§ 52. Страны Среднего Востока
Выращивают также ячмень, кукурузу, масличные, хлопчатник, табак и разнообразные фрукты и овощи. По производству и экспорту изюма, сухофруктов, орехов и фиников, хлопка страны Среднего Востока занимают ведущее место в мире. Финики являются важной частью питания местных жителей. Больше всего финиковых пальм выращивают на юге Месопотамии. Внутренние горные районы Ирана и Афганистана (так называемый Золотой полумесяц) — место легального и нелегального выращивания опиумного мака.
В животноводстве главным является разведение овец и коз. Много ослов и верблюдов (почти четверть их мирового поголовья). Производительность скота низкая. Основным способом его содержания является отгонный или кочевой выпас.
Выделяют следующие сельскохозяйственные зоны: Аравия, Месопотамия, нагорья Передней Азии, Средиземноморье. В Аравии главным является оазисное земледелие и «горизонтальное» кочевое скотоводство. В последнее время за счет доходов от экспорта нефти здесь созданы несколько современных ирригационных систем, что позволило увеличить посевы зерновых и других культур. Месопотамия — один из наиболее давних и крупнейших районов орошаемого земледелия, использующий воды Тигра и Евфрата. Для нагорий Передней Азии характерны богарное земледелие и «вертикальное» кочевое скотоводство. Средиземноморье специализируется на выращивании ценных субтропических культур.
На фоне общей отсталости хозяйства региона мировое значение имеет нефтяная промышленность стран Среднего Востока. Возникла она во второй половине XX в. в условиях увеличения спроса на нефть в развитом мире. Природной базой ее стал крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн Персидского залива (рис. 104). Месторождения нефти разбросаны вдоль берегов Персидского залива, включая шельф, и на Месопотамской низменности. Наибольшие запасы имеет Саудовская Аравия — более 1/4 мировых (рис. 105). Запасы стран Ирана, Ирака, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов составляют такую же величину. Оценить эти цифры поможет следующее сравнение. Недра маленького Кувейта (площадь 18 тыс. км2) имеют нефти в пять раз больше, чем недра США, площадь которых более 9,3 млн км2.
Местная природная база сочетается с современной техникой, технологией и организацией производства, заимствованными из индустриально развитых стран Запада. Главным в структуре производства является добыча и экспорт нефти. Это экспортная отрасль. Местный рынок узкий, он потребляет менее 1/10 добычи.
Размеры добычи (около 1/3—1/4 мировой) и экспорта (30-40% мирового) нефти значительно колеблются как в целом, так и в отдельных странах в результате нестабильности мировой конъюнктуры, и особенно из-за местных конфликтов.
Нефтеперерабатывающих, нефтехимических, энергоемких производств мало. Те же, которые действуют, отвечают современным требованиям. Среди них огромные портовые и нефтепромышленные комплексы Янбу и Джубейль в Саудовской Аравии, а также заводы по производству алюминия из привозных бокситов в странах Аравийского полуострова. Не получила развития добыча природного газа, а попутный газ сжигается в факелах. Причина — отсутствие местных потребителей и трудности транспортировки газа сушей или морем в развитые страны, где на него есть спрос.
Нефть экспортируется в сыром виде и только 10% — в виде нефтепродуктов. Вывоз в Европу осуществляется морем через Суэцкий канал или вокруг Африки, а также трубопроводами к портам Красного и Средиземного морей. Огромные масштабы вывоза нефти привели к появлению современной специализированной транспортной инфраструктуры. На берегах Персидского залива имеется полтора десятка нефтяных портов-терминалов, которые принадлежат к крупнейшим в мире и могут обслужи-
Рис. 104. Нефтяная промышленность и коммуникаци Среднего Востока
вать танкеры любых размеров. Очень разветвленная сеть нефтепроводов, по которым транспортируют нефть в порты Красного и Средиземного морей. Часть из них постоянно закрыта в результате конфликтных ситуаций, крупнейшим из действующих является нефтепровод Абкайк—Янбу (две нити по 1200 км длиной). Для
Рис. 105. Нефтяная скважина в песках Саудовской Аравии увеличения экспорта нефти из Персидского залива реконструирован (углублен) Суэцкий канал, построены нефтепроводы от Суэца до Александрии в Египте, из Ирана и Ирака к портам средиземноморского побережья Турции.
С начала 70-х годов XX в. нефтедобывающие страны Среднего Востока начали получать огромные средства за экспорт нефти («черное золото», «нефтяные доллары»). Социально-экономический эффект был и является пропорциональным объемам добычи и экспорта нефти. В наиболее выгодном положении оказались Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман, совокупное население которых не превышает 30 млн человек, в менее выгодном — Иран и Ирак. Кроме того, последние две страны больше всех пострадали в военных конфликтах 80-90-х годов.
Огромные, особенно в перерасчете на душу населения, доходы от продажи нефти превратили Кувейт, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман в богатые страны. В настоящее время они имеют реальную возможность нанимать высококвалифицированных специалистов в западных странах и дешевую рабочую силу в слаборазвитых, оплачивать новейшую технику и технологию. Торгуют эти страны преимущественно с партнерами в Западной Европе, Англо-Америке и Японии.
Разительно изменился внешний вид обжитой части этих стран и образ их жизни. Практически на голом месте выросли новые города с современной планировкой и архитектурой, инфраструктурой (водохранилища и зоны зеленых насаждений, автострады, телекоммуникационные объекты, школы, университеты, медицинские учреждения). Огромные культовые сооружения (мечети и минареты) поражают сочетанием современности и исламских традиций. Основаны «фонды будущих поколений».
Транспорт. Район является важным перекрестком международных воздушных и морских маршрутов. Крупнейшие аэро
порты расположены в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), Тель-Авиве (Израиль), Бахрейне, Кувейте, Багдаде, Джидде (Саудовская Аравия). Последний специализируется на обслуживании паломников в Мекку.
Через Ормузский, Баб-эль-Мандебский проливы и Суэцкий канал проходят главнейшие морские пути Среднего Востока. Большая часть грузов, идущих в северном направлении через Суэцкий канал, — нефть и нефтепродукты. Важное значение приобретает строительство путей и трубопроводов в широтном направлении из Центральной Азии в Европу через Иран—Турцию, а также от Каспийского моря через Закавказье к портам Черного моря.
Вопросы и задания
Очертите на карте границы нефтегазоносного бассейна Персидского залива. Обозначьте важнейшие нефтедобывающие страны. Какими маршрутами нефть транспортируется в Западную Европу? В Японию? Почему в регионе не получила широкого развития добыча природного газа? Почему регион называют «мировым перекрестком»? Как влияет природная среда на структуру местного растениеводства и животноводства? Определите главные причины миграции людей в регионе и в регион.
Почему Ближний Восток стал горячей точкой
На протяжении последних семидесяти лет Ближний Восток остается одной из самых «горячих» точек планеты. Конечно, есть регионы и «покруче», где войны идут практически непрерывно и гибнут сотни тысяч людей – та же Центральная Африка. Но поскольку Ближний Восток – регион исторический, расположенный в непосредственной близости как от Европы, так и от южных рубежей нашей страны, отношение к событиям в арабских странах особое. С чем связаны проблемы на Ближнем Востоке? Ведь еще не столь давно здесь столетиями уживались представители разных народов и разных религий. Мало кто сейчас знает о том, что еще в начале ХХ века христианство исповедовала практически половина населения Сирии и не менее трети населения Ирака. Всего за столетие политическая, этническая и конфессиональная карта Ближнего Востока изменилась до неузнаваемости.
