6. Аравийский полуостров (IX – XX вв.)
Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.
В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.
С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии — Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники — Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.
В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.
В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.
В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.
В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение — ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 — 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.
В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.
После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.
Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) — Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд — будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.
Во второй половине XIX — начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии — о протекторате.
В годы Первой мировой войны (1914 — 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.
С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.
В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.
В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.
Аравийский полуостров (историческая область)
Аравийский полуостров в древности
Аравийский полуостров (полуостров Аравия) — крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3 тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части холмистое плато, которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев возможно было земледелие.
Географическое положение Аравии включает ее в пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженных составных частей которого и представляет большая часть полуострова.
Чрезвычайно сухой и жаркий климат, пустынные формы рельефа, растительность, характерная для пустыни, отсутствие постоянных речных артерий — характерные черты ландшафтов полуострова. Аравия — одна из стран, наиболее долго остававшихся неизвестной для европейцев.
Очень рано в этой стране стало применяться искусственное орошение особенно на юго-западе полуострова на территории современного Йемена.
Географы III — II вв. до н.э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Названные части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей.
Население Аравии было почти однородно в этническом отношении — оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные представители этой группы — арабский язык и некоторые языки нынешней Эфиопии — Абиссинии). Но существовали различия в хозяйственном укладе и уровне общественного и культурного развития. Огромные степные пространства (по-арабски — бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово “бедуин”).
Общий вид Аравийского полуострова из космоса. Как видно, по большей части это весьма негостеприимная земля с исключительно суровым жарким климатом
Бедуины аравийского полуострова
Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся очень медленно, так что данные, которыми мы располагаем о первых столетиях нашей эры, дает так называемая доисламская поэзия арабов, из которой мы черпаем характеристики быта бедуинов в I тысячелетия до н.э.
Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). В какое время приручены были верблюды человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии.
Первые точные сведения об отрядах воинов на верблюдах дошли с самого конца II тысячелетия до н.э. Как вьючное животное для караванов верблюд не применялся в Передней Азии еще и в начале I тысячелетия до н.э., за исключением арабов, у которых он имел к тому времени широкое распространение. Для аравийских кочевников разведение верблюдов было жизненно важным, так как обеспечивало их, кроме вьючного скота, еще и шерстью и молоком.
В тех местах, где это было возможно, скотоводство дополнялось также и земледелием, которое находилось на очень примитивном уровне. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма, которую использовали самыми различными способами.
Жили бедуины первобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер).
Связи, которые объединяли роды, были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И в настоящее время бедуин, называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только после этого свое личное имя.
В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.
Во главе племен стояли шейхи, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племен иногда стояли женщины.
Из ассирийских источников мы много знаем об арабской “царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царю Саргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.
Несмотря на то что на сегодняшний день историками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравия остается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богата растительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков; там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатый растительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.
Сухость воздуха и сильные ветры, развевающие почву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы, определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие, отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.
Древнейшие прото-государства Южной Аравии
Древнейшие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южно-арабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н.э., очевидно, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ.
На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись, по меньшей мере, четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно очень мало. Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупных родоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблением Сабы, возникло независимое царство Ма’ин со столицей в древнем центре Иасиль, а затем в Карнаву (вероятно, V в. до н.э.). Особое положение государства Ма’ин на скрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течение последующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последний период своего существования Ма’ин находится в зависимости от Катабана, а затем был захвачен “царями Саба и зу-Райдана” (около середины I в. до н.э.).
Основу процветания Ма’ина составляла транзитная торговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широко использовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространено также долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей, ограничивали власть царя.
Государство Саба — самоназвание племенного союза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее VIII в. до н.э. (согласно упоминанию “царей Сабы” в ассирийских исторических источниках). Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — “царицей Савской” в Библии) позволяют предполагать существование Сабы в Х в. до н.э., если, разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей Сабы был город Мариб.
По данным античных авторов, государство Саба (Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговле купцов Сабы с островом Тир.
Хадрамаут — историческая область на юге Аравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет). В сабейских надписях VI — V вв. до н.э. упоминается государство Хадрамаут. Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государстве Хадрамаут со столицей в Шабва (Сабата). История государства почти неизвестна. Оно существовало наряду с Сабой, Ма’ином и Катабаном, славилась производством благовоний.
На протяжении всей истории Хадрамаут был объектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав, иногда выступал как противник. В I (или в III) в. н.э. царь Хадрамаута заключил союз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союз просуществовал недолго. На территории исторической области Хадрамаут неоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.
Государство Катабан — древнее раннерабовладельческое государство на территории современного Адена (Южная Аравия). Возникло не позднее конца II — начала I тысячелетия до н.э. Основа хозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшие культуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государстве Катабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства, использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носил значительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительную роль играли совет старейшин и народное собрание. Столица Катабана — Тимна хорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.
Катабан вел борьбу за свою самостоятельность и за господство в Южной Аравии с государствами Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма’ин. В I в. до н.э. государство Катабан распалось и его территория была разделена между Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось в середине III в.).
Памятниками высокой культуры Катабана являются архитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая и каменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.
Основой хозяйства в южно-арабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение в хозяйстве знати.
Высоко ценилась обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, что было на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.
Хорошо сохранились многие изделия из металла, изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.
Мало известно о внутреннем строе южно-арабских государств. В древнейшие времена (X — VII вв. до н.э.) они, очевидно, несколько напоминали ранние государства Древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и другие).
Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов Древней Сабы сменяют “цари Сабы”.
