Использование нефти в Азии

Основные нефтедобывающие районы, особенности технологии, уровень добычи углеводородов в странах Азии Выполнил : Аванесян Ю.П. Группа : ИНБ – 102. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЮрий А

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Основные нефтедобывающие районы, особенности технологии, уровень добычи углеводородов в странах Азии Выполнил : Аванесян Ю.П. Группа : ИНБ – 102.” — Транскрипт:

1 Основные нефтедобывающие районы, особенности технологии, уровень добычи углеводородов в странах Азии Выполнил : Аванесян Ю.П. Группа : ИНБ – 102

2 Природно-ресурсный потенциал региона огромен. Однако размещены ресурсы неравномерно, что обусловливает и неравномерность в размещении населения и хозяйства. Главное богатство Азии –полезные ископаемые: нефть (области Персидского залива и Месопотамского прогиба (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар), а также Индонезия, Майями, шельфовая зона окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии); каменный уголь (Китай, Индия); железная и марганцевые руды (Индия); хромовые руды (Турция, Индия, Филиппины); оловянные руды (Майями, Таиланд, Малайзия); медные и никелевые руды (Иордания).

3 Главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, – это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране. ГЛАВНЫЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИЕ СТРАНЫ МИРА

4 Географическое распределение запасов нефти: Доля развивающихся стран в этих запасах – 86%. Наиболее крупные нефтяные районы – регион Персидского залива, Россия, Мексиканский залив, карибский бассейн. Всего нефть добывают в 80 странах. Крупнейшими странами- производителями являются Саудовская Аравия, США, Россия, Иран. Мексика, Китай, ОАЭ, Ирак, Венесуэла. На развивающиеся страны в целом приходится более 50% добычи нефти. В международную торговлю поступает до 40% всей добываемой нефти.

6 Саудовская Аравия Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объему добычи нефти Нефть – основной источник дохода страны. Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире. Уровень экспорта нефти приблизительно в 4 раза превышает уровень экспортера 2 в мире Норвегии. Ежедневно в Аравии производится приблизительно 1,3 миллиона тонн нефти. Так же Саудовская Аравия производит 100 миллионов кубических метров природного газа в день. Доходы от экспорта нефти составляют около 90% от доходной статьи бюджета. Саудовская Аравия является основным импортером нефти в США и Японию.

7 Объединенные Арабские Эмираты Доказанные запасы нефти Объединенных Арабских Эмиратов составляют около 10% от мировых – около 13,5 млрд. тонн. Ежедневная добыча нефти превышает 2,3 млн. баррелей, из которых около 2,2 млн. экспортируется. Основными импортерами нефти ОАЭ являются страны Юго-Восточной Азии, при этом на долю Японии приходится около 60% от нефти, экспортируемой ОАЭ. Большая часть запасов страны сконцентрирована в эмирате Абу Даби.

8 Ирак Ирак занимает второе место в мире по доказанным запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Объем доказанных запасов нефти в Ираке составляет около 15 млрд. тонн, а прогнозных – 29,5 млрд. В 1972 году Иракская нефтяная компания была национализирована, и к 1979, когда президентом стал Саддам Хусейн, нефть давала 95 процентов валютных поступлений страны. В настоящее время Ирак не имеет квоты на добычу. Экспорт его нефти регламентируется санкциями ООН, которые были введены после войны в Персидском заливе в 1991 году. Программа ООН “Нефть в обмен на продовольствие” направлена на обеспечение страны продуктами питания и медикаментами, а также на выплату репараций.

9 Катар Экономика Катара полностью зависит от добычи нефти. Запас нефти оценивается в 3,3 миллиарда баррелей, по прогонам его хватит на 25 лет. Сегодня страна производит 140 миллионов баррелей в год. Производство нефти дает приблизительно 85% от дохода страны. В то же время залежи природного газа в Катаре еще не достаточно разработаны, в стране находиться месторождение “North Dome Field” – третье по величине в мире. Производство природного газа держится на уровне 8,2 млрд. в год. Поскольку на долю Катара приходится больше 15 процентов доказанных запасов газа на планете, власти надеются превратить страну в одного из подлинных энергетических гигантов современного мира.

10 Добыча углеводородов На долю углеводородов приходится свыше 62 % добываемых первичных энергоносителей. Особое место на мировом рынке первичных энергоносителей занимают страны ЦЮАз региона – Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Иран, Ирак, Турция и Пакистан.

11 Большое влияние исследуемого региона на процесс развития мировой энергетики можно объяснить, приняв во внимание следующие аспекты: Запасы углеводородов Центральной и Южной Азии превышают 30 % мировых. В силу своего географического положения страны региона выгодно расположены между крупнейшими потребителями углеводородного сырья – Европой и Азией (Китаем, Индией). США объявило регион «зоной своих жизненных интересов». Многие американские энергетические компании не только изъявили желание присутствовать на рынке Каспия, но и уже сегодня занимаются разработкой его нефтегазовых месторождений.

12 Литература В.А. Динков, “Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра” Москва, ВНИИОЭНГ 1988 г “Независимое нефтяное обозрение” Москва, ВНИИОЭНГ N г “Топливно-энергетический комплекс” Москва, Менатеп N г Центральная Азия – новый фаворит иностранных инвесторов. – Мировая экономика и международные отношения., 2000 г., 3. почти Саудовская Аравия. – Эксперт, 22 Мая 2000 г., 19 (232). “Нефть и газ в экономике: Встреча с прессой” Москва 1989 г

zont22.ru

Moneyprofy.ru


Оглавление: Презентация к уроку «Страны Азии — экспортеры нефти», 11 класс АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ- ЭКСПОРТЁРЫ НЕФТИ Год образования — 1960

  1. Индонезия — 1.01.2016
  2. Габон – 1.07.2016

Организация стран-экспортёров нефти — международная межправительственная организация (картель), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.

  1. обеспечение стабильных поставок нефти потребителям
  2. получение отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
  3. координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации
  4. поддержание стабильных цен на нефть

Азиатские страны – экспортеры нефти Главное богатство – нефть и природный газ

  1. 1 место по разведанным запасам
  2. ⅔всех мировых запасов нефти и газа
  1. Анализ таблицы 5 на стр.

    85 и текст учебника стр.