Поворотным моментом в новейшей истории ближневосточного региона стала Первая мировая война. До этого времени Ближний Восток несколько столетий входил в состав Османской империи. При всей неоднозначности этого государства, османским султанам удалось поддерживать относительно стабильное существование региона. На территории современных Сирии и Ирака, Ливана и Египта проживали многочисленные христианские, иудейские общины. Конечно, случались и межконфессиональные столкновения, но они не носили столь серьезного характера, как в ХХ-XXI вв.
Фактически дестабилизация Ближнего Востока стала результатом сознательной политики Запада, в первую очередь Великобритании, которая стремилась максимально ослабить Османскую империю. Подрывная деятельность британцев в арабском мире активизировалась после того, как Стамбул окончательно попал под германское влияние и превратился в союзника кайзеровской Германии. Англичане решили сыграть на этнических противоречиях арабов с турками, а главное – использовать религиозную карту. Более бедное и ущемленное арабское население было легко убедить в том, что султан и его окружение предали идеалы ислама. Не случайно первые фундаменталистские движения на Ближнем Востоке стали появляться при прямой поддержке британских специальных служб.
В 1918 г. Первая мировая война завершилась поражением Германии, Австро-Венгрии и Османской Турции. Все три империи перестали существовать. К этому времени британцам уже удалось полностью подчинить себе Египет, Италия в 1912 г. установила контроль над Ливией, а страны Магриба (Алжир и Тунис) еще во второй половине XIX в. были окончательно покорены французами. В 1918 году настала очередь раздела и остатков Османской империи. Британцы установили контроль над Палестиной и Ираком, французы – над Ливаном и Сирией, а на Аравийском полуострове появился ряд независимых государств, которые вскоре вошли в состав Саудовской Аравии.
Естественно, что разделяя Ближний Восток на сферы влияния, европейские державы в наименьшей степени заботились о соблюдении этнических и конфессиональных интересов местного населения. Тем более, что в вилайятах Османской империи население было смешанным – в соседних селениях проживали христиане-ассирийцы и арабы-сунниты, курды-езиды и курды-мусульмане, армяне и туркмены, арабы-христиане и алавиты, евреи и друзы. В городах состав населения был еще более смешанным – практически каждый сирийский или иракский город имел и мусульманские, и христианские, и еврейские кварталы.
Начало разделу ближневосточных провинций Османской империи на самом деле было положено еще до конца Первой мировой войны. В 1916 г. представители Великобритании, Франции, Российской империи и Италии разграничили сферы интересов и влияния на Ближнем Востоке. Этот договор вошел в историю как соглашение Сайкса – Пико – по именам британского дипломата Марка Сайкса и французского дипломата Франсуа Жорж-Пико. В соответствии с соглашением Сайкса-Пико Великобритания получала контроль над территориями современных Иордании, Ирака и Израиля.
Сферой влияния Франции признавались Северный Ирак, Сирия, Ливан и юго-восточные районы Турции. Российская империя получала контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, город Стамбул (Константинополь), Западную Армению и часть Северного Курдистана. В августе 1917 г. были учтены и интересы Италии – она получала контроль над юго-западными районами Турции. Кроме того, часть территории между Средиземным морем и рекой Иордан должна была по итогам войны быть передана под международный контроль.
Что означало соглашение великих держав для Ближнего Востока? Во-первых, арабы лишались возможности создать собственное независимое государство на территории Великой Сирии, хотя в свое время британцы обещали им предоставить такую возможность, рассчитывая заручиться поддержкой арабского населения Османской империи. Во-вторых, Ближний Восток в произвольном порядке, совершенно без учета этнической и конфессиональной специфики, разделялся между европейскими державами.
После Первой мировой войны раздел Ближнего Востока состоялся. В 1918 г. британские войска вошли в Дамаск, после чего там была создана арабская администрация. Однако, в соответствии с соглашением Сайкса-Пико, вскоре на сирийском побережье высадились французские войска, которые отменили власть арабской администрации и установили контроль над прибрежными территориями и крупными городами. Тем не менее, с марта по июль 1920 г. существовало Арабское королевство Сирия, которое было ликвидировано по итогам быстрой Франко-сирийской войны. На своей подмандатной территории Франция создала несколько квазигосударственных объединений – Государство Дамаск, Государство Алеппо, Алавитское государство, Джабаль ад-Друз, санджак Александретта и государство Великий Ливан.
Французский мандат на управление Сирией действовал до 1943 г., но французские войска оставались в стране до 1946 г. и лишь затем, под давлением американского руководства, были выведены из Сирии, после чего страна стала независимым государством. Сложный этнический состав населения Сирии обусловил многочисленные политические проблемы страны. В частности, у власти в стране оказались алавиты – представители религиозного меньшинства, отношение к которым со стороны суннитского большинства никогда не было хорошим.
В состав Сирии и Ирака вошли и земли, населенные курдами – отдельным большим народом с древней истории, который претендовал на собственный суверенитет и не желал подчиняться арабским правительствам этих государств. Так был заложен первый камень противоречий – курдский. На протяжении всей второй половины ХХ века сирийские и иракские курды вели борьбу за национальный суверенитет.
Положение курдов усугублялось дискриминационной политикой, которую проводили представители пришедших к власти и в Сирии, и в Ираке арабских националистических сил из партии БААС (Арабского социалистического возрождения). Именно нежелание арабских правителей этих стран идти на компромисс с курдами и привело к радикализации курдского народа и переходу его к вооруженной борьбе за свои права и интересы.
Создание Иракского Курдистана как автономной (а по факту независимой) республики стало возможным лишь после свержения режима Саддама Хусейна. Теперь иракский сценарий курды пытаются реализовать в Сирии, где их поддерживают страны Евросоюза и США, которые задумываются о положительных последствиях создания на Ближнем Востоке курдского государства как естественного противовеса и Турции, и арабскому миру. В свою очередь, создания курдского государства в Сирии как огня боится Турция, поскольку в Анкаре считают любую курдскую государственность очень опасным примером для турецких курдов. Здесь интересы Турции – важного геополитического партнера США по НАТО – вступают в явное противоречие с американской позицией по Ближнему Востоку.
Второе ключевое противоречие – давний суннитско-шиитский раскол. В Сирии шииты составляют внушительное меньшинство населения (алавиты), много шиитов в Ливане, а в Ираке шииты – большинство населения страны. После того, как в 1979 г. в Иране победила исламская революция, Тегеран стал претендовать на роль лидера и заступника всего шиитского мира, включая и шиитов Ирака, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Бахрейна и Йемена.
Во многом именно эти религиозные противоречия и обусловили поддержку радикальных группировок в Сирии и Ираке со стороны арабов-суннитов. Саудовская Аравия, очень обеспокоенная иранским влиянием на собственную шиитскую общину (10-15% населения страны, причем в самых важных для нее нефтяных районах), также поддерживала все силы, которые могли бы стать альтернативой шиитам.
Что касается религиозного вопроса с немусульманскими общинами, то он был решен весьма радикально. Большая часть христианского населения Ближнего Востока в течение ХХ века покинула свои исконные территории проживания и эмигрировала в Европу и Америку. В Латинской Америке ливанские и сирийские христиане превратились в очень крупные и влиятельные диаспоры, из которых вышли многие видные политики, бизнесмены, деятели культуры. Еврейское население арабских стран в полном составе эмигрировало в Израиль после его создания и особенно после нескольких арабо-израильских войн, сопровождавшихся погромами еврейских кварталов и селений в арабских странах.
