 3–4%, добавил министр.
В продолжение Силуанов отметил, что за последние шесть лет зарплаты в бюджетной сфере совершили «существенный скачок». Так, врачи должны получать «и получают в среднем» две средние зарплаты, а учителя — не менее средней заработной платы по региону. Такие пропорции заложены в бюджете, проект которого будет рассматриваться в Госдуме 23 октября.
Напомним, еще в мае 2012 года Владимир Путин поручил повысить зарплаты учителей, соцработников, а также младшего и среднего медперсонала до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты научных работников, преподавателей вузов и врачей — до 200%.
Ранее сообщалось, что с 1 октября 2019 года зарплаты работников бюджетной сферы выросли на 4,3%.
Почему оклад учителя оказался ниже МРОТ?
Низкие оклады – одна из самых наболевших проблем для учителей. Известно, что подавляющее большинство школ сегодня финансируется из местных бюджетов. В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное – надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.
На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?
Получите, распишитесь
Оклад учителя в Воронежской области – 10 200 рублей. Педагоги шутят: “На одну ставку есть нечего, на две – некогда”. Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.
– Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, – отмечают в областном профсоюзе. – Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.
Средний возраст педагогов в Воронеже – 48 лет, в области – 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от “качества” диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.
Баллы решают все
Средняя зарплата учителя в Мордовии – 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.
– В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, – рассказал “РГ” педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. – Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.
“Классная” надбавка
На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на “классных” выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов. И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.
– Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, – говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула “ученико-час”, то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.
– Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, – отмечает Галайда.
Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.
Семейный подряд
Средняя зарплата педагогов в Калмыкии – 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога – и муж, и жена – получают по сто тысяч рублей.
– Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме – это ощутимая помощь для семейного бюджета, – рассказал “РГ” 24-летний Давыд Шургучиев. – Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.
Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия – преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.
Очередь к компьютеру
Средняя зарплата в Оренбуржье – а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя – составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?
– В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей – у более опытных коллег, – говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса “Педагогический дебют-2019” Антон Ляпин. – Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.
“Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов – на различные надбавки, – рассказала министр просвещения Ольга Васильева. – Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда”.
Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:
– Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого – с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу “ученико-час”, кто-то – в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.
Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области – 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же – 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области – 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.
В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея – 6371 рублей, максимальная – 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии – 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане – 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.
Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область – здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.
И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.
Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.
«Повышение квалификации и переподготовка БЕСПЛАТНО»
До конца НОЯБРЯ 2019 года!
Для БЕСПЛАТНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ или повышения квалификации необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей ( ИПКиПП) www.mriro.ru
В личном кабинете на сайте www.mriro.ru Вы увидите меню «Программа для учителей», нажмите «Подробнее»
- Вы попадете на страницу с Вашим купоном и таблицей использования вашего купона.
Раздайте данный купон своим коллегам или друзьям. Ваш коллега, проходя повышение квалификации или профессиональную переподготовку в нашем институте, получит скидку на обучение в размере 20% , а у Вас сразу появится возможность пройти любой курс БЕСПЛАТНО!
ВНИМАНИЕ! СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПРОЙДУТ ОБУЧЕНИЕ ПО ВАШЕМУ КУПОНУ — СТОЛЬКО ЖЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СЕБЯ, А ВАШИ ДРУЗЬЯ БУДУТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ С ВАШЕЙ СКИДКОЙ 20%
Институт является одним из лидеров в повышении квалификации и переподготовке педагогического состава России.
Некоммерческая образовательная организация Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки.( ИПК и ПП) Лицензия на образовательную деятельность: Серия 78ЛО2 № 0001754 Рег. номер № 2799 от 10.03.2017 тел.: +7 (495) 215-18-63 +7 (812) 313-20-42 Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1137800005111
Комментарии
КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
- zavuchuser930145 zavuchuser930145 ( 666099 ) 17 декабря 2019 г. 16:13:22 Позорище нашим правителям, учитель вместо того чтобы учить, стоит на паперти и просит милостыню у государства, которое должно само следить за благосостоянием учителя, врача, работника культуры. Обратите внимание, представители аппарата чиновников любого ранга им повышают, да.да, да, именно повышают и на хороший процент не убирая никаких статей, а у учителя одной статьей повысят, а другую уберут. Хотелось бы чтобы так же как и у чиновников, без статей, чтобы ничего не было для убирания, тогда и учитель будет радоваться жизни!
zavuchuser812520 zavuchuser812520 ( 566228 ) 11 декабря 2019 г. 4:51:55 В Алтайском крае в базовых районных школах в связи с введением новой системы оплаты труда в сентябре произошло понижение зарплаты учителей, хотя были добавлены дополнительные часы на изучение второго иностранного языка, родного русского и чтения на родном языке, фонд оплаты труда не увеличили, т.к. в крае решили, что хватит того фонда, который был. Народ стал возмущаться, потому что парадокс: работы больше, а зарплата меньше. В октябре ситуация немного изменилась (деньги нашлись, но за сентябрь нам так и не вернули разницу: сэкономили, видимо, на школах-“донорах”), вернули зарплаты к прежним показателям. С тревогой ждём января.
