Система образования в Швеции
занимательные факты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_politika_v_shvetsii.pptx | 997.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная политика в Швеции
основные этапы развития шведской модели общего образования В 1842 году в Швеции вводится обязательное начальное образование. Длительное время оно оставалось неизменным. С 1950х годов система образования в Швеции претерпела значительные изменения, было введено девятилетнее обязательное совместное обучение. В 1962 году школьная система получает свое современное название « grundskola ». В этот же период в стране создана первая национальная школьная программа. Год 1968 ознаменовался принятием закона о специальных услугах, обеспечивающий для всех детей право на образование, включая детей с умственной отсталостью. Реформа системы образования Швеции в 1991 году придала учебным заведениям большей самостоятельности. В 1994 году были введены учебные программы, определяющие миссию шведских школ совершенно другим образом .
С 1997 года, согласно закону об образовании все учащиеся обязательных школ получают бесплатные обеды. В 1998 году шестилетние дети получают возможность посещение детсадовского класса в школе. В 2006 году принят закон о запрете дискриминации и другого унизительного обращения с детьми и учащимися. В 2011 году был принят новый шведский закон об образовании, который содержит базовые принципы и положения обязательного и дальнейшего образования , подготовительного, дошкольного, внешкольного обучения и образования для взрослых. Закон поощряет накопление знаний, свободу выбора , а так же безопасность учащихся.
Система образования Швеции В 50-х годах XX века власти страны начали масштабные реформы в образовательной сфере, в результате которых была создана современная трёхуровневая система обучения, включающая в себя : Дошкольное Среднее Высшее
Дошкольное образование Согласно законодательству Швеции, все дети старше одного года должны быть обеспечены местом в дошкольном учреждении в течение четырёх месяцев с момента подачи заявки . Плата ЗА ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: Количество детей Размер оплаты 1 ребенок 3% дохода семьи, но не более 1269 крон (примерно 11 000 р.) в месяц; 2 ребенка 2% дохода семьи, но не более 840 крон в месяц; 3 ребенка 1% дохода, но не более 420 крон в месяц; 4 ребенка и более бесплатно.
Интересные факты Главная задача шведского детского сада — научить ребёнка общаться со сверстниками. пребывание детей в детском саду отнюдь не означает пребывание на его территории. Их водят в лесопарки, музеи, спортивные залы, библиотеки, в изобилии имеющиеся на прилегающей территории детские площадки . Немалую часть среди педагогов составляю мужчины, по моим наблюдениям – не менее четверти . Кроватей с бельём в детских садах нет, спят дети в одежде на матрасах и только при своём желании
Среднее образование: основные школы и гимназии Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года . Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет . Среднее образование в Швеции состоит из двух ступеней: 9-летней обязательной школы и 3-х летней гимназии. Школы в Швеции могут быть: Государственные Муниципальные 98% Альтернативные
В 1995 году было отменено существовавшее ранее деление на начальные, средние и старшие классы. Сейчас все школьники обучаются по единому плану. Администрация школы вправе самостоятельно определять год начала преподавания английского языка . С первого по пятый класс шведским детям не ставят оценок и не дают заданий на дом. Ученики вправе выбирать уровень сложности изучаемых предметов . Начиная с шестого класса, детям выставляют оценки по буквенной системе, в которой A — самая высокая отметка, а F — самая низкая. В шведских школах нет экзаменов. Основная школа ( Grundskola )
Гимназии ( Gymnasieskola ) Несмотря на необязательность полного среднего образования, 97% шведских детей поступают в гимназии. Зачисление в гимназии происходит на основе конкурса аттестатов. Шведские гимназии ведут обучение по 26 различным программам , которые подразделяются на три основных направления : Выпускники профессиональных гимназий могут поступить в профессионально-технические учебные заведения ( Kvalificerad Yrkesutbildning ). Эта форма образования позволяет получить расширенные знания по выбранной специальности, но не приравнивается к обучению в вузе. Профессиональные Академические Технические Гимназистов обучают различным специальностям готовят подростков к поступлению в вузы готовят учеников к поступлению на технические факультеты вузов
Среднее образование для взрослых В Швеции существует около 150 высших народных школ ( Folkhögskola ). Чаще всего в них обучаются взрослые жители страны, не имеющие законченного среднего образования, но двери народных школ открыты и для выпускников гимназий. Во многих высших народных школах организуются специальные курсы для мигрантов. На них изучают шведский язык и другие базовые предметы, необходимые для поступления в вузы Швеции. Посещение народных и муниципальных школ бесплатно для всех жителей страны, но книги и канцелярские принадлежности ученики приобретают за свой счёт.
