Монастыри Таиланда

Личный опыт. Тайский монастырь

По материалам статьи журнала «Азия», автор – Артем Жушман, блог автора – zhushman

В наши дни философские и духовные учения Востока прочно вошли в современную картину мира. Люди готовы пересечь пол земного шара, чтобы попасть к известному учителю. Мы уже пришли к осознанию последствий «западного» образа жизни: это и постоянный стресс, и кризисы самоопределения, и недовольство жизнью, и чувство, что чего-то не хватает. Другими словами, все то, что в буддизме называется «страданиями». Мы подсознательно тянемся на Восток в поисках лекарства от этих недугов. И правильно делаем, так как уже две с половиной тысячи лет назад это лекарство было открыто исторической личностью по имени Сидхартха Гаутама, более известному нам как Будда.

Место инструктора в помещении для лекций и медитаций. Мужчины сидят слева, женщины – справа. Каждый сидит на своем, заранее выданном коврике-подушечке. Также можно брать скамеечки – чтобы не затекали ноги

Оказывается, причина всех наших страданий – это наш ум и наша неспособность находиться «здесь и сейчас» и делать всё осознанно. Это наша неспособность остановить поток собственных мыслей (на 99% ненужных и бесполезных!) и хотя бы на минуту насладится покоем. Это и составляет основу техники медитации. Как этому научиться? Можно начать с чтения тематической литературы, множество которой к тому же адаптировано под западного читателя – например, «Сила настоящего» Экхарта Толле. Но чтобы по-настоящему научиться чему-то, нужен учитель. В Таиланде существует несколько крупных международных центров, в которых можно пройти «ретрит» – то есть, курс с погружением. Сегодня речь пойдет об одном из таких центров при монастыре Суан Мок (Suan Mokkh) возле небольшого городка Чайя в провинции Сурат-Тани.

«Добро пожаловать»

Знаменитый настоятель этого монастыря, аджан Буддадаса (в переводе «слуга Будды»), посвятил свою жизнь популяризации буддизма на Западе. Он написал огромное количество книг на английском языке, проводил семинары и лекции для иностранцев. Еще в 70-х годах прошлого века он организовал международный медитационный центр, куда мог (и может до сих пор) приехать любой желающий и приобщиться к знанию.

Курсы с погружением для иностранцев здесь проходят каждый месяц 1-го числа и заканчиваются 11-го – во второй половине месяца сюда съезжаются тайцы. Чтобы попасть на ретрит, нужно просто приехать в монастырь за день до начала курса (до трех часов дня), получить все инструкции и записаться в группу. Кроме того, необходимо внести взнос в размере 2-х тысяч бат, который идет на оплату размещения и питания. Более подробно все можно разузнать на официальном сайте центра http://www.suanmokkh.org. Вся информация на английском языке, впрочем, именно на нем проходит все обучение в центре. Поэтому знание хотя бы базового английского необходимо, иначе масса полезных сведений пройдет мимо. Впрочем, для большинства это не представляет проблемы: основная часть «послушников» – это молодежь из Европы, Америки и Австралии, путешествующая по ЮВА. Но в этот раз было сразу четверо русских, причем одна девушка даже специально приехала из Москвы (остальные живут в Таиланде). Всего нас было около 70 человек – относительно немного: в высокий сезон каждый ретрит собирает от 100 до 150 фарангов.

Что брать с собой в монастырь? Только самое необходимое: принадлежности для личной гигиены (хотя все это есть в маленькой лавочке внутри центра); удобную и свободную одежду, прикрывающую локти и колени; что-нибудь типа кофты или накидки (рано утром может быть прохладно) и обязательно средства от москитов – здесь вы будете очень близко к природе. И завершите все свои дела и проекты, чтобы мысли о них не отвлекали вас от практики.

Как это будет

Одно из главных условий заключается в том, что все эти 11 дней вы действительно должны жить как монахи. Перед началом курса дается обет молчания и сдаются все личные вещи: мобильный телефон, ноутбук, книги, даже ручку и блокнот. Конечно, никто вас не будет обыскивать, и теоретически в свою келью можно пронести всё что угодно, но… Если вы хотите получить настоящий и, главное, полезный для себя опыт, то попробуйте соблюсти все условия, ведь 11 дней – не так уж много.

Жить вы будете в маленькой тесной келье, спать на деревянном пологе и на деревянной подушке – так, как живут монахи. Кушать вы будете 2 раза в день, причем исключительно вегетарианскую пищу. Впрочем, меню довольно разнообразное и вкусное: супы, лапша, жареные овощи с тофу, сырые овощи и немного фруктов, тайские десерты. По вечерам – горячий шоколад или соевое молоко. Голодать никому не приходилось, даже наоборот, трудно было не переесть – с полным животом плохо медитируется. Разве что самому последнему в очереди за кормом могло не достаться некоторых особо популярных сегодня блюд. Но многие барышни были совершенно не против немного поголодать. Было тяжеловато сначала разве что мужчинами-мясоедам, но после окончания курса многие всерьез задумались о вегетарианстве. Вставать нужно было аж в 4 часа утра и ложиться… Впрочем, лучше сразу расставить точки над i. Итак, расписание обычного дня в монастыре выглядит следующим образом:

4 утра – подъем (в этом вам поможет звонкий и продолжительный звук монастырского колокола);

4:30 – утренние чтения (добровольцы каждое утро будут читать тексты на околобуддистские темы);

4:45 – сидячая медитация;

5:15 – утренняя йога;

7:00 – лекция и сидячая медитация;

8:00 – завтрак и общественные работы (в начале курса вы сами выбираете, какими работами заниматься. Избегать этого не стоит, ведь работа – отличный способ очистить ум от мыслей);

11:00 – стоячая медитация или медитация в движении;

11:45 – сидячая медитация;

12:30 – обед и общественные работы (да, опять);

14:30 – инструкции по медитации, сидячая медитация;

15:30 – стоячая медитация или медитация в движении;

16:15 – сидячая медитация;

17:00 – чантинг (буддистские песнопения);

18:00 – чай и время для купания в горячих источниках;

19:30 – сидячая медитация;

21:00 – подготовка ко сну;

21:30 – отбой, отключение света.

Большую часть вашего дня будет занимать практика медитации. В Суан Мок практикуется медитация «Осознанность в дыхании» (Mindfulness with breathing).

Да, чуть не забыл. Еще нужно принять условия, по которым каждый день живут монахи. Это значит: не убивать (в том числе и любых насекомых); не принимать алкоголь и наркотики (в том числе сигареты); не заниматься сексом (и не думать о нем!); не воровать и не брать чужого; не вредить другим (в том числе речью); не есть после полудня и до рассвета; не танцевать, не петь, не наряжаться/украшаться; не спать на удобных и комфортных кроватях. Хотя такой возможности у вас там в любом случае не будет.

На протяжении всего курса вас будут сопровождать и помогать три монаха – инструктора центра. Это сам настоятель аджан Буддадаса, его ученик (по-видимому, будущий настоятель) и монах-англичанин, живущий там около 20 лет. Именно его лекции были самые запоминающиеся, потому что были полны личного опыта и юмора. Например, рассказывая о привязанностях людей к вкусам, бритиш стал так подробно и вкусно описывать пиццу, что у всех нас просто потекли слюни. И тогда, глядя на нас, он закончил свою мысль: «… вот поэтому я и живу в лесу – чтобы избегать таких соблазнов».

Каждый день можно записаться на интервью и поговорить с одним из инструкторов о ваших проблемах или любых вопросах, касающихся прохождения курса. Верно,

на общение с учителями обет молчания не распространятся. Однако по своему опыту могу сказать, что торопиться задавать вопросы не нужно. Обычно ответ приходит сам по себе на следующий день. Судя по тому, что каждый день на «доске объявлений» в столовой висела новая бумажка с какой-то информацией и забавные слоганы про медитацию, можно понять, что у всех это проходит по схожему сценарию. И, как говорил один из учителей, не старайтесь всё запомнить и/или даже записать. Все необходимые вам знания вы получите и запомните, несмотря даже на языковой барьер и большой объем информации. Нужно всего лишь погрузиться в спокойствие и осознанность. И это – главная задача. И у каждого она решалась по своему, со своими личными переживаниями. У всех они разные: одна девочка рассказывала, что видела во сне свою покойную маму, другим тоже странные сны снились. Пожалуй, все зависит от собственных «тараканов» в голове.