В древнейших южно-арабских государствах были еще сильны пережитки племенной организации, однако “племена” были организованы не на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку. “Катабан” уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государстве Саба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — “Саба и племена”. Позднее остальные племена были уравнены сабе-ями, причем все были обязаны военной службой.
Социальная структура общества была многоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии.
Земледельцы, которые обрабатывали храмовую землю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленными были храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас “покаянные таблички”, содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались с севера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).
Власть царей в Катабане (очевидно, также и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшие вопросы решало собрание племен, в кагором принимало участие все население, кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.
Царская власть стала наследственной, и сын часто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие, существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились не только царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравии были рабы.
Население стран Южной Аравии в основном занималось пастбищным скотоводством. Верблюды являлись для них основным средством передвижения.
Бедуины — за сотни лет, «коренной» уклад их жизни не слишком изменился
Южноарабская торговля
Расцвет южноарабских государств начинается в середине I тысячелетия до н.э. Это объясняется не только высоким развитием ирригационного земледелия, но и выгодным географическим положением южноарабских государств, которое отводило им важное место в международной торговле. Преуспевало в это время государство Саба. Из Аравии вывозили благовония. Кроме этого, южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: через их руки проходили благовония, пряности, драгоценные камни, которые везли из Индии и с сомалийского берега Африки.
В Южную Аравию эти товары доставлялись морем, здесь они перегружались на верблюдов и по известным древнейшим караванным путям, вдоль затерянных в пустыне колодцев, двигались в направлении побережья Средиземного моря, в филистимлянские и финикийские города, а оттуда расходились по странам Передней Азии и Средиземноморья.
Торговля велась исключительно предметами роскоши. О стране сабеев рассказывали разные чудеса; сами южноарабские купцы, чтобы набить цену своим роскошным товарам, рассказывали разные сказочные небылицы: о трудностях их добывания, о крылатых змеях, стерегущих благовония и т.п. Эти рассказы сохранились в арабском фольклоре по сегодняшний день.
Особым предметом торговли являлись рабы. Они были не только товаром, но и рабочей силой в трудном торговом пути.
Связи Аравии с государствами Передней Азии
Населявшие Аравию племена и народности сравнительно долгое время развивались изолированно от остального мира. Соседние народы знали о них очень мало, однако с самого начала существовали некоторые связи. Это видно из того, что южноарабский алфавит очень схож с другими переднеазиатскими алфавитами. Но в I тысячелетии до н.э. устанавливаются более прочные связи.
Под своим настоящим именем арабы впервые встречаются в ассирийских источниках (ариби, арабу). Арабский шейх Гиндибу принимал участие в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н.э. сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; у Гиндибу, кроме войска, было с собой 1000 верблюдов. На протяжении многих лет ассирийские цари вплоть до царствования Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) воевали с арабскими кочевниками.
Арабские кочевники поддерживали и торговые связи с оседлым населением Передней Азии, продавая мелкий скот и другие товары. Кроме того, они принимали участие в развитой тогда караванной торговле, занимаясь, в частности, и торговлей рабами.
В середине I тысячелетия до н.э. особенно сильно увеличивается значение арабской торговли. На караванных путях Северной Аравии в это время значительно выдвигается город Тейма. Одно время царь Набонид (середина VI в. до н.э.) сюда даже перенес свою резиденцию из Вавилона. Здесь же археологами найдена надпись, датированная VI — V вв. до н.э. на арамейском языке, которая свидетельствует об оживленных торговых и культурных связях с Месопотамией.
Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало быстрому разложению первобытнообщинного строя у племен Северной Аравии. В VI в. до н.э. на территории Каменистой Аравии возникло новое государство набатеев, которое просуществовало почти до начала II в. н.э.
Сохранившаяся в Библии легенда говорит, что в Х в. до н.э. Палестину (царство Израиль) посетила знаменитая царица Сабы (царица Савская). Переднеазиатские державы всегда интересовались богатствами Аравии. О покорении Южной Аравии думали уже даже ассирийские цари. Персидские цари из известной династии Ахеменидов (VI — IV вв. до н.э.) стремились взять торговлю Южной Аравии в свои руки. Мореход Скилак из Карианды, в Малой Азии, находившийся на службе у персидского царя Дария I, совершил плавание вдоль берегов Аравии. Политических последствий это плавание не имело, но сильно расширило представление народов Средиземноморья об Аравии, быте, культуре и экономике народов, населявших ее.
В конце VI в. до н.э. на южном берегу Персидского залива возник известный в то время город Герры, который был основан, по рассказам древних писателей и летописцев, халдеями, бежавшими из Вавилонии во время завоевания ее персами. Жители этого нового города, герреи, стали заниматься посредничеством в торговле между государствами Южной Аравии и Двуречья. Из города Герры и области герреев шли караванные пути в Сабу и в страны Средиземноморья.
Более прочные связи государств Южной Аравии с внешним миром устанавливаются только в IV — III вв. до н.э.
Религия и культура Аравии
Население Южной Аравии создало в основном независимо от других народов древнего Востока своеобразную и относительно высокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью, к которой восходит и письменность довольно развитой в то время Абиссинии. О письме Южной Аравии того времени мы судим только по надписям, которые дошли до нашего времени.Очевидно, существовала и южноарабская литература, которая совершенно не сохранилась, возможно, погибла при многочисленных войнах.
Верования южных арабов имели общие корни с религиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. В настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийпы в то время. Многие божества были связаны, как и в Вавилонии, с небесными светилами и явлениями. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини. Большинство богинь представляли собой разные образы женского божества плодородия.