Высшее образование В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений В университетах обучается около 300 тысяч студентов Методы преподавания определяются учебным заведением самостоятельно Для обучения используются: лекционные формы для больших групп (до 300 студентов ) , семинары в небольших классах (до 30 человек) С 2007 года в Швеции начала работать Болонская система высшего образования. Согласно ей в шведских вузах действует трёхуровневая система обучения: Преддипломная подготовка Диплом об окончании Бакалавр Специализация Степень Магистра Магистерская подготовка Исследовательский ( Докторат) степень Л иценциат степень Доктора 2г 3г 2г 4г 2г 1 г
Уппсальский университет Лундский университет Следует отметить, что образование является самой большой статьей расходов в бюджетах городов – от 42 до 45 % от общей суммы. Около 70% образования финансируется из муниципальных налогов. Среди прочих источников финансирования взносы , рента и государственные гранты. В настоящее время в Швеции есть проблема с педагогическими кадрами. Мало желающих стать учителями, а отсюда и пустые места в педагогических вузах. Многие учителя подумывают о смене профессии. Всё это ведет к прогнозам Центрального статистического бюро Швеции: через 8 лет будет не хватать 43 000 учителей. Сокращение зарплат связано не только с кризисом в экономике страны , но также на лицо не продуманная политика перераспределения средств шведским правительством . Для изменения сложившейся не простой ситуации правительство предпринимает ряд мер, которые не всегда должным образом выполняются на местах. Этот факт очень схож с аналогичными процессами , происходящими в России.
Уважение к личности – со школы
Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Уважение к личности – со школы
Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Образование с ясель
Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.
Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.
Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.
Школьное образование – год за годом
С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.
Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).
Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2018 году примерно 77,6% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.
Без оценок до шестого класса
До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.
Чему учат в школе
С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.
Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.
Национальный экзамен
Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.
Шведская система образования
Швеция известна в мире демократичностью образования и тем, что обучение на всех этапах, кроме детского сада, бесплатное, так как подавляющее большинство учебных заведений полностью или частично финансируется из госбюджета. Образовательную систему Швеции контролирует Минобразования, специалисты которого разрабатывают единые для всей страны учебные программы.
Дошкольное
Первая ступень системы образования в Швеции – детские сады, куда принимают малышей в возрасте от одного года. Посещение дошкольных учреждений необязательно, но большинство юных шведов с удовольствием проводит в них время. В компании воспитателей малыши играют, ходят на экскурсии в библиотеки, музеи, на прогулки в парки. На одного педагога приходится от пяти до десяти подопечных, поэтому без внимания никто не остается.
Если родители сочтут нужным, в шестилетнем возрасте дети могут начать занятия в подготовительном классе, где будут уже не только развлекаться, но и приступят к знакомству с грамотой, счетом, азами знаний о природе.
Садики предназначены для детей, чьи родители учатся или работают, поэтому коммуна обязана предоставить ребенку место в ближайшем детсаду минимум на 15 часов в неделю. Исключения не делаются и для детей с ограниченными возможностями: особенные воспитанники проводят время в одной группе с остальными детьми, но под присмотром специально назначенных ассистентов дошкольного педагога.
Основная масса детских садиков курируется государством, поэтому для граждан Швеции оплата услуг дошкольных учреждений необременительна.
Школьное
Общеобязательное обучение в школах Швеция ввела еще в 1842 году, но в современном виде образовательная система существует с 1962 года. Теперь среднее образование – гражданская обязанность всех проживающих на территории страны детей в возрасте от 7 до 16 лет, по желанию родителей дети могут пойти в школу с шести лет.
Школы в шведской системе образования в основном государственные, частных учебных заведений мало, и по качеству преподавания они не превосходят муниципальные. Существует и еще один вид школ – альтернативные, обучение в которых строится на основе определенной педагогической теории, например Монтессори, или религиозных традиций.
Двенадцатилетнее обучение в школах Швеции делится на 2 этапа:
- общеобразовательная средняя школа (9 лет) – обязательна;
- гимназия (3 года) – по желанию.