( 31573 ) 23 ноября 2019 г. 5:04:36 О каком повышении идёт речь?У нас понижение! Согласно документам, учитель иностранного и информатики в 15/16 уч.г. при должностном окладе 6923 руб,за 19 часов + 20% работа в сельской местности +35%первая категория + проверка тетрадей + классное рук. итого: была начислена зп 17127 р 56 к. В этом 19/20 уч.г. при должностном окладе 7962 руб,за 23 часа + 20% работа в сельской местности +35%первая категория + проверка тетрадей,+классное руководство. итого: была начислена зп 15898 р 2 к..И директор говорит, кризис в стране, никаких повышений. А как прожить на эти деньги,половина из которых уходит на оплату ЖКХ? Ульяновская область.
Марина ( 655643 ) 21 ноября 2019 г. 11:03:13 А сколько получает завуч школы? 21000 рублей. Такая нагрузка, куча отчетов, отвечаешь за все и получаешь чуть по-больше тех. персонала. Это просто кошмар!
Геннадий Марушко ( 29693 ) 18 ноября 2019 г. 17:20:23 Сокращённая рабочая неделя для женщин, работающих в сельской местности, была введена Постановлением ВС РСФСР от 1.11.1990 № 298/3-I. Документ не утратил силу и по сей день. Моя супруга работает заведующей в детском саду и все это прописала в коллективном трудовом договоре. Таким образом они работают с 2015 года, когда она стала заведующей.
Лев Левин ( 62616 ) 17 ноября 2019 г. 22:08:49 Учителя, Путин издал указ “МОСКВА, 12 ноя – РИА Новости. Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает введение сокращенного рабочего дня для женщин, проживающих в сельской местности, документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации. Закон гарантирует женщинам, которые живут и работают в сельской местности, сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю, при этом оплата останется прежней, как и при полной, 40-часовой рабочей неделе.” Кому-нить обломилось?
zavuchuser797444 zavuchuser797444 ( 551553 ) 17 ноября 2019 г. 20:05:14 В каких регионах с 1 октября 2019 года повысили зарплату бюджетникам на 4,3%? В Нижнем Новгороде не надо повышать учителям? Я учитель начальных классов, стаж 25 лет, ставки ни у кого нет никогда, 17 часов -14011, 32 руб. Мне непонятно как можно называть компенсационными выплатами классное руководство, проверку тетрадей, выслугу лет. это моя ежедневная работа, а процент устанавливает директор от 2% до 15% (от и до- это рекомендации регионального министерства), исходя из бюджета школы. Классное руководство – 1413, 83 р (9,53%), , проверка тетрадей 4% – 560,45 руб. у меня еще два ученика индивидуального обучения, 4 часа кружковой работы. Итого получается 32 500 руб. Моё мнение: надо вернуть помимо обязательной оплаты за часы, кружки, еще обязательно должны оплачивать в полном объеме классное руководство и проверку тетрадей, а не как “ляжет” рука у начальства. Про стимулирующую часть с баллами и с тем . чтобы решать совместно такого не практикуется у нас. А вообще, в каждой школе все по-разному даже в одном регионе, а уж в разных регионах. Поэтому верните тарифную сетку как раньше.
Зарплата учителей в 2022 году
Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, “северные”.
Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.
– В Москве средняя зарплата учителей за февраль 2018 года получилась в районе 90 тысяч, – привел цифры Исаак Калина, руководитель столичного Департамента образования. Есть, конечно, учителя, которые получают больше. Есть, которые меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 — 68 тысяч. По 2017 году всеми школами это обязательство выполнено.
Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:
- Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.
Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.
Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.
Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.
На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.
В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:
– Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране, и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается, максимум, на 40 процентов, – приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. – Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет — заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.
Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени —сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.
– Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, – объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза “Учитель”. – То есть, его зарплата должна сохраняться, и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.
Будет ли повышение зарплаты учителей в 2022 году?
Конкретных распоряждений насчет зарплат учителей в 2022 году не поступало. Несмотря на то, что в новых “майских указах” президента предполагается увеличение расходов на образование на треть, основая чать этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.
Однако, номинальная зарплата все же вырастет — как минимум, за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.
Учителей отправят в деревню за миллионом, а унижать будут еще больше
Российские педагоги работают за копейки и вынуждены нищенствовать в старости
Начало 2022 года отметилось массовым недовольством учителей по всему миру. В Ирландии, Канаде, Мексике, Эквадоре и даже США школьные педагоги бастуют или готовятся к забастовкам. Проблемы у тех, кто несет свет и знания нашим детям, везде схожи — недовольны невысокой зарплатой и небольшими пенсиями. Россия — одна из тех стран, в которых положение учителя является очень сложным. Маленькие зарплаты, высокие требования, постоянное давление со стороны и директоров школ, и родителей.
«Земскими учителями» будут одни пенсионеры?
