Уважение к личности – со школы
Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Уважение к личности – со школы
Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Образование с ясель
Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.
Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.
Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.
Школьное образование – год за годом
С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.
Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).
Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2018 году примерно 77,6% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.
Без оценок до шестого класса
До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.
Чему учат в школе
С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.
Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.
Национальный экзамен
Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.
Никаких поборов, криков и вегетарианское меню в столовой. Репортаж из бесплатных шведских школ
Знаете, сколько среднестатистические шведские родители заплатили в октябре за школьные обеды своих детей? Ноль крон. Столько же они передали в начале учебного года председателю родительского комитета на ремонт класса и отжалели в прошлой четверти на цветные мелки условной математичке Оливии Андерсовне. При этом окна из школьных кабинетов не вываливаются, крыша спортзала не протекает, а в столовой накрывают обед из мясных и вегетарианских блюд. Как работает «вообще бесплатная» шведская система образования, TUT.BY узнал в Стокгольме.
Журналисты TUT.BY проехали всю Швецию, чтобы изучить страну и сделать о ней серию репортажей. Вместе с официальным сайтом Швеции на русском языке представляем наш путеводитель по стране викингов, победившего социализма, хоккея и IKEA.
Школа Талид находится в иммигрантском муниципалитете Ботчюрка к югу от Стокгольма. С улицы учебное заведение напоминает полярную исследовательскую станцию. Это не одно здание с множеством классов, а мини-городок, объединивший несколько продолговатых одноэтажных домиков. Будто кто-то взял типовую школьную трехэтажку, поделил на равные части и разбросал по газону автономными модулями.
В одном из них на урок шведского собрались шестиклассники. Классная комната от белорусской отличается разве что отсутствием «орднунга». Вместо трех ровных рядов двухместных парт по комнате хаотично расставлены несколько больших столов, вокруг которых сидят дети: кто спиной к доске, кто боком, кто вполоборота. Дети гостям рады.
— Из Беларуси.
— Тут, — тыкаем в родное оранжевое пятнышко на политической карте.
Когда детский энтузиазм выветрился, учитель Евгения Горелик объяснила домашнее задание. Ученикам дали список из 15 статей расходов государственного бюджета Швеции и попросили придумать, откуда бы они забрали деньги и на какие цели их направили бы. Свой выбор нужно письменно обосновать и подумать, какие будут последствия.
Откуда шестиклассники знают про госбюджет? Они его только что прошли на уроке обществоведения.
— Мы стараемся работать интегрированно по всем предметам. Потом я буду работать вместе с учителем по рисованию. Мы будем проходить метафоры и поговорки, а дети на уроке рисования будут готовить проект на эту же тему, — рассказала Евгения.
— А они не слишком маленькие для задания по госбюджету?
— Вот у меня ребенок из другого класса прислал работу, — отвечает собеседница, достает телефон, открывает документ и цитирует готовую домашку:
«Мне кажется, что нужно взять деньги от миграции потому, что очень важно, чтобы все приезжие начинали работать как можно быстрее, вместо того, чтобы сидеть дома и просто получать деньги. Эти деньги нужно отдать на образование, чтобы у всех детей, например, был собственный компьютер. Те иностранцы, которые не знают шведского языка, должны ходить в школу и учить шведский, а потом сразу идти работать. Иначе это несправедливо по отношению к тем, кто уже работает и зарабатывает деньги. А некоторые не работают и все равно получают деньги».
После занятия дети убежали в соседнее здание столовой. Питание в шведской школе бесплатное для всех учеников. Раз в год на бесплатный обед может зайти и родитель. Как правило, на выбор дается несколько блюд, чтобы учесть гастрономические предпочтения каждого ребенка. Есть даже свое меню для вегетарианцев и мусульман. В день нашего визита в школе Талид подавали мясные котлеты, рыбу в сливочном соусе с помидорами черри, рис и что-то похожее на плов из перловки. Рядом со столом выдачи стоял салат-бар с нарезанной капустой, помидорами, горошком, огурцами и вареными бобами. Из напитков на выбор вода или молоко.
Нагрузив тарелки еды, дети разбрелись по столам. Кто-то сел с одноклассниками, кто-то подсел к учителям. В шведской школе дистанция между преподавателем и учеником минимальная. Здесь приветствуется свободный стиль общения. Учитель — это не только наставник, но и друг. У каждого педагога есть свои воспитанники, для которых они выступают в роли ментора.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
— У учителей раз в неделю есть менторский час. Ко мне приходят ученики, которые за мной закреплены. Мы с ними обсуждаем планы на неделю, какие-то насущные проблемы.
— А родителей в школу часто вызываете?
— Здесь есть встречи учителя с родителями. Я их периодически приглашаю, чтобы вместе с ребенком индивидуально обсудить его успехи.