Промышленность Зарубежной Азии

2 1. Горнодобывающие отрасли В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому — хорошая обеспе­ченность их минеральными ресурсами и общий низкий уро­вень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

Крупнейшие экспортёры и импортёры нефти

Экспортёр– субъект (компания) вывозящий определённое сырьё или товар из своей страны и продающий его за рубежным государствам.

Импортёр – это субъект, приобретающий и ввозящий зарубежное сырьё или товар на территорию своей страны. Когда ведут речь о субъекте, то могут говорить как о компании экспортёре или компании импортёре, так и о стране, которая вывозит или ввозит. Нефть является мировым стратегическим энергоресурсом.

Экспортёры обычно чувствуют себя вольготнее всего. А импортёры, находятся всегда в некоторой зависимости от поставщиков, и конечно же от мировых цен на нефть. Каждая страна стремится обзавестись собственными месторождениям или, по крайней мере, надёжными поставщиками, некоторые пользуются своим географическим положением и тем самым снижают для себя тариф на сырьё при его транзите через свою территорию.

В общем, каждое отдельно взятое государство стремится максимально выгодно использовать те условия, которые сложились в текущем моменте.

urist-consultant.ru

С 2000 года началось новое удорожание углеводородов, в 2003-2005 годах цена нефти в номинальном выражении возросла с 28 до 50 долл.

В 2006 году среднегодовая цена нефти превысила 60 долл.

Однако номинальный рост цен на нефть не учитывает инфляции и обесценения доллара.

Запас нефти оценивается в 3,3 миллиарда баррелей, по прогнозам его хватит на 25 лет. Сегодня страна производит 140 миллионов баррелей в год.

Основные нефтедобывающие районы, особенности технологии, уровень добычи углеводородов в странах Азии Выполнил : Аванесян Ю.П.

Группа : ИНБ – 102. — презентация

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Основные нефтедобывающие районы, особенности технологии, уровень добычи углеводородов в странах Азии Выполнил : Аванесян Ю.П.

Главное богатство Азии –полезные ископаемые: нефть (области Персидского залива и Месопотамского прогиба (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар)

какие страны экспортируют нефть?

Основными экспортёрами нефти в мире являются 11 государств.

Крупнейшие экспортёры нефти в мире Регион-Азия (Ближний Восток) Саудовская Аравия Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объему добычи нефти, ее ежедневный уровень превышает 8 млн. баррелей. Сегодня Саудовская Аравия является импортером продукции пищевой промышленности всех видов.

Рост экономики страны за последние 20 лет был связан с ростом прибылей от экспорта продукции нефтедобывающей промышленности. Нефть — основной источник дохода страны.

Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире.

Тема 6 Экономика азиатских стран-нефтеэкспортеров

Экономика Саудовской Аравии Открытие месторождений нефти превратило Саудовскую Аравию в богатое государство, однако в настоящее время благодаря прогрессу в торговле, промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, строительстве и в банковской сфере Королевство превратилось в одну из самых быстро развивающихся стран мира. Саудовская Аравия в настоящее время занимает 20- е место среди стран экспортеров и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством Арабского мира.

Огромные суммы денег были инвестированы в инфраструктуру Королевства: дороги строятся со скоростью 1100 км в год, возводятся новые дома.

больницы, школы и промышленные предприятия.

Менее чем за 60 лет Королевство превратилось из страны с грязными извилистыми тропами и с неразвитым сельским хозяйством и почти отсутствующей промышленностью в процветающее государство с функционирующей

–>Коллеги — педагогический журнал Казахстана –>

Тема: Азиатские страны — экспортеры нефти.

Цели: 1. Образовательные: усвоение знания об основных чертах экономико — географического положения, природных и сырьевых ресурсах стран экспортеров нефти. Обобщить, закрепить ранее изученный материал. 2. Развивающие: развивать умение, самостоятельно работать атласом, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения конкретизации.

3. Воспитательное: формирование умение работать в группе и самостоятельности, ответственности и экологическому мышлению. Межпредметная связь: литература, история, физическая география, использование регионального компонента. Оборудование: Политическая карта мира, атлас, снимки стран Азии, тесты, рефераты.

Тип урока: комбинированный Ход урока: 1. Подготовка кабинета к уроку. «Пожелания».

Дети становятся в круг, берутся за руки и каждый желает всей группе чего-то доброго, хорошего. Положительный настрой учащихся перед началом занятия.

Основные экспортёры и импортёры нефти

Треть государств на планете располагают разведанными запасами нефти, пригодными для добычи и переработки в промышленных масштабах, но далеко не все торгуют сырьём на внешнем рынке. Определяющую роль в этой сфере мировой экономики играют всего полтора десятка стран.Ведущими игроками на рынке нефти являются крупнейшие экономики-потребители и немногие государства-производители.

Нефтедобывающие державы каждый год суммарно извлекают из недр более одного миллиарда баррелей сырья. На протяжении десятилетий общепринятой эталонной единицей измерения жидкого углеводорода является условная бочка — американский баррель, который равняется 159 литрам. Суммарные общемировые запасы по разным оценкам специалистов составляют от 240 до 290 миллиардов тонн.

Страны-поставщики специалистами разделяются на несколько групп: государства-члены ОПЕК; страны Северного моря; североамериканские

Промышленность Зарубежной Азии

Страны Зарубежной Азии относятся к развивающимся государствам, поэтому в большинстве этих стран промышленность представлена горнодобывающими отраслями и сельским хозяйством.

Ведущие позиции аграрный сектор сохраняет в менее развитых странах региона – Афганистане, Мьянме, Бутане.

На его долю здесь приходится $50$-$60$ % ВВП. Добывающая промышленность является главной сферой нефтедобывающих стран – это ОАЭ, Бахрейн, Бруней и др. Международная сырьевая специализация и развитие непроизводственной сферы характерны для большинства стран региона.

Здесь расположено всего несколько государств, на долю которых приходится основной объем мирохозяйственных связей.

Замечание 1 Надо сказать, что постепенно хозяйственные позиции Азии в мировых связях усилились. Регион становится не только экспортером, но и крупным импортером рабочей силы. На долю Зарубежной Азии приходится $1/4$ часть объема мировой и $1/6$ часть объема международного туризма.