Общее среднее образование включает три ступени:
- начальную (1-3 классы);
- промежуточную (4-6 классы);
- старшую (7-9 классы).
По окончании 9-го класса можно продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (гимназии) или начать работать, но 97 % выпускников предпочитают учиться дальше еще три года.
Гимназистам на выбор предлагается 26 программ в трех направлениях:
- профессионально ориентированные программы (1 год);
- технические программы (2 года);
- академические программы (3 года)
Все два с лишним десятка учебных планов связаны между собой, и ученики могут в любое время перейти с одной программы на другую.
Выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов нет.
Высшее
Образование высшего уровня в Швеции дают 55 учреждений двух видов: университетские колледжи (44) и университеты (11). Поступление в шведские вузы проходит по конкурсу аттестатов.
Университетское обучение состоит из лекций, лабораторных и практических занятий. Успеваемость контролируется по системе, состоящей из отметок:
Вузовская образовательная система Швеции выглядит так:
- Обучение на первой преддипломной стадии:
- через 2 года выпускник получает диплом о завершении учебы в университете;
- через 3 года – бакалавра.
- Обучение для достижения уровня специализации:
- 1 год учебы – подготовка к получению степени магистра;
- 2 года обучения – магистр.
Зачисление на второй уровень без преддипломной степени невозможно.
- Докторат – это самый высокий исследовательский уровень:
- после двух лет обучения – присвоение степени лиценциата (промежуточной от бакалавра к доктору);
- 4 года – докторская степень.
Послевузовское обучение проходит в университетах, имеющих в структуре научно-исследовательские лаборатории и другие специализированные подразделения.
Особенности образования детей в Швеции
23 октября 2018 года Посольство Швеции организует презентацию образовательных возможностей своей страны в городе Киев. Участники мероприятия смогут узнать больше о шведских университетах, программах и стипендиях, а также пообщаются с их выпускниками.
Сегодня Швецию справедливо считают одним из мировых лидеров в области инновационных открытий, а количество нобелевских лауреатов, родившихся в этой скандинавской стране, достигло 30 человек.
Какие же особенности обучения в школах Швеции? Как жители этой страны воспитывают малышей в детсадах? Что нужно знать украинцам, чтобы поступить в шведский университет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.
Как работают детсады в Швеции?
В Швеции существуют государственные и частные детские сады (но и те, и другие являются платными). Хотя существуют различные социальные программы, системы скидок (для второго, третьего ребенка). А когда ребенку исполняется 3 года, ему ежегодно предоставляются 525 бесплатных часов для пребывания в детском саду.
Обычно дошкольное образование начинается с 3 лет (по желанию родителей можно и с одного года). Количество детей в группах колеблется от 15 до 20 человек, но достаточно распространены малочисленные группы (менее 10 детей). Воспитательный процесс обеспечивают 3 воспитателя.
В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется.
Зато много времени дети проводят на улице (при благоприятных погодных условиях даже спят).
Дети с особыми потребностями посещают группы вместе с другими детьми. Но, если ребенку сложно себя обслуживать или нужен присмотр, в группу добавляют помощника воспитателя.
Кроватей в группах нет (только матрасы и одеяла), ведь спать в шведских садах необязательно. Во время тихого часа детям читают сказки (некоторые могут и задремать), они рисуют, создают поделки вместе с воспитателем.
«Шведское воспитание строится на принципе» «У ребенка должно быть детство». Здесь делают все, чтобы дети росли здоровыми, учились дружить, уважать и заботиться друг о друге.» — делится впечатлениями о шведском сад мама двух детей Екатерина Каед.
В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию.
А вот в 7-летнем возрасте дети обязательно должны идти в школу.
Какие особенности обучения в шведских школах?
1. Среднее образование в Швеции является полностью бесплатным (родители не платят никаких взносов на помощь учебному заведению или на ремонт класса).
2. Школу для обучения ребенка можно выбирать, но образовательное учреждение принимает первоклассников только при наличии свободных мест.
3. К старшей школы с детьми работают только два учителя: один учит учащихся в начальных классах (с первого по третий), другой — в средней школе (4-6 класс).
4. Обучение младших школьников направлено на социальное развитие ребенка:
- общения и игры со сверстниками;
- установление дружеских контактов.
