Транспортные возможности Саудовской Аравии

Транспорт Саудовской Аравии

Благодаря значительным доходам от нефтедобычи Саудовская Аравия может позволить себе вкладывать немалые средства в развитие транспортной сети, которая в последние десятилетия активно развивается. На сегодняшний день в Саудовской Аравии представлены следующие виды транспорта:

  • автодорожный;
  • общественный;
  • авиационный;
  • железнодорожный;
  • морской.

Остановимся немного подробнее на каждом из них и рассмотрим особенности вариантов передвижения по стране.

Благодаря значительным доходам от нефтедобычи Саудовская Аравия может позволить себе вкладывать немалые средства в развитие транспортной сети, которая в последние десятилетия активно развивается. На сегодняшний день в Саудовской Аравии представлены следующие виды транспорта:

  • автодорожный;
  • общественный;
  • авиационный;
  • железнодорожный;
  • морской.

Остановимся немного подробнее на каждом из них и рассмотрим особенности вариантов передвижения по стране.

В Саудовской Аравии установлено правостороннее движение (руль слева). Это единственная в мире страна, где женщинам до сих пор запрещено водить автомобиль (разрешение вступит в силу только в июне 2018 года), а также ездить на велосипедах.

По данным 2006 года общая протяженность автодорог в стране составляла более 220 тыс. км, в том числе 47,5 тыс. км – магистрали с асфальтовым покрытием. В крупных городах, например, в Эр-Рияде, можно встретить восьмиполосные скоростные автодороги, а в мелких поселениях находятся преимущественно узкие грунтовые. Наиболее важные в Саудовской Аравии трассы соединяют Эр-Рияд с Эд-Даммамом, Эль-Касимом, Эт-Таифом, Мекку с Мединой и Джиддой, Джизад с Эт-Таифом и Джиддой.

Отличительной особенностью Саудовской Аравии является самая низкая во всем мире стоимость бензина ($0,13 за 1 л). В связи с этим обстоятельством автотранспорт в стране очень привлекателен.

Для того, чтобы взять напрокат машину в Саудовской Аравии, нужно быть мужчиной старше 21 года, иметь водительское удостоверение международного образца и банковскую карту.

Наиболее популярный вид междугороднего общественного транспорта в Саудовской Аравии – автобусы. Маршруты местной автобусной компании SAPTCO соединяют все самые крупные и значимые города страны. Надо отметить, что автобусы здесь современные и очень удобные, оборудованные системой кондиционирования, но перемещение на них – далеко не самый быстрый способ попасть в нужную точку.

Если вы хотите добраться с комфортом в какое-либо место Саудовской Аравии, можно воспользоваться услугами такси. Среди перевозчиков есть как официальные службы такси, так и частные. В первых цены обычно значительно выше.

В стране расположено 3 международных аэропорта. Они находятся в городах Эр-Рияд, Джидда и Даммам. Национальный перевозчик Saudi Arabian Airlines представляет большую сеть внутренних авиалиний. Лайнеры компании находятся в отличном состоянии и обслуживаются по высоким европейским стандартам. Большая часть международных рейсов осуществляется через столицу страны – Эр-Рияд. Из внутренних рейсов наиболее популярными являются перелеты между городами Эр-Рияд, Эд-Даммам, Медина, Джидда, Табук. В зависимости от направления цены на билеты варьируются от $120 до $150 в одну сторону.

В отличие от соседей по Аравийскому полуострову Саудовская Аравия может похвастаться наличием железнодорожного сообщения. При этом надо отметить, что сеть железных дорог пока недостаточно развита и представляет собой несколько сотен километров железнодорожных путей от Эр-Рияда к портам Персидского залива. Пассажирское сообщение осуществляется в настоящее время только по маршруту Эр-Рияд–Даммам, через города Харад и Эль-Хуфуф. Поезда имеют высокий уровень обслуживания, билеты можно приобрести на станциях.

Сейчас активно строятся новые участки железнодорожных путей в Абу-Аджрам и в Мекку, а также между Меккой и Мединой через Джидду.

Наличие развитой инфраструктуры для морских перевозок в стране также обусловлено экспортом из Саудовской Аравии нефти. Морские порты находятся в управлении Saudi Ports Authority. Находятся они на побережье Персидского залива и Красного моря. Самыми важными портами в Саудовской Аравии являются Эд-Даммам и Эль-Джубайль в Персидском заливе, Джидда и Янбу-эль-Бахр – в Красном море.

Грузоперевозки Саудовская Аравия

Саудовская Аравия расположена на Аравийском полуострове, с одной стороны ограничена Красным морем, с другой – Персидским заливом. Соседями Саудовской Аравии являются: Йемен, Катар, Иордания, Омман, Ирак, Кувейт, ОАЭ. Это богатая страна, экономика которой зависит от добычи природных ресурсов.

Товарооборот

Поскольку 25% мировых запасов нефти находятся именно в Саудовской Аравии, экспортное направление грузоперевозок в основном составляют поставки нефтепродуктов и газа. Однако помимо продуктов нефтепереработки Саудовская Аравия экспортирует текстильную продукцию, товары для дома. Товарооборот по этим категориям существенно меньше, если сравнивать с перевозками нефти, но, тем не менее, такое экспортное направление представлено.

Объем экспорта из России в денежном выражении составляет 450 млн долларов. Несмотря на развитость нефтяного сектора экономики в Саудовской Аравии практически не производятся промышленные товары и недостаточно развито сельское хозяйство. Все основные товары соответствующих категорий импортируются. Большую долю товарооборота с Россией занимает продукция сельского хозяйства, продукты питания – это почти 70% поставок, до 14% грузоперевозок составляет продукция химической промышленности. А остальную долю занимает экспорт древесины, целлюлозы, черных и цветных металлов, оборудования.

Способы грузоперевозок

Перевозка осуществляется морским, воздушным и сухопутным путем. Наиболее быстрый, удобный и надежный вариант – авиаперевозки, единственный недостаток которых высокая стоимость. Авиасообщение в Саудовской Аравии организовано на высшем уровне. Согласно последним данным, в стране действует 208 аэропортов. Столица Саудовской Аравии — Эр-Рияд. Это главный транспортный хаб, грузоперевозки в основном осуществляются через аэропорт столицы, но не только.

Грузы доставляют также из:

Медины и других городов.

Из Саудовской Аравии грузы прибывают в аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково. Продолжительность перевозки самолетом составит около 5-7 суток.

Морской способ доставки наиболее доступен по цене. Товар перевозят через Персидский залив и Красное море. В Саудовской Аравии действует 7 морских портов. Однако недостаток этого способа в длительности доставки. Время транспортировки из порта в порт составляет примерно 22-30 дней. Чтобы сократить сроки, можно использовать мультимодальный способ, например, комбинацию морского и сухопутного или воздушного и сухопутного способов. Однако следует иметь в виду, что доставка наземными видами транспорта осложнена военно-политической обстановкой в регионе.