Искусство Южной Аравии очень сходно с искусством других стран Древнего Востока, особенно с ассирийским.
Источник: Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева
Аравийский полуостров до Мохаммеда
Аравийский полуостров до Мохаммеда
Аравийский полуостров седьмого века — это 3 миллиона квадратных километров довольно унылой местности: горы, пустыни, пески и застывшая лава. Некогда горы здесь были активны, лава выплескивалась довольно часто, нередко происходили землетрясения. Сейчас земля успокоилась — последнее сильное извержение случилось 750 лет назад неподалеку от Медины.
За сто лет до рождения Мохаммеда наблюдалось повышение тектонической и вулканической активности во всем мире, и Аравия не была исключением. Поэтому бугристая лава покрыла изрядную часть площади полуострова — не только пешему, но и коням, верблюдам трудно преодолеть такие места. Мотивы землетрясений, «каменных дождей» сохранились и в Коране:
«Когда земля содрогнется от сотрясения и обнажит свои таинства, человек спросит у неё, что случилось. И она начнет свой горестный рассказ, внушённый ей Аллахом». (Сура 99).
Среди лавовых песков и сейчас можно увидеть куски пород с повышенным содержанием серы, форма которых говорит о том, что эти камни когда-то были жидкими. Поселение Лота — Содом, которое располагалось на берегу Красного моря, было разрушено именно такими кусками застывшей желтой глины.
Природные катаклизмы часто сопровождаются эпидемиями, засухами и другими несчастьями: пришла беда — открывай ворота. О больших засухах говорит и Коран.
На западе полуостров омывается водами Красного моря. Затем идет длинная горная гряда, высота в некоторых местах достигает трех километров. Это — область Хиджаз. Здесь и располагается оазис Мекка, а Медина чуть дальше от моря, в этих городах и происходили основные события, описанные в Коране.
На востоке Аравийский полуостров окаймляет Персидский залив. Земли вдоль моря плодородны, но дальше они скудны и плавно переходят в огромную пустыню: здесь выпадает всего 100 мм осадков в год. Шестая часть полуострова вообще не пригодна к жизни: нет ни дождей, ни подземных источников.
В центре полуострова — довольно благополучная область, которая в то время называлась Йемам. Сейчас там находится столица Саудовской Аравии Эр-Риад.
Когда-то у полуострова были лучшие времена. Осталось большое число широких и глубоких разрезов на земле — это высохшие устья рек. Сейчас в них вода появляется только во время нечастого дождя. А в древности здесь были леса.
С юга на полуостров накатываются волны Аравийского моря. Здесь, в Йемене, более благодатная почва, чаще идут дожди, люди научились задерживать влагу в водохранилищах. Знаменитое Марибское водохранилище было построено две тысячи лет назад в государстве Саба, которым правила красивая и мудрая женщина по имени Билкис. За семь лет до своей смерти она стала женой Соломона. В Ветхом и Новом Завете, а также в Коране сохранились рассказы о Билкис. Мы надеемся, что вы ее полюбили.
В Сабе было много садов и полей. Затем Марибское водохранилище было разрушено из-за прорыва дамбы, о котором также рассказывает Коран, исчезло и государство. Сохранились остатки ирригационных сооружений, которые говорят о былом благополучии.
Население полуострова в те времена составляло около 7 млн. человек. Причем, половина жила в Йемене, на землях с искусственным орошением, а половина — в немногочисленных оазисах и пустынях. 4 млн. человек были привязаны к земле, занимались земледелием, а 3 млн. — бедуины — кочевали. Некоторые кочевники имели участки земли в оазисах, оседлые горожане выращивали небольшие стада овец и коз, которые паслись за чертой городов. Если не считать Йемена, вначале четкого разделения между оседлыми и кочевниками не было — при малейших изменениях условий жизни люди перетекали из одного состояния в другое.
Кочевники были животноводами. Растили верблюдов, овец, коз. Земледельцы и животноводы обменивались продукцией. Были установлены ценовые пропорции между товарами, которые применялись и при жизни Мохаммеда: один верблюд приравнивался 10 овцам, один барашек обменивался на мешок ячменя.
Население Аравийского полуострова со временем уменьшалось. Люди покидали негостеприимные земли, в которые их занесло, уходили на юг и север. Правда, и оттуда прибывали немногочисленные этнические группы, которые быстро растворялись среди коренного населения. На юге, в районе Йемена, жили химйариты, а в середине полуострова и севернее — арабы. Они говорили на разных языках.
До насильственного объединения Аравии под властью Мохаммеда трудно было говорить об арабах, как о едином народе. Но уже существовала арабская письменность, она в доисламское время была достоянием узкого круга людей: правителей, религиозных деятелей язычества, крупных купцов, поэтов.
Удивительно, что здесь, как и в России, поэт был больше чем поэт. Поэтов любили, слушали, они воспевали героизм племен, фиксировали важные события, насылали проклятия на предателей и врагов, оплакивали умерших. Поэзия была общественной силой. Поэтому часто именно поэты разрешали споры между племенами. Их слушались. Простым людям поэты казались послами высших сил, считалось, что именно эти силы диктовали им столь напевные сочетания мудрых слов.
Если говорить об общественном устройстве, то на Аравийском полуострове в пятом веке нашей эры произошло оригинальное явление: до этого существовали небольшие государства, которые представляли собой объединения различных племен, а потом вдруг разом распались.
