Нефть на континентальных шельфах

МОРСКАЯ ДОБЫЧА НЕФТИ

УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ НА ШЕЛЬФЕ

Нефть на шельфе

Понятие и структура континентального шельфа

Динамичное развитие и индустриализация современного общества неизбежно приводит к интенсивному росту потребления углеводородного сырья во всех сферах жизнедеятельности человека. Между тем, в большинстве нефтегазоносных районов материковой части ресурсы нефти истощены и возможность дальнейшей разработки месторождений требует применения дорогостоящих методов интенсификации добычи, что является целесообразным лишь при достаточно высокой рыночной стоимости углеводородных ресурсов.

Учитывая доминирующее влияние углеводородного сырья на развитие государства за последние десятилетия в развитых странах резко повысился интерес к проблеме освоения ресурсов нефти и газа континентального шельфа.

– морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства, имеющего выход к водам мирового океана, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод государства, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случаях, когда подводная окраина материка простирается более, чем на 200 морских миль от исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа проходит не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод госуларства, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.

Поверхность Мирового океана составляет 71% поверхности Земного шара, из них 7% приходятся на континентальный шельф, в котором содержатся значительные потенциальные запасы углеводородного сырья. Материковая отмель, называемая континентальным шельфом, в геологическом и топографическом отношении представляет собой продолжение суши в сторону моря. Эта зона расположена вокруг континента и измеряется от мелководья до глубины, на которой резко увеличивается уклон дна. Граница перехода – кромка континентального шельфа находится в среднем на глубине 200 м. Однако ее значения могут достигать более 400 или менее 130 м. Встречаются случаи, когда по протяженности зоны глубины расположения кромки слишком различны и имеют величины, намного превышающие типичные для шельфа. Такие участки называют “бордерлендом”.

Профиль континентального шельфа в обзем виде можно представить следующим образом: за береговой линией 1 расположен шельф 2, кромка 3 которого переходит в континентальный склон 4, резко спускающийся вглубь моря. В среднем начинается он со 120 м и может продолжаться до 200 – 3000 м. Его крутизна в основном составляет 5°, максимальная – 30° (у восточного побережья о. Шри Ланка). За подножием склона 5 находится область отложения осадочных пород, называемая континентальным подъемом 6, уклон которого меньше, чем склона 4. Далее располагается самая глубоководная равнинная часть моря 7.

В результате ислледований континентального шельфа установлено, что его ширина составляет от 0 до 160 км, соответсвтенно срднее значение ширины составляет 80 км, среднее значение глубины кромки по всей поверхности земного шара порядка 120 м, а средний уклон в интервале от 1,5 до 2,0 м на 1 км удаления шельфа от берега континента.

Теория развития континентального шельфа констатирует, что 18 – 20 тысяч лет назад в материковых ледниках содержалось большее количество воды,чем в настоящее время, поэтому уровень мирового океана был значительно ниже его текущего состояния. Современный континентальный шельф в те времена был частью материков. В дальнейшем в результате таяния льдов, и как следствие, повышения уровня моря, он оказался под водой. В теории генезиса континентального шельфа известны следующие теории формирования шельфа:

  • ранние представления – шельфы – это террассы, образованными в результате волновой эрозии;
  • более поздние представления – шельфы – это продукт отложения осадочных пород.

Однако данные исследований грунтов шельфа не согласуются полностью с этими представлениями. Возможно, что в одних районах шельф образовывался в результате эрозии, а в других – благодаря отложению осадочных пород. Можно также предположить, что и оба эти фактора одновременно влияли на его происхождение.

Разведка и разработка континентального шельфа

Поисково-разведочные работы на нилачие углеводородных месторождений в прибрежных районах Мирового океана, на регулярной основе проводимые с конца прошлого века, наглядно свидетельствуют, что недра континентального шельфа обладают большими запасами нефти и природного газа.

К началу 80-х годов XX века поиски нефти и газа в районах континентального шельфа проводили подавляющее большинство из 120 стран, имеющих выход к морю, причем около 50 стран уже разрабатывали нефтяные и газовые месторождения. Доля добычи нефти из морских месторождений во всем мире составила 21%, или 631 млн. т, и более 15%, или 300 млрд. м 3 , газа.

К концу 90-х годов XX века поиски нефти и газа в районах континентального шельфа проводили подавляющее большинство из 120 стран, имеющих выход к морю, причем около 55 стран уже разрабатывали нефтяные и газовые месторождения. Доля добычи нефти из морских месторождений во всем мире составила 26%, или 680 млн. т, и более 18%, или 340 млрд. м 3 , газа.

Крупными районами морской добычи нефти и газа являются Мексиканский залив, озеро Маракайбо (Венесуэла), Северное море и Персидский залив, на долю которых приходится 75% добычи нефти и 85% газа. Уже в конце прошлого века число морских добывающих скважин в мире превышало 100 тыс., нефть которыми извлекается с глубин более 300 м. Разведочное бурение ведется от 1200 м в Мексиканском заливе и до 1615 м на о. Ньюфаундленд (побережье Канады).

Глубокое поисково-разведочное бурение в акваториях ведется:

  • на мелководье – с искусственных островов;
  • при глубинах моря до 100 м – самоподъемными плавучими буровыми установками (ПБУ);
  • при глубинах моря до 300-600 м – полупогружными плавучими буровыми установками (ППБУ);
  • на больших глубинах – с плавучих буровых судов.

Парк буровых установок неуклонно растет, о чем наглядно свидетельствуют данные педставленные в таблице ниже:

По состоянию на:Буровых судовСамоподъемных буровых установокПолупогружных буровых установокПогружных буровых установокБуровых баржИтого единицСтроится единиц
1982 г.623301182524559210
1998 г.743701322841645300

Начиная с 1980 г. за рубежом бурят в среднем 3500 – 4000 морских скважин в год, из которых 500 – 600 относятся к разведочным, а остальные – к эксплуатационным. Поисково-разведочные работы ведутся на всех широтах и наиболее активно в Северном и Баренцевом морях, присахалинском шельфе. Это обусловлено большими перспективами нефтегазоносности этих крупных осадочных бассейнов, а также научно-техническими достижениями в области проектирования и строительства морских платформ.

Быстрые темпы развития нефтегазодобывающей промышленности в районе Северного моря позволили таким странам, как Великобритания и Норвегия, не только отказаться от импорта, но и экспортировать значительные количества нефти и газа в другие страны.

Разведочные работы на нефть и газ проводятся также во многих районах шельфа Европы. Для стран Европы представляет интерес открытие подводных продолжений крупных газовых месторождений, таких, как Гронинген (Нидерланды), и месторождение, приуроченное к долине реки По (Италия).

Благодаря успешной морской разведке прирост запасов нефти и газа в странах Западной Африки и некоторых странах на побережье Персидского залива и юге Аравийского полуострова на 35-50% обеспечивается за счет морских месторождений. Бурение у побережья Западной Африки ведется в основном в Нигерии и Габоне.

Таким образом, в настоящее время за рубежом основными районами морского бурения продолжают оставаться Северное море, Азиатская часть шельфовой зоны Тихого океана и Мексиканский залив (США ).

Осуществляется также разведка на нефть и газ во многих районах шельфовых зон Европы, Азии, Австралии, а также на территории континентального шельфа нашей страны.

НЕФТЬ И ГАЗ РОССИЙСКОГО ШЕЛЬФА: ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗЫ

Кандидат технических наук А. ОСАДЧИЙ.

На шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Распределены они следующим образом: Баренцево море — 49%, Карское — 35%, Охотское — 15%. И лишь менее 1% находится в Балтийском море и на нашем участке Каспия.

Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородного сырья. Чтобы понять, что это значит для нашей страны, напомним некоторые факты. Нефть и газ обеспечивают 20% внутреннего валового продукта России, они являются главными статьями нашего экспорта, давая более половины его доходов. Однако основные их месторождения на суше уже частично выработаны, а в Татарии и Западной Сибири — истощены. По прогнозам, при существующих темпах добычи эксплуатируемых месторождений России нефти хватит лет на 30. Прирост разведанных запасов в настоящее время не покрывает добываемого количества.

О том, что такое континентальный шельф и каково его происхождение, журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. статью «Континентальный шельф: «ахиллесова пята» океана» в № 6, 2004 г.). Там, где побережье носит равнинный характер и плавно уходит в море, шельф выступает как бы продолжением суши под водой, имея при этом ту же геологическую структуру. Если нефть и газ добывают в прибрежных районах, то почти наверняка их можно обнаружить и в глубинах морского дна. Уже сегодня в мире каждую третью тонну нефти добывают в море.