Отправка грузов осуществляется из портов РФ и Средиземного моря. Товары могут быть доставлены не только в российские порты, но и в ряд европейских или прибалтийских стран, например, Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург, Таллин, откуда транзитом они будут отправлены автомобильным или железнодорожным транспортом.

Для доставки грузов используются 20, 40 и 45 футовые контейнеры типа:

Контейнерные перевозки применяются для доставки таких видов товаров, как изделия из драгоценных камней, картонно-бумажная продукция, техническое оборудование, пластмассовые изделия и другого. Благодаря тому, что контейнер перед отправкой пломбируется, таможенное оформление выполняется в упрощённом варианте.

Расчет стоимости доставки выполняется индивидуально и зависит от расстояния до конечного пункта, категории груза, его параметров, сроков доставки, способа транспортировки, особенностей таможенного оформления. Причем при доставке сборного груза заказчик экономит финансовые средства, поскольку он оплачивает доставку по весу или объему партии груза. При этом груз оформляется как единый, и перевозчик выполняет оформление бумаг самостоятельно.

Наши услуги

Компания «СБ Карго» осуществляет оперативную перевозку грузов в Саудовскую Аравию и в обратном направлении. Для наших клиентов мы разрабатываем наиболее удобные маршруты, предлагаем выгодные условия, доставляем разные типы грузов, в том числе опасные, ценные. В наши обязанности входит:

консультация по вопросам ВЭД, благодаря чему вы можете оптимизировать свою внешнеторговую деятельность;

подбор кодов товара ТН ВЭД;

подготовка и проверка документов;

контроль над состоянием груза при перевозке;

хранение товара на складе;

таможенное оформление грузов;

расчёт таможенных платежей и возможных издержек;

передача товара получателю и другое.

Мы сотрудничаем с ведущими перевозчиками. Это позволяет нам выполнять перевозку на выгодных началах и максимально быстро. Можем оформить недостающие сертификаты или другую разрешительно-сопроводительную документацию. Поможем доставить сборные контейнерные грузы, генеральные. Обращайтесь к нам, если нужно перевезти насыпной или наливной груз. Специалисты «СБ Карго» готовы выполнить ваш заказ от и до:

получить груз у отправителя;

организовать доставку в аэропорт;

погрузить товар на самолет;

подготовить и подать необходимые документы для таможенного оформления;

растаможить ваш груз и отправить его конечному грузополучателю.

Транспортные возможности Саудовской Аравии

Физико-географические условия. Саудовская Аравия занимает большую часть Аравийского п-ова, а также мелкие острова, разбросанные вдоль побережья в Красном море и Персидском заливе. Ее площадь свыше 2 млн. км2. Эта цифра в какой-то степени условна, так как границы с рядом государств никогда окончательно не демаркировались.

На юге Саудовская Аравия граничит с ЙАР, НДРЙ и султанатом Оман, на востоке — с Катаром и ОАЭ, на севере — с Иорданией, Ираком и Кувейтом (рис. 1). Вся территория административно делится на четыре провинции: Хиджаз и Асир расположены в районах Красноморского побережья. Неджд охватывает всю внутреннюю Аравию, Восточная выходит к Персидскому заливу.

Рельеф. Значительная часть страны покрыта песками (пустыни и полупустыни) и скалистыми горами. Почти вся поверхность представляет собой плоскогорье, отдельные высоты которого в центральных районах достигают 1300 м. Края его на западе и юго-востоке приподняты. Вдоль побережья Красного моря широкой полосой протянулись горы Джебель-Хиджаз, оставляя узкую прибрежную полосу. В северной и центральной частях плоскогорье постепенно понижается с запада на восток и в районе Персидского залива образует широкую низменность Эль-Хаса. Большая часть внутренней области плоскогорья занята песчаными грядами, круто обрывающимися за пределами Саудовской Аравии к Аденскому заливу. Берега преимущественно низкие, песчаные, слабо изрезанные.

Климат сухой тропический. Лето очень жаркое (средняя температура июля + 30° С), зима теплая (января +7° С), на севере иногда бывают заморозки до — 10°С. Количество осадков на большей части территории менее 100 мм в год. В стране нет ни одной постоянно текущей реки, временные потоки образуются только после дождей. Основную роль в водоснабжении играют грунтовые воды.

Население. В Саудовской Аравии никогда не публиковались официальные данные о переписи населения. По оценкам статистических ежегодников ООН, его численность примерно 7730 тыс. человек. Сюда входит около 2 млн. иностранных рабочих и служащих разных национальностей (из ЙАР, Египта, Судана, Индии, Пакистана и т. д.). В стране проживает до 30 тыс. американцев, 12 тыс. англичан и 18 тыс. человек из других европейских стран. Саудовские власти заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы вследствие малочисленности и отсталости коренных жителей. Подавляющее большинство населения — арабы, около 2/з из них — кочевники и полукочевники.

Государственный строй. Саудовская Аравия — абсолютная теократическая монархия. Конституции нет, формально ее заменяет Коран — священная книга мусульман. Официальные круги проповедуют исламскую идеологию ваххабитского толка. Большинство жителей по вероисповеданию — мусульмане-сунниты, в восточных районах проживают в основном мусульмане-шииты. Страна является центром исламизма на Ближнем Востоке, на ее территории расположены «святые места» для всех мусульман мира (Мекка и Медина).

В руках короля сосредоточена законодательная, исполнительная и духовная власть (в настоящее время у власти находится король Халед). Он — глава государства, премьер-министр, верховный главнокомандующий и имам (высшее религиозное лицо в стране).

Официальный наследник — принц Фахд, который в настоящее время от имени короля практически управляет Саудовской Аравией. По существу, всю общественно-политическую жизнь и внешнюю политику страны контролирует правящий клан, включающий более 5 тыс. принцев.

Основой экономики является нефтедобыча, которая превышает 450 млн. т в год и приносит доход 40 млрд. долларов. Страна занимает второе место в капиталистическом мире (после США) по производству и первое по экспорту этого сырья. Так, 25 проц. импортируемой Соединенными Штатами нефти вывозится в настоящее время из Саудовской Аравии

Полагают, что в 1985 году эта цифра может достигнуть 50 проц. Па долю нефти приходится более 95 проц экспорта, свыше 90 проц. государственных доходов и 70 проц. валового национального продукта. Разведанные здесь запасы «черного золота» оцениваются в 23 млрд. т (примерно четверть всех мировых запасов).