Во главе таких государств стояли вожди. Они часто ставили около своего жилища идола, который носил функцию устрашения — полиции и войск не было, а дисциплина и послушание были необходимы. Поэтому эти царьки одновременно были жрецами, которые от имени богов читали людям наставления.
Однако ко времени Мохаммеда эти объединения распались, вождей не стало, племена стали независимы друг от друга.
Древние сказания сохранили информацию, позволяющую понять мгновенную перемену в общественном устройстве полуострова. Сначала вожди приносили людям пользу, улаживая конфликты, объединяя людей для выполнения каких-то общих задач. Но затем, уверовав в свою власть, стали ею злоупотреблять. А тут случились все эти землетрясения, извержения вулканов, эпидемии и засухи, которые привели к ухудшению благосостояния людей. Но правители требовали прежних подношений, уплаты налогов в прежних размерах. Вот люди и перестали им подчиняться, к тому же, убедившись в том, что идолы, которым их царьки призывали поклоняться, не спасли от бедствий.
Ропот подавить было некому. Сначала один народ скинул царька, слух дошел до соседей, те тоже повторили «революцию», и она быстро распространилась по всему полуострову. Вождей убрали, но поступили не так, как сейчас, когда вместо ушедшего мэра быстро назначается другой. Стали жить отдельными племенами, даже семьями, без всякой общей власти.
Отвращение к власти нашло отражение в Коране: в одной из первых сур, тогда, когда Мохаммед еще не представлял, что станет властителем, говорится:
«От царей, когда приходят куда-нибудь, не жди добра — они губят поселения и унижают жителей» (Сура 27).
Вот почему ко времени появления Мохаммеда на свет Мекка и Медина не имели своих правителей. Люди жили рядом, в одном оазисе, территориально объединенные вокруг источников воды, но не зависели от какой-либо власти — ее просто не было.
Но свобода, как всегда, несет и минусы: ввиду децентрализации сил стали невозможными какие-то крупные проекты, скажем, строительство ирригационных систем, а старые пришли в упадок. К тому же, стало трудно отражать нападения кочевников.
СУРА 30. РИМЛЯНЕ (Ар-Рум). Мекканская, пророческий период.
Поражение и победа византийцев — знаковые для мусульман. Знамения Аллаха. Ветер, молния, разный цвет кожи, разные языки — сумей понять это многообразие.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Повержены римляне в войне на ближних землях. Но пройдёт небольшое время, и они одержат верх. Богу принадлежала и принадлежит вся власть, и обрадуются верующие помощи Аллаха. Он помогает тем, кому желает.
Заметки на полях: история этих, первых строк 30-й суры Корана примечательна. Она впервые была прочитана примерно в 617 году. Перед этим Персия, напав на Византию, захватив Антиохию, Дамаск, приступила к осаде Иерусалима. Город отчаянно защищался ровно 20 дней, но вскоре городские стены превратились в руины, персы ворвались, как дикие львы, они все крушили на своем пути — дома, храмы, базилики, синагоги. Казалось, что Византия уже не поднимется с колен. Особенно болезненным был захват персами Египта, откуда в византийские города поступала пшеница.
Коран в этой войне — на стороне византийских христиан, отличая их от огнепоклонников Персии.
Именно в период краха Византии Коран предсказывает, что через несколько лет она обретет победу. В это никто не мог поверить, даже сам Ираклий, царь Византии. Он задумал покинуть страну и переправиться в Ливию. Но патриарх Сергий убедил императора отказаться от капитуляции. Ираклий долго колеблется и, наконец, начинает контратаку. В 622–628 годах он предпринимает три похода на Персию, сокрушает ее армию и вступает на территорию враждебного государства. Предвидя поражение, персидская оппозиция убивает царя Хосрова II, приходит новая власть, которая сразу же вступает с Ираклием в мирные переговоры. Персы возвращают Византии завоеванные ранее территории — Сирию, Египет, Иерусалим. Византийская империя даже расширяет свои владения за счет Северной Месопотамии.
Напомним, что Коран предсказал эту победу в то время, когда весь мир считал, что Византия погибла окончательно.
Для Мохаммеда победа византийцев была знаковой. Мекканская знать, услышав о сокрушительном поражении Византии, говорила мусульманам, что и они будут так же повержены. Тогда впервые Мохаммед и сказал своим сподвижникам, что через несколько лет римляне одержат победу. Так и случилось.
Всевышний помогает тем, кому желает, кто этого достоин. Таково обещание Аллаха, но мало кто об этом знает.
Люди верят в то, что видят, о будущем не думают, тут они беспечны. Неужели они не размышляли о самих себе, об окружающем их мире? Это Аллах создал небеса и землю, и то, что между ними. Но многие не верят в это, не верят во встречу с Богом.
Неужели вы не слышали, чем кончили безбожники, которые творили зло? Аллах создаёт Свои творения, а потом собирает их к Себе. Грешники в судный день отчитаются за деяния свои, и не окажется у них заступников. А те, которые добро творили — будут вознаграждены.
Славьте же Аллаха с наступлением утра и при заходе солнца! Славьте же Его после полудня и в середине дня! Это Он выводит из мёртвого живое, а мёртвое — из живого. Бог оживляет землю после её смерти, так и люди будут возрождены.
Среди Его знамений — то, что вы сотворены Аллахом. Среди Его знамений — то, что созданы для вас супруги, чтобы род ваш не угас, созданы любовь между вами и тяготение. Пусть задумается об этом тот, кто обладает разумом!
Среди Его знамений — различие в языках, отличие цвета кожи, ваш сон ночной и работа днём. Задумайтесь об этом, если вы разумны! Среди Его знамений — ветер, несущий по небу облака и корабли по морю.