Появление Израиля стало еще одним и очень сильным дестабилизрующим фактором на Ближнем Востоке. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о принадлежности Иерусалима. Арабский мир не хочет признавать Иерусалим израильским городом, поскольку по мнению арабов-мусульман это – священный город ислама и он не должен находиться в руках представителей другой религии.
Во-вторых, Израилем были созданы поселения на западном берегу реки Иордан, который в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН должен принадлежать палестинскому государству. Сейчас на западном берегу реки Иордан проживают сотни тысяч еврейских поселенцев. Они давно обжились на этих землях – тут стоят их дома, находятся могилы родственников, здесь родились и выросли дети.
Решить эту проблему можно лишь двумя путями – либо Палестина в итоге откажется от части территорий, где проживают израильские поселенцы, либо последним придется бросить свои дома и переселиться в Израиль. Несмотря на то, что даже США не поддерживают Израиль в вопросе о поселениях, Тель-Авив продолжает их расширять. И эту позицию тоже понять можно – еврейское государство обладает очень небольшой территорией и для него дорог и важен каждый, даже самый незначительный, кусок земли. За свою Землю Обетованную израильтяне готовы биться до конца, а вот арабы такое желание не продемонстрировали – несмотря на колоссальное численное превосходство и помощь СССР, все арабо-израильские войны окончились полным поражением арабских государств.
Не стоит забывать и об экономических интересах крупнейших мировых держав на Ближнем Востоке. С тех пор, как здесь стали добывать нефть и газ, регион оказался в центре внимания сначала Великобритании, а затем и США. С другой стороны, контроль над ближневосточными территориями очень важен и для России, поскольку изменения в политических раскладах в регионе неизбежно отражается и на российской нефтегазовой отрасли, которая дает основную часть доходов в бюджет страны. Поэтому экономическую подоплеку вооруженных конфликтов в регионе также необходимо учитывать.
Гражданская война в Сирии стала результатом несовершенного политико-административного деления Ближнего Востока. В том виде, в каком Сирия существовала во второй половине ХХ века, она, разумеется, больше существовать не может. Взять хотя бы сирийских курдов – они, уже вкусившие свободу и пожившие в полунезависимой Рожаве, более никогда не согласятся с утверждением над собой власти Дамаска. В крайнем случае в Сирии может быть реализован сценарий Ирака, где Курдистан формально входит в состав единого государства, а фактически является независимым и обладает собственными вооруженными формированиями, проводит внешнюю политику в своих интересах.
С другой стороны, и раздробление существующих стран на мелкие государства по этническому и конфессиональному признаку также не решит проблему стабилизации обстановки на Ближнем Востоке. Более того, развал ближневосточных государств может лишь ее усугубить. Для России важно сохранить единую Сирию, поскольку сирийское правительство пока остается единственным подлинным союзником нашей страны на Ближнем Востоке. Ушли в прошлое режимы Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, Али Абдаллы Салеха и только Башар Асад, последний из представителей «старой гвардии» арабских националистических лидеров, умудряется сохранять свою власть в Дамаске.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Нефтяная промышленность Дальнего Востока: современное состояние и перспективы развития
Oil industry of Far East: modern state and development prospects
A. Kontorovich, RAS Siberian Division’s institute of oil-gas geology and geophysics,
L. Eder, RAS Siberian Division’s institute of oil-gas geology and geophysics,
I. Filimonova, RAS Siberian Division’s institute of oil-gas geology and geophysics, Novosibirsk State university,
V. Nemov, RAS Siberian Division’s institute of oil-gas geology and geophysics,
I. Provornaya, RAS Siberian Division’s institute of oil-gas geology and geophysics, Novosibirsk State university
Рассмотрена сырьевая база нефти Дальнего Востока, приведена динамика добычи нефти с детализацией по компаниям и субъектам Федерации, представлено современное состояние нефтепереработки, нефтегазохимии, выполнен прогноз добычи нефти, определены параметры формирования перерабатывающей, нефтегазохимической и транспортной инфраструктуры.
There is examined raw material base of Far East, there are given dynamics of oil production with details as to Companies and Federation parts, there is presented modern state of oil refinery, oil-gas chemistry, there is done prediction of oil production, there are determined forming parameters of oil refinery, oil-gas chemical and transport infrastructure.
Значительный потенциал энергетических ресурсов России сосредоточен на востоке страны. Эффективное освоение преимущественно российским капиталом энергетического потенциала Дальнего Востока и на этой основе развитие высокотехнологичных отраслей перерабатывающей промышленности – важное условие сохранения национального суверенитета России над обширными восточными территориями, увеличения численности и повышения уровня жизни населения на востоке страны, проведение недискриминационной интеграции в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В настоящее время в регионе происходит активное развитие нефтяного комплекса. Территориально Дальний Восток делится на два основных центра нефтедобычи – Якутский и Сахалинский. В ближайшие годы добыча нефти в Республике Саха (Якутия) и на Сахалине выйдет на максимальный уровень. Этому будет способствовать выход на проектную мощность Талаканского месторождения, ввод в разработку Среднеботуобинского, а также начало разработки нефтяной оторочки Чаяндинского месторождений. Однако для поддержания добычи нефти после 2015 – 2022 гг. уже сейчас в регионе необходимы резкое увеличение объема геологоразведочных работ и обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, чтобы обеспечить долгосрочный стабильный уровень производства жидких углеводородов. В соответствии с планом поддержания и расширения нефтедобычи на Дальнем Востоке необходимо синхронизированное по срокам развитие нефтепереработки – увеличение мощности и глубины переработки действующих НПЗ (Комсомольский и Хабаровский), а также строительство новых (Приморский) как для удовлетворения местных нужд, так и для экспорта.
Одним из приоритетных направлений развития современной нефтяной промышленности России является диверсификация направлений и способов поставок на мировые рынки. Дальний Восток – ключевой регион для выхода России на быстро растущие рынки стран (АТР), где уже происходит формирование экспортной транспортной инфраструктуры – строительство нефтепроводных систем ВСТО-1 и ВСТО-2, спецморнефтепорта в Козьмино, а также нефтепроводов «Северный Сахалин – Де-Кастри», «Северный Сахалин – Южный Сахалин».
Формирование новых крупных центров нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке, развитие производственной (добывающей, перерабатывающей) и транспортной инфраструктуры становится все более важной задачей не только социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и обеспечения энергетической безопасности России, но и служит реализации российских геополитических интересов.
Начало эксплуатации нефтяных месторождений в зоне Персидского залива
Начало эксплуатации нефтяных месторождений в зоне Персидского залива
Промышленная революция в Европе в XIX в. предопределила ход развития человеческой истории; обладание энергоресурсами стало рассматриваться в этом контексте как стратегически значимое. Между тем рост промышленного производства, усовершенствование технологий позволили во много раз увеличить эффективность труда и вызвали накопление избытка продукции. Естественно, что такое положение вещей вынуждало мировые европейские державы, и особенно Англию, проводить активную политику экономической экспансии и политического доминирования, основными целями которой был поиск источников сырья и захват рынков сбыта. Страны Северной Африки и Ближнего Востока оказались владельцами огромных запасов нефти и газа, что и определило их дальнейшую судьбу.