После того как в феврале 1979 года саудовское правительство национализировало американскую компанию АРАМКО, вся нефтедобыча в стране ведется государственной компанией ПЕТРОМИН. Основные месторождения находятся на востоке и в районе шельфа Персидского залива (Гавар, Абкайк, Саффания, Барри, Абу-Хадрия, Абу-Сафа, Эль-Катиф, Фадили, Манифа, Хирсания, Даммам, Марджан, Зулюф, Хурайс). В настоящее время здесь имеется 26 действующих разведывательных бурильных установок. Из 37 месторождений добыча ведется лишь на 15. В 1985 году для удовлетворения растущих потребностей Запада, по оценке иностранных специалистов, в стране планируется добыть около 800 млн. т нефти. Главные импортеры — Япония, США, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания.

Основными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. В соответствии со вторым пятилетним планом развития экономики на 1976 — 1980 годы (общие капиталовложения 142 млрд. долларов) предполагается создать новые отрасли: нефтехимическую и металлообрабатываю-щую промышленность, а также черную и цветную металлургию.

Планом предусматривается проведение работ по сооружению двух главных индустриальных центров — в городах Эль- Джубайль и Янбо. Крупнейший в стране промышленный комплекс в Эль-Джубайле, строительство которого планируется завершить в 1992 году, будет включать неф-теперерабатывающие и нефтехимические предприятия, заводы по выпуску стали и алюминия, морской порт, аэропорт, город с населением 200 тыс. человек. Зарубежные специалисты считают, что Эль-Джубайль станет базой для развития военной промышленности страны.

Сельское хозяйство (занято около 70 проц. населения) развито слабо. В нем господствует крупное землевладение, сохранились пережитки феодальных отношений. Из 32,5 млн. га пригодных для обработки земель возделывается лишь 500 тыс. га, что связано с недостатком воды. Около половины потребности в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.

В результате выполнения второго пятилетнего плана, по которому на развитие сельского хозяйства выделено 10,8 млрд. долларов (в три раза больше, чем в 1971 — 1975 годах), площадь поливных земель должна быть увеличена до 1,2 млн. га, производство пшеницы возрасти в два раза (250 тыс. т). Значительный рост производства продуктов питания ожидается в середине 80-х годов, когда намечается построить крупные ирригационные сооружения в районах Джизан, Наджран, Абха, Эль-Ахса, Хуфуф, а также на северо-востоке страны.

Пути сообщения. Транспортные коммуникации Саудовской Аравии, по оценке иностранной прессы, развиты недостаточно.

Железнодорожная сеть связывает столицу Эр-Рияд с портом Даммам и центром нефтепромыслов Дахран. Ее длина (с учетом веток местного значения) 692 км. Линия одноколейная. Ширина колеи 1435 мм. Существует проект продолжения этой магистрали от Эр-Рияда до Медины и Джидды. Принято решение о восстановлении недействующей однопутной Хиджазской железной дороги (ширина колеи 1050 мм), соединяющей г. Медина со столицами Сирии (Дамаск) и Иордании (Амман).

Шоссейные дороги связывают нефтепромыслы между собой и с портами в Персидском заливе — Даммам, Рас-Таннура, Эль-Хубар. Шоссе проложены также в другие страны: одно в Кувейт и Ирак и другое в Иорданию, Сирию и Ливан.

В последние годы на развитие транспортной сети отпускается около половины бюджетных ассигнований на нужды экономики. В результате протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием с начала выполнения первого пятилетнего плана увеличилась почти в два раза и достигла, по данным зарубежной печати, 16 тыс. км.

За период 1975—1980 годов предусматривается завершить проектирование 5700 км асфальтированных и 17 000 км грунтовых дорог, построить 1300 км асфальтированных и 10 250 км грунтовых (на схеме показана сеть дорог по плану на 1980 год).

Трубопроводы. Для доставки нефти к портам создана сеть нефтепроводов. По территории страны проходит нефтепровод американской компании «Таплайн», соединяющий Абкайк с ливанским портом Сайда. Его длина 1720 км, диаметр труб 762 мм, пропускная способность 30 млн. т в год. Проложены нефтепроводы из Дахрана в порты Эль-Хубар и Рас-Таннура, а также в Бахрейн (подводный) и другие.

В 1981 году планируется завершить строительство подземного нефтепровода, который свяжет Гавар и Абкайк с портом Янбо на Красном море. Он сократит на 5000 км путь доставки саудовской нефти в Европу и уменьшит зависимость ее экспорта от транспортных магистралей в Персидском заливе.

Морской транспорт. Связь Саудовской Аравии с внешним миром осуществляется главным образом морским путем. Джидда — крупнейший порт на побережье Красного моря. Он хорошо защищен с севера и юга коралловыми рифами, зани мает площадь 154 га и может принимать одновременно 22 судна грузоподъемностью до 30 тыс. т. Общий грузооборот порта 8 млн. т в год. Программой его модернизации предусматривается увеличить к 1981 году количество причалов до 45 и пропускную способность до 17 млн. т в год. Он сможет обслуживать суда водоизмещением 80 тыс. т. Ведется строительство судоремонтного предприятия с двумя плавающими доками. По сообщениям зарубежной печати, здесь начато также сооружение военно-морской базы.

Порт Даммам — основной на побережье Персидского залива — обеспечивает обработку сухогрузных судов. В дополнение к существующим в настоящее время 30 причалам к 1981 году предусматривается построить десять новых. В результате ежегодная пропускная способность должна возрасти до 12 млн. т.

Для вывоза нефти и нефтепродуктов ис-пользуется специализированный порт Рас-Таннура, через который осуществляется 70 проц. экспорта всего жидкого топлива. Здесь построены два пирса, 20 причалов, четыре терминала, нефтехранилища. В районе порта сооружены три специальные платформы для швартовки супертанкеров грузоподъемностью 250 — 400 тыс. т.

В порту Янбо (девять причалов, годовой грузооборот 2,4 млн. т) проходят обработку сухогрузные суда. После окончания строительства нефтепровода Аб- кайк—Янбо и реконструкции порта (предполагается число причалов довести до 14, грузооборот — до 3,6 млн. т) через него будет вывозиться 25 проц. добываемой в стране нефти.

Порт Эль-Джубайль рассматривается в качестве будущей ВМБ, где планируется построить 28 причалов. В настоящее время это база рыболовецкого флота. В дальнейшем здесь предусматривается иметь два терминала. Намечается также строительство доков для ремонта судов.

Порт Джизан — единственный, обеспечивающий доступ в южные районы страны. Основная часть крупнотоннажных судов обрабатывается на рейде с помощью барж. Имеет четыре причала. В настоящее время в дополнение к имеющемуся 420-м волнолому строятся еще два.

Как сообщает зарубежная пресса, в Саудовской Аравии пока нет специально оборудованных ВМБ. Патрульные катера в основном базируются в Красном море в портах Джидда и Янбо, в Персидском заливе — Рас-Таннура, Даммам, Эль-Джубайль.