Страны экспортеры нефти зарубежной азии

Расширение добычи жидкого топлива, имевшего в 50-70-е годы стабильно растущий спрос на мировом рынке, дало мощный толчок экономическому развитию ряда относительно небольших по численности населения стран (Кувейта, Брунея, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Омана), а также становлению промышленности более крупных государств: Саудовской Аравии, Ирака и Ирана. Наличие богатых месторождений удачно дополнялось их выгодным географическим расположением, издержки добычи и транспортировки были минимальными. В результате экспорт нефти из стран Ближнего и Среднего Востока за 20 лет вырос в 7,5 раза и достиг в 1971-1975 годах в среднем 270 млн.

т в год. К концу века этот показатель увеличился еще втрое (около 800 млн.

В погоне за углеводородами Центральной Азии

Страны региона не в состоянии реализовать амбициозные прогнозы

Об авторе: Жильцов Сергей Сергеевич – доктор политических наук.

Руководство Туркменистана активно пытается диверсифицировать поставки природного газа на внешние рынки. Фото Reuters

Углеводородные ресурсы Центральной Азии по-прежнему остаются в центре внимания государств региона. С их освоением и экспортом на внешние рынки центральноазиатские страны напрямую связывают дальнейшее развитие политической и экономической ситуации. Однако пока страны региона не сумели преодолеть технологические трудности, с которыми столкнулись при разработке новых перспективных месторождений. Несмотря на это, Казахстан и Туркменистан, обладающие наибольшими запасами углеводородного сырья в Центральной Азии, по-прежнему уделяют повышенное внимание разработке новых месторождений нефти и газа, не оставляя попыток расширить географию экспортных маршрутов их доставки на внешние рынки.

В последнее время активную политику в сфере диверсификации маршрутов углеводородных ресурсов проводит Туркменистан. Ашхабад большое внимание уделяет трубопроводному проекту Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ). История появления данного проекта газопровода уходит корнями в начало 1990-х годов, когда прикаспийские страны и их месторождения углеводородных ресурсов оказались в центре внимания многих государств и нефтегазовых компаний. Однако тогда данный проект в силу различных причин так и не был реализован, хотя в последнее десятилетие идея строительства ТАПИ обсуждалась не раз.

В текущем году Туркменистан вновь усилил внимание к данному проекту, проведя переговоры с потенциальными участниками. В сентябре 2015 года после разработки технико-экономического обоснования проекта Ашхабад приступил к инженерным работам на трассе будущего трубопровода. Исследования проводятся от месторождения «Галкыныш» до границы с Афганистаном. Мощность трубопровода протяженностью 1800 км должна составить 33 млрд куб. м. Со строительством данного трубопровода Туркменистан рассчитывает диверсифицировать поставки природного газа на внешние рынки. Так, наряду с иранским и китайским направлениями экспорта углеводородных ресурсов, которые получили развитие в последние два десятилетия, Ашхабад намерен реализовать данный трубопроводный маршрут на Индию, которая, в свою очередь, заинтересована получать дополнительные объемы природного газа.

Несмотря на достигнутые договоренности и проявленный интерес со стороны всех участников проекта, когда стартует строительство трубопровода, пока неизвестно. Неопределенность с началом строительства и отсутствие конкретных сроков его завершения связаны с тем, что до сих пор не устранены проблемы, относящиеся к обеспечению безопасности будущего трубопровода. Часть маршрута должна пройти по территории Афганистана, где сохраняется нестабильность.

Наряду с продвижением проекта ТАПИ Ашхабад активно участвует в переговорном процессе с ЕС, обсуждая перспективы экспорта своего газа на европейский рынок. В июне текущего года по итогам переговоров между Туркменистаном, Азербайджаном, Турцией и ЕС было принято решение о создании постоянной рабочей группы, которая должна приступить к проработке различных вариантов доставки туркменского газа в Европу. Более того, озвучены предварительные сроки этих поставок. Ожидается, что экспорт туркменского газа начнется с 2019 года.

Реализации амбициозных планов Туркменистана по диверсификации маршрутов экспорта газа должен способствовать газопровод «Восток–Запад», протяженностью 800 км и мощностью 30 млрд куб. м в год. После завершения его строительства, намеченного на конец 2015 года, Туркменистан рассчитывает обеспечить доставку своего газа с месторождений, расположенных в восточных регионах страны, к побережью Каспийского моря и соединить между собой крупнейшие месторождения. Таким образом, Ашхабад намерен создать дополнительные возможности для экспорта углеводородных ресурсов в любом направлении.

Наряду с диверсификацией маршрутов поставок газа в восточном и западном направлениях Туркменистан усилил внимание к южному направлению экспорта, в сторону Ирана. В свою очередь, Тегеран также проявляет интерес к туркменскому газу, рассчитывая через расширение энергетического сотрудничества с Туркменистаном усилить свою вовлеченность в реализации проектов по экспорту каспийских углеводородов на внешние рынки. В 2014 году Туркменистан поставил в Иран 6,5 млрд куб. м и в перспективе рассчитывает увеличить поставки до 14 млрд в год. К этому Туркменистан подталкивает выгодное географическое положение Ирана, территория которого представляет собой наиболее удобный путь для экспорта центральноазиатских ресурсов. Тем более что отстранение Ирана от обсуждения и реализации новых трубопроводных проектов, которое произошло после введения санкций со стороны западных стран, затормозило освоение углеводородного потенциала Каспийского региона.

На фоне планов Туркменистана, рассчитывающего нарастить добычу углеводородных ресурсов и создать дополнительные маршруты экспорта газа на внешние рынки, с серьезными проблемами в энергетической сфере сталкивается Казахстан. Основным вопросом для казахстанских властей остается проблема добычи на месторождении «Кашаган», осовоение которого сталкивается с серьезными трудностями.

Последний раз попытка начать добычу нефти на этом месторождении и осуществить ее транспортировку была предпринята в октябре 2013 года. Однако затем из-за технических проблем добыча была прекращена и возникла необходимость замены 200-километрового трубопровода, по которому нефть и газ транспортируются с искусственного острова на Каспии на побережье. Полная замена трубопровода на «Кашагане» потребовала времени, а применение труб, устойчивых к агрессивной среде, значительно удорожило проект, в который уже итак были вложены значительные средства. В итоге, по предварительным данным, добыча на месторождении может начаться не ранее 2017 года.

Повышенный интерес к освоению данного месторождения определяется отсутствием условий для увеличения добычи на действующих месторождениях, многие из которых прошли пик добычи. В итоге в последние годы добыча нефти в Казахстане стабилизировалась на уровне 81–82 млн т нефти. По прогнозам, сделанным в правительстве Казахстана, в 2016 году добыча нефти ожидается на уровне 77 млн т нефти, что на 3 млн меньше уровня 2015 года. Кроме того, снижен прогноз добычи нефти к 2020 году. Предполагается, что добыча составит 92 млн т, что на 12 млн т меньше, чем планировалось ранее.