Детям дают только 1 домашнее задание на неделю по одному предмету. К тому же, малышам не приходится носить тяжелые ранцы: учебники и тетради хранятся в школе.
5. Одна из задач шведской системы образования — ликвидировать конкуренцию между учениками. Поэтому в их школах не поощряются самые умные и не осуждаются те, кто отстает от какого-то предмета.
6. До 5 класса включительно учащиеся не получают оценок, а начиная с шестого — им выставляют оценки от А до F. Кроме того, в конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о своей работе, в котором пишут о способах выполнения задач и о том, чему они научились за это время.
7. С 7 по 9 класс (в старшей школе) ученики учатся в соответствии со специализацией. Дети могут выбирать дисциплину и альтернативные курсы, которые им понадобятся для получения профессии.
8. Обучение происходит на принципах равенства (к ребенку относятся как к полноценной личности) .Учителю отводится роль наставника, который направляет и дает свободу ученикам искать собственные методы, подходы, сотрудничать и высказываться.
Как происходит обучение в гимназии?
После окончания 9 класса большинство подростков продолжает обучение в гимназиях.
Для вступления в нее нужно закончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена:
- шведский язык;
- математику;
- английский язык.
Школьникам, которые заканчивают 9 класс, предлагают около 20 направлений обучения. По поводу выбора будущей профессии выпускники могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.
Продолжительность обучения в гимназии зависит от направления и в среднем составляет 2-3 года.
Как обучают иностранцев в Швеции?
Дети из других стран могут учиться в государственных или частных учреждениях Швеции. Вступить в государственную гимназию (по программе обмена) можно с 14 до 17 лет. В младшем возрасте иностранцев не принимают на учебу.
К тому же, школьники из других стран могут учиться в Швеции только год (хотя стандартный срок обучения в гимназии для шведских школьников продолжается 3 года). Исключением является только дети, которые постоянно проживают в Швеции.
Для того, чтобы ребенка зачислили в гимназию, он обязательно должен владеть английским языком. Кроме того, шведы обращают внимание на успеваемость школьника в его родной стране и коммуникативные умения.
Обучение в образовательных учреждениях Швеции является платным (около 6 тыс. евро в год в государственных учреждениях, в частных стоимость выше).
В период обучения подростки обычно живут в шведских семьях, что позволяет быстрее овладеть языком.
Как построено высшее образование в этой скандинавской стране?
Всего в Швеции существует около 55 высших учебных заведений, среди них — 11 университетов. Старейшим университетом Швеции является Упсальский (основан в 1477 году), а самым престижным и наиболее популярным среди иностранных студентов — Лундский университет (создан в 1666 году).
Обучение в высших учебных заведениях состоит из следующих программ:
- бакалавриат — 3 года;
- магистратура — 1-2 года;
- докторантура — 4 года.
Учиться шведы могут всю жизнь, ведь в стране придерживаются концепции «непрерывного образования». Согласно ей, государство должно создавать для своих граждан условия для максимального раскрытия их способностей в течение всей жизни.
Иностранным студентам для поступления в шведский университет, кроме аттестата о среднем образовании, нужно подать сертификат, подтверждающий владение языком на уровне не ниже, чем В2 (с английского это — IELTS, TOEFL или CAMBRIDGE UNIVERSITY).
Отправка заявлений на поступление в шведский вуз осуществляется через специальный портал universityadmissions.se. Здесь можно выбрать университет и программу обучения, а также более подробно ознакомиться с требованиями к иностранным студентам.
К сожалению, сегодня бесплатное высшее образование в Швеции доступно только для местных граждан и иностранцев из стран Европейского Союза. Украинцы могут учиться бесплатно только по некоторым программам обмена студентов (например, «Эразмус»). Обучение по такой программе даже предполагает получение стипендии (правда, для этого нужно приложить немало усилий).
Студент четвертого курса факультета международных отношений ЛНУ им. Франко Марко Демчук делится опытом обучения в Швеции: «Образование для шведов — святое. В него вкладывают много денег — как в государственный, так и частный сектор. К примеру, ИКЕА (транснациональная корпорация, основанная в Швеции — авт.) Ежегодно финансирует в шведский университет миллионы евро!»
Год назад Марко выиграл конкурс от Шведского института (государственной организации, занимающейся распространением за рубежом знаний о Швеции и налаживанием международного сотрудничества в области образования и научных исследований) и три недели изучал шведский культуру, литературу и диалекты в народной школе Hola Folkhögskola.