Аэродромная сеть. Согласно данным иностранной печати. Саудовская Аравия с помощью США создает современные военно-воздушные базы, в том числе в районах Дахран, Эль-Батан, Табук, Хамис-Мушайт. Кроме того, ВВС используют аэродромы в городах Эр-Рияд, Джидда, Эт-Таиф, Наджран. Все они имеют ВПП длиной 3000 м, современные средства навигационного оборудования и службы аэродромного обеспечения.

Определяя значение каждой из этих баз, зарубежная пресса указывает, что Дахран является важным связующим пунктом в цепи американских баз между Азией и Атлантикой. Базы Хамис-Мушайт и Наджран предназначены для использования в случае обострения отношений с НДРЙ, а Табук и Эль-Батан — для контроля за северными границами.

При необходимости авиация может быть рассредоточена на аэродромах, которые в настоящее время обслуживают гражданскую авиацию (Турайф, Бадана, Сакака, Хаиль, Хуфуф, Эль-Мишъаб, Эль- Убанла, Бурайба. Эр-Расс, Эль-Маджмаа, Эль-Ямама, Эль-Ваджх, Медина, Тураба, Биша, Джизан, Тамра).

Вооруженные силы. В Саудовской Аравии существуют регулярные вооруженные силы, национальная гвардия и береговая охрана.

Вооруженные силы комплектуются на добровольной основе. Их общая численность, согласно сообщениям иностранной прессы, 58,5 тыс. человек, в том числе в сухопутных войсках — 45 тыс., ВВС — 12 тыс., ВМС — 1,5 тыс. человек.

Сухопутные войска включают одну бронетанковую бригаду, пять пехотных бригад и 11 артиллерийских дивизионов. На вооружении находятся более 300 французских танков АМХ-30 и свыше 250 американских М60.

ВВС имеют в общей сложности 162 боевых и учебно-боевых самолета. Наиболее современными считаются 70 американских истребителей-бомбардировщиков F-5E, базирующихся на аэродромы в Эт-Таиф и Хамис-Мушайт, 42 английских «Лайтнинг» (аэродромы в Табук и Хамис-Мушайт). В начале 80-х годов саудовские ВВС получат из США 60 самолетов F-15 (стоимость контракта 2,5 млрд. долларов), соглашение о поставках которых было достигнуто в рамках комплексной сделки, предусматривающей также продажу 50 машин F-5E Египту и 90 (F-15 и F-16) Израилю.

Корабельный состав ВМС включает трн торпедных, девять сторожевых и около 80 устаревших патрульных катеров береговой охраны.

Опорой режима является национальная гвардия (50 тыс. человек), которая набирается из представителей племен, поддерживающих короля. В ее обязанности входит также охрана нефтяных месторождений и подавление народных выступлений.

Численность береговой охраны 6,5 тыс. человек.

Переоснащение и укрепление саудовской армии осуществляется при активной помощи США, которые в 1978 году продали Эр-Рияду оружие и военную технику на сумму 4,1 млрд. долларов. В стране находится более 6 тыс. американцев, оказы вающих помощь в подготовке вооруженных сил и обслуживании военной техники.

Оказываемая западными странами, и прежде всего США, широкая помощь в развитии инфраструктуры и вооруженных сил Саудовской Аравии преследует цель обеспечить бесперебойное поступление нефти на капиталистический рынок и надежность морских коммуникаций в Персидском заливе и Красном море. Наличие на ее территории крупных портов и современных аэродромов создает, по оценке зарубежных специалистов, благоприятные условия для базирования авиации и ВМС империалистических государств при про-ведении военно-политических акций против прогрессивных сил в регионе. Усиленно вооружая Саудовскую Аравию, Вашингтон стремится использовать ее для сколачивания под своей эгидой военных блоков в Персидском заливе и Красном море, поддержки самых реакционных режимов и консервативных сил на Арабском Востоке и Африканском континенте.

Подполковник Ю. Седов.

Источник – “Зарубежное военное обозрение” №6 1979.

Дорожная сеть Саудовской Аравии

Саудовская Аравия — одно из наиболее крупных арабских государств на Ближнем Востоке — занимает 2/3 территории Аравийского п-ова. Недра страны чрезвычайно богаты нефтью, запасы которой составляют около 1/5 всех разведанных запасов нефти капиталистических и развивающихся стран. Добыча нефти осуществляется в основном иностранными нефтяными компаниями, главным образом американской компанией АРАМКО («Арабиен Американ ойл компани»).

Империалистические круги Запада рассматривают территорию Саудовской Аравии как основной плацдарм для «зашиты своих интересов» в зоне Персидского залива, т. е. для установления контроля над огромными нефтяными месторождениями в странах Персидского залива и всего Ближнего и Среднего Востока, как плацдарм для борьбы против национально-освободительного движения народов этого региона.

До последнего времени основными путями сообщения между отдельными районами Саудовской Аравии, разделённых значительными расстояниями, оставались главным образом древние караванные пути и тропы. Строительство автомобильных дорог велось преимущественно в местах добычи нефти (в северо-восточных районах) в интересах нефтяных компаний.

Наряду с технической отсталостью сдерживающее влияние на развитие сухопутных путей сообщения оказывают крайне неблагоприятные природные условия. Территория Саудовской Аравии представляет собой пустынное плато, расположенное на высоте от 500 до 1300 м над уровнем моря, над которым возвышаются отдельные горные хребты и массивы. Огромные пространства занимают пустыни, поверхность на значительной части которых покрыта сыпучими песками. Наиболее обширной является пустыня Руб-эль-Хали, занимающая всю юго-восточную часть территории страны. Вдоль побережья Красного моря протянулась цепь гор, в том числе самые высокие в стране горы Джибаль-Хиджас. В примыкающих к побережью Красного моря районах большие пространства покрыты затвердевшей магмой — так называемыми лавовыми полями. Саудовская Аравия относится к странам с сухим и жарким климатом (на значительной части территории страны выпадает менее 100 мм осадков в год), здесь полностью отсутствуют поверхностные источники пресной воды и насчитывается ограниченное количество колодцев и артезианских скважин.

Отсутствие хороших путей сообщения стало в современных условиях серьёзным тормозом для развития экономики страны, ее внутрихозяйственных и межгосударственных связей, отрицательно сказываясь на обеспечении развития вооружённых сил Саудовской Аравии, оснащаемых с помощью западных держав, в первую очередь США и Великобритании, современным вооружением и боевой техникой. Создавшееся положение вынудило правящие круги страны и стоящие за ними империалистические силы Запада ускорить проведение мероприятий по развитию сухопутных путей сообщения, и прежде всего автомобильных дорог. Основным видом транспорта считается автомобильный, как наиболее отвечающий природным условиям страны.