Среди Его знамений — молния, напоминающая вам о Боге, и гром, приносящий страх. Бог ниспосылает с неба влагу, которая оживляет землю и растит плоды. Среди Его знамений — то, что существуют небо и земля, и прочно держатся они в просторах мироздания. Задумайтесь же об этом, если вас не покинул разум!
Аллаху подчиняется всё, что окружает вас. В Его власти — все наивысшие качества природы. Есть ли среди рабов ваших те, кого вы боитесь, что захватят вашу власть? Точно так же Бог владеет всем, и никто не может стать с Ним рядом. Задумайтесь же об этом, у кого есть разум!
Безбожники потакают своим страстям. Ты не сможешь направить их на верный путь, если Аллах ввел их в заблуждение. Тебя услышат только те, кто обладает слухом.
Обрати своё лицо к религии, исповедуя единобожие. Бог — один, Бог сотворил человека с этим представлением. Обращайтесь к Господу с раскаянием, Его страшитесь, не кланяйтесь множеству богов, совершайте предписанный намаз, в религии раскола не допускайте (всем мусульманам, ныне расколотым на 70 ответвлений ислама, придется признаться, что этот завет Корана никто не думает выполнять).
Люди каются перед Богом только в трудную минуту, встретившись со злом. Когда беда минует — забывают Бога. Такова людская неблагодарность. Пользуйтесь милосердием Аллаха, но знайте, что Он един.
Оказывайте добрые дела родным и близким, беднякам и путникам. И тогда вы ближе станете к Аллаху. Но приблизится не тот, кто ждёт какой-то выгоды, а тот, кто бескорыстен.
Зло возникает на земле от рук людских за то, что сотворено когда-то вами. Это — урок вам, чтобы думали, что творите. Зло порождает зло. Скажи им, Мой посланник: обратите же лицо к Аллаху до дня суда, когда придётся отвечать за свои поступки. В судный день Аллах несправедливым не поможет, покаяние от них не будет принято.
Аллах создает вас из капли слабыми. После детства Он вас одаряет силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит вашу жизнь такой, как вам предначертано.
Мы приводим в Коране притчи, которые дано понять лишь разумеющим. А неверующий не видит знамения Бога. Будь же терпелив, посланник Мой. Придерживайся веры, не дай неверующим сломить себя.
Страны Аравийского полуострова (1950-1960)
В экономике Аравийского полуострова все более сильные позиции завоевывали США; американские монополии контролировали нефтедобычу в Саудовской Аравии, Бахрейне и расширяли сферу своей деятельности. Англо-американские противоречия, в первую очередь по вопросам, связанным с эксплуатацией нефтяных богатств этого района, стали важным фактором его политического развития.
В борьбе за нефть и сферы влияния Англия опиралась на местные группы своих союзников и подопечных в британских протекторатах – князей и племенную знать; США проводили свою политику при помощи саудовской монархии и теократической исламской верхушки.
Страны Аравийского полуострова привлекали пристальное внимание империалистических держав и в силу своего выгодного стратегического положения.
Особого накала англо-американская борьба за нефть достигла в юго-восточной части Аравийского полуострова, где с 1949 г. поисковые партии американской нефтяной компании АРАМКО («Арабиен-америкэн ойл компани») начали проводить изыскания на территориях, которые Англия считала входящими в состав княжества Абу-Даби и султаната Маскат, находившихся под ее протекторатом. В июне 1952 г. стратегически важный оазис Бурайми, расположенный в спорной области, был занят саудовской армией, части которой конвоировали поисковые партии АРАМКО. Английское правительство немедленно заявило протест, а в конце 1953 г. находившиеся под командой английских офицеров отряды султана Маската и шейха Абу-Даби атаковали Бурайми. В 1955 г. контролируемые Англией вооруженные силы изгнали из Бурайми саудовский гарнизон.
После длительных переговоров между Саудовской Аравией и английскими властями было достигнуто соглашение о распределении зон контроля. Однако полностью конфликт не был урегулирован и неоднократно обострялся.
Англия всемерно укрепляла свои военные позиции на Аравийском полуострове. Аден был превращен в мощную базу, игравшую важную роль в стратегических планах британских военных кругов. Английские базы были созданы на Бахрейне, в Маскате, Договорном Омане. В 1955 г. в связи с открытием на территории Омана крупных запасов нефти султан Маската при поддержке англичан ввел туда свои войска; правитель Омана – имам был изгнан. Султан Маската стал правителем и захваченных территорий Омана (с 1959 г.) под протекторатом Великобритании.
Большие надежды английские империалисты связывали с выдвинутым ими в 1954 г. проектом создания федерации княжеств Южного Йемена, которая, по их планам, должна была консолидировать силы местной феодально-компрадорской реакции и гарантировать сохранение английского влияния. В 1959 г. шесть княжеств западного Аденского протектората объявили об образовании Федерации арабских эмиратов Юга. Новой федерации при ее создании был навязан неравноправный договор, который закреплял колониальное господство Англии.
Борьба империалистических монополий за нефть на Аравийском полуострове оказывала противоречивое влияние на политическое положение в этом регионе. В Саудовской Аравии правящая монархическая верхушка решительно подавляла любое выступление прогрессивных сил. Особенно усилилась политическая реакция после вступления в 1953 г. на престол короля Сауда, опиравшегося на реакционную Лигу охраны веры и нравственности и бедуинские части национальной гвардии (Белая армия). Сдвиг вправо произошел и во внешней политике. До 1958 г. Саудовская Аравия поддерживала дружественные отношения с Египтом и Сирией, с которыми в 1955 г. заключила договор о совместной обороне. После создания в феврале 1958 г. ОАР саудовское правительство встало на путь резкого обострения отношений с арабскими республиками. Эта тенденция особенно усилилась после победы революции в Ираке.