В школе есть открытая футбольная площадка, спортивный зал, библиотека с богатым выбором книг: от Карлсона до детского иллюстрированного пособия «Все, что вы хотели бы знать о месячных». Рядом с библиотекой располагается здание с кабинетами для трудов. Как пояснила Евгения, в Швеции нет уроков трудового воспитания отдельно для мальчиков и для девочек. Класс просто делится на две группы, каждая из которых по очереди учится орудовать и спицами, и рубанком.
В столярном цеху нас встретила учительница трудов.
— Сейчас мы работаем над этим, — женщина взяла с пола деревянную табуретку.
Стульчик, выполненный руками шестиклассника, выглядит крафтово: кривые до блеска отшлифованные ножки венчает неровный деревянный блин. Над таким проектом девочки и мальчики работают несколько занятий, оттачивая умение обращаться с пилой, лобзиком, молотком и шлифбумагой.
«Мы по закону не можем брать с родителей деньги»
Шведские школы финансируются в основном за счет муниципальных налогов, сообщила директор школы Ева Удо. Муниципалитетам, у которых не хватает бюджетных средств на образование, выделяются дотации.
— Размер финансирования у школ разный. Как правило, школы в больших городах получают много денег. А наша школа, которая находится на окраине Стокгольма, — не очень, — отметила собеседница.
— А родители могут давать деньги школе?
— Нет. Ни одной кроны. Это запрещено. Школа должна быть равной для всех. Мы по закону не можем брать с родителей деньги, — резюмировала Ева Удо.
Размер финансирования рассчитывается на каждого студента и зависит от муниципалитета, ступени образования, выбранной специальности и других факторов. Главное правило одно: чем больше в школе учеников, тем больше средств она получит.
Шведское национальное агентство по образованию в 2018 году составило рекомендованные размеры платы за одного ученика независимым учреждениям образования старшей ступени. Таблица разбита по направлениям обучения.
Например, за одного ученика гуманитарного профиля в 2018 году предлагают выделять не меньше 84 600 крон (8 126 евро) в год. С обедами выходит на 500 евро больше.
Поэтому конкуренция между учебными заведениями высокая. Настолько, что некоторые школы дарят своим ученикам при поступлении планшеты или отдают в бесплатную аренду ноутбуки.
— Школы стали активно себя рекламировать. Каждый год в Стокгольме проходит большая школьная ярмарка и каждая школа возле своей палатки раздает красивые брошюры прохожим. Получается, школьник — это клиент, которого пытаются заманить в определенное учебное заведение, — рассказал TUT.BY директор по образованию Шведского национального агентства по образованию Ханс Альмгрен.
Конкурс: три человека на место
Школа Талид относится к младшей средней ступени образования. Здесь учатся до 6-го класса, а затем ученики переходят в обычную среднюю школу, где им предстоит провести еще три года.
После девяти классов у шведского подростка есть два пути. Подать документы в гимназию, которая готовит к поступлению в вуз, либо получить рабочую специальность в профессионально-техническом учебном заведении. Обучение в гимназии длится три года: с 16 до 18 лет. Большинство все-таки выбирают вариант с перспективой поступления в университет. При этом абитуриенты могут подать документы в любую гимназию независимо от формы собственности, престижа или места прописки. Успешность поступления зависит только от балла аттестата.
Сёдра Латин — одна из самых престижных гимназий Стокгольма. Учебное заведение находится в районе Сёдермальм, в центре шведской столицы. Окруженное кованым забором, трехэтажное здание терракотового цвета неприступным замком восседает на холме посреди исторической застройки. В свое время ее стены покинул известный шведский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Тумас Транстрёмер.
Учебное заведение с творческо-гуманитарным уклоном каждый год набирает около 480 человек. В общей сложности здесь обучается около 1100 учащихся, которых называют уже не школьниками, а студентами. Это вторая по популярности г имназия в Стокгольме. Конкурс на специальности «изобразительное искусство», «театр» и «танцы» составляет три человека на место. На специальности научного направления — около двух человек на место.
Габриелла Бьерк возглавляет Сёдра Латин с 2016 года. В шведской образовательной системе действует принцип ротации руководящих кадров. Как правило, с директором заключают контракт на 6 лет. После этого сотрудничество могут продлить, но не дольше, чем на три года. Когда контракт заканчивается, директора переводят в другое учебное заведение.
Студентов для государственной гимназии выбирает сотрудник муниципалитета в соответствии с оценками в их аттестатах. Администрация учреждения образования не участвует в процессе выбора студентов.
Изнутри Сёдра Латин выглядит так же монументально, как и снаружи: просторные кабинеты, заставленная дубовыми шкафами библиотека, широкие лестничные пролеты и концертный зал со сценой, партером и бельэтажем.