Персидский залив в этом отношении имел большое геополитическое значение, находясь на перекрестке торговых путей между Европой и Азией и являясь естественным ближневосточным плацдармом для проникновения в регион Среднего Востока и Индии.
Арабское общество, переживающее в этот период разложение родоплеменного строя, не могло адекватно противостоять экспансии лучше технически оснащенных западных супердержав. Вследствие суровых условий жизни, труднопереносимого климата и бедности региона мировые супердержавы не вмешивались в его внутренние дела до тех пор, пока не были разведаны первые нефтяные месторождения. Только тогда многие страны Запада осознали потенциальное значение нефти как альтернативного и гораздо более дешевого, чем уголь, энергоресурса и направили свои усилия на достижение контроля над ее месторождениями. Пользуясь слабостью и деградацией местных властей, крупные западные концессионеры без труда добивались предоставления им беспрецедентных прав на разработку, добычу и эксплуатацию энергетических запасов региона Персидского залива. Значительную роль в закабалении обладающих значительными энергоресурсами стран и превращении их в полуколонии сыграли иностранные концессии.
Как известно, в Ираке нефть была обнаружена еще в 1871 г. Хотя английское влияние в османской провинции Месопотамия было доминирующим, именно немцы первыми проявили интерес к разработке нефтяных месторождений в этом регионе. В 1904 г. они получили концессию на разработку и использование более 20 км территории по обе стороны железнодорожных путей, проект, который позднее был реализован в виде стратегической железной дороги Берлин-Багдад.
В результате была сформирована African and Eastern Concession с базовым капиталом в 80 000 ?. 35 % акций были переданы Национальному банку Турции и по 25 % немецкому Deutsche Bank и королевской голландской компании Shell. В 1912 г. компания была переименована в Турецкую нефтяную компанию (Turkish Petroleum Company – ТРС).
В Иране промышленная добыча нефти началась с весны 1908 г., когда благодаря усилиям специалистов из Concessions Syndicate Ltd. в районе Месджеде-Солеймание (впоследствии Майдане-Нафтун) из скважины глубиной около 340 м забил нефтяной фонтан. В Лондоне 14 апреля 1909 г. для эксплуатации нефтяных месторождений в концессионной зоне была учреждена Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК). Ее первоначальный капитал был равен 2 млн ?, большая часть которого составляла долю Burma Oil Company. АПНК скупила все акции ранее действовавших в Иране английских компаний и стала единоличным обладателем концессионных прав.
К началу Первой мировой войны регион стал ареной ожесточенного противостояния между англичанами, американцами и русскими. Иранский меджлис последовательно передавал, а затем аннулировал концессионные права на разработку северных нефтяных месторождений каждой из сторон. Наконец, в ноябре 1922 г. персидское правительство предоставило американской компании Standard Oil of New Jersey не подлежащую переуступке концессию на разведку и эксплуатацию нефти в пяти северных провинциях сроком на 50 лет. Предоставление концессии американскому концерну объяснялось прежде всего репутацией США как страны, жестко критикующей колонизационную политику. Одновременно с персидской стороны это был шаг в сторону ослабления британского доминирования. Долгая дипломатическая борьба британского правительства, последовавшая за этим, показала, однако, всю нестабильность расстановки экономических и политических сил в регионе. Американцы потратили более 30 лет на то, чтобы наконец занять устойчивое положение в нефтяной индустрии Персии в начале 1950-х гг. Тем временем, пока велась борьба между американским и британским правительствами, бизнесмены объединились для устранения существующих разногласий.
Однако попытки создания совместной англо-американской компании трижды терпели неудачу пока в 1954 г. успех наконец не был достигнут. Руководители Standard Oil of New Jersey осознали, что нефтяная концессия без права транспортировки нефти остается лишь формальным соглашением. Чтобы достигнуть рынков сбыта нефть североперсидских провинций должна была быть сначала транспортирована либо дальше, на север, к черноморским портам по территории Советского Союза, либо на юг, к Персидскому заливу, через территории британского домена. Естественно, не было никакого смысла в перекачке нефти на север, и, следовательно, у Standard Oil of New Jersey не было другого выбора, кроме транспортировки нефти через территории британского протектората.
Между тем в Ираке англичане, недовольные недостаточным для контроля пакетом акций в Турецкой национальной компании и игнорированием при обсуждении ее политики опыта Англо-Персидской нефтяной компании, инициировали встречу между представителями британской и немецкой сторон в марте 1914 г. Результатом этой встречи стало подписание Соглашения Министерства иностранных дел (Foreign Office Agreement), по которому Англо-Персидская нефтяная компания получала 50 % акций Турецкой нефтяной компании. Базовый капитал ТНК повысился до 160 000 ?.
Последовавшая за этим Первая мировая война внесла новые коррективы в расстановку сил. Как известно, война закончилась победой союзников, и на Мирной конференции Великобританией и Францией был поставлен вопрос о разделе арабских территорий. Логика территориального раздела была во многом связана с нефтяным вопросом, и в ходе встречи государства-победители вступили в продолжительные дебаты по поводу того, мандат над какой из ближневосточных стран достанется каждому из них. Тем не менее Франция и Великобритания наконец достигли соглашения в апреле 1920 г. в Сан-Ремо. В соответствии с этим соглашением Великобритания получала мандат на управление Месопотамией, Палестиной и Трансиорданией. Сирия, включая территорию современного Ливана, становилась подмандатной Франции. Поскольку единственный путь транспортировки месопотамской нефти в Средиземное море пролегал по территории Сирии, Франция, в соответствии с решением лорда Керзона, получала часть немецких акций в Турецкой нефтяной компании. Великобритании принадлежало 50 % акций компании, в то время как доля Королевской Голландской компании Shell была сокращена до 25 %. Результатом этого соглашения стало немедленное восстание арабов, вынудившее англичан обещать им независимость и объединение в качестве компенсации за поддержку союзников. Американцы тем временем опротестовали соглашение, заключенное в Сан-Ремо. Их беспокоило уменьшение внутренних поставок нефти и контроль иностранных нефтяных запасов англо-французским альянсом – как они считали, это могло повредить американским интересам. Претензии американской стороны увенчались успехом – в 1921 г. представители семи американских нефтяных компаний были приглашены на встречу с секретарем Министерства коммерции Гербертом Хувером для обсуждения нефтяных перспектив в Месопотамии. Давление американского Госдепартамента вынудило англичан согласиться на допуск американских компаний к деятельности на территории своего домена в Персидском заливе, что привело к формированию Корпорации развития Ближнего Востока (Near East Development Corporation), в которую вошли: Standard Oil Company (New Jersey), 25 %; Standard Oil Company of New York (Socony Vacuum), 25 %; Gulf Oil Corporation of Pennsylvania, 16-2/3 %; The Atlantic Refining Company, 16-2/3 % и Pan-American Petroleum, 16-2/3 %. Из пяти американских компаний, допущенных к месопотамским месторождениям, три были поглощены оставшимися двумя – Standard Oil Company (New Jersey) и Socony Vacuum Oil Company, Inc. Одновременно с этим The Turkish Petroleum Company (TPC) поменяла свое название в 1929 г. на Iraq Petroleum Company, Limited (IPC). В результате в июле 1928 г. было подписано новое соглашение, названное впоследствии соглашением Красной линии (Red Line Agreement) и включавшее в зону своего действия весь Аравийский полуостров (за исключением, как ни странно, британского протектората Кувейт) и весь Средний Восток. Соглашение Красной линии также заимствовало чрезвычайно важный пункт из оригинального Соглашения Министерства иностранных дел, смысл которого сводился к тому, что ни одна из сторон не имеет права вести операции или пользоваться преимуществами концессионного договора без участия остальных сторон. Картельный тип устройства был окончательно подтвержден юридически закрепленным Госдепартаментом участием американских компаний в этом соглашении.