В 50-х годах Йемен осуществил некоторые позитивные шаги во внешней политике. В 1956 г. он подписал оборонительный военный договор с Египтом и Саудовской Аравией, а в 1958 г. – соглашение о создании Объединенного арабского государства в составе Йемена и ОАР. Йемен заключил в 1955-1958 гг. торговые соглашения и соглашения об экономическом сотрудничестве с СССР и другими социалистическими странами. Однако эти сдвиги во внешнеполитической сфере не сопровождались заметными изменениями во внутренней политике. В стране сохранялся средневековый феодально-теократический самодержавный режим короля и имама Ахмада.
В 50-х годах на новую, более высокую ступень поднялось освободительное движение народных масс стран Аравийского полуострова. В ряде районов оно, однако, еще не вышло за рамки борьбы, проходившей под традиционалистскими лозунгами. Наиболее крупным из таких выступлений было восстание 1957 — 1959 гг. во внутренней части Омана, которым руководили религиозные и родо-племенные лидеры. Цель восстания заключалась в реставрации власти имама секты ибадитов. Подобные выступления отмечались также в отдаленных отсталых районах южной части Йемена и в ряде княжеств Персидского залива.
Вместе с тем набирало силу национально-освободительное движение, которое связывало борьбу против империализма с осуществлением демократических преобразований. Огромное влияние на развитие национально-освободительного движения оказали египетская революция 1952 г., провал тройственной агрессии против Египта в 1956 г. и успехи антиимпериалистической борьбы в других арабских странах. В Кувейте, Бахрейне, Катаре особого подъема национально-освободительное движение достигло в дни тройственной агрессии против Египта в 1956 г. В это время здесь возникли первые демократические политические организации, позднее сыгравшие важную роль в демократическом движении в этих княжествах. В 1960 г. массовые народные демонстрации в столице Катара Дохе заставили эмира, проводившего реакционную деспотическую политику, отказаться от власти. Но смена правителя ничего не изменила.
В Саудовской Аравии поднялось на новую ступень рабочее и демократическое движение. В 1953 и 1956 гг. состоялись забастовки рабочих-арабов на предприятиях американской компании АРАМКО. В 1953 г. была создана первая политическая организация – Фронт национальных реформ, переименованный в 1958 г. во Фронт национального освобождения. Фронт объединил интеллигенцию и разработал хотя и нечеткую, но широкую программу с требованиями ликвидации империалистического засилья, проведения демократических реформ, развития национальной экономики. В 1956 г. в центральной части страны – Неджде против реакционных порядков выступили учащиеся. Выступления против существующих порядков жестоко пресекались. В 1953 г. в Саудовской Аравии был учрежден Совет министров, что несколько ограничило власть короля. Однако позиции правящей феодальной верхушки оставались прочными.
Наибольшего размаха освободительное движение достигло в Адене, подчиненном Англии. В возникшей здесь в 1950 г. Лиге сынов Южной Аравии все больший вес приобретали патриотические силы, выступавшие против соглашательской позиции официального руководства Лиги. Патриотические круги, в авангарде которых шли рабочий класс и средние городские слои Адена, выдвинули лозунг создания единого национального фронта, который бы возглавил борьбу за освобождение страны от ко-лониальной зависимости и за демократические преобразования. Неоднократные восстания племен в 1950—1959 гг., забастовки и демонстрации рабочих и торговцев в Адене в 1954—1958 гг. расшатывали режим колониального угнетения и господства феодально-компрадорских верхов. В 1956 г. был создан Конгресс профсоюзов Адена, игравший важную роль в политической жизни.
В Йемене освободительное движение постепенно восстанавливало свои силы, ослабленные в результате поражения 1948 г. Большое влияние на развитие антиабсолютистской борьбы в Йемене оказала египетская революция. В 1952 г. была создана новая политическая организация – Йеменский союз, которая, используя опыт Египта, установила в 1953 г. связи с недовольными режимом йеменскими офицерами. В марте 1955 г. гарнизон г. Таизз во главе с полковником Ахмадом ас-Суляя поднял восстание. Это выступление, плохо подготовленное и не имевшее связи с народными массами, через несколько дней было подавлено. Ас-Суляя и другие руководители восстания были казнены. Большой резонанс получили восстания племен, имевшие место в 1957 и 1959 гг., а также волнения солдат гарнизонов Саны, Хадджи, Эль-Бейды. В ходе восстания племен хашед в 1959 г. впервые в истории Йемена был выдвинут лозунг ликвидации монархии. Вскоре это требование было поддержано основными оппозиционными группировками, в том числе кружками «Свободных офицеров», которые возникли после восстания 1955 г.
Таким образом, в 50-х годах в странах Аравийского полуострова происходили важные социально-экономические и политические процессы. Они являлись составной частью серьезных сдвигов, имевших место в большинстве стран Юго-Западной Азии, где активизировалась борьба против реакционных правящих кругов и за-силья иностранного монополистического капитала.
Борьба прогрессивных сил за демократическое переустройство всей внутренней жизни стран Аравийского полуострова была самым тесным образом связана с национально-освободительным движением, направленным против империалистических держав, сохранявших на Аравийском полуострове сильные экономические, военные и политические позиции.