В одном из кабинетов на третьем этаже художественный класс занимался лепкой. В день нашего визита студентам дали задание придумать персонажа, прописать его историю, вылепить из гипса его лицо и нарисовать портрет. 17-летняя Нини работала над образом английского аристократа начала XX века. Не отрываясь от своего проекта, девушка рассказала, что она целенаправленно поступала в Сёдра Латин:
— Когда я выбирала, куда поступать, я слышала много хороших отзывов об этой гимназии и о том, что здесь одни из лучших учителей искусств и по другим предметам.
Как отметила Нини, учитывая творческий профиль ее класса, учителя не сильно нагружают их домашним заданием:
— В этом году нам дают много времени на самореализацию, не сильно загружают теорией и оставляют достаточно времени на творческие проекты.
После гимназии Нини планирует продолжить учебу в университете искусств.
В другом кабинете на урок русского языка собрался класс с лингвистическим уклоном. Группа небольшая — около 10 человек. В углу класса стоит самовар, на дальней стене висит афиша с концерта «Сплина» в Стокгольме, на парте ручкой выцарапано «ИВАН». Все ученики в совершенстве владеют английским языком — он в числе обязательных школьных предметов. Кроме того, трое из них успешно сдали экзамен по немецкому языку. У каждого студента свои причины выучить русский. Одни подсели на него после «Сплина» и Земфиры, другим просто захотелось «чего-то необычного», третьим понравилось звучание.
— Я учила русский самостоятельно около пяти лет еще до того, как поступила в гимназию. Почему его начала учить, уже не помню, — поделилась своим опытом студентка Мика.
Самовар в кабинете не случайно. Преподаватель русского Светлана Эрикссон периодически устраивает на уроках чаепитие, где студенты в неформальной обстановке могут попрактиковаться во владении языком, праздно общаясь на бытовые темы.
«В Швеции тебя никто не обязан уважать просто потому, что ты учитель»
Уроженка Беларуси Ольга Балашова сейчас живет в Дании. До переезда она 10 лет преподавала в гимназии Гётеборга. По впечатлениям педагога, шведский подход к обучению сильно отличается от белорусского:
— В Швеции ученики могут посреди урока подняться и уйти из класса. Это такая анархическая система. У них совсем другой подход. Если у нас «я учитель — ты дурак», то в Швеции тебя никто не обязан уважать просто потому, что ты учитель. Там нужно сначала показать, что тебя есть за что уважать. Еще в Швеции очень много групповой работы. Учеников постоянно учат работать в коллективе.
Как отметила собеседница, учителям, которые переехали в Швецию из пост-советских стран, сложнее всего привыкнуть к свободной атмосфере в классе. Ученики могут есть на уроке, ходить, разговаривать. При этом повысить голос на нарушителя дисциплины нельзя, выгнать или «облажать» прилюдно — тоже. Единственное, что можно сделать, — пойти и наябедничать на ученика ректору.
— Учителя справляются с этим по-разному. Есть такие, кто просто не обращает внимания: стоят у доски, бубнят и все нормально, всем хорошо, всем нравится. Я в начале года с классом заключала «контракт». Я им писала, что я хочу, а они — свои пожелания. Вместе мы приходили к общему знаменателю. С классом всегда можно было договориться. У меня на уроке никто не ел, — отметила Ольга.
Если на дисциплинарные нарушения на уроках учителя закрывают глаза, то за списывание сурово наказывают:
— Учитель имеет доступ к системе проверки на плагиат. Когда мне присылают домашние работы, я их туда отправляю, а потом получаю результат. Если процент совпадения больше 30, то у ученика будут неприятности. Могут, например, из гимназии исключить на неделю. Потом информация об этом инциденте отразится в характеристике.
«Хоть и иммигрантская школа, но там есть порядок и дисциплина»
Одна из главных проблем шведской школьной системы — это разное качество среднего образования. Уровень учебных заведений в иммигрантском районе Стокгольма может сильно отличаться от учебных заведений в центре. Белоруска Ольга Демидова переехала в столицу Швеции почти пять лет назад. До переезда преподавала английский язык в Белорусском государственном университете. Историю поисков подходящего учебного заведения для своей дочери она без иронии называет «грустной»:
— Мы переехали в один район. Сам район ничего, но школа и детские сады — не очень. Мы пошли в первую попавшуюся школу, там как-то все было тоскливо. У дочки возник конфликт с детьми, и мы решили перейти в другую школу. Там другая система интеграции была. В Швеции много приезжих, и ребенка могут сразу определить в интеграционный класс, где дети сначала учат шведский и ходят с обычным классом на физкультуру например, где владение языком не нужно. Постепенно количество предметов, на которых ребенок занимается со всем классом, увеличивается. Во второй школе были эти интеграционные классы, и дочери там больше понравилось. После шестого класса мы решили перевести дочь в более шведскую школу. Мы перешли, но там оказались большие проблемы с дисциплиной. Дочь рассказывала, что они на уроках почти ничего не делали. Поэтому мы забрали документы и вернулись в прошлую школу. Как говорит мой бойфренд, это хоть и иммигрантская школа, но там есть порядок и дисциплина.