Автомобильные дороги

В 1950 году была принята первая программа строительства и реконструкции автомобильных дорог. До 1963 года было построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог. Вторая программа осуществлялась с 1963 по 1970 год с помощью иностранных фирм. За это время сооружено и реконструировано около 5,2 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием. В 1973 году в Саудовской Аравии, по официальным данным, насчитывалось 8 тыс. км современных автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время в стадии строительства находится около 2 тыс. км и предполагается проложить еще около 3,5 тыс. км новых магистралей. В 1975 году, в соответствии с третьей программой строительства и реконструкции основных автомобильных дорог, протяжённость автомобильной дорожной сети превысила 15 тыс. км, в том числе около 10 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием.

На развитие сети основных автомобильных дорог в Саудовской Аравии выделяются значительные средства. По сообщениям иностранной печати, на осуществление только второй программы по бюджету министерства коммуникаций было выделено более 3100 млн. риалов. В период с 1970/71 по 1974/75 финансовые годы (начинается 1 августа) общая сумма расходов по третьей программе была определена в 3919 млн. риалов, в том числе 1946,9 млн. на строительство основных автомобильных дорог.

К сооружаемым в стране автомобильным дорогам предъявляются довольно высокие технические требования. По сведениям иностранной печати, расчетная скорость движения на них, за исключением горных участков, составляет 100 км/ч. Это обеспечивается устройством поворотов с большими радиусами кривых и плавным сопряжением продольных уклонов, а также созданием условий хорошего обзора для водителей. Ширина проезжей части дорог 7 м с двухметровыми обочинами с каждой стороны. На наиболее важных направлениях дороги сооружаются с двумя раздельными полосами движения, обеспечивающими движение транспорта в два ряда в каждом направлении. В качестве дорожного покрытия применяется высокопрочный жаростойкий асфальтобетон, который готовится на подвижных асфальтобетонных заводах. Такое покрытие укладывается на щебеночное основание, подготовленное из асфальтобетона с заполнителем из более крупных фракции. Через сухие русла (вади), которые большую часть года остаются без воды и лишь в период дождей на короткие промежутки времени превращаются в бурные труднопреодолимые потоки, сооружаются железобетонные мосты большой грузоподъёмности, обеспечивающие движение самых тяжёлых транспортных средств.

Для осуществления программ строительства и реконструкции дорожной сети привлекаются значительные силы и средства. Так, по официальным данным министерства коммуникаций, в 1969 году общее число занятых в изысканиях, проектировании и строительстве дорог и дорожных сооружений составляло 7070 человек, в том числе 108 инженеров, 117 изыскателей и специалистов по определению объёмов работ, 42 техника-лаборанта, 11 чертежников, 1658 техников и мастеров, 364 механика, 47 электротехников и электромонтеров, 164 плотника и слесаря, 3029 рабочих-дорожников, 1192 водителя автомобилей и оператора дорожных машин и механизмов, 338 человек административного и управленческого персонала.

К началу 1975 года в стране была в основном создана сеть автомобильных дорог, связывающих между собой важные районы; продолжается строительство дорог в сельских районах.

Основными автомобильными дорогами Саудовской Лравии являются:

— Даммам — Эр-Рияд — Эт-Таиф — Мекка — Джидда протяжённостью 1528 км (рис. 1). Эта трансарабская автомобильная дорога была сооружена в 1967 году. С вводом её в эксплуатацию обеспечено сухопутное сообщение между столицей Саудовской Аравии Эр-Рияд и г. Джидда (важным портом на побережье Красного моря) и нефтеэкспортными портами на побережье Персидского залива. Намечено спрямить трассу этой дороги примерно на 140 км за счет строительства новой дороги на участке Эль-Музахимия — Залим протяжённостью 457 км. Работы по её строительству уже ведутся на участке Эль-Музахимия — Эль Кувайия.


Рис. 1. Участок автомобильной дороги Мекна—Эт-Таиф

— Эль-Мадина (Медина) — Табук — Эль-Мудаввара, где она соединяется с дорожной сетью Иордании. Трасса дороги протяжённостью 785 км проходит по древнему караванному пути «в Мекку и Медину». Строительство её на всём протяжении было закончено до 1963 года. После оккупации Израилем Синайского п-ова, от неё было построено ответвление протяжённостью 240 км до мыса Рас-Шейх-Хумаид у входа в залив Акаба и 55-километровый участок до Хакль. От Акаба до Хакль на иорданской территории по берегу залива Акаба проходит дорога, обеспечившая связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании в этом районе.

— Эль-Мидина (Медина) — Джидда протяжённостью 424 км полностью реконструирована в соответствии с принятыми в стране техническими требованиями к основным автомобильным дорогам.

— Абу-Хадрия — Рас-эль-Мишаб — Аз-Заркани (на границе с Кувейтом) протяжённость 14. км. Эта дорога через территорию Кувейта обеспечивает связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Ирака непосредственно вдоль побережья Персидского залива.

— Даммам — Абу-Хадрия — Эн-Нуайрия — Тураиф протяжённостью 1272 км. Трасса этой дороги проходит вдоль трансарабского нефтепровода «Таплайн» и далее по территории Иордании. В настоящее время завершены работы по строительству участка между Эн-Нуайрия и Тураиф. Ведутся работы по строительству дороги от Тураиф до Эль-Хадитха на границе с Иорданией протяжённостью более 170 км. В дальнейшем её предполагается продлить по территории Иордании до Азрак-Шешан, что обеспечит соединение дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании еще на одном участке границы.

— Эль-Хуфуф — Сальва протяжённостью 150 км. Эта сравнительно небольшая по протяжённости дорога построена через пустыню Эль-Джафура до границы с Катаром. На территории Катара дорога доведена до Доха (длина участка 100 км), в результате чего была обеспечена связь дорожных сетей этих двух стран.

— Эт-Таиф — Бильджурши — Абха — Джизан протяжённостью 726 км. Трасса дороги проложена высоко в горах Джибаль-Хиджас, и в летние, наиболее жаркие месяцы, движение по ней будет осуществляться лишь при благоприятных температурных условиях. Строительные работы на этой важной автомобильной дороге, предназначенной для обеспечения связи с южными, приграничными с йеменской Арабской Республикой районами страны, ведутся на последних участках трассы: Бильджурши — Абха и Абха — Эд-Дарб. Стоимость строительства составит, как предполагается, 1200 млн. риалов.

— Абха — Хамис-Мушайт — Нейджран протяжённостью 282 км. Эта дорога, строительство которой осуществлялось в трудных горных условиях, обеспечивает выход непосредственно к границе с йеменской Арабской Республикой севернее Саад.

— Эр-Рияд — Эс-Сайх — Эс-Сулейиль — Эль-Хамасин протяжённостью 040 км. Дорога проходит в центральной части страны восточнее горного хребта Джебель-Тувайк и предназначена для связи столицы Эр-Рияд с южными районами страны. В будущем предполагается проложить от неё дополнительные выходы к границам с Йеменской Арабской Республикой в районы Нейджран и Хамис-Мушайт.