P.S. Субъективные впечатления теже : история Йемена и Адена по прежнему изложена крайне мутно.
Неясно также поддерживал ли кто из-за рубежа выступления в Саудовской Аравии и британских протекторатах.
Источник
Всемирная история. т. XII. М. Мысль. 1979. С. 410-413.
Аравийский полуостров
Аравийский полуостров – это крупнейший на земном шаре полуостров, который располагается в юго-западной части Азии.
Аравийский полуостров — полуостров Азии. Один из самых больших полуостровов нашей планеты — Аравийский, который расположен на границе между Африкой и Азией. Бескрайние пустынные плоскогорья и невысокие горы покрывают большую часть полуострова. Вопреки ожиданиям, аравийские пейзажи не выглядят скучными и однообразными. Эти удивительные места на редкость богаты уникальными природными достопримечательностями и таят в себе немало неразгаданных тайн.
Одна из самых впечатляющих природных красот полуострова — горы Шаммар, образованные гранитными породами розового цвета.
В лучах заходящего солнца розовые горы с отдельными ярко-красными вкраплениями руды выглядят фантастически красиво. Согласно местной легенде, эти красные пятна — кровь библейского братоубийцы Каина, навеки запекшаяся на камнях как напоминание потомкам о страшном преступлении.
Видео — СТГ. Аравия: верблюды, трубы, РМТ
Не менее интересна горная цепь Аль-Хиджаз, протянувшаяся вдоль побережья Красного моря. Покрытые черной застывшей лавой склоны гор поражают мрачной, мистической красотой. Своеобразная таинственная атмосфера этих мест усиливается жалобными, напоминающими звучание арфы звуками, издаваемыми поющими дюнами, которые примыкают к северной части Аль-Хиджаза.
Жуткое и вместе с тем завораживающее впечатление производит Красная пустыня, названная так за необычный цвет песка — красный, почти малиновый. Издали эта таинственная пустыня напоминает кровавое море. Вся ее поверхность испещрена бороздами и воронками, в которых нередко скрываются небольшие оазисы и родники.
Путешествие на Аравийский полуостров позволит не только полюбоваться замечательными ландшафтами, но и совершить поездку по пустыне на верблюдах, познакомиться с образом жизни бедуинов, поучаствовать в джип-сафари по дюнам.
Красоты аравийской природы и экстремальные развлечения привлекают в аравийские пустыни множество туристов со всего мира. Еще большей популярностью пользуются прибрежные регионы полуострова, омываемые водами Аравийского и Красного морей, Персидского, Аденского и Оманского заливов, и притягивающие в эти края множество любителей пляжного отдыха. На побережье расположено огромное количество курортов, как дорогих и элитных, так и доступных туристам с не слишком высоким уровнем достатка.
Практически все государства, расположенные на Аравийском полуострове (Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Кувейт, Катар), уделяют значительное внимание развитию туризма. Наиболее развита туристическая инфраструктура в ОАЭ. В популярных курортных центрах этой страны: Дубае, Абу-Даби, Шардже, Фуджейре можно провести фантастический отпуск, наслаждаясь природными богатствами и великолепным сервисом.
Самым искушенным и требовательным туристам великолепно подойдет отдых в Абу-Даби, который по праву считается одним из самых роскошных городов мира. Любителям совмещать пляжный отдых с увлекательными экскурсиями лучше выбрать Дубай, известный своей самобытной архитектурой. Тихая и уютная Фуджейра придется по душе тем, кто хочет отдохнуть от суеты и шума больших городов.
В последние годы все больше туристов отдает предпочтение отдыху в Катаре. Природные условия, предлагаемые развлечения и уровень сервиса на курортах этой страны практически не отличаются от аналогичных в ОАЭ, а вот цены существенно ниже.
Значительные перспективы в развитии туризма открываются и перед Оманом, удивляющим гостей неповторимым сочетанием экзотики, древней истории и ультрасовременности. Страна изобилует развлечениями на любой вкус: экзотический шоппинг, во время которого можно выгодно приобрести ювелирные и резные изделия; великолепные древние мечети, замки и крепости — прекрасные образцы традиционной арабской архитектуры; изумительные природные достопримечательности (к примеру, сталактитовая пещера Эль-Хута с уникальной подземной экосистемой); замечательные пляжи, шикарные отели и демократичные кемпинги и многое другое.
Саудовская Аравия привлекает внимание туристов, прежде всего, как уникальная сокровищница исторических и культурных ценностей. В западной части страны, известной также как Хиджаз, расположены одни из главных святынь мусульманского мира — древние города Мекка и Медина, ежегодно посещаемые тысячами паломников.
Приверженцы активного отдыха также не будут разочарованы поездкой в Саудовскую Аравию. Конные и верблюжьи туры, дайвинг и глубоководная охота, яхтенный спорт и водные прогулки на традиционных арабских судах «хури» и «самбук» — все эти виды развлечений предложат вниманию туристов лучшие курорты страны.
Посещение любой из стран Аравийского полуострова подарит множество ярких впечатлений и позволит хотя бы немного приблизиться к разгадке тайн загадочного экзотического Востока.
Аравийский полуостров
, полуостров на юго-западе Азии, представляющий собой пустынное плоскогорье площадью около трех миллионов квадратных километров. На территории полуострова расположены такие современные государства, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты и другие. По некоторым теориям, разделяемым не всеми исследователями, северная часть Аравийского полуострова была колыбелью семитских народов.