Особенности образования детей в Швеции
23 октября 2018 года Посольство Швеции организует презентацию образовательных возможностей своей страны в городе Киев. Участники мероприятия смогут узнать больше о шведских университетах, программах и стипендиях, а также пообщаются с их выпускниками.
Сегодня Швецию справедливо считают одним из мировых лидеров в области инновационных открытий, а количество нобелевских лауреатов, родившихся в этой скандинавской стране, достигло 30 человек.
Какие же особенности обучения в школах Швеции? Как жители этой страны воспитывают малышей в детсадах? Что нужно знать украинцам, чтобы поступить в шведский университет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.
Как работают детсады в Швеции?
В Швеции существуют государственные и частные детские сады (но и те, и другие являются платными). Хотя существуют различные социальные программы, системы скидок (для второго, третьего ребенка). А когда ребенку исполняется 3 года, ему ежегодно предоставляются 525 бесплатных часов для пребывания в детском саду.
Обычно дошкольное образование начинается с 3 лет (по желанию родителей можно и с одного года). Количество детей в группах колеблется от 15 до 20 человек, но достаточно распространены малочисленные группы (менее 10 детей). Воспитательный процесс обеспечивают 3 воспитателя.
В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется.
Зато много времени дети проводят на улице (при благоприятных погодных условиях даже спят).
Дети с особыми потребностями посещают группы вместе с другими детьми. Но, если ребенку сложно себя обслуживать или нужен присмотр, в группу добавляют помощника воспитателя.
Кроватей в группах нет (только матрасы и одеяла), ведь спать в шведских садах необязательно. Во время тихого часа детям читают сказки (некоторые могут и задремать), они рисуют, создают поделки вместе с воспитателем.
«Шведское воспитание строится на принципе» «У ребенка должно быть детство». Здесь делают все, чтобы дети росли здоровыми, учились дружить, уважать и заботиться друг о друге.» — делится впечатлениями о шведском сад мама двух детей Екатерина Каед.
В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию.
А вот в 7-летнем возрасте дети обязательно должны идти в школу.
Какие особенности обучения в шведских школах?
1. Среднее образование в Швеции является полностью бесплатным (родители не платят никаких взносов на помощь учебному заведению или на ремонт класса).
2. Школу для обучения ребенка можно выбирать, но образовательное учреждение принимает первоклассников только при наличии свободных мест.
3. К старшей школы с детьми работают только два учителя: один учит учащихся в начальных классах (с первого по третий), другой — в средней школе (4-6 класс).
4. Обучение младших школьников направлено на социальное развитие ребенка:
- общения и игры со сверстниками;
- установление дружеских контактов.
Детям дают только 1 домашнее задание на неделю по одному предмету. К тому же, малышам не приходится носить тяжелые ранцы: учебники и тетради хранятся в школе.
5. Одна из задач шведской системы образования — ликвидировать конкуренцию между учениками. Поэтому в их школах не поощряются самые умные и не осуждаются те, кто отстает от какого-то предмета.
6. До 5 класса включительно учащиеся не получают оценок, а начиная с шестого — им выставляют оценки от А до F. Кроме того, в конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о своей работе, в котором пишут о способах выполнения задач и о том, чему они научились за это время.
7. С 7 по 9 класс (в старшей школе) ученики учатся в соответствии со специализацией. Дети могут выбирать дисциплину и альтернативные курсы, которые им понадобятся для получения профессии.
8. Обучение происходит на принципах равенства (к ребенку относятся как к полноценной личности) .Учителю отводится роль наставника, который направляет и дает свободу ученикам искать собственные методы, подходы, сотрудничать и высказываться.
Как происходит обучение в гимназии?
После окончания 9 класса большинство подростков продолжает обучение в гимназиях.
Для вступления в нее нужно закончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена:
- шведский язык;
- математику;
- английский язык.
Школьникам, которые заканчивают 9 класс, предлагают около 20 направлений обучения. По поводу выбора будущей профессии выпускники могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.
Продолжительность обучения в гимназии зависит от направления и в среднем составляет 2-3 года.
Как обучают иностранцев в Швеции?