Добро пожаловать в монашеские апартаменты коридорного типа!

Монашеская душевая. Никаких кабинок, душевая общая для мужчин и женщин, поэтому нужно привыкнуть мыться в одежде

Огромное дерево баньян возле одного из медитационных залов

Горячий источник, где каждый день в определенное время можно было купаться. Разумеется, мужчины отдельно от женщин

Деревца кешью на островке посередине пруда, вокруг которого проходили вечерние медитации в движении

Колокол, который будил по утрам и отбивал дневные промежутки

Внутри монашеской кельи

Те самые деревянные подушечки, на которых нужно научиться спать

Территория – наполовину дикие джунгли, наполовину – красивый ухоженный сад

Тут и там разбросаны уединенные беседки

Итого

Что лично мне дал ретрит? Сознание, прямо скажем, не перевернул – все, что там мне преподавалось, было мне очень близко, я уже двигался по этому пути. Но было очень здорово получить практические советы по технике медитации. Здорово было «быть заставленным» рано вставать, каждый день заниматься йогой, хорошо питаться и быть спокойным, не зависеть от ежедневного круговорота дел. Здорово наслаждаться тишиной, в том числе и собственным молчанием.

При этом в плане самой медитации и отсутствия посторонних мыслей выдающихся успехов я не добился. Думаю, что на это нужно больше времени, чем отведенные на курс 10 дней, – половина из них у меня ушла на перестройку. Поэтому воспринимаю свой опыт как первую, ознакомительную, ступень и планирую продолжить практику подобных ретритов.

Однако, даже если вы так и не сможете глубоко погрузиться в медитации и научиться отключать свой ум на долгое время, смена обстановки и режима дня и занятия йогой любому пойдут на пользу. Ведь отключение на 11 дней от привычного мира с его ежедневными проблемами и заботами – это уже большой шаг в сторону спокойствия и гармонии для вашего ума и тела.

Дневник

день 1

«Такое ощущение, что почти все прибывшие сюда уже, как минимум, полупросветленные. Все такие сконцентрированные и чинные. На медитациях сидят по струнке, словно и в обычной жизни по 8 часов в день медитируют. Надо тоже держать марку и, превозмогая боль, сидеть и не подавать виду, что твои колени готовы лопнуть от напряжения».

день 2

«Что здесь происходит? Зачем всё это? Подъем в 4 утра после почти бессонной ночи на деревянном лежаке, эти так называемые медитации, когда так и норовишь уснуть, не выходя из позы лотоса. И вообще, я себя что-то неважно чувствую, и голова болит. Может, ну его, поехать домой? Там столько дел не переделано. А тут ни Интернета, ни телефона, ни даже книжек. Ну абсолютно нечем заняться…»

день 3

«Снова этот колокол, вот бы мне такой будильник: не проснуться просто невозможно. И как же достал этот сосед за стенкой со своими гулкими вздохами. Приятель, тут как бы всем тяжело…»

день 4

«Вдох, выдох, концентрация на кончике носа, наблюдаем за своими ощущениями, не обращаем внимания на мысли… Но как же не обращать на них внимания, когда они штурмуют твое внимание и явно превосходят в силах оборону. И вообще, надо не прозевать конец медитации, чтобы встать в очереди за едой не в самом конце, а то с аппетитами соучастников можно и с пустой тарелкой остаться».

день 5

«Ну когда же мысли меня оставят и я почувствую-таки кончик носа и блаженство медитации? Сиди и дыши, наблюдай за дыханием и ощущениями, отпусти мысли. Можно подумать, это просто, как дважды два. Хоть бы секрет какой рассказали учителя-инструкторы, так нет, сидят как каменные изваяния всю медитацию».

день 6,7 и 8

«День мыслей о смерти, день мыслей о родителях и семье, день мыслей о своей жизни. Сколько важных вещей я оставляю без внимания в своей жизни. Всё, после ретрита начинаю новую жизнь!»

день 9

«Кажется, начинает получаться! Только что я секунд 10 сидел без единой мысли в голове. Ура, просветление всё ближе!»

день 10

«Ну вот, последний день, а ведь только стало получаться… Ну ничего, теперь каждый день буду медитировать и практиковать».

день 11

«Последняя медитация, общий разговор и обмен впечатлениями. И что дальше? Назад, к людям? Разговаривать с кем-то, покупать билеты, куда-то ехать, делать какую-то работу? Как это всё вообще делается?»

день 12

«Проснулся дома. На часах 10 утра, и постель такая мягкая. Посплю ещё, а с понедельника обязательно начну медитировать…»

7 необычных и малоизвестных храмов Таиланда

Фрэнк Гери удивленно хлопает глазами, Гауди забежал за собор Святого Семейства и нервно закурил – ребята думают, как переплюнуть гениев тайской архитектуры? Мы собрали самые удивительные, впечатляющие, необычные, а порой и смешные храмы Таиланда, о которых мало кто знает. Это тебе не Храм Истины посмотреть!

Храм Слона – самая большая в Азии мозаичная святыня, состоящая из более чем 20 миллионов кусочков мозаики, которую складывали в картины тысячи тайцев. Как можно догадаться из названия, храм построен в форме слона – почитаемого и уважаемого в Таиланде животного.

Храм буквально облеплен различными картинами, фресками, мозаиками и скульптурами. Интересно то, что буддийский стиль здесь очень легко смешивается с фентезийным. Вот нарисован медитирующий Будда и пять его учеников, а рядом стоит скульптура высокого статного эльфа с остренькими ушками и файерболом в руках. По стенам плавают русалки. На заднем дворе так и вовсе на всю стену нарисовали процесс постройки храма. И это уже не говоря о всяких орках, водяных и хиппи, играющих на гитарах. В воде живут статуи семиголовых нагов, которых собрали из миллиона цветных керамических кусочков.

Внутри самого храма есть несколько уровней: музей, молитвенный зал и картинная галерея. Строительство началось благодаря монаху Луанг Пох Куну, который сказал: «Я построю лучший в мире храм для людей, которые ежедневно дают мне еду и воду». Несложно догадаться, что постройка такого храма требовала кучу денег. Монах пошел к настоятелю храма, рассказал о своей задумке и, прикинув расходы, заявил, что ему нужно ни много ни мало 2 миллиона американскими. Надо ли говорить, что от настоятеля монах вышел не солоно хлебавши.

Но парень не сдавался, начал обращаться к политикам, премьер-министру, меценатам, простым прихожанам и вот так вот с миру по нитке все-таки наскреб денег. Поэтому сегодня мы можем любоваться, пожалуй, одним из самых удивительных и необычных храмов Таиланда. Свои двери храм отрыл только в ноябре 2013 года, но некоторые мелкие работы на территории ведутся до сих пор.

Адрес: Kut Phiman, Dan Khun Thot District (15.299592, 101.736837)

Время работы: ежедневно 08.00 – 17.00

Вход: бесплатно (но угрожающая будка с надписью ticket уже в процессе постройки!)

Современный дизайн и необычная архитектура делают этот храм на вершине горного хребта необычным отступлением от классической буддистской архитектуры.

Месторасположение храма вдохновляет на медитацию в спокойной атмосфере леса. Комплекс состоит из двух основных храмов, на вершине одного из них расположены огромные статуи пяти Будд в процессе медитации. Каждый из них немного больше, предыдущего, но сейчас, увы, скульптуры находятся на реставрации (хотя храм открыли совсем недавно, в 2004 году!)

Пять уровней второго храма покрыты 5 миллионами мозаичных плиток, но что делает его особенным, так это тысячи инкрустированных в стены…чайников и чашек! Весь храм буквально усеян черепками расписной керамики, здесь можно увидеть торчащие из стен аккуратные заварочные чайнички, тонкие блюдца и фарфоровые чашечки. Большая часть посуды была пожертвована прихожанами, но в коллекции встречаются и достаточно уникальные антикварные китайские тарелки с полуобнаженными девицами!