В программе дальнейшего развития сети основных автомобильных дорог Саудовской Аравии предусматривается строительство ряда важных автомобильных дорог, в том числе: Шакра—Эль-Маджмаа — Эль-Артавия — Хафар-эль-Батин, Тайма — Эль-Джауф, Эс-Сайх — Эль-Удейлия, Эль-Бад — Умм-Ладдж, Эль-Мадина (Медина) — Тувваль, Мекка — Эль-Кунфида — Эд-Дарб, Нейджран — Шарура.

По сообщениям иностранной печати, в последнее время наряду с мероприятиями по дальнейшему развитию дорожной сети большое внимание стало уделяться также организации эксплуатации имеющихся автомобильных дорог и дорожных сооружений, так как значительная часть ранее построенных дорог вследствие износа, влияния климатических факторов, а главное — отсутствия надлежащего эксплуатационного обслуживания, нуждается в ремонте.

По сообщениям иностранной печати, в 1975 году в Саудовском Аравии имелось около 180 тыс. автомобилей и других транспортных средств (без учета находящихся в вооружённых силах), в том числе 100 тыс. грузовых автомобилей различных типов.

Железные дороги

Железнодорожный транспорт играет незначительную роль в транспортных перевозках страны. Государственному управлению железных дорог принадлежит единственная действующая в стране железная дорога Даммам — Эр-Рияд протяжённостью 562 км. Строительство ее было начато в 1947 году нефтяной компанией АРАМКО. Движение по ней было открыто в 1951 году. Дорога однопутная, со стандартной европейской колеёй шириной 1435 мм. Общая длина железнодорожного пути с учетом веток местного значения составляет 692 км. Промежуточные станции построены в Абкаик, Эль-Хуфуф, Харад и Эль-Хардж. В Даммам оборудованы ремонтные железнодорожные мастерские. По сообщениям иностранной печати, максимальная допустимая скорость движения пассажирских поездов 100 км/ч, грузовых — 70 км/ч. По сообщению центрального статистического бюро, в 1972 году подвижный состав дороги состоял из 25 тепловозов, более 1100 грузовых вагонов различного назначения, 85 вагонов-цистерн, 25 пассажирских и багажных вагонов.

По территории Саудовской Аравии проходит часть недействующей Хиджазской железной дороги, построенной турецкими войсками в период 1900—1908 годов (рис. 2). Трасса этой узкоколейной (ширина колеи 1050 мм) однопутной железной дороги проходит от Дамаска (Сирия) через Амман и Маан (Иордания) до Эль-Мадина (Медина) — главного города Хиджазской провинции (Саудовская Аравия). Общая протяжённость ее 1303 км.


Рис. 2 Участок недействующей Хиджазсной железной дороги

Во время первой мировой войны железной дороге при отходе турецких войск были нанесены серьёзные повреждения. Большая часть ее между Маан (Иордания) и Эль-Мадина (Медина) — протяжённостью 843 км — с тех пор не восстанавливалась и под воздействием атмосферных факторов и коррозии еще более разрушилась.

Как сообщалось в иностранной печати, сейчас начато строительство железнодорожной линии вдоль побережья Персидского залива через территорию Кувейта до г. Басра в Ираке. Имеются также проекты строительства железной дороги от Эр-Рияд до Джидда.

Созданная на территории Саудовской Аравии дорожная сеть, по мнению зарубежных специалистов, уже в настоящее время в основном обеспечивает потребности страны в различных перевозках.

Транспорт, хранение и связь Саудовской Аравии, 1970-2018

меню страницыменю страны
  • Транспорт Саудовской Аравии, 1970-2018 (анализ)
    • Транспорт Саудовской Аравии, 1970-2018 (таблица)
    • Транспорт Саудовской Аравии, 1970-2018 (график)
    • Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии, 1970-2018 (график)
    • Рост транспорта в Саудовской Аравии, 1970-2018 (график)
    • Доля транспорта в экономике Саудовской Аравии, 1970-2018 (график)
  • Сравнение транспорта Саудовской Аравии и стран соседей
    • Транспорт Саудовской Аравии и стран соседей (таблица)
    • Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии и в странах соседях (таблица)
  • Сравнение транспорта Саудовской Аравии и стран лидеров
    • Транспорт Саудовской Аравии и стран лидеров (таблица)
    • Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии и в странах лидерах (таблица)
  • Экономика Саудовской Аравии
  • ВВП Саудовской Аравии
    • Потребительские расходы Саудовской Аравии
      • Расходы домохозяйств Саудовской Аравии
      • Государственные расходы Саудовской Аравии
    • Частные инвестиции Саудовской Аравии
      • Капитальные вложения Саудовской Аравии
    • Экспорт Саудовской Аравии
    • Импорт Саудовской Аравии
  • Добавленная стоимость Саудовской Аравии
    • Сельское хозяйство Саудовской Аравии
    • Промышленность Саудовской Аравии
      • Переработка Саудовской Аравии
    • Строительство Саудовской Аравии
    • Торговля Саудовской Аравии
    • Транспорт Саудовской Аравии
    • Услуги Саудовской Аравии
  • Национальный доход Саудовской Аравии

Транспорт Саудовской Аравии, 1970-2018

За 1970-2018 гг. транспорт Саудовской Аравии в текущих ценах повысился на 45.4 млрд. долл. (в 189.4 раз) до 45.7 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 27.7 млн., а также на 44.3 млрд. долл. благодаря росту транспорта на душу населения на 1 320.0 долларов. Среднегодовой прирост транспорта Саудовской Аравии равен 0.95 млрд. долл. или 11.5%. Среднегодовой прирост транспорта Саудовской Аравии в постоянных ценах был на уровне 6.8%. Доля в мире повысилась на 0.55%. Доля в Азии увеличилась на 1.3%. Минимум транспорта был в 1970 году (0.24 млрд. долл.). Максимум транспорта был в 2018 году (45.7 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. транспорт на душу населения в Саудовской Аравии повысился на 1 320.0 долларов (в 33.0 раз) до 1 361.3 долларов. Среднегодовой прирост транспорта на душу населения в текущих ценах равен 27.5 долларов или 7.6%.

Изменение транспорта Саудовской Аравии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=0.80x-1 574.4 , где y – расчетное значение транспорта Саудовской Аравии, x – год. Коэффициент корреляции = 0.852. Коэффициент детерминации = 0.726.

Транспорт Саудовской Аравии, 1970

Транспорт Саудовской Аравии в 1970 году был равен 0.24 млрд. долл., занимал 56е место в мире и был на уровне транспорта Алжира (0.26 млрд. долл.), транспорта Ливана (0.24 млрд. долл.), транспорта Марокко (0.23 млрд. долл.). Доля транспорта Саудовской Аравии в мире составляла 0.093%.

Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии в 1970 году составил 41.3 долларов, занимал 78е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения в Мальте (43.9 долларов), транспорта на душу населения в Намибии (43.7 долларов), транспорта на душу населения в Мексике (42.4 долларов), транспорта на душу населения в Венесуэле (40.8 долларов), транспорта на душу населения в Турции (40.5 долларов), транспорта на душу населения в Коста Рике (40.3 долларов), транспорта на душу населения в Конго (40.0 долларов), транспорта на душу населения в Палау (38.9 долларов), транспорта на душу населения в Мозамбике (38.4 долларов). Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был меньше, чем транспорт на душу населения в мире (69.8 долларов) на 28.5 долларов.

Сравнение транспорта Саудовской Аравии и соседей в 1970 году. Транспорт Саудовской Аравии был больше, чем транспорт Йемена (0.0 млрд. долл.) в 5.7 раз, транспорт ОАЭ (0.0 млрд. долл.) в 5.9 раз, транспорт Иордании (0.0 млрд. долл.) в 6.0 раз, транспорт Омана (0.0 млрд. долл.) в 192.5 раз, но был меньше, чем транспорт Ирана (0.5 млрд. долл.) на 51.6%, транспорт Египта (0.3 млрд. долл.) на 16.7%. Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был больше, чем транспорт на душу населения в Иордании (23.2 долларов) на 77.7%, транспорт на душу населения в Иране (17.5 долларов) в 2.4 раз, транспорт на душу населения в Египте (8.2 долларов) в 5.0 раз, транспорт на душу населения в Йемене (6.9 долларов) в 6.0 раз, транспорт на душу населения в Омане (1.7 долларов) в 23.8 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в ОАЭ (172.2 долларов) на 76%.

Сравнение транспорта Саудовской Аравии и лидеров в 1970 году. Транспорт Саудовской Аравии был меньше, чем транспорт США (104.2 млрд. долл.) на 99.8%, транспорт Японии (18.5 млрд. долл.) на 98.7%, транспорт СССР (18.1 млрд. долл.) на 98.7%, транспорт Великобритании (13.4 млрд. долл.) на 98.2%, транспорт Германии (13.3 млрд. долл.) на 98.2%. Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был меньше, чем транспорт на душу населения в США (497.3 долларов) на 91.7%, транспорт на душу населения в Великобритании (241.1 долларов) на 82.9%, транспорт на душу населения в Японии (176.2 долларов) на 76.6%, транспорт на душу населения в Германии (169.7 долларов) на 75.7%, транспорт на душу населения в СССР (74.7 долларов) на 44.7%.

Потенциал транспорта Саудовской Аравии в 1970 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (497.3 долларов), транспорт Саудовской Аравии был бы 2.9 млрд. долл., что в 12.0 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в ОАЭ (172.2 долларов), лучшего соседа, транспорт Саудовской Аравии был бы 1.0 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в мире (69.8 долларов), транспорт Саудовской Аравии был бы 0.41 млрд. долл., что на 68.9% больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Западной Азии (44.9 долларов), транспорт Саудовской Аравии был бы 0.26 млрд. долл., что на 8.7% больше фактического уровня.

Транспорт Саудовской Аравии, 2018

Транспорт Саудовской Аравии в 2018 году был равен 45.7 млрд. долл., занимал 26е место в мире и был на уровне транспорта Ирана (48.6 млрд. долл.), транспорта Бельгии (47.9 млрд. долл.), транспорта Израиля (42.5 млрд. долл.). Доля транспорта Саудовской Аравии в мире составляла 0.64%.

Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии в 2018 году составил 1 361.3 долларов, занимал 66е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения в Румынии (1 429.5 долларов), транспорта на душу населения в Санта Люсии (1 303.3 долларов), транспорта на душу населения в Палау (1 266.2 долларов). Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был больше, чем транспорт на душу населения в мире (930.8 долларов) на 430.5 долларов.

Сравнение транспорта Саудовской Аравии и соседей в 2018 году. Транспорт Саудовской Аравии был больше, чем транспорт ОАЭ (34.9 млрд. долл.) на 30.8%, транспорт Египта (21.9 млрд. долл.) в 2.1 раз, транспорт Омана (5.4 млрд. долл.) в 8.4 раз, транспорт Йемена (4.0 млрд. долл.) в 11.4 раз, транспорт Иордании (3.7 млрд. долл.) в 12.5 раз, но был меньше, чем транспорт Ирана (48.6 млрд. долл.) на 6%. Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был больше, чем транспорт на душу населения в Омане (1 123.4 долларов) на 21.2%, транспорт на душу населения в Иране (592.2 долларов) в 2.3 раз, транспорт на душу населения в Иордании (369.3 долларов) в 3.7 раз, транспорт на душу населения в Египте (220.5 долларов) в 6.2 раз, транспорт на душу населения в Йемене (139.1 долларов) в 9.8 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в ОАЭ (3 658.6 долларов) на 62.8%.

Сравнение транспорта Саудовской Аравии и лидеров в 2018 году. Транспорт Саудовской Аравии был меньше, чем транспорт США (2 138.5 млрд. долл.) на 97.9%, транспорт Китая (612.9 млрд. долл.) на 92.5%, транспорт Японии (503.1 млрд. долл.) на 90.9%, транспорт Германии (320.8 млрд. долл.) на 85.8%, транспорт Великобритании (277.4 млрд. долл.) на 83.5%. Транспорт на душу населения в Саудовской Аравии был больше, чем транспорт на душу населения в Китае (433.2 долларов) в 3.1 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в США (6 544.4 долларов) на 79.2%, транспорт на душу населения в Великобритании (4 167.1 долларов) на 67.3%, транспорт на душу населения в Японии (3 955.3 долларов) на 65.6%, транспорт на душу населения в Германии (3 898.1 долларов) на 65.1%.

Потенциал транспорта Саудовской Аравии в 2018 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (6 544.4 долларов), транспорт Саудовской Аравии был бы 219.6 млрд. долл., что в 4.8 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в ОАЭ (3 658.6 долларов), лучшего соседа, транспорт Саудовской Аравии был бы 122.8 млрд. долл., что в 2.7 раз больше фактического уровня.

Саудовская Аравия. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы

Экономико-географическое положение Саудовской Аравии

В юго-западной части Азии на Аравийском полуострове находится крупнейшее его государство – Королевство Саудовская Аравия. Оно занимает 80% территории полуострова.

Национальные границы государства не имеют четких очертаний, поэтому площадь страны неизвестна. По официальным данным она составляет 2,2 млн. кв. км, по другим сведениям – 1,9 млн. кв. км. Как бы ни было, это 13-е государство в мире по занимаемой территории.

Северные границы страны приходятся на Иорданию, Ирак, Кувейт, на востоке Королевство граничит с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, на юго-востоке и юге соответственно с Оманом и Йеменом.