Дети из других стран могут учиться в государственных или частных учреждениях Швеции. Вступить в государственную гимназию (по программе обмена) можно с 14 до 17 лет. В младшем возрасте иностранцев не принимают на учебу.
К тому же, школьники из других стран могут учиться в Швеции только год (хотя стандартный срок обучения в гимназии для шведских школьников продолжается 3 года). Исключением является только дети, которые постоянно проживают в Швеции.
Для того, чтобы ребенка зачислили в гимназию, он обязательно должен владеть английским языком. Кроме того, шведы обращают внимание на успеваемость школьника в его родной стране и коммуникативные умения.
Обучение в образовательных учреждениях Швеции является платным (около 6 тыс. евро в год в государственных учреждениях, в частных стоимость выше).
В период обучения подростки обычно живут в шведских семьях, что позволяет быстрее овладеть языком.
Как построено высшее образование в этой скандинавской стране?
Всего в Швеции существует около 55 высших учебных заведений, среди них — 11 университетов. Старейшим университетом Швеции является Упсальский (основан в 1477 году), а самым престижным и наиболее популярным среди иностранных студентов — Лундский университет (создан в 1666 году).
Обучение в высших учебных заведениях состоит из следующих программ:
- бакалавриат — 3 года;
- магистратура — 1-2 года;
- докторантура — 4 года.
Учиться шведы могут всю жизнь, ведь в стране придерживаются концепции «непрерывного образования». Согласно ей, государство должно создавать для своих граждан условия для максимального раскрытия их способностей в течение всей жизни.
Иностранным студентам для поступления в шведский университет, кроме аттестата о среднем образовании, нужно подать сертификат, подтверждающий владение языком на уровне не ниже, чем В2 (с английского это — IELTS, TOEFL или CAMBRIDGE UNIVERSITY).
Отправка заявлений на поступление в шведский вуз осуществляется через специальный портал universityadmissions.se. Здесь можно выбрать университет и программу обучения, а также более подробно ознакомиться с требованиями к иностранным студентам.
К сожалению, сегодня бесплатное высшее образование в Швеции доступно только для местных граждан и иностранцев из стран Европейского Союза. Украинцы могут учиться бесплатно только по некоторым программам обмена студентов (например, «Эразмус»). Обучение по такой программе даже предполагает получение стипендии (правда, для этого нужно приложить немало усилий).
Студент четвертого курса факультета международных отношений ЛНУ им. Франко Марко Демчук делится опытом обучения в Швеции: «Образование для шведов — святое. В него вкладывают много денег — как в государственный, так и частный сектор. К примеру, ИКЕА (транснациональная корпорация, основанная в Швеции — авт.) Ежегодно финансирует в шведский университет миллионы евро!»
Год назад Марко выиграл конкурс от Шведского института (государственной организации, занимающейся распространением за рубежом знаний о Швеции и налаживанием международного сотрудничества в области образования и научных исследований) и три недели изучал шведский культуру, литературу и диалекты в народной школе Hola Folkhögskola.
Марко отмечает: «В Швеции студенты не гонятся за оценками. Мы заранее договаривались, сколько разделов читаем вне аудитории, а на занятии обсуждали прочитанное. Это кардинально отличается от того, что я вижу в Украине, когда полтора часа слушаешь лекцию, а затем должен воспроизвести монотонный монолог преподавателя, ибо только так сможешь получить хорошую оценку и закончить университет».
В последние годы количество желающих получить высшее образование в Швеции, постоянно растет. Это и неудивительно: шведское образование считается одним из лучших в мире (особенно в области компьютерных технологий и музыки). Поэтому украинским педагогам стоит обратить внимание на опыт коллег из Швеции, а будущих студентов могут заинтересовать образовательные возможности этой скандинавской страны.
Шведская школа – индивидуальный подход и забота на каждом этапе обучения
Анна Коледа
Школьная система Швеции демократичная до безобразия. Ученики сильно не напрягаются до тех пор, пока не решат пойти в старшую школу. Оценок вплоть до 6 класса нет, домашка – редкость, наказывать или унижать ученика запрещено и все делается для того, чтобы в школе дети испытывали минимальные стрессовые нагрузки.
Казалось бы, круто. Но что на выходе? Ученики, которые в старших классах не знают даже таблицу умножения! В общем, интересная, на первый взгляд, страна. Но не спешите надевать розовые очки.
Система дошкольного образования Швеции
Как и в большинстве стран, обучение детей в Швеции начинается с похода в детский сад. В этой стране уже с 1,5-2 лет можно отдавать кроху на социализацию к другим деткам. Группы в детских садах небольшие, всего 5-10 человек, так что без внимания не останется никто.