В Библии содержится немало упоминаний об Аравийском полуострове и его обитателях. Приводимые в ней патронимические и топонимические данные, связанные с Аравийском полуострове (Быт. 10:26–29, 25:1–5, 13–16, 36:11,12; I Ц. 9:26–28, 10:13; Иов 2:1), во многом хорошо согласуются с показаниями как надписей, найденных в ряде мест полуострова, так и ассирийских, вавилонских и греческих источников.
С начала мусульманского периода, то есть с 7 в. н. э. и вплоть до новейшего времени, северная и центральная части Аравийского полуострова, совпадающие по площади со значительной частью современной Саудовской Аравии и населенные северно-арабскими племенами (Бану-Мудар), часто носили расширительное общее название Хиджаз, в строгом смысле являющееся наименованием лишь области Аравийского полуострова, расположенной вдоль северо-западного берега Красного моря. Юго-западная часть Аравийского полуострова, населенная южно-арабскими племенами (Бану-Кахтан), носила в предмусульманский период название Химьяр, а затем получила название Йемен, под которым она известна до настоящего времени. В настоящей статье рассматриваются сведения об истории евреев в северной и центральной частях Аравийского полуострова (о евреях в юго-западной части Аравийского полуострова см. Йемен; см. также Аден).
Арабские предания возводят поселение евреев в Хиджазе (в узком значении этого географического термина) ко времени Моисея или ко времени царя Давида. Из надписей вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.) и так называемой «Молитвы Набонида» (найденной среди Мертвого моря свитков) явствует, что некоторые из евреев, находившихся в изгнании в Вавилонии, переселились в Хиджаз в 6 в. до н. э. О существовании здесь еврейских поселений на рубеже н. э. и в первые вв. н. э. говорят еврейские имена собственные и обозначение ряда упоминаемых лиц как евреев в арамейских, набатейских и лихьянских надписях этого периода, обнаруженных в местностях Хиджре (Мада‘ин Салих), Дедан (ал-Ула) и Тайма.
Существование еврейского поселения в Хиджре в 1 в. до н. э. подтверждается и тем, что римский полководец Элий Галл нашел в этом городе евреев, когда он остановился в нем во время своего похода на Йемен в 25 г. до н. э. Еврейский отряд, который Ирод послал Галлу, должен был служить в этом походе связующим звеном между римским войском и еврейскими общинами Аравийского полуострова.
Лихьянские надписи указывают на возможность существования в части Хиджаза в конце 4 в. н. э. царства, населенного евреями или арабами, принявшими иудаизм. В классической арабской поэзии сохранились имена и произведения еврейских поэтов, живших на Аравийском полуострове в период, предшествовавший исламу, и в начале исламского периода (см. Арабская литература). Арабские историки упоминают около 20 еврейских племен, населявших Хиджаз до начала и в начале исламского периода. Наиболее крупными среди них были Бану-Надир и Бану-Курайза, прозванные ал-Кахинан (то есть Два священнических племени) и Бану-Кайнука. Много евреев жило в Хайбаре и других оазисах Аравийского полуострова.
После разгрома в 525 г. христианами-эфиопами войск принявшего иудаизм правителя южноарабского Химьярского царства Зу Нуваса и гибели последнего многие еврейские беженцы из южной части Аравийского полуострова поселились в окрестностях Та‘ифа. В тот же период ряд арабских племен в районе Ясриба (Медины), в том числе осевшие в Хиджазе южноарабские племена Бану-л-Авс и Бану-Хазрадж, были вассалами живших там еврейских племен. Положение изменилось в начале 7 в., когда еврейские и арабские племена Ясриба фактически поменялись ролями, что нашло отражение в договоре, заключенном в 620–622 гг. между основоположником ислама Мухаммадом, с одной стороны, и авситами и хазраджитами — с другой, что дало возможность Мухаммаду в 622 г. переселиться из Мекки в Ясриб (который получил в связи с этим наименование Мединат ан-наби, то есть Город пророка или, сокращено, Медина).
Мухаммаду не удалось обратить в ислам евреев Медины, и к концу второго года его пребывания в этом городе отношения между ним и евреями стали враждебными. Мухаммад изгнал из района Медины все еврейские племена; все мужчины племени Бану-Курайза были по его приказу убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Земли еврейских племен были захвачены последователями Мухаммада. В 627 г. он разгромил евреев Хайбара, после чего они, а также евреи, жившие в других местах Северного Хиджаза, были лишены права собственности на свои земли и превратились в их арендаторов.
Принято считать, что уже в правление халифа Омара ибн ал-Хаттаба (634–644) евреи были изгнаны из северной и центральной частей Аравийского полуострова, причем формальным основанием для этого послужил хадис (устная передача слов Мухаммада от имени одного или нескольких его сподвижников, слышавших эти слова), в котором Мухаммаду приписывалось заявление о недопустимости существования в Хиджазе двух религий. Однако, как свидетельствуют арабские источники и данные Каирской генизы, много евреев проживало в Хиджазе еще в 10–11 вв.
С 12 в. достоверные сведения о евреях в северной и центральной частях Аравийского полуострова отсутствуют. Очевидно, начиная с этого времени запрет проживания немусульман в Хиджазе, где расположены святые города ислама Мекка и Медина, проводился неукоснительно. Лишь в 20 в., когда в Саудовской Аравии была найдена нефть, этот запрет был отменен для христиан, работающих на нефтепромыслах (без разрешения им вступать в зону святых городов). Однако и по настоящее время этот запрет остается в силе для евреев. Некоторые арабские племена Аравийского полуострова, особенно племена, связанные с Хайбаром, до сих пор сохраняют предания о своем еврейском происхождении.