Марко отмечает: «В Швеции студенты не гонятся за оценками. Мы заранее договаривались, сколько разделов читаем вне аудитории, а на занятии обсуждали прочитанное. Это кардинально отличается от того, что я вижу в Украине, когда полтора часа слушаешь лекцию, а затем должен воспроизвести монотонный монолог преподавателя, ибо только так сможешь получить хорошую оценку и закончить университет».
В последние годы количество желающих получить высшее образование в Швеции, постоянно растет. Это и неудивительно: шведское образование считается одним из лучших в мире (особенно в области компьютерных технологий и музыки). Поэтому украинским педагогам стоит обратить внимание на опыт коллег из Швеции, а будущих студентов могут заинтересовать образовательные возможности этой скандинавской страны.
Система образования в Швеции: взгляд педагога изнутри
Рассказывает Валентина Степченкова, автор телеграм-канала “Шведовед”:
Одним из главных понятий, которое шведские дети слышат с самого детства, является слово “integritet” — то же, что и английское “integrity” — однозначного перевода на русский не существует. Это и “чувство собственного достоинства”, и “целостность”, и “неприкосновенность личности”. Без контекста сложно объяснить, что это понятие означает, однако шведские дети усваивают его еще в детском саду — так в Швеции работают с развитием уважения к личности.
Именно Швеция стала первой страной в мире, которая в 1979 году запретила на законодательном уровне телесные наказания для детей.
Каждый ребенок — индивидуальность, заслуживающая уважения. И именно этот принцип стал главным для шведской образовательной системы. Какие еще понятия являются краеугольными:
Демократия
Ученики шведских школ с первого класса знают, что это такое. Детям рассказывают, как проходят демократические выборы, часто устраиваются ролевые игры — большие проекты — во время которых ученики объединяются в партии, готовят программу, проводят агитационную кампанию, а в конце выигрывают или проигрывают выборы. Кроме того, в каждой школе обязательно есть «elevråd» (ученический совет), который — посредством голосования — действительно влияет на работу школы, а не просто существует номинально.
Так, ученики, например, с помощью специального совета могут решать, что есть на обед в столовой.
Credits: Lena Granefelt/imagebank.sweden.se
Равноправие
Заповедь «Alla barn är lika mycket värda» («Все дети одинаково важны») шведы впитывают с молоком матери. Как и в любой школе, в шведской, к сожалению, есть “моббинг” (травля), но с этим борются просветительскими методами: с помощью детских и подростковых книг на эту тему, а также с помощью фильмов.
Уважение
Основа шведской системы образования — в уважении к ученикам. Мнение каждого ребенка ценится очень высоко, учитель всегда к нему прислушивается (или пытается прислушаться). До 6 класса не ставятся оценки, а позднее они появляются по нетипичной для наших школ схеме, поэтому оставаться на одном уровне с учеником и не оценивать его учителю проще.
Credits: Ann-Sofi Rosenkvist/imagebank.sweden.se
Дружелюбная обстановка
Отсутствие оценок способствует созданию в школе комфортной среды для ребенка, где он практически не испытывает стресса. Не страшно чего-то не знать. В школе все приспособлено для того, чтобы устранять лакуны.
Часто бывает так, что в одном классе дети занимаются по разным учебникам, которые соответствуют их индивидуальному уровню знаний и способностей.
Выражение собственного мнения
В Швеции нет отдельного предмета риторики или логики, однако, вести дебаты учат на уроках шведского языка. В шведской школе ценится способность высказать и обосновать свою позицию: именно аргументированный ответ будет ценится больше всего. Понятие “правильности” ответа крайне размыто, а выражения “правильно” или “неверно” на уроках практически не звучат.
Credits: Lena Granefelt/imagebank.sweden.se
Высокая самооценка
Учителя постоянно хвалят учеников, даже за какие-нибудь незначительные — для стороннего наблюдателя — достижения. Одноклассников никогда не сравнивают друг с другом, вместо это с каждым отдельным учеником проводят обсуждения, за счет чего он мог бы улучшить свой результат.