Нефть и газ, эти родные ископаемые «братья», образовались и залегают в одних и тех же материнских породах — в многокилометровых осадочных толщах, накопившихся на дне древних морей. Толщи эти не однородны, а расчленены на много пластов разного возраста. Бывает, что поверх нефтяной залежи в том же пласте находится газовая «шапка». Нефть и газ залегают в пористых пластах, сложенных в основном песчаниками и известняками, от древнейших — девонского периода (их возраст порядка 1,5 млрд лет) и до самых молодых — неогеновых, которым всего-то 20 млн лет. Месторождение считается нефтяным или газовым в зависимости от того, что преобладает. Средняя глубина залегания месторождений — около 3 км, хотя встречаются залежи и на глубине 7 км. В дальнейшем для краткости будем говорить только о нефти, поскольку для общей оценки запасов по их энергетическим свойствам нередко указывают нефть, пересчитывая запасы газа в нефтяной эквивалент (1 тыс. м3 газа приравнивается к 1 т нефти).

В богатейшей нефтью Западной Сибири толщина осадочных пород более 10 км. Больший объем и глубина погруженности осадочной толщи, как правило, свидетельствуют и о бoльших потенциальных ресурсах. Вопрос только в том, созрела ли накопленная органика до стадии нефти. На созревание требуется уж никак не менее 10 млн лет, да еще и высокая температура. Бывает так, что местами нефтеносные пласты не накрыты сверху толщей непроницаемых пород, например глинами или солями. Тогда не только газ, но и все легкие фракции нефти испаряются и образуются огромные запасы битумов. По калорийности они почти не уступают нефти; запасы сырья огромны и залегают неглубоко, но подступиться к битумным залежам почти невозможно: низкая текучесть препятствует практической разработке.

Наибольшая толщина осадочного чехла в России — в районе Каспия, там она достигает рекордных 25 км! Современное Каспийское море — это жалкие «усохшие» остатки древнейшего тепловодного моря. Поэтому-то здесь и наслоилось столько осадочных отложений, накопивших огромные запасы нефти (см. статью «Большая нефть Каспия», «Наука и жизнь» № 12, 2002 г.).

У России самая большая протяженность морских границ и соответственно морского шельфа. Бoльшая его часть находится в Ледовитом океане, суровом и холодном, почти круглый год покрытом льдом. На востоке Россию омывают моря Тихого океана. В зимние месяцы они затянуты льдом от берегов Чукотки и почти до южной оконечности Сахалина. Но под водой и ледяными полями лежат богатые нефтеносные структуры и уже открытые месторождения (структура становится месторождением, когда из пробуренной на ней скважины получен промышленный приток нефти, газа и уже можно примерно оценить запасы).

Путешествуя вдоль морских границ России, посмотрим, что открыто на шельфе, что добывают рядом на берегу, взглянем на геологию берега и шельфа, а точнее, на осадочную толщу. Следует сразу отметить, что шельфы морей в среднем изучены всего на 7%, в то время как основные сухопутные нефтегазоносные регионы — более чем на 50%. Поэтому мы можем говорить только о потенциальных шельфовых запасах.

ВДОЛЬ МОРСКИХ ГРАНИЦ РОССИИ

Со школьных лет мы знакомы с географической картой нашей страны, с зелеными пятнами низменностей и коричневыми, разных оттенков, горами. Но очень мало кто видел подобную же карту рельефа морского дна, особенно Ледовитого океана, — она появилась совсем недавно.

Начнем более детальный осмотр шельфа с границы с Норвегией. Конечно, на суше она определена точно — до метра, ведь эти небольшие километры были единственной нашей сухопутной границей со странами — членами НАТО. Далее же на север линия раздела дна Баренцева моря до сих пор не зафиксирована. Это объясняется тем, что еще в 1926 году правительство СССР объявило морскую границу продолжением точно на север границы сухопутной. Так она и обозначена на всех отечественных картах и в атласах. Долгое время граница вполне устраивала нашего соседа — Норвегию. Но настали другие времена. В 1982 году была принята Международная конвенция по морскому праву, которую подписали и мы. А она рекомендует проводить границу раздела морского дна по срединной линии между берегами принадлежащих странам территорий. (Так недавно мы и поделили Каспий с соседями — Казахстаном и Азербайджаном). В случае с российско-норвежской границей линия должна проходить посередине между берегами Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, принадлежащими России, и берегами Шпицбергена и самой Норвегии. Оказалось, что эта срединная линия проходит восточнее от объявленной нами в 1926 году границы. В результате появился значительный (несколько десятков тысяч квадратных километров) участок морского дна, на который претендуют оба государства. По прогнозам, этот участок дна моря содержит большие запасы углеводородов. Причем условия добычи достаточно легкие: небольшая глубина и нет льда — ведь здесь проходит ветвь Гольфстрима, потому-то порт в Мурманске незамерзающий и зима на Кольском полуострове сравнительно теплая.

Двинемся дальше на восток. По геологическому строению весь Кольский полуостров — это часть выходящего на поверхность Балтийского щита, образованного древними изверженными породами. Их возраст на поверхности может достигать 3 млрд лет, а возраст Земли — всего-то 6 млрд. Неслучайно именно здесь, у границы с Норвегией, бурили Кольскую сверхглубокую скважину для изучения глубинного строения Земли (см. «Наука и жизнь» № 5, 2002 г.). Она достигла самой большой в мире глубины — более 12 км! Осадочных пород здесь нет, и нефти тоже нет. Но сушу омывает Баренцево море, а под дном его, в некотором удалении от берега, лежит большая осадочная толща — там и в древние времена было огромное море, по-видимому, теплое и мелкое, иначе не выпало бы столько осадков с органикой. И следовательно, у дна моря иное геологическое строение, чем у суши. Потому-то здесь и обнаружены значительные запасы углеводородов.

За Кольским полуостровом — узкое горло Белого моря, окраина Балтийского щита. Поверх изверженных пород лежат осадочные. Но какая же здесь нефть — осадочная толща едва наросла до 500—600 м и еще не опустилась вглубь.

Следуем на восток. Миновали полуостров Канин, за ним остров Колгуев и Печорское море. На берегу леса сменились тундрой, а под ними — многокилометровая осадочная толща. Здесь, у Печоры, и далее на юг расположены мощные нефтегазовые месторождения. Нефтяники называют этот район Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией. И неслучайно, что на шельфе Печорского моря (оно сравнительно небольшое, и на крупномасштабных картах его не выделяют, считая частью Баренцева моря) находятся крупнейшие залежи нефти и газа. Они уходят на север, в Баренцево море, вдоль всего западного побережья Новой Земли, но близко к ней не подходят — Новая Земля является продолжением древних Уральских гор, и осадочных пород здесь нет.

Переваливаем за Урал, а в море — за Новую Землю. Взглянем на полуостров Ямал и восточный берег Обской губы. Они буквально усыпаны нефтегазовыми месторождениями, крупнейшие из которых — Ямбургское газовое, Уренгойское и Медвежье нефтяные. В самой Обской губе в 2004 году открыли два новых месторождения. Все месторождения как бы нанизаны на нитку, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад. Дело в том, что глубоко под землей находится большой древний тектонический разлом, вдоль которого и сгруппированы месторождения. Вдоль разлома из глубин земли выделяется больше тепла, что способствует ускорению образования нефти из органики в древней осадочной толще. Итак, в Баренцевом и Карском морях сосредоточено 84% уже известных запасов всего шельфа России. А на берегу, южнее, расположена огромная Западно-Сибирская низменность, в которой находится 63% наших сухопутных ресурсов нефти. Все это — дно единого древнего моря, существовавшего в течение многих геологических эпох. Здесь-то и находится основная наша кормилица — Западно-Сибирская нефтяная провинция. Полуостров Ямал славен еще и тем, что Россия добывает на нем почти 80% газа. На соседнем шельфе, по-видимому, сосредоточено 95% запасов газа всего нашего шельфа. Отсюда начинаются основные российские газопроводы, по которым газ уходит в страны Западной Европы.

Читайте также:  Нефть на Среднем Востоке

Продолжим путешествие вдоль побережья. Далее, на восток, находятся устье Енисея и Таймырский полуостров. У Енисея низменность Западной Сибири сменяется Сибирской платформой, тянущейся до устья Лены, на которой местами на поверхность выходят древние изверженные породы. Небольшой прогиб платформы с шестикилометровым слоем осадков огибает Таймырский полуостров с юга от устья Енисея до Хатанги, но нефти в нем нет.