Статус храма Ват Пха Сорн Каев получил только в 2010 году, но за свою короткую историю, несмотря на удаленное расположение, он стал известным в узких кругах центром практики осознанности, одного из основных буддистских принципов.

Читайте также:  Сезон дождей в Таиланде: продолжительность, курорты и даты

Так как храм расположен достаточно далеко от туристических троп, добраться сюда не так-то и просто. Общественным транспортом не заедешь, так что единственный способ добраться в эту глушь, это арендовать машину, заказать такси или старый добрый автостоп, – тайцы с удовольствием подвезут фаранга, который желает немножко просветлиться.

Хоть иностранцы еще и не добрались в этот район, тайцы во всю исследуют достопримечательности своей страны, так что не переживай, на территории работают несколько кафе, отель, кемпинг и сувенирные лавки.

Адрес: Tambon Khaem Son, Amphoe Khao Kho (16.789457, 101.050903)

Жизнь в буддийском монастыре и поиск себя в горах Таиланда

Почему-то у многих при слове «монастырь» возникают какие-то мрачные и настороженные ощущения. На для меня это стало одним из самых легких и ярких воспоминаний в жизни.

Когда пересекаешь порог храма, кажется, что ты попал в утопию, где все залито ярким солнечным светом, трава зеленеет, вокруг летают бабочки и журчит ручей. Ват Там Вуа расположен в красивейшем месте между двух гор, на севере Таиланда.

Добраться туда можно на автобусе, который идет в Мэхонгсон из Чанг Мая или Пая. На дороге есть указатель, возле него нужно выйти и пройти пешком по зеленой тихой аллее, пока не упрешься в беседку с приветствием. Если приехать сюда в обед, с 13:00 до 15:00, то попадаешь на прогулку-медитацию, где все умиротворенно и чинно ходят в белом одеянии. Первые минуты смотришь на блаженные лица и думаешь, что попал в секту. А уже через день сам ходишь, улыбаясь и медленно ступая босой ногой по дорожке: «Bud» – вдох, «Dho» – выдох.

Пока мы гуляли по территории, меня посещали неоднозначные эмоции: с одной стороны, дикий интерес окунуться во что-то новое и неизведанное, с другой – страх и непонимание происходящего: что можно, что нельзя, как себя вести, почему все такие отрешенные.

На территории монастыря около 40 кути, деревянных домиков с удобствами внутри, и несколько общих дормов (мужские и женский). Есть также большой главный холл, где проходят все медитации и подношения, кухня, туалеты и душевые, зал с чаем и библиотекой, мойка, прачечная и великолепные поляны для отдыха и медитаций.

Как у каждого монастыря, тут есть свои правила. Ват Там Вуа довольно демократичный и свободный монастырь. Но, как говорится, со своим уставом.

Вот основные правила:

  • Соблюдать тишину и покой
  • Посещать коллективные медитации и соблюдать график
  • Минимизировать общение между собой
  • Не использовать на территории монастыря гаджеты
  • Убирать за собой посуду
  • Соблюдать чистоту тела, души и домика
  • Не ходить по территории после 21:00
  • Запрещено курить, пить алкоголь и есть мясо
  • Женщинам нельзя обращаться к монахам, дотрагиваться до них, находиться на их территории после 20:00
  • Женщинам и мужчинам нельзя находиться в одной комнате
  • Нужно носить белую одежду (свою или полученную в монастыре)
  • Нельзя употреблять нецензурную речь и выражать негатив
  • Нельзя делать друг другу массаж на территории
  • Уважительно относиться к монахам, еде, книгам и друг другу

За неделю пребывания в монастыре я неоднократно видела людей, нарушающих правила. Никто тут не будет вас упрекать или наказывать. Но важно помнить, что пребывание в монастыре и соблюдение правил необходимо прежде всего вам, а не монахам или работникам.

В монастыре всего 6 монахов. Самому старому из них 90 лет, самому молодому – 19. Есть также несколько работников-волонтеров, которые приезжают сюда каждый день, чтобы подстричь траву, постирать одежду и присмотреть за огородом.

Монастырю всего 10 лет, но его самоорганизация напоминает живой организм, который слажено функционирует. Ват Там Вуа очень популярен среди иностранцев и наших соотечественников. Тайцев тут немного, а вот англичан, датчан, немцев, чилийцев, аргентинцев, русских, украинцев, американцев тут предостаточно. Скорее всего, место привлекает иностранцев своей демократичностью.

График дня выглядит так:

05:00 – подъем и медитация в своем кути (домике)

06:30 – подношение еды монахам.

08:00 – медитация в главном холле, прогулка по большому саду.

10:30 – подношение еды монахам

13:00 – медитация в главном холле, прогулка по малому саду

15:00 – свободное время и релакс

16:00 – общественные работы на территории (кормление рыб, заметание листьев, помощь на кухне, уборка холла)

17:00 – свободное время

18:00 – вечерняя медитация в холле

20:00 – медитация в кути

Еда в монастыре вегетарианская, но при этом разнообразная и питательная. За 7 дней я попробовала разные блюда вегетарианской кухни и даже не почувствовала дискомфорта из-за отсутствия мяса. Иногда еду делают острой, но чаще ориентируются на иностранцев и жалеют наш желудок. Меня поразило, сколько блюд можно приготовить из бананов. Наверно, у них на кухне есть книга «101 блюдо из банана». И наконец-то я привыкла к рису.

Прием пищи строго по графику: в 7 и в 11 часов. После этого никто не ест. Но если первые дни тяжело обходиться без еды по вечерам, то можно подхрумывать. Главное делать это не демонстративно и не в общественных зонах, а у себя в домике. Если посетителей немного, то всех селят в одиночные кути, где своя деревянная кровать, душ и туалет. Если же горячий сезон и много желающих, то приходится ютится в общих дормах. Мы были в декабре, как раз в горячий сезон. Незаметно подхрумывать, когда с тобой живет еще 10 человек, непросто. Но уже к третьему дню я научилась справляться с голодом.

В монастыре все бесплатно: проживание, питание, прохождение практики, поэтому любые пожертвования приветствуются. Ведь монастырь живет только на них. Насколько разнообразный будет ланч, порой зависит от того, какими в эти дни были пожертвования. Если будете посещать этот монастырь, захватите с собой какие-то продукты: чай, кофе, сахар, какао, овощи или рис. Также можно привезти книги. Тут есть своя небольшая библиотека.

Каждый прием пищи начинается с подношения еды монахам. Монахи не могут сами взять еду, ее должны им преподнести. Поэтому утро начинается с необычного и завораживающего ритуала: по периметру холла садятся женщины и мужчины с тарелкой риса. С одной стороны женщины, с другой – мужчины. В зависимости от четности дня монахи начинают обход либо с женщин, либо с мужчин. Каждый должен положить ложку риса каждому монаху в чан. После этого монахи благословляют еду и все садятся завтракать.

Жизнь в монастыре неспешная и размеренная. Тут не чувствуешь времени. Ты знаешь, что сейчас завтрак, ведь прозвучал колокол, но какой сегодня день, какое число и даже месяц, не вспоминаешь. Время становится тягучим и обволакивающим. Кажется, что у тебя вся жизнь впереди. Несмотря на одинаковый график изо дня в день, тут постоянно получаешь новые эмоции, новый опыт, знания и знакомства.

Вместе с нами в монастыре находилось около 60 человек. Все из разных стран и континентов, каждый со своей историей и мотивацией. Одни проходили випассану молчания, другие, наоборот, хотели пообщаться. Молчать тут не обязательно. К тому же, по учениям этого монастыря, випассана полного молчания невозможна, ведь наш внутренний голос – санкара – всегда что-то говорит. Но если хочется, чтобы тебя не беспокоили, на рецепции можно взять бейджик Silent and happy – и помолчать сколько душе угодно.