Родительские собрания
Как минимум раз в год классный руководитель проводит индивидуальную встречу с родителями, на которой могут по необходимости присутствовать учителя-предметники, и обязательно — сам ученик. Разговор об успехах ребенка непременно ведется с ним напрямую, родителям как будто “разрешается” его послушать. Обязательно обсуждается, над чем нужно поработать дополнительно, что можно улучшить. Ученик сам рассказывает о своих впечатлениях от учебного года, может на что-то пожаловаться или рассказать, что бы ему хотелось подтянуть в будущем.
Самостоятельность
В шведской школе есть урок, который называется hemkunskap — домоводство. Это занятие как для девочек, так и для мальчиков.
На нем действительно учат готовить, но только после длительных разговоров о здоровом питании, расчетов необходимых питательных элементов, а также планирования бюджета. С самого раннего возраста к школьникам относятся как ко взрослым — и учат их самостоятельности. Дети сами следят за своими домашними заданиями и расписанием после уроков.
Отсутствие домашней работы
В шведских школах домашних заданий — в привычном нам понимании — практически нет. Они носят скорее дисциплинарный характер: хорошо, если ребенок вспомнит про этот предмет дома и подготовится к нему. Но шведы считают, что у учеников должно быть время на познание себя (то есть на дополнительные занятия), а также на общение с семьей и друзьями. На выходные — а в шведской школе не учатся по субботам и воскресеньям — задают что-то в исключительно редких случаях.
Любовь к учебе
Главная задача шведской школы (и детского сада), прописанная во всех официальных документах, — привить любовь к познанию. Из-за отсутствия на первых порах оценочной системы, очень важная роль отводится личностной мотивации, с которой и работает учитель.
Важно сделать урок интересным, релевантным и объяснить ученику, для чего нужна та или иная информация. В шведском языке даже существует понятие “korvstoppning” (дословный перевод: “нашпиговывание”), которое обозначает “бездумное напичкивание знаниями”. Именно от этого стараются уйти в шведской системе и обратить внимание на индивидуальные потребности учеников. Так и рождается уважение к каждому.
Швеция система образования
Общество и семья
Общество
Шведы никуда не торопятся, относятся ко всему легко, с легкой иронией и оптимизмом.
Семья
Средний возраст вступления в брак – ближе к 30. В среднем, в семье по 2-3 ребенка.
Равноправие, особенно между мужчинами и женщинами, доведено порой до абсурда. Правда последствия этого не замедлили сказаться – в стране падает рождаемость.
Домашние обязанности делятся поровну и мужчина не считает зазорным для себя убрать в доме, постирать, помыть посуду, сходить в магазин, приготовить еду.
Высокая доля внебрачных детей и, соответственно, искажение воспитания, психологические проблемы. В Швеции внебрачных детей 50%.
По окончании школы (примерно в 18 лет) принято снимать собственную квартиру и покидать родительский дом. Связи между родителями и детьми на этом не обрываются, часто они живут в одном городе и регулярно встречаются, но таким образом молодой человек или девушка учатся самостоятельно вести хозяйство, оплачивать телефонные счета, телевизионные коммерческие каналы и т. д.
Куда ни повернись – детская площадка, в кафе придешь – детский уголок, дома – игрушек от пола до потолка и все, что не приводит к членовредительству, можно. Надоело сидеть с мамой? Пожалуй в детский сад, где в группе не двадцать, а пять-шесть детей.
Воспитание детей в Швеции считается общественно-полезным трудом.
Бабушка живет для себя, не сидит с детьми. Бабушка делает это только в том случае, если это доставляет ей удовольствие, если есть время и желание.
Отцы, занимающиеся с маленькими детьми, становятся все более привычной картиной для Швеции. Не исключение и ее столица, где невероятно большое число мужчин, сопровождаемых изумленными взглядами иностранцев, прогуливаются в рабочее время с колясками, играют с малышами в парках, бассейнах, на спортивных площадках, знакомят их с музеями. При этом папы с чадами обходятся очень умело, не повышая голоса и решая возникающие проблемы, в том числе откровенные капризы, исключительно дипломатическими средствами.
Дошкольное воспитание
Семья
Даже маленький ребенок рассматривается как независимая личность, которую нужно растить, не нанося урон его душе и разуму, не калеча, не унижая. Детей воспитывают так, чтобы они умели сами принимать решения.
Ребенок сам должен все осознать и захотеть ходить на горшок и т.п. Обычно это происходит года в три. И нет ничего необычного в четырехлетнем ребенке, сидящем в коляске и жующем соску!