Сообразно возрасту малышей им подбирают занятия. Здесь и игры, и экскурсии, и прогулки по паркам. Причем уже с детского сада детей приучают к равному отношению всех ко всем, подчеркивая равность возможностей и реализации себя вне зависимости от пола.
В шесть лет воспитанники детских садов могут, по желанию, разнообразить свои занятия знакомством с грамотой, азами математики, природоведения в подготовительном классе.
Не сидят дома и те детки, которые имеют отклонения в развитии. Они, как и все, могут посещать детское дошкольное учреждение, но при них обязательно должен находиться ассистент дошкольного педагога.
Дошкольное образование в Швеции – это единственная ступень, на которой родителям приходится платить за обучение их детей. Но суммы не так велики и абсолютно подъемны.
Система школьного образования
Закончить 9 классов школы должен каждый ребенок в Швеции без исключения, так как это является национальной обязанностью. Получение среднего образования является бесплатным и оплачивается государством.
Как правило, в школу детки идут с 7 лет, но по желанию родителей могут и в 6 лет.
Среднее образование можно получить в государственной, частной или альтернативной школе. Предпочтение в основном отдается государственным школам, так как качество образования в них ничуть не хуже получаемого в частных учебных заведениях. Особый интерес вызывают альтернативные школы, в которых обучение строится на базе определенной педагогической теории (например, на основе религиозных традиций либо Монтессори).
Система школьного образования Швеции делится на три обязательных этапа:
- Начальная ступень – 1-3 класс;
- промежуточная ступень – 4-6 класс;
- старшая ступень – 7-9 класс.
На начальной ступени обучение проходит в игровой форме по следующим предметам: шведский язык, математика, природоведение, обществоведение, домоводство. Причем занятия по домоводству проходят совместно для мальчиков и девочек, в Швеции не разделяют мужские и женские обязанности. В этой стране вполне естественно, если мужчина готовит, убирает, моет посуду и присматривает за детьми.
В третьем классе к этому списку предметов присоединяется английский язык. А также физкультура – игры на свежем воздухе, прогулки, походы.
За отдельную плату, которая зависит от уровня дохода семьи, дети 6-13 лет могут посещать группу продленного дня. Там они могут заниматься творчеством (декор, рукоделие, рисование), посещать развивающие и игровые занятия.
Заметное усиление учебной нагрузки наблюдается с 6-7 класса. Увеличивается и уровень требований, и объем домашних заданий, и возможности для самостоятельного выбора предметов для изучения. Обучение в 7-9 классе происходит в соответствии с выбранной специализацией. Выбор предметов и альтернативных курсов, которые могут понадобиться в будущем, ученики определяют самостоятельно.
По окончании 3, 6 и 8 классов, ученики шведских школ сдают обязательное тестирование по некоторым предметам. Правда, в этой стране оно проводится не с целью оценки знаний учеников (экзаменов здесь не бывает в принципе), а, скорее, как средство оценки качества образования страны.
Примечательная особенность получения среднего образования в Швеции – отсутствие оценок вплоть до 6 класса. По мнению шведов, их выставление ведет к стрессовым ситуациям для детей и препятствует индивидуальному развитию учеников, усиливает конкуренцию между одноклассниками.
Для себя шведы избрали шестибалльную систему оценок, которая имеет буквенное выражение, от А до F:
B – очень хорошо;
F – непроходной балл.
Таким образом, до шестого класса родители могут судить об успехах своих детей только по результатам встреч с учителями. Кстати, на второй год в Швеции детей тоже не оставляют.
По окончании учебной недели каждый ученик обязательно должен сдать письменный отчет, в котором необходимо отразить все успехи, достигнутые результаты и полученные знания.
Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний.
Гимназии (интегрированная средняя школа высшей ступени)
После окончания 9 классов средней школы перед учащимися встает выбор: либо продолжать обучение в гимназии, либо идти работать. Подавляющее большинство шведских подростков (76%) выбирает второе.
В гимназии на выбор учащихся предоставляется 26 программ обучения, которые разделены на три направления:
- Профессионально ориентированные – 1 год;
- Технические – 2 года;
- Академические – 3 года.
Изучение предметов в гимназии происходит по разным уровням сложности в зависимости от того, какие из них в дальнейшем понадобятся при поступлении в вуз. Например, физику можно изучать на двух уровнях сложности, математику – на пяти, а английский язык – на семи. Соответственно увеличению уровня сложности увеличивается количество учебных часов, которые учащийся затрачивает в неделю на изучение предмета.
При поступлении в вуз обязательно наличие отметки в аттестате о том, что различные предметы успешно освоены на определенном уровне.
Высшее образование
В Швеции высшее образование можно получить либо в университетском колледже (их 44 в этой стране), либо в университете (их всего 11). При поступлении никаких экзаменов сдавать не нужно, зачисление происходит на основании конкурса аттестатов.