Геология севера Восточной Сибири изучена еще очень слабо. Но общее геологическое строение этой горной страны указывает, что нефть приурочена к прогибам, где есть осадочный чехол. А вот дальше на восток, у берега моря, геология уже иная — здесь под дном Ледовитого океана лежит многокилометровая осадочная толща (после поднятия суши она местами «вылезла» и на берег), перспективная на нефть и газ, но почти совсем не изученная. Исследования с поверхности затруднены круглогодичными льдами, а бурение дна тут пока не проводилось.

Обогнем Чукотку: на ней местами велись поиски нефти и разведочное бурение. Следующий участок шельфа, где находятся 15% запасов, — уже побережье Тихого океана, от севера Камчатки до юга Сахалина. Правда, нефтяные вышки промыслов увидим только на северном Сахалине, где нефть добывают с 1927 года. Геология шельфа у острова повторяет геологию суши. Вернее было бы сказать, что лишь на северном Сахалине древний шельф «слегка обсох». Отдельные месторождения шельфа Сахалина почти «выползли» на сушу. Морские месторождения, площадь которых и запасы во много раз превышают сухопутные, тянутся вдоль всего восточного берега Сахалина и уходят на север. Часть месторождений была открыта еще в 70-е годы прошлого века. Прогнозируемые извлекаемые запасы шельфа Сахалина — более 1,5 млрд т (извлекаемые запасы составляют примерно 30% выявленных). Для сравнения: вся Западная Сибирь имеет 9,1 млрд т доказанных запасов. Первая промышленная нефть шельфа России получена на Сахалине в 1998 году, но это отдельная история.

Осталось взглянуть на шельф Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, хотя протяженность его составляет лишь небольшую часть российского, а на карте он едва виден. Согласно оценкам, российская часть шельфа Каспия содержит около 13% всех его запасов (основные принадлежат Казахстану и Азербайджану). У Кавказского побережья Черного моря нефть может быть в глубоководной (глубина 1,5—2 км) его части и совсем немного — в Азовском море. Но Азовское море маленькое и поделено между двумя странами. Украина ведет там добычу газа.

И, наконец, завершая путешествие по морям, посмотрим на Балтику. Балтийское море по сравнению с морями Ледовитого океана невелико, а государств много, но здесь, в Калининградской области, недалеко от берега, рядом с Куршской косой, в 1983 году обнаружена нефть на малых глубинах. В 2004 году начата ее промышленная добыча. Запасы по российским меркам, не столь велики — менее 1 млн т, но условия добычи значительно легче, чем в Ледовитом океане. Наличие нефти в этом месте не является сюрпризом, рядом на берегу ее добывают давно, и запасы больше.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРНОГО ШЕЛЬФА

В мире на шельфе и прибрежных акваториях сегодня добывают 35% нефти и около 32% газа. Начало положено бурением первых морских скважин лет 50 тому назад в мелком и теплом Мексиканском заливе.

Опыт освоения богатств морского дна есть и в Европе. Уже более 30 лет в Северном море добычу с морских платформ ведут Норвегия и Англия и получают нефти столько, что суммарный экспорт этих двух стран соизмерим с российским. Норвегия благодаря добыче нефти стоит на первом месте по уровню жизни. Правда, здесь добыча ведется не на шельфе, а на дне Северного моря, имеющем иное геологическое строение. Кстати, добыча ведется не только в экономических зонах этих стран, а и вне их согласно международной договоренности о разделе дна между примыкающими странами.

Ожидается, что в России доля добычи углеводородов на шельфе к 2022 году составит 4% общего объема. На шельфе запасы изрядные, да только разрабатывать их значительно труднее и дороже. Нужны огромные инвестиции, которые начнут давать отдачу и прибыль не ранее чем лет через пять, а то и через десять. Например, для освоения морских богатств Каспия суммарные инвестиции за десять лет превысят 60 млрд долларов. В Ледовитом океане стоимость будет еще выше из-за суровых ледовых условий.

И тем не менее Россия приступила к освоению своего шельфового богатства. Только 15% запасов углеводородного сырья шельфа приходится на Охотское море. Но именно здесь, у Сахалина, в 1998 году группа иностранных компаний впервые в России начала промышленную добычу нефти с шельфа. В 2004 году добыли промышленную нефть и на шельфе Балтийского моря.

К освоению на шельфе Печорского моря намечены два крупнейших месторождения. Первое — нефтяное Приразломное, открытое в 1989 году и расположенное в 60 км от берега, где глубина около 20 м. Название неслучайно — месторождение находится рядом с тем самым глубинным разломом. Его запасы — 74 млн т извлекаемой нефти и 8,6 млрд м3 газа. При современном уровне технологии в России извлекают только порядка 30% выявленных запасов нефти, в западных странах — до 40%.

Уже имеется проект разработки Приразломного. Лицензии на его освоение получили российские компании. В центре будет установлена огромная ледостойкая платформа общим весом около 110 тыс. т с опорным основанием размером 126ґ126 м, состоящим из четырех супермодулей. В них расположатся 14 танков нефтехранилища на 120 тыс. т. Жилой модуль рассчитан на 200 человек. Это лишь несколько впечатляющих цифр, которые позволяют представить масштабы только одного сооружения, а потребуется целый комплекс. Платформу подобного ледового класса в мире еще не изготавливали. Слишком уж суровы условия добычи в этих краях: ведь навигация по Северному морскому пути идет в течение нескольких месяцев, да и то в сопровождении ледоколов. К тому же каждый год ледовая обстановка разная, и в начале навигации встает вопрос: как лучше проходить через льды в районе Новой Земли — огибать архипелаг с севера или пробираться через проливы в середине. А ведь планируется круглогодичная добыча с шельфа. Строительство платформы начато в 1998 году на крупнейшем заводе под Архангельском, который до этого строил подводные лодки.

Вслед за Приразломным, вероятнее всего, будет освоено Штокмановское газовое месторождение, крупнейшее в Арктике и в мире. Оно открыто в 1988 году на шельфе Баренцева моря, в 650 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря там составляет 320—340 м. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,2 трлн м3 газа, что соизмеримо с месторождениями на Ямале. Общий объем капитальных вложений в проект составит 18,7 млрд долларов, срок окупаемости — 13 лет. Подготавливается проект строительства крупнейшего завода по сжижению природного газа: тогда его можно будет везти и за море, в Канаду и Америку.

Еще недавно считали, что нефть океана сосредоточена именно на шельфе, но за последние 10—15 лет обнаружены гигантские месторождения и на глубинах моря 2—4 км. Это меняет установившиеся представления о местах скопления углеводородов на дне океана. Здесь не шельф, а континентальный склон. Такие месторождения уже успешно разрабатываются, например, в Бразилии.

Почему мы отстали от других стран в освоении шельфа, наверное, можно объяснить. У нас большие запасы на суше, их пока хватает и себе и на экспорт. А добыча на шельфе стоит примерно втрое дороже. Отечественные компании на столь суровый шельф не спешат: сейчас, при высоких ценах на нефть, выгоднее вкладывать деньги в уже освоенные месторождения. Только вот что мы будем делать, когда легкодоступная нефть закончится? Как бы не опоздать с разработкой своих собственных богатств.

Редакция благодарит ЗАО «Севморнефтегаз» за предоставление ряда иллюстраций.

Добыча нефти и газа на континентальном шельфе: налоговые аспекты

В России 1 января 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые существенно повысили конкурентоспособность российских шельфовых проектов. Очередь — за последовательной долгосрочной государственной стратегией развития нефтегазового комплекса.

Ресурсы и перспективы

В совокупности начальные суммарные ресурсы месторождений континентального шельфа Российской Федерации по состоянию на сегодняшний день достигают 100 млрд тонн условного топлива, из которых 80% — природный газ, 15% — нефть, 3% — конденсат и 2% — растворенный газ. Наиболее перспективными районами освоения ресурсов углеводородов на ее арктическом шельфе признаны шельфы Баренцева, Карского и Печорского морей. К ресурсам российской части Баренцева моря достаточно высок интерес со стороны зарубежных инвесторов. ОАО «НК „Роснефть“» в 2013 году оформило партнерства по трем участкам с итальянской компанией «Эни» и норвежским «Статойлом».

Кроме того, «Роснефть» совместно с американской компанией «ЭксонМобил» ведет работы сразу на нескольких крупных участках Карского моря, первая поисковая скважина будет пробурена уже в этом году на участке Восточно-Приновоземельный-1. Освоение шельфовой части Крузенштернского месторождения планируется начать в 2026 году, а Ленинградского — в 2029 году, после чего начнутся работы на Русановском месторождении и на экваториальном продолжении Харасавейского месторождения. Далее планируются к разработке структуры вблизи побережья полуострова Ямал. Согласно расчетам, в совокупности добыча в данном регионе даст 200 млрд кубических метров газа в год, что позволит компенсировать снижение ресурсной базы на полуострове Ямал при использовании той же инфраструктуры.

Шельф Печорского моря содержит максимальную долю нефти в общем балансе углеводородного сырья континентального шельфа России — 42,2% и единственный из всех арктических содержит нефть. Первым российским проектом здесь стало Приразломное месторождение: в декабре 2013 года на нем была добыта первая нефть. Глубина моря в районе месторождения составляет запасы нефти — 72 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн тонн.

Повышенное внимание государства к углеводородным ресурсам шельфа во многом связано с тем, что традиционные уникальные разрабатываемые регионы добычи, расположенные на суше, вступили в позднюю стадию разработки. Открытие новых регионов просто необходимо для поддержания уровня добычи. А он будет существенно снижаться, если не начать активную добычу на шельфе уже в ближайшие годы. В то же время освоение нефтегазовых ресурсов шельфа в современных условиях имеет смысл рассматривать как уникальную возможность для роста всей экономики страны. При разработке и реализации долгосрочной стратегии по освоению шельфовых месторождений, ориентированной на укрепление экономической мощи государства, возможно достижение мультипликативного эффекта, который обеспечит существенный рост ВВП страны в долгосрочной перспективе. При постепенной локализации производства возможно достичь рывка в развитии целой цепочки смежных отраслей (металлургии, кораблестроении, машиностроении, проектировании, строительстве и др.).

Только в рамках первых этапов реализации шельфовых проектов ожидаются заказы на десятки морских платформ, десятки ледоколов и танкеров, буровые суда, суда обеспечения и трубоукладчики. Будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, обеспечено развитие отстающих приморских регионов. Озвученный Правительством РФ и государственными нефтегазовыми компаниями высокий уровень локализации производства гарантирует российской промышленности заказы более чем на 15 трлн руб.

Примером того, как освоение шельфа вывело на принципиально новый уровень экономику отдельной страны, может служить опыт Норвегии. В этой стране грамотная и последовательная государственная политика в сфере морской добычи не только послужила толчком к экономическому росту, но и привела к формированию сильной отрасли обслуживающей промышленности, которая обеспечивает нужды внутренней нефтегазовой индустрии и при этом успешно конкурирует на мировых рынках.

Нефть, газ и налоги

Принципиальные особенности действующего Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № «О континентальном шельфе Российской Федерации» заключаются в установлении ограниченного перечня видов пользования недрами в отношении участков недр шельфа при их предоставлении в пользование. В нем закреплен принцип бесконкурсного и безаукционного предоставления участков недр в пользование, установлен жесткий порядок государственного контроля и надзора в сфере экологии и промышленной безопасности при пользовании участками недр континентального шельфа России.

Последним и наиболее значимым этапом в изменении законодательства, относящегося к регулированию недропользования на шельфе, следует признать принятие Федерального закона от 30 сентября 2013 г. № «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ». Поправки узаконили новый налоговый режим для месторождений шельфа, добыча на которых начнется не ранее 1 января 2016 года.

Анализ действующей системы налогообложения добычи нефти и газа на российском континентальном шельфе показывает следующее. Систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, образуют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ряд платежей, предусмотренных Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № «О недрах». Кроме того, при совершении экспортных операций с добытыми полезными ископаемыми уплачивается таможенная пошлина на условиях, установленных таможенным законодательством. Специальный налоговый режим установлен для лиц, с которыми были заключены соглашения о разделе продукции (СРП).

СРП регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для них, регулируется главой 26.4 части второй Налогового кодекса. Сторонники СРП утверждают, что это единственный способ гарантировать долгосрочную стабильность, но такое мнение не находит серьезной поддержки в Правительстве РФ. Вообще система СРП скорее используется либо в отстающих странах, либо как специальный режим поддержки малоэффективных месторождений, как, например, в Бразилии.

В настоящий момент в России действуют три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение»). За весь период их реализации было добыто 103 млн тонн нефти с конденсатом и 71,9 млрд кубических метров газа, а также произведено 36,9 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводорода в стоимостном выражении вырос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 7% и составил 560 млрд руб. При этом объем экспорта нефти снизился на 2%, а сжиженного природного газа возрос на 30%. Совокупные затраты с начала работ составили более 1,76 трлн руб., из которых 144 млрд — затраты 2012 года. Все затраты, подлежащие возмещению (1,57 трлн руб.), компенсированы государством в полном объеме. Доход государства за указанный срок составил более 512 млрд руб. Из них 320 млрд руб. поступило в федеральный бюджет и 192 млрд — в региональные бюджеты.

В рамках проведенной в 2013 году Счетной палатой РФ проверки деятельности операторов обнаружились существенные нарушения. В частности, выявлены неэффективное расходование средств, нарушения в отношении создания и передачи государству имущественных комплексов. Особое внимание следует обратить на выполнение требования по локализации производства. Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по «Сахалину-1», 61% — по «Сахалину-2» и 95% — по «Харьягинскому месторождению». Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками. И пожалуй, ключевым минусом указанных проектов стало недополучение государством значительных доходов после резкого повышения цен на нефть. Формат СРП предусматривает превалирование международного законодательства над местным, что делает эту систему интересной скорее для иностранных инвесторов, нежели для страны — собственника ресурсов.

Вступившие в силу поправки в законодательство существенно повысили конкуренто-способность российских арктических проектов

Путь к переменам

До принятия Федерального закона № основным препятствием на пути освоения шельфовых месторождений было текущее фискальное законодательство. Налоговая составляющая в выручке проектов была настолько высокой, что терялся экономический стимул освоения сложных и капиталоемких проектов. Существовавший налоговый режим какое-то время был оправдан с точки зрения наполнения бюджета, но не годился для реализации новых крупномасштабных проектов. По подсчетам Минэнерго России, на разработке шельфа до принятия Федерального закона № недропользователь терял бы по 440 руб. c каждой тонны добытой нефти.

Расчеты экономической эффективности разработки шельфовых месторождений арктического региона показывали по большей части очень низкий уровень доходности, несоизмеримый с теми рисками, которые несет инвестор. Например, уровень доходности по нефтяному месторождению в Печорском море составлял порядка 6%, что значительно ниже аналогичных показателей в целом по нефтегазовой отрасли. Налоговая составляющая в выручке проекта была очень высокой (65%), и даже значительное сокращение затрат не привело бы к качественным улучшениям показателей экономики проекта. Было ясно, что без экономического стимулирования со стороны государства разрабатывать месторождение нерентабельно. Ранее применявшийся механизм в виде точечного льготирования тоже не подходил, инвестор требовал приемлемого уровня доходности и гарантий от ухудшения фискальных условий.

Партнеры «Роснефти» по совместным проектам на российском шельфе («ЭксонМобил», «Статойл» и «Эни») наверняка вышли бы из проектов или существенно пересмотрели условия сотрудничества, если бы фискальный режим не был значительно улучшен. Это их решение было бы оправдано тем, что, несмотря на более суровые природно-климатические условия, Россия предусматривала и более высокий уровень государственных изъятий, чем большинство других стран. Изначально решение указанных проблем было обозначено в распоряжении Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № которое предусматривало разработку нового фискального режима со следующими параметрами:

— отмена экспортной пошлины;

— гарантии неизменяемости фискальных параметров;

— дифференцированный по уровню сложности проекта роялти (НДПИ) на уровне от 30 до 5%;

Читайте также:  Нефть в Азии

— отмена налога на имущество;

— отмена ввозных пошлин на оборудование.

В итоге, как уже упоминалось, был принят Федеральный закон № который установил новый режим для освоения шельфовых месторождений. Его характерные особенности таковы:

— налоговые каникулы по экспортной пошлине;

— НДПИ по уровню сложности проектов (от 30 до 1%);

— отмена налога на имущество и ввозных пошлин на оборудование;

— налог на прибыль в размере 20%;

— возможность переноса убытков на будущее.

По ряду позиций новый налоговый режим предусматривает улучшения в сравнении с распоряжением Правительства РФ № От вывозной таможенной пошлины освобождаются не только углеводородное сырье, но и продукты технологического передела. Установлены пониженные ставки НДПИ при добыче природного газа и нефти (только для четвертой группы сложности), а также льготы по транспортному налогу. Кроме того, закон предусмотрел возможность отнесения безрезультатных геолого-разведочных затрат на последующие успешные проекты до момента достижения полного вычета (на один новый проект не более трети безрезультатных затрат).

В то же время Федеральный закон № преподнес одну неожиданность, четко обозначив каникулы по экспортной пошлине до Это оказалось сюрпризом для тех, кто ожидал полной отмены пошлины. Именно этот аспект был камнем преткновения в рамках обсуждения закона. Однако инвесторам данное ограничение имеет смысл рассматривать и с точки зрения тенденций отрасли: в результате принятия предложенного Минфином России налогового маневра начиная с 2014 года в целом по отрасли начинается постепенный переход от экспортных пошлин к НДПИ, и, таким образом, к обозначенному периоду фискальная модель, вероятно, будет иной.

Еще один положительный момент для инвестора можно усмотреть в том, что полная отмена экспортной пошлины оставляла бы больший соблазн правительству вернуть данный инструмент. Отрицательным же аспектом наличия каникул с позиции государства является то, что инвестор, во-первых, в определенных условиях будет стремиться к ускоренному извлечению запасов, что может быть неэффективным подходом с точки зрения рационального пользования недрами. Во-вторых, может отказаться от долгосрочных проектов в Восточной Арктики. Помимо чисто фискальных новый федеральный закон устраняет и другие законодательные барьеры. Среди них таможенные проблемы при осуществлении работ на шельфе, отсутствие законодательно подкрепленной практики использования сервисных контрактов на условиях риска, проблема с вычетом «входного» НДС, неопределенность правового регулирования в отношении искусственных островов, установок и сооружений.

Несмотря на более суровые климатические условия, Россия предусматривала и более крупные государственные изъятия, чем большинство других стран

Основа есть!

Пока сохраняются законодательные сложности, например, в части утилизации буровых отходов или чрезмерного количества разрешений на бурение. Есть и целый ряд неопределенностей в новом законодательстве — например, не описаны четкие механизмы по учету расходов на месторождениях, которые выйдут на промышленную добычу ранее срока и вопреки плану не попадут под действие закона. Вместе с этим важно отметить, что, несмотря на ряд прочих не проработанных в законодательстве вопросов, уже с 1 января 2014 года в России вступили в силу поправки, которые существенно повысили конкурентоспособность российских арктических проектов. Федеральный закон № заложил крепкое основание для развития морской нефтегазодобычи в нашей стране. Наряду с этим вероятное открытие Северного морского пути для судоходства в течение всего года приведет к появлению новой глобальной транспортной артерии. В таком случае Россия с ее огромными территориями обретет уникальную возможность для дальнейшего развития.

Для воплощения в жизнь амбициозной программы освоения морских ресурсов Правительству РФ сегодня необходимо прежде всего выработать последовательную долгосрочную государственную стратегию, выстроить развитие отраслей не в угоду отдельным интересам или компаниям, а в интересах всей экономики. В свою очередь и планы отдельных лидеров рынка (ОАО «НК „Роснефть“», ОАО «Газпром», ГК «ОСК») государство должно корректировать и увязывать с задачами отрасли и страны в целом.

Шельфовая нефть

Добавлено в закладки: 0

Что такое шельфовая нефть? Описание и определение термина.

Шельфовая нефть – это нефть добываемая на морских глубинах, шельфах, с помощью специальных установок, буровых платформ.

Предыстория

Поверхностные залежи нефти были известны человечеству с наиболее древних времен. Нефтепродукты использовались с 6000-го года до н.э, нефть, в основном из поверхностных источников, была добыта в Древнем Вавилоне, Древней Греции и Древнем Китае. Ипользование в древние времена нефти было связано с его естественным качеством — способностью гореть. В российских хрониках во времена Бориса Годунова упомянута “горючая вода”, принесенная из Ухты. Промышленное использование началось только после изобретения метода дистилляции нефти в керосине на фабрике в России в целях замены освещения маслом. Первое развитие нефтяных месторождений было начато в Российской империи в 1848 в Биби-Эибэте в Баку. Нефтедобыча коммерчески началась с 1960. Рост современного потребления, обычно связывался с использыванием продуктов очистки нефти для двигателей внутреннего сгорания в авиационной и автомобильной промышленности.

В данный момент сумма разведываемых нефтяных месторождений мира состовляет 210 миллиардов тонн, не, у разведываемых областей максимальная сумма в 260 миллиардов тонн. По состоянию на 2010 лидеры в области нефтедобычи: Россия — 505 миллионов тонн/год, Саудовская Аравия — 480 миллионов тонн/год, США — 294 миллиона тонн/год. В результате интенсивного производства в течении полутора веков были значительно исчерпаны найденные континентальные запасы энергетических ресурсов. Помимо этого универсального извлечения нефти составляет 3,8 миллиарда тонн в год, мировые резервы нефти, включая не исследуемые запасы, согласно предварительным прогнозам специалистов, будут исчерпаны за 46 лет (Статистический отчет о мировых энергетических ресурсах, Бритиш Петролеум, 2011). Если рассмотреть нефтяные месторождения в нефтяных песках (сумма приблизительно 460 миллиардов тонн) расположенный в Канаде и Венесуэле, мировое развитие может быть расширено на 110 лет.
В ближайшем будущем в рамках современной научной технической процедуры не возможно найти энергетическую замену нефти. Выполнение трудных исследовательских работ в области нефтедобычи является большей частью перспективного направления в поисках новых нефтяных месторождений. Конечно, это о морских материально-технических ресурсах энергетических ресурсов. Предварительные исследования показали, что океанские залежи нефти и газа превышают все предварительные ожидания.

Рассчитывают на известные морские материально-технические ресурсы нефти, колеблется в пределе 240-300 миллиардов тонн, современное производство составляет только 25% процента известных областей. Общая сумма материально-технических ресурсов нефти определена по курсу разведываемых областей, только приблизительно 2% территории континентальных шельфов в данный момент исследуются. В данный момент на территории шельфов это – добыча нефти

Юридический аспект международного раздела морских шельфов

Практически все операторы для нефтегазовой разработки моря континентальных шельфов, основываются на использовании “Соглашения ООН на морском праве” (UNCLOS). В данный момент это – уникальный документ международного права, который определяет порядок использования морских территорий, включая для добычи нефти, газа или других природных ресурсов. У этого документа есть довольно интересная история, которая во многих отношениях определила структуру современного нефтегазового рынка.

Понятие “Свобода морей” было применено в морском праве с 17-го века. В то время территориальные воды прибрежных государств были ограничены 3 морскими милями, которые соответствовали расстоянию выстрела пушки. Ряд правил “Закон моря” был разработан голландским адвокатом в 1702 и существовал без изменений почти 300 лет. Этот принцип определил понятие международных вод, которые подчинялись принципу “открытого моря” (свободное море) введенный голландским адвокатом Гюго Гротсы.

В начале 20-го века большинство стран предложило обновить ряд правил “Закон моря” и определить национальные воды в более широкой интерпретации, а именно: включать вопросы использования полезных ископаемых, создать инструменты защиты национальных рыбных материально-технических ресурсов, запретить неконтролируемые выбросы отходов в открытом море.

В 1930 конференция Лиги Наций в Гааге в целях определения новых правил территориального разделения морских территорий была сохранена, но изменения не были приняты. В 1945 посредством известного международного стандарта “Принцип Права Страны” американский президент Гарри Труман под давлением американских нефтегазовых компаний в одностороннем порядке развернул морскую зону национальных интересов около береговой линии США. Соответствующие внутригосударственные законы, где понятие континентального шельфа было введено, были приняты. После того, как принятие этих нефтегазовых консорциумов законов получило право на разработку шельфов около границ США вне 12 миль территориальных вод. Этот принцип в законодательной системе был ратифицирован многими странами. Состояния развернули права на морские территории, которые вызвали монопольными экономическими зонами, расположенными в 200 морских милях от береговой линии. В результате обсуждения немного позже международное “Соглашение по континентальному шельфу” (Соглашение по Континентальному шельфу) вступило в силу 10 июня 1964. В 1967 вопрос требований территориальных вод разных стран в ООН неоднократно переводился в рабочее состояние. В результате 66 стран приняло международное решение о расширении принципа “Свободы морей” и уже определил в международном праве 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону, только некоторые страны определяют территориальные воды трехмильным интервалом.

Происхождение статьи 1 Соглашения по континентальному шельфу 1958 термин континентальный шельф используется применимо к: a) поверхности и недрам морского дна подводных областей, примыкающих к побережью, но находящихся в зоне территориального моря, до глубины 200 метров, или, вне этого предела, к такому месту, которому глубина закрывающих вод позволяет развитие природных ресурсов этих областей; b) поверхности и недрам подобных подводных областей, примыкающих к побережью островов. Ввиду этого Соглашения, где подсчет от начальных линий основания территориального моря прибрежного государства заканчивается, начинается континентальный шельф. Однако, это понятие значительно отличается от геологического понятия континентального шельфа, который понимают как плоскую часть континента, продолжающегося под морскими водами к тому месту, где резко переходит в континентальный наклон.
Нвозможность принятия геологического понятия континентального шельфа для основания правильного регулирования его способа Комиссией Международного права v1956 к году. статьи, принятые Комиссией Международного права по морскому закону, в их российском тексте вместо термина, континентальный шельф используется понятие континентальный выступ. Поскольку Комиссия отметила, что это – выражение, используется здесь в таком смысле, который в некоторой степени отступает от геологического понятия, определяемого этим выражением.

Различная интерпретация этого понятия учеными сама по себе – препятствие, принимающее геологическое понятие как основание правового регулирования этой проблемы к тому, что Комиссия решила не придерживаться строго геологического понятия континентального выступа (шельфа), также по другой причине. Только одно, то обстоятельство, что возможно бросить вызов существованию континентального выступа в геологическом смысле в таких подводных областях, где глубина моря позволяет его наблюдать, тем не менее, добывая таким же образом, как будто был континентальный выступ, не может сформировать основание для применения к этим областям никакого другого правового режима. Статья 76 Соглашения ООН о морском законе 1982 дает следующее определение континентального шельфа: Континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра подводных областей, простирающихся из границ его территориального моря в течение естественного продолжения его сухопутной территории к внешней границе подводного пригорода континента или для расстояния 200 морских миль от начальных линий, от которой ширины, территориального моря когда внешняя граница подводного пригорода континента не простирается для такого расстояния.

Однако, если, подводный пригород континента простирается больше, чем для 200 морских миль от начальных линий, от которых ширина территориального моря измеряется, тогда континентальный шельф прибрежного государства не может протянуться дальше 350 морских миль от указанных начальных линий или не дальше 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет соединяющиеся глубины линии в 2500 метрах.

Подводный пригород континента включает продолжение континентального горного массива прибрежного государства, которое находится под водой и состоит из поверхности и подпочвы полки, склонности и увеличения. Это не включает дно океана в большие глубины, включая его океанские горные хребты или его недра.

Проблема организации внешних границ континентального шельфа

В основании определения внешней границы континентального шельфа, согласно соглашению по континентальному шельфу 1958, были необходимы два критерия: глубина составляет 200 метров; техническая доступность шельфа. Таким образом, на основе соглашения 1958, прибрежное государство, по крайней мере, могло рассмотреть внешнюю границу глубины континентального шельфа в 200 метрах.

Для выбора это могло быть применено также к подводным областям из этого предела такому месту, которому глубина заключительных вод позволяет развитие природных ресурсов этих областей (Статья 1 соглашения 1958). Соглашение ООН о морском праве 1982, относительно организации внешних границ континентального шельфа, продолжает путь к отказу критерия технической сделки и предлагает трудную систему юридического определения внешней границы подводной границы континента. Если прибрежное государство полагает, что внешняя граница подводной границы континента не простирается на расстояние 200 морских миль от начальных линий, то этот 200-й предел мили также становится внешней границей континентального шельфа соответствующего прибрежного государства. Теперь большинство государств включая Российскую Федерацию установило согласно соглашению 1982 фиксированный предел степени континентального шельфа в 200 морских миль. Федеральный закон О континентальном шельфе Российской Федерации 30.11.1995 187-FZ чисел (в выпуске 04.11.2006 188-ФЗ) определил в статье 1 понятие континентального шельфа и его внешних границ. Так, континентальный шельф Российской Федерации включает морское дно и подпочву подводных областей, которые являются вне территориального моря Российской Федерацией во время естественного продолжения ее сухопутной территории к внешней границе подводной границы континента.

Разработка российского континентального шельфа

Развитие месторождений нефти и газа континентального шельфа России принесет больше чем 200 миллиардов долларов прибыли. Такой прогноз был сделан на заседании Министерства природных ресурсов генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийский Научно-исследовательский институт Океанология. По его словам, материальные запасы углеводородов, скрытых под водой, – что тут 1 рубль инвестиций может возвратить приблизительно 70 рублей дохода в будущем. Необходимо инвестировать эти деньги уже теперь, только на изучение и подготовку офшорных областей потребуется приблизительно 15 лет во время которых на грани истощения будут традиционные нефтегазовые бассейны Западной Сибири. Однако, чиновники, признав, что действующее законодательство не продвигает приток инвестиций для шельфов, не дали ответ на вопрос, как изменить ситуацию.

У континентального шельфа Российской Федерации есть область 6,2 миллионов кв.м из них 4 миллиона кв.м – перспектива с точки зрения добычи нефти и газа. Предположительные подсчеты взятых ресурсов гидроуглеродистого сырья с точки зрения нефти оценивуаются в 90-100 миллиардов т в средней плотности взятые ресурсы в 20-25 тысячах тонн на 1 кв.м области. Чиновники, которые шли к советам Министерства Защиты Окружающей среды и Природных ресурсов, решили, что необходимо продвигать этот проект, чтобы эти материальные запасы начали развиваться. Важность этого вопроса вызвана тем, что уже в ближайшем будущем основные области Западной Сибири начнут исчерпываться, и Восточная Сибирь и регион Тимано-Печорского не будут в состоянии дать так много нефти, чтобы обеспечить объемы российского ежегодного производства в 560 миллионов тонн. Как генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийский Научно-исследовательский институт Океанологии Валерий Каминский, представляющий главный объявленный отчет, серьезной альтернативой областям на земле, шельфы станут в 2022-2030. Между тем только на предварительной работе над шельфами уйдет не менее 5 лет. Даже по минимальным расчетам десять лет займет создание инфраструктуры и разработка областей.

Доход от разроботки нефтяных шельфов составляет от 98 до 128 миллиардов долларов, газа – 107 миллиардов долларов. В то же время только налоговых выплат и платежей за производство сырья составят на нефти 30-38 миллиардов долларов на газе – 47-63 миллиарда долларов. Таким образом доход государства только от естественных ресурсных платежей может составить 80-106 миллиардов долларов. Принимая во внимание ожидаемую долю России в извлечении и транспортной структуре предприятий это число может увеличиться на 10-30 миллиардов долларов. Это сопоставимо с общим инвестиционным хранилищем всего комплекса работ, который оценен в 72-113 миллиардов долларов, включая на нефти – 30-50 миллиардов долларов, на газе – 35-57 миллиардов долларов. При условии что на подготовке участков недр для аукционов потребуется инвестировать приблизительно 1,2 миллиарда долларов в геологоразведочные работы, это означает, что за один рубль сделанных бюджетных фондов государство может получить возвращение, по крайней мере, в 70-80 раз.

Однако, все еще астрономическая прибыль не светит правительственному бюджету. Валерий Каминский ответил на вопрос министра природных ресурсов Юрия Трутнева о том, как теперь обстоит дело на шельфе, что за прошлые десять лет только девять скважин были пробурены там. Чиновники не могли придумать, как ускорить этот процесс. Принятие нового закона – “О континентальном шельфе”, который аналогичен, в частности закону в США и Норвегии, может стать одним из вариантов. Позднее Юрий Трутнев сказал журналистам, что МПР также подготовила программу держащихся аукционов для шельфа Российской Федерации. “Однако, просто предложить для аукциона место недостаточно для решения проблем развития шельфа. Необходимо существенное изменение законодательства “, – сказал эксперт. Какие изменения должны быть внесены, пока еще не ясно. Но не исключено, что фирмам с иностранным капиталом будет запрещено участвовать в тендере на разработку шельфовой нефти.

Мы рассмотрели шельфовая нефть: разработка российского континентального шельфа, юридический аспект международного раздела морских шельфов, предыстория. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

Нефть и газ — морское продолжение земной истории

Энергетический потенциал развития экономики во многом зависит от морского будущего нефти и газа. На этом настаивают углеводородные эксперты. В нашей стране промышленное освоение континентального шельфа заявлено как перспективное. Однако достижение результата предполагает согласованное решение целого ряда правовых, инвестиционных, геологоразведочных, инфраструктурных и экологических задач.

Читайте также:  Иммиграция, список профессий

Рентабельность месторождений на шельфе, прежде всего, обусловлена применением эффективных технологий добычи и подготовки нефти и газа. При этом конечные потребители углеводородов всё большее значение придают возможностям нефтегазоподготовки как фактору достижения качества товарной продукции. Мировой опыт в этом направлении наращивается и сегодня приходит в Россию. Труднодоступные, но такие желанные углеводороды из подводных недр уже ждут промышленной добычи.

Подводные залежи углеводородов

  1. Мировые запасы нефти и газа континентального шельфа.
  2. Распределение добычи нефти на континентальном шельфе по регионам мира.
  3. Распределение добычи газа на континентальном шельфе по регионам мира.
  4. Запасы углеводородов на континентальном шельфе России.

Морской континентальный шельф представляет собой подводное продолжение поверхности материка (с небольшим уклоном — примерно 1-2 м на 1 км). Ширина шельфа варьируется от 50 до 100 км, глубина внешней границы находится в пределах 120-150 м, подводный склон материка заканчивается подножием. Шельф имеет одинаковое с материком геологическое строение, что имеет принципиальное значение для его промышленной разработки.

Освоение месторождений у моря началось в середине 19 века на прибрежных территориях Каспия (Апшеронский полуостров в районе Баку). Здесь же менее 100 лет назад открылась промышленная эксплуатация буровых платформ на сваях. Начиная с 1960-х гг., широкое применение получает подводная добыча нефти и газа.

Разработка месторождений на морском шельфе — это наукоёмкий, сложный по технологиям и в то же время опасный процесс, когда оборудование устанавливается и эксплуатируется в экстремальных условиях окружающей среды (сильные шторма, приливы и отливы, морская соль, сероводород, критически низкие температуры и сложнейшая ледовая обстановка). Тем не менее, перспективы добычи на шельфах основаны на экономической целесообразности и подтверждаются исследованиями, по которым в недрах под морским дном содержится половина общемировых запасов углеводородов.

Прогнозы говорят о том, что более 60% площади континентального шельфа имеют запасы углеводородов. Каждый год в мире бурится около 1 тыс. поисково-разведочных и примерно 2 тыс. эксплуатационных скважин различного типа. Всего пробурено более 100 тыс. скважин. Разведано более 2 тыс. шельфовых месторождений нефти и газа, большинство из которых — гигантские и крупные по объёму запасов.

Основные подводные залежи нефти и газа сосредоточены в Персидском заливе (Саудовская Аравия, Катар). Здесь находится более половины мировых запасов нефти. Крупнейшие месторождения углеводородов разрабатываются также в Гвинейском и Мексиканском заливе, в акватории Маракайбо (Венесуэла), в морях Юго-Восточной Азии, Бофорта и в Северном море (Норвегия). Добыча углеводородов в море составляет примерно треть от мировой добычи.

По данным IFP Energies nouvelles (IFPEN) и IHS Energy, мировые запасы нефти и газа континентального шельфа в 2010 г. оценивались примерно в 650 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (или 650 Gboe, диаграмма 1 ). При этом доля запасов нефти составляла 275 Gboe, а газа — 375 Gboe. Суммарная добыча нефти в 2010 г. на морских шельфах нашей планеты составляла 23,6 млн. баррелей в сутки, а газа — 2,4 млрд.м 3 в сутки ( диаграммы 2 и 3 ).

План добычи углеводородов на континентальном шельфе России

Россия находится на пороге промышленного освоения континентального шельфа (по территории — это более 6 млрд.км 2 , что составляет 22% площади шельфа Мирового океана). Это самый большой по площади шельф в мире, извлекаемые углеводородные ресурсы которого оцениваются в 98,7 млрд.т. в пересчёте на условное топливо. При этом около 85% разведанных запасов сосредоточено на шельфе арктической акватории (Баренцево море, Карское море). Континентальный шельф Дальнего Востока содержит примерно 12-14% запасов. На шельфах Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского морей также отмечен ряд месторождений ( диаграмма 4 ).

Несмотря на то, что большая часть континентального шельфа находится в северных и арктических районах, морская добыча нефти и газа в России выделена в качестве приоритетной деятельности, способствующей развитию нефтегазовой отрасли и экономики в целом. Государственные планы предусматривают к 2030 г. увеличить добычу нефти на шельфе в 5 раз — с текущих 13 млн.т. до 66,2 млн.т.; добычу газа планируется поднять в 4 раза — с 57 млрд.м 3 до 230 млрд.м 3 . Достижению этих показателей будет способствовать правительственная Программа освоения шельфа до 2030 г. Экономический эффект от её реализации рассчитан в сумме 8 трлн.руб.

Успех на шельфе куётся на земле

  1. Технологическая платформа с оборудованием для подготовки нефти и газа.
  2. Наземные установки обезвоживания природного газа и регенерации ТЭГ.

Добыча нефти на континентальном шельфе осуществляется с помощью специальных гидротехнических сооружений — буровых платформ. Эти платформы делятся на три типа: самоподъёмная, полупогружная и буровая платформа гравитационного типа. Применяются также буровые суда, технологические платформы и плавучие комплексы добычи, хранения и отгрузки нефти. Выбор типа платформы зависит от условий эксплуатации (удалённости от берега, глубины моря, климата) и способов разработки месторождения (сетка разбуривания скважин, дебит нефти).

Несмотря на различие в конструкции платформ, все они схожи в одном — это предельно компактные сооружения с необходимым производственным оборудованием «на борту». Для каждого месторождения разрабатывается свой проект комплектации буровой платформы. При этом в условиях ограниченного пространства тщательно оптимизируется размещение бурового, эксплуатационного, технологического и энергетического оборудования.

Профессионалы нефтегазовой отрасли относят к приоритетным задачам технологическое обеспечение подготовки добываемой нефти и газа. Нефтегазоподготовка — это обязательный этап, предваряющий транспортировку, хранение и переработку углеводородов. Как правило, подготовка состоит из ряда операций: разделение нефти и газа, сепарация, осушка, удаление соединений серы, ртути, углекислого газа и солей, компримирования и др.

К примеру, для достижения высокого товарного качества из пластовой нефти удаляется попутный нефтяной газ (ПНГ). Перед транспортировкой на переработку или использованием в виде топлива, ПНГ очищают от примесей, воды и сероводорода. Производятся расчёты температуры точки росы газа по воде и углеводородам, определяется теплотворная способность ПНГ и его компонентный состав.

Технологический опыт, накопленный на земле, последовательно внедряется при освоении морских месторождений.

Мировой опыт приходит в Россию

  1. Сепарационная система COMART для эксплуатации на шельфе.
  2. Модульная установка осушки газа COMART.
  3. Система очистки шельфового газа от соединений серы COMART.
  4. Модульная установка COMART для регенерации ТЭГ.

Успех в промышленной добыче углеводородов во многом зависит от испытанного в деле технологического оборудования, создаваемого на основе оригинальных конструкторских разработок и инженерных решений. Мировой опыт выполнения таких проектов положен в основу создания систем нефтегазоподготовки для месторождений России и стран СНГ.

В условиях развёртывания промышленной добычи нефти на шельфах именно применение эффективных технологий нефтегазоподготовки помогает добиться необходимого качества товарной продукции, сократить издержки и повысить экономическую привлекательность конкретных месторождений. В этом направлении действует известная инжиниринговая компания COMART — признанный лидер в разработке современных систем подготовки нефти и газа.

Оборудованием COMART оснащены месторождения ведущих добывающих компаний, среди которых: ExxonMobil, BP, Shell, Eni, Saudi Aramco, Repsol YPF, Petrobras, NIOC, Maersk Oil, ONGC и др. Только на морских шельфах успешно реализованы 32 проекта нефтегазоподготовки, что позволяет гарантировать решение самых сложных технических задач и в экваториальных водах, и в северных морях.

Российская компания ЭНЕРГАЗ консолидированно со своим генеральным партнёром, компанией COMART, осуществляет индивидуальное проектирование такого оборудования, изготовление, поставку, ввод в эксплуатацию «под ключ», технический сервис и обучение персонала. Системы нефтегазоподготовки последнего поколения специально адаптируются к российским условиям эксплуатации, модифицируются и комплектуются с учётом состава исходного сырья, условий добычи и транспортировки углеводородов.

Для работы на шельфах арктических, дальневосточных и южных морей России предлагаются модульные компактные системы, применяемые на технологических платформах и плавучих комплексах добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO). Это полностью укомплектованные блоки разделения нефти и газа, обезвоживания, очистки от различных примесей, регенерации ТЭГ/МЭГ, а также вспомогательные модули.

Важно подчеркнуть, что поставляемое технологическое оборудование обеспечивает качественную подготовку нефти и газа благодаря комплексу факторов:

  • изготовление оборудования по индивидуальным требованиям;
  • максимальная заводская готовность;
  • полная автоматизация процесса управления;
  • компактная конструкция в модульном исполнении;
  • работа с различными по составу углеводородами;
  • подтверждённый коэффициент надёжности — 99%;
  • оптимальное соотношение стоимости, качества и эффективности.

Надёжность предлагаемых систем нефтегазоподготовки подтверждена интенсивной эксплуатацией на разных континентах нашей планеты в любых климатических условиях, включая экстремальные.

Данную публикацию я подготовил на основе моей статьи «Нефть и газ — морское продолжение земной истории», которая (при поддержке компании «ЭНЕРГАЗ») была опубликована в следующих журналах:

Шельф

Буровые уходят в море

По мнению отраслевых экспертов сегодня на морском шельфе добывается около 40% нефти и 30% – газа. Основные центры глубоководной добычи (более 40% соответствующего мирового производства) сосредоточены внутри «треугольника», образованного шельфовыми структурами США (Мексиканский залив) – Бразилии – Анголы и Нигерии.

Россия ведет работы на морском шельфе сразу в нескольких регионах: в районе острова Сахалин, где проекты были запущены в 90-е годы; в Каспийском море, где первые опыты начались еще в 20-е годы прошлого века, а современная промышленная эксплуатация стартовала несколько лет назад. В Арктике, в Печорском море, где находится первая и пока единственная в России арктическая морская ледостойкая платформа (МЛСП) «Приразломная», на которой добыча нефти ведется уже 5 лет. Освоение арктического шельфа считается наиболее сложным, но при этом и наиболее перспективным направлением морских проектов добычи.

По оценкам экспертов, ресурсы мирового шельфа оцениваются в 457 млрд тонн нефтяного эквивалента. Доля России составляет 33%, или 153 млрд тонн нефтяного эквивалента, а основные разведанные ресурсы арктических углеводородов сосредоточены в Баренцевом, Печорском и Карском морях. Именно поэтому за экономическое влияние в регионе конкурирует не только пятерка стран-участниц Арктического совета – Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, но также их европейские союзники и даже азиатские государства. В частности, обостряется борьба за право добычи природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана и беспрепятственный доступ к Северному морскому пути. Поэтому России крайне важно наращивать свое присутствие в Арктике.

По мнению Алексея Конторовича, академика, научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН, уже в 2030 – 40-е годы мир рискует столкнуться с дефицитом нефти. Но ее много в Арктике, куда все стремятся. У нас самый богатый шельф в мире. Арктика – это огромные запасы нефти и газа, алмазов, редких металлов, которых нигде больше нет. Это очень большие ресурсы на многие десятки лет и будущее экономики страны. При этом задача в том, чтобы создать эффективные технологии разработки, которые не нанесут ущерб природе.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
А как же возобновляемые источники энергии? Может быть,
лучше развивать их?

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) пока не могут стать базой мирового энергобаланса. По мнению главного экономиста Группы ВР Спенсера Дейла, доля ВИЭ в ближайшие двадцать лет вырастет в пять раз, но вытеснить традиционные источники они все равно не смогут. По прогнозу эксперта, к 2040 году мировой спрос на энергию вырастет на треть. Структуру мирового рынка составят в равной пропорции нефть, природный газ, уголь и неископаемые виды энергии (включая гидроэлектростанции). России, чтобы сохранить лидирующее положение на глобальном рынке, нужно наращивать добычу всех видов традиционных энергоносителей.

Мировой опыт работы на шельфе

История морского бурения началась в далеком 1897 году, недалеко от известного всем россиянам города Санта-Барбара в штате Калифорния. Один из местных бурильщиков использовал эстакаду для установки наземной буровой установки в проливе рядом с существующим месторождением. Через пять лет в этом районе уже было 150 «морских» скважин.

В 1954 году первой передвижной морской буровой установкой стала Mr. Charlie. Она представляла собой специальную погружную баржу, рассчитанную на транспортировку к месту бурения на плаву. Там после затопления кормы баржа опускалась на дно для начала буровых работ.

Первая специально построенная полупогружная морская буровая установка, Ocean Driller, была введена в эксплуатацию в 1963 году. Эту технологию затем быстро масштабировали. Появились десятки подобных МБУ.

Затем была разработана концепция «самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ)». Установка этого типа представляла собой корпус, из которого внизу выступали опоры. То есть до места бурения установка «плыла», а по прибытии специальные опоры с помощью электрических или гидравлических приводов опускались на дно океана, поднимая корпус из воды. Получалась устойчивая платформа, с которой можно было осуществлять бурение.

В дальнейшем буровые платформы постоянно совершенствовались – становились больше, надежнее и эффективнее. Компании же применяли тот или иной вид платформы в зависимости от особенностей месторождения.

В настоящее время парк морских буровых установок в мире насчитывает несколько сотен самопогружных буровых установок, полупогружных морских буровых платформ и установок на стационарных платформах. Одной из самых современных зарубежных платформ считается платформа 5-го поколения Deepwater Nautilus, которая сейчас работает в Мексиканском заливе.

Российская история освоения шельфа

Первые шаги на шельфе СССР сделал еще в 20-е годы прошлого века, когда на Каспии в районе Баку приступили к засыпке бухты Ильича и с искусственных островов начали вести морское бурение и добычу нефти. Но широкого применения этот способ добычи не получил, так как в Западной Сибири были обнаружены крупные месторождения нефти, ставшие одной из основ советской экономики.

История становления советского парка морских буровых установок началась в 1975 году, когда была сдана в эксплуатацию первая отечественная самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ).

В 2000-е годы интерес к шельфовым месторождениям возобновился. Началось активное освоение акваторий Охотского, Баренцева, Карского и других морей. Главным стимулом стала тенденция к исчерпанию традиционных запасов.

При этом в CCCР, а впоследствии и в России был уже накоплен большой опыт работы в Арктике – арктические экспедиции, освоение Севморпути, круглогодичная эксплуатация морского порта Дудинка. Кроме того, по проектам таких месторождений, как Приразломное, Штокмановское, Каменномысское проведен большой комплекс инженерно-геологических изысканий и ледовых исследований.

В итоге, в 2011 году произошло важное событие – на шельфе Печорского моря компания «Газпром нефть» установила первую российскую морскую стационарную ледостойкую платформу (МСЛП) для освоения нефтяного месторождения Приразломное. А в декабре 2013 года началась промышленная добыча арктической нефти нового сорта ARCO.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
А что же другие компании?

«Роснефть» работает на шельфе Сахалина. В 2005 году в юго-западной части месторождения «Чайво» установили морскую платформу «Орлан». В 2014 году компания начала разработку запасов месторождения «Аркутун-Даги», расположенного восточнее «Чайво». Для добычи нефти используется ледостойкая стационарная нефтегазовая платформа (НГП) «Беркут».

«Лукойл» активно разрабатывает шельф Каспийского моря. В 2005 году компания открыла крупное месторождение им. Филановского. Его начальные извлекаемые запасы составляют 130 млн тонн. Для бурения тоже используется стационарная платформа.

Как добывают арктическую нефть

Безопасность – во главе угла

Не страшна 10-метровая волна
Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить полную безопасность нефтедобычи. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки. От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Это стена высотой 16,4 метра. Ее верхняя часть наклонена, что предотвращает переливание набегающих волн.

Уникальный кессон
Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тыс. т, и после установки фактически стала искусственным островом. Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая — всего 20 м, «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем.

Нулевой сброс
Современные технологии позволяют добывать нефть так, чтобы влияние на окружающую среду было минимальным. На «Приразломной» используется принцип нулевого сброса. Его суть в том, что все промышленные и бытовые отходы вывозятся на материк и утилизируются, либо закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Мокрый способ хранения нефти
Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Нефть закачивается внутрь платформы в специальные танки (емкости). В танках-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти — то есть они постоянно заполнены либо нефтью, либо водой. Такой способ хранения исключает образование любой взрывоопасной среды, что является дополнительным условием безопасности платформы.

Ни одна рыба не пострадает

Водозабор на «Приразломной» происходит через четыре специальных рыбозащитных устройства типа «жалюзи». Они состоят из рядов вертикальных планок. Рыба зрительно воспринимает этот «забор» как сплошную непреодолимую преграду и не подплывает близко, в то время как вода свободно проходит между планками жалюзи. Кроме того, искусственный поток воды создает турбулентные возмущения, которые отпугивают молодь рыб и сносят ее в безопасную зону.

Все под контролем

Все оборудование и технологические процессы «Приразломной» максимально автоматизированы. На скважинах установлено специальное оборудование (клапан-отсекатель), способное автоматически на глубине надежно перекрыть подъем нефти и защитить платформу от аварийных выбросов. Принцип ее действия основан на философии failsafe («безопасный при отказе»). В случае возникновения нештатной ситуации все системы приводятся в безопасное состояние.

Ссылка на основную публикацию