Детей воспитывают так, чтобы они росли независимыми, умели сами принимать решения. Например, даже крохотного малыша, когда он просит пить, можно спросить, что он хочет — чай или сок, — чтобы дать ему возможность сделать выбор самостоятельно. И это шведы повторяют на разных уровнях в отношении все более серьезных проблем. Ребенка учат осознавать ответственность за принятые решения и быть готовым к их последствиям.
С самого раннего возраста шведским детям прививают и умение правильно относиться к деньгам. Установка следующая: хорошо иметь деньги, но, чтобы их иметь, нужно работать, и тогда ты их ценишь. Детей учат тратить разумно, составлять собственный бюджет, потому что деньги ребенок получает раз в неделю или раз в месяц. Кроме того, родители могут оплачивать детям некоторую работу по дому. Своими финансами дети распоряжаются по собственному усмотрению. Сходить в кино, кафе, парк развлечений — за свой счет. Или экономят, чтобы купить что-то более крупное. Маленькие приобретают игрушки, те, что постарше, — кассеты, компакт-диски с записями любимых исполнителей (кстати, очень много «детских» денег уходит в Швеции именно на это), девочки копят на модное платье, если оно не запланировано семейным бюджетом.
Половое воспитание детей в Швеции начинается еще с детского сада в доступной для них форме. Собственно, происходит оно и в семье. Шведы знают: когда дети начинают задавать вопросы на эту тему — они готовы к получению правдивых и доступных для их понимания ответов. Секс в Швеции — не запретная тема: о нем говорят много и открыто. Цитата:
В мужском душе полно детей, и, уже не в первый раз, вижу девочек в возрасте 3-7 лет с отцами. Ну сначала я смущался, все таки я голышом, как и остальные мужчины здесь, а тут голый ребенок противоположного пола и не совсем маленький. Конечно никто под душем сексом не занимается, но согласитесь, “а вдруг педофилы”? К моему удивлению (made in USSR) ничего негативного не происходит. И это тоже форма сексуального просвещения. Ребенок усваивает (хотя и без всякого интереса) физические половые различия.
Для справки, в Швеции дети получают ПОЛНУЮ информацию о том что такое сексуальные отношения в возрасте 5-6 лет. Информация включает такие вопросы как опасность и признаки педофилии. В общем гармоничное сексуальное развитие должно начинаться с периода развития ребенка, в котором половые функции еще не начали работать. А следовательно прививается рациональное отношение к этой сфере человеческих отношений.
Рукоприкладство в отношении ребенка категорически запрещено.
Днем дети в основном находятся в детском садике, а если родители хотят пойти куда-нибудь в вечернее время, они нанимают «бэбиситтера» (часто это старшие школьники).
Особенности системы образования
Система образования
Все, что необходимо: учебники-ручки-тетрадки, предоставляет государство, да и обучение, кстати, тоже бесплатное.
В Швеции есть два учительских профсоюза. Первичной организацией считается муниципальная. А каждый педагог о размере своей зарплаты договаривается непосредственно с директором школы.
В ШВЕДСКОЙ школе учатся 11 лет. Школы в основном государственные: с бесплатным обучением и бесплатными школьными обедами. Частных школ мало, и образование в них не лучше, чем в государственных.
Школы
Общее среднее школьное образование продолжается девять лет на трех этапах – младшем, среднем и старшем.
По завершении общего среднего образования существует возможность либо продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (High School), либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой. Фактически в настоящее время почти 100% шведских школьников продолжают школьное образование в школе высшей ступени.
Интегрированная средняя школа высшей ступени предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Все типы программ связаны между собой и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Кроме того, как среднее, так и высшее образование можно получать в различных учебных заведениях для взрослых (открытых университетах).
Выпускных экзаменов в школе не существует, и разделение на различные потоки для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей.
Период обучения до получения первого диплома (First Degree, эквивалентного степени бакалавра) в среднем составляет 3 – 3,5 года. В университетах после обучения в течение двух лет студентам предоставляется возможность продолжить обучение в университете до получения первого диплома – после сдачи экзамена Kandidat examen – или перейти в профессиональное учебное заведение и получить профессиональную степень (экзамен на получение профессиональной степени Professional Degree).