С 1 января 2022 года в России заработала программа «Земский учитель». Власть обещает педагогам, переезжающим в малые города и сельские поселения, с декабря текущего года выплачивать подъемные — 1 миллион рублей.
Сначала, конечно, хотели привлекать молодых специалистов, но потом, видимо, поняли, что их просто нет — и подняли возрастную планку «земских учителей» до 55 лет. Кстати, примерно 55 лет и есть средний возраст современного российского учителя. Молодежь в школы идти не хочет, а ситуацию пока спасают старики. На пенсию учителя прожить очень сложно, вот и вынуждены педагоги работать до 70, а то и 80 лет — в общем, пока ноги носят. Для них давно прошла пенсионная реформа с повышением возраста на пенсию — иначе просто не выжить.
Программа «Земский учитель» вроде бы, как и другие социальные инициативы Владимира Путина, производит благоприятное впечатление. Поехал в деревню учителем — получил 1 миллион рублей. Но в реальности мало кто из молодых людей, выросших в городе, захочет менять привычную среду обитания. В «нормальных» селах, где есть развитая инфраструктура, какое-никакое хозяйство, учительские места и так заняты, а в глубинку большинство молодых людей и миллионом не заманишь.
Тем более, что отрабатывать его придется 5 лет. А теперь — занимательная арифметика: 1 миллион делим на 5 лет и получаем 200 тысяч в год, делим 200 тысяч в год на 12 месяцев и получаем «магическую» цифру 16 тысяч 666 рублей 66 копеек в месяц. Достойная ли это прибавка к зарплате, чтобы срываться из города в деревню? Впрочем, что называется, спасибо президенту и за это.
Гораздо более серьезная проблема — отсутствие молодых кадров в системе образования, что связано с низкими учительскими пенсиями. По 10−12 тысяч рублей в среднем получают люди, отдавшие всю свою жизнь воспитанию и обучению наших детей. И из-за этого они вынуждены работать едва ли не до конца жизни. Работающие в школе пенсионеры — прекрасный повод не повышать зарплату: в совокупности тысяч 25 заработной платы у учителя с огромным стажем плюс 10−12 тысяч пенсии дают прожиточные деньги. А вот молодежь на начальную ставку учителя в 12−15 тысяч рублей работать идти не хочет.
Кстати, даже официальный мониторинг Совета Федерации выявил, что более чем в 40 регионах РФ зарплата учителя составляет менее 15 тысяч рублей, что заставило Валентину Матвиенко потребовать разобраться в ситуации, почему не выполняются указы президента. Только толку от этих требований?
Нынешняя ситуация с образованием добром не закончится
Финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2012», педагог школы журналистики Арсений Попов считает, что низкие пенсии учителей — прямой результат их низких зарплат.
— Учителя — одна из немногих массовых профессий в стране. Их больше миллиона, а если считать воспитателей, то и все два. Всем представителям массовых профессий государство не может обеспечить высокую оплату труда, денег нет. Сейчас государство выбрало своим приоритетом социальную защиту силовиков — военных, полицейских, работников прокуратуры, МЧС Они могут выйти на пенсию в 40 лет с небольшим и получать приличные, по сравнению с остальными бюджетниками, деньги, плюс служебное жильё. Повышение пенсионного возраста, пенсионная реформа замечу, этот класс если коснулась, то не стала такой трагедией.
«СП»: — Есть ли сейчас какая-то возможность повысить зарплату педагога? Реальная, разумеется, а не декларируемая властью?
— Сейчас единственная возможность поднять оплату труда для учителя — повысить нагрузку, преподавательскую и административную, работать за двоих. Таковы уж нынешние приоритеты государства.
«СП»: — Но ведь результаты такой политики будут плачевными…
— Разумеется, это не останется «безнаказанным». Вложения в образование видно не сразу, а по прошествии многих десятков лет, как и экономию на нем. Думаю, что, к сожалению, нынешняя социальная политика аукнется России научным и технологическим отставанием уже в ближайшие десятилетия.
Хотите получать 12 тысяч в месяц? Сдайте экзамен!
Интересно, что при нехватке педагогических кадров учителям еще год от года усложняют жизнь новыми бюрократическими требованиями. Например, с 2022 года решили ввести аттестацию школьных педагогов. Теперь им придется сдавать экзамен на профессиональную пригодность.
В экзамене будет три части — сдача самой профильной дисциплины, видеозапись урока для выяснения умения учителя его вести, решение нестандартных задач — например, педагога спросят, как он будет решать проблему ученика — «изгоя» в классе. Понятно, что если к этому экзамену подходить серьезно, то мало кто из современных педагогов сможет его сдать. И что тогда, школы останутся без учителей? Поэтому есть все основания полагать, что нововведение останется лишь пустой формальностью.
Между тем, уже сейчас не только низкие зарплаты, но и тонны «писанины», постоянные придирки руководства, неуправляемые ученики и регулярные «оптимизации», придуманные совершенно далекими от учительской работы людьми, отпугивают от школы десятки тысяч выпускников педагогических вузов и колледжей, которые, при другом подходе государства, могли бы стать превосходными воспитателями подрастающих поколений.