Иммиграция в Зарубежную Европу

9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения

Рис. 13. Перемещения населения в Восточной Европе после Второй мировой войны (по Д. Эньеди)

Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных), о которой уже говорилось выше.
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов.

ГЛАВНЫЕ СТРАНЫ ИММИГРАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 2005 г.

Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице 8.
Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).
Главные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Рис. 14. Основные потоки внешних миграций в Западной Европе после Второй мировой войны (по Ю. Н. Матвееву)

Рис. 15. Потоки мигрантов из стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ

К странам иммиграции, как это вытекает из анализа рисунка 14 и из таблицы 8, в первую очередь относятся государства, расположенные в западной и северной частях Европы. Каждое из них имеет как бы свою «сферу притяжения» мигрантов. Так, среди трудовых мигрантов в Германии больше всего выходцев из Турции и стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ. Весьма крупные диаспоры образуют также выходцы из других стран Европейского союза – Италии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Нидерландов. Во Франции количественно преобладают выходцы из Португалии, Испании и Италии, а также из Алжира, Марокко и Туниса. В Великобритании преобладают мигранты из Ирландии и заокеанских англоязычных стран, в Нидерландах – на первом этапе из Суринама и Индонезии, а затем из стран Средиземноморья.
В географическом плане большой интерес представляет и вопрос о том, как распределяются иностранные рабочие в пределах отдельных принимающих стран. Анализ показывает, что в большинстве своем они селятся в главных промышленных районах и крупных городах.
Например, во Франции 37 % иммигрантов концентрируются в Большом Париже, в Бельгии 24 % – в Брюсселе. В ФРГ основная часть мигрантов сосредоточена в четырех наиболее развитых в промышленном отношении землях: Северный Рейн – Вестфалия, Баден-Вюртем-берг, Бавария и Гессен; в крупных городах доля иностранных рабочих в общей численности занятых составляет 20–25 %. Это объясняется тем, что «пришлые» рабочие, имеющие в большинстве низкую квалификацию, устремляются прежде всего в такие отрасли, как строительство, добывающая и металлургическая промышленность, на предприятия с однообразным конвейерным производством, а также подвизаются в качестве уборщиков улиц, помещений, продавцов газет, мойщиков автомашин и т. д. Например, во Франции «гастарбайтеры» составляют 45 % всех занятых в строительной промышленности, около 40 % занятых на дорожных работах, 25 % – в автомобилестроении, в Бельгии – половину горняков, в Швейцарии – 40 % строительных рабочих. В Люксембурге «гастарбайтеры» трудятся в основном на металлургических заводах концерна АРБЕД.
Интересно, что в Великобритании вопрос о национальной принадлежности впервые был включен в перепись 1991 г. При этом оказалось, что 76,8 % (5,3 млн человек) населения Большого Лондона составили «белые», 5 % (347 тыс.) – индийцы, 4,32 % (300 тыс.) – негры и мулаты, выходцы из Карибского региона, 3,69 % (256 тыс.) – ирландцы, 2,36 % (164 тыс.) – негры, выходцы из стран Африки, 1,26 % (88 тыс.) – пакистанцы, 1,23 % (86 тыс.) – бангладешцы, 0,81 % (57 тыс.) – китайцы. Большинство негров, пакистанцев, бангладешцев и индийцев относятся к категории неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. При этом в пределах Большого Лондона возникли своего рода «этнические острова»: индийцев – в Бренте и Энфилде, выходцев из Карибского региона – в Ламбете, из стран Африки – в Сауттурке, китайцев – в Вестминстере.
Безусловно, что приток миллионов дополнительных тружеников в самые передовые страны Западной Европы способствовал ускорению процесса их реиндустриализации, переходу к постиндустриальной стадии развития. Но одновременно он привел и к обострению многих социальных противоречий – как на рынке рабочей силы, так и в общедемографическом плане, что связано с гораздо более высоким естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении. Такие обострения особенно характерны для периодов экономических кризисов и спадов производства, сопровождающихся падением уровня жизни, ростом безработицы, инфляции и другими социальными потрясениями. Именно поэтому в 1980-х гг. большинство принимающих стран ввело меры по ограничению или даже прекращению вербовки рабочей силы за рубежом. Иммиграция продолжается почти исключительно с целью воссоединения семей, что не влечет за собой роста занятости на производстве. Большинство западноевропейских стран приняло государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев. И тем не менее в некоторых странах – в Великобритании, во Франции и в ФРГ наличие большого числа иммигрантов иногда вызывает массовые акции протеста, доходящие порой до вооруженных столкновений и погромов. При объяснении их причин нужно принимать во внимание и то, что во второй половине 1990-х гг. около 20 млн трудоспособных европейцев не имели работы, а уровень длительной безработицы в Европейском союзе был значительно более высоким, чем в США или Японии.
В последнее время правящие круги и общественность Западной Европы все более тревожит угроза исламизации. Община выходцев из исламского мира быстро разрастается за счет притока новых мигрантов и высокого уровня деторождения (он в 3 раза выше, чем в европейских семьях). Статистика не дает точных сведений о количестве мусульман в Западной Европе. Обычно считается, что их 15–20 млн, и в том числе во Франции – 6, в Германии – 3,2, в Великобритании – 1,5 млн, в Нидерландах – 900 тыс., в Испании – 500, в Бельгии – 400, в Австрии, Дании и Греции от 160 до 180 тыс. Западноевропейские государства взяли курс на изоляцию мусульманской общины от своих коренных (титульных) наций. Протесты мусульман против такой политики уже не раз принимали форму массовых столкновений с полицией. (Достаточно вспомнить молодежные бунты в пригороде Парижа и других французских городов в 2005–2006 гг.) С другой стороны, нельзя отрицать и того, что многие мусульманские анклавы стали очагами теневой экономики, преступности, криминализации. Здесь действуют многочисленные территористические группировки, в том числе и связанные с «Аль-Каи-дой» громкие теракты в Великобритании, Испании, других странах – дело их рук.
В 1990-е гг. формирование единого европейского не только политического, но и социального пространства также затронуло и права иммигрантов, как бы размежевав их по двум большим группам. В первую из них входят иммигранты, являющиеся коренными жителями стран ЕС, по той или иной причине поменявшие место своего жительства. Они наделены широкими политическими и социальными правами, включая участие в выборах Европарламента и свободное передвижение по территории стран Союза. Вторую группу образуют иммигранты из стран, не входящих в Европейский союз, в первую очередь из внеевропейских развивающихся стран. Их права сильно ограничены. При ЕС создан специальный орган – Форум мигрантов, представляющий более ста различных эмигрантских организаций.
Для стран Центрально-Восточной Европы внешние миграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных перетоков, показанных на рис. 13) были малохарактерны. Некоторое исключение являла собой эмиграция из ГДР в ФРГ, составлявшая в 1950–1961 гг. (до постройки Берлинской стены) более 3,8 млн человек и в 1961–1988 гг. свыше 550 тыс. человек. Не очень характерны были для этого субрегиона и трудовые миграции, хотя в той же ГДР, например, использовалась рабочая сила из Польши, Вьетнама, Мозамбика. Однако в 1990-х гг. международные миграции в направлении Восток – Запад намного возросли. С одной стороны, это объясняется возвращением этнических немцев из стран, расположенных на территории бывшего СССР, и некоторых других на историческую родину – в ФРГ, а с другой стороны, общим оттоком мигрантов из постсоциалистических стран в Западную Европу. В последнее время некоторые наиболее развитые страны Западной Европы принимают меры для дополнительного привлечения высококвалифицированных специалистов. Например, Германия в 2000 г. официально заявила о намерении пригласить на работу 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий.
Особый вопрос – о «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центрально-Восточной Европы, которые в 2004 г. были приняты в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем в даже относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию.
Имеющиеся прогнозы говорят о том, что в перспективе приток мигрантов в Европу будет возрастать. Это объясняется как общим уменьшением численности европейцев, так и изменением пропорции между работниками в возрасте от 15 до 64 лет и иждивенцами – детьми и пенсионерами. Избавиться от угрозы демографического кризиса можно двумя путями: либо пересмотреть систему социального обеспечения, включая пенсионное, либо еще шире открыть границы для мигрантов. Специалисты полагают, что предпочтение будет отдано второму варианту. Но в этом случае, согласно уже произведенным расчетам, в ближайшие четверть века Европейский союз должен будет принять около 160 млн иммигрантов! Наиболее угрожающим здесь снова является исламский фактор. По некоторым расчетам, в 2050 г. мусульмане будут составлять едва ли не половину населения зарубежной Европы.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Миграция населения Зарубежной Европы в XIX—XX веках
Этнография – Народы Зарубежной Европы