Дальнейшая траектория обучения в университетском секторе предполагает переход в магистратуру, обучение в течение двух лет и сдачу Magister examen. Далее возможно написание и защита докторской диссертации. Для профессионального сектора после первых трех лет обучения следуют еще четыре года учебы в лиценциате. Между вузами одного и разных секторов возможны переходы.
В Швеции также существует система кредитов. Для нас, не знакомых с этой системой, это порой ставит в недоумение. 1 кредит равен 1 недели обучения в университете (1 семестр – 20 кредитов). Эта система введена для легкости составления планов курса и подсчетов пройденных человеком часов обучения.
Образование в шведском университете дается в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний с учителем или без. Экзамены – в форме написания домашних работ или работ в аудиториях, экзаменационные семинары также частое явление. Некоторые моменты в обучении обязательны для посещения, как например лабораторные или семинары – ваше отсутствие на них компенсируется самостоятельной письменной работой. Однако, вы сами выбираете, что вы должны посещать, а что нет: главное, чтобы все обязательные работы были сданы вовремя и зачтены.
Многие программы дают обучение в форме «один курс в одно время, другой в другое» , поэтому вам не надо распыляться на изучение нескольких предметов одновременно. Обычно за семестр получается, таким образом, по 3-4 предмета. По окончанию каждого курса – экзамен, что также может рассматриваться как нечто положительное, поскольку вы сразу применяете и проверяете пройденные знания. Технические программы заметно отличаются по уровню сложности по сравнению с гуманитарными.
На каждой программе или курсе ограниченное число мест, поэтому конкурс на поступление существует. При рассмотрении заявок на конкурсной основе будет также учитываться и иметь вес ваше предыдущее образование и опыт работы.
Принципы обучения в школе
С середины семидесятых получила развитие так называемая предшкола, являющаяся старшей ступенью дошкольных учреждений. Здесь, преимущественно в игровых ситуациях, шестилетние дети овладевают началами чтения и письма. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада.
В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется мера зрелости ребенка, возможные отклонения в физическом и психическом здоровье.
В первых трех классах все предметы ведет один учитель. В промежуточных 4-6 классах обязательной школы все предметы также ведет один учитель. Начиная с пятого класса мальчики и девочки, по возможности, занимаются раздельно.
Специализация обучения в старших, 7-9 классах, осуществляется за счет выборных дисциплин и альтернативных курсов математики и иностранных языков. Преподавание выборных дисциплин организуется в том случае, когда каждую из них избирает не менее пяти учеников.
Разброс в уровне подготовки выпускников обязательной школы был и остается очень значительным. Дело в том, что на протяжении семи лет обучения в ней отметки – текущие и годовые – не выставляются. Второгодничества нет. Учитель обычно уведомляет родителей лишь об экстраординарных отклонениях в учебе и поведении детей. Только в старших 7-9 классах выводятся семестровые оценки. В такой ситуации родители зачастую не имеют конкретного представления о том, сколь успешно или, напротив, неуспешно, могут их дети заниматься в старших классах, учебный план которых предлагает крайне неравноценные выборные альтернативы, предопределяющие (в большинстве случаев очень жестко) возможности выбора тех или иных направлений образования в гимназической школе. В этих учебных заведениях продолжают учебу около 90 процентов выпускников обязательных школ. Одни из них, успешно занимающиеся, могут претендовать (на основе конкурса аттестатов) на поступление в высшие учебные заведения, другие, естественно, менее успевающие, – лишь на приобретение начального и среднего специального образования. Сегодня продолжительность обучения в гимназиях колеблется от двух до четырех лет, но в ближайшем будущем ее намереваются унифицировать до трех лет повсеместно.
Спорту отводится огромное место в воспитании как в школе, так и в семье.
В школьной программе присутствует история искусств других стран мира. Но специализированных студий, школ, кружков, где учат балету, рисованию, лепке и т. д., в стране нет. Музыкальных школ всего несколько на всю страну.
Читают шведские школьники в основном то, что необходимо по школьной программе.
Примечательно, что каждый житель Швеции говорит по-английски, так как в школе его учат с самого раннего возраста.
В Швеции не принято брать на работу в официальное учреждение школьников, даже во время летних каникул закон позволяет работать лишь достигшим четырнадцатилетнего возраста, поэтому подрабатывать детям в Швеции удается не всегда.