Надо сказать, что с рядом своих соседей Саудовская Аравия имеет территориальные конфликты:

  • С трудом завершилась в 1987 г демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне.
  • Спор с Кувейтом относительно кувейтских владений Карух и островов Умм-аль-Марадим длится по сей день.
  • Пограничное соглашение с Йеменом, заключенное в 2000 г и установившее часть границы между странами, действует, но, тем не менее, большая часть границы с Йеменом остается не определенной.
  • Разногласия с Катаром, ОАЭ и Оманом по пограничным вопросам сохраняются.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

«Страна двух мечетей» – так часто называют Саудовскую Аравию, имея в виду два священных города ислама – Мекку и Медину.

С двух сторон Королевство омывается водами Индийского океана – Персидским заливом на востоке, Красным морем и заливом Акаба на западе.

Её соседи достаточно развитые в своем регионе страны, обладающие большими запасами нефти.

Более половины территории страны занимает пустыня, поэтому говорить о хорошо развитом транспорте на всей территории страны не приходится.

Рисунок 1. Саудовская Аравия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В стране функционирует одна одноколейная железная дорога, протяженностью 594 км. Дорога соединяет Эр-Рияд с портом Даммам на берегу Персидского залива.

От основной магистрали построена в 1972 г 35-ти километровая ветка к Эль-Харджу.

Протяженность грунтовых дорог составляет 5,7 тыс. км, а асфальтированных– 10,3 тыс. км, которые соединяют важные населенные пункты – Джидда-Мекка, Джидда-Медина, Таиф-Мекка.

Районы добычи нефти с портами страны на Персидском заливе связаны сетью автомобильных дорог.

Морской транспорт осуществляет все внешнеторговые перевозки. Порт Джидда, расположенный на Красном море, пропускает основную часть импорта, а также через него идет поток паломников в Мекку.

Нефть экспортируется через порты Персидского залива Рас-Таннура, Эль-Хубар, Мина-Сауд в основном иностранными пароходными компаниями. Для доставки нефти к портам создана разветвленная сеть трубопроводов. Крупнейший в стране трансаравийский нефтепровод соединяет порты Красного моря с нефтепромыслами Персидского залива.

Столица страны – Эр-Рияд – со столицами Ближнего и Среднего Востока связывают авиалинии через три международных аэропорта в Дахране, Джидде, Эр-Рияде.

Основное богатство Саудовской Аравии – нефть и нефтепродукты, которые являются главной статьей экспорта.

На очень скромном месте находится экспорт фиников, сушеной рыбы, кожи.

В импорте преобладают машины и оборудование, химические товары, одежда, ткани, строительные материалы, оружие.

Основные торговые партнеры Саудовской Аравии Япония, Великобритания, Голландия, Италия, Германия, США, Ливан, Южная Корея, Гонконг.

Таким образом, экономико-географическое положение Саудовской Аравии достаточно благоприятно с той точки зрения, что страна находится на пересечении международных воздушных и морских путей. Добыча нефти полностью изменила экономику страны и обеспечила ей быстрый рост, толчком для которого послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. Дорожная сеть связывает между собой засушливые районы отдаленных частей страны. Отрицательная черта положения связана с тем, что страна находится недалеко от горячих точек Ближнего Востока, да и сама принимает активное участие в создании напряженности.

Природные условия Саудовской Аравии

Территорию Саудовской Аравии более чем на половину занимает Большая песчаная пустыня или Руб-аль-Хали, расположенная на юго-востоке страны.

Часть Сирийской пустыни занимает север страны, далее к югу расположилась пустыня Ан-Нафуд.

Большие площади заняты базальтовыми полями. Центральную часть страны занимают куэстовые возвышенности, а параллельно побережью Красного моря на западе тянутся горы Хиджаз и Асир. Их высота доходит до 2500-3000 м, северо-восточные склоны гор пологие, юго-западные крутые, обрывающиеся в сторону узкой прибрежной низменности Тихама.

Плоская и частично заболоченная низменность Эль-Хаса тянется вдоль побережья Персидского залива. Ширина низменности доходит до 150 км.

Страна лежит в субтропическом на севере и тропическом резко континентальном климате на юге. Лето здесь очень жаркое, а зима теплая. Иногда случаются заморозки, тогда температура может понизиться до -11 градусов.

На всей территории Саудовской Аравии осадков в год выпадает менее 100 мм и только в горных районах их количество увеличивается до 400 мм.

В пустынях дожди могут не выпадать совсем в течение нескольких лет.

Весной и в начале летнего периода возникают жаркие и сухие ветры – хамсин и самум, вызывающие песчаные бури. Похолодание приносит зимний ветер шемаль, дующий с севера.

Январь, как и везде, самый холодный месяц, только здесь средняя температура этого месяца +8…+20 градусов в районах пустынь, а на побережье +20…+30 градусов. Дневная температура июля доходит до +47 …+50 градусов.

Для пустынь очень существенна дневная и ночная амплитуда. Столица Саудовской Аравии, расположенная в пределах тропического климата, является самой жаркой столицей в мире.

Природные ресурсы Саудовской Аравии

Недра страны располагают огромными запасами углеводородов, доказанные запасы нефти составляют 26% всех мировых запасов или 35,6 млрд. тонн, природного газа – около 6,3 трлн. куб. м.

На территории страны насчитывается 77 нефтегазовых месторождений. Основным районом этих ресурсов является Эль-Хас, расположенный на востоке страны.

К крупным нефтяным месторождениям относятся Гхавар, Сафания, Абкайк, Катиф.

Есть запасы железных руд, золота, цинка, хрома, свинца, меди.

Поверхностных вод практически нет, высохшие русла рек (вади) заполняются водой только в период выпадения дождей, поэтому главную роль в водоснабжении играют грунтовые воды.

Ирригационные потребности страны они обеспечивают на 80%. Довольно большие их запасы сосредоточены на низменности Эль-Хаса. Часто под руслами вади тоже находятся грунтовые воды, залегающие близко к поверхности земли.

Водоснабжение в основном осуществляется из глубоких колодцев и артезианских скважин.

Почвы в стране примитивные пустынные, а огромные территории почвы вообще не имеют, вместо почвы соляная кора.

В северной части страны субтропические сероземы, в низких участках сформировались солончаки и лугово-солончаковые почвы.

Лесов в стране очень мало, лесистая территория занимает всего 1% площади.

Земли, пригодные для пастбищного животноводства занимают 56%.

Растительность в основном пустынная и полупустынная, представленная белым саксаулом, лишайником, верблюжьей колючкой. Лавовые поля покрываются полынью, астрагалом. Вдоль русел вади можно встретить одиночные тополя, акации.

Из животных обычными являются гиена, каракал, шакал, волк, лисица-фенёк, дикий осел, антилопа, газель. Много грызунов и пресмыкающихся, из птиц есть жаворонки, дрофы, рябки. Много саранчи.

Ссылка на основную публикацию