Постоянный перенос начала добычи на этом перспективном месторождении стал следствием отсутствия необходимых технологий, способных преодолеть сложные геологические условия, большие глубины залегания нефти, высокое пластовое давление, а также непростые климатические условия, которые существуют в северной части Каспийского моря. Трудности, с которыми сталкивается Казахстан при добыче нефти, не позволяют ожидать в ближайшие годы появления дополнительных объемов углеводородных ресурсов. Это, по сути, лишает смысла строительство новых экспортных трубопроводов, предназначенных для поставок казахстанских углеводородов на внешние рынки. Прокачку нефти и газа могут обеспечить действующие трубопроводы. Прежде всего через систему Каспийского трубопроводного консорциума, мощность которого должна возрасти до 67 млн т. В итоге неудачи с запуском добычи на этом месторождении оказывают негативное влияние на экономику Казахстана, одновременно вынуждая Астану корректировать планы по добыче и экспорту углеводородных ресурсов.

При реализации энергетической политики Казахстан и Туркменистан вынуждены учитывать интересы Китая, который стал одним из ключевых внешнеполитических партнеров для Астаны и Ашхабада. Как отмечал президент Казахстана в сентябре 2015 года в ходе своего визита в Китай, только за последние годы между двумя странами были подписаны контракты на 70 млрд долл. Значительные суммы были выделены Пекином и Туркменистану, который стал ключевым поставщиком природного газа из Центральной Азии.

Китай, расширяя сферу своего влияния в регионе, преследует не только коммерческие, но и геополитические цели. Пекин стремится не допустить внешнеполитической переориентации Астаны и Ашхабада на Запад, а также ограничить влияние западных нефтяных компаний. В Пекине пристально следят за диалогом прикаспийских и центральноазиатских стран с Западом, который через трубопроводные проекты намерен не только вывести прикаспийские страны из-под влияния России, но и ограничить китайский фактор. Китай сосредоточил усилия на восточном берегу Каспия и в решении долгосрочных задач нацелен на интенсификацию казахстанско-китайских и туркменско-китайских отношений в сфере поставок углеводородного сырья.

За более чем двадцатилетнюю историю независимого развития страны Центральной Азии и Каспийского региона добились значительных успехов в создании собственной базы по добыче и экспорту углеводородных ресурсов на внешние рынки. В то же время попытки Казахстана и Туркменистана в сжатые сроки освоить месторождения нефти и газа и многократно нарастить добычу этих ресурсов обнажили комплекс фундаментальных проблем. Прежде всего сказалось отсутствие необходимых технологий, способных обеспечить доступ к трудноизвлекаемым углеводородным ресурсам, а также инфраструктуры.

Обсуждение новых трубопроводных проектов проходит на фоне активного переговорного процесса о международно-правовом статусе Каспийского моря. К России, Азербайджану и Казахстану, которые ранее в трехстороннем формате решили проблему международно-правового статуса северной части Каспия, добавились договоренности между Казахстаном и Туркменистаном. Астана и Ашхабад ратифицировали подписанное соглашение о разграничении дна Каспийского моря на основе срединной линии. Стороны будут осуществлять суверенные права в пределах своих участков дна в целях разведки, разработки и использования ресурсов дна и недр Каспийского моря. В итоге спорные вопросы остались между Азербайджаном и Туркменистаном, а также не найдены компромиссные решения с Ираном, который в перспективе стремится стать полноправным участником проектов по добыче и экспорту углеводородных ресурсов.

Нефть и газ Центральной Азии по-прежнему остается в центре внимания стран региона, которые не прекращают попыток реализовать амбициозные планы по увеличению объемов добычи углеводородных ресурсов. Однако возникающие трудности и политика внерегиональных государств не позволяют странам Центральной Азии реализовать амбициозные прогнозы добычи и экспорта углеводородных ресурсов.

Использование нефти в Азии

Российский нефтегазовый сектор переориентирует экспортные поставки углеводородов на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По всем прогнозам, именно там ожидается рост спроса на энергоносители, а Старый Свет будет сокращать потребление. Российские компании уже сейчас стремятся отвоевать максимальную долю азиатского нефтегазового пирога. Локомотивом российской экспансии в страны АТР стала компания «Роснефть».

Завоевание Китая

К 2040 г. потребление нефти вырастет до 106,3 млн баррелей в сутки – таков базовый прогноз Международного энергетического агентства. Это на 11,5 млн баррелей больше, чем в 2017 г. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны АТР. В Европе и США спрос будет сокращаться. Такая же тенденция и в потреблении газа.

отгрузила «Роснефть» в Азию в апреле – июне 2019 г. Это абсолютный рекорд для компании: по сравнению с январем – мартом отгрузки сюда выросли на треть – с 15,9 млн т, а по сравнению с теми же месяцами 2018 г. – в 1,5 раза

Азиатские страны лидируют по темпам прироста ВВП и – опосредованно – спроса на нефть в мире, говорит Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс». Китай и Индия в 2018 г. обеспечили 40% прироста мирового спроса, по данным Wood Mackenzie.

Но азиатские потребители, как и остальные, не готовы получать нефть от одного производителя, поэтому они будут диверсифицировать импорт, полагает Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».

Россия уже три года подряд крупнейший поставщик нефти в Китай. По итогам 2018 г., по данным китайской таможенной статистики, поставки российской нефти в Поднебесную составили 71,5 млн т – на 20% больше, чем годом ранее. Еще более 23 млн т было экспортировано в другие страны АТР. В этом году Россия продолжает наращивать поставки: за пять месяцев объем импорта российской нефти вырос почти на 10% до 30,54 млн т. За Россией в рейтинге поставщиков идут Саудовская Аравия, Иран, Ирак и другие традиционные нефтедобывающие страны.

Эти результаты впечатляют, особенно если вспомнить стартовые позиции. По итогам 2010 г., поданным BP Statistical Review of World Energy, все страны бывшего Советского Союза отправили в Китай 33,3 млн т нефти. В 2014 г. экспорт этой группы стран вырос до 45,8 млн т. А дальше Россия забрала лидерство и пока никому его не отдает.