Обучение происходит в виде лекционных, лабораторных и практических занятий. Оценка успеваемости студентов происходит по трем баллам: незачет, зачет, зачет с отличием.
Высшее образование в Швеции состоит из трех стадий.
1. Первая преддипломная стадия:
- Через 2 года – диплом о завершении учебы в университете;
- Через 3 года – степень бакалавра.
2. Уровень специализации:
- Первый год – подготовка к получению степени магистра;
- Второй год – степень магистра.
3. Исследовательский уровень (докторат – наивысший исследовательский уровень):
- Через 2 года – получение степени лиценциата;
- Через 4 года – степень доктора наук.
Наша школа глазами иностранца: что удивило шведку в Москве
Элин Йонссон, корреспондент телевидения Швеции, много лет живет и работает в России, хорошо знает и любит нашу страну. Впервые она приехала в Москву в 17 лет, будучи еще школьницей. Это было в 1990 году. Тогда юную шведку больше всего удивила школьная форма и неумение ее московских ровесников спорить и рассуждать. И, по ее наблюдениям, хотя за эту четверть века наша страна изменилась до неузнаваемости, многое в системе образования осталось прежним.
Больше всего меня удивила школьная форма — тогда девочки носили синий костюм: пиджак и юбку. Это было очень непривычно, в Швеции не было школьной формы. Ну и система образования была, конечно, совсем другая. Сначала меня определили в 10 класс — мне было 17 лет, — но там оказалось очень сложно, я ничего не понимала, не знала язык, поэтому попросила, чтобы меня перевели во 2 класс. Маленькие дети помогали мне, и чувствовала себя прекрасно, но чтобы не скучать и общаться со сверстниками, я одновременно стала работать в школе учителем английского языка. Вела разговорный практикум у старшеклассников — это была английская спецшкола. И вот там меня очень удивило, что дети вообще не готовы были самостоятельно обсуждать никакие темы. Даже на самые на простые вопросы: «Какой у тебя любимый цветок?» или «Как ты провел каникулы?» они пытались найти ответ в учебнике и боялись сказать то, что думают. Мне показалось, что в школе их совсем не учили выражать свою точку зрения. В шведской же школе нас, наоборот, учили критиковать, задавать много вопросов, защищать свое мнение, даже если большинство придерживается другого.
у вас все очень нацелено на результат
Математику с физикой мне сложно оценить, это мои нелюбимые предметы. Но я помню, как меня поразили уроки литературы: то, что у вас все читают Пушкина и учат Тютчева наизусть. У нас никто не учит стихи шведских поэтов. Это казалось таким старомодным и в то же время вызывало некоторую зависть. В шведской школе тоже есть литература, конечно: мы читаем и классиков, и современных писателей, обсуждаем, анализируем, выражаем свое мнение, но наизусть не учим.
Что же касается программы, то отличается, прежде всего, подход к знаниям и к целям, которые ставит перед собой школа. У нас считается, что школа нужна, в первую очередь, для того, чтобы дать человеку возможность найти себя — попробовать все предметы, понять, что интересно, чем хочешь заниматься дальше, в университете. Школа воспринимается как подготовка к жизни, и, прежде всего, к социальной. У вас же все очень нацелено на результат.
Вот, на мой взгляд, причина в том, о чем я говорила выше. Я всегда замечала, что россияне много времени отдают изучению иностранного языка, знают его теорию, иной раз лучше шведов, но часто вообще не умеют говорить на нем. Они стесняются! Мне кажется, это как раз из-за того, что все образование нацелено не на процесс, а на результат. Если ты не знаешь язык в совершенстве, то не можешь и говорить на нем, не имеешь права. И это касается не только языков. Когда у меня уже появился сын, мы пытались в Москве найти спортивные занятия, оказалось, что просто так здесь спортом заниматься невозможно: ты должен показывать какие-то высокие результаты, посвящать этому всю свою жизнь.
Шведы занимаются спортом, потому что им это нравится, и столько, сколько считают нужным. Если они хотят петь в хоре, то делают это для души, вне зависимости от того, есть ли у них голос и слух. Шведские дети не ходят на дополнительные занятия по математике или курсы английского. Они могут после школы заниматься театром или музыкой — но не по пять дней в неделю, как у вас, и просто для развлечения. Я однажды спросила свою московскую подругу, зачем она так загружает ребенка после уроков дополнительными занятиями, она сказала, что, если у детей много свободного времени, то они начинают думать, а это вредно.