В период между 1914 и 1928 гг. география богатейших нефтяных месторождений была определена главным образом на территории Ирана и Ирака. В конце 1930-х гг. состоялось открытие гигантских месторождений в Саудовской Аравии. Но для американских компаний – участниц соглашения Красной линии – инвестиции в Саудовскую Аравию (уже предоставившую концессию компании Standard Oil of California, которая в 1936 г. привлекла к разработкам на правах партнера компанию Texaco) означали бы допуск англичан, французов и голландцев к участию в исключительно американской концессии. В 1940 г. компания Standard Oil of New Jersey предложила своим партнерам пересмотреть условия соглашения Красной линии. Последние предложение отклонили, но компания Standard Oil of New Jersey заняла непримиримую позицию. Она использовала справедливый с юридической точки зрения аргумент: поскольку немецкие войска оккупировали Францию во Второй мировой войне, французская сторона потеряла свою легитимность, и потому весь комплекс ограничительных мер соглашения становится недействительным. Тяжба и связанные с ней переговоры продолжались одновременно с тем, что компании Standard Oil of New Jersey и Socony, члены соглашения Красной линии, начали обсуждать вопрос о возможности их участия в деятельности компаний Standard Oil of California и Texaco, обладателей концессии на разработку месторождений в Саудовской Аравии. В марте 1947 г. компании Standard Oil of New Jersey и Socony получили по 30 % и 10 % акций соответственно Арабо-Американской нефтяной компании (Arabian American Oil Company – Aramco) Саудовской Аравии. Французская сторона предъявила иск американским компаниям. Однако, прежде чем начался непосредственный процесс судопроизводства, французам было предложено забрать большую, нежели их собственная, долю участия в Iraq Petroleum Company, Limited (IPC) за признание окончания действия условий соглашения Красной линии. Впоследствии французская сторона приняла предложение, и в 1948 г. Соглашение Красной линии потеряло свою силу.
Тем не менее, прежде чем потерять свою силу, Соглашение Красной Линии и особенно злополучный пункт о совместном участии доставили массу сложностей и вызвали серию политических маневров со стороны английских компаний в зоне южной части Персидского залива. Благодаря действию ограничительного пункта англичане потеряли эксклюзивное право на разработку нефтяных месторождений даже на территории собственных доменов – Бахрейна и Кувейта. С другой стороны, открытие нефти на Бахрейне в 1932 г. и обеспеченное Госдепартаментом проникновение американских нефтяных компаний в зону чисто британского влияния предоставили возможность некоторым американским компаниям получить концессию в соседней Аравии.
Неудачи Британского Иностранного Офиса на Бахрейне вынудили его проводить в отношении американцев в Кувейте значительно более жесткую политику. Американский концерн Gulf Oil Corporation вышел из соглашения Красной линии, продав свои активы Iraq Petroleum Company, одной из американских компаний – члену Near East Development Corporation. He связанный теперь ограничительными мерами соглашения Красной линии концерн Gulf Oil попытался в 1929 г. приобрести нефтяную концессию в Кувейте. Попытки проникновения концерна Gulf Oil в нефтяные разработки на территории Кувейта были блокированы Британским Колониальным Офисом, который настаивал на действии «национального пункта». Госдепартамент продолжал настаивать на предоставлении американским компаниям равных возможностей, тем не менее потребовалось 4 года, чтобы добиться согласия английской стороны на американское участие в разработке нефтяных ресурсов Кувейта. Зимой 1933 г. представители обеих компаний встретились для обсуждения возникших между ними разногласий и основали Kuwait Oil Company Ltd., британский концерн, который 23 декабря 1934 г. получил концессию на право разработки нефтяных месторождений на территории континентального Кувейта, принадлежащих ему островов и в территориальных водах сроком на 75 лет. В мае 1938 г. был открыт самый большой из известных в мире нефтяной бассейн – Бурганское месторождение.
Саудовская Аравия оказалась среди выделенных соглашением Красной линии стран. Тем не менее король Саудовской Аравии «испытывал острейшую неприязнь к англичанам» и потому в вопросе выбора стороны для предоставления концессионных прав не проявил интереса к предложениям английских компаний. Новости об открытии нефтяного месторождения в Кувейте вскоре пробудили повышенный интерес на материке. В 1933 г. оба предприятия – Standard Oil of California (американская компания) и Iraq Petroleum Company (британский концерн) – начали переговоры с властями Саудовской Аравии по предоставлению нефтяной концессии. Концессия сроком на 60 лет, предоставляющая эксклюзивные права на разработку нефти в провинции ал-Хаса, площадь которой составляла 360 000 квадратных миль – одна из самых щедрых концессий когда-либо предоставленных за всю историю нефтяного бизнеса – была предоставлена американской компании. В 1936 г. нефтяное месторождение было обнаружено в бассейне Даммана, разработка которого в коммерческих масштабах началась в 1938 г. В декабре 1936 г. Texas Oil Company, ободренная открытием богатейших залежей нефти в Саудовской Аравии, приобрела 50 % активов Standard Oil of California, занимающейся разработками в Саудовской Аравии. Слияние двух компаний позволило новой корпорации, известной как Saudi Arabian American Oil Company (Aramco) усилить свой контроль над добычей нефти в королевстве.
В 1947 г. Арамко согласилась на присоединение руководителей компаний Standard Oil of New Jersey и Socony Vacuum к числу основных держателей акций концерна. В соответствии с этим Standard Oil of New Jersey и Socony Vacuum приобрели 30 % и 10 % акций Арамко соответственно. Таким образом, эти две американские компании, бывшие в свое время в числе членов соглашения Красной линии, автоматически приобретали концессионные права на территорию, обведенную на приложенной к Соглашению карте красной ручкой. Такое объединение позволило американцам получить беспрецедентный контроль над нефтяными богатствами Саудовской Аравии.
Англичане предприняли решительные действия для блокирования этого американского тактического хода. В 1935 г. Англо-Иранская нефтяная компания (бывшая АПНК) добилась предоставления ей концессионных прав сроком на 75 лет, действующих на всей территории шейхства Катар. По условиям подписанных соглашений, Катар в это время находился под полным британским контролем и также являлся частью зоны действия соглашения Красной линии. По этой причине Англо-Иранская нефтяная компания передала полученные концессионные права концерну Iraq Petroleum, основателю соглашения Красной линии, который практически в том же объеме сохранил свои полномочия вплоть до наших дней.
Гораздо более важным моментом в достижении равного участия и одинаковой вовлеченности всех мировых держав стали действия, предпринятые АИНК для приобретения концессий практически во всех странах, включенных в соглашение Красной линии. В период между 1933 и 1945 гг., Англо-Иранская нефтяная компания добилась лицензионных и концессионных прав в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, Западной Саудовской Аравии, Йемене, Аденском протекторате, Омане и на Побережье Перемирия. Основная их часть оказалась бесперспективной в плане нефтяных амбиций, за исключением Омана и Побережья Перемирия, нефтяные ресурсы которых были разведаны в конце 1950-х гг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности « Энергетика и рациональное природопользование»
Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Волгин А.В., Шильнов А.А.