Миграции играли видную роль в динамике численности населения стран зарубежной Европы: внутренние миграции приводили к перераспределению населения между странами, внешние влияли на оощую численность населения зарубежной Европы. В древности миграции населения, передвижения племен и народов оказывали громадное влияние на всю историю Европы; в средние века, и особенно после великих географических открытий, особое значение приобрели миграции европейцев в другие части света, повлиявшие на дальнейший ход мировой истории. Ниже мы остановимся на характеристике миграций в XIX—XX вв., имевших особенно большой размах и качественное своеобразие но сравнению с предыдущими миграциями.

Эмиграция за пределы Европы вначале XIX в., во время наполеоновских войн и войны Англии с США (1812—1814 гг.), была незначительной и лишь в отдельные годы превышала 5 тыс. человек. Эмиграция начинает постепенно возрастать с начала 1820-х годов, а в середине столетия страны зарубежной Европы дают ежегодно уже около 300 тыс. эмигрантов. В-после- дующие десятилетия численность эмигрантов колеблется в среднем от 200 до 400 тыс. человек в год, однако в 1880-х годах начинается новый размах эмиграции, достигающей в отдельные годы около 1 млн. человек

Эмиграция из стран зарубежной Европы определялась главным образом экономическими причинами и была связана с развитием капитализма в промышленности и сельском хозяйстве, разорением мелких производителей, относительным аграрным перенаселением в деревне и созданием резервной армии безработных в городе. Эмигранты устремлялись в страны новой колонизации, преимущественно в США и другие государства американского континента, куда их привлекало наличие свободных земель, большой спрос на рабочую силу и связанный со всем этим более высокий жизненный уровень. Динамика эмиграции определялась разными причинами; так, например, резкое возрастание эмиграции в середине XIX в. объясняется массовым переселением из Ирландии, которая дала с 1845 по 1855 г. свыше 1,3 млн. эмигрантов (т. е. около половины европейских эмигрантов), усилением политической эмиграции после подавления революции 1848 г. и наступившей в Европе полосой реакции и, наконец, открытием золота в Калифорнии. Эмиграция из Ирландии, последовавшая за голодом 1845—1852 гг. и сильной эпидемией тифа, сыграла видную роль в сокращении численности ее населения с 8,2 млн. человек в 1841 г. до’5,8 млн. в 1861 г. После 1861 г. эмиграция из Ирландии несколько уменьшилась, однако число эмигрантов ежегодно превышало естественный прирост. Вследствие этого численность населения продолжала снижаться; к 1926 г., когда она несколько стабилизировалась, количество жителей в стране составило 4,2 млн. человек.

Вплоть до начала 1880-х годов не менее половины всех европейских эмигрантов составляли выходцы из Великобритании, преимущественно из Ирландии и Шотландии, так как значительная часть «избыточного» населения собственно Англии поглощалась ее быстро растущей индустрией. Довольно высокий процент эмигрантов давала Германия, что было связано как с разорением немецких крестьян и частыми неурожаями, так и с рядом политических факторов (жестокое подавление революций 1830 и 1848 гг., неоднократные войны между германскими государствами и т. д.). Следует сказать и об эмиграции из малоземельных стран Скандинавии, которая по своим относительным размерам (в отношении к численности населения этих стран) уступала лишь переселению из Ирландии. В последние десятилетия XIX в. возрастает роль стран «новой эмиграции» — отсталых аграрных стран Южной и Восточной Европы (Италия, Австро-Венгрия и др.), отличающихся высокими темпами естественного прироста населения. Несколько изменился и состав переселенцев: если в первой половине XIX в. среди них преобладали крестьяне и ремесленники, то теперь основную массу эмигрантов стали составлять промышленные рабочие, обычно не имеющие квалификации. Сравнительно небольшие размеры имела заокеанская эмиграция из Франции, однако значительные группы французов в это время переселялись во французские владения в Северной Африке, главным образом в Алжир.

Начало XX в. придало новый, невиданный размах заокеанской эмиграции, составившей в отдельные .годы около 1,5 млн. человек. Если за предыдущие 20 лет из стран зарубежной Европы выехало около 14 млн. человек, то за 15 лет (с 1900 по 1915 г.) выехало 19 млн. человек (около 6% всего ее населения).В эмиграционном потоке резко возросла роль стран «новой эмиграции»: по абсолютному числу эмигрантов на первое место вышла Италия, Великобритания отошла на второе место, а третье место заняла Австро- Венгрия. Сильно сократилось число переселенцев из Германии, которая в связи с быстрым промышленным развитием превратилась из страны эмиграции в страну иммиграции, привлекая рабочих из Австро-Венгрии и других мест. Основной поток эмигрантов по-прежнему направлялся в США (свыше 12 млн. человек), однако возрастает и процент эмигрантов в страны Южной Америки, главным образом в Аргентину и Бразилию. Говоря об эмигрантах этого периода, необходимо отметить две особенности: бедность эмигрантов и значительное преобладание в их составе мужчин. Эмиграция начинает терять свой «семейный» характер, многие рассматривают ее лишь как временный отъезд с целью заработка. В связи с этим, а также ввиду возрастания трудностей устройства на новых местах, быстро увеличивается и число реэмигрантов, доходящее в отдельные годы до 40% по отношению к численности эмигрантов *.

В годы первой мировой войны эмиграция из стран Европы резко сокращается, а в составе эмигрантов возрастает процент выходцев из стран, сохранивших нейтралитет (Испания, Португалия и др.). В послевоенные годы эмиграция снова оживает, достигая своего максимума в начале 1920-х годов, когда в заокеанские страны ежегодно отправлялось свыше 600 тыс. человек. Снижение эмиграции в последующий период было вызвано главным образом тем, что в США — основной стране оседания переселенцев — были приняты законы, ограничивающие общее число иммигрантов (в 1921 г. до357 тыс.человек в год,в1924г. до161тыс.ив 1929г.до 150 тыс. человек), и особенно численность переселенцев из стран «новой эмиграции». Принятие этих законов привело не только к сокращению общего числа эмигрантов, но и к некоторому изменению направлений миграционных потоков: свыше половины всех эмигрантов (в том числе подавляющее большинство из стран «новой эмиграции») направляются теперь в Латинскую Америку (Аргентину, Бразилию, Венесуэлу и др.)* Нельзя не отметить некоторое увеличение в эти годы эмиграции из стран Европы (особенно из Италии) в их африканские и азиатские колонии.

В период мирового экономического кризиса 1929—1932 гг. заокеанская эмиграция сократилась. Размеры ее несколько возросли лишь в середине 1930-х годов, когда к эмиграции по экономическим причинам добавилась политическая эмиграция, главным образом из фашистских государств и захваченных ими стран. Достаточно сказать, что с 1933 по 1939 г. политические эмигранты составили V3 от общего числа переселенцев в США. Всего за межвоенный период, с 1918 по 1939 г., из Европы выехало около 9 млн. человек. С 1939 г., когда началась вторая мировая война, эмиграция почти прекратилась.

Внутриевропейские миграции населения по своему размаху значительно уступали заокеанской эмиграции, однако их влияние на жизнь стран зарубежной Европы было, несомненно, более заметным. Следует отметить также, что массовые внутриевропейские миграции населения возникли несколько позже заокеанских; их развитие началось лишь в последней четверти XIX в. Значительное число иностранных рабочих впервые ^появил ось во Франции в период ее индустриализации и усиленного строительства железных дорог. С 1870 по 1900 г. во Францию ежегодно прибывало около 30 тыс.рабочих^ главным образом из Италии и Бельгии; перед началом первой мировой войны во Франции было свыше 1 млн. иностранных рабочих. В конце XIX в. на первое место по числу ежегодных иммигрантов выдвинулась Германия, что было связано с ее бурным промышленным развитием. За период с 1880 по 1910 г. (и преимущественно во второй половине этого периода) в Германию прибыло около 1 млн. рабочих, главным образом галицийские и русские поляки, судетские немцы, итальянцы и голландцы. В ряде стран наблюдалось усиленное движение через границу в том и другом направлении (Бельгия, Швейцария и др.), однако численность постоянных иммигрантов в них была невелика. В начале первой мировой войны большинство иностранцев, находившихся в странах Центральной и Западной Европы, были вынуждены вернуться домой.

Первая мировая война вызвала массовые передвижения населения (движение войск, бегство мирного населения из зоны военных действий, усиление потока беженцев в нейтральные страны и пр.), но в большинстве случаев эти передвижения были временными. Гораздо большее влияние в этом отношении оказало заключение мирных договоров и установление новых государственных границ, что сопровождалось добровольным, а иногда и принудительным перемещением населения, главным образом групп национальных меньшинств. Эти по своей сущности политические миграции были характерны прежде всего для стран Восточной и Центральной Европы: переселение немцев с территории, отошедшей от Германии к Польше (свыше 500 тыс. человек), переселение венгров из Чехословакии (свыше 200 тыс. человек), Румынии (около 200 тыс.) и Югославии (около 100 тыс.), переселение в Австрию групп немецко-австрийского населения из прежних областей Австро-Венгрии, эмиграция из России во время гражданской войны и др. Очень крупные миграции населения возникли во время греко-турецкой войны 1921—1922 гг. и непосредственно после нее, когда Лозаннским договором был предусмотрен обмен населением между Грецией и Турцией. В результате этих миграций в Грецию прибыло около 1200 тыс. греков из областей Европейской Турции и Малой Азии, а в Турцию — около 400 тыс. турок из Греции г .

После окончания первой мировой войны сильно возросли миграции населения по экономическим причинам, хотя развитие их несколько сдерживалось появлением ряда ограничений передвижениям из страны в страну. Более четко по сравнению с довоенным периодом обозначилось и деление стран зарубежной Европы на страны эмиграции (главным образом несколько отставшие в своем экономическом развитии, преимущественно аграрные страны Восточной и Южной Европы, отличавшиеся высоким естественным приростом населения*: Польша, Балканские страны, Италия, Испания и др.) и страны иммиграции (передовые индустриальные державы Центральной и Западной Европы с низким приростом населения: Франция, Великобритания и др.). По общему числу иммигрантов резко выделялась Франция; по переписи 1931 г. в ней было 2715 тыс. иностранцев (не считая 360 тыс. натурализованных), в том числе свыше 900 тыс. итальянцев (главным образом в юго-восточных областях), свыше 500 тыс. поляков (преимущественно в северо-восточных районах) и свыше 300 тыс. испанцев (в юго-западных районах). Острая нехватка рабо’чих рук во многих отраслях французской экономики привлекала туда эмигрантов даже из Швейцарии и Бельгии, которые сами,по существу,были странами иммиграции: в Швейцарии к 1930 г. насчитывалось около 360 тыс. иностранцев, главным образом выходцев из Италии и Германии; в Бельгии — около 320 тыс. иностранцев, главным образом из Нидерландов, Франции, Польши. Быстро росло число иммигрантов в Великобритании, куда в это* время шел основной поток переселенцев из соседней Ирландии.

После экономического кризиса, к середине 1930-х годов, в связи с неустойчивым экономическим положением стран иммиграции и общим обострением политической обстановки в Европе экономические миграции сильно сократились, а в некоторых случаях сменились обратным движением (возвращение части поляков из Франции и т. п.). Наиболее значительные передвижения населения в это время были вызваны уже политическими факторами.

Некоторые результаты миграций населения стран зарубежной Европы в начале 1930-х годов, в тыс. человек *

Основные направления эмиграции из стран СНГ в зарубежную Европу Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеев Ю. Н.

В статье рассматриваются направления эмиграции из стран Содружества Независимых Государств в европейские страны в конце XX начале XXI века. Автор выделяет насколько типов государств в зависимости от мощности и направлений миграционных потоков.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Матвеев Ю. Н.

THE MAIN DIRECTION OF THE EMIGRATION FROM COUNTRIES C.I.S TO THE FOREIGN EUROPE

In this article be considered about the directions of emigrant’s flows from Community of the Independent States to European countries in the end of the twentieth century and the begining of the twenty first century. Author stand out several groups of countries depending from the power and directions of migration flows.

Текст научной работы на тему «Основные направления эмиграции из стран СНГ в зарубежную Европу»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭМИГРАЦИИ ИЗ СТРАН СНГ В ЗАРУБЕЖНУЮ ЕВРОПУ

© 2007 Ю. Н. Матвеев

доцент каф. экономической и социальной географии КГУ, кандидат географических наук Курский государственный университет

В статье рассматриваются направления эмиграции из стран Содружества Независимых Государств в европейские страны в конце XX – начале XXI века. Автор выделяет насколько типов государств в зависимости от мощности и направлений миграционных потоков.

Началом массовой эмиграции из бывших республик СССР можно считать 1989 г., когда была разрешена этническая миграция советских евреев, немцев и греков. Этническая миграция была основным видом эмиграции до конца 90-х гг., а затем уступила свое место трудовым миграциям. Последние были ориентированы преимущественно на Россию, но начиная с 1998 г. постепенно стали переориентироваться на страны Запада, и в первую очередь на государства ЕС. Это было связано с нарастанием негативных процессов в экономической, социальной и политической жизни России в этот период. К этому необходимо добавить, что граждане стран СНГ за десятилетие накопили достаточный миграционный опыт, сформировали в странах дальнего зарубежья миграционные сети и диаспоры.

В зависимости от преобладающих направлений и структуры потоков эмиграции среди стран СНГ можно выделить несколько групп.

Первая из них представлена только одной страной – Россией, которая в ХХ в. дала четыре волны эмиграции. Первые три, вместившиеся в период с 1917 по 1989 гг., дали 15 млн. эмигрантов. Эмиграция в то время проистекала не только и даже не столько с территории России в ее современных границах, сколько с территории национальных окраин, которые впоследствии стали новыми независимыми государствами. Миграционный поток первых трех волн из России был направлен в основном в США (до 80%).

Четвертая волна российской эмиграции началась в конце 80-х гг. Направления миграционных потоков существенно изменились. В это время, за счет увеличения доли выезжающих в страны Евросоюза, доля эмигрантов в США неуклонно снижалась. За период с 1990 по 2003 г. 54% выехавших из Российской Федерации в страны дальнего зарубежья приходилось на страны ЕС; из них на ФРГ – 51%. В 2002-2003 гг. на страны Евросоюза приходилось уже 62% российского миграционного потока, который был распределен следующим образом: Германия – 52%, Греция – около 2%, Финляндия -около 2%, прочие страны ЕС – 5%.

Эмиграция из России за период с 1990 по 2003 г. не превышала, за редким исключением, 100 тыс. человек в год. Причем начиная с 1999 г. масштабы эмиграции неуклонно снижаются. Это связано, прежде всего, со снижением масштабов этнической миграции. Если в первой половине 90-х гг. в миграционном потоке из России преобладали этнические немцы и евреи (вместе 65%), то к 2002 г. доля немцев снизилась до 30%, а евреев до 7%, доля же русских выросла до 45%.

Главной странной эмиграции для российских граждан на всем протяжении 90-х гг. была и остается Германия. Пик эмиграции в эту страну из России приходится на 1995 г. (почти 80 тыс. чел.), после чего он начал снижаться и сейчас составляет менее 50 тыс. человек. В то же время растут миграционные потоки российских граждан в такие страны ЕС, как Финляндия, Греция, Кипр, Чехия, Испания и Италия.

Для российской эмиграции, в отличие от других стран СНГ, характерна высокая интеллектуальная составляющая. Доля лиц с высшим образованием в миграционном потоке в 2002-2003 гг. составляла 26%, в то время как в населении страны их доля только 13,3%.

В 90-х гг. большая часть эмигрантов покидала Россию навсегда, но после 1999 г. основным видом внешних миграций стали возвратные миграции. Многие специалисты, работающие по контрактам; студенты, обучающиеся в европейских вузах; молодые ученые-стажеры через определенное время предпочитают вернуться на родину.

Вторую группу составляют европейские страны СНГ: Украина, Беларусь и Молдова. В общем миграционном потоке из этих стран доля эмигрантов в дальнее зарубежье, и прежде всего в Европу, наиболее высока. Основное направление эмиграции из Украины – Германия (50%) и восточно-европейские государства. Большая часть выехавших в зарубежную Европу украинских граждан – жители ее западных областей. Значительно усилился за последние 5 лет миграционный поток украинцев в страны Восточной Европы, ставшие недавно членами ЕС. Частично он представлен этническими венграми, поляками и словаками, но доля украинцев в нем выше. В восточноевропейских государствах сформировалась значительная украинская диаспора (700 тыс. чел.), которая способствует сохранению и усилению данного миграционного потока.

Аналогичное воздействие на эмиграцию из Беларуси оказывает белорусская диаспора в Польше (170 тыс. чел.), но так же, как и в Украине, главное направление зарубежной белорусской миграции – Германия (более 50%). Затем следуют Польша, Бельгия и Нидерланды.

В Молдове , пожалуй, наиболее ярко выражен западноевропейский вектор внешних миграций. Он сложился благодаря близости к средиземноморским странам, принадлежности молдаван к романской языковой группе, сложившейся в европейских странах молдавской миграционной сети. Вследствие того что подавляющее большинство эмигрантов из Молдовы находятся за рубежом нелегально, определить их численность очень трудно. Специалистами и государственными органами дается оценка численности находящихся в странах ЕС молдавских граждан в пределах 100-600 тыс. человек. Если исходить из последней цифры, то можно утверждать, что Молдова – самая «эмиграционная» страна мира. Основной поток эмиграции из Молдовы за пределы СНГ приходится на Южную Европу. С учетом нелегальной эмиграции специалистами приводятся следующие данные численности граждан Молдовы за рубежом по странам: Греция – 120 тыс., Италия – около 100 тыс., Испания – более 60 тыс., Германия – 60 тыс., Чехия – 50 тыс., Португалия – 25-30 тыс.

Молдавские эмигранты заняты в основном в строительстве, транспорте, добывающих отраслях, на сезонных сельскохозяйственных работах, в торговле и обслуживании. Многие из них имеют высшее образование, на родине они были квалифицированными работниками, но это не отражается на сфере их занятости за рубежом.

Третья группа – страны Закавказья. Основной поток эмиграции из них направлен в Россию, но в последнее время прослеживается усиление европейского направления. По данным азербайджанской диаспоры, в Европе в странах ЕС обосновалось более 50 тыс. азербайджанцев. Из них на Германию приходится 15 тыс., по 5 тыс. на Нидер-

ланды и Бельгию, на Южную Европу – около 15 тыс. и около 10 тыс. – на Восточную. Большинство из них живут и работают там нелегально.

Армянская диаспора одна из самых многочисленных в мире (5,5 млн. человек). В зарубежной Европе проживает 755 тыс. этнических армян. Самые крупные европейские диаспоры сформировались во Франции (450 тыс.) и Польше (100 тыс.), и эти страны прежде всего притягивают эмигрантов из Армении в Европу. Согласно оценке армянских специалистов, за последние 10 лет в зарубежную Европу эмигрировало около 20 тыс. армянских граждан, но основные потоки эмиграции из этой страны направлены в Российскую Федерацию.

Крупнейшей страной иммиграции для Грузии после России выступает Греция. До 1998 г. туда направлялись в основном этнические греки, но сейчас в миграционном потоке из Грузии в Грецию преобладают грузины. По разным источникам в Греции проживает от 50 тыс. до 70 тыс. бывших граждан этой страны. Еще 10-15 тыс. грузин живут и работают в Германии и Бельгии.

Четвертая группа – Казахстан и Киргизия. С 1989 по 2002 гг. за пределы СНГ из Казахстана выехала треть всех эмигрантов. Доминировали в этом потоке этнические немцы, направляющиеся на постоянное место жительства в Германию. Русские составляли в нем 24%, а на казахов приходилась очень незначительная доля. Второй по значимости зарубежной страной для казахстанских эмигрантов была Бельгия. Сходная картина миграционных процессов имела место в это время и в Киргизии.

Пятая группа – центрально-азиатская. Для Таджикистана, Узбекистана и Туркмении доля эмиграции за пределы СНГ на протяжении 90-х гг. была незначительной. По оценкам специалистов, численность граждан Таджикистана в зарубежной Европе на 2000 г. не превышала 20 тыс. человек. В первые годы XXI века за счет нелегальной эмиграции и предоставления гражданам этой страны политического убежища их численность в странах ЕС увеличилась. Например, в таких странах, как Германия, Бельгия и Нидерланды, она выросла на 8 тыс. человек.

Среди эмигрантов, направляющихся из Узбекистана в страны Евросоюза, пока доминируют русские и евреи. Численность эмигрантов из Узбекистана в зарубежной Европе оценивается в 20-25 тыс. человек. Более точно определить цифру затруднительно, так как большая часть эмигрантов находится в Европе нелегально и не проходит процедуры регистрации.

Эмиграция в зарубежную Европу из Туркмении незначительна (от нескольких десятков до нескольких сотен в год). Она представлена в основном русскоязычным населением, ищущим политического убежища в Германии, Бельгии и Нидерландах.

Иммиграция в Европу: куда проще уехать на ПМЖ русским

С чего начать эмиграцию? Какую страну выбрать для переезда? Обзор лучших способ иммиграции в 2022 году

  1. Главная
  2. Иммиграция в Европу из России

В 2018 году 75 345 россиян получили вид на жительство и уехали жить в Европу. В первую пятерку вошли Германия, Польша, Чехия, Испания и Великобритания. Как видите, Европа открыта для русских. Иммиграция может существенно повысить размер Вашей зарплаты и улучшить качество жизни.

В этой статье Вы узнаете, как проще переехать в Европу на ПМЖ, какую страну выбрать, как оформить визу, сложно ли найти работу и сколько денег Вам понадобится для достойной жизни.

Что говорит статистика об иммиграции в Европу граждан России

Более 670 тысяч россиян проживало в странах Европейского союза в 2018 году, согласно официальным данным Eurostat. Реальная цифра намного больше, потому что ряд европейских стран предоставляет только общую цифру по всем иностранцам без деления на страну гражданства.

Точных данных нет по Великобритании, Греции, Франции, Хорватии, Кипру, Мальте и Польше. Однако, только в 2018 году эти страны выдали гражданам России более 25 000 видов на жительство.

Таблица 1. Статистика по иммиграции граждан России в европейские страны в 2018 году

Страна

Кол-во

Учеба

Работа

Семья

Другие

13 248

8 786

7 591

6 089

6 082

5 043

3 402

3 120

2 456

2 428

2 134

2 004

1 837

1 628

1 459

1 058

1 048

995

817

716

683

532

495

492

440

349

243

170

75 345

Германия, Польша, Чехия, Великобритания и Франция – наиболее популярная пятерка стран Западной и Восточной Европы среди россиян. На южном направлении это Испания, Кипр и Италия. Главные страны иммиграции в Северную Европу — Финляндия и Швеция.

Как работает иммиграция в Европу

В большинство стран Европы можно попасть по туристической (шенгенской) визе и жить там до 3 месяцев. После страну необходимо покинуть. Этого времени хватит, чтобы исследовать местный быт и культуру, прочувствовать климат, посмотреть на людей, изучить рынок труда, оценить качество и стоимость жизни. С этими знаниями можно начать процесс эмиграции из России.

Процесс эмиграции из России в Европу выглядит так: виза → временный вид на жительство → постоянный вид на жительство → гражданство.

Визу и вид на жительство можно получить одним из способов:

  • Найти работу,
  • Пойти учиться,
  • Переехать к родственникам или партнеру/супругу,
  • Открыть бизнес,
  • Стать участником инвестиционной программы,
  • Репатриироваться (этническая иммиграция).

Это общие основания переезда, существующие в большинстве европейских стран. Однако, требования для переезда по одному и тому же основанию могут сильно отличаться в зависимости от государства.

Прежде чем получить гражданство, нужно прожить на территории страны с видом на жительство от 5 до 10 лет, сдать языковой экзамен и отказаться от родного гражданства. Это общая схема актуальная для большинства не только стран Европы, но и мира.

А теперь подробно о каждом этапе.

Этап 1. Виза

Виза нужна для въезда в страну и в зависимости от способа иммиграции бывает рабочая, студенческая, предпринимательская (бизнес), репатриационная, семейная.

Визу дадут, если подтвердите цель въезда: для рабочей визы это может быть приглашение от работодателя, для студенческой визы документы о зачислении в учебное заведение. Основание должно появиться до подачи заявления на выдачу визы. Это значит, что работу нужно найти заранее, для учебы потребуются документы о зачислении в вуз, либо приглашении от вуза на сдачу вступительных экзаменов.

Для любого типа визы нужна медицинская страховка, финансовые средства, покрывающие расходы на весь срок действия визы. Доказательством выступит выписка со счета в банке. В некоторых случаях потребуется международный сертификат о владении определенным уровнем языка.

В зависимости от типа визы и страны, которая ее выдает набор документов и требований может существенно отличаться. Подробности следует узнавать на официальных сайтах консульств.

От типа визы зависит срок действия, но в среднем это 3 месяца (для большинства стран ЕС). За это время нужно въехать в страну, в зависимости от основания иммиграции завершить все формальные процедуры, например, получить свидетельство о зачислении в университет, подписать трудовой договор с работодателем. Как только все будет готово, нужно получить вид на жительство.

Этап 2. Временный вид на жительство

С видом на жительство можно легально проживать на территории страны. Срок проживания по ВНЖ зависит от цели приезда и отличается в разных странах. Например, в Германии ВНЖ для работника выдается на период действия трудового контракта, в случае образования на период обучения. В других странах Европы вид на жительство выдается на год с возможностью последующего продления.

Для получения ВНЖ нужно обзавестись собственным жильем и оформить прописку в местном муниципалитете, а также открыть счет в банке. Помимо документов подтверждающих цель поездки, у Вас должно быть достаточно денег для покрытия расходов на проживание, медицинская страховка, медицинская справка об отсутствии заболеваний, справка об отсутствии судимостей.

С видом на жительство, иностранец может жить обычной жизнью: обращаться в государственные органы, пользоваться медицинскими услугами. Однако, есть и ограничения. Например, ВНЖ для учебы в некоторых странах не позволяет официально работать, либо возможна только подработка.

Владелец ВНЖ может в любой момент организовать переезд семьи из России в Европу через программу воссоединения с семьей. Они действуют во всех странах Евросоюза и Европы. Процедура проста – достаточно подготовить пакет документов и направить в миграционную службу. Важным условием будет наличие финансов для покрытия расходов на проживание каждого члена семьи.

Вид на жительство нужно продлить через определенное время. С этим не будет проблем, если Вы проживаете в стране без нарушений и занимаетесь той деятельностью, которая изначально была заявлена как цель въезда, имеете постоянное место проживание и достаточно денег на покрытие расходов.

Прожить с ВНЖ нужно в среднем от 3 до 5 лет. После можно получить разрешение на постоянное место жительство (ПМЖ).

Этап 3. Постоянный вид на жительство

С ПМЖ можно легально проживать на территории страны. В отличие от ВНЖ иммигрант имеет практически те же права, что и граждане страны.

Основным условия получения ПМЖ является непрерывное проживание в стране (в среднем от 2 до 5 лет). Помимо этого, иностранец должен иметь постоянный и достаточный для жизни доход и место проживания. Если эти условия выполняются, то иммигрант получит ПМЖ. В европейских странах, входящих в ЕС этот документ выдается сразу на 5 лет и продлевается автоматически. Прожив с ПМЖ определенное время, иммигрант может претендовать на гражданство.

Этап 4. Гражданство

Чтобы получить гражданство, нужно непрерывно проживать в статусе ВНЖ и ПМЖ определенный период времени. Например, в Бельгии это 5 лет, а в Испании 10 лет. Помимо этого, нужно сдать языковой экзамен, пройти тест на знание истории, культуры, и законов страны. Некоторые страны требуют отказаться от родного гражданства, например Германия, Австрия, Испания, Латвия, Эстония и другие.

Для инвесторов, членов семьи или репатриантов могут действовать упрощенные условия получения гражданства.

Ниже, в таблице можно ознакомиться со сроками натурализации в странах ЕС.

Страна ЕССрок натурализации (лет)
Австрия10
Бельгия5
Болгария5
Венгрия8
Германия8
Греция10
Дания9
Ирландия5
Испания10
Италия10
Кипр7
Латвия5
Литва10
Люксембург5
Мальта5
Нидерланды5
Великобритания5
Польша8
Португалия6
Румыния8
Словакия8
Словения10
Финляндия6
Франция5
Хорватия8
Чехия5
Швеция5
Эстония8

Как проще всего иммигрировать в Европу

Будущий переезд пройдет легче, если Вы начнете:

Копить деньги. В независимости от способа эмиграции, будь то работа или учеба Вам потребуются деньги. Чем больше, тем лучше. В первое время после переезда сбережения помогут покрыть расходы на проживание, аренду жилья, оплату сборов и пошлин и многое другое.

Учить местный язык. Это необходимо чтобы успешно интегрироваться в общество, устроиться на работу, учиться в университете, заводить знакомства. Без владения языком Вам не дадут ПМЖ и гражданство.

Как легче всего переехать в Европу на ПМЖ? Все зависит от исходных данных иммигранта: образования, профессии, опыта работы, финансового состояния, семейного положения, личностных качеств и целеустремленности.

С большими деньгами легче всего переехать в Европу по инвестиционной программе – купить недвижимость или инвестировать в экономику страны. За это Вам дадут вид на жительство или сразу гражданство. Не нужно знать язык, искать работу и проходить сложные процедуры натурализации. Более подробно о гражданстве за инвестиции читайте здесь — «Как получить европейское гражданство за инвестиции».

При наличии этнических предков в одной из стран Европы, можно сразу получить гражданство и переехать в страну со статусом гражданина. Яркий пример, немецкая программа «поздние переселенцы» (Spätaussiedler). В 2018 году в Германию по ней уехало более 7 000 россиян. Это самый простой и дешевый способ эмиграции, достаточно документально подтвердить этнические корни и Вам автоматически предоставят гражданство. О том, как работает иммиграция через репатриацию.

Работа в Европе

Уже 8 лет Евросоюз выдает Голубую карту (Blue Card), чтобы привлечь специалистов по ряду профессий, где наблюдается их нехватка. Каждый год страны ЕС публикуют собственные списки востребованных профессий, например, в Германии это инженеры, врачи, программисты, учителя, экономисты, творческие профессии и др.

Чтобы получить Голубую карту, достаточно иметь высшее образование и подписанный трудовой контракт. Еще одно условие, минимальная зарплата должна быть выше средней по стране в 1,5 – 2 раза.

В любом случае, получить Голубую карту проще, чем вид на жительство. Она выдается сразу на 4 года, в отличие от ВНЖ, который нужно продлевать каждый год.

Если с Вашей профессией не получается получить Blue Card, то можно переехать по стандартной рабочей визе. Это сложнее и дольше, так как работодатель должен получить разрешение на бирже труда. Но если Вы сильно хотите, стоит попробовать.

По статистике в 2018 году россиян чаще всего уезжали работать в Германию, Польшу, Чехию, Великобританию и Кипр.

Учеба в Европе

Более 14 000 россиян уехали учиться в Европу в 2018 году. Чаще всего выбирали Великобританию, Чехию, Германию, Польшу и Францию. Вид на жительство дают не только для обучения в университете, но и для поступления на курсы изучения языка или программы повышения квалификации.

Стоимость обучения в Европе может значительно различаться, но, как правило, она ниже, чем в США и Австралии. В некоторых государственных университетах Германии, Чехии, Финляндии и Франции можно учиться бесплатно. Для этого нужно успешно сдать экзамены и иметь хороший уровень владения языком.

В странах ЕС стоимость обучения для иностранцев обычно выше в 4 – 5 раз, чем для граждан Европейского союза. Это зависит от страны и университета, в котором вы хотите учиться, и от самой учебной программы.

Куда переехать на ПМЖ в 2022? Лучшие варианты в Европе

Многие русские, белорусы и украинцы хотят переехать жить Италию, Испанию, Германию, Португалию, Грецию или на Кипр уже в 2022 году. Но какой иммиграционный маршрут является самым быстрым, простым и выгодным? Эксперты рекомендуют обратить внимание на страны, выдающие ВНЖ или ПМЖ за инвестиции, а также характеризующиеся благоприятными условиями для интеграции иностранцев в местное общество.

Новый 2022 год может стать для ряда россиян, белорусов и украинцев периодом серьезных социальных и экономических перемен в родных государствах, которые заставят их задуматься о том, куда переехать жить за границу.

Самые простые страны для иммиграции, как ни странно, находятся в соседней объединенной Европе. Нужно лишь правильно выбрать оптимальное направление из без малого трех десятков вариантов.

Наиболее состоятельные русские мигранты могут за считанные месяцы получить простое и понятное гражданство за инвестиции страны ЕС. Соответствующие возможности им предлагают Мальта и Кипр. Подробнее: Гражданство за инвестиции: страны

Менее состоятельным выходцам из государств постсоветского пространства, которые также хотели бы быстро и просто переехать жить в Европу, можно порекомендовать рассмотреть резидентство (постоянное место жительства или вид на жительство) за инвестиции, также известное как «золотая виза».

Этот иммиграционный маршрут также может привести к европейскому гражданству и паспорту, но уже после многолетней натурализации. Следовательно, нужно выбирать страну, в которой иностранец сможет легко интегрироваться в местное общество.

Куда переехать на ПМЖ в 2022? Лучшие варианты в Европе – Почему важна интеграция?

Многие иммигранты, переезжающие в новую страну, включая россиян, белорусов и украинцев, которые устраивают переезд на ПМЖ в Европу, часто не прилагают никаких усилий для интеграции с местными жителями.

Тем не менее, интеграция в сообщество принимающей страны крайне важна, даже несмотря на то, что она часто игнорируется многими мигрантами. Почему? Интеграция позволяет сплоченно жить в гармонии всем членам общества. Это ключ к успеху для мигрантов и их семей!

В последние десятилетия во многих развитых и стабильных странах наблюдается высокий уровень иммиграции. Поэтому интеграция иммигрантов в общество принимающей страны, ее экономику и политическую жизнь такой принимающей юрисдикции превратилась в приоритетное направление для многих политиков и ученых. Отсутствие интеграции приводит к проблемам для мигрантов, таким как расизм, дискриминация и так далее.

Гражданство имеет важную связь с интеграцией. Как правило, вы, являясь иностранцем, не получите гражданство за рубежом, если не интегрируетесь в местное общество. Исключением являются страны, выдающие иностранцам гражданство за инвестиции, включая европейские Кипр и Мальту. Подробнее: Гражданство за недвижимость Мальты: плюсы и минусы, статистика и советы

Это одна из причин того, что многие страны требуют от натурализуемых иностранцев готовность продемонстрировать умение говорить на их языке, подтвердить глубокие знания их культуры и истории, а также прожить определенное количество лет в принимающем государстве, чтобы лучше его узнать и понять.

Возвращаясь к истории, можно отметить, что во многих европейских странах термин «гражданство» происходит в первую очередь от латинского слова «civitas», обозначающего город. Все потому, что в ранние времена люди считали себя частью городов, а не стран. Даже сейчас многие европейцы ассоциируют себя только с родными городами. Ввиду этого иммигрирующим в ЕС иностранцам нужно интегрироваться не в страну в целом, а в местное сообщество.

Интеграция — это знание языка, культуры и истории, а также адаптации к климатическим условиям. Если вы не говорите на языке, сложно понять, как вы будете интегрироваться в местное сообщество. Как вы ожидаете, что страна даст вам гражданство, если вы не интегрируетесь?

Каким образом проходит подобная интеграция? Все просто! Нужно выйти из дома и начать общаться с местными жителями, заговорить на их языке (посещайте языковые школы), знакомиться с культурой через посещение местных мероприятий, вечеринок и фестивалей, а также пробовать обычную местную еду и деликатесы.

Куда переехать на ПМЖ в 2022? Лучшие варианты в Европе – Самые дружественные к мигрантам европейские страны

Более половины иностранного населения в государствах-членах ЕС родом из какой-либо другой европейской страны. При этом около 20 процентов европейских стран находятся за пределами ЕС. Интеграция иммигрантов и их детей занимала важное место в политической повестке дня стран ЕС и ОЭСР на протяжении последних десятилетий.

Наиболее активное взаимодействие между мигрантами и коренными жителями в Евросоюзе осуществляется на уровне отдельных районов и на рабочих местах. Взаимодействие может означать что угодно, от обмена несколькими словами до совместной деятельности.

Данные Европейской комиссии показывают, как часто коренное население взаимодействует с иммигрантами. В целом по ЕС 44 процента и 28 процентов коренного населения, соответственно, сообщают, что, по крайней мере, один раз в неделю взаимодействуют с иммигрантами из стран, не входящих в ЕС.

Страны, где коренные жители больше всего взаимодействуют с не родившимися в ЕС соседями, это государства Южной Европы, Ирландия и Австрия. Взаимодействие при работе с коллегами-иммигрантами наиболее распространено в Швеции, Дании и Нидерландах.

Вот список стран объединенной Европы, которые являются наиболее и наименее дружественными к иммигрантам, где местные жители легко и тяжело интегрируются с иммигрантами на рабочих местах и в районах проживания, соответственно.

Лучшие страны, чтобы переехать жить в ЕС, с точки зрения дружественности к мигрантам:

Худшие страны, чтобы переехать жить в ЕС, с точки зрения дружественности к мигрантам:

Источник: ОЭСР / Европейская комиссия

Взаимодействие с иммигрантамиНа рабочем местеНа уровне района проживания
1. Греция31,1 процента75,9 процента
2. Швеция47,7 процента59 процента
3. Ирландия41,9 процента64,3 процента
4. Австрия42 процента61,6 процента
5. Испания33,7 процента62,6 процента
6. Италия28,5 процента64 процента
7. Дания40,9 процента46,2 процента
8. Бельгия36,5 процента48,9 процента
9. Португалия32,8 процента50,1 процента
10. Великобритания34,7 процента45,7 процента
11. Нидерланды34,9 процента41,9 процента
12. Кипр29,1 процента46,9 процента
13. Германия33,5 процента42,3 процента
14. Люксембург29,5 процента40,1 процента
15. Франция28,2 процента36,5 процента
16. Финляндия26,9 процента37,3 процента
17. Чехия20,8 процента42,8 процента
18, Мальта23,7 процента37,3 процента
19. Словения24,4 процента33 процента
20. Польша18 процента28,5 процента
21. Латвия14,7 процента21,3 процента
22. Эстония17,1 процента18,1 процента
23. Словакия10,4 процента22,3 процента
24. Хорватия13,1 процента18,9 процента
25. Венгрия5,8 процента10,1 процента
26. Литва7,7 процента7,9 процента
27. Румыния3,4 процента5,4 процента
28. Болгария1,8 процента4 процента

Источник: ОЭСР / Европейская комиссия

Куда переехать на ПМЖ в 2022? Лучшие варианты в Европе – Выбираем европейскую «золотую визу», учитывая скрытые платежи и стоимость жилья

Если представленная выше информация заставила вас еще сильнее задуматься о том, чтобы переехать на ПМЖ в Европу уже в 2022 году, оформив там «золотую визу», рекомендуем изучить представленную ниже таблицу.

В ней помимо минимальных инвестиционных требований приводится стоимость рассмотрения заявки на получение «золотой визы» в отдельных странах. Как видно из таблицы, Испания является самым доступным вариантом с точки зрения стоимости оформления таких заявок.

СтранаСтоимость «золотой визы«Стоимость обработки заявки
Португалия350 000 евро5 324,6 евро
Греция250 000 евро2 000 евро
Испания500 000 евро150 евро
Ирландия500 000 евро1 500 евро
Соединенное Королевство2 000 000 фунтов стерлингов1 623 фунтов стерлингов
Нидерланды1 250 000 евро2 137 евро
Мальта (программа Malta Global Resident Programme)220 000 евро6 000 евро

А поскольку для успешного получения гражданства после оформления «золотой визы» мигранту потребуется прожить несколько лет в принимающей стране (ключевое условие натурализации, как отмечалось выше), ему потребуется арендовать или купить там жилье. Второй вариант интереснее, так как многие европейские «золотые визы» выдаются под инвестиции в недвижимость на территории принимающих стран.

Ввиду большого количества запросов от читателей о ценах на недвижимость (из расчета на квадратный метр) в европейских странах, которые предлагают ВНЖ / ПМЖ за инвестиции в недвижимость, мы собрали полезную информацию о ценах на рынках жилой недвижимости в этих государствах в следующей таблице.

Европейская страна, где можно получить «золотую визу»Цена жилье за квадратный метр
Греция3610,73 евро
Португалия3820,77 евро
Мальта4564,81 евро
Великобритания21131,27 евро
Ирландия5751,18 евро
Нидерланды6885,93 евро
Латвия2782,14 евро
Кипр1674,09 евро
Мальта4564,81 евро
Болгария1658,96 евро

Источник: Global Property Guide

Средние цены на недвижимость каждой из стран в таблице выше рассчитываются исходя из стоимости квадратного метра квартиры, виллы или иной жилой недвижимости, расположенной в центре столицы.

Публикации

Бизнес иммиграция в Европу самый надежный способ обезопасить свое будущее. Как приобрести вид на жительство, гражданство в странах ЕС, зарубежную недвижимость – через бизнес.

Гражданство Европы – конечный результат вида на жительство или постоянного места жительства в одной из европейских стран.

Чтобы получить внж – вид на жительство в Европе, а затем пмж, гражданство в Евросоюзе надо иметь деньги в кармане, ведь иммиграционные власти рассматривают каждого нового потенциального гражданина с позиции – а что вы можете дать нашему государству? В большинстве случаев ответом на такой вопрос является взнос в развитие страны, в которой вы собираетесь проживать. Плюс такого взноса в том, что в Европе цивилизованный подход и вложенные средства будут работать на вас.

Вид на жительство (ВНЖ) дает право:

• Временного проживания в любой стране Западной Европы.
• Безвизового посещения более 100 стран мира.
• Бесплатного обучения в школах и в высших учебных заведениях Европы для вас и ваших детей.
• Бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях в любой стране Европы.
• Получить статус резидента Европейского союза и получить гражданство в той стране, где вы проживаете.
• Покупать недвижимость, а также получать ипотечные кредиты в стране, которую выберете Вы.
• Оплачивать налоги в той стране, где Вам это выгодно, то есть использовать соглашение об отсутствии двойного налогообложения.
• Легально открыть любой банковский счет, в любом банке, любой страны Европы.

Как показывает практика, бизнес-иммиграция в Европу в настоящее время является наиболее эффективным и быстрым способом приобретения двойного гражданства, надежных инвестиций в безопасное будущие для предпринимателей, членов их семьи.

Получить ВНЖ имеет право иностранец, который въезжает в страну с одной из ниже перечисленных целей:

• Работа по контракту.
• Воссоединение семьи.
• Обучение или проведение исследования.
• Организация и ведение частного бизнеса.
• Беженцы.

Кандидат, претендующий на ВНЖ, должен:

– Иметь достаточное количество денег, для приличного уровня жизни.

– Предоставить нужные документы.

– Иметь медицинскую страховку.

Чтобы получить ВНЖ, сначала надо определиться со страной. И выбрать цель Вашего пребывания в стране. Самая распространенная – это открытие бизнеса. Для этого Вам потребуются такие документы: 1. паспорт физического лица; 2. свидетельство о рождении; 3. свидетельство о браке, если вы состоите в браке; 4. справка об отсутствии судимости – это для оформления ВНЖ. А для регистрации фирмы Вам надо иметь загранпаспорт, если вы физическое лицо, а если юридическое то – регистрационные документы.
Цены на регистрацию фирмы в каждой стране разные, приблизительно вам это обойдется от5 тысяч евро. Уставный фонд фирмы, тоже исчисляется от нескольких тысяч долларов или евро. Услуги бухгалтера от 300 евро в месяц.

Стоимость оформления ВНЖ на одного взрослого человека от 10000 EUR.

Некоторые страны Европы определили два варианта получения гражданства: это создание собственного бизнеса или особые заслуги. Под заслугами подразумеваются очень крупные инвестиции. Всё зависит от уровня развития страны, в которой вы хотите проживать.

Стоимость оформления второго европейского гражданства составляет примерно от 70,000 EUR .

Натурализация

Наиболее распространенный путь получения второго гражданства – натурализация. Этот, процесс может длиться несколько лет. Сначала надо оформить вид на жительство и продлевать его в установленные сроки. Через несколько лет (а это приблизительно 5 лет) вы будете иметь законное право подать на статус постоянного резидента (ПМЖ). А ещё через 5 лет законодательство большинства стран Европы разрешает постоянным резидентам пройти языковый тест и подать заявление на получение ими статуса гражданина.Длительность процесса натурализации в странах Европы не одинакова и составляет от 3 (как в Бельгии)до 12 (как в Швейцарии)лет.

Надо сказать, что лица, имеющие статус ВНЖ, или ПМЖ должны соблюдать срок резиденции (183 дня). Если срок резиденции будет нарушаться, то можно лишиться статуса ВНЖ. Только гражданин страны может на собственный выбор быть или не быть резидентом, не утрачивая статуса гражданина.

Другой путь получения второго европейского гражданства, наиболее эффективный для деловых людей – принцип бизнес иммиграции. Это регистрация фирмы по типу общества с ограниченной ответственностью (GmbH) или акционерного общества (AG), но суммы уставных капиталов здесь гораздо выше. От 10 000 до100 000 тысяч тысяч евро.

Если вы решили регистрировать фирму в стране Западной Европы, то там, в обязательном порядке надо трудоустроить нескольких резидентов и при получении ВНЖ открывать счет в банке с определенной суммой на каждого члена семьи. Как правило, для получения разрешений на регистрацию фирмы надо разработать детальный бизнес-план. Его надо заверить у экономистов той страны, где вы планируете работать.

Стоит отметить Швейцарию. В этой стране регистрацию GmbH не рассматривают, как вариант получения ВНЖ нужно регистрировать акционерное общество. А, такие страны, как Германия, Нидерланды, Австрия, Великобритания рассматривают процесс получения паспорта своей страны только через призму натурализации иммигранта. Иначе говоря, иммигрант обязан стать полноценным жителем данного общества: свободно владеть языком страны, принять культуру нации, быть занятым в экономической и социальной жизни и отказаться от своего первого гражданства.

Недвижимость за рубежом

Во многих случаях бизнес иммиграция подразумевает покупку недвижимости за рубежом, что сегодня, в кризисные для Европы времена становится все более доступно и ликвидно.

Зарубежная недвижимость позволяет обеспечить себе и своей семье комфортный сезонный отдых, не самый высокий, зато стабильный прирост капитала, получение льгот при оформлении Шенгенской визы и путешествий по странам ЕС, а через несколько лет – вид на жительство и гражданство в качестве «запасного аэродрома» в одном из спокойных уголков благополучной Европы.

“Европейский холдинг Дэниса Миллера”

Читайте также:  Транспортировка нефти на Среднем Востоке
Ссылка на основную публикацию