вы очень торопите детей
У нас тоже нет домашних заданий. Педагоги уже давно доказали, что это совершенно бесполезно, ребенок все знания должен получать в школе. Кроме того, это ставит детей в неравное положение: у кого-то стесненные условия и пять братьев и сестер бегают по дому и шумят, а кто-то делает уроки с гувернанткой, в тишине. Дома можно думать о проекте, который ты начал делать в школе, или что-то дополнительно посмотреть. Оценок до 6 класса тоже нет: об этом, кстати, сейчас много спорят, система оценки знаний в Швеции все время меняется.
Шведские педагоги против раннего развития, оно признано вредным, и против чрезмерной нагрузки — они считают, что это приводит ровно к обратному результату. Я в Москве знаю детей, которые с полутора лет ходят на курсы английского языка: как и в советское время, вы очень торопите детей. У нас считается, что дети должны много играть, гулять на улице, иметь много свободного времени. Когда мой сын ходил в российский детский сад, они учили на праздник для выступления песни и стихи, это было очень странно. А потом он пошел в шведскую школу, и для спектаклей и шоу они все придумывали сами: сами создавали тему, писали сценарий, выбирали костюмы и роли. Взрослые только помогали, но не вмешивались в творческий процесс. У нас считается, что задача школы — развить в ребенке креативность, научить верить в себя, чтобы он стал человеком, который может свободно творить.
Больше всего меня удивило, что прошла четверть века с той поры, когда я училась в московской школе, тогда еще советской, а многое осталось абсолютно прежним. Прежде всего, коллективность — все должны все делать вместе, одинаково, строем. В одинаковых трусах маршировать на физкультуре, ходить вместе туалет, спать два часа или притворяться — а ведь дети уже были большие, многие из них уже не могли спать днем. Любая индивидуальность, разница между людьми, их особенности не признаются и осуждаются. Например, Арильд очень стеснялся переодеваться перед всеми в группе в пижаму, его за это ругали. Все должны относиться ко всему одинаково, как в армии. Еще меня очень неприятно шокировала агрессия между детьми, которая не гасилась, а наоборот, поощрялась взрослыми: он тебя ударил, а ты дай сдачу, иначе как ты будешь жить в этом мире. На мой взгляд, такой подход не учит жизни, а воспитывает жестокость.
все должны все делать вместе, одинаково, строем
Многие как раз возмущаются из-за отсутствия системы наказаний: дети шумят и мешают другим, а учитель ничего не может сделать со сложными учениками. Если он применит какое-то наказание, родители могут подать на него в суд или заявить в полицию, и, мало того, они действительно делают это. Некоторые считают, что проблема в эмигрантах: новые дети плохо знают язык, что влияет на общие оценки школы, портит репутацию. В результате получается, что появляются школы, где учатся только дети богатых родителей «белого цвета», и школы, где остались один эмигранты.
Происходит разделение на школы «элитные» и «плохие», и это негативная тенденция. Обсуждается и появление так называемых «свободных» школ, то есть школ, которые живут по своим внутренним правилам, отличным от общепринятых: например, мусульманские школы, где девочки занимаются физкультурой отдельно от мальчиков, что противоречит шведским нормам. И сейчас это вызывает острую дискуссию.
Но, думаю, главный конфликт в шведской школе возникает из-за того, что некоторые родители начинают слишком сильно вмешиваться в учебный процесс. Другим кажется, что это неприемлемо — ты же не говоришь врачу, как тебя лечить? Так и учитель лучше знает, что нужно делать. Это тяжело и для педагогов, и для других родителей. Шведские родители, как и все другие, тоже ворчат, что школа портится, что уровень образования падает.
pora_valit
Пора валить? Все об эмиграции.
VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой довелось принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директором русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар вылилось в интервью для сайта фонда “Русский мир”, которое я предлагаю вашему вниманию.
Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?
В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.
— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?
— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.
Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn
В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?
При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.
Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день ищут в Стокгольмском архипелаге “российскую подлодку”. Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter
Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.
— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?
— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.
Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.
Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio
— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?
— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.
Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта. Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.
Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info
— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?
— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.
— Шведы возвращают в свои школы оценочную систему, тогда как у нас по-прежнему обучение без оценок многими считается самой прогрессивной методикой. Расскажите, почему шведская школа отказывается от безоценочной системы.
— Раньше в Швеции ставили оценки с восьмого класса, теперь ставят с шестого. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, чтобы с 2015/2016 учебного года ввести оценки уже и в четвёртом классе. Некоторые партии поставили вопрос так, что оценки нужно ставить уже с первого класса.
Шведские школьники не отличаются примерным поведением и порой поджигают свои школы. Школа Ховшё в Сёдертэльте (лен Стокгольм) сгорела незадолго до начала учебного года-2009. Фото: Svenska Dagbladet
Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.
Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet
Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.
— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?
— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.