Статья посвящена анализу, формирующегося нефтегазового комплекса Дальнего Востока, в условиях стремления России планировать свои внешнеэкономические связи по поставкам углеводородов , не только на европейский, но и на азиатские рынки.
Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Волгин А.В., Шильнов А.А.
Текст научной работы на тему «НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»
НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
А. В. Волгин, А. А. Шильнов
Московский государственный областной университет, Москва, Россия
Oil Complex of the Far East
A. V. Volgin, A. A. Shilnov
Moscow State Region University, Moscow, Russia
Статья посвящена анализу, формирующегося нефтегазового комплекса Дальнего Востока, в условиях стремления России планировать свои внешнеэкономические связи по поставкам углеводородов, не только на европейский, но и на азиатские рынки.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, инфраструктура, углеводороды, шельф, лицензии
This article analyzes, emerging oil gas complex of the Far East, in the conditions of the desire of Russia is planning its foreign economic relations for the supply of energy, not only in Europe but also in the Asian markets.
Key words: oil and gas, infrastructure, hydrocarbons, offshore licenses
Дальний Восток — самый большой экономический район и федеральный округ Российской Федерации: его площадь — 6169,3 тыс. км2, или около 36% территории РФ. Население Дальневосточного федерального округа на1 января 2016 года оценивалась в 6,2 млн. человек.
Регион имеет уникальное географическое положение: занимает северо-восточную часть Евразийского материка, имеет выход к двум океанам — Тихому и Северному Ледовитому, соседствует с Японией, КНДР, Китаем и США. Дальний Восток обладает разнообразными природными ландшафтами и климатическими условиями, занимает территорию от арктических пустынь до Уссурийской тайги, где присутствует субтропическая растительность.
Большая часть территории района — это горный рельеф, но встречаются плодородные равнины, например Зейско-Буреинская и Приханкайская. Плоскогорья и низменности преобладают в Центральной и Западной Якутии.
Дальневосточный экономический район выделяется в РФ уникальными, имеющими мировое значение, минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и другими ресурсами.
На основе топливных ресурсов Дальнего Востока активно развивается топливно-энергетический комплекс района.
Нефтегазовый комплекс Дальнего Востока — самый динамично развивающийся сектор топливной промышленности России. Основной прирост добычи углеводородного сырья в России осуществляется за счёт восточных регионов, которые являются стратегически
приоритетными регионами на долгосрочную перспективу. Развитие добычи нефти и газа на востоке страны позволило организовать новый крупный промышленный нефтегазовый район, обеспечить выход топлива на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
На Дальнем Востоке сосредоточено более 1,8 млрд т начальных суммарных ресурсов нефти на суше и более 8,2 млрд т на шельфе.
Большинство нефтяных месторождений Дальнего Востока носят комплексный характер, так как они содержат нефть, газ, конденсат, что позволяет развивать нефтехимию.
Основные углеводородные ресурсы Дальнего Востока (83%) сосредоточены в акватории. По всем показателям резко выделяется шельф Северо-Сахалин-ской нефтегазовой области. В перспективе именно эта область будет определять развитие нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Достигнутая разведанность ресурсов углеводородов около 35%, она способна обеспечить добычу нефти в 15—20 млн т/год. [4].
На Дальнем Востоке можно выделить три района нефтегазадобычи: Северо-Сахалинский, Магаданско-Западно-Камчатский и Западно-Якутский.
Северо-Сахалинский район нефтегазодобычи содержит около 35% дальневосточных начальных суммарных ресурсов углеводородов и 97% начальных запасов нефти и газа; из 87 месторождений Дальнего Востока 72 (83%) открыто в этом регионе. Основой сырьевой базы района являются ресурсы шельфа, где уже открыто 11 месторождений из них 5 крупных по нефти и газу. Полномасштабная добыча нефти на Дальнем Востоке ведёт-
Рис. 1. Районы нефтегазодобычи на Востоке России [3].
ся из месторождений Чайво («Сахалин-1») и Пильтун-Астохского («Сахалин-2»).
Магаданско-Западно-Камчатский района нефтегазодобычи может быть сформирован на базе ресурсов Западно-Камчатской и Северо-Охотской нефтегазовых областей, составляющих 30% от суммарных ресурсов Охотской нефтегазовой провинции. Значительная часть (78%) западно-камчатской акватории отлицензирована и здесь ведутся нефтегазопоисковые и сейсморазведочные работы, которые начались в 2005 году. Лицензия на освоение Западно-Камчатской
провинции принадлежала «Роснефти», которая работала вместе с корейской компанией. Несмотря на западные санкции, «Газпром» намерен продолжить осваивать на магаданском шельфе пять месторождений уже самостоятельно, без сторонних иностранных компаний. «Газпром» и «Роснефть» сталкиваются с одной и той же проблемой — низкой изученностью акватории. Это стало причиной провала по освоению чукотского шельфа. Эта же причина мешает найти инвесторов для проектов «Анадырь — 1,2,3». Поэтому, в условиях санкций и дефицита инвестиционных вло-
жений, Магаданско-Западно-Камчатский район нефтегазодобычи, в отличие от Северо-Сахалинского района нефтегазодобычи, остаётся таким же перспективным, но не освоенным [4].
Западно-Якутский район нефтегазодобычи содержит 38% всей нефтедобычи на Дальнем Востоке. Только на Талаканском месторождение в 2015 году было добыто около 8 млн. тонн нефти. Разрабатываются, и готовиться к эксплуатации нефтяные скважины таких месторождений как: Среднебоутобинское, Таас-Юрях-ское, Северо-Талаканское, Алинское и Восточно-Алин-ское. Всё это позволило Западной Якутии нарастить добычу нефти в районе с 5,5 млн. тонн в 2011 году, до 10 млн. тонн в 2015 году (табл. 1, рис 3).
На рисунке 1, выделены три района нефтегазодобычи Дальнего Востока: Северо-Сахалинский, Магадан-ско-Западно-Камчатский и Западно-Якутский.
Таким образом, существующая структура минерально-сырьевой базы позволяет на Дальнем Востоке сформировать 3 района нефтегазодобычи. Чтобы поддержать достигнутый объем добычи на Д. Востоке (22 млн т/год) необходимо до 2022 г. прирастить 505 млн т.
Для стабильного развития нефтегазового направления необходимо проведение региональных работ и их финансовое обеспечение на федеральном уровне. Значительная часть планируемого объёма добычи нефти и газа должна быть обеспечена за счёт прироста запасов на вновь открываемых месторождениях. Для планируемого прироста запасов нефти необходимо открытие не менее 15 достаточно крупных месторождений. Даже при высоком коэффициенте удачи поиск и разведка таких месторождений потребует значительного объёма бурения — не менее 120 скважин (не менее 300 тыс. м проходки).
В последние годы увеличилась добыча углеводородного сырья на Дальнем Востоке. Мощным стимулом к освоению ресурсной базы и развитию добычи нефти на Дальнем Востоке стало строительство транспортной инфраструктуры: нефтепровода ВСТО и спецморнефте-порта в Козьмино, а также нефтепроводов «Северный Сахалин — Де Кастри», «Северный Сахалин — Южный Сахалин». Это позволило нарастить добычу нефти в регионе с 4,7 млн т в 2005 г. до 25 млн т в 2015 г.: Республика Саха (Якутия) — 9,4 млн т,Сахалин — 15,5млн т [7].