Коллективные медитации проходят три раза в день. Индивидуальные можно проходить дополнительно в свободное время. С утра и в обед это медитации дыхания сидя, лежа и прогулки. Вечером это чантинг и мантры. Когда мы сюда ехали, я не имела ни малейшего представления о медитациях. И переживала за свою неусидчивость и физическую нагрузку на ноги и колени. Но все оказалось намного проще: ты сидишь на подушечках, а если тебе неудобно сидеть на полу, можешь пересесть на стул. А если и там неудобно, можешь покинуть медитацию и вернуться, когда посчитаешь нужным.

Самым трудным для меня было не уснуть во время медитации. Ты закрываешь глаза, делаешь вдох – Bud, выдох – Dho, следишь за дыханием, следишь за телом. Bud. Dho. Bud. Dho. Мысли начинают струиться, как атласная лента по воздуху. И вот уже какие-то картинки перед глазами, и ты уносишься далеко из монастыря. И откуда-то из глубины тебя пробуждает твой мозг: Bud! Dho! И ты ловишь конец этой атласной ленты и возвращаешься в свое тело. Учитель говорит своим успокаивающим и протяжным голосом: «Почувствуй тело, чувствуй свою правую руку, правую ногу. Чувствуй свою левую руку, левую ногу. Чувствуй свое тело, сосредоточься на дыхании, лови свой внутренний голос».

И все равно я каждый раз засыпаю, улетаю на несколько минут, а может секунд (кто знает, время теряет свой счет в эти моменты). Но с каждым днем мозг все быстрее реагирует и возвращает концентрацию на дыхание.

Но я не одна такая: вокруг через одного сидят люди с опустившейся головой и, как китайские болванчики, качаются вниз-вверх. Тяжелее с медитацией лежа. Тут мозг не успевает ничего контролировать и уже через пару вдохов-выдохов погружаешься в сон. А вокруг периодически раздается храп.

Самые любимые у всех медитации – прогулки. С утра и в обед мы отправлялись в большой или малый сад для прогулки-медитации.

Каждый день учитель рассказывает какую-то историю и методы, как научиться себя контролировать, следить за эмоциями, разумом. Многое касается не только религии, но и философии, психологии. Нам рассказывают, как концентрироваться, как отделить злость, грусть, счастье, как понимать, кто ты и где. Лекции проходят на двух языках: английском и тайском.

Интересные и глубокие мысли тут повсюду: в книжках, на лекциях, на деревьях, в беседах с учителем:

  • Хорошо начатое – уже половина сделанного
  • Самый короткий путь закончить много дел – делать одно дело за раз
  • Думай каждое слово, что говоришь, но не говори каждое слово, что думаешь
  • Добродетель не для продажи, если хочешь ее, создай.

Даже если вы не хотите слишком углубляться в буддизм и техники медитаций, то проведенное в монастыре время все равно пойдет на пользу вашему организму. Свежий воздух, тишина, режим дня, низкокалорийная еда и прогулки обязательно приведут к перезапуску всех систем. Мой организм тут точно перезарядился, очистился и подготовился к достижению новых вершин и новому жизненному опыту.

Сложно ли молиться в тропическом раю

Беседа с архимандритом Олегом (Черепаниным)

Таиланд – популярная у туристов страна. «К сожалению, люди приезжают сюда из России не только молиться, но и грешить», – иронично замечает официальный представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд, Камбодже и Лаосе архимандрит Олег (Черепанин). Тем не менее, в далекой буддийской стране успешно существуют несколько православных приходов; храм есть и в столице – Бангкоке, а недавно был создан первый монастырь.

– Отец Олег, расскажите, как все начиналось? Как вы попали на эту землю?

– Это был конец 1990-х годов; тогда в Таиланд стали приезжать русские, чтобы заниматься бизнесом. В России тогда было очень тяжело, а в Таиланде можно было неплохо жить. Но наших храмов на огромных просторах Юго-Востока – от России до Австралии – не было. По-моему, был только единственный православный храм в Гонконге, да и тот был не в юрисдикции Московского Патриархата. Открытие прихода в Таиланде – это исключительно инициатива русских, проживающих в этой стране.

Но хотя храм в Бангкоке создавался по большей части для русских эмигрантов, постепенно среди прихожан стали появляться и тайцы. Кто-то просто ходил из любопытства, а кто-то всерьез проникался православной верой и принимал крещение.

Почему именно я здесь оказался? Монах свой воли не имеет. Сегодня Священный Синод направил меня в Таиланд – значит я буду служить там; если завтра мне будет определено какое-то другое место, снова отправлюсь в путь.

Свято-Никольский храм в Бангкоке

По милости Божией, 12 лет назад нам удалось организовать в Бангкоке приход и устроить храм во имя святителя Николая. Этот святой выбран не случайно, ведь святитель Николай – покровитель всех путешествующих, а русский человек, где бы он ни жил за пределами родной земли, все равно как путешественник. Тогда мы просто переделали под здание храма обычный дом. А когда и этого храма еще не было, мы молились прямо в огороде под деревом. Мы получили государственную регистрацию, то есть фактическое признание, только через девять лет после того, как тут появились, – в 2008 году. Вот почему сразу строить храм было нельзя. Но поскольку де-факто мы уже были, то нам официально позволили организовать маленький приход. А после регистрации мы начали задумываться о строительстве храма. В будущем году мы намерены заняться вопросами приобретения в собственность земли и строительства. Хотя, не скрою, это сложная задача.

– Какие еще православные храмы есть в Таиланде?

– Их на самом деле не так мало: за последние годы были построены храмы в Паттайе, на острове Пхукет, идет строительство на острове Самуи. Совсем недавно нам удалось приобрести землю в провинции Ратчабури, чтобы устроить там православное кладбище – ведь, как известно, в Таиланде тела умерших не хоронят, а сжигают. Кремируют здесь в буддийских монастырях, и, хотя местные монахи говорят, что не исполняют никаких обрядов, такого не может быть по определению – ведь кремируют в культовом заведении по определенному порядку. Поэтому у нас остро стоит вопрос, что же будет с нами после смерти, и я имею в виду не только душу, но и тело: родственникам, чтобы переправить тело на родину и похоронить по-христиански, приходится платить 6–7 тысяч долларов. И я призываю туристов, которые, как правило, приезжают в Таиланд заниматься разными экстремальными вещами, помнить об этом.

Свято-Успенский православный монастырь в Ратчабури, Таиланд

Так вот, мы обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с прошением организовать там, в Ратчабури, монашескую обитель, ведь это очень консервативный буддийский регион, и, чтобы в том месте обустроить кладбище и православный храм, нужно находиться там постоянно. Патриарх эту идею благословил. В настоящее время монастырский комплекс освящен, он включает в себя церковь в честь Успения Божией Матери, часовню в честь Иверской иконы Божией Матери, игуменские покои, монастырские кельи, другие хозяйственные постройки. В ближайшем будущем мы ждем приезда архиерея, который совершит великое освящение монастыря, а также нового храма на острове Самуи.

– Кто же будет насельниками монастыря? Есть ли уже кандидаты, много ли их?

– Да, есть несколько кандидатов – их список мы предоставим на утверждение священноначалию. Среди них – иеродиакон отец Серафим, уроженец Румынии, – в недавнем прошлом спортсмен, призер Сиднейской Олимпиады по стрельбе. Он, кстати, тренирует сборную Таиланда по стрельбе…Также есть несколько послушников: серб, американец и лаосец. Им всем дан дисциплинарный устав, и они очень четко его выполняют.

Монашеские кельи. Свято-Успенский православный монастырь в Ратчабури, Таиланд

Конечно, среди насельников должен быть – и нам очень хотелось бы, чтобы был, – и опытный монах, поскольку пребывание в монастыре подразумевает духовное возрастание под присмотром опытного старца. Пока о старцах нам говорить не приходится, но очевидно, что нужен человек, имеющий опыт организации жизни в обители.

– Мы привыкли, что монастыри, как правило, устраивают в местности, отличающейся суровым климатом, например на севере или в безводной пустыне. А сложно ли молиться в тропиках, где климат похож на райский?

– Да там у нас, в новом монастыре, и есть настоящий рай! У нас дикие цапли живут, и обезьяны приходят с гор; практически домашняя кобра ползает постоянно… А условия для жизни создать не трудно – есть удобные новопостроенные кельи… Приходи и молись!

А если без иронии – то, когда человек настроен жить с Богом, ему все равно, где он живет: в пустыне или во граде. Я убежден, что не стоит уделять внимание каким-то внешним факторам – этому научила меня жизнь на Востоке. Может быть, это важно для новоначальных, но человеку, который уже сознательно идет по этому пути, надо строить пустыню внутри себя.

Читайте также:  Иммиграция в Таиланд: легальные способы переезда

– А кто приходит к вам в храм в Бангкоке? Сколько человек составляют общину?

– Община собиралась буквально по одному человеку. В первое время приходили в основном работники Российского Посольства и сотрудники ООН, которые служат по пожизненным контрактам. Для большинства Церковь имеет некое объединительное значение, поскольку другого места, где бы русским можно было собраться, пообщаться, в Таиланде просто нет. Но постепенно к таким «клубным» интересам присоединяются и духовные.

Проект храмового комплекса на острове Самуи

Состав нашей общины интернациональный. За годы существования храма у нас молились тайцы, лаосцы, украинцы, американцы, румыны, греки, французы, эфиопы, египтяне. Истории бывали разные. Вот, например, египтянин женится на тайке. Коптской церкви, понятно, тут нет – и он приводит ее в православный храм. Мы ее оглашаем и крестим. Он копт, женится на православной. Единственное, что потом на службе копт только молится, а его супругу мы причащаем.

К нам приходят и тайцы. Они очень добродушный и наивный народ. Их понимание религии также по-детски наивное. Они, приходя в храм, украшают иконы цветами и венками, спрашивают, какому святому молиться, чтобы было здоровье или чтобы прибавилось денег, ставят свечки.

Мы не ведем какого-то специального подсчета. На службе могут быть и три человека, а может быть и 20, и 100. Пик посещаемости храмов случается в разные дни, и это никак не связано с православным календарем. Ведь большинство праздников приходится на рабочие дни. «Постоянных» бабушек в платочках у нас нет. Но наш храм открыт каждый день с утра до вечера.

– А туристы из России Православием интересуются?

– Туристов тоже не много – ведь на самом деле Бангкок не туристическое место, люди заезжают сюда по дороге на острова ради шопинга и клубов, и после бурной ночной жизни очень мало кто способен прийти утром на службу. Туристы иногда обращаются к нам в каких-то экстремальных ситуациях. Например, кто-то не рассчитал своих финансовых возможностей, остался без денег, и нужно хоть как-то дотянуть до отлета домой. Я стараюсь не вникать в причины, что привело наших людей в эту страну, а помогать по мере возможностей, хотя они сильно ограничены, поскольку сами мы едва сводим концы с концами.

Случается всякое: и забавное, и печальное, и трагическое. Как-то к нам обратилась за помощью группа так называемых «пеших туристов». Они рассказали, что путешествуют автостопом из России в Австралию. Им давали визы в Монголии, Лаосе, Китае, а вот австралийскую визу им получить не удалось. Я им пытался объяснить, что добраться автостопом до Австралии невозможно, поскольку нужно пересечь океан, и вообще пеший туризм в азиатских странах – это полный абсурд. Тропический климат не располагает к многокилометровым прогулкам. Но им все же каким-то чудом удалось добраться до Таиланда, причем у них с собой было всего 50 долларов на троих. Я спросил, как им удалось проделать такой огромный путь со столь мизерной суммой в кармане. Они объяснили, что передвигались пешком или на попутных машинах, ночевали в монастырях, а в Лаосе устроились работать на змеиную ферму и потихоньку от хозяев питались змеями.

Бангкок

Бывают и невеселые случаи. Девушка с Украины через интернет познакомилась с японцем. Он пригласил ее для встречи в Таиланд, а здесь предложил ей такое, что бедняжка в ужасе бежала от жениха, оказавшегося любителем нетрадиционного секса. Она осталась без доллара в кармане, с одним только обратным билетом, причем до дня отлета оставалось еще две недели. Девушка обратилась в Российское консульство, а они отправили ее ко мне. Пришлось подключать прихожан, которые помогли ей обрести приют до отлета самолета.

Был еще случай, когда житель Ростова-на-Дону, приехавший в Таиланд работать инструктором по подводному плаванью, попал в автокатастрофу и получил тяжелую травму головного мозга. Несколько месяцев он лежал в коме в одной из тайских больниц, приходя в сознание лишь на секунды. Родственники отказались забирать его, поскольку в этом случае им придется оплачивать счет за лечение, а это десятки тысяч долларов. Я не мог оставить его в столь бедственном положении. Сначала пытался выйти на МЧС, но там получить помощи не удалось. В конце концов я связался с администрацией Ростовской области и договорился о том, чтобы они забрали своего земляка и оплатили лечение… В общем, проблем приходится решать немало.

Так что у нас есть и прихожане, и захожане – и для всех них, как оказывается, очень нужен храм. Не важно, насколько многочисленна община. Важно, чтобы в этом огромном городе продолжалась молитва.

Строительство храма на острове Пукет

– Как тайцы приспосабливаются к особенностям Православия?

– Это не они приспосабливаются, это мы должны приспосабливаться. Менталитет менталитетом, но когда они видят, что мы говорим одно, а делаем другое, то, конечно, у них это не укладывается в голове. «Как же вы живете?» – недоумевают они. Свидетельствовать о Христе нужно примером своей жизни, тогда даже буддисты смогут нас понять.

– Насколько здесь сильны католики и протестанты?

– Католицизм здесь присутствует очень давно, первые упоминания о нем были еще 500 лет назад. Я бы не стал говорить, что католики и протестанты занимают здесь какие-то значительные позиции. Все вместе мы, христиане всех деноминаций, составляем менее одного процента населения Таиланда. Проблема в том, что если бы буддизм был антагоничен по отношению к христианству, то, может быть, это было бы лучше. Но всеядность буддизма все ставит с ног на голову. Они не отрицают другие религии, и даже если они становятся христианами, ментально часто все равно остаются буддистами. В буддизме очень большую роль играет традиционная восточная созерцательность, отсутствие насилия, отсутствие давления на человека, а ведь любая миссия – это своеобразное давление на человека. Например, нашего отца Даниила, тайца по национальности, очень сложно заставить на кого-то «надавить», кому-то что-то внушить, на чем-то настоять, доказать свою правоту.

– Как вы справляетесь со сложностями катехизации?

– Есть Библия на тайском языке, есть молитвослов. Тайцы, которые хотят узнать основы вероучения, приходят и беседуют со мной и с нашим вторым священником отцом Даниилом или с нашим диаконом отцом Серафимом. И постепенно становятся христианами через видимый образ действия. Хотя теория тоже важна. Сейчас мы заканчиваем наш совместный проект с Томской епархией – перевод на тайский язык «Закона Божиего» протоиерея Серафима Слободского. Владыка Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский, очень горячо поддержал это дело. К освящению монастыря в Ратчабури мы хотим приурочить и презентацию этой книги. Переводили книгу не только специалисты по лингвистике: у нас есть несколько крещеных тайцев, которые в достаточной степени владеют русским языком; кроме того, есть несколько тайцев из нашего прихода, которые владеют английским языком. А ведь, как известно, «Закон Божий» отец Серафим изначально писал на английском языке.

Конечно, необходимо, чтобы переводом занимались крещеные, верующие люди, так как есть много трудностей перевода. Например, как передать на тайском понятие «молитва»? У буддистов есть понятие «медитация», которое, можно сказать, прямо противоположно по смыслу молитве, тем не менее в книгах разных христианских конфессий, например у католиков и протестантов, молитва переводится именно как медитация. Молитва – это нечто идущее от нас к Богу, то есть изнутри во вне. А если мы посмотрим все эти переводы, то это будет просто немного другое определение медитации: из вне во внутрь. Понятия такого, как молитва, у тайцев нет, и нам приходится очень трудно.

– Православная Церковь в Таиланде – для кого она? Для русских или для иностранцев? Ведь известно, что православные не занимаются прозелитизмом…

– Церковь – она Христова и не знает национальностей. Я считаю, что если в государстве совершенно иной культуры религии и менталитета Церковь не становиться национальной, то есть не состоит из местного населения, то она не имеет корней. И теперь, когда нами уже решен вопрос с храмами, решены вопросы элементарного выживания, на первое место будет выходить миссионерский аспект. Мы будем все больше и больше внимания уделять этому направлению работы, потому что другого пути просто нет. Храм не может быть только для своих.

Экстренное просветление за пару недель: мой личный опыт випассаны в буддийском монастыре на севере Таиланда

Я два месяца счастливо расслаблялась в тайском раю в Паттайе. И что вы думаете? Мне просто адски там надоело. Кто бы мог подумать, что в раю дико скучно, почему мне об этом никто не сказал?! Я все реже ходила на пляж — ну подумаешь, пляжи эти, океан, когда все ежедневно под боком — ходи, понимаешь, как на работу. Надоело! И все больше тянуло на приключения.

Мы уйдем на Север! Чем так привлекательны северные районы Таиланда

Север давно манил меня. Туристы в основном освоили юг страны. Оно и понятно — теплое море, пляжи, туристические аттракционы. Но те, кому интересно глубже погрузиться в историю и культуру страны, давно устремили взоры на север.

Чианг Май — древняя столица Таиланда. Золотой Треугольник, знаменитая река Квай, Черный и Белый Храмы — все это тянуло меня как магнитом. Я собрала вещи, купила билет на ночной автобус и вечером отбыла из Паттайи в Чианг Май. Восемь часов езды в комфортабельном автобусе — больше всего мне понравилось, что сиденья там раскладывались в полноценное спальное место, и утром мы прибыли в город.

Чианг Май. Я принимаю решение отправиться в монастырь

В Чианг Мае я поселилась в самом центре, так называемом «квадрате», и за пару дней успела обойти там все самое интересное. Город тихий, спокойный, милый, но делать там больше пары-тройки дней нечего, честно говоря. И меня снова обуяла страсть к перемене мест.

Что такое випассана

В традиции буддизма випассана — практика многодневной медитации с целью освобождения от ненужных эмоций, переживаний и терзаний. Попытка освободиться от внутреннего диалога и достичь спокойствия ума, приблизиться к состоянию просветления, к которому в идеале стремится каждый уважающий себя буддист. Это мне было нужно, очень.

Я собрала вещи и отправилась на автобусный вокзал Чианг Мая. Оттуда, как мне рассказали местные, отходят мини-басы в сторону городка Мэй Хон Сон (Mae Hong Song). Надо сразу предупредить водителя, что едешь в монастырь Там Вуа, чтобы он высадил в нужном месте. Автобус нашелся быстро, а водитель ничуть не удивился, услышав, что мне нужно в монастырь. Все фаранги (иностранцы) в этом направлении едут в основном туда.

Страшная горная дорога в Мэй Хон Сон

Если бы я только знала, на что подписалась… Нет, я имела представление, что монастырь находится в горах, и мне приходилось прежде ездить по горным серпантинам на Кавказе, в Хорватии, Андорре. Но такого ужаса я не испытывала никогда.

Слегка утешала только мысль, что в автобусе с нами ехали четверо монахов. Ну не может же быть, чтобы святые люди свалились в пропасть вместе с нами, грешными, доброе мироздание не допустит такого. Так я утешала себя все четыре часа, пока длился этот кошмар. Впрочем, это было слабое утешение.

Я добралась! Первые впечатления

Но мы выжили. Наш мини-басик притормозил возле указателя на монастырь. Монахи-попутчики, кстати, отправились куда-то дальше. Я подхватила вещички и бодро зашагала по направлению к цели. Идти там около двух километров, но мне повезло: не успела я пройти и пары сотен метров, как меня догнал открытый фургон, водитель замахал, приглашая сесть в машину. Тайцы вообще очень отзывчивые в этом смысле, в Таиланде путешествовать автостопом — сплошное удовольствие. Я с радостью забралась в кузов, и мы быстренько добрались до места.

Но я постаралась себя перебороть и ступила под своды внушительного зала с колоннами. Как оказалось впоследствии, это был один из залов для медитаций, совмещенный с кухней и столовой.

И тут меня отпустило. Изнутри возникло какое-то теплое чувство: я дома, все хорошо.

Меня встретила Зу — милейшая тайская женщина, исполнявшая на тот момент роль доброй домоправительницы монастыря. Она вкратце объяснила правила поведения — куда в первую очередь идти и что делать. Вообще, она мне очень понравилась, побольше бы таких доброжелательных и открытых людей: мир определенно был бы лучше.

Обычно всех прибывших в монастырь селят в кути — одноместные домики на сваях с душем и туалетом. Но в тот день, когда я приехала, был аншлаг: жилья на всех не хватало, и меня временно поселили в «общежитие» — двухэтажное деревянное строение. Там есть общий душ и туалет, а спят все на матрасах на полу, как в спортивном зале. Впрочем, я была настолько потрясена своей поездкой по горным серпантинам и так устала, что мне было все равно. Я схватила матрас, одеяльце и подушку, которые мне выдали, быстро расстелила их на полу и рухнула в сон.

Жизнь в монастыре

Жизнь в монастыре суровая. Армейский распорядок. Подъем затемно, целый день — занятия и работа. Чтобы вы понимали, куда едете, если вдруг соберетесь.

Спать приходится на полу, в кути нет кроватей. Ночью очень холодно. И жестко. Тонкий матрас не спасает. Чтобы мало-мальски удобно устроиться, надо набрать пяток толстых одеял, чтобы утеплиться со всех сторон.

Подъем в монастыре в пять утра. Час дается на раскачку и личную медитацию у себя в кути, если вы сознательный. Если не очень, можете еще час доспать.

Все послушники в монастыре одеваются в белое — рубаху с длинными рукавами и брюки. Можете привезти с собой. Если своей одежды нет, можно брать в монастыре — там есть запас. Каждый день работает прачечная, выстиранную одежду развешивают сушиться на улице: приходите и берете чистую с сушильной веревки хоть каждый день, грязную бросаете в баки для стирки.

Женщины и мужчины живут отдельно. Есть условная граница между женским и мужским «лагерем». Если вы приедете парой, жить будете порознь, каждый в своем кути.

Отбой для всех в десять вечера. Во всем монастыре отрубают свет. Вы, конечно, можете не укладываться сразу спать, а заниматься своими делами, только не шумите и не мешайте остальным.

Проживание в монастыре бесплатное. Но денежная дотация в качестве благодарности приветствуется. Сколько — это на ваше усмотрение. На территории стоят ящики для пожертвований, перед отъездом можете положить туда столько денег, сколько сочтете нужным.

Церемония принятия пищи. Распорядок дня

Итак, вы с трудом вытащили свою тушку из-под одеяла в пять утра в диком холоде и темноте. Разумеется, все тело затекло оттого, что спать пришлось на тонком матрасе на полу. Все к вашим услугам для того, чтобы забыть думать о телесных удовольствиях и полностью сосредоточиться на духовном.

В шесть утра на кухне начинается движуха. Можно прийти и помочь поварам с завтраком — я так и делала. Большинство послушников бродят, укутавшись в одеяла и пледы, как привидения, потому что мало кому пришло в голову захватить с собой теплую одежду — мы ведь в Таиланде, это же теплая страна!

В половине седьмого происходила церемония подношения риса монахам. Мне это ужасно нравилось. Все монахи выходили цепочкой, друг за другом, каждый со своим горшком для пожертвований. И все послушники по очереди бросали им по горсти риса в эти горшки. После все садились завтракать.

Обед был в половине двенадцатого. Ему предшествовала красивая церемония подношения еды монахам, после чего уже все с удовольствием чревоугодничали. Очень вкусно и очень от души, особенно учитывая, что это была последняя еда за день. Да-да. Монахи не едят ничего больше до следующего утра. Считается, что это способствует скорейшему просветлению. Послушникам дозволяется выпить чаю или какао в пять вечера. И это все. Звучит страшно, но, как ни странно, я отлично вписалась в этот режим питания. Более того, я и сейчас дома ем почти так же, ну только что сдвинула обед на 3 часа дня. А после — ни-ни. И прекрасно себя чувствую, чего и вам желаю.

Читайте также:  Таиланд в январе: один из лучших месяцев для отдыха

Медитации

В восемь утра начиналась первая медитация. Следующее занятие — после обеда, в два часа дня, и потом в шесть вечера. Каждое занимало около двух часов. Это совершенно не напрягало. Самым сложным было не заснуть во время лежачей медитации. Обычно кто-нибудь засыпал и когда начинал похрапывать, монах отпускал дежурную шутку — мол, ну очень глубокая медитация.

После занятий можно пообщаться с учителем и задать вопросы. В этом монастыре разрешается напрямую общаться с монахом, даже женщинам. Единственное ограничение — не общаться наедине. Большинство монахов говорят по-английски, кто лучше, кто хуже, но объясниться можно.

Самые невероятные храмы Северного Таиланда

Храм на вершине горы Doi Suthep

Король и Монах закрепили мощи Будды на спине белого слона, доверив ему тем самым бесценную святыню. Затем они опустились перед слоном на колени и начали медитировать: «Пусть эта реликвия исполнит чудо и заставит слона остановиться в надлежащем месте, для постройки храма в котором она будет храниться». Слон протрубил три раза и пошёл в сторону гор.

Сначала он поднялся на первую гору, остановился на её вершине на некоторое время, и пошел дальше. Это место назвали — Гора отдыхающего слона (Doi Chang Norn). Далее слон поднялся на вторую, более высокую гору, осмотрелся и полез дальше. Второе место остановки слона назвали Красивая гора (Sanam Doi Ngarm).

Ещё долго слон шёл вверх, пока не забрался на вершину третьей, самой высокой горы. Там слон остановился, протрубил три раза, три раза повернулся против часовой стрелки, и встал на колени. Так была найдена вершина Doi Suthep.

Король и Монах с почтением сняли мощи Будды со спины слона, нисколько не сомневались, что место было выбрано правильно.

По приказу Короля начались работы по строительству храма. Место разровняли, вырыли яму, выложили дно каменными плитами и поместили внутрь урну со святыми мощами Будды. После того как яму закопали на этом месте построили чеди, которую назвали Wat Phrathat Doi Suthep Rajaworawihasm.

Белый слон, выполнив возложенную на него миссию, умер прямо вершине Doi Suthep, и Король и Монах построили ему рядом с чеди памятник, чтобы напоминать будущим поколениям о важности святыни.

Не знаю, происходили ли описываемые выше события, приписываемые далёкому 1383 году, именно таким образом, но храм Wat Phrathat Doi Suthep Rajaworawihasm стоит до сих пор, чему мы есть живые свидетели.

И совершенно точно, что после строительства храма на горе Doi Suthep, начатого королем государства Ланны из династии Менграи и блуждающим цейлонским монахом по имени Sumanathera, прибывшим в те места, чтобы распространять буддизм Теравады, город Чианг Май стал не только столицей королевства Ланна, но и буддистским центром всего северного Таиланда. После строительства этого храма, вокруг него и намного дальше стали появляться другие многочисленные храмы и монастыри, большинство из которых можно увидеть и сегодня.

Мы знали, что лучше всего добираться в храм на горе на лонгтео, которое отправляется от остановки недалеко от касс чиангмайского зоопарка. Поэтому с утра пораньше мы отправились в зоопарк (это километров 5 от старого города), провели в нём с большим удовольствием первую половину дня (о чём планирую поделиться в следующем рассказе), а вот вторую половину посвятили храму на горе Doi Suthep.

День получился разнообразный и насыщенный, рекомендую построить какой-либо свой день в Чианг Мае именно таким образом, если он, конечно, там у вас будет.

Действительно, недалеко от входа в зоопарк есть стоянка логтео, только не перепутайте направление: одни возвращаются обратно в город, а другие направляются в гору, к знаменитому на весь Таиланд храму, туда, куда нам как раз и было надо. Проезд стоит 40 бат с человека, но водитель будет ждать, пока не наберётся 10 человек. Езды минут 15, недолго, но всё время по горному серпантину, имейте это в виду, немного может и укачать.

После езды на лонгтео, по-прежнему, предстоит путь наверх. Но на этот раз пешком.

К храму ведёт высокая лестница (говорят больше трёхсот ступеней, может и так, не считал), украшенными по сторонам каменными семиглавыми змеями называемыми Наги.

В прошлом рассказе я пытался найти общее в невероятном разнообразии тайских буддистских храмов. Разрешите продолжить это занятие и в этот раз. Так вот, про змея Наги. Вряд ли найдётся, какой-либо храм, построенный в стиле Lanna в Северном Таиланде, в котором не будет этого мистического змея.

Иногда он может спускаться с края крыши, но чаще присутствует в виде перил лестницы ведущей к боту (напомню, что бот это храмовая постройка в которой проводятся основные религиозные церемонии).

Змей Наги охранял Будду во время его медитации, очевидно, и в храмах его изображение призвано выполнять такую же миссию. Вот и здесь, на подступах к храму на горе огромные змеи Наги охраняют спокойствие и покой Великого Учителя, а заодно и всех посетителей храма.

Вершина горы Doi Suthep — самая высокая точка в округе. А раз это так, то сверху вниз можно смотреть на город Чианг Май и окружающие его окрестности.

Мы знаем, что самая главная постройка любого буддистского храма это чеди, под которой всегда хранится что-то святое и ценное. Но, не под каждой чеди захоронены святые мощи Будды. А вот здесь в храме на горе Doi Suthep захоронены именно они (во всяком случае, так гласит, древняя легенда) те самые, что были когда-то доставлены на вершину белым слоном.

Чеди почти золотая. В своей основе она, конечно, медная, но покрыта слоем золота. Её высота почти 22 метра.

Может потому, что этот храм один из самых первых буддистских храмов, появившихся в этих местах, а может по причине захороненных под чеди святых мощей Будды, но здесь всегда, круглый год, много паломников и туристов. Вот и мы подошли до общей кучи.

Пройдём через арку на площадку к чеди и по буддистскому обычаю обойдём территорию по часовой стрелке. Вокруг чеди храмовые постройки — несколько павильонов с красными черепичными крышами. Главное здание храма облицовано золотыми пластинами и украшено четырьмя зонтиками.

Всё вокруг нарядно, богато и торжественно: колокольня, статуи Будд и чем-то знаменитых монахов, храм отшельников и дерево Бодхи (под которым, как известно, Будда медитировал в течение многих лет).

В глубине двора мы заметили жилые здания монахов, называемые кути, а также школу. Слышал, что в этой школе при храме изучают не только учение Будды, но и обычные предметы, как в любой другой школе Таиланда.

Вот такой он храм на горе Doi Suthep, первый в моём списке самых невероятных храмов Таиланда.

Тоннельный храм — чтобы ничто не мешало медитации

Этот храм, расположен вдалеке от полуразрушенных крепостных стен старого города. Пешком не дойдёшь, надо брать тук-тук или лонгтео.

Мы всегда предпочитали лонгтео, красные грузовички, приспособленные для перевозки людей, нам они казались более дешёвым и более безопасным видом транспорта. Однако при необходимости пользовались и услугами тукеров.

Один раз при выходе из храма, к нам подошёл водитель тук-тука с большим желанием прокатить нас с ветерком за энное вознаграждение. Узнав, что мы из России с радостью достал рекомендацию, написанную на русском языке следующего содержания: ” Все тук-тукеры мошенники, но довезут вас туда, куда надо. Олег. Москва». Как говорится, ни добавить, ни прибавить.

Итак, остановив лонгтео, я обозначил водителю цель нашего назначения словами «Wat Umong». Таково на тайском название храма, который мы обязательно хотели посетить, и что в переводе на русский язык означает Тоннельный храм.

Этот храм очень старый, ему более 500 лет. Его построили в лесу, за пределами квадрата города, чтобы уединившимся там монахам ничего не мешало искать свой путь к вожделенной Нирване. Его тогда так и назвали — Werukattatharam — Храм, стоящий посреди одиннадцати кустов бамбука.

Со временем была построена достаточно высокая чеди, украшенная изображениями Будд, под которой были сооружены тоннели, предназначенные для ещё более уединенного монашеского времяпрепровождения.

Иногда этот храм называют Пещерным, но это не совсем верно. Ведь переходы и молельные комнаты под чеди были выстроены из кирпича, а не вырублены в толще каменной породы, как это может показаться на первый взгляд.

Говорят, что долгие годы этот монастырь был практически никому не известен, но начиная с 40-х годов 20-го века, он стал популярным медитационным центром. И мы, кстати, видели на подходе к храму таблички перед зданиями, информирующими, что здесь обучают приёмам медитационных практик.

На территории этого храма мы провели достаточно много времени, и не потому, что она большая, совсем нет. Собственно тоннельные помещения можно обойти за несколько минут.

Знаете, в таком месте просто не хочется быть торопливым, не хочется никуда спешить и куда-то успеть. Там жизнь идёт своим чередом, тихо и безмятежно, сейчас и столетия назад. На территории храма, как и прежде задумчиво бродят монахи в своих оранжевых одеяниях.

Они здесь живут (неподалёку от чеди, мы видели их незамысловатые жилища), следят за порядком и молятся, не за себя, но за всех нас.

Там на деревьях сидят петухи, а особый мистический дух храму придаёт старое монашеское кладбище.

Совершенно невольно, ты впадаешь в некое задумчивое состояние, возможно, то, которое необходимо, перед тем как войти в медитационный транс.

Неподалёку от храма есть пруд, обильно обжитой сомами и черепахами.

А на берегу пруда расставлены удобные лавочки, ну чем не место для медитации: только ты, сомы с черепахами, и думы о Вечном.

Так бы в безмятежном полузабытье мы бы и провели на территории храма весь день, если бы не праздничная суета, послышавшаяся совсем неподалёку. Это был воскресный день и очевидно какой-то религиозный праздник. Нарядно одетые монахи после проведённого обряда стали кидать собравшейся толпе конфеты, поделки, и даже монеты.

Народ, в весёлом возбуждении всё это охотно ловил. Досталось и нам, как-то само прилетело в руку.

Ну, ведь и, правда, очень симпатичный храм? Второй в моём списке самых невероятных храмов Северного Таиланда.

Серебряный храм — женщинам вход запрещён

В серебряный храм Wat Sri Suphan мы попали перед самым закрытием. Он находится за пределами квадрата старого города, но совсем недалеко от рва с южной стороны. Туда спокойно можно планировать пешую прогулку, если конечно, расстояние километра в два с половиной от центра города вам не в тягость.

Прочитал, что заложен этот храм был в 1502 году, но от тех древних строений ничего не осталось. Притягателен храм не своей стариной, а необычной отделкой. Дело в том, что расположен он на территории селения, которое издревле специализируется на ковке и чеканке серебряных изделий.

И вот представьте, всё здание бота покрыто листами серебра, на которых набита редкая красота.

Какой-нибудь воинствующий эстет с усмешкой скажет, что это сплошной кич, но нет. На фоне других тайских буддистских храмов он выглядит невероятно стильно, абсолютно всё выдержано в одной цветовой гамме.

Выбитые на пластинах изображения, очевидно, сценки из жизни Будды, или сюжеты, повествующие о жизни в королевстве Ланна.

Вход в бот храмового комплекса Wat Sri Suphan запрещён для женщин. Вот такое вот неожиданное ограничение, не очень характерное для весьма толерантного в религиозных вопросах Таиланда.

Какова причина такого решения монахов Серебряного храма, я не знаю. Возможно, это связано с особыми религиозными церемониями, проводимыми в этом боте, например, с религиозной клятвой, которую здесь дают монахи. Но и вообще, не будем забывать, что боты буддистских храмов предназначены в основном для монахов монастыря, а вот в вихарн пускают всех желающих.

Так что без обид женщины, на территорию храма вас пустили, и на великолепное здание бота вы можете смотреть сколько угодно, однако, увы, только со стороны.

А что там внутри бота покажу я, меня — то пустили.

Это был Серебряный храм, третий в моём списке, самых невероятных храмов Северного Таиланда.

Белоснежное чудо Wat Rong Khun (Ват Ронг Кхун), он же Белый Храм (White Temple)

Планируя пребывание на севере Таиланда, я не знал, как решить один вопрос. Обязательно нужно было увидеть Белый храм в Чианг Рае, иначе впечатления от посещения этой страны были бы слегка смазанными. В том смысле, что не будет полной картинки.

Но, остановились мы в Чианг Мае, от коего до Чианг Рая было не меньше 200 километров. Наверное, поехали бы, на автобусе перевозчика Green Bas, часа четыре туда, столько же обратно. Теоретически, одним днём уложится было бы возможно, но дешёвой и комфортной такую поездку не назовешь.

Но, как это часто бывает в Таиланде, на практике всё оказалось значительно проще, а что самое приятное, то абсолютно бесплатно. Я уже писал, что пребывание на Севере Таиланда мы украсили сплавом по реке Меконг до Луангпрабанга и пребыванием в том удивительном лаосском городке.

Сплав начинался в городе неподалёку от тайско-лаоской границы, до которого надо было сначала добраться. Мы купили некий комбинированный билет, рассчитанный на три дня пути и предполагавший перевозку на всех видах транспорта, от рецепции нашего геста до самого Луангпрабанга.

Так вот, первый день пути был исключительно автомобильный — от Чианг Мая до приграничного тайского городка Чианг Кхонга, через такой желанный Чианг Рай.

Фирма перевозчик преподнесла нам очень приятный бонус, сделав остановку около Белого храма почти на час, что было вполне достаточно.

Мы смогли увидеть это белоснежное чудо.

Да это новодел, храм начали строить совсем недавно, в 1997 году, и будут строить, как я понимаю, ещё немало лет, может быть ещё лет 50–60. Но он пользуется просто дикой популярностью, ведь этот храм невероятно красивый объект, к тому же не лишённый смысловой нагрузки.

Храм белоснежный, в его дизайне использованы кусочки зеркал, сверкающие на солнце.

Идеально белый цвет и идеальная чистота, как символ чистоты Будды и его мудрости. Вот такая основная идея инициатора строительства храма, призывающая зрителей задуматься о желаниях и соблазнах, о грехе, о праведной жизни и истинных ценностях. Здесь каждый белоснежный штрих буквально пропитан символизмом.

Невероятно и то, что Белый храм результат частной инициативы. Один тайский художник, по имени Chalermchai Kositpipat, мало того, что самостоятельно разработал проект строительства, но и выделил на это дело свои личные деньги, ни много, ни мало, а несколько миллионов долларов. Уж не знаю, откуда у тайского художника такие деньги, но пишут, что к спонсорским средствам этот человек прибегает неохотно: не хочет попадать в зависимость от кого-либо.

Может это, конечно, и коммерческий проект: плата за вход от многочисленных посетителей, сопутствующие услуги, но думаю выгода в этом случае несколько иного рода — надежда на «вечную жизнь» и тому подобные буддистские заморочки.

Центральное место белоснежного храмового комплекса занимает бот. На него устремлены все взоры, туда так неумолимо тянет.

И не думайте, что это просто великолепно исполненное здание, декорированное белой штукатуркой и мелкими кусочками зеркального стекла с трёхуровневой крышей и змеями Наги. Возможно это само счастье, вожделенная Нирвана, путь к которой — преодоление бесконечных мирских искушений, дорога, проложенная через боль, страдание и ад.

Мы преодолели этот путь легко, всёго лишь перешли через мостик, символизирующий цикл перерождения, удачно увильнув от сотен, тянувшихся к нам рук, что есть на самом деле человеческие искушения и желания.

Ссылка на основную публикацию