составила выручка «Роснефти» от поставки сырья в Азию во II квартале 2019 г.

Труба помогла

Десятилетие постоянного роста экспорта в китайско-азиатском направлении стало возможно благодаря строительству транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В конце 2009 г. запущена трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), спустя три года введен участок до нового нефтепорта Козьмино. Ответвление в Китай (Сковородино – Мохэ) построили в 2010 г., а в 2017 г. мощности трубопровода расширили в 2 раза до 30 млн т в год.

Поскольку ВСТО заполняется в основном с новых восточносибирских и северных месторождений, нефть с которых отличается высоким качеством и малой сернистостью, получилось сформировать новый экспортный сорт нефти – ВСТО (ESPO). Восточносибирский сорт ESPO считается премиальным, говорит Осин. Цена этой смеси ориентируется на дубайский бенчмарк и продается со значительной премией к традиционному российскому сорту Urals и североморскому Brent.

потреблял Китай в 2018 г., из них 11,04 млн страна импортировала. За 10 лет потребление удвоилось. США в 2018 г. потребляли 20,46 млн баррелей в сутки, из которых 9,93 млн импортировали Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019

Азия перевесила Европу

Отгрузки через порт Козьмино в первом полугодии этого года увеличились на 1,5 млн т до максимального исторического уровня – почти 16,3 млн т, говорит Сергей Рыжкин, старший редактор издания «Argus Нефтетранспорт». Если такая же динамика сохранится во втором полугодии, то по итогам 2019 г. экспорт из Козьмина составит более 32 млн т.

Экспорт в Китай по ответвлению из Сковородина увеличился на 1,38 млн т по сравнению с результатом января – июня прошлого года почти до 14,85 млн т. «Это максимальный уровень прокачки за историю мониторинга Argus», – подчеркивает эксперт. По итогам года отгрузки из Сковородина должны увеличиться до проектной мощности в 30 млн т, прогнозирует он.

Рост поставок – следствие повышения объема добычи сырья в Восточной Сибири, а также отгрузки дополнительных партий из Западной Сибири после приостановки «Дружбы», добавляет Рыжкин. «Благодаря долгосрочному партнерству с КНР и строительству новых экспортных маршрутов Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Поднебесную», – подтверждает представитель «Роснефти».

экспортировала в 2018 г. Россия Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019

Главный поставщик

Главный поставщик российской нефти в Китай и другие страны АТР – «Роснефть». В 2013 г. «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали первый в истории двух стран долгосрочный контракт на поставку 325 млн т нефти, эксперты назвали его «сделкой века». А в 2016 г. компании заключили дополнительное соглашение об увеличении поставок еще на 91 млн т нефти. По итогам 2018 г. «Роснефть» обеспечила около 6,5% общей потребности страны в нефти, поставив почти 50 млн т.

30,9 млн т в Китай компания поставила трубопроводным транспортом. Через порт Козьмино в страны АТР и другим потребителям ушло еще 9,5 млн т, и 2,5 млн т было экспортировано через порт Де-Кастри, который обслуживает проект «Сахалин-1», в котором у «Роснефти» 20% (у ExxonMobil и Sodeco – по 30%, у ONGC – 20%). Еще около 10 млн т было поставлено транзитом через Казахстан.

География поставок «Роснефти» охватывает не только Китай, говорит представитель компании: за последние годы компания экспортировала нефть и нефтепродукты в большинство стран АТР, в том числе в Японию, Индию, Индонезию, Сингапур, Вьетнам, Монголию, Таиланд, Южную Корею.

Восток для «Роснефти» стал в прошлом году ключевым рынком, говорит представитель компании: сюда было поставлено 59,2 млн т – на 24% больше, чем годом раньше. В Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, страны Средиземноморья и на другие направления дальнего зарубежья было поставлено 55,8 млн т нефти, в страны СНГ – 8,7 млн т.

Бензин и этилен

«Роснефть» видит потенциал развития нефтепереработки в АТР, говорит представитель «Роснефти».

У компании два ориентированных на Поднебесную проекта в сфере нефтепереработки. Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания рассматривает возможность строительства в Тяньцзине комплекса по переработке и производству нефтехимической продукции (в этом СП у «Роснефти» – 49%, у CNPC – 51%). Планируемая мощность предприятия – 16 млн т в год. Еще один проект – Восточная нефтехимическая компания – предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.

Кроме того, «Роснефть» является совладельцем индийской компании Nayara Energy, которой принадлежат один из крупнейших индийских НПЗ в г. Вадинаре (мощность – 20 млн т), нефтехранилище, порт и почти 5300 станций. Nayara Energy планирует с 2022 г. организовать производство нефтехимической продукции.

Совместно с компанией Pertamina «Роснефть» рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов в г. Тубане на острове Ява в Индонезии, говорит представитель компании. Мощность НПЗ может составить около 15 млн т в год, а производство этилена – более 1 млн т этилена в год.

Газовый блицкриг

В России практически все нефтегазовые компании увеличивают экспорт углеводородов в страны АТР. Причем как нефти, так и газа. Первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), построенный компанией Sakhalin Energy в рамках проекта «Сахалин-2» (контрольный пакет принадлежит «Газпрому»), был изначально ориентирован на этот регион.

Туда же, в Азию, в основном идет СПГ с ямальского завода «Новатэка», запущенного в 2017 г. В проекте «Ямал СПГ» российской стороне принадлежит 50,1%, по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у фонда «Шелковый путь».

Собрать в кластер

«Роснефть» при освоении ресурсов Восточной Сибири реализует кластерный подход. Освоение группы месторождений, объединенных производственной инфраструктурой, в едином кластере позволяет экономить средства и время, эффективнее использовать оборудование и персонал. Это позволило добиться значительной экономии при разработке месторождений, говорит представитель «Роснефти», а операционные расходы на добычу у «Роснефти» составляют порядка $3,1 на баррель – это один из лучших результатов в мире среди публичных компаний. Самый крупный кластер компании – Ванкорский. Он сформирован Ванкорским (запущено в 2009 г.), Сузунским, Тагульским и Лодочным месторождениями. В 2017 г. началась разработка Эргинского кластера, в основе которого Эргинский лицензионный участок и Кондинская группа месторождений, кластер на основе Юрубчено-Тохомского месторождения, кластер Таас-Юрях (Тагульское, Куюмбинское и Среднеботуобинское месторождения), а также новый кластер на базе Северо-Даниловского месторождения. В мае 2019 г. «Роснефть» объявила о планах создать новый сверхкластер – Арктический. «Мы рассматриваем возможность создания Арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной вами задачи – достижения до 2024 г. 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути», – говорил глава компании Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным. По его словам, новый сверхкластер будет создан на основе собственных и перспективных проектов компании в Арктическом регионе, которые могут включать в себя Ванкорский кластер, перспективный Западно-Иркинский участок, ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра, а на следующем этапе – и Восточного Таймыра (в частности, Центрально-Ольгинское месторождение с запасами около 80 млн т по категориям С1 + С2).

По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта СПГ Sakhalin Energy и «Ямал СПГ» за первые шесть месяцев этого года вырос на 54,5% и достиг 29,4 млрд куб. м, выручка от продаж увеличилась на 70% до $4,5 млрд. К концу года эти показатели должны вырасти еще больше – должна быть введена четвертая очередь ямальского завода. «Новатэк» вместе с зарубежными партнерами уже приступил к реализации нового проекта – «Арктик-СПГ».

Следующий шаг по завоеванию китайского рынка голубого топлива – ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири». Мощность этой системы составит 38 млрд куб. м в год. Он должен быть запущен в конце 2019 г., и уже сейчас идет речь о расширении возможностей трубопровода, а также о сооружении новых газовых коридоров, например газопровода «Алтай».

Новая трудная нефть

Переориентация нефтяного экспорта на рынки АТР вполне оправданна и курс на нее был взят уже давно – именно поэтому расширялись мощности ВСТО, напоминает Грушевенко. Причины – и в прогнозируемом снижении спроса на нефть в Европе, и в том, что для ресурсов Восточной Сибири азиатский рынок перспективнее.

Восточносибирские нефтегазовые провинции разрабатывают практически все крупнейшие российские компании – «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и проч. Крупнейшее из открытых и введенных в эксплуатацию месторождений в России за последние 25 лет (так его называла «Роснефть» в 2009 г., когда оно запускалось) – Ванкор, его разрабатывает «Роснефть». По итогам 2018 г. с момента начала добычи в августе 2009 г. здесь добыли около 170 млн т нефти.

«Роснефть» использует на своих лицензионных участках самые передовые технологии добычи. Например, бурение многозабойных скважин по технологии Fishbone, когда от одного горизонтального ствола отходят многочисленные ответвления. В мае этого года якутская «дочка» «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» установила новый рекорд проходки: общая длина горизонтального ствола в пласте составила 6052 м. Это самый протяженный горизонтальный участок многозабойной скважины на суше.

Перспективными отечественные компании считают и трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ). «Газпром нефть» работает на баженовской свите, отрабатывая технологии, которые помогут сделать разработку ТРИЗ экономически оправданной. «Роснефть» также работает на бажене, всего же у компании около 0,5 млрд т доказанных ТРИЗ.

В прошлом году «Роснефть» пробурила 820 скважин на участках с трудной нефтью, добыв на них 18,5 млн т (это более чем в 2 раза превышает уровень 2014 г.). При работе с ТРИЗ и высоковязкой нефтью «Роснефть» тоже использует инновационные технологии: например, метод повторного гидроразрыва пласта (рефракам) и технологии парогравитационного воздействия (SAGD).

В целом запасы трудноизвлекаемой нефти дороже традиционных запасов, отмечает Грушевенко, но основную стоимость добавляют налоги, именно поэтому для нефти Восточной Сибири предусмотрены льготы.

Звездный час

У России достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить растущий спрос на энергоносители в странах АТР, уверены опрошенные «Ведомости&» аналитики.

Переориентация продаж с Европы на Азию сейчас не потребует дополнительной добычи, но могут возникнуть определенные сложности с транспортировкой из-за ограниченной емкости трубопроводов, предупреждает Кирилл Таченников, старший аналитик BCS Global Markets.

Плановые мощности ВСТО скоро будут достигнуты, отмечает Рыжкин. По его словам, в текущем году «Транснефть» планирует завершить проект ВСТО, повысив пропускную способность маршрута Тайшет – Сковородино до плановых 80 млн т, а участка Сковородино – Козьмино – до 50 млн т в год с текущих 72 млн и 45 млн т в год.

Он также напоминает, что еще в начале 2017 г. старший вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин признавал, что порту Козьмино не хватает мощностей. «Чтобы кардинально увеличить пропускную способность, нужен еще один причал», – заявлял топ-менеджер. Но о планах реализации соответствующего проекта ничего не известно, подчеркивает эксперт.

Большие запасы углеводородов скрыты в арктической зоне России. Часть компаний уже работает там, например «Новатэк» и «Газпром нефть», часть только планирует расширять свое присутствие. Развитию нефтегазодобычи в Арктике должны помочь планы правительства по развитию Северного морского пути. В планах «Роснефти» – сформировать Арктический кластер нефтегазодобычи.

«Роснефть» поддерживает арктический проект, не только работая на шельфе. Компания в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком владеет дальневосточной судоверфью «Звезда». Сегодня это предприятие строит суда арктического класса, в том числе для ямальских СПГ-заводов «Новатэка» (подробнее см. статью на стр. 03). &

Промышленность Зарубежной Азии

Структура хозяйства азиатских стран

Страны Зарубежной Азии относятся к развивающимся государствам, поэтому в большинстве этих стран промышленность представлена горнодобывающими отраслями и сельским хозяйством. Ведущие позиции аграрный сектор сохраняет в менее развитых странах региона – Афганистане, Мьянме, Бутане. На его долю здесь приходится $50$-$60$ % ВВП. Добывающая промышленность является главной сферой нефтедобывающих стран – это ОАЭ, Бахрейн, Бруней и др. Международная сырьевая специализация и развитие непроизводственной сферы характерны для большинства стран региона. Здесь расположено всего несколько государств, на долю которых приходится основной объем мирохозяйственных связей.

Надо сказать, что постепенно хозяйственные позиции Азии в мировых связях усилились. Регион становится не только экспортером, но и крупным импортером рабочей силы. На долю Зарубежной Азии приходится $1/4$ часть объема мировой внешней торговли и $1/6$ часть объема международного туризма. Не только в регионе, но и в мире хорошо известна японская или восточноазиатская модель экономического развития.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные принципы этой модели:

  1. Жесткое государственное регулирование экономики;
  2. Мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
  3. Экспортная ориентация экономики;
  4. Привлечение иностранного капитала;
  5. Создание крупных национальных монополий. Их цель заключается в улучшении качества продукции и конкурентной борьбе на внешнем рынке.

Данные принципы совсем не изобретение азиатских государств, они давно опробованы странами с рыночной экономикой, но в них есть азиатская специфика. Она заключается в использовании психологических особенностей населения, которые сформировались в сложных природных условиях. Кроме этого большое значение имели исторические условия на базе философских, религиозных, моральных ценностей.

Обрабатывающие отрасли имеют общий низкий уровень развития и доля этого региона особенно в тяжелой промышленности мира невелика. Такие отрасли промышленности как черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность, представлена своими предприятиями. Предприятия находятся в Японии, Китае, Индии, в Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Турции, Иране, Ираке. Это развитая группа государств Зарубежной Азии и мира.

В Индии, например, в Бхилаи и Бокаро, работают крупные металлургические предприятия. Есть такие предприятия в Японии и Турции, а в Китае известный Аньшанский металлургический комбинат. Китай, Малайзия, Таиланд производят олово, Япония, Индонезия, Филиппины занимаются выплавкой меди, Индия, Япония, Ирак выплавляют алюминий. Свинец и цинк дают Япония и Китай.

Машиностроение региона производит бытовую электротехнику, радиоэлектронику, автомобили и суда. В машиностроении ведущую роль не только в регионе, но и в мире, занимает Япония. Она является лидером по производству автомобилей, электроники, робототехники.

Химический комплекс региона занимается производством минеральных удобрений, бытовой химии, фармацевтики, полимеров. Химические предприятия находятся в Японии, Индии, Китае, а также в странах, занимающихся добычей нефти.

Текстильная промышленность производит традиционные для региона хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Для основной части стран Зарубежной Азии в основе экономики лежит сельское хозяйство. Несмотря на значительные изменения, уровень развития и специализации отдельных стран всё ещё ярко выражены.

В этом отношении выделяется несколько групп стран:

  1. Обособленное положение занимает Япония, являясь членом «большой семерки». Среди развитых стран Запада Япония по многим показателям занимает лидирующие позиции;
  2. Большие успехи имеют Индия и Китай, но, их душевые показатели невелики;
  3. Страны НИС, добившиеся успехов за короткое время. Экономика стран ориентирована на экспорт;
  4. Нефтедобывающие страны региона, где развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;
  5. Менее развитые страны, в структуре которых преобладает добывающая или легкая промышленность. К ним относятся Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания.

Страны НИС. Общая характеристика

Появление новых индустриальных стран в Азии является важным и неординарным явлением современности. Роль этих стран в мировой экономике и политике $ 60$-$70$ лет тому назад была третьестепенной, но осуществление политики «догоняющего развития» сыграло свою большую положительную роль. Японская модель развития стала для этих стран своеобразным эталоном. Япония, по мнению академика Н.Н. Моисеева стала «спусковым крючком» ускоренного развития для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сингапур и Южная Корея сегодня уже имеют официальный статус экономически развитых государств. Высокий уровень развития этих стран выражается в высоких темпах прироста ВВП. Правда, начиная от $60$-х годов к $90$-м годам, темпы прироста заметно снизились и, тем не менее, они опережают не только азиатские, но и страны, расположенные в других частях света.

Например:

  1. Южная Корея опережает Иран;
  2. Индонезия идет впереди Австралии;
  3. Тайвань обогнал Турцию, Нидерланды, Польшу, Саудовскую Аравию, Аргентину;
  4. Таиланд впереди Пакистана, Египта, Бельгии, ЮАР;
  5. Малайзия обогнала Венесуэлу, Швецию, Грецию, Украину, Колумбию, Австрию, Швейцарию;
  6. Сянган опережает Алжир, Норвегию, Чехию, Румынию, Чили, Португалию;
  7. Сингапур – Перу, Бангладеш, Данию, Венгрию, Ирландию, Финляндию, Израиль, Казахстан, ОАЭ.

Впечатляют показатели среднедушевого ВВП этих стран. Из расчета на душу населения в регионе лидирует Сингапур. Сянган и Сингапур по размерам душевого ВВП опережают США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Бельгию и другие страны. В основе этих успехов лежит политика индустриализации, начатая в $50$-е годы $XX$ века в текстильной промышленности. В $60$-е годы акцент смещается в сторону тяжелой промышленности, а позже предпочтение отдается трудоёмким и наукоёмким отраслям – это электроника, электротехника, новые конструкционные материалы. Азиатские «тигры» в короткие сроки прошли путь европейских стран, США, Японии. Это и есть смысл понятия «новая индустриализация».

Сегодня «визитной карточкой» стран НИС является электронная промышленность. Начиная от выпуска дешевой массовой продукции – электронные часы, микрокалькуляторы – до выпуска персональных компьютеров.

Из многих факторов, способствовавших перестройке экономики на высокотехнологичную основу, надо назвать:

  1. Фактор трудовых ресурсов;
  2. Уровень образования;
  3. Открытость экономики.

Валютно-финансовый кризис, переросший в общий экономический, в $1997$ г. повлиял на развитие НИС. Последствия кризиса ощутили и многие другие страны за пределами Азии. Пытаясь найти причины кризиса, ряд специалистов утверждали, что модель развития НИС, ориентирующаяся на экспорт, нуждается в пересмотре.

Перспективы развития НИС

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно уверенно вступили в новый $XXI$ век. В $1989$ г. был образован форум АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское Сотрудничество. Образовали этот форум $18$ государств, в числе которых США, Канада, Япония, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и др. Главная задача этой группировки заключалась в упразднении торговых препятствий и движении капитала. АТЭС блок открытый, поэтому желающие могут подать заявку на включение в состав. На конференции в Малайзии, в $1998$ г. в состав организации вошли ещё $3$ страны – Вьетнам, Перу, Россия. По прогнозу большинства специалистов $XXI$ век будет веком азиатско-тихоокеанской мощи, и регион займет в мировой экономике доминирующие позиции.

В основе прогнозов лежат факты:

  1. Рост доли НИС в мировом хозяйстве;
  2. Использование высоких технологий;
  3. Низкие затраты производства.

Кризис $1997$ г. с одной стороны, вызвал к жизни самые разные проблемы и трудности, а с другой стороны, скорректировал конъюнктуру и создал пути преодоления появившихся проблем. Перспективы новых индустриальных стран Азии связаны с планами углубления интеграционных связей в рамках АСЕАН. Организация объединяет $10$ государств региона и в общих чертах идет по пути Европейского Союза – от общего рынка к единому экономическому и валютному пространству. В настоящее время стоит вопрос о создании зоны свободной торговли. Важное политическое направление этих стран – расширение экономического сотрудничества с Китаем и Японией, а в перспективе сотрудничество со всеми группировками АТЭС, в состав которой входит и Россия.

Таким образом, можно сказать, что для дальнейшего успешного развития экономики новые индустриальные страны Азии имеют достаточно хорошие перспективы.

В пути на Восток

Страны Восточной Азии, по прогнозам региональных экономических комиссий ООН и Международного энергетического агентства, в предстоящие 10-15 лет станут основными импортерами сырой нефти.

Уже в 2010 году по темпам роста объемов нефтеимпорта Китай и Индия заняли, соответственно, первое и второе места в мире. Но энергетическая политика этих стран не предусматривает роста их зависимости от одного-двух поставщиков: такая политика предусматривает больший “ассортимент” стран-поставщиков нефтяного сырья в сочетании с освоением национальных ресурсов топливного сырья.

Однако многие государства-поставщики вступили в конкурентную борьбу за китайский и индийский рынки. Так, уже полтора года действует нефтепровод Казахстан – Китай мощностью свыше 25 млн тонн в год, который в будущем планируют продлить до Корейского полуострова и далее в Японию. Причем свыше 70% объема финансирования этого проекта предоставил Китай. Но характерно, что КНР предпочла сперва построить этот нефтепровод. И только после этого, в конце 2009 года, Китай согласился на российский проект, точнее – на ответвление в Северо-Восточный Китай от трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (Ангарск – порт Козьмино). Потому что Казахстан предложил сравнительно низкие цены, а сама казахстано-китайская трубопроводная артерия проходит именно через регионы КНР, где уже осваиваются крупные месторождения нефтяного сырья. Российская же нефть направляется в Китай пока по железным дорогам. Поскольку железнодорожные нефтепоставки намного дороже трубопроводных, многие эксперты не прогнозируют существенного увеличения экспорта российской нефти в КНР.

Кроме того, дорабатывается проект подключения иранской и туркменской нефти к казахстано-китайскому нефтепроводу. Точнее – речь идет о новой трансазиатской трубопроводной системе Иран – Средняя Азия – КНР – Тихий океан, которую намечено ввести в действие к 2020 году. Вдобавок Иран остается традиционным, причем крупным поставщиком черного золота в Индию.

Отметим и недавно введенный в конце 2009-го нефтепровод в Китай от терминалов в соседней Мьянме, расположенных на побережье Индийского океана. Кстати, это самый короткий водно-сухопутный маршрут для поставок черного золота в Китай из Ирана и других стран Среднего Востока, а также из восточноафриканских Судана, Эфиопии и Эритреи.

Что касается Индии, она тоже увеличивает импорт этого сырья из многих стран, стремясь, как и Китай, не зависеть от одного-двух поставщиков. Между тем в Индии тоже увеличивается нефтедобыча – на востоке страны и на ее шельфе. Важно и то, что Индия и Китай ныне дорабатывают проект крупнейшего трансазиатского нефтепровода мощностью более чем в 30 млн тонн в год и протяженностью свыше 10 тыс км, который мог бы “перебрасывать” нефтяное сырье между портами Индийского и Тихого океанов. То есть будет создана индийско-китайская система взаимообеспечения как национальным, так и импортным нефтяным сырьем, что позволит КНР и Индии избежать роста их зависимости от импортной нефти. Один из участков этой артерии, Индия – Непал, уже действует с осени прошлого года.

Что касается конкурентоспособности российских поставок, то, по прогнозам “Транснефти” (РФ), в настоящее время основные объемы нефти, поставляемой по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан, приобретает Южная Корея. Однако основным потребителем в перспективе должен стать Китай, получая по ответвлению от этой “трубы” минимум до 15 млн тонн нефти в год. В целом, более половины нефти, перекачиваемой по данной артерии, как полагают в “Транснефти”, будут приобретать Китай и Южная Корея, остальное – Япония. Причем к 2015-2018 годам Китай наверняка пойдет на увеличение объемов импорта российской нефти, в то время как Южная Корея и Япония будут, скорее всего, сокращать ее импорт.

Так или иначе, именно восточноазиатский рынок становится главным “полюсом” общемировой нефтяной торговли. В этой связи, по мнению доктора экономических наук, бывшего посла России в Мьянме и Южной Корее Глеба Ивашенцева, “привязка на 90% российского нефтегазового экспорта только к европейскому рынку уже имеет своим следствием так называемую монопсонию, то есть диктат покупателя. Что уже дает о себе знать в политике многих европейских государств, компаний и других структур. Поэтому России впору географически диверсифицировать экспорт нефти и газа, а также, соответственно, нефтегазопроводные проекты”. Ивашенцев также полагает, что

“для Северо-Восточной Азии целесообразна некая интегрирующая структура в энергетическом секторе – наподобие Европейского Договора к Энергетической Хартии, в которую бы вошли как страны производители – экспортеры энергоносителей, так и их покупатели”.

Что же касается долговременной нефтяной политики Китая, повторим, не факт, что КНР рассчитывает на импорт нефти (как и газа) преимущественно из России. Вот мнение американского аналитика Лизы Вискиди (“Foreign Policy”): “Наряду с Бразилией Китай в 2009-м предложил заключить сделки по принципу “льготные кредиты в обмен на нефть” на общую сумму $ 50 млрд таким крупным поставщикам, как Венесуэла, Ангола, Россия и Казахстан (уже реализуются аналогичные проекты Китая с Суданом, Йеменом, Мьянмой – “РГ”). Причем эти соглашения не являются прямыми коммерческими сделками – скорее, это попытка создать более масштабные экономико-политические альянсы. А в результате китайская государственная нефтяная компания вытесняет мировых гигантов – Exxon, ВР и так далее. Китай, обладающий огромными валютными запасами и упорно стремящийся обойти конкурентов, уже получил значительную долю нефтедобычи в Казахстане и Анголе”. Иными словами, конкуренция за восточноазиатский нефтяной рынок еще только начинается.

Читайте также:  Нефть на Среднем Востоке
Ссылка на основную публикацию