На Талаканском месторождении в Республике Саха (Якутия) в 2014 г. было добыто 7,7 млн т, или 88% добычи республики. В 2015 г. совокупный объем нефти, добытой компанией «Сургутнефтегаз» в Республике Саха (Якутия), превысил 8 млн т — за счёт разработки принадлежащих ей Талаканского, Алинского, Северо-Талаканского и Восточно-Алинского месторождений.
Рост нефтедобычи в Республике Саха (Якутия) был обусловлен также последовательным подключением ряда месторождений независимых нефтяных компаний к нефтепроводной системе ВСТО.
Рост добычи нефти на Дальнем Востоке связан с вводом в промышленную эксплуатацию в 2004 — 2005
гг. проекта «Сахалин-1» на шельфе Охотского моря и в 2009 г. — выходом на круглогодичную добычу нефти по проекту «Сахалин-2». После некоторого спада в 2009 — 2010 гг. на шельфах дальневосточных морей в 2011 г. возобновился рост добычи на проекте «Саха-лин-1», однако в 2012 г. падение составило 10% к предыдущему году (с 7,9 млн т до 7,1 млн т), а в 2013 г. добыча снизилась до 7,0 млн т. В начале 2015 г. на проекте «Сахалин-1» была начата добыча нефти с месторождения Аркутун-Даги, поэтому в 2015 г. она выросла на 1 млн т — до 8 млн т.
По проекту «Сахалин-2» и на континентальных месторождениях, разрабатываемых «Роснефть — Саха-линморнефтегазом», сохраняется отрицательная динамика добычи — в 2010 г. она составила 6 млн т, сократившись к 2015 г. до 5,2 млн т. [9]
Крупнейшие производители нефти на востоке России: контролируемые «Роснефтью» — «Ванкорнефть» и «Верхнечонскнефтегаз», а также «Сургутнефтегаз».
В 2012—2013 гг. произошло значительное увеличение доли «Роснефти» в текущей добыче нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Компания консолидировала 100% «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», владеющей лицензией на разработку Среднеботуобин-ского месторождения в Республике Саха (Якутия). С октября 2013 г. Среднеботуобинское месторождение введено в промышленную разработку и начаты поставки нефти по собственному нефтепроводу протяжённостью 169 км в трубопроводную систему ВСТО. Планируется достигнуть проектный уровень добычи нефти к 2018 г. — 5 млн т в год. Динамика добычи нефти на Дальнем Востоке, сведена в таблице 1.
Сегодня на долю «Роснефти» на Дальнем Востоке приходится 20% добываемой нефти. Поэтому основной прирост добычи нефти на востоке будет осуществляться, прежде всего, за счёт государственного монополиста.
В условиях значительного увеличения добычи нефти на востоке России возникает необходимость восстановления и расширения мощностей действующих заводов, строительства новых нефтеперерабатывающих заводов для региональных нужд и преимущественно экспортного назначения на Дальнем Востоке.
С ростом объёмов добычи нефти и газа на новых месторождениях все более остро встаёт вопрос утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). При неразвитой газотранспортной инфраструктуре специализирующиеся на добыче нефти компании ПНГ закачивают обратно в пласт или сжигают в факелах. Такая ситуация складывается на протяжении последних семи лет — с начала массовой добычи нефти в регионе и организации поставок в нефтепроводную систему ВСТО.
Переработку нефти на территории Дальнего Востока осуществляют два крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) — Комсомольский НПЗ (контролируемый «Роснефтью») и Хабаровский НПЗ (с 2014 г. контролируемый ОАО «Независимая нефтяная
2011 2012 2013 2014 2015 доля, % 2015/2014
5602 6806 7645 8815 9455 39 107
5385 6599 7218 7729 8372 35 108
17 20 229 907 875 4 96
112 95 104 84 125 1 149
84 87 88 86 76 0 89
4 4,4 4,2 4 2,6 0 65
0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 — 59
15234 14085 13886 14251 14539 61 102
7892 7090 7009 7625 8073 34 106
5759 5509 5391 5301 5207 22 98
1516 1420 1423 1269 1207 5 95
68 65 63 56 53 0 94
20836 20891 21531 23066 23994 100 104
511420 518043 523297 526729 531875 101
4,1 4,0 4,1 4,4 4,5 103
Рис. 2. Нефтеперерабатывающие мощности нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке в 2000—2015 гг. [5].
Таблица 1. Добыча нефти на Дальнем Востоке тыс. т [5]. КОМПАНИИ
Республика Саха (Якутия)
«Сургутнефтегаз» (Якутия) «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» «Иреляхнефть» «Якутская ТЭК» « Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В 2014 г. с проектов СРП на экспорт в Южную Корею поступило 12,8 млн т нефти, что на 3% выше уровня предыдущего года. Основными покупателями нефти шельфовых месторождений острова Сахалин являются Южная Корея (6,6 млн т), Япония (3,6 млн т) и Китай (2,1 млн т).
В настоящее время, в связи с геополитическими событиями на Украине, в Сирии, с низкими ценами на нефть, из-за переизбытка её добычи странами ОПЕК и искусственным занижением, и введением санкций против России, экономика нашей страны несёт большие финансовые убытки. Экономика страны молодая и не совсем гибкая, каждый кризис приводит к резкому спаду всех экономических показателей. Поэтому задача России минимизировать зависимость своей экономики от реализации необработанного сырья и нефтедоллара. Развивать бизнес не только с европейскими партнёрами, но и с азиатскими (Китаем, Японией, Южной Кореей) на базе развития нефтегазового комплекса Дальнего Востока, а также активно принимать участие и взаимодействовать в торгово-экономических ассоциациях: Евразийское Экономическое Сообщество (ЕвраА-зЭС), БРИКС и др.
Ещё одним стимулом развития Дальнего Востока является геополитический фактор. Территория этого региона огромна — около 7 млн. км, а численность и плотность населения небольшая, соответственно 6,2 млн. чел и 1 чел на 1 км. В связи с этим регион слабо освоен, его темпы развития не соответствуют темпам развития стран АТР, куда стремиться Россия с учётом геополитических и экономических предпочтений.
«Сахалин-1» (порт Де-Кастри) 7,1 7,0
«Сахалин-2» (порт Пригородное) 5,5 5,4
Порт Козьмино (ВСТО) 16,3 21,3
Нефтепровод-отвод «Сковородино-Дацин» (ВСТО) 15,1 15,8
Нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» (Казахстан) — —
Способ поставок / Направление экспорта Морской транспорт через порты Де-Кастри и Пригородное (проекты СРП)
Южная Корея 6,6 6,4
Морской транспорт через порт «Козьмино» (ВСТО, «Транснефть»)
Южная Корея 1,0 2,1
Трубопроводный транспорт (ВСТО — «Сковородино-Дацин», «Атасу — Алашанькоу»
Всего (Китай) 15,1 15,8
Южная Корея 8 9
В этой связи перед правительство Российской Федерации для дальнейшего развития Дальневосточного района стоят ряд задач: первая — связанна с формированием инфраструктуры нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке с привлечением своего и иностранного капитала и развивать экономику этого региона. Вторая — повышение надёжности сырьевой базы углеводородов, которая является основой устойчивого роста добычи нефти в долгосрочной перспективе и приоритетным направлением развития нефтегазового комплекса региона. Повышение надёжности сырьевой базы возможно только путём увеличения объёма геологоразведочных работ (прежде всего глубокого бурения) и его финансирования не только в зоне активного недропользования вдоль трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), но и на перспективных слаборазведанных территориях. Третья — наладить контакты и поставки не просто сырья, а переработанных углеводородов и развитие химической промышленности, и четвертая задача это геологоразведочные работы, для обеспечения непрерывного уровня добычи углеводородов.
Итак, в 2009 году Россия выполнила одну из задач и построила нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО-1). Протяжённость нефтепровода составила 2694 км по маршруту «Тайшет — Усть-Куг — Та-лаканское месторождение — Ленск — Олекминск — Алдан — Тында — Сковородино», а мощность — 30 млн т в год. В 2012 году сдана вторая очередь «ВСТО-2»: «Сковородино — спецнефтепорт Козьмино». К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн т в год. Начиная с декабря 2010 года, организованы поставки нефти по нефтепроводу «Россия — Китай» по маршруту «Сковородино — Дацин» [11].
1. Алексеенков С.О. Топливно-энергетический комплекс России. Проблемы и тенденции развития рынка: монография / С.О. Алексеенков; под ред. Г.М. Ка-зиахмедова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. — 103с.
2. Галичанин E.H. Восточные энергетические проекты России и международное сотрудничество // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО-Университет, 2007.
3. Герт А.А. Сырьевая обеспеченность нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан / А. А. Герт, П. Н. Мельников, О.Г. Немова и др. // Регион: экономика и социология. — 2006. — №4.
4. Григоренко Ю.Н. Минерально-сырьевая база и перспективы развития центров нефтегазодобычи Востока России / Ю.Н. Григоренко, Л.С Маркулис, И.А. Куш-мар // Нефтегазовая геология. Теория и практика — 2007. — №2. — С. 1—11.
5. Инфо ТЭК. Ежемесячный аналитический бюллетень. №1. 2000—2015 гг.
Важным проектом инфраструктурной составляющей на Дальнем Востоке, является строительство газотранспортной системы (ГТС) «Сила Сибири». В 2012 году компания ОАО «Газпром» приняла инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток», а также строительство объектов по переработке газа в Белогорске.
Газодобыча в Якутии и Иркутской области будет развиваться в едином комплексе, в Якутии на базе Чаяндинского месторождения (запасы 1,2 трлн м), а в Иркутской области на базе Ковыктинского месторождения (запасы 1,5 трлн м). На первом этапе построят магистральный газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток», а на втором — Иркутский центр соединят газопроводом с Якутским центром. Маршрут «Силы Сибири» пройдёт вдоль трассы «ВСТО», что позволит снизить затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Протяжённость газопровода составит 4000 км («Якутия-Хабаровск-Владивосток» — 3200 км, «Иркутская область-Якутия — 800 км), производительность — 61 млрд м в год. Ввод в эксплуатацию первой части газотранспортной системы «Сила Сибири» планируется на 2017 год.
Таким образом, развитие Дальнего Востока — это социально-экономическая и геополитическая задача нашего государства. Близость к странам АТР и наличие природно-ресурсного потенциала обуславливает привлекательность региона для инвестирующих компаний стран Азии. Поэтому, на наш взгляд, государство должно искать способы развития производительных сил важнейшего региона страны.
6. Коржубаев А.Г. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и Дальнего Востока и прогноз экспорта нефти и газа из России на Тихоокеанский рынок / А.Г. Коржубаев, И.А. Соколова, Л.В. Эдер // Бурение и Нефть — 2009. — №12. — С. 3—14.
7. Проект расширения пропускной способности второй очереди магистрального нефтепровода ВСТО URL: / http://yakutiaprime.ru/ekonomika/13832 Дата обращения 01.05.2016.
8. Рыжова А. Нефть и газ Сахалина: проекты на шельфе // Нефть и газ в энергетике. 2008. — №5(97). — С. 45.
9. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 360 с. — (Бакалавриат).
10. Эдер А.В. Нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: тенденции, проблемы, современное состояние / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, С.А. Моисеев // Бурение и Нефть — 2015. — №12. — С. 3—13.
Сведения об авторах:
Волгин Александр Владимирович,
кандидат географических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географо-экологического факультета МГОУ,
Нефтеносные районы мира
Нефтеносные районы мира локализованы в странах, добывающих, перерабатывающих и экспортирующих ценный стратегический энергетический ресурс.
К государствам, поставляющим крупные партии нефти на мировой рынок, относятся:
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Иран, Ирак;
- Саудовская Аравия;
- Алжир;
- Катар;
- Российская Федерация;
- Норвежская Республика;
- Объединенное Королевство Великобритания;
- Канада;
- Мексика;
- Нигерия.
Рис.1 Структура экспортеров нефти.
Экспортеры нефти чувствуют себя на рынке энергоресурсов наиболее свободно. Запасы нефти на территории этих государств являются доказанными с геополитической точки зрения. Тем не менее, на сегодня имеются страны, где месторождения находятся на стадии открытия, мониторинга и потенциальной разработки.
Доказанные запасы в нефтеносных районах мира
Нефтегазоносные районы мира предлагают рынку международных отношений объем углеводородного ресурса, который был проанализирован с инженерной и геологической точки зрения.
После серии экспертных технических исследований количество добываемого горючего из залежей имеет надлежащую степень рентабельности. Это значит, что откачанные объемы нефти приравняются или превысят номинальные и принесут прибыль нефтедобывающему предприятию.
Промышленные районы с доказанными запасами нефти и функционирующими скважинами подразделяются на категории А, В и С.
Рис.2 Нефтяное месторождение в разрезе
- Месторождения категории А представлены залежами, исследованными с предельной точностью во время разработки. В информационных документах о месторождениях данной категории имеются сведения о физических параметрах залежей, производительности, кратности изменения коллекторских характеристик, качественном и количественном составе нефти.
- Нефтеносные районы категории В образовались на основе получения индустриальных протоков «черного золота» в скважинах на разных гипсометрических обозначениях с благоприятными геофизическими данными и керном. Имеются детально изученные размеры месторождений, производительная мощность скважин, насыщенность продуктивных пластов, химический состав нефти.
- Категория С районов, о которых сведения сформировались на базе притоков энергоресурса и испытательной апробации пластов каждой скважины в отдельности. Запасы в таких месторождениях изучаются путем геофизического исследования тектонических особенностей литосферы, благоприятной для залегания нефти.
Доказанные запасы отдельных месторождений объединяются в провинции, промышленные районы, области, производительность которых влияет на динамику валового внутреннего продукта страны.
Российские нефтеносные районы
Нефтеносные районы мира имеют в своем статистическом количестве весомый процент сосредоточенных на территории Российской Федерации провинций ценного энергоресурса.
Разработанные и действующие бассейны нефтедобычи представлены:
- Тимано-Печорским районом;
- Волго-Уральским;
- Прикаспийским;
- Западносибирским;
- Мезенским промышленным районом.
Рис.3 Доля РФ в мировой структуре нефтяных запасов
Доказанные запасы нефтяного ресурса в этих бассейнах составляют 80,0 миллиардов баррелей. Это обуславливает, то, что почти 5% мирового запаса нефти (рис. 3) сосредоточены на территории Российской Федерации.
Многие представители крупных компаний из разных нефтеносных районов мира участвуют на выставке «